Многобальной системы оценки уровня знаний и физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры Владимир Алексеевич Миков На сайте с



Скачать 30.45 Kb.
Дата25.04.2016
Размер30.45 Kb.
Введение многобальной системы оценки уровня знаний и физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры

Владимир Алексеевич Миков

фото пользователя владимир алексеевич миков

На сайте с: 25/10/2010

пользователь в офф-лайн. последнее посещение 28 недель 1 день назад.

 

Индивидуальной особенностью своей работы по оценке качества образования считаю приоритетное использование  модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов учащихся.



Данную систему оценивания деятельности учащихся гимназии применяю с целью повышения интереса гимназистов к занятиям физической культурой. Благодаря этому удается реализовать следующие актуальные задачи:

  • повышение стимулирующего воздействия школьной оценки;

  • создание более благоприятного эмоционального фона оценивания;

  • дифференцирование школьной оценки;

  • разработка критериев оценивания умений и навыков учащихся по предмету «физическая культура» по десятибалльной шкале;

  • повышение объективности в оценивании деятельности учащихся на уроках физической культуры;

  • привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Модульно-рейтинговую систему применяю с 5-го по 11-й классы. В основе ее – индивидуальный подход к каждому учащемуся: учет возрастных особенностей, морфофункциональных качеств, физического развития.

В процессе урока веду поминутный контроль за деятельностью учащегося. Оцениваю по десятибалльной шкале 5 основных позиций: внешний вид, дисциплина, активность, выполнение учебной нагрузки, сдача контрольных нормативов.

Учебным модулем является каждый раздел программы: спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика.

Если учащийся имеет соответствующую спортивную форму, на уроке активен, справляется с учебной нагрузкой, контрольные нормативы выполнены им на оценку «отлично», то его рейтинг за урок составляет 10 баллов.

Использую систему дополнительных и штрафных баллов.

Дополнительные баллы (+5 баллов) даются учащемуся за:



  • помощь учителю;

  • подготовку и уборку спортивного инвентаря;

  • выполнение большего объема учебного задания;

  • активность в течение урока;

  • хорошую дисциплину.

Гимназисты также могут получить дополнительные рейтинговые баллы за участие в спортивной жизни школы, выступая на соревнованиях, турнирах, конкурсах, участвуя в предметной олимпиаде.

  • за участие в школьных соревнованиях +10 баллов за каждое соревнование;

  • за участие в районных соревнованиях +20 баллов за каждое соревнование;

  • за участие в областных соревнованиях +30 баллов за каждое соревнование.

Кроме того, за сдачу зачета на результат, превышающий оценку «5» для данного возраста, также начисляются дополнительные баллы. Например, прыжок в высоту способом «перешагивание»: если ученику 8-го класса на оценку «5» нужно прыгнуть 120 см, то за 5 см сверх норматива ему начисляется по 10 баллов.

Штрафные баллы назначаются за:



  • несоответствие спортивной формы (– 2 балла);

  • пропуск урока без уважительной причины (– 3 балла);

  • нарушение дисциплины (– 3 балла);

  • сдачу контрольного норматива на оценку «хорошо» (– 1 балл);

  • сдачу контрольного норматива на оценку «удовлетворительно» (– 2 балла);

  • сдачу контрольного норматива на оценку «неудовлетворительно» (– 5 баллов).

Вычитание баллов из суммы набранных производится в том случае, если учащийся пропустил занятие без уважительной причины – 10 баллов, за каждое пропущенное занятие.

В итоге за урок учащийся может получить следующие оценки:

«5» («отлично») – за 90% набранных баллов (от максимума);

«4» («хорошо») – за 70% набранных баллов;

«3» («удовлетворительно») – за 50% набранных баллов.

Итоговая оценка за модуль выставляется учащемуся по аналогичной шкале. Итоговая оценка за год выставляется по сумме баллов за четверти или полугодия (модули).

За год ученик набирает определенную сумму баллов и соответственно ей получает годовую оценку: «3» – 200–399 баллов; «4» – 400–699 баллов; «5» – 700 и более. Недостающие баллы учащиеся могут набрать на дополнительных занятиях по физической культуре.

В течение года учащемуся предлагается сдать 10 нормативов, которые взяты из школьной программы, регионального компонента, президентских тестов.

Нормативы определяют уровень физической подготовки, но какой-либо норматив гимназист может не сдавать, не боясь при этом получить «двойку» и вызвать насмешки и неудовольствие товарищей, потому что за несданный норматив отметка просто не ставиться.

В зависимости от результата, показанного при сдаче норматива, ученик получает традиционную отметку – «2», «3», «4», «5» и соответствующее ей количество баллов: «2х20», «3х30», «4х40», «5х50».

Если ученик сдает норматив на «5» с первой попытки, то за каждую неиспользованную (а всего их, как сказано выше, 3) ему начисляется по 25 премиальных баллов. Итого – 100 баллов. Даже сдав норматив на «5» со второй попытки, школьник все равно получает 25 дополнительных баллов. Неиспользованные попытки можно реализовать и в IV четверти, если, конечно, перед ними не стоит «5», тем самым изменить итоговую оценку в лучшую сторону.

Каждый контрольный норматив является показателем физической подготовленности, но чтобы исключить работу школьников только на сдачу норматива, в течение четверти предусматриваю сдачу обязательных зачетов согласно школьной программе. За сдачу зачета на «5» учащемуся начисляю +20 баллов, на «4» – без изменения (ставится «зачет»), на «3» – из суммы баллов вычитаю 10 баллов, на «2» – 20 баллов. За отказ от выполнения упражнения – 30 баллов.

Практика оценивания знаний учащихся по рейтинговой системе показывает, что данная система способствует успешной социальной адаптации учеников в социуме класса и гимназии.

Результаты социологических опросов гимназистов показали оптимизацию психологического климата на уроках физкультуры, где дети чувствуют себя более комфортно, так как требования соответствуют их физическим возможностям. Стало меньше пропусков уроков по неуважительной причине. Повысилась дисциплина, самоорганизация учащихся, возросла степень уверенности учащихся в своих силах, особенно у детей с низким уровнем физического развития, появилась потребность в самостоятельных занятиях. Возрос интерес к занятиям в спортивных секциях, в которых стали заниматься более 50% учащихся по сравнению с 32% до введения данной системы оценивания.

Применение модульно-рейтинговой системы оценивания при дифференцированном подходе к уровню физического развития учащихся позволило повысить их интерес к занятиям физической культурой, что особенно важно для формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения. Полученные результаты показывают улучшение отношения учащихся и их родителей к ситуации оценивания знаний и умений школьников, обычно достаточно болезненной для многих. Деятельность каждого учащегося оценивается объективно, происходит стабильный рост качества знаний учащихся при стопроцентной успеваемости.

Для оценивания физической подготовленности учащихся использую комплексную оценку, определяемую как сумму баллов, набранных в тестовых упражнениях. Баллы в каждом тестовом упражнении начисляются в соответствии с многобалльной оценочной шкалой, однако оценочная шкала может быть построена по-разному. Для этого использую авторскую альтернативную оценочную шкалу выполнения тестовых упражнений Валентина Спирина.

При разработке такой оценочной шкалы физической подготовленности учащихся учитываю:

1. Объемные показатели для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, заложенные в государственном стандарте общего образования по физической культуре.

2. Цели, на достижение которых направлена реализация объемных показателей для общеобразовательных учреждений Российской Федерации государственного стандарта общего образования по физической культуре.

 3. Оценочные нормативы тестовых упражнений, используемые на сегодняшний день в программах, рекомендованных для учебных заведений.

4. Временные, физические и психические нагрузки, вызванные объемными показателями и требованиями качественного освоения программного материала по другим дисциплинам учебного плана.

5. Индивидуальность учащихся, позволяющую повысить их мотивацию при выполнении тестовых упражнений.

Преимущества данной системы начисления очков в многобалльной оценочной шкале в:


  • оптимальном развитии основных двигательных качеств у учащихся, психических процессов, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.

  • создании не только здоровьесберегающей, но и здоровьеукрепляющей среды в образовательном учреждении, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физическими упражнениями.

  • обеспечении надежной физической и психической готовности к учебной деятельности.

  • реализации природной одаренности учащихся по другим предметам учебного плана.

В связи с этим каждому тестовому упражнению

  • определяю граничные результаты;

  • выделяю зоны. Низкой зоне соответствуют результаты тестовых упражнений, оцениваемые отметкой «3». Средней зоне – отметками «4,5» и выше, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет эта зона доходит до нормативов I юношеского спортивного разряда. Высокая зона для данной возрастной группы соответствует нормативам III взрослого спортивного разряда, супервысокая зона – II и I взрослых разрядов;

  • устанавливаю стоимость единицы измерения (количество очков, начисляемое за изменение результата на единицу измерения: 1 повторение, 1 см, 1 сек. в беге на 1000 м или 0,1 сек. в беге на 60 и 100 м в каждой зоне) отличается от предыдущей (последующей) зоны. Так, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет улучшение на 1 сек. в беге на 1000 м, соответствующее низкой зоне оценочной шкалы, приведет к увеличению количества очков, набранных в данном упражнении, на 20. То есть, стоимость 1 сек. в низкой зоне – 20 очков. В средней зоне стоимость 1 сек. в беге на 1000 м составляет 36 очков, в высокой зоне – 11 очков, в супервысокой зоне – 6 очков. Стоимость единицы измерения (количество очков, начисляемое за изменение результата на единицу измерения: 1 повторение, 1 см, 1 сек. в беге на 1000 м или 0,1 сек. в беге на 60 и 100 м в каждой зоне) отличается от предыдущей (последующей) зоны.

Максимальное количество очков дается за улучшение результата в средней зоне. Прирост очков в этой зоне за одну единицу измерения значительно выше, чем в супервысокой зоне.

Уровень показателей физической подготовленности, соответствующий средней зоне оценочной шкалы, способствует успешному достижению целей, заложенных в государственном стандарте общего образования по физической культуре. Этот уровень физической подготовленности, как никакой другой, для большинства учеников гимназии позволяет не только удовлетворить биологическую потребность в двигательной активности, эффективно развивать основные двигательные качества, психические процессы, способствующие укреплению здоровья, расширению функциональных возможностей организма, но и успешно освоить объемные требования всего учебного плана.



Использование комплексной оценки и наличие зон позволяет компенсировать низкие результаты в одних упражнениях высокими – в других. Такой подход позволил до определенной степени учитывать морфофункциональные различия тестируемых, повысить мотивацию при выполнении тестовых упражнений, дифференцированно оценить результаты тестирования. В предлагаемой шкале в наибольшей степени поощряется прирост результата в средней зоне. Вместе с тем, она учитывает и индивидуальную высокую подготовку одаренного ученика.
Каталог: koiro -> RSMO -> DocLib45 -> %D0%94%D0%9C%D0%9E%2026.10.11
RSMO -> Урок в школе I. Урок как целостная система
RSMO -> Урок обж: типы уроков, их классификация и структура
%D0%94%D0%9C%D0%9E%2026.10.11 -> Учебные действия контроля и оценки Контроль и оценка
RSMO -> Структура процесса социального самоопределения личности
RSMO -> Т. А. Липаева Липаева Т. А. Принцип толерантности в русской философии // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук: материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. С. К
RSMO -> 1 Актуальность опыта


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница