Миссия, стратегические цели и задачи фгбоу впо



страница1/31
Дата10.02.2016
Размер5,63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


Содержание




Раздел 1. Миссия, стратегические цели и задачи ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

7

Раздел 2. Общая характеристика структуры деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС», результаты анализа внешней и внутренней среды:

10

Справочно – историческая информация

10

2.1. анализ развития образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

13

2.2. анализ состояния, тенденций и основных проблем развития системы профессионального образования, на решение которых направлена деятельность ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

23

2.3. анализ развития системы дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

26

2.4. анализ развития научных исследований в ФГБОУ ВПО «РГУТиС», создания и коммерциализации наукоемкой продукции в приоритетных направлениях развития науки, технологий, техники, отраслях экономики и социальной сфере.

41

2.5. анализ состояния, тенденций и основных проблем развития науки на решение которых направлена научно – исследовательская деятельность ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

47

2.6. анализ международной деятельности, реализации международных проектов и программ ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

50

2.7. анализ воспитательной составляющей учебного процесса ФГБОУ ВПО «РГУТиС», анализ реализации молодежных проектов и программ.

59

2.8. анализ кадрового потенциала ФГБОУ ВПО «РГУТиС», включая квалификационную и возрастную динамику ППС за последние 2 года: количество, средняя заработная плата, средний возраст, распределение по возрастам, полу, количество кандидатов и докторов наук

65

2.9. анализ возможностей развития кадрового потенциала, описание путей и механизмов развития, включая обоснование выполнимости данных планов и источники финансирования.

71

2.10. анализ организационной структуры и системы управления ФГБОУ ВПО «РГУТиС», структуры административно – управленческого аппарата, распределение компетенций и ответственности, как должностных лиц, так и структурных подразделений

74

2.11. определение возможности использования в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» лучших практик и технологий управления, как приоритетного направления совершенствования организационной структуры и системы управления Университетом.

76

2.12. анализ финансового положения ФГБОУ ВПО «РГУТиС», описание основных статей доходов и расходов за последние 2 года.

77

2.13. анализ инфраструктурного и материально – технического обеспечения ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

81

2.14. маркетинг деятельности Университета, включая маркетинг образовательных услуг ФГБОУ ВПО «РГУТиС», маркетинг научно – исследовательских работ ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

82

2.15. анализ конкурентных преимуществ ФГБОУ ВПО «РГУТиС», его позиционирование по сегментам рынков образовательных услуг, научных исследований и разработок и инноваций в сфере туризма и сервиса.

86

2.15.1. анализ конкурентных преимуществ РГУТиС, его позиционирование по сегментам рынков образовательных услуг

87

2.15.2. анализ конкурентных преимуществ ФГБОУ ВПО «РГУТиС», его позиционирование по сегментам рынков научных исследований и разработок и инноваций в сфере туризма и сервиса.

99

2.16. описание целей и задач социально экономического развития туризма и сервиса (в решении которых участвует ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

108

2.17. определение роли участия ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в реализации региональных, федеральных и международных программ.

117

2.18. анализ долгосрочных социально-экономических эффектов в региональном масштабе в образовательной сфере как результат деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

140

2.19. анализ долгосрочных социально-экономических эффектов в региональном масштабе в научно – исследовательской и инновационной сферах как результат деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

144

2.20. анализ возможности интеграции ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в социально-экономическое пространство, образовательную структуру страны.

147

Раздел. 3. Цель Программы, стратегические задачи, мероприятия и проекты Программы, целевые индикаторы и показатели мероприятий и проектов Программы с учетом получения субсидии.

152

Задача 1. Формирование и развитие комплексной многоуровневой системы подготовки кадров для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий.

153

Направление 1. Совершенствование и развитие системы профессионального образования в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий

155

Направление 2. Совершенствование и развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий.

183

Задача 2. Формирование национальной системы оценки профессиональных квалификаций в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий.

206

Задача 3. Совершенствование и развитие научно – исследовательской и инновационной деятельности в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения научной составляющей формирования системы подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий

210

Задача 4. Совершенствование деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС» как системообразующего интегрированного образовательного и научного цента в области подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации, в том числе организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий

234

Раздел 4. Финансовое обеспечение реализации Программы

276

Раздел 5. Управление реализацией Программы

279

Раздел 6. Предварительная оценка социально-экономической эффективности Программы

284

Приложение №1

295

Приложение №2

330

Приложение №3

366



Раздел 1. Миссия, стратегические цели и задачи ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

Миссия Университета заключается в формировании инновационно ориентированного конкурентоспособного вуза.

Основной стратегической целью деятельности Университета является дальнейшее укрепление лидирующих позиций как системообразующего вуза в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма и сервиса, а также повышение вклада Университета в модернизацию реального сектора экономики страны.

Исходя из миссии и основной стратегической цели Университета определен комплекс задач Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» на 2012-2016 годы:



Задача 1. Формирование и развитие комплексной многоуровневой системы подготовки кадров для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации;

Задача 2. Формирование национальной системы оценки профессиональных квалификаций в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации;

Задача 3. Совершенствование и развитие научно – исследовательской и инновационной деятельности в сфере туризма и сервиса с целью обеспечения научной составляющей формирования системы подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации.

Основные вызовы и угрозы, стоящие перед Университетом и российским образованием в целом, на сегодняшний момент могут быть определены следующим спектром:

- «демографическая яма», значительное сокращение численности потенциальных абитуриентов;

- последствия экономического кризиса, выражающиеся в снижении объемов средств у населения для оплаты обучения;

- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, связанное с интеграцией России через Болонский процесс в Европейский рынок образования;

- сравнительно низкое качество подготовки значительной части абитуриентов;

- рост социальных девиаций в молодежной среде;

- сложности организации действенных механизмов трудоустройства выпускников в условиях рыночной экономики;

- недостаточная развитость системы учебно-производственных комплексов;

- разрыв между наукой и практикой.

Достойно ответить на эти вызовы и угрозы и реализовать мероприятия и проекты в составе первых трех задач поможет эффективная реализация Задачи 4, направленной на совершенствование деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС» как системообразующего интегрированного образовательного и научного цента в области подготовки кадров всех уровней для обеспечения качественного развития туризма и сервиса в Российской Федерации.

Следует отметить комплексный подход к определению состава мероприятий в рамках данной задачи:



  1. совершенствование и развитие кадрового потенциала;

  2. совершенствование финансово-экономического, инфраструктурного и материально – технического обеспечения Университета;

  3. совершенствование содержания и организация образовательной деятельности;

  4. формирование качественного контингента обучающихся ФГБОУ ВПО «РГУТиС»;

  5. разработка и реализация крупномасштабных молодежных проектов, ярко выраженной патриотической, социальной и воспитательной направленности;

  6. формирование системы международной интеграции образования в сфере туризма и сервиса. Совершенствование и развитие международной деятельности Университета;

  7. совершенствование и развитие научно - исследовательского процесса и инновационной деятельности Университета;

  8. повышение привлекательности бренда Университета.


Раздел 2. Общая характеристика структуры деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС», результаты анализа внешней и внутренней среды.

Справочно – историческая информация.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТиС) - это высшее образовательное учреждение, осуществляющее подготовку российских и международных кадров для индустрии сервиса и туризма.

История создания университета началась в 1952 г. с открытия Тарасовской Высшей школы промысловой кооперации (ВШПК). На первый курс Высшей школы промысловой кооперации было зачислено 155 человек по направлениям из всех союзных и автономных республик СССР. В октябре 1960 г. ВШПК перешла в подчинение Государственного комитета по делам местной промышленности и художественных промыслов при Совете министров РСФСР.

С 1 мая 1961 г. учебное заведение изменило название и было преобразовано в Московский технологический институт местной промышленности (МТИ). В 1961 г. на трех факультетах института (технологическом, инженерно-экономическом и художественно-технологическом) обучалось 2 813 человек, из них 502 человека - на дневном отделении и 2 181 - на заочном. В 1963 г. вуз передан в ведение Главного управления бытового обслуживания населения при Совете министров РСФСР. К 1992 г. в МТИ обучались 14 тыс. студентов по 17 специальностям. Учебный процесс обеспечивали 800 преподавателей.

В октябре 1993 г. постановлением Правительства России Московскому технологическому институту был присвоен статус Государственной академии сферы быта и услуг (ГАСБУ). В 1995 г. в Государственной академии сферы быта и услуг обучались более 20 тыс. студентов. Учебный процесс осуществлялся в четырех базовых институтах, более 10 учебно-консультационных пунктах, одном колледже. Подготовка специалистов проводилась по 31 специальности с 73 специализациями.

В 1999 году вуз получил новое название - Московский государственный университет сервиса (МГУС). В рейтинге вузов Федерального агентства по образованию с 2003 г. МГУС входит в список «100 лучших вузов России» и прочно занимает первое место в группе вузов сервисного направления. В 2004 и 2005 годах университет стал лауреатом Международного конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России» и лауреатом премии «Хрустальная ладья» в номинации «Лидеры-партнеры в обеспечении деятельности гостиничных предприятий г. Москвы». К началу 2007 года в университете получали профессиональную подготовку 51786 студентов (в том числе в головном вузе по очной форме обучения - 9785, по очно-заочной - 1147, по заочной - 17870). Общее число участников программам СПО достигло 2668 человек.

С 9 июня 2007 года МГУС переименован в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса. На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»).

Образовательная деятельность университета направлена на подготовку квалифицированных кадров для реализации приоритетных направлений развития экономики России в целом – туризм, индустрия гостеприимства, сервис, благодаря развитой системе дополнительного профессионального образования на повышение профессионального уровня профильных трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения качественного развития туризма в Российской Федерации, а также организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий, включая олимпийские и параолимпийские игры, Универсиады и т.д..

Динамичному развитию вуза способствовал эффективно реализованный Стратегический план развития ФГБОУ ВПО «РГУТиС» за период 2006-2010 гг., построенный на принципах программно-целевого управления, в основе которого лежали следующие приоритетные направления:

- создания системы многоуровневой подготовки кадров для всех сфер индустрии сервиса и туризма: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет и магистратура), послевузовское (аспирантура, докторантура) образование, а также дополнительное профессиональное образование на базе разработки, апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и требований, а также профессиональных отраслевых стандартов;

- создания инновационной научно-образовательной структуры на основе интеграции с предприятиями туризма и сервиса, академическими научными институтами обеспечивающей повышение эффективности всех сфер деятельности вуза и способствующей преобразованию его в научно-исследовательский университет.

- расширения числа и спектра международных научно-образовательных проектов и географии международного сотрудничества на основе укрепления установленных связей и расширения сотрудничества с зарубежными образовательными структурами;

- значительного укрепления материально-технической базы вуза и развития социальной сферы, обеспечивающей необходимые условия для эффективной научно-образовательной деятельности и расширения задач оздоровления и отдыха студентов и преподавателей университета;

- развития студенческого самоуправления, повышение активности студенческой молодежи в социально-экономической жизни университета и страны и др.

В ходе реализации приоритетных направлений образовательной политики, сформулированных в Стратегическом плане развития на 2006-2010 гг., в университете были созданы необходимые условия для повышения качества образовательных услуг за счѐт:

- совершенствования структуры подготовки специалистов;

- подготовки к переходу на уровневое высшее профессиональное образование и ФГОС ВПО;

- улучшения учебно-методического обеспечения реализуемых образовательных программ, внедрения интерактивных методов обучения, повышения квалификации преподавателей;

- большей эффективности форм и методов воспитательной работы;

- комплексной проверки университета и работы государственной аккредитационной комиссии, подтвердившей статус университета и право на ведение образовательной деятельности по всем реализуемым образовательным программам.



2.1. Анализ развития образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «РГУТиС».

Подготовка специалистов в университете строится на концепции многоуровневой системы образовательных программ. В образовательный процесс входят: довузовская подготовка, моно- и многоуровневая подготовка специалистов, послевузовская подготовка, переподготовка специалистов и повышение их квалификации.

Образовательная деятельность в университете осуществляется в рамках многоуровневой системы по широкому спектру образовательных программ, обеспечивающих всестороннюю подготовку кадров для сферы туризма, индустрии гостеприимства и сервиса. Спектр подготовки кадров в университете представлен на рис. 2.1, 2.2


Рис. 2.1 Спектр подготовки кадров по программам высшего профессионального образования в 2011, в %



Рис. 2.2 Спектр подготовки кадров по программам среднего профессионального образования в 2011, в %


В настоящее время в вузе реализуются: 107 образовательных программ, из них: 42 программы подготовки специалистов, 20 направлений подготовки бакалавров и 6 направлений подготовки магистров, 32 образовательные программы среднего профессионального образования (рис. 2.3).

За отчетный период была проведена серьезная работа по упорядочения структуры подготовки кадров в университете исходя из принципов профильности вуза и востребованности специальностей на рынке труда:

не проводился прием на непрофильные для университета специальности и направления подготовки;

расширена подготовка по профильным для сферы туризма, индустрии гостеприимства и сервиса программам среднего и высшего профессионального образования;

открыты магистерские программы;

получено право на ведение образовательной деятельности по новым основным образовательным программам: бакалавриата – 030200.62 Политология, 040200.62 Социология, 072700.62 Искусство костюма и текстиля, 080700.62 Бизнес-информатика, 100101.62 Сервис, 261400.62 Технология художественной обработки материалов; магистратуры - 080800.68 Прикладная информатика, 030200.68 Политология, 030300.68 Психология, 030500.68 Юриспруденция, 040200.68 Социология, 070600.68 Дизайн, 072700.68 Искусство костюма и текстиля, 080700.68 Бизнес-информатика, 100101.68 Сервис, 230100.68 Информатика и вычислительная техника, 230200.68 Информационные системы, 260800.68 Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности.

получено право проводить защиты диссертаций по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм)


Рис. 2.3 Развитие уровневого образования


Кроме того, проведена работа по упорядочению структуры Университета.

В основу структурных преобразований в университете положен принцип совершенствования организации учебного процесса, приведение его в соответствие законодательству в сфере образования, лицензионным и аккредитационным нормам, задачам Болонского процесса и др.

В настоящее время создана логичная и четко определенная структура Университета, позволяющая с достаточной эффективностью обеспечить организацию и ведение учебно-воспитательного процесса, научной и методической работы, а также успешно решать поставленную перед университетом цель повышения эффективности образовательной деятельности.

Университет придает большое значение повышению качества образовательного процесса в своих филиалах, расположенных в различных регионах России. За отчетный период заметно расширился спектр реализуемых образовательных среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, укрепилась материально-техническая база филиалов (рис. 2.4, 2.5).

Рис. 2.4 Комплексная оценка деятельности филиалов.



Рис. 2.5 Контингент студентов университета и филиалов в 2011 гг.


Ежегодно из стен университета выпускается более 10 000 выпускников по всем формам обучения.

Уровень адресного трудоустройства выпускников университета остается достаточно стабильным с тенденцией роста (рисунок 2.6)

Продолжена работа по развитию системы стратегического партнерства университета и работодателей. В 2010-2011 учебном году на заседание комиссии по мониторингу трудоустройства выпускников были приглашены 132 представителя профильных предприятий, организаций и учреждений.

Рис. 2.6 Уровень адресного трудоустройства выпускников


Большое значение для повышения конкурентоспособности выпускников, формирования профессиональных компетенций имеет организация практик. Университетом заключено более 600 договоров с базами практик, из них в 2010-2011 учебном году – 135. Обширна география выездных практик: Камчатка, Соловецкие острова, Краснодарский край, г.Санкт-Петербург, г. Самара, г. Вязьма.

Начиная с 2007 года велась работа по внедрению в учебный процесс системы зачетных единиц, асинхронности учебного процесса и принципов организации самостоятельной работы студентов при одновременном сокращении аудиторных занятий; применение кредитно-модульной и рейтинговой технологии обучения.

Все основные образовательные программы разработаны в компетентностном формате, обеспечены высококвалифицированным кадровым составом ППС, учебными планами в кредитно-модульном формате, рабочими программами по всем дисциплинам, модулям и практикам, современными учебно-методическими, информационными и материально-техническими ресурсами и оборудованием.

Компетентностный подход, положенный в основу новых стандартов, потребовал установления продуманного междисциплинарного взаимодействия - за прошедший период времени проведено системное обновление перечня и содержания образовательных программ и применение новых педагогических технологий подготовки на основе информатизации образовательных процедур, внедрение кредитно-модульной системы и компетентностного подхода, нацеленных на практикоориентированную подготовку кадров.

В этот период решалась задача обеспечения открытости и прозрачности образовательного процесса путем внедрения Интернет-технологий в процедуру контроля качества обучения и учебного процесса; широкого использования внешних квалификационных экзаменов и дальнейшей объективизации форм оценки учебных результатов; мониторинга востребованности образовательных программ, выстраивания системы обратной связи с работодателем для сбора и анализа информации, необходимой для уточнения требований к компетенциям выпускников университета.

Для внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода более 95% преподавателей прошли курсы повышения квалификации в других вузах России, на факультете повышения квалификации университета, на курсах по линии Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма (рис.2.7).



Рис. 2.7 Повышение квалификации ППС университета (в % от числа ППС по направлениям квалификации)


Среди новых образовательных технологий наибольшее распространение получили интерактивные формы проведения занятий: лекции-презентации, лекции-дискуссии, практические занятия – ролевые игры, круглые столы, с использованием проектных технологий. Более 80% преподавателей университета используют ИКТ в учебном процессе и научных исследованиях. На факультетах регулярно проводятся мастер-классы с привлечением известных ученых и практических работников (рис. 2.8).

Рис. 2.8 Интерактивные формы обучения (в % от общего количества интерактивных форм обучения)

С 2006 года в университете начато внедрение типовой модели управления качеством образования, основанной на системе единых критериев и стандартов обеспечения и гарантии качества образования Европейских стран, сформулированные в документе «Стандарты и Директивы для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе», разработанном Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (European Network for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) в сфере высшего образования, а также стандартов ISO. Дополненные к требованиям стандарта ISO 9000:2008 положения ENQA об общественном информировании о результатах деятельности вуза, гармонизируют модель системы качества и придают ей целостность. За отчетный период в университете разработаны административные регламенты по учебной и научной работе.

В университете создан общеуниверситетский учебный компьютерный центр, который представляет собой программно-аппаратный комплекс, формирующий мультимедийную образовательную среду, в которой может достигаться максимальная эффективность в усвоении учебного материала. В настоящий момент центр включает в себя 9 компьютерных классов на 164 рабочих места общей площадью 482 м2. В рамках учебного компьютерного центра созданы специализированные аудитории для синхроперевода, лингафонный кабинет, лаборатория современной оргтехники. В университете созданы IT-центры коллективного пользования с удаленным доступом, обеспечивающие выполнение образовательных и научных проектов.

За отчетный период существенное развитие получила информационная образовательная среда университета, создана технологическая основа системы обучения студентов с использованием сетевых технологий и современная система управления знаниями на основе разработанных баз данных. Пользователями разработанной корпоративной информационной системы являются структурные подразделения головного вуза и его филиалы, что позволяет дистанционно контролировать деятельность всех структур университета, не смотря на большую территориальную распределенность.

В рамках внедрения в учебный процесс асинхронной модели обучения и индивидуализации образования создан Учебный интерактивный студенческий портал, где размещена электронные версии более 1900 учебных программ по всем направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры, информация обо всех имеющихся дисциплинах; выложены рабочие учебные планы; создано интерактивное расписание семестровых занятий и экзаменационных сессий, через которое студент может «выйти» на страницу преподавателя или страницу с информацией о дисциплине и методическим материалам к ней, а также различная полезная информация для обучающегося в университете (актуальные документы, информация о грантах, специальных стипендиях, конкурсах и т.п.).



Рис. 2.9 Учебный интерактивный портал

Образовательный портал для преподавателей и работников университета предназначен для оперативного взаимодействия структурных подразделений университета (факультетов, кафедр, филиалов) в сети Internet, который является единой точкой доступа к информационным ресурсам, необходимых для эффективной организации учебного процесса.

Рис. 2.10 Образовательный портал


В вузе обеспечен доступ к почти 5-ти тысячам электронных образовательных ресурсов.

Таким образом, образовательная деятельность в Университете базируется на созданной за истекший период ресурсной основе, позволяющей реализовывать многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации на принципах преемственности и непрерывности, синтеза компетентностной, социокультурной, личностно-ориентированной парадигм отечественного университетского образования, государственных образовательных стандартов, принципов Болонской декларации, позитивного международного опыта, научно-исследовательской и образовательной деятельности.


Каталог: templates -> Rguts -> images -> sector
sector -> Квалификации: 01 – художник живописец (станковая живопись)
templates -> Монография Издательство Тюменского государственного университета 2009
templates -> Систематизация ассоциаций и организаций открытого, дистанционного, электронного образования
templates -> Руководство для желающих бросить колоться, в том числе по переписке. Бросить колоться по переписке невероятно, но это факт
templates -> Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение Тюменской области «Областной центр профилактики и реабилитации»
templates -> Анализ деятельности добровольческих объединений Тюменской области Сегод
templates -> Аванпост Использование специализированных компьютерных программ в образовательном процессе сг дпвс
sector -> 1. общая характеристика направления
sector -> «молодая семья в современном российском социуме: образ и качество жизни» 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница