Мкоу «Поворинская оош» «Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся» «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»



Скачать 134.8 Kb.
Дата23.05.2016
Размер134.8 Kb.
МКОУ «Поворинская ООШ»

«Программа обучения правилам безопасного поведения учащихся»

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Разработала:

Учитель физ. воспитания

Железнова Г.А.


2013-2014 уч.год

«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся Пояснительная записка

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

Содержание и организация воспитательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:


  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время приобрела особую актуальность.

В соответствии с этим разработана «Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся школы».

Цель программы – донести необходимые знания и помочь развить навыки по защите жизни и здоровья среди учащихся школы.

Задачи программы:

- повысить у учащихся уровень знаний по культуре безопасного поведения;

- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;

- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;

- развивать у учащихся умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации;

- воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия;

- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Участники программы: учащиеся 5-9 классов, учителя, медицинские работники, инспекторы ГИБДД, работники пожарной части и службы спасения.

Данная программа для учащихся строится на основных принципах воспитательной деятельности:


  • принцип педагогического стимулирования социальных проб - предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей;

  • принцип вариативности организации в работе с детьми - требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения. Пробуждение новых интересов.

  • принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - требует создания такого стиля отношений вклассах, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся. Организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования

  • толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение;

  • принцип нравственного обогащения социальной среды - требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек. Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды;

  • принцип развития самодеятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.

Предрасположенность детей к несчастным случаям в различных сложных жизненных ситуациях обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по формированию безопасной культуры поведения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:

Информационное – обучение учащихся Правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улице и дома.

Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики безопасного поведения.



Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы.
Для успешной реализации программы необходимо:

  • при планировании занятий предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасной культуры поведения;

  • оборудовать площадку для практических занятий;

  • организовать участие сотрудников ГИБДД, службы спасения, медицинских работников в проведении практических занятий;

  • разработать и внедрить систему соревнований на знание основных правил и мер безопасного поведения;

  • разработать для детей с самостоятельным посещением школы схемы безопасного маршрута.


Программное содержание

Схема деятельности субъектов профилактики безопасного поведения


Инспекторы ГИБДД

Учителя

Инструктор по пропаганде службы спасения

Медицинские работники


Беседы

Беседы

Медицинский осмотр




Экскурсии




Классные часы

Практические занятия




Витаминизация

Соревнования

Беседы




Дидактические игры

Просмотр видеороликов

ЛФК




Экскурсии




Выставки

Выставки







Конкурсы

Игры


Мониторинг: состояния здоровья, знаний правил дорожного движения, умений действовать в ЧС, определение уровня воспитанности, изучение социализированности



Внедрение здоровьесберегающих технологий
При планировании здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать:

Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в воспитательном процессе школы можно выделить следующие:

1. Медико-профилактические 

  • обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья воспитанников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ОУ

2. Физкультурно-оздоровительные 

  • направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.

3.  Образовательные 

  • воспитание культуры здоровья воспитанников, личностно-ориентированного воспитания и обучения (беседы, игры)

4. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка 

  • обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ОУ; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ОУ

5.    Обучения здоровому образу жизни 

  • технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.



Взаимодействие школы с учреждениями структуры службы спасения (пожарная часть г. Поворино)

Для успешной социализации воспитанников школы необходимо научить ребёнка находить правильные способы реагирования в различных чрезвычайных ситуациях.

Проблемой безопасности кроме образовательных учреждений озадачены и экстренные службы, работники которых проводят с воспитанниками профилактические беседы по безопасности.

Для их проведения были разработаны лекции, практические занятия, викторины по безопасности. Подготовлены презентации, наглядные материалы, а также нарезка видеоматериалов из архива службы спасения для иллюстрации разбираемых тем.



Работа с родителями.

Работа с родителями проходит на родительских собрания и праздниках по ПДД. На собраниях разбираются наиболее типичные ошибки детей при переходе дорог. Родители изучают памятки, брошюры, заполняют анкеты.


Регулярно проходят встречи с инспектором, на которых родителей знакомят с обстановкой в районе, родители вносят свои предложения по установке дорожных знаков в проблемных местах, разбираются причины ДТП, участниками которых становятся дети. Эти встречи являются очень продуктивными.

ПЛАН

мероприятий по воспитанию безопасной культуры поведения

на 2013-2014 учебный год

п/п

Наименование мероприятия

Срок

выполнения

1

Неделя ПДД

Беседы «Знай правила движения как таблицу умножения»

- классный час о дорожных знаках

«Я пешеход»

- выставка рисунков «Знаки дорожного движения для пешеходов»

- «Чтоб в вашем доме, не случилась беда, будьте с огнём осторожны всегда»

Практическое занятие

«Безопасный маршрут до школы»



Сентябрь

2

Беседы «Путешествие в

страну дорожных знаков», «Школа пешеходных наук» (знание дорожных знаков, сигналов светофора, загадки, разбор ситуаций на дороге)



Родительское собрание

«Все начинается с малого»

Соблюдение правил эвакуации при чрезвычайной ситуации в здании школы.

-Инструктажи по технике пожарной безопасности.

- «Пожарный – герои, он с огнём вступает в бой »
Экскурсия в пожарную часть

Г.Поворино



Октябрь

3

Беседы «Огонь-друг или враг»

«От чего может возникнуть пожар»

«Весёлый перекрёсток»

«Спортивная эстафета»


-«Первая медицинская помощь»

(практическое занятие)


Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность»

Ноябрь

4

Игра – эстафета:

«Школа светофорных наук»



Беседа о правилах пожарной безопасности «Пусть ёлка новогодняя вам радость принесёт»
Презентация меню «Правильное питание»

Декабрь

5

Игра викторина: «Азбука пешехода»

Беседа «Ожоги, обморожения» (меры предосторожности)

Беседа с инспектором ГИБДД.

Беседа «Горючие вещества»

«Что вокруг нас может быть опасным»



Январь

5.1

Классные часы по правилам безопасного поведения

«Мы-пешеходы». «Безопасность в доме», «Охрана здоровья».



В течение года

6

Развлекательная программа

«Дорожная наука»


Родительское собрание

«Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»


Транспортировка пострадавших (практическое занятие).

Беседа с инспектором ПЧ «Методика действий при пожаре»


Февраль

7

Беседа «Виды кровотечений. Остановка кровотечений»

«Путешествие в страну дорожных знаков»



«Чем опасен дым?»

«Криминогенные ситуации на улице»



Игра «Одежда по погоде»

Март

8

Конкурс рисунков «Улица полна неожиданности»

Родительское собрание

-«Безопасность на дороге»



Путешествие в страну Витаминию

Апрель

9


Праздник «На улице - не в комнате, об этом всегда помните!»

Конкуры

«Составление кроссворда»

«Нарисуй плакат»

«Придумай новый знак»

Переломы

Беседа «Правила поведения на природе»

«На железной дороге»

«Лесной пожар»

Май



Ожидаемые результаты программы
Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки

  • праздники

  • театрализованные представления

  • соревнования

  • конкурсы


В результате работы по данной программе учащиеся должны знать:

- о существовании и соблюдении правил безопасности жизнедеятельности;

- о правилах поведения пешеходов, велосипедистов на улицах сёл, города, о правилах дорожной грамотности и навыках безопасного поведения на дорогах;

- о способах оказания первой медицинской помощи;

- о видах необходимых витаминов и соблюдении правил правильного питания.
уметь:

- применять правила безопасности жизнедеятельности на практике;

- оказывать первую медицинскую помощь друзьям и близким;

- вызвать по телефону необходимую службу и дать полную информацию о ситуации;



- в художественной форме изображать и пропагандировать среди сверстников правила безопасности жизнедеятельности, выпускать агитационные плакаты.

Список литературы


  1. Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей. – М: Академический проект. – 2005.

  2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального

развития детей. – М., 1989.

  1. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/

  2. Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007 

  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  4. Соловьев В.Н. Педагогические, адаптационные и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5 – стр. 117-122




Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница