Мышление и познавательная сфера



Скачать 121.4 Kb.
Дата24.04.2016
Размер121.4 Kb.
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека, но этот период имеет непреходящее значение. Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте формирутся базовое доверие к окружающему миру и именно в этом возрасте происходит становление речи человека. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Мышление и познавательная сфера.

В 1,5 года ребёнок уже смышлён. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами. Если в год малыш произвольно собирает пирамидку, то в полтора года важен порядок сбора от большого кольца к маленькому. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. В возрасте 1–1,5 лет – экспериментирование с предметами (наглядно-действенное мышление) и цель детских экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. А в 1,5 – 2 года – появляются зачатки образного мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Дети начинают переносить изученное действие с 1-ой игрушкой(кукла) на другие (мишки, зайчики). К 2-ум годам в игровых д-виях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность. В этом возрасте формируется важное приобретение мышления и речи – обобщение. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (разные куклы), а еще в начале года малыш опирался на случайные несущественные признаки: так словом «кх» он обозначал и кошку и меховой воротник.

Развитие всех познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь. Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Например, усвоив слово «пти»(птичка) ребенок называет так все предметы имеющие выступ, похожий на клюв. Цвет в этот период не имеет значения для узнавания предмета, малыш ориентируется на формы. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. Для детей второго года жизни рисунки предметов являются самостоятельными предметами.

Внимание и память ребенка раннего возраста также непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д. Внимателен он может быть только к тому, что находится в поле его зрения. В этот период (с 1,5 до 3х лет) преобладает двигательная и эмоциональная память, ребенок лучше запоминает собственные действия, движения и переживания. Для формирования основы долговременной памяти большое значение имеет частота повторения слов и действий.


Речь.

Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря; К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит 20-30 слов, в 1,8 – 50 слов, а в 2 года – примерно 200-300. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года. Усвоению языка способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;

Позже развивается активный словарь – малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. Наступает стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых (ам-ам, ням-ням, бяка, нака, авка). Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова и звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш до 1,5 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!» ; высказать недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»). Не следует активно поддерживать автономную речь, чтобы она не сохранилась надолго.

Далее упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) сменяются обычными, но несовершенными в произношении словами – обычно это контур слова(разное число слогов). Обычно воспроизводятся крайние слоги слова, а середина опускается. В 1.5 года ребенок способен правильно признести только губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные(т, д, н) и задние небоязычные (г, х). До полутора лет у ребенка преобладают предложения из 1 слова. Например малыш говорит слово «мама» и это может означать «мама, возьми меня на руки», «мама, я хочу гулять» и многое другое. Далее, ближе к 2-ум годам появляются 2ухсловные предложения: «Ия куся» (Ира кушает), «Где платок?».

В этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. В развитии речи многое зависит от того как взрослые организуют общение с ребенком. Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то дети сильно отстают в развитии речи. С другой стороны если взрослые пытаются ловить каждое желание ребенка и выполнить по первому жесту, ребенок может долго обходится без речи. Существует притча о мальчике, который заговорил в 5 лет: « Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, логопедам, но все безуспешно. Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть». Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили». Необходимо вынуждать ребенка говорить внятно и ясно формулировать свои желания, и только в этом случае выполнять их. Ребенок правильно реагирует и понимает слова взрослого, если эти слова многкратно повторяются в сочетании с жестами.

Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;


Эмоционально – личностная сфера.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, некоторые родственные отношения (папа, мама, бабушка), понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «жалеет», «испугался». У малыша появляются первые оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый», привыкает соблюдать элементарные правила поведения – можно, нельзя, нужно. Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Опыта общения с другими детьми еще нет, и поэтому имеет место непонимание другого такого же, может ударить жалеющего его. Игрушка в руках другого намного интереснее и отобрав ее, часто малыш не знает что с ней делать дальше. По двое-трое он могут играть в «Прятки» и «Догонялки» после обучения ранее со взрослыми. В отношениях со взрослыми проявляет выраженную подражательную активность.

Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене. В его эмоциях присутствует очень тонкая грань, они могут ложиться одна на другую, создавая таким образом «душевный хаос». А в связи с тем, что эмоционально ребенок еще достаточно ограничен часто происходит смена настроения (эмоций) от смеха к слезам. И самое главное - слезы не означают, что ребенку плохо или больно, здесь нужен правильный подход и понимание родителей, они должны помочь малышу разобраться в этой буре эмоций, — объяснить что с ним происходит. В первую очередь родителям полуторагодовалых малышей следуют помнить, что их детей переполняют эмоции, которые они пока не умеют выражать словами. Малыши этого возраста теряются и чувствуют дискомфорт это и является причиной подобных взрывных истерик. Ваш малыш совсем не вредный, просто он выражает свои эмоции единственным доступным ему сейчас способом, он просто делает так как умеет. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним.

В этом возрасте ребенок начинает проявлять свою самостоятельность - у него начинается долгий период «Я сам» - начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка - и длится до 3-х лет. Он хочет сам одеваться и раздеваться, поведение очень меняется. Он открывает для себя, что является источником своей воли и начинает опробовать ее с близкими и ровесниками; он осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. На данной стадии развития характерен детский эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

Здесь необходимо стараться контролировать себя, в случае требования ребенком чего-либо, например, запрещенного предмета не стоит очень реагировать на его возможные эмоции, истерики и пр. проявления, необходимо стоять на своем, объяснив при этом малышу правила поведения, а тем более, если это происходит «на людях». Многие мамочки делают все, дабы ребенок успокоился, и это не правильно. Вы же потом это и ощутите… Правило: игнорируйте нежелательное поведение и хвалите за желаемое. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Начинают формироваться представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.



Страхи. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.



Базовая потребность возраста. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувственен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Истерики. Не поддавайтесь и ведите себя так, как будто ничего не происходит. Будьте спокойны. Постарайтесь не злиться и не раздражаться. Теперь кто кого, это своеобразный экзамен, который вы должны сдать, чтобы ваш ребенок научился держать себя в руках. Поверьте, если в ответ на истерику ребенка вы сами начнете нервничать – дальше будет только хуже. Вместо этого дайте малышу знать, что вы понимаете как ему плохо, и разделяете его дискомфорт. Но при этом будьте совершенно спокойны. Не нервничайте и спокойным тоном скажите ему: «Да, мне тоже очень жаль, что твоя любимая игрушка грязная». Когда ребенку станет ясно, что вы его понимаете и поддерживаете, а не ругаете, он обязательно перестанет и успокоиться. Если вы четко видите, что с помощью истерики ребенок пытается заставить вас сделать что-то, что нужно ему (например, когда вы отказываетесь покупать ему вредные сладости), лучший способ реагировать – никак не реагировать. Через время ребенок осознает неэффективность такого подхода.

Капризы и истерики - это нормально. Конечно, мало приятного, когда ваш малыш кричит, капризничает и превратился в «чертенка», особенно если это происходит на публике… Но нужно помнить, что такое поведение – это часть нормального развития малыша. Слезы и истерики являются восстановительным механизмом, помогающему малышу проходить через стресс для адаптации к новой среде.
Моторика.

Ребенок начинает овладевать телом и управлять движениями рук. На развитие основных движений влияют пропорции тела: короткие ноги, длинное тело, большая голова. До 1,5 лет ребенок часто падает при ходьбе, спотыкается, не может вовремя остановиться или обойти препятствие. После 1,5 лет ходьба совершенствуется, исчезает шаркающая походка, малыш уже может делать боковые шаги и кружиться на месте. Дети много лазают, у них развиваются подражательные движения (мишке, зайчику). По подражанию и после показа взрослым ребенок осваивает действия с разборными и сюжетными игрушками (пирамиды, матрешки, куклы, мишки и т.п.) и способен доводить дйствия до конца.

Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: "Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я». В раннем детстве ребенок учится создавать каракули и наносить штрихи на бумагу, он начинает предпочитать одни каракули другим, многократно их повторяет и остается этим доволен.



Деятельность.

Основной вид деятельности 1,5-летних детей – манипулирование предметами. Дети сначала действуют с предметом, а потом понимают назначение предмета в игре. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры, но ребеночек делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности. Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Но предметно-игровая деятельность неустойчива: ребенок легко бросает то, что держит в руках и бежит к любому предмету, попавшему в поле зрения.

В этом возрасте происходит зарождение разделения линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Серьезные различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.


Итак, подведем итоги: Прямохождение, речевое развитие и предметно-игровая деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. С помощью речи можно организовать поведение ребенка.

Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать; частично развеваться без помощи взрослых; «подражать» действиям взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону; смотреть телевизор и т.д.)
Режим дня и питания.

Существуют разные мнения на счет, как, сколько и чем кормить ребенка после года. Поскольку съеденная пища покидает желудок у полуторагодовалого ребенка за 2—3 часа, в отечественной педиатрии принято считать, что перерыв между приемами пищи должен составлять 4—4,5 часа с года до полутора и 4—5 часов с полутора до двух лет. До полутора лет предлагается кормить малыша 4—5 раз, после полутора — 4 раза в день. Перед сном дополнительно можно предложить кефир или молоко.



Во многих пособиях по уходу за детьми, написанных зарубежными авторами, говорится о трехразовом питании маленьких детей. При этом они также совершенно нормально растут и развиваются. При выборе ритма питания старайтесь ориентироваться на аппетит своего ребенка. Если он к началу кормления не испытывает интереса к еде, ест мало и стремится быстро убежать из-за стола, возможно, он не успел еще проголодаться и следует несколько увеличить интервал между кормлениями. Если же ребенок становится возбужденным и капризным перед едой, что может быть проявлением чувства голода, попробуйте немного сократить интервалы.

Дорогие родители!

Помните, что Ваш ребёнок — индивидуальность, относитесь к нему

с детской улыбкой и одновременно со взрослым воспитанием.
Каталог: materiali
materiali -> Экзаменационные вопросы по дисциплине «Психология»
materiali -> Огаоу дпо иро
materiali -> Основные понятия конфликтологии 12 Глава групповые особенности возникновения конфликтов в организации 56
materiali -> Методическая разработка Хабирьялова Рината Рафкатовича, воспитателя моу специальной (коррекционной) школы-интерната №9
materiali -> 1. Принцип кооперации
materiali -> Системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации. Обновление технологий и системы оценки качества дошкольного образования
materiali -> Рабочая программа по развитию коммуникативных умений
materiali -> Актуальные проблемы реализации фгос в сельской школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница