Мкртчян Манук Ашотович



Скачать 409,26 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата25.04.2021
Размер409,26 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Мкртчян МА. Конец Великой дидактики великого Яна Амоса Коменского // Коллективный способ
обучения: научно-методический журнал. 2016. № 16. С. 3-15.


Мкртчян Манук Ашотович, д.п.н.
Конец Великой дидактики великого Яна Амоса
Коменского
Предисловие
В последнее время снова активизировались дискуссии по поводу современных проблем развития дидактики (см. [1] – [12]). Безусловно, это связано с теми проблемами и трудностями образовательной практики, с которыми общество сталкивается на современном этапе своего исторического развития. В дискуссиях затрагиваются самые разнообразные вопросы что такое дидактика, какова природа дидактического знания, сколько дидактик существует, в состоянии ли современная дидактика ответить на вызовы практики образования и т. п. Естественно, были неоднократные обращения к дидактике Яна Амоса Коменского. На одной из конференций В.А. Никитин обращал внимание на то, что дидактика средневековья до Яна Амоса Коменского, дидактика после Коменского и дидактика, которая рождается сейчас, – все эти три дидактики прекрасно работают, нона разные цели ив разных условиях. При этом средневековая дидактика на порядок мощнее последующих [7, с. 60]. Ян Амос Коменский, действительно, великий представитель человеческого рода. Этот гениальный мыслитель ив своих размышлениях, ив собственной жизнедеятельности руководствовался удивительно простыми и весьма богоугодными принципами. Например, водном из своих трудов О развитии природных дарований он говорит Ибо природа всех людей одна и та же. Если хорошо знаешь одного – знаешь всех если умеешь сделать образованным одного – сумеешь и всех [16, т. 2, с. А в другом месте, в работе
«Пампедия», заявляет « … нельзя не желать, чтобы все получили образование [16, т. 2, с. 382]. По одному поводу Коменский пишет Бойтесь быть учёным для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит Я желаю передать другим всё, что сам знаю. А также Я бы отверг мудрость, если бы она давалась под тем условием, чтобы держать её в себе и не распространять [14, с. 18]. Он сам жил поэтому принципу, что видно из тех писем, которые он получал от друзей «… так ревностно, мол, скрывает свои новшества Ратке, не желая никому раскрывать свою тайну – разве лишь в том случае, если какой-нибудь король купите за большие деньги. А разве так поступали апостолы, пророки, сам Христос Ты следуешь им, любезный Коменский, и все свои мысли всем раздаёшь бесплатно [16, т. 1, с. 26]. Хочется специально отметить, что нет ни малейшего намерения затрагивать жизнеценностные принципы, философские и особенно богословские взгляды Яна Амоса
Коменского. Исходная идея данной работы следующая произведение Великая дидактика Яна
Амоса Коменского по сути дела есть изложение концептуальных представлений вполне определённого способа организации обучения, который совсем неслучайно стал впоследствии общепринятым повсеместно и исторически проявился как общечеловеческий способ организации обучения. Эта концепция была разработана и реализована как ответ на призыв общества той эпохи. В этом плане современная дидактика должна быть противоположна дидактике Коменского, поскольку и задача, и ситуация сегодняшнего дня противоположны временам Коменского. В данной статье



Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница