Содержание
Раздел 1. Миссия, стратегические цели и задачи ФГБОУ ВПО «РГУТиС»
|
7
|
Раздел 2. Общая характеристика структуры деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС», результаты анализа внешней и внутренней среды:
|
10
|
Справочно – историческая информация
|
10
|
2.1. анализ развития образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС»
|
13
|
2.2. анализ состояния, тенденций и основных проблем развития системы профессионального образования, на решение которых направлена деятельность ФГБОУ ВПО «РГУТиС»
|
23
|
2.3. анализ развития системы дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «РГУТиС»
|
26
|
2.4. анализ развития научных исследований в ФГБОУ ВПО «РГУТиС», создания и коммерциализации наукоемкой продукции в приоритетных направлениях развития науки, технологий, техники, отраслях экономики и социальной сфере.
|
41
|
2.5. анализ состояния, тенденций и основных проблем развития науки на решение которых направлена научно – исследовательская деятельность ФГБОУ ВПО «РГУТиС»
|
47
|
2.6. анализ международной деятельности, реализации международных проектов и программ ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
|
50
|
2.7. анализ воспитательной составляющей учебного процесса ФГБОУ ВПО «РГУТиС», анализ реализации молодежных проектов и программ.
|
59
|
2.8. анализ кадрового потенциала ФГБОУ ВПО «РГУТиС», включая квалификационную и возрастную динамику ППС за последние 2 года: количество, средняя заработная плата, средний возраст, распределение по возрастам, полу, количество кандидатов и докторов наук
|
65
|
2.9. анализ возможностей развития кадрового потенциала, описание путей и механизмов развития, включая обоснование выполнимости данных планов и источники финансирования.
|
71
|
2.10. анализ организационной структуры и системы управления ФГБОУ ВПО «РГУТиС», структуры административно – управленческого аппарата, распределение компетенций и ответственности, как должностных лиц, так и структурных подразделений
|
74
|
2.11. определение возможности использования в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» лучших практик и технологий управления, как приоритетного направления совершенствования организационной структуры и системы управления Университетом.
|
76
|
2.12. анализ финансового положения ФГБОУ ВПО «РГУТиС», описание основных статей доходов и расходов за последние 2 года.
|
77
|
2.13. анализ инфраструктурного и материально – технического обеспечения ФГБОУ ВПО «РГУТиС»
|
81
|
2.14. маркетинг деятельности Университета, включая маркетинг образовательных услуг ФГБОУ ВПО «РГУТиС», маркетинг научно – исследовательских работ ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
|
82
|
2.15. анализ конкурентных преимуществ ФГБОУ ВПО «РГУТиС», его позиционирование по сегментам рынков образовательных услуг, научных исследований и разработок и инноваций в сфере туризма и сервиса.
|
86
|
2.15.1. анализ конкурентных преимуществ РГУТиС, его позиционирование по сегментам рынков образовательных услуг
|
87
|
2.15.2. анализ конкурентных преимуществ ФГБОУ ВПО «РГУТиС», его позиционирование по сегментам рынков научных исследований и разработок и инноваций в сфере туризма и сервиса.
|
99
|
2.16. описание целей и задач социально экономического развития туризма и сервиса (в решении которых участвует ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
|
108
|
2.17. определение роли участия ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в реализации региональных, федеральных и международных программ.
|
117
|
2.18. анализ долгосрочных социально-экономических эффектов в региональном масштабе в образовательной сфере как результат деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
|
140
|
2.19. анализ долгосрочных социально-экономических эффектов в региональном масштабе в научно – исследовательской и инновационной сферах как результат деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
|
144
|
2.20. анализ возможности интеграции ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в социально-экономическое пространство, образовательную структуру страны.
|
147
|
Раздел. 3. Цель Программы, стратегические задачи, мероприятия и проекты Программы, целевые индикаторы и показатели мероприятий и проектов Программы с учетом получения субсидии.
|
152
|
Задача 1. Формирование и развитие комплексной многоуровневой системы подготовки кадров для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий.
|
153
|
Направление 1. Совершенствование и развитие системы профессионального образования в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий
|
155
|
Направление 2. Совершенствование и развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий.
|
183
|
Задача 2. Формирование национальной системы оценки профессиональных квалификаций в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий.
|
206
|
Задача 3. Совершенствование и развитие научно – исследовательской и инновационной деятельности в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения научной составляющей формирования системы подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий
|
210
|
Задача 4. Совершенствование деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС» как системообразующего интегрированного образовательного и научного цента в области подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий
|
234
|
Раздел 4. Финансовое обеспечение реализации Программы
|
276
|
Раздел 5. Управление реализацией Программы
|
279
|
Раздел 6. Предварительная оценка социально-экономической эффективности Программы
|
284
|
Приложение №1
|
295
|
Приложение №2
|
330
|
Приложение №3
|
366
|
Раздел 1. Миссия, стратегические цели и задачи ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
Миссия Университета заключается в формировании инновационно ориентированного конкурентоспособного вуза.
Основной стратегической целью деятельности Университета является дальнейшее укрепление лидирующих позиций как системообразующего вуза в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма и сервиса, а также повышение вклада Университета в модернизацию реального сектора экономики страны.
Исходя из миссии и основной стратегической цели Университета определен комплекс задач Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» на 2012-2016 годы:
Задача 1. Формирование и развитие комплексной многоуровневой системы подготовки кадров для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации;
Задача 2. Формирование национальной системы оценки профессиональных квалификаций в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации;
Задача 3. Совершенствование и развитие научно – исследовательской и инновационной деятельности в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения научной составляющей формирования системы подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации.
Основные вызовы и угрозы, стоящие перед Университетом и российским образованием в целом, на сегодняшний момент могут быть определены следующим спектром:
- «демографическая яма», значительное сокращение численности потенциальных абитуриентов;
- последствия экономического кризиса, выражающиеся в снижении объемов средств у населения для оплаты обучения;
- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, связанное с интеграцией России через Болонский процесс в Европейский рынок образования;
- сравнительно низкое качество подготовки значительной части абитуриентов;
- рост социальных девиаций в молодежной среде;
- сложности организации действенных механизмов трудоустройства выпускников в условиях рыночной экономики;
- недостаточная развитость системы учебно-производственных комплексов;
- разрыв между наукой и практикой.
Достойно ответить на эти вызовы и угрозы и реализовать мероприятия и проекты в составе первых трех задач поможет эффективная реализация Задачи 4, направленной на совершенствование деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС» как системообразующего интегрированного образовательного и научного цента в области подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации.
Следует отметить комплексный подход к определению состава мероприятий в рамках данной задачи:
-
совершенствование и развитие кадрового потенциала;
-
совершенствование финансово-экономического, инфраструктурного и материально – технического обеспечения Университета;
-
совершенствование содержания и организация образовательной деятельности;
-
формирование качественного контингента обучающихся ФГБОУ ВПО «РГУТиС»;
-
разработка и реализация крупномасштабных молодежных проектов, ярко выраженной патриотической, социальной и воспитательной направленности;
-
формирование системы международной интеграции образования в сфере туризма и сервиса. Совершенствование и развитие международной деятельности Университета;
-
совершенствование и развитие научно - исследовательского процесса и инновационной деятельности Университета;
-
повышение привлекательности бренда Университета.
Раздел 2. Общая характеристика структуры деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС», результаты анализа внешней и внутренней среды.
Справочно – историческая информация.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТиС) - это высшее образовательное учреждение, осуществляющее подготовку российских и международных кадров для индустрии сервиса и туризма.
История создания университета началась в 1952 г. с открытия Тарасовской Высшей школы промысловой кооперации (ВШПК). На первый курс Высшей школы промысловой кооперации было зачислено 155 человек по направлениям из всех союзных и автономных республик СССР. В октябре 1960 г. ВШПК перешла в подчинение Государственного комитета по делам местной промышленности и художественных промыслов при Совете министров РСФСР.
С 1 мая 1961 г. учебное заведение изменило название и было преобразовано в Московский технологический институт местной промышленности (МТИ). В 1961 г. на трех факультетах института (технологическом, инженерно-экономическом и художественно-технологическом) обучалось 2 813 человек, из них 502 человека - на дневном отделении и 2 181 - на заочном. В 1963 г. вуз передан в ведение Главного управления бытового обслуживания населения при Совете министров РСФСР. К 1992 г. в МТИ обучались 14 тыс. студентов по 17 специальностям. Учебный процесс обеспечивали 800 преподавателей.
В октябре 1993 г. постановлением Правительства России Московскому технологическому институту был присвоен статус Государственной академии сферы быта и услуг (ГАСБУ). В 1995 г. в Государственной академии сферы быта и услуг обучались более 20 тыс. студентов. Учебный процесс осуществлялся в четырех базовых институтах, более 10 учебно-консультационных пунктах, одном колледже. Подготовка специалистов проводилась по 31 специальности с 73 специализациями.
В 1999 году вуз получил новое название - Московский государственный университет сервиса (МГУС). В рейтинге вузов Федерального агентства по образованию с 2003 г. МГУС входит в список «100 лучших вузов России» и прочно занимает первое место в группе вузов сервисного направления. В 2004 и 2005 годах университет стал лауреатом Международного конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России» и лауреатом премии «Хрустальная ладья» в номинации «Лидеры-партнеры в обеспечении деятельности гостиничных предприятий г. Москвы». К началу 2007 года в университете получали профессиональную подготовку 51786 студентов (в том числе в головном вузе по очной форме обучения - 9785, по очно-заочной - 1147, по заочной - 17870). Общее число участников программам СПО достигло 2668 человек.
С 9 июня 2007 года МГУС переименован в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса. На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»).
Образовательная деятельность университета направлена на подготовку квалифицированных кадров для реализации приоритетных направлений развития экономики России в целом – туризм, индустрия гостеприимства, сервис, благодаря развитой системе дополнительного профессионального образования на повышение профессионального уровня профильных трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения качественного развития туризма в Российской Федерации, а также организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий, включая олимпийские и параолимпийские игры, Универсиады и т.д..
Динамичному развитию вуза способствовал эффективно реализованный Стратегический план развития ФГБОУ ВПО «РГУТиС» за период 2006-2010 гг., построенный на принципах программно-целевого управления, в основе которого лежали следующие приоритетные направления:
- создания системы многоуровневой подготовки кадров для всех сфер индустрии сервиса и туризма: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет и магистратура), послевузовское (аспирантура, докторантура) образование, а также дополнительное профессиональное образование на базе разработки, апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и требований, а также профессиональных отраслевых стандартов;
- создания инновационной научно-образовательной структуры на основе интеграции с предприятиями туризма и сервиса, академическими научными институтами обеспечивающей повышение эффективности всех сфер деятельности вуза и способствующей преобразованию его в научно-исследовательский университет.
- расширения числа и спектра международных научно-образовательных проектов и географии международного сотрудничества на основе укрепления установленных связей и расширения сотрудничества с зарубежными образовательными структурами;
- значительного укрепления материально-технической базы вуза и развития социальной сферы, обеспечивающей необходимые условия для эффективной научно-образовательной деятельности и расширения задач оздоровления и отдыха студентов и преподавателей университета;
- развития студенческого самоуправления, повышение активности студенческой молодежи в социально-экономической жизни университета и страны и др.
В ходе реализации приоритетных направлений образовательной политики, сформулированных в Стратегическом плане развития на 2006-2010 гг., в университете были созданы необходимые условия для повышения качества образовательных услуг за счѐт:
- совершенствования структуры подготовки специалистов;
- подготовки к переходу на уровневое высшее профессиональное образование и ФГОС ВПО;
- улучшения учебно-методического обеспечения реализуемых образовательных программ, внедрения интерактивных методов обучения, повышения квалификации преподавателей;
- большей эффективности форм и методов воспитательной работы;
- комплексной проверки университета и работы государственной аккредитационной комиссии, подтвердившей статус университета и право на ведение образовательной деятельности по всем реализуемым образовательным программам.
2.1. Анализ развития образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
Подготовка специалистов в университете строится на концепции многоуровневой системы образовательных программ. В образовательный процесс входят: довузовская подготовка, моно- и многоуровневая подготовка специалистов, послевузовская подготовка, переподготовка специалистов и повышение их квалификации.
Образовательная деятельность в университете осуществляется в рамках многоуровневой системы по широкому спектру образовательных программ, обеспечивающих всестороннюю подготовку кадров для сферы туризма, индустрии гостеприимства и сервиса. Спектр подготовки кадров в университете представлен на рис. 2.1, 2.2
Рис. 2.1 Спектр подготовки кадров по программам высшего профессионального образования в 2011, в %
Рис. 2.2 Спектр подготовки кадров по программам среднего профессионального образования в 2011, в %
В настоящее время в вузе реализуются: 107 образовательных программ, из них: 42 программы подготовки специалистов, 20 направлений подготовки бакалавров и 6 направлений подготовки магистров, 32 образовательные программы среднего профессионального образования (рис. 2.3).
За отчетный период была проведена серьезная работа по упорядочения структуры подготовки кадров в университете исходя из принципов профильности вуза и востребованности специальностей на рынке труда:
не проводился прием на непрофильные для университета специальности и направления подготовки;
расширена подготовка по профильным для сферы туризма, индустрии гостеприимства и сервиса программам среднего и высшего профессионального образования;
открыты магистерские программы;
получено право на ведение образовательной деятельности по новым основным образовательным программам: бакалавриата – 030200.62 Политология, 040200.62 Социология, 072700.62 Искусство костюма и текстиля, 080700.62 Бизнес-информатика, 100101.62 Сервис, 261400.62 Технология художественной обработки материалов; магистратуры - 080800.68 Прикладная информатика, 030200.68 Политология, 030300.68 Психология, 030500.68 Юриспруденция, 040200.68 Социология, 070600.68 Дизайн, 072700.68 Искусство костюма и текстиля, 080700.68 Бизнес-информатика, 100101.68 Сервис, 230100.68 Информатика и вычислительная техника, 230200.68 Информационные системы, 260800.68 Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности.
получено право проводить защиты диссертаций по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм)
Рис. 2.3 Развитие уровневого образования
Кроме того, проведена работа по упорядочению структуры Университета.
В основу структурных преобразований в университете положен принцип совершенствования организации учебного процесса, приведение его в соответствие законодательству в сфере образования, лицензионным и аккредитационным нормам, задачам Болонского процесса и др.
В настоящее время создана логичная и четко определенная структура Университета, позволяющая с достаточной эффективностью обеспечить организацию и ведение учебно-воспитательного процесса, научной и методической работы, а также успешно решать поставленную перед университетом цель повышения эффективности образовательной деятельности.
У ниверситет придает большое значение повышению качества образовательного процесса в своих филиалах, расположенных в различных регионах России. За отчетный период заметно расширился спектр реализуемых образовательных среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, укрепилась материально-техническая база филиалов (рис. 2.4, 2.5).
Рис. 2.4 Комплексная оценка деятельности филиалов.
Рис. 2.5 Контингент студентов университета и филиалов в 2011 гг.
Ежегодно из стен университета выпускается более 10 000 выпускников по всем формам обучения.
Уровень адресного трудоустройства выпускников университета остается достаточно стабильным с тенденцией роста (рисунок 2.6)
Продолжена работа по развитию системы стратегического партнерства университета и работодателей. В 2010-2011 учебном году на заседание комиссии по мониторингу трудоустройства выпускников были приглашены 132 представителя профильных предприятий, организаций и учреждений.
Рис. 2.6 Уровень адресного трудоустройства выпускников
Большое значение для повышения конкурентоспособности выпускников, формирования профессиональных компетенций имеет организация практик. Университетом заключено более 600 договоров с базами практик, из них в 2010-2011 учебном году – 135. Обширна география выездных практик: Камчатка, Соловецкие острова, Краснодарский край, г.Санкт-Петербург, г. Самара, г. Вязьма.
Начиная с 2007 года велась работа по внедрению в учебный процесс системы зачетных единиц, асинхронности учебного процесса и принципов организации самостоятельной работы студентов при одновременном сокращении аудиторных занятий; применение кредитно-модульной и рейтинговой технологии обучения.
Все основные образовательные программы разработаны в компетентностном формате, обеспечены высококвалифицированным кадровым составом ППС, учебными планами в кредитно-модульном формате, рабочими программами по всем дисциплинам, модулям и практикам, современными учебно-методическими, информационными и материально-техническими ресурсами и оборудованием.
Компетентностный подход, положенный в основу новых стандартов, потребовал установления продуманного междисциплинарного взаимодействия - за прошедший период времени проведено системное обновление перечня и содержания образовательных программ и применение новых педагогических технологий подготовки на основе информатизации образовательных процедур, внедрение кредитно-модульной системы и компетентностного подхода, нацеленных на практикоориентированную подготовку кадров.
В этот период решалась задача обеспечения открытости и прозрачности образовательного процесса путем внедрения Интернет-технологий в процедуру контроля качества обучения и учебного процесса; широкого использования внешних квалификационных экзаменов и дальнейшей объективизации форм оценки учебных результатов; мониторинга востребованности образовательных программ, выстраивания системы обратной связи с работодателем для сбора и анализа информации, необходимой для уточнения требований к компетенциям выпускников университета.
Для внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода более 95% преподавателей прошли курсы повышения квалификации в других вузах России, на факультете повышения квалификации университета, на курсах по линии Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма (рис.2.7).
Рис. 2.7 Повышение квалификации ППС университета (в % от числа ППС по направлениям квалификации)
Среди новых образовательных технологий наибольшее распространение получили интерактивные формы проведения занятий: лекции-презентации, лекции-дискуссии, практические занятия – ролевые игры, круглые столы, с использованием проектных технологий. Более 80% преподавателей университета используют ИКТ в учебном процессе и научных исследованиях. На факультетах регулярно проводятся мастер-классы с привлечением известных ученых и практических работников (рис. 2.8).
Рис. 2.8 Интерактивные формы обучения (в % от общего количества интерактивных форм обучения)
С 2006 года в университете начато внедрение типовой модели управления качеством образования, основанной на системе единых критериев и стандартов обеспечения и гарантии качества образования Европейских стран, сформулированные в документе «Стандарты и Директивы для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе», разработанном Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (European Network for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) в сфере высшего образования, а также стандартов ISO. Дополненные к требованиям стандарта ISO 9000:2008 положения ENQA об общественном информировании о результатах деятельности вуза, гармонизируют модель системы качества и придают ей целостность. За отчетный период в университете разработаны административные регламенты по учебной и научной работе.
В университете создан общеуниверситетский учебный компьютерный центр, который представляет собой программно-аппаратный комплекс, формирующий мультимедийную образовательную среду, в которой может достигаться максимальная эффективность в усвоении учебного материала. В настоящий момент центр включает в себя 9 компьютерных классов на 164 рабочих места общей площадью 482 м2. В рамках учебного компьютерного центра созданы специализированные аудитории для синхроперевода, лингафонный кабинет, лаборатория современной оргтехники. В университете созданы IT-центры коллективного пользования с удаленным доступом, обеспечивающие выполнение образовательных и научных проектов.
За отчетный период существенное развитие получила информационная образовательная среда университета, создана технологическая основа системы обучения студентов с использованием сетевых технологий и современная система управления знаниями на основе разработанных баз данных. Пользователями разработанной корпоративной информационной системы являются структурные подразделения головного вуза и его филиалы, что позволяет дистанционно контролировать деятельность всех структур университета, не смотря на большую территориальную распределенность.
В рамках внедрения в учебный процесс асинхронной модели обучения и индивидуализации образования создан Учебный интерактивный студенческий портал, где размещена электронные версии более 1900 учебных программ по всем направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры, информация обо всех имеющихся дисциплинах; выложены рабочие учебные планы; создано интерактивное расписание семестровых занятий и экзаменационных сессий, через которое студент может «выйти» на страницу преподавателя или страницу с информацией о дисциплине и методическим материалам к ней, а также различная полезная информация для обучающегося в университете (актуальные документы, информация о грантах, специальных стипендиях, конкурсах и т.п.).
Рис. 2.9 Учебный интерактивный портал
О бразовательный портал для преподавателей и работников университета предназначен для оперативного взаимодействия структурных подразделений университета (факультетов, кафедр, филиалов) в сети Internet, который является единой точкой доступа к информационным ресурсам, необходимых для эффективной организации учебного процесса.
Рис. 2.10 Образовательный портал
В вузе обеспечен доступ к почти 5-ти тысячам электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, образовательная деятельность в Университете базируется на созданной за истекший период ресурсной основе, позволяющей реализовывать многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации на принципах преемственности и непрерывности, синтеза компетентностной, социокультурной, личностно-ориентированной парадигм отечественного университетского образования, государственных образовательных стандартов, принципов Болонской декларации, позитивного международного опыта, научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |