МО: «Повышение профессиональной компетентности учителя в рамках ведения системно- деятельностного подхода»



Скачать 176.22 Kb.
Дата12.02.2016
Размер176.22 Kb.
Отчёт

методического объединения учителей начальных классов

за 20011/2012 уч. г.

Руководитель – Кашина О.В.

Тема работы МО: « Повышение профессиональной компетентности учителя в рамках ведения системно- деятельностного подхода».

Цель деятельности: создание условий, способствующих повышению профессионализма учителя, а следовательно и качества образования.

ЗАДАЧИ:

  • Оказание помощи учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в развитии современного стиля педагогического мышления.

  • Изучение и внедрение новых педагогических технологий и интенсификация учебного процесса.

  • Ознакомление с достижениями передовой педагогической практики с целью повышения научного уровня учителя.

  • Создание условий для повышения и совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов.

  • Стимулирование активности педагогов, вовлечение их в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную, научно- исследовательскую деятельность.

  • Создание условий для активизации познавательной деятельности и повышения уровня качеств знаний и умений учащихся путём повышения эффективности педагогического процесса.

  • Выявление и обобщение передового педагогического опыта в работе учителей начальных классов.

  • Расширение совместной деятельности начальной школы с ОБЭЦ и МОУ ДОД № 20. Участие в конкурсах, способствующее позиционированию школы на рынке образовательных услуг; создание положительного имиджа школы.

  • Психологическое сопровождение учебного процесса.

Современная школа в условиях модернизации образования нуждается в «новом» типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Поэтому, основной научно- методической темой, над которой работал весь коллектив МО учителей начальных классов, была тема «Повышение профессиональной компетентности учителя в рамках ведения системно-деятельностного подхода»



Целью работы МО была прежде всего, корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного развития процесса обучения, его постоянного саморазвития и самосовершенствования.

Работа методического объединения начальной школы была подчинена основным проблемам:



  • Изучение и внедрение УМК «Школа XXI века»;

  • Апробация новых технологий контроля и оценки образовательного процесса в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения;

  • Стандартизация образования, обеспечивающая качественный его уровень;

  • Повышение квалификации кадров.

Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Поэтому МО ставило перед собой следующие задачи:

  • Оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;

  • Изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта;

  • Овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания;

  • Совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса;

  • Систематическое знакомство с достижениями науки, с педагогической и научно-популярной литературой.

В работе МО оптимально сочетаются:

коллективные формы: индивидуальные формы работы:

работа над единой - консультирование

методической темой ОУ. - стажировка

- наставничество

- самообразование

- работа над личной творческой темой.

В текущем году были проведено 5 заседаний методического объединения по темам:



1

Организация образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования в 2011/2012 году рамках введения ФГОС второго поколения

Знакомство с документами и материалами, обеспечивающими реализацию стандартов второго поколения

Август

2

Преемственность работы учителей начальной средней школы

Особенности адаптации первоклассников к условиям школы.

Проблемы преемствен-ности и перспективности в обучение начального и среднего звена.



Ноябрь

3

Развитие учебной мотивации как способ повышения эффективности обучения

Работа с мотивированными учащимися


Январь

4

Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе

Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели и особенности формирования


Март

5

Пути совершенствования образовательного процесса в начальной школе

Подведение итогов года. Анализ работы Мо учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня

Май


- В рамках внедрения ФГОС второго поколения учителя 1 классов работают по программе «Школа XXI». Были проведены 4 диагностических обследования учащихся для определения уровня обученности первоклассников.



- Учителя 2 и 3 классов работаю по программе «Планета Знаний»; 4 классов – «Школа России», «Школа 2100».

Банк данных педагогов.

п/п

Ф.И.О. педагога

Категория педагога

Класс



Ваисова Раиса Мухамедовна

Без квалификационной категории

2 «А»



Калебабина Елена Александровна

Первая

4 «Б», 1 «В»



Кашина Ольга Владимировна

Без квалификационной категории

4 «А»



Медведева Нина Ивановна

Высшая

3 «А»



Микунова Нина Максимовна

Высшая

3 «Б»



Орешникова Валентина Николаевна

Без квалификационной категории

1 «Б»



Писаренко Лидия Вдадимировна

Первая

2 «Г»



Полякова Ольга Анатольевна

Без квалификационной категории

1 «Д», 2 «Б»



Рахматуллина ДиляраХамитовна

Высшая

3 «В», 4 «Г»



Романова Екатерина Александровна

Первая

2 «В»



Рындина Надежда Александровна

Первая

4 «В»



Шишенкова Ирина Михайловна

Высшая

1 «Г», 3 «Г»



Шустова Наталья Владимировна

Первая

больница



Яхьяева Найля Дамировна

Без квалификационной категории

1 «А»

Итоги реализации учителями МО тем самообразования


№ п/п

ФИО учителя

тема самообразования

Реализация темы самообразования

1


Калебабина Е.А.


«Совершенствование методов и форм работы по развитию речи младших школьников»


Проведение мастер- класса в рамках взаимопосещения педагогами коллег.


2

Каргина С.А.

«Развитие письменной речи в начальной школе»




3

Кашина О.В.

«Развитие логического мышления на уроках в начальной школе в рамках реализации нового стандарта»


- Разработка урока в методическом журнале «Начальная школа» (№ 14 2011г.);

-Статья на сайте http//nayrok.ru

-Проведение мастер- класса «Использование кейс-метода на уроке окружающего мира»

-выступление на областном семинаре на базе МБОУ «Зензелинская СОШ» Лиманского района «Новый стандарт- гарант качества образования»



4

Микунова Н.М.

«Мониторинг в начальной школе»

-Использование при анализе ЗУН учащихся начальной школы;

-Выступление на областном семинаре на базе МБОУ «Зензелинская СОШ» Лиманского района «Новый стандарт- гарант качества образования»;

-проведение на базе начальной школы пр городского семинара «Развитие проектно-познавательной компетенции учащихся при переходе на новые образовательные стандарты»,


5

Медведева Н.И.

«Педагогические условия эффективности коммуникативно- организаторской деятельности учителя на уроках»




6

Орешникова В.Н.

«Формирование положительной мотивации в обучении младших школьников»

-Проведение внеклассного мероприятия «Прощание с букварём», пополнение методической копилки «Мой новый урок» разработками уроков, мероприятий по новым стандартам.

7

Писаренко Л.В.

«Развитие творческого воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

-Проведение внеклассного мероприятия «Астрахань в красках осени»


8

Полякова О.А.

«Развитие логических суждений младших школьников»

Защита проекта "Ерик Казачий просит защиты" на областном семинаре «Развитие проектно-познавательной компетенции при переходе на новые образовательные стандарты»;

-участие в городском конкурсе экологических проектов обучающихся начальных классов «Мир вокруг нас»



9

Рахматуллина Д.Х.


«педагогические условия развития творческой деятельности на уроках»

Защита проекта "Какая она, "земля" на областном семинаре «Развитие проектно-познавательной компетенции при переходе на новые образовательные стандарты»

10

Романова Е.А.

Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Защита проекта "Ерик Казачий просит защиты" на областном семинаре «Развитие проектно-познавательной компетенции при переходе на новые образовательные стандарты»;

-участие в городском конкурсе экологических проектов обучающихся начальных классов «Мир вокруг нас»-



11

Рындина Н.А.

«Фрмирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни»

-Проведение классного часа для параллели 4-классов «Привычки-хорошие и плохие».

-пополнение методической копилки «Мой новый урок» сценариями внеклассных мероприятий



12

Шишенкова И.М.


«Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие формирования учебно-познавательной компетентности»

- Статья на сайте http://forum.aspu.ru/viewtopic.

- Выступление на областном семинаре с проектом «Нас зовут космические дали»

- Программа кружка по творческому развитию младших школьников «Волгарёнок»;

-проведение агитбригады «Сказка о Кошке и Коте Василии, которые плохо учили противопожарные правила»;



Пополнение методической копилки разработками уроков по новым ФГОС

13

Шустова Н.В.

«Личностно-ориентированный подход на уроках в классах коррекции».




14

Яхьяева Н.Д.









Достижения учителей МО за учебный год:

  • Участие в работе педагогических советов: «Организация духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС». (Микунова Н.М., Кашина О.В.), «Новый стандарт- гарант качества образования. Работа начальной школы по новым ФГОСам) (Микунова Н.М., Кашина О.В., Рындина Н.А.);

  • - 27 октября 2011 года на базе начальной школы прошёл городской семинар «Развитие проектно-познавательной компетенции учащихся при переходе на новые образовательные стандарты», в котором участвовали следующие учителя:

  • - «Из опыта работы по развитию проектно-познавательной компетенции учащихся начальной школы при переходе на новые образовательные стандарты» - Микунова Н.М;

  • - фрагмент агитбригады «Юный спасатель» - Рындина Н.А.;

  • - презентация проекта «Какая она, Земля?» - Рахматуллина Д.Х.;

  • - мастер-класс по проекту «Ерик Казачий просит защиты» - Полякова О.А., Романова Е.А.;

  • - презентация программы кружка по творческому развитию младших школьников «Волгарёнок», итоговое занятие кружка «Волгаренок» по проекту "50-летию покорения космоса посвящается" - Шишенкова И.М.

  • Приняли участие в областном практическом семинаре «Новый стандарт- гарант качества образования.» на базе МБОУ «Зензелинская СОШ» Лиманского района зам.директора по УВР Микунова Н.М., Кашина О.В., Рындина Н.А., Яхьяева Н.Д.

  • Организация и проведение долгосрочного совместного проекта начальной школы «Детство-территория безопасности»;

  • Участие Микуновой Н.М. в проверке документов на президентский грант, имеет благодарственное письмо от директора ОАОУ СПО АСПК Л.Г. Волкова за сотрудничество в подготовке молодых учителей; благодарственное письмо от официального представителя III международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За ЖИЗНЬ-2012» Марутовой И.В. за участие воспитанников в конкурсе детского рисунка «Моя мама».

  • По решению Президиума редакционного совета Энциклопедии «Лучшие люди России» Микунова Н.М. является героем этой энциклопедии в рубрике «Доска почёта»;

  • Учитель начальных классов Кашина О.В. имеет благодарственное письмо от директора ОАОУ СПО АСПК Л.Г. Волкова за сотрудничество в подготовке молодых учителей;

  • Учитель Яхьяева Н.Д. приняла участие в работе областного молодёжного профсоюзного форума здравоохранения, образования и науки «ЗОВ-2012» и имеет диплом участника.

  • Подготовка участников городских олимпиад по русскому языку и математике (Кашина О.В., Рындина Н.А)

  • - Курсы по повышению квалификации прошли: Калебабина Е.А., Кашина О.В., Медведева Н.И., Романова Е.А., Полякова О.А., как учителя начальных классов; Микунова Н.М., как зам.директора.

  • - Яхьяева Н.Д. –обучается в АГУ.

  • - Учителя 1 классов Яхьяева Н.Д., Орешникова В.Н., Калебабина Е.А., Шишенкова И.М., Полякова О.А. прошли курсовую подготовку для работы с мультимедийной приставкой «МИМИО».

  • Учителя Микунова Н.М., Кашина О.В., Рындина О.В., Писаренко Л.В., Калебабина Е.А., Рахматуллина Д.Х., Яхьяева Н.Д. прошли курсовую подготовку по курсу «Особенности реализации ФГОС начального общего образования»;

  • Учителя Микунова Н.М., Кашина О.В., Рындина Н.А. прошли курсовую подготовку по курсу «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».


Печатные работы:

  • Урок «Безударные гласные в корне слова» в методическом журнале для учителей начальной школы «Начальная школа» (№14) (Кашина О.В.)

  • Публикация учебно-методического материала( урок русского языка в 4 классе, урок окружающего мира в 4 классе, КТП УМК «Школа России») на сайте htt://nayrok.ru (Кашина О.В.)

  • Учителя Микунова Н.М., Кашина О.В., Рындина Н.А., Калебабина Е.А., Рахматуллина Д.Х., Писаренко Л.В., Яхьяева Н.Д. разместили разработки уроков по новым ФГОС на сайте образовательного портала Опен-класс.


Изучение состояния преподавания предмета:

  • 1) отчет о прохождении учебных программ - учебная программа всеми учителями выполнена.

  • 2) итоги участия школьников в олимпиадах, конкурсах, участие в школьных олимпиадах:


Мероприятия


Уровень

класс


Ф.И.О.

учащегося

Резуль-тативность


Учитель

Олимпиада

по математике



школьный




Грицкевич Е.

Карпенко Н.

Аккалиева З.


1

2

3




Рындина

Кашина


Калебабина

Олимпиада по

русскому языку



Школьный




Карпенко Н.

Аккалиева З.

Торсуков А.


1

2

3




Кашина

Калебабина

Рындина


Олимпиада

по математике



Городской



Грицкевич Е.

участие

Рындина

Олимпиада по

русскому языку



Городской



Карпенко Н.

участие

Кашина

Конкурс «Русский медвежонок»



Школьный



Федотов В.

Жиляков И.

Никитина Е.


1

2

3



Рахматуллина

Кашина


Кашина

Международный конкурс «Золотое Руно»

международный





Смоленцева К.

Киселёва А.

Крылова Я.

Кучин А.


Сергеева Л.

Бузарова Ю.

Завьяловская В.


1 место в России

Микунова

Шишенкова

Калебабина

Рахматуллина



Городской экологический конкурс

Городской






участие

Полякова

Романова


Всероссийский Интернет-конкурс «В мире прекрасного»

Международный



Большов В.

Жабин Н.


Карпенко Н.

Кузяев М.



1 место

Кашина О.В.

Анализ состояния учебно- материальной базы:

Кабинеты начальной школы 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 38, 41. Во всех кабинетах в наличии аудиовизуальные средства, ТСО, таблицы, дидактический материал, который систематизирован и описан. В кабинетах имеются паспорта и перспективные планы развития кабинетов. Учителя начальных классов продолжили работу по улучшению материально-технической базы кабинетов: обновлены и приобретены дидактические материалы и таблицы. В кабинетах 16, 17, 18, 20, 21 - сменили двери; 18, 21 - сделали ремонт; 38 - установили пластиковые окна и постелили линолеум. В кабинетах 18, 17, 21, 38, 41 установлены интерактивные доски, эти кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием. В кабинетах № 20 имеется компьютер, в кабинете № 16 компьютер, мультимедийный проектор.



Анализ слабых и сильных сторон работы МО :

В текущем учебном году членами МО учителей начальных классов были спланированы, намечены и реализованы пути повышения педагогического мастерства через посещение уроков коллег, изучение и обсуждение периодической педагогической литературы, участие в заседаниях МО, педсоветах. Наиболее удавшейся в этом учебном году является работа по составлению и проведению комбинированных проверочных работ по новым федеральным стандартам в 1 классе, тестовых работ в выпускных 4 классах и итоговых аттестационых работ по литературному чтению во всех классах начальной школы. В связи с этим была разработана система оценивания в соответствии с ФГОСами.

В начальной школе идёт поиск новых активных форм и методов работы по повышению профессионального мастерства педагогов. В практику работы вошли:


  • Творческие отчёты учителей;

  • Коллективный анализ проблемы на заседаниях МО;

  • Обмен опытом работы по теме самообразования.

Хорошо просматривается на протяжении многих лет положительные моменты в вопросе сотрудничества учителей внутри МО. Прежде всего, это оказание методической помощи, консультации по вопросам календарно – тематического планирования, собеседование по содержанию учебных программ, УМК, консультации по ведению школьной документации, собеседование по нормам оценивания ЗУН учащихся начальной школы.

Необходимо в новом учебном году пристальное внимание уделить работе по повышению педагогического мастерства и компетентностей учителей начальных классов. Организовать взаимопосещение коллегами уроков с целью выявления новых педагогических находок, вести работу по публикации своих наработок в печатных изданиях, Интернет-ресурсах, организовать сотрудничество с АИПКИП для проведения городских, областных семинаров. Активно принимать участие в городских конкурсах, НПК.

Оценка работы МО
Таким образом, проделанная и проанализированная за 2011/2012 учебный год работа, дает возможность сделать следующие выводы:


выводы, что учащиеся начальной школы получили базовый уровень знаний и справились с программным материалом.

  • Программный материал выполнен по всем предметам во всех классах.

  • Учащиеся начальной школы принимали участие в конкурсах, олимпиадах, занимали призовые места.

План работы МО учителей начальной школы в целом выполнен, успешная реализация поставленных целей и задач, выполнения функциональных обязанностей, помогла привести учителей к высотам педагогического мастерства.

В дальнейшем рекомендуется:



  • учителям изучить требования к анализу современного урока;

  • использовать современные подходы в проведении уроков и их обсуждения в рамках работы МО;

  • спланировать проведение методических недель с целью стимулирования пед. коллектива к повышению педагогического мастерства;

  • провести презентацию открытых уроков по методической теме или теме самообразования, педагогических идей.

Комплексный характер плана воспитательной работы 2011-2012 года проявил себя в разнообразии содержания и форм работы, направленности на развитие многообразных интересов и способностей детей, включении каждого школьника в разные виды деятельности. Необходимо продолжить активную внеурочную деятельность, поскольку она имеет огромное положительное значение для развития и воспитания младших школьников. Особое внимание следует уделить ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. В текущем учебном году классными руководителями была поставлена и успешно реализована цель развития коммуникативного общения, познавательных способностей. В следующем учебном году спланировать мероприятия, материал которых был бы проникнут уважением к прошлому и традициям народа, основан на исторических знаниях своего города.


Направления работы МО в 2011/2012 учебном году:

  1. Продолжить работу по переходу к базовому плану стандартов второго поколения.

  2. Продолжить работу по проектной деятельности в начальной школе.

  3. Провести в ноябре городской семинар по обмену опытом реализации ФГОС по теме «Новый стандарт- гарант качества образования»

  4. Продолжать использовать при проверке ЗУН тестирование.

  5. Использовать при написании проекта уроков технологической карты- нового вида методической продукции в соответствии с ФГОС второго поколения.

  6. Продолжить работу по организации взаимопосещения уроков в начальной школе с целью выбора наиболее эффективных методов и приемов при обучении и воспитании школьников, повышение уровня базовых компетенций учащихся.

  7. Пополнять методическую копилку разработками уроков и внеклассных мероприятий в рамках реализации ФГОС.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница