Многими отечественными учеными раскрыта роль обучения в умственном развитии



Скачать 118,89 Kb.
страница1/2
Дата25.03.2018
Размер118,89 Kb.
  1   2

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При совершенствовании системы образования среднего профессионального звена, как показывает передовой опыт, необходимо опираться на знание индивидуальных особенностей обучающихся, направлять процесс их интеллектуального развития, который во многом сводится к развитию познавательных способностей.

В данной статье мы осветим проблему организации и принципов формирующего эксперимента по развитию познавательных способностей обучающихся в системе среднего профессионального образования. Теоретической основой нашего формирующего эксперимента является положение Б.М. Теплова о том, что способности не только проявляются и существуют в деятельности, они в деятельности создаются и в деятельности и развиваются. Наиболее адекватным изучением способностей может быть их изучение в процессе эффективного формирования (Б.Б. Коссов, В.П. Озеров и др.). Поэтому целью нашей работы явилась разработка с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся среднего профессионального звена эффективных методов и приемов формирования их познавательных способностей.

Многими отечественными учеными раскрыта роль обучения в умственном развитии. Рациональная организация всего учебно-воспитательного процесса в среднем профессиональном звене - это главный путь развития познавательных способностей. Исходя из необходимости повышения умственного развития и связанной с этим перестройки всех познавательных процессов, ученые выдвинули проблему повышения теоретического уровня обучения, ориентировку его на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.). В связи с этим обучение организовано так, что его содержание и методы являются развивающими. Однако, учитывая реальные проблемы и трудности в усвоении знаний, которые часто испытывают обучающиеся разных курсов, мы предполагаем, что специальными психологическими средствами можно значительно повысить уровень развития познавательных способностей у обучающихся первых курсов, что создает фундамент для более эффективной и качественной интеллектуальной деятельности обучающихся первых-четвёртых курсов колледжа. Для проверки названной гипотезы мы провели формирующие серии экспериментального исследования на первом этапе с контингентом обучающимися первых курсов, на втором этапе - с обучающимися четвёртых курсов. При формировании познавательных способностей мы руководствовались следующими принципами.

• Принцип единства развития психических процессов (познавательных компонентов способностей) обучающихся.

• Объединение воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на обучающихся.

• Преемственность и усложнение заданий и упражнений для развития познавательных способностей за счет введения материала увеличивающейся сложности.

• Повышение произвольности и сознательности при овладении приемами и методами, способствующими развитию познавательных способностей обучающихся.

Формой занятий выбран специально организованный игровой тренинг с системой игр, заданий и упражнений для развития внимания, восприятия, памяти и мышления учащихся. В последние годы предложено немало комплексов интеллектуальных игр (В.Н. Келасьев, Е.В. Заика и др.). В частности, Е.В. Заика отмечает, что подобные тренинговые занятия будут полезны всем учащимся, а в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и установлении связей между различными явлениями, в решении теоретических и практических задач, в выражении своих мыслей в речи.

При организации формирующего эксперимента мы также учитывали положение, что для успешного протекания учебной деятельности необходим не только определенный уровень умственного развития обучающихся, но и умение произвольно регулировать свою деятельность (З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина). Основа развития саморегуляции - становление у обучающихся процессов осознания своих индивидуально-психологических возможностей и особенностей, развитие у них «...мотивации готовности к усовершенствованию учебной деятельности» (Н.А. Менчинская). В связи с этим мы попытались создать у обучающихся мотивацию, побуждающую к усовершенствованию их знаний, актуализировав два ведущих мотива - мотив достижения успеха в учении и мотив учебных интересов. На наш взгляд, этому способствовало содержание и сама организация тренинговых занятий. Игровой тренинг предусматривает ситуацию эмоциональной раскованности и безопасности, непосредственного общения со сверстниками, что представляет, особенно для подростков, большую значимость. При выполнении необычных, занимательных заданий, предполагающих интеллектуальное совершенствование, с одноклассниками складываются гораздо более благоприятные условия для создания положительной мотивации учебно-познавательной деятельности. Это, по нашему мнению, повлияло на эффективное развитие и формирование познавательных способностей обучаемых. При проведении занятий соблюдались следующие принципы:

• Принцип гуманистической психологии во взаимодействии между членами группы, предусматривающий позитивное подкрепление всех идей и ответов учеников и максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.

• Создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности.

• Принцип развивающего обучения (A.M. Матюшкин): проблемность, диалогичность, индивидуализация.

Основным принципом при организации нашего формирующего эксперимента, как и диагностического исследования, является для нас принцип экспрессивности. Поэтому мы подобрали такие игры, задания и упражнения, которые в короткие сроки давали бы максимальный эффект развития. Их содержание мы почерпнули и различных психолого-педагогических источников (Е В. Заика, Е.И. Пертусинский, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия, Г.А. Урунтаева и др ) Большинство заданий мы модифицировали, адаптировав их к условиям нашего формирующего эксперимента, некоторые разработали сами. Мы сформулировали цель и направленность каждого задания продумали и составили развернутые инструкции. Для обучающихся 1 и 4 курсов мы предлагаем единое содержание формирующего эксперимента, рассчитанного на 20 занятий. При этом можно порекомендовать не использовать для подростков такие относительно легкие задания, как, например «Запрещенные движения», «Шифровка», «Сосчитай глазами» и др. Более сложные задания, типа «Формулирование определении» «Поиск аналогов» и др., можно не применять в тренингах для младших курсов. Для примера мы предлагаем календарный план занятий по формированию познавательных способностей обучающихся старших курсов




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница