Министерство сельского хозяйства РФ



страница1/3
Дата14.02.2016
Размер0.7 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»



Принято

на заседании Ученого Совета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет»



Протокол3 от « 18 » ноября 2011 г.

Утверждаю:

Ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет»

_______________________ Н.В.Цугленок

« 18 » ноября 2011г.


Концепция воспитательной работы

в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

на период 2011-2015 гг.

Красноярск 2011

Оглавление


  1. ВВЕДЕНИЕ




  1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КРАСГАУ

    1. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

    6. OPГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

    7. ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ

    8. ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    9. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    10. СИСТЕМА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
3. ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА НА ПЕРИОД 2011-2015 гг..
4. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА ПЕРИОД 2011-2015 ГГ.

4.1. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. ПРИЛОЖЕНИЯ




  1. Введение

В целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации утверждены показатели, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение», одним из которых является «Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися. Организация воспитательной работы с обучающимися».

Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.

Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности, является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

В связи переходом российских вузов на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) возникает необходимость  проектирования не только компетентно-ориентированных учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, практик в составе основных образовательных программ, но и воспитательной системы вуза в целом в контексте компетентностного подхода в образовании.

Согласно ФГОС высшего профессионального образования (ВПО), «при разработке основных образовательных программ (ООП) должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности».



«Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».

В условиях перехода на ФГОС ВПО (третьего поколения), в структуре стандартов предусматривается отдельный раздел «В области воспитания личности … по направлению подготовки …, где формулируются цели ООП в области формирования социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и т. д.».

Большое внимание уделяется требованиям к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавра\магистра в части формирования социально-личностных и общекультурных (СЛК) компетенций, являющихся как результатом изучения гуманитарных, и социальных и экономических дисциплин, так и результатом воздействия на обучающихся социально-воспитательной деятельности вуза.

Сегодня в КрасГАУ имеется существенный потенциал форм, средств, методов организации воспитательной (внеаудиторной) деятельности, направленный на развитие личностной компоненты в подготовке будущего специалиста. Разработаны программы дополнительного образования на отделении общественных профессий, созданы группы элитного аграрного образования, успешно реализуется программа обучения студенческого актива «Я-лидер!», развивается проектная деятельность студентов.

Молодежь, для того, чтобы взять на себя лидирующие роли в профессиональной деятельности, общественной жизни должна иметь навыки самоопределения, устойчивую психику. Отделом социально-психологической работы со студентами осуществляется комплексная программа адаптации первокурсников, цикл тренингов «Проектирование будущего, Self-management и личностное развитие», «Конфликтное поведение», «Я и моя семья» и др.

Студенческий клуб КрасГАУ сегодня – это своеобразная творческая лаборатория по раскрытию и развитию талантов, центр художественно-эстетического воспитания студентов, которые по окончании вуза, разъезжаясь работать по всему Красноярскому краю, несут музыкальную культуру, культуру народного искусства на село.

Современное общество предъявляет к системе высшего образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Такая подготовка не может заключаться только в формировании у студента некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должна включать в себя четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности.

Профессиональная грамотность и тем более культура специалиста (профессионализм) не сводятся к знаниям в своей области. В связи с этим личностная составляющая профессионализма – это не только осведомленность, но и воспитанность душевного склада человека, творческое мышление, разносторонние способности.

В условиях внедрения компетентностного подхода в образовании роль воспитательной системы вуза значительно возрастает, особенно при формировании социально-личностных и общекультурных компетенций – ключевых, носящих общий, надпредметный и надпрофессиональный характер. Обладание ими делает человека особенно ценным и эффективным сотрудником независимо от сферы его профессиональной деятельности.

Обобщая опыт разработки социально-личностных компетенций, В.И. Байденко дает следующие укрупненные формулировки:

- выпускник должен демонстрировать базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применение их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- здоровый образ жизни;

- понимание и соблюдение базовых ценностей культуры;

- гражданственность;

- гуманистическую ориентированность;

- приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности;

- правопослушность (правовая культура);

- владение культурой мышления;

- деятельность в иноязычной среде;

- готовность к социально-культурному диалогу;

- способность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта;

- развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру.

Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в вузе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается студент.

При разработке «Концепции воспитательной работы в КрасГАУ», Программы воспитания на период 2011-2015 гг., планировании воспитательной работы в институтах, безусловно, является важным использование компетентностного подхода при проектировании результатов образования – компетентностной модели будущего специалиста.


  1. Концепция воспитательной работы в КрасГАУ

Проблема повышения качества высшего образования, его эффективности становится центральной в образовательной политике нашего государства. Речь идет не только о качестве подготовки специалистов и повышении квалификаций преподавателей, но и о развитии эффективной системы воспитания в вузе. От того, в какой мере система воспитания, ее формы и методы будут органично включены в процесс общей профессиональной подготовки и ориентированы на ее конечный результат, зависит качество работы университета.

Политика государства в сфере образования определяет воспитание как первостепенный приоритет в образовании, а в качестве важнейших задач выд­вигает формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Встает вопрос о необходимости переосмысления задач воспитания в новых условиях. Воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Современное образование должно давать не только знания, но и формировать личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, принимать решения и, что немаловажно, нести ответственность за них, вступать в диалог и сотрудничество. По этой причине главная задача университета – готовить молодого человека к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

Отправной точкой для разработки Концепции воспитательной работы в вузе стало признание, что воспитание современного студента нельзя сводить к процессу формирования у него тех или иных социальных качеств. Основой этого процесса и своеобразной точкой отсчета выступает базовая культура личности студента, уже сложившаяся в ходе социализации система целостных свойств, качеств, ценностных ориентации, поведенческих уста­новок. По этой причине основные усилия педагогического коллектива вуза направлены не только на поиск эффективных мер воспитательного воздействия на личность студента, преподавателя, но и на формирование установки на самовоспитание, саморазвитие, на создание условий, позволяющих студенту быть активным субъектом не только учебной, но и социальной деятельности, вне которой немыслимо успешное формирование гражданской зрелости, осознанной жизненной позиции, готовности к успешной профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Развитие воспитания в системе высшего образования определяется его важнейшей целью – формирование личности гражданина, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры, на современную систему ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.

Концептуально университет, аккумулируя в себе кадровые, материальные и методические ресурсы, выступает как центр социокультурного пространства, фиксирующий позитивные социальные воздействия на студента, защищающий его от антисоциальных и антигуманных действий, поддерживающий его психологически, способствующий его гармоническому развитию и самовоспитанию.

Основная задача современного этапа – достижение высокой культуры постановки воспитательной работы в университете, создание гуманистической (личностно-ориентированной) воспитательной системы, пронизывающей все области жизнедеятельности КрасГАУ.

Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Современный образованный человек должен обладать особой совокупностью компетенций (проективная модель личности специалиста с высшим образованием), обеспечивающих ему способность:

- к саморазвитию, самореализации, самовыражению, самоутверждению, самоопределению, саморегуляции: обладать потребностью самосовершенствования как в плане роста профессионализма, так и в плане развития своей личности, своих человеческих качеств;

- брать на себя ответственность, иметь уважение к законам и обладать гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

- быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций;

- владеть новыми технологиями, понимать рамки их применения и распространения, осуществлять инновационную деятельность;

- иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности;

- иметь потребность в достижениях и самостоятельного принятия решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

- обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности;

- иметь в определенной степени ориентацию на свои интересы и потребности, на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

- обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению её как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе;

- интегрироваться в социокультурное пространство: быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-идеологической обстановке;

Специалист с высшим образованием должен уметь понимать и быть готовым отстаивать корпоративные интересы своей профессиональной общности, к которой он принадлежит по своему социально-профессиональному статусу.

В результате анализа ООП были выделены общекультурные КОМПЕТЕНЦИИ, на формирование которых должны быть направлены задачи и цели воспитательной работы с обучающимися в ФГБОУ ВПО КрасГАУ с 2011-2012 учебного года:



  • способен занимать активную гражданскую позицию (ОК-1);

  • стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-2);

  • привержен этическим ценностям и здоровому образу жизни (ОК-3).

  • способен развивать свой общекультурный уровень (ОК- 4);

  • обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • обладает достаточным уровнем правосознания (ОК-6);

  • знает свои права и обязанности как гражданина своей страны, умеет использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

  • способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК- 8);

  • обладает навыками публичных социальных коммуникаций (ОК- 9);

  • знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК- 10);

  • владеет культурой мышления, способен к восприятию, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–11);

  • умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-12);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 13);

  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).




    1. Содержание и область применения

Концепция воспитательной работы разработана с целью создания нормативной базы системы воспитательной работы в Красноярском государственном аграрном университете.

Воспитательная работа в университете осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 года N 3266-1), «Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р), «Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг.» (Постановление Правительства РФ №61 от 7.02.2011 г.), Национальной доктриной образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №751 от 4.10.2000г.), регламентирующими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и на основе положений Устава ФГОУ ВПО КрасГАУ в тесном контакте с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, местными органами и учреждениями сферы реализации молодежной политики.

Концепция содержит требования:

- к структуре, формам, методам и средствам развития и становления профессиональных и личностных качеств студентов в течение всего периода обучения в университете;

- к организации воспитательной работы со студентами в КрасГАУ.

Положения настоящей Концепции подлежат применению структурными подразделениями, профессорско-преподавательским составом, научно-техническими работниками, учебно-вспомогательным персоналом и сотрудниками университета в качестве руководства в воспитательной работе со студентами как в процессе учебы, так и в свободное от занятий время.


    1. Принципы воспитательной работы

В основе Концепции лежат следующие принципы воспитания:



  • Принцип открытостивсе члены коллектива (сотрудники, студенты) имеют право участвовать в реализации воспитательного процесса, выступать с инициативными предложениями и конструктивной критикой в отношении предлагаемых и реализуемых проектов, программ, акций, мероприятий.

  • Принцип демократизма – предполагает реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии и педагогике сотрудничества во всех системах субъект – субъектных отношений (преподаватель – студент, преподаватель – преподаватель, студент – студент, руководитель – подчиненный и пр.) на основе диалога.

  • Принцип индивидуализации (принцип учета возрастных особенностей и индивидуальных различий), формирующий в вузе систему воспитания, направленную не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентированной с учетом задатков и возможностей каждого студента в процессе воспитания.

  • Ориентация на ценностные отношенияпостоянство профессионального внимания педагога к формирующимся отношениям студента к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации этого принципа выступает философская и психологическая подготовка педагога.

  • Принцип субъектностипринятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.

  • Принцип толерантностипредполагает наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящего за нормативные требования законов; принятие другого как данность, признание за коллегой, студентом права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому, вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности: «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя», - эти запреты безусловны и категоричны для каждого члена коллектива, как человека современной культуры.




    1. Цели и задачи воспитательной работы в университете

Воспитательная работа – важнейшая составная часть вузовского образовательного процесса, осуществляемая в учебное и внеучебное время, которая обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста, представителя отечественной интеллигенции.



Цель воспитательной работы – формирование у студентов социально значимых и профессионально важных качеств, воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения.

Основные задачи воспитания:

- формирование личной ответственности за собственную судьбу, судьбу отечества, активной гражданской позиции;

- формирование научного мировоззрения, готовности к пониманию единства естественнонаучной и гуманитарной культур, готовности к деятельности как теоретического, так и прикладного характера;

- развитие коллективизма, мобильности, конкурентоспособности, позитивных ценностных ориентаций, творческой активности;

- развитие организаторских способностей посредством ориентации на участие в самоуправлении;

- ориентация на овладение знаниями этических и правовых норм, на адекватное этим знаниям поведение;

- формирование научных представлений о здоровом образе жизни, вооружении умениями и навыками духовного и физического самосовершенствования;

- формирование представлений о сущности и социальной значимости будущей профессии, готовности к самообразованию;

- формирование трудовых умений и навыков в процессе участия в совершенствовании материально-технической базы университета, в улучшении жилищно-бытовых условий, в городских коммуникально-хозяйственных мероприятиях;

- формирование опыта межнационального и межсоциального общения, предупреждения и разумного разрешения конфликтов;

- формирование чувства корпоративной общности, гордости за принадлежность к студенческому сообществу;

Для достижения цели и эффективного решения поставленных задач необходим комплекс условий, обеспечивающих раскрытие творческих способностей и самореализацию личности студента и преподавателя. Условия эти следующие:

- использование традиций и позитивного опыта, накопленного коллективом Красноярского государственного аграрного университета и других вузов, для становления, функционирования и развития системы воспитательной работы в современных условиях, их сочетание с поиском новых форм и направлений;

- изучение (мониторинг) интересов, динамики ценностных ориентаций студентов как основа планирования воспитательной работы;

- совершенствование технологии планирования на уровне всех субъектов воспитательной деятельности (университета, института, курса, кафедры, индивидуальном);

- развитие организационной структуры, координирующей воспитательную/внеучебную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;

-  создание системы морального и материального поощрения (стимулирования) наиболее активных преподавателей и студентов-организаторов внеучебной деятельности;

-  реализация в системе внеучебной работы возможностей студенческого самоуправления;

- сочетание работы по направлениям воспитательной работы с выполнение целевых про­грамм;

- обеспечение материальной и финансовой базы внеаудитор­ной работы;

- совершенствование системы управления внеучебной деятельностью;

- использование воспитательного потенциала учебных предметов для расширения культурного кругозора студентов, их творческой и социальной активности;

- реализация целенаправленной кадровой политики, обеспечение профессионализма организаторов воспитательной/внеучебной работы – преподавателей, студентов-общественников, штатных сотрудников-специалистов;

- модернизация и разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе методического характера), обеспечивающих функционирование и развитие системы воспитательной деятельности;

- осуществление контроля за содержанием и эффективностью внеучебной работы, использованием ее результатов для корректировки планов и решений.

В обобщенном виде работа по организации этих условий означает переход от проведения отдельных воспитательных мероприятий к созданию в университете гуманитарной педагогической среды как системообразующего начала в воспитательной системе вуза.

Цели, задачи, условия воспитательной деятельности реализуются через ее различные направления и комплекс целевых программ, разрабатываемых по мере возникновения потребностей и определения приоритетов, например:

- Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни на период 2011-2015 гг..;

- Комплексная программа развития физкультурно-массовой и спортивной работы в КрасГАУ на период 2011-2015 г..;

- Программа художественно-эстетического воспитания, развития художественной самодеятельности и организации досуга студентов на период 2011-2015 гг..;

- Программа оптимизации процесса адаптации студентов к вузу;

- Комплексная программа социально-психологического сопровождения и социальной защиты студентов на период 2011-2015 г..


    1. Приоритетные направления воспитательной работы

Осуществление системы мероприятий комплексного характера по направлениям воспитательной работы:

2.4.1. Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей:

- Формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа.

- Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.

- Создание условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости гражданско-патриотических ценностей.

- Формирование системы правовых знаний.

- Формирование системы эстетических и этических знаний и ценностей.

- Формирование у студентов установок толерантного сознания и противодействие экстремизму.

- Формирование у студентов потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей  ценности и главному способу достижения жизненного успеха.

2.4.2. Духовно-нравственное воспитание:

- Формирование и развитие системы  духовно-нравственных знаний и ценностей.

- Реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в  учебной, производственной и общественной деятельности.

- Формирование у  студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей.

2.4.3. Патриотическое воспитание:

- Повышение социального статуса  патриотического воспитания студенческой молодежи.

- Проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию.

- Повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.

2.4.4. Формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни: 

- Организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни,   проведение спортивно-массовых мероприятий,  соревнований.

- Пропаганда здорового образа жизни, профилактика и борьба с курением, наркозависимостью,  и другими «дурными» привычками.

2.4.5. Формирование конкурентоспособных качеств:

- Повышение  мотивации  самосовершенствования студентов.

- Формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение.

- Формирование качеств социально-активной личности.

- Формирование навыков самопрезентации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел. 

2.4.6. Профилактика правонарушений, аддикций, формирование потребности в здоровом образе жизни.

2.4.7. Обеспечение социальной защиты студентов, организация психологической поддержки и консультационной помощи.

2.4.8. Обеспечение высоконравственного климата и культуры быта в студенческих общежитиях.

2.4.9. Развитие системы студенческого самоуправления.

2.4.10. Оптимизация воспитательного потенциала учебной и научной работы.

2.4.11. Совершенствование системы информационного обеспечения студентов.

2.4.12. Проведение социологических исследований по вопросам воспитательной работы.

2.4.13. Расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия в сфере воспитательной деятельности, проектной деятельности студентов.

2.4.14. Внедрение системы менеджмента качества воспитательной работы.


    1. Формы и методы воспитательной работы со студентами




      1. Организация учебно-воспитательного процесса.

Наибольшее воспитательное воздействие на студентов в стенах вуза оказывает организация образовательного процесса, создающего атмосферу активного, творческого овладения специальностью.
Основными требованиями к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов, должны быть:

- соответствие подготовки специалистов государственным квалификационным характеристикам и учебным планам, призванным обеспечить реальное единство учебно-воспитательного и научного процесса и дать возможность мобильно, в зависимости от постоянно развивающихся потребностей общества и производства, менять его содержание и приоритеты;

- совершенствование учебно-воспитательного процесса путем создания атмосферы состязательности за глубокое и творческое освоение учебных дисциплин, внедрения в учебный процесс компьютеров, деловых игр и других форм активной учебной деятельности, стимулирующих творчество и самостоятельность мышления студентов, развития междисциплинарного знания;

- повышение уровня научных исследований, укрепление связи научного процесса с задачами повышения качества подготовки специалистов (внедрение в учебный процесс элементов творческого поиска, привлечение большинства студентов к научно-исследовательской работе в рамках учебного процесса, осуществление мер, направленных на широкое привлечение к руководству НИР преподавателей, научных сотрудников и аспирантов); обеспечение развития фундаментальных исследований как основы повышения теоретического уровня прикладных разработок и важнейшего условия подготовки специалистов широкого профиля;

- систематический анализ и обобщение и опыта работы кафедр и институтов по применению различных форм и методов учебно-воспитательной деятельности, наиболее эффективно формирующих профессиональные качества студентов и отвечающих задачам социально-экономического развития общества в современных условиях;

- проведение смотров-конкурсов академических групп, предметных олимпиад и т.п.; организация проведения научно-технических конференций, представления студенческих работ на конкурсы и смотры и т.д.;

- создание условий для развития студенческого самоуправления вопросами трудового и профессионального воспитания.
Средствами достижения профессиональной подготовки студентов является организация практической деятельности студентов во всех сферах вузовской жизни: в учебном процессе и научно-исследовательской работе, в производстве и общественно-полезных работах.


      1. Создание системы общей и специальной информированности студентов.

Непрерывное информирование студентов о различных сферах жизнедеятельности университета в течение всего периода их обучения должно быть обеспечено созданием постоянно обновляемой системы представления информации, включающей в себя:

- работу газеты «Вести КрасГАУ»;

- передачи Студии телевидения;

- организация тематических выставок литературы, другие формы активного взаимодействия с библиотекой, музеями, центрами;

- создание буклетов, справочной литературы об университете;

- встречи со студентами старших курсов, выпускниками вуза, учеными, видными специалистами

- проведение общеуниверситетских мероприятий, праздников, торжественных ритуалов;

- постоянное информационное наполнение интернет-сайта КрасГАУ;

- разработка и внедрение рекомендаций по организации умственного труда и самостоятельной работы студентов в рамках учебной деятельности, пропаганда положительного опыта работы группы и отдельных студентов в средствах массовой информации и университетской газете.

Система информации должна обеспечить:

- ознакомление студентов с традициями вуза, его структурой, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студентов; организацией учебного процесса и НИР; задачами и направлениями деятельности различных подразделений и общественных организаций вуза; возможностями культурного, духовного и физического развития в стенах вуза и за его пределами;

- формирование умений и навыков учебной, научно-исследовательской и общественной работы: при работе с книгой, конспектом, компьютером, при подготовке к лабораторной работе, зачету, коллоквиуму, к семинарским занятиям; самостоятельной работе студентов, поиске и хранении научной информации;

- развитие самостоятельности, активности, интереса к умственной работе (планирование режима работы и своевременной реализации графиков учебного процесса, организация рабочего места, правильное использование ТСО), воспитание целеустремленности и дисциплинированности.

2.5.3. Реализация демократичной и открытой системы социального партнерства.

Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается правильно построенной системой взаимоотношений между педагогом и обучаемыми. Необходимыми условиями для реализации демократичной системы социального партнерства в университете являются:

- функционирование института преподавателей-кураторов студенческих групп младших курсов очного отделения. В их функции должны входить проблемы информирования студентов по различным вопросам жизнедеятельности вуза, наставничество и обеспечение социального партнерства;

- регулярные встречи студенческой молодежи с представителями администрации университета, институтов, заведующими кафедрами, кураторами;

- участие представителя студенческого совета, профкома, выражающего интересы студентов, в работе органов управления университетом;

- совершенствование различных форм студенческого самоуправления (участие студентов в выборах ректора и директоров институтов, в работе Ученых советов университета и инстититов, приемных, стипендиальных и аттестационных комиссиях, студенческих советах общежитий).

2.5.4. Обеспечение профессиональной готовности преподавателей к реализации современных педагогических принципов.

Реализация задач обучения и воспитания осуществляется в процессе общения преподавателя со студентами. Эта сфера деятельности требует от педагога знания особенностей развития личности, ее потребностей, интересов и целей, а также взаимной психологической расположенности обучаемого и педагога.

С целью обеспечения профессиональной готовности к реализации современных педагогических принципов преподаватели обязаны непрерывно повышать свой уровень педагогической культуры, развивать умения активно управлять взаимоотношениями в учебном коллективе.


Совершенствование педагогического и профессионального мастерства преподавателей обеспечивается:

- системой повышения квалификации и переподготовки кадров;

- постоянно действующими семинарами;


      1. Задачи всестороннего развития личности студента наиболее эффективно решаются в процессе воспитательной работы в свободное от занятий время, главное назначение которой заключается в развитии через различные ее формы профессиональных, художественных, спортивных и других способностей студентов, в расширении возможностей культурного и духовного роста.

      2. Система внеучебной воспитательной работы (ВВР) включает:
        - работу вуза в целом, его кафедр и институтов;

- проведение общевузовских праздников;

- воспитательную работу в общежитиях.

Важную роль в организации ВВР должны играть различные студенческие объединения: клубы, центры, общества, кружки по интересам.

Формы и методы внеучебной воспитательной работы многообразны:


- проведение музыкальных вечеров, читательских конференций, вечеров вопросов и ответов, диспутов, устных журналов, дискотек;
- встречи с писателями, композиторами, актерами, проведение бесед и лекций о достижениях в области литературы, музыки, искусства;
- презентация книг и персональных выставок художников, фотографов;

-выставки научных достижений, информационного материала об истории университета;


- организация работы дискуссионных клубов по интересам, творческих объединений; театральных, хореографических коллективов, ансамблей песни и танца;

- организация посещения концертов, спектаклей, культпоходов в кино;

- развитие концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности;
- организация посещений музеев, ознакомление с памятниками истории и культуры города, края и страны;

- проведение научных студенческих конференций, олимпиад, конкурсов студенческих работ, рефератов;

- формирование у студентов высокой правовой культуры, глубокого уважения к Конституции, законам Российской Федерации, принципам и нормам правового, цивилизованного общества не только в учебном процессе, но и всем стилем жизни вуза, деятельности руководителей всех уровней;
- усиление правового воспитания студентов, профилактической работы по предотвращению нарушений общественного порядка, правил общежития путем организации лекций и бесед с приглашением специалистов органов суда, прокуратуры и МВД;

- проведения среди студентов пропаганды по проблемам рационального природопользования.

Повышение уровня физического воспитания и спортивно-массовой работы путем:

- обеспечения связи физического воспитания студентов с учебным процессом через систему физкультурного образования;

- развития материально-технической базы для занятий физической культурой в вузе и в студенческих общежитиях;

- совершенствования методических и научных основ физического воспитания;

- вовлечения студентов и преподавателей в спортивные мероприятия, активизации работы по подготовке спортсменов;

- улучшения физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студенческого профкома, спортивного клуба, кафедры физического воспитания;

- проведения массовых спортивных мероприятий (спартакиады, кроссы, соревнования по видам спорта; смотры-конкурсы среди институтов на лучшую постановку спортивно-массовой работы);
- развитие студенческого самоуправления в области физкультуры и спорта через организацию самодеятельной физкультурной работы.

Формы воспитательной работы в общежитиях:

- проведение лекций, бесед, консультаций с преподавателями, вечеров отдыха, встреч с интересными людьми;

- организация вечеров вопросов и ответов, смотров-конкурсов, концертов, фестивалей художественной самодеятельности;

- проведение спортивных мероприятий, соревнований между комнатами, этажами, жилыми корпусами.

Благоприятно сказываются на улучшении всей воспитательной работы в общежитиях ежегодные городские смотры-конкурсы на лучшую организацию воспитательной работы в общежитиях.

Одним из перспективных направлений внеучебной воспитательной работы является ее профессионализация и связанные с нею вопросы методического, кадрового и финансового обеспечения. Профессионализация ВВР представляет собой путь к созданию атмосферы духовности, нравственно-эстетической среды в вузе.

Профессионализация внеучебной воспитательной работы предполагает:

- наличие специалистов-организаторов, обладающих психологическими и педагогическими знаниями и современным мировоззрением;

- координацию деятельности различных вузовских структур ВВР с помощью единою центра (ИРЛиПС);

- целевое финансирование из федеральных, внутривузовских источников;

- материально-техническую базу для осуществления воспитательной работы.




    1. Организационное обеспечение воспитательной работы




      1. Сегодня в университете создана действенная система организационно-управленческого обеспечения воспитательного процесса (Приложение 1). Координация и руководство деятельностью осуществляется Институтом развития личности и профессионального самоопределения, непосредственно Управлением по воспитательной работе.

Вопросами социальной защиты студентов, профилактики правонарушений, психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, реализацией программ по оптимизации процесса адаптации первокурсников, по оздоровлению, здоровьесберегающим технологиям и пропаганде здорового образа занимается Отдел социально-психологической работы со студентами, в штатном расписании которого есть психолог.

Отделение общественных профессий дает студентам возможность получения дополнительной профессии, не связанной с получением основного образования с целью личностного развития – как дополнительный ресурс повышения конкурентоспособности и социальной защиты выпускников КрасГАУ на рынке труда.

Развитием творческих способностей студентов, организацией художественной самодеятельности и здорового досуга студентов занимается Студенческий клуб КрасГАУ.

Спортивно-оздоровительная работа, проведение спортивно-массовых мероприятий и спортивных соревнований, работа спортивных секций, пропаганда здорового образа жизни координируется Спортивным клубом КрасГАУ.



      1. Воспитательную работу в университете возглавляет проректор, директор института развития личности и профессионального самоопределения.

В состав структуры воспитательной работы на уровне университета входят: начальник управления по воспитательной работе, начальник отдела социально-психологической работы со студентами, заведующая отделением общественных профессий, директор студенческого клуба, директор спортивного клуба, воспитатели общежитий, председатель студенческого совета университета, председатель студенческого профкома, на уровне институтов – директора институтов и их заместители по воспитательной работе, кураторы академических групп, руководители кафедр и других подразделений и общественных организаций, имеющих отношение к воспитательной работе в вузе.

      1. Необходимой составляющей процесса формирования творческой личности студента, повышения его самостоятельности и ответственности перед обществом выступает студенческое самоуправление.
        Круг вопросов, к решению которых могут быть привлечены студенты, разнообразен: участие в обсуждении итогов учебной и воспитательной деятельности, эффективности организации самостоятельной работы студентов, составление графика экзаменационной сессии, распределение мест в общежитии, включая принятие решений о выселении студентов из общежитий, в оценке качества проведения занятий и т.д. Студенческое самоуправление, как необходимое условие формирования качеств будущих специалистов, целесообразно шире внедрять в научно-исследовательскую работу студентов, в их общественно-полезный труд и в другие формы и направления деятельности студентов.

Особое внимание в системе управления внеучебной работой уделяется координации деятельности всех административных структур университета и взаимодействию управления по воспитательной работе с органами образования, здравоохранения, культуры и спорта, внутренних дел, иными социальными, общественными образованиями по работе с молодежью края.

Анализируя процесс организации воспитательной работы, можно сделать вывод о том, что в университете сложилась такая структура, которая позволяет четко управлять всеми подразделе­ниями, связанными с организацией воспитательного процесса (Ученый Совет университета, институтов, кафедры, ректорат, НМС).




    1. Формирование гуманитарной среды университета

Важнейшей качественной основой реформирования высшей школы в настоящее время выступает гуманизация образования. Главная задача гуманизации состоит в формировании у будущих специалистов стремления к получению знаний, овладении ими средствами самообразования.


Основу гуманизации составляет процесс гуманитаризации.
Целью гуманизации и гуманитаризации высшего образования является формировании в вузовском коллективе гуманитарной среды. Особенность формирования гуманитарной среды вуза в современных условиях состоит в том, что ее содержание должно быть гуманистическим, по направленности соответствовать целям XXI века. Такая среда направлена на превращение вуза не только в учебно-образовательный, научно-профессиональный центр, но и в культурный, научный, интеллектуальный, воспитательный.
Гуманитарная среда вуза имеет три уровня:

- общевузовская среда, включающая все направления деятельности педагогической системы, имеющая соответствующую материально-техническую инфраструктуру и решающая задачу подготовки специалистов;


- социокультурная среда – часть общевузовской среды, обеспечивающая гуманистическую направленность формирования духовного мира личности, базирующая на социально-культурной инфраструктуре вуза;

- гуманитарная среда – часть социокультурной среды, определяемая получением мировоззренческого гуманитарного знания, формированием гуманистических ценностей личности.

Создание гуманитарной среды как необходимого условия успешного функционирования высшей школы требует комплексного решения взаимосвязанных проблем в области:

- осуществления учебного процесса;

- организации быта, досуга и отдыха;

- художественного и научно-технического творчества;

- развития физической культуры;

- формирования здорового образа жизни;

- создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, реализации идей педагогики сотрудничества, демократии и гуманизма.


    1. Проведение социологических исследований

Важная роль в решении задач формирования личности будущего специалиста отводится социологическим исследованиям, основным направлением которых должен стать анализ комфортности гуманитарной среды в вузе с целью выявления недостатков и слабых мест в деятельности коллектива и выработки конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование воспитательной работы в университете.

К основным социологическим исследованиям в сфере воспитательной деятельности относятся опросы:

- студентов первокурсников с целью планирования воспитательной работы университета, институтов, кураторов, воспитателей и составления социально-психологического портрета студенческих групп;

- по удовлетворенности студентов учебно-воспитательным процессом в рамках самообследования,

- в рамках мониторинговых исследований межвузовской антинаркотической комиссии;

- по мерам социальной поддержки и условиям трудоустройства;

- социально-психологические: «Психологические проблемы студентов», «Проблемы питания студентов», «Здоровый образ жизни».




    1. Критерии эффективности воспитательной системы вуза

Критерии оценки воспитательной работы в институте:

1. Наличие нормативных документов, регламентирующих воспитательную работу в институте, внутренних локальных актов, инструкций, методических материалов, положения/должностных инструкций (зам.директора по ВР, о кураторе);

2. Наличие перспективных и текущих планов воспитательной работы в институте, планов работы кафедр по учебно-воспитательной работе; индивидуальных планов преподавателей, отражающих их внеучебную деятельность со студентами;

Наличие элементов системы воспитательной работы:

- гражданского,

- патриотического,

- духовно-нравственного,

- семейно-бытового,

- экономического,

- правового,

- эстетического,

- экологического,

- физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни;

3. Наличие отчета о воспитательной работе, аналитических материалов (сравнительный анализ воспитательной работы, анализ анкетных материалов, рассмотрение вопросов воспитательной работы на Совете института, Ученом совете института, заседаниях кафедры – вопросы в планах заседаний, протоколы);

4. Наличие доступных для студентов источников информации, содержащих план университетских событий/мероприятий, расписание работы творческих коллективов Студенческого клуба, работы спортивных секций Спортивного клуба и т.д.

5. Наличие кураторов учебных групп;

6. Наличие и эффективность работы студенческих общественных организаций (Студенческий совет, Студенческий профком, старостат, Студенческий отряд, отряд охраны правопорядка, Студенческий совет общежития и др. – протоколы, количество студентов)

7. Наличие материально-технической базы для проведения внеучебной работы (организация рабочего места заместителя директора института по ВР, помещения Студенческого совета института и т.д.);

8 Выделение средств за счет институтов на воспитательную работу, спорт;

9. Организация и проведение внеучебной работы (проведение мероприятий на уровне института, университета - количество студентов занимающихся в творческих коллективах и спортивных секциях, принимающих участие в мероприятиях на уровне университета, достижения студентов в науке, общественной и учебной деятельности);

10. Наличие студенческих научных обществ, кружков (их количество, процент охваченных студентов);

6.1.11. Наличие пресс-центра института (студенческая стенгазета, сайт, радиовещание, наглядная агитация и др.)

12. Наличие музея/материалов, отражающих историю института, галереи выпускников, фотоальбомов;

13. Учет правонарушений, профилактические работы (по протоколам), наличие системы по работе с несоответствиями (приказы, распоряжения о наказании, акты по результатам посещения общежитий, журнал индивидуальной работы, письма родителям и др.), количество мероприятий по профилактике правонарушений и аддиктивного поведения (количество правонарушений);

14. Внутренняя оценка состояния воспитательной работы – наличие «обратной связи» (проведение опросов студентов, родителей, работодателей);

15. Наличие системы поощрения студентов, сотрудников материальное и моральное стимулирование (количество студентов, сотрудников получивших премии, Почетные грамоты, благодарственные письма за активную общественную работу, в сфере воспитательной деятельности – по приказам ректора, распоряжениям, служебным запискам директора института, Доска почета);

16. Участие студентов в работе Ученого совета института, комиссии по распределению академической и социальной стипендий, распределению материальной помощи.

17. Расширение социального партнерства и повышение имиджа института (наличие договоров, соглашений о творческом сотрудничестве, публикации в прессе, наличие буклета об институте, кафедрах).

18. Система социальной защиты студентов (санитарно-гигиеническое обеспечение учебно-воспитательного процесса – чистота в аудиториях, освещенность, наличие точек общественного питания, состояние туалетов; факторы перегрузки и переутомления студентов, материальная помощь, наличие банка данных на социально незащищенные категории студентов – сироты, инвалиды, студенческие семьи, студенты, имеющие детей, матери/отцы одиночки, студенты из малообеспеченных семей);

19. Использование потенциала гуманитарных дисциплин (использование в учебном процессе активных форм – диспуты, дискуссии, деловые игры, экскурсии, анализ тематики рефератов, их социально-значимой актуальности и соотнесенности со сферами гражданско-патриотического, нравственного, эстетического и других сфер воспитания);

20. Культура бытия (эстетическое оформление в институте, чистота и комфортность образовательной среды), культура поведения;

21. Обеспечение условий дополнительного образования студентов (наличие программ/количество студентов дополнительного образования по предметам общеобразовательного и профессионального циклов, получения рабочих профессий, программ личностного развития, менеджерских программ);

22. Уровень воспитанности студентов (по данным анкетирования и опросов преподавателей, сотрудников, работодателей и т.д. - усредненный показатель).




    1. Система оценки состояния воспитательной работы в университете

Управление по воспитательной работе отчитывается на Ученом Совете университета или ректорате не реже одного раза в год.

Все структуры, отвечающие за воспитательную работу, отчитываются на заседаниях Совета института развития личности и профессионального самоопределения не реже двух раз в год.

Вопросы воспитательной работы в институтах обсуждаются в обязательном порядке на Совете институтов, заседаниях кафедр ежегодно.

Ежегодные планы по воспитательной работы рассматриваются, анализируются и утверждаются на заседаниях дирекции институтов.

Проведение социологических опросов «Мониторинг проблем первокурсников» в начале и в конце учебного года. Проведение социологических опросов «Состояние учебной и воспитательной работы» среди студентов института, на основании которого корректируются планы воспитательной работы.

Показатели (п.2.9) оцениваются по десятибалльной шкале:


Оценка показателя

Кол-во баллов

Информация не представлена.

0

Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется.

1

Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно.

2

Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов.

3

Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе.

4

Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки.

5

Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны.

6

Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы.

7

Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

8

Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям.

9

Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать для распространения опыта.

10




    1. Обеспечение реализации Концепции

Правовое обеспечение. Правовые основы воспитательной работы со студентами в вузе находят свое подтверждение в тех статьях законодательства, которые дают учебным заведениям определенные академические права и свободы, в том числе и на правах самоопределения, организовывать специально процесс работы со студентами во внеучебное время и в Программе развития университета на  2011 - 2015гг., нормативно-правовых документах (Положения о структурных подразделениях, о деятельности кураторов, комиссии по профилактике правонарушений и аддиктивного поведения студентов), относящимся к сфере воспитательной работы.

Кадровое и организационно-управленческое обеспечение. Для реализации Концепции необходимо постоянное повышение квалификации работников, занятых в системе воспитания на уровне вуза, института, группы, предоставление возможности и стимулирование научных исследований в области воспитательной работы со студентами.

Программно-целевое обеспечение. Реализация Концепции, задач и направлений воспитательной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение. Основными источниками финансирования воспитательной работы являются:


  • средства вуза и его подразделений;

  • поступления от спонсоров.

Основные статьи расхода на воспитательную деятельность:

1. Содержание необходимого аппарата управления воспитательной работой, организационно-методическое обеспечение его деятельности.

2. Финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и ежегодные планы работы университета.

3. Развитие материально-технической базы структурных подразделений воспитательной работы и социальной сферы.

4. Материальное стимулирование преподавателей и студентов, активно участвующих в воспитательной работе.

5. Поддержка студенческих общественных организаций и инициатив.




  1. Каталог: new -> all -> uvr -> uvr -> word
    all -> Универсальный курс "business english"
    all -> Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий
    all -> Концепция профориентационной работы в Красгау до 2015 года Паспорт концепции Инициаторы
    all -> Аксиологический подход в образовании важнейший фактор воспитания личности
    all -> Дистанционное обучение иностранным языкам посредством компьютерных сетей internet
    all -> Проблема качества образовательных услуг высшего учебнного заведения
    all -> Образование как социокультурный феномен
    all -> Бизнес этика и этикет
    word -> Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни красноярск 2010


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница