Министерство просвещения рсфср инструктивное письмо



Скачать 47,09 Kb.
Дата07.06.2016
Размер47,09 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 10 июля 1979 г. N 330-М
Направляется для руководства в работе Положение о специальной общеобразовательной школе-

интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе).


Предлагаем довести его до сведения всех руководителей вспомогательных школ, изучить в

педагогических коллективах с целью организации учебно-воспитательной, коррекционно-

восстановительной работы в соответствии с данным Положением. Обратить особое внимание

педагогических коллективов общеобразовательных школ, органов народного образования и медико-

педагогических комиссий на необходимость своевременного выявления и обоснованного

направления детей во вспомогательные школы-интернаты (школы), а также целесообразность выбора

профиля профессионально-трудовой подготовки учащихся указанных спецшкол, правильность

комплектования их педагогическими и медицинскими кадрами.


Положение о школе-интернате с особым режимом для умственно отсталых детей

(вспомогательной школе), утвержденное Министерством просвещения РСФСР 18 октября 1960 года,

считать утратившим силу.
Заместитель Министра
просвещения РСФСР
Г.П.ВЕСЕЛОВ
Утверждаю
Министр просвещения РСФСР
А.И.ДАНИЛОВ
9 июля 1979 года
ПОЛОЖЕНИЕ
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ (ШКОЛЕ)
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ (ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
1. Общие положения
1.1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых

детей (вспомогательные школы) являются учебно-воспитательными учреждениями, призванными

осуществлять:
обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития по специальным

программам и учебным планам;


профессионально-трудовое обучение и профессиональную ориентацию, направленные на

подготовку к овладению доступными для этой категории лиц специальностями;


коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного

и трудового обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов

общего и речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.
1.2. Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых

детей (вспомогательные школы) в своей деятельности руководствуются Уставом средней

общеобразовательной школы и данным Положением.
1.3. Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых

детей (вспомогательные школы) открываются по постановлениям советов министров автономных

республик и решениям исполнительных комитетов краевых, областных, городских - г. Москвы и

Ленинграда - Советов народных депутатов. Они находятся в ведении министерств просвещения

АССР, краевых, областных, городских, районных отделов народного образования.
Ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в обучении во

вспомогательных школах-интернатах (школах), создание необходимых условий и осуществление

всеобуча этих детей возлагается на органы народного образования на местах.
1.4. Срок обучения в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах) для

умственно отсталых детей (вспомогательных школах) - восемь лет. По окончании школы выпускники

получают документ установленного образца (Приложение 1) об окончании специальной

общеобразовательной школы данного типа.


1.5. При специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах) для умственно

отсталых детей (вспомогательных школах), имеющих необходимую материальную базу для

профессионально-трудовой подготовки и производственной практики на промышленных

предприятиях и в сельском хозяйстве, на основании решения министерств просвещения автономных

республик, краевых, областных, городских, районных отделов народного образования организуются

IX классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой.


В эти классы зачисляются учащиеся, окончившие VIII класс вспомогательной школы, которые по

состоянию здоровья и уровню интеллекта могут овладеть одной из профессий на уровне I - II

квалификационного разряда.
Квалификационные экзамены по специальности учащиеся сдают на предприятии, где
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
проводилась производственная практика, квалификационной комиссии в соответствии с

действующим законодательством.


Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство

(удостоверение) о присвоении соответствующей квалификации, а школа выдает справку об

окончании IX класса с повышенной профессионально-трудовой подготовкой.
1.6. Предельная наполняемость класса - 16 человек.
1.7. Наполняемость воспитательных групп в школах-интернатах устанавливается в I - V классах

- 16 человек, в VI - VIII и IX классах с повышенной профессионально-трудовой подготовкой - 20

человек.
1.8. Для занятий по труду (IV - VIII и IX классов) классы делятся на две группы, которые

комплектуются при участии врачей с учетом интеллектуальных и физических возможностей

учащихся.
1.9. В специальных общеобразовательных школах (вспомогательных) без интерната создаются

группы продленного дня. Количество воспитанников в воспитательных группах продленного дня I -

V классов - 16 человек, в воспитательных группах VI - VIII и IX классов с повышенной

профессионально-трудовой подготовкой - 20 человек.


1.10. Максимальное количество учащихся в специальной общеобразовательной школе-

интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе) не должно превышать 290

человек.
В случае необходимости и при наличии соответствующих условий разрешается открытие

дошкольных групп при школах-интернатах для умственно отсталых детей в счет планов по

контингентам дошкольных учреждений.
2. Организация учебного процесса
2.1. В специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах) для умственно отсталых

детей (вспомогательных школах) обучение и воспитание ведется с учетом данных о состоянии

здоровья и интеллекта умственно отсталых детей в соответствии с учебным планом, утвержденным

Министерством просвещения РСФСР, по специальным программам для данного типа спецшкол.


2.2. В первом полугодии I класса продолжительность урока - 35 минут. Со второго полугодия в I

классе и в последующих классах продолжительность урока - 45 минут.


Во всех классах в течение урока отводится время для проведения физкультпаузы.
2.3. С детьми, имеющими нарушение речи, проводятся индивидуальные и групповые

логопедические занятия в соответствии с учебным планом как в первую, так и во вторую половину

дня согласно расписанию.
2.4. Домашние задания даются с учетом выполнения их в пределах:
I класс - первое полугодие - домашних заданий не дается, второе полугодие - 30 - 40 минут;
II - III классы - до 1 часа;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
IV - V классы - до 1,5 часа;
VI - VIII классы - до 2 часов.
2.5. В учебно-воспитательной работе с учащимися специальных общеобразовательных школ-

интернатов (школ) для умственно отсталых детей (вспомогательных школ) осуществляется принцип

дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического

изучения ребенка.


2.6. В исключительных случаях отдельные учащиеся со стойкими проявлениями аккалькулии,

аграфии, алексии могут быть переведены на обучение по индивидуальному плану. Вопрос о таком

переводе решается на основании заключения республиканской (АССР), краевой, областной,

городской, районной медико-педагогической комиссии, подтверждающего названные диагнозы.


Эти учащиеся оцениваются на основании тех знаний, которые они получили в процессе

индивидуального обучения.


Индивидуальные планы по отдельным предметам составляются учителями на каждый учебный

год и утверждаются на педагогическом совете школы.


3. Трудовое обучение
3.1. В специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых

детей (вспомогательной школе) трудовое обучение является одним из разделов работы школы по

подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Трудовое

обучение в данном типе школы организуется следующим образом:


обучение ручному труду в I - III классах;
обучение ручному труду на базе школьных мастерских в IV классе;
профессионально-трудовая подготовка по различным видам промышленного и

сельскохозяйственного труда в V - VIII классах;


производственное обучение в IX классе.
3.2. Занятия ручным трудом в I - III классах - первоначальная степень формирования трудового

опыта, положительного отношения к труду и коррекционной работы по исправлению недостатков

практической предметной деятельности учащихся.
Уроки ручного труда проводятся в специально оборудованных кабинетах.
3.3. Профессионально-трудовая подготовка осуществляется по специальным программам,

утвержденным Министерством просвещения СССР, разработанным для специальных школ данного

типа.
Виды трудового обучения в каждой конкретной школе определяются министерствами

просвещения автономных республик, краевыми, областными, городскими, районными отделами

народного образования с учетом производственного окружения школы, возможности проведения

производственной практики, а также трудоустройства выпускников по месту жительства. В

зависимости от перечисленных условий возможна организация трудового обучения и по другим
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
профилям. В этом случае программа разрабатывается школой и утверждается министерством

просвещения автономной республики, краевым, областным отделом народного образования,

Главными управлениями народного образования Мосгорисполкома и Ленгорисполкома. При

составлении таких программ должны быть выдержаны основные принципы построения программ,

утвержденных Министерством просвещения СССР.
3.4. Комплектование учебных групп для профессионально-трудовой подготовки проводится на

основании индивидуальных медико-педагогических рекомендаций, характеризующих возможности

учащихся в овладении тем или иным видом труда. В процессе профессионально-трудовой

подготовки у школьников воспитывается устойчивое положительное отношение к изучаемой

профессии.
3.5. Занятия по труду в IV - VIII классах проводятся в школьных мастерских, оснащенных

станками и оборудованием для обучения профессиональным умениям и приемам работы. Станки и

оборудование приобретаются в пределах ассигнований, выделяемых школам-интернатам (школам) на

эти цели.


В учебных мастерских должны быть созданы условия для решения специальной задачи

вспомогательной школы - коррекции недостатков интеллектуального развития и трудовой

деятельности умственно отсталых школьников.
При оборудовании мастерских и организации практической работы учащихся следует

руководствоваться "Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для

школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов

(пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся",

утвержденными Министерством просвещения СССР и другими нормативными документами

Министерств просвещения СССР и РСФСР по данному вопросу.


3.6. Учебные мастерские могут выполнять работы по заказу разных предприятий и учреждений,

но при обязательном соблюдении требований школьной программы.


3.7. Производственная практика в VII - VIII и IX классах проводится на промышленных

предприятиях, в совхозах, колхозах .


Продолжительность практических занятий школьников в один день не должна превышать

четырех часов.


Непосредственное руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового

обучения.


3.8. Учащиеся VIII классов сдают экзамены по труду, которые проводятся в соответствии с

Инструкцией о порядке проведения выпускных экзаменов по профессионально-трудовому обучению

в VIII классах специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей

(вспомогательных школ), утвержденной Министерством просвещения РСФСР.


В документе об окончании восьмилетней специальной общеобразовательной школы-интерната

(школы) для умственно отсталых детей (вспомогательной школы) указывается вид профессионально-

трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.
4. Лечебно-профилактическая работа
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
4.1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для умственно отсталых детей

(вспомогательные школы) имеют штат медицинских работников, необходимый для проведения

лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы.
4.2. Лечебно-профилактическая и санитарно-гигиеническая работа в данном типе специальной

школы-интерната (школы) осуществляется врачами - психиатром и педиатром и медицинскими

сестрами.
Вся лечебная работа в школе-интернате (школе) должна быть направлена на максимальную

коррекцию недостатков развития учащихся.


4.3. Врачи, помимо лечебно-профилактической работы, осуществляют методическое

руководство работой педагогического коллектива и оказывают консультативную помощь учителям и

родителям по вопросам рационального осуществления режимных моментов, дифференцированного

подхода при дозировке учебной и физической нагрузки, индивидуального учета психических

особенностей каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
Врачи являются членами педагогического совета школы-интерната (школы).
4.4. В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями,

методическими рекомендациями и другими документами, утверждаемыми органами здравоохранения

и просвещения.
4.5. Методическое руководство и лечебно-консультативная помощь специальной

общеобразовательной школе-интернату (школе) для умственно отсталых детей осуществляются

соответствующими психоневрологическими и лечебно-профилактическими учреждениями, на

территории которых находится школа-интернат (школа).


5. Учащиеся
5.1. Направление в специальную общеобразовательную школу-интернат (школу) для умственно

отсталых детей (вспомогательную школу) проводится министерствами просвещения АССР,

краевыми, областными, городскими, районными отделами народного образования на основании

заключения медико-педагогической комиссии согласно Инструкции по приему в данный тип школы,

утвержденной Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен

Положениями о республиканских и областных медико-педагогических комиссиях.


5.2. В тех случаях, когда окончательный диагноз о степени умственной отсталости при тяжелых

задержках психического развития или пограничных состояниях между дебильностью и

имбецильностью может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ребенок

направляется во вспомогательную школу-интернат (школу) с целью уточнения диагноза на срок не

более одного года.
Для этих детей в составе специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для

умственно отсталых детей (вспомогательных школ) создаются специальные диагностические классы,

которые в своей деятельности руководствуются программно-методическими рекомендациями,

разработанными Министерством просвещения СССР.


5.3. Комплектование данной школы-интерната (школы) проводится соответствующими

отделами народного образования до 20 августа.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
5.4. Дети, которые остаются в интернате на каникулы, выходные и праздничные дни,

объединяются в группы круглогодичного пребывания.


Воспитанники в период пребывания в школе-интернате обеспечиваются одеждой, обувью и

мягким инвентарем по установленным нормам.


5.5. В летний период вспомогательная школа-интернат (школа) организует отдых

воспитанников. Для воспитанников названных школ-интернатов организуются школьные

оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха. Дети с неосложненными формами умственной

отсталости на основании рекомендации врача-специалиста могут направляться в пионерские лагеря

профсоюзов.
5.6. Воспитанникам, имеющим родителей, по окончании школы-интерната выдается бесплатно

комплект летней одежды и обуви, бывшей в их пользовании в период обучения в школе-интернате, а

также по желанию родителей комплект зимней одежды, срок носки которой истек. Воспитанникам,

выбывшим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной

одежды и обуви, срок носки которых истек.
5.7. Воспитанники, не имеющие родителей, при направлении их после окончания школы-

интерната на производство, обеспечиваются зимним и летним обмундированием, обувью и

постельными принадлежностями, а также единовременным денежным пособием на первоначальные

расходы по установленным нормам.


5.8. Воспитанникам, родители которых находятся в затруднительном материальном положении

(многосемейные, одинокие матери, инвалиды и т.д.), по окончании школы-интерната по разрешению

органов народного образования может выдаваться комплект зимней одежды, бывшей в их

пользовании в период обучения в школе-интернате, срок носки которой не истек.


5.9. Воспитанников, не имеющих родителей, на период производственного обучения и

получения специальности разрешается оставлять на всех видах довольствия сроком до 6 месяцев, а

воспитанников, кроме того, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, - до года.
6. Руководство школы-интерната (школы)
6.1. Руководящий и педагогический персонал специальных общеобразовательных школ-

интернатов (школ) для умственно отсталых детей (вспомогательных школ) назначается

министерствами просвещения АССР, краевыми, областными отделами народного образования,

Главными управлениями народного образования Мосгорисполкома и Ленгорисполкома.


6.2. Права и обязанности руководителей и других должностных лиц специальных

общеобразовательных школ-интернатов (школ) для умственно отсталых детей (вспомогательных

школ) определяются Уставом средней общеобразовательной школы, Правилами внутреннего

трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства

просвещения СССР и настоящим Положением.
Директор назначается из числа лиц, имеющих специальное дефектологическое образование и

стаж педагогической работы не менее трех лет.


6.3. Наряду с обязанностями, определенными Уставом средней общеобразовательной школы,

директор специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для умственно отсталых


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
детей (вспомогательной школы) организует и направляет работу педагогического и медицинского

персонала на осуществление единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы;


несет ответственность за правильную организацию обучения и воспитания с учетом

особенностей развития учащихся, направленных на коррекцию и компенсацию дефектов умственного

и физического развития учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни и участию в

производительном труде, профессионально-трудовое обучение учащихся и трудоустройство

выпускников школы;
отвечает за правильность комплектования школы-интерната (школы);
обеспечивает создание необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления

соответствующего режима труда и отдыха умственно отсталых школьников, а также условий для

проведения профессионально-трудовой подготовки в полном объеме, предусмотренном

программами по труду.


6.4. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе назначается из числа

лиц, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы в специальной

вспомогательной школе не менее трех лет.
6.5. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе, помимо обязанностей,

предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, организует работу педагогического

персонала по обучению и воспитанию учащихся данного типа специальной школы-интерната

(школы) с учетом их познавательных и физических возможностей;


организует методическую работу по учебным предметам и воспитательной работе, а также по

вопросам единства учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы;


отвечает за оснащение учебного процесса учебно-наглядными пособиями и дидактическим

материалом, соответствующим программам вспомогательной школы;


оказывает помощь учителям по изучению специальной и общепедагогической литературы.
6.6. Заместитель директора по воспитательной работе назначается из числа лиц, имеющих

специальное дефектологическое образование и стаж работы в специальной вспомогательной школе

не менее трех лет.
6.7. Заместитель директора по воспитательной работе организует воспитательную работу в

школе-интернате и несет ответственность за ее коррекционную направленность;


организует методическую работу среди воспитателей;
обеспечивает выполнение режимных моментов с учетом возрастных особенностей и состояния

здоровья детей.


6.8. Помощник директора по хозяйственной части (или заведующий хозяйством) несет

ответственность за состояние хозяйства специальной школы-интерната (школы), за материальное

обеспечение учебно-воспитательного процесса и лечебно-профилактической работы, сохранность

имущества и инвентаря, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном

санитарном состоянии.
7. Учителя и воспитатели
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
7.1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной

школы, учителя и воспитатели специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для

умственно отсталых детей (вспомогательной школы) должны проводить работу, направленную на

максимальную коррекцию недостатков психофизического развития учащихся, их социальную

адаптацию;
изучать личность ученика, его интересы и использовать полученные материалы для

осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в

работе рекомендации и назначения врачей - психиатра и педиатра.
7.2. Учителя и воспитатели этих школ-интернатов (школ) назначаются, как правило, из числа

лиц, имеющих специальное дефектологическое образование (олигофренопедагог).


Учителя профессионально-трудового обучения, кроме того, должны иметь специальную

профессионально-техническую подготовку.


7.3. Учителя-логопеды назначаются из числа лиц, имеющих специальное дефектологическое

образование.


Учитель-логопед ведет индивидуальные и групповые занятия по исправлению дефектов устной

и письменной речи учащихся, а также руководит работой учителей и воспитателей в этом

направлении.
8. Учебно-материальная база.
Финансирование и отчетность
8.1. Помимо помещений для школы-интерната (школы), определенных Уставом средней

общеобразовательной школы, специальная общеобразовательная школа-интернат (школа) для

умственно отсталых детей (вспомогательная школа) должна иметь необходимую материальную базу

для проведения специальных коррекционных занятий и профессионально-трудового обучения

(логопедический кабинет, учебные мастерские, кабинет ЛФК, процедурный кабинет) в пределах

ассигнований на приобретение оборудования и инвентаря.


Количество учебных мастерских должно быть рассчитано на односменные занятия в них всех

групп.
8.2. Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых

детей (вспомогательные школы) финансируются по республиканскому, краевому, областному,

городскому, районному бюджету.


Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы учащихся в учебно-

производственных мастерских, подсобных хозяйствах, а также на предприятиях, стройках, в совхозах,

колхозах и других организациях, используются школами-интернатами (школами) в соответствии с

действующим законодательством.


8.3. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа) для умственно отсталых детей

(вспомогательная школа) пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением



Государственного герба и штамп с указанием места ее нахождения.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Приложение
к Положению
о специальной общеобразовательной
школе-интернате (школе) для умственно
отсталых детей (вспомогательной школе)
                            Герб РСФСР
                     Министерство просвещения
                           СВИДЕТЕЛЬСТВО
    Настоящее свидетельство выдано _______________________________
                                       (фамилия, имя, отчество)
________________________, родивше_____ в 19 _____ году, в том, что
он ___________ обучал___ в _______________________________________
                              (наименование специальной школы)
__________________________________________________________________
                         (села, города)
_______________________________________, окончил _________________
    (района и края, области, АССР)
полный курс этой школы в тысяча девятьсот ________________________
___________________ году и обнаружил_____ при ____________________
поведении следующие знания:
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
по родному языку и                  по изобразительному
литературе _________________        искусству ____________________
по русскому языку и                 по черчению __________________
литературе _________________        по физкультуре _______________
по математике ______________        по пению и музыке ____________
по естествознанию __________        по профессионально-
по географии _______________        трудовому обучению ___________
по истории _________________
"___" ________________ 19__ года
N _____________
М.П.                                Директор школы
                                    Учителя:
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Каталог: law -> obrazovanie--nauka--kultura -> obrazovanie
law -> Примерная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
law -> Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
law -> Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
law -> Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа»
obrazovanie -> Гигиеническая организация внеучебного времени и приготовления домашних заданий в школах-интернатах, школах и группах продленного дня
obrazovanie -> Решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1 концепция


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница