Министерство просвещения Республики Молдова Куррикулум по выбору «Культура общения»



Скачать 220.96 Kb.
Дата24.04.2016
Размер220.96 Kb.


Министерство просвещения Республики Молдова

Куррикулум

по выбору

«Культура общения»

для учащихся X – XII классов

2015

Составители: ЧЕРНЫХ Т.Г., учитель русского языка и литературы высшей дидактической категории, теоретический лицей

им. Н.В.Гоголя, мун. Кишинэу
БРИЖАТЮК О.И ., учитель русского языка и литературы высшей дидактической категории, теоретический

лицей им. Н.В.Гоголя, мун. Кишинэу
АНИКЬЕВА Т.В., учитель I дидактической категории, теоретический лицей им. Н.В.Гоголя, мун. Кишинэу

Введение

Современное обучение основывается на формировании и развитии у учащихся компетенций, в частности коммуникативной компетенции. Вполне очевидно, что её роль для современного выпускника крайне важна, так как общение в различных слоях социума, в том числе в профессиональной деятельности, является неотъемлемой составляющей жизни современного человека, а умение грамотно и эффективно строить своё общение позволяет более успешно реализовать свои жизненные цели.

Курс «Культура общения» будет способствовать формированию у учащихся, помимо коммуникативных умений, способности продуктивно взаимодействовать с другими людьми, формулировать, анализировать и находить решение проблем в команде, демонстрировать этичное речевое поведение на разных уровнях общения. В его основе лежит практическая направленность – обучение культуре общения с помощью активных приёмов преподавания: деловых игр, практикумов, моделирования ситуаций и т.п.

Концепция курса «Культура общения»

Формирование успешной личности, способной интегрироваться в общество, соответствовать его потребностям сегодня как никогда зависит от коммуникативных возможностей подрастающих граждан. Владение навыками эффективного общения позволяет чувствовать себя уверенно, помогает предотвращать конфликты, достигать взаимопонимания с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, впоследствии – с подчинёнными и с начальством. Получение этих навыков  позволит осознанно подойти к вопросу о выборе направления дальнейшего обучения, будет особенно полезно тем, кто предполагает получить образование гуманитарного профиля, приобрести впоследствии специальность, нацеленную на работу с людьми.

Курс рассчитан на 35 часов. По своей структуре курс состоит из 3-х модулей:

1 модуль «Теоретические понятия: культура, общение и его виды, этика, речевой этикет, технологии эффективного общения» - 5 часов.

2 модуль «Основы культурного общения» - 17 часов.

3 модуль «Культура делового общения» - 13 часов.

Непременным условием проведения занятий в рамках данного курса является упор на активные формы обучения. Включение в систему работы игровых технологий, разнообразие видов деятельности позволит учащимся использовать полученные умения и навыки в практике повседневной жизни. Важное место занимает самостоятельная работа учащихся, в том числе с электронными ресурсами в процессе подготовки исследовательских работ, мини-проектов.

Специфические компетенции курса «Культура общения»:

- знание норм и правил культурного общения;

- знание форм делового общения,

- умение соблюдать нормы делового общения;

- развитие социальной компетентности (умение сотрудничать, работать в команде);



- развитие способности вступать в коммуникацию с целью эффективного общения;

- развитие способности работать с разными видами информации, в том числе используя информационные технологии;

. -  развитие самообразовательной компетентности (совершенствование личностных качеств, способности к самообразованию).

Содержание курса «Культура общения»

В содержание курса предполагается включить темы, связанные с технологиями эффективного общения; культурой и этикой общения, речевым этикетом; критериями речи при общении, её выразительностью, яркостью; подготовкой к публичным выступлениям; а также ознакомить учащихся с основами полемического мастерства и основами делового общения. В связи с этим выделяются 3 модуля.
1 модуль «Теоретические понятия: культура, общение и его виды, этика, речевой этикет, технологии эффективного общения» содержит в себе следующие теоретические положения:

Понятие о культуре. Общение, его разновидности и роль в жизни человека. Вербальное и невербальное общение. Понятие об этике и речевом этикете. Технологии культурного (эффективного) общения.

2 модуль «Практика культурного общения» включает в себя тренинги, практикумы, деловые игры по следующим темам:

Формулы вежливости в языке. Бытовое общение. Культура телефонного общения. Условия эффективности разговора. Литературный язык – основа культуры речи. Звучащая речь и её особенности. Спор, дискуссия, полемика. Культура ведения спора. Требования к устному выступлению. Сквернословие и отношение к нему. Культура общения в интернете.

В 3 модуль «Культура делового общения» входит материал, который пригодится учащимся в их последующей профессиональной деятельности, в общении с коллегами:

Служебная этика и служебный этикет. Виды делового общения. Деловой стиль письменной речи. Современное деловое письмо. Правила общения во время интервью, переговоров, обслуживания клиента. Деловой телефонный разговор. Взаимоотношения с коллегами по работе.



Примерное календарное планирование курса по выбору «Культура обшения»

№ п/п уроков,

ед.сод.


Субкомпетенции

Содержание

Виды деятельности учащихся, оценивание

Кол-во часов

Сроки (недели)

Примечания

Модуль 1. Общение и его виды (5 часов)

1.

Знание значения понятий :слагаемые общения ; бытовое общение, деловое общение; устное общение, письменное общение; невербальные средства общения; эффективное слушание; речевой этикет; нормативность литературного языка; чистота речи, выразительность речи, композиция речи; звучащая речь, умение оперировать данной терминологией.

Введение. Цели и задачи курса. Понятие о культуре. Общение и его виды. Речевое общение. Умение понять и передать смысл.

Конспектирование.

1







2.

Понятие об этике и этикете. Речевой этикет.

Знакомство с литературой по речевому этикету.

1







3.

Вербальное и невербальное общение. Роль жестов и мимики в речевом общении.

Чтение и составление плана-конспекта по теме. Моделирование ситуаций.

1







4.

Критерии культурного общения.

Конспектирование. Анализ высказываний об общении и его роли в жизни человека.

1







5.

Технологии эффективного общения.

Составление плана-схемы.

1







Модуль 2.

Основы культурного общения (17 часов)

6.

Знание этикетных формул русского языка, богатства этикетных средств языка, умение применять их,

Знание значения терминов

дискуссия, диспут, полемика; культура спора; полемическое мастерство,
умение грамотно вести дискуссию,

знание требований к устному выступлению, умение применять на практике,

способность контролировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации, а также культурно общаться в разной среде,

получать, анализировать и оценивать информацию о предмете дискуссии, чтобы говорить вещи, имеющие к нему отношение, выражать свои мысли ясно и адекватно ситуации, используя различные коммуникативные стили, слушать, понимать речь участников и соотносить свои высказывания с ними,поддерживать дискуссию адекватно ее целям и ситуации,



владеть вербальными и невербальными средствами коммуникации, реагировать, тактично высказывать комментарий, задавать вопросы, стимулировать окружающих к эффективному участию в коллективном общении. 

Формулы вежливости в русском языке. Приветствие-прощание, обращение, знакомство, просьба, благодарность утешение, поздравление, извинение-отказ, сострадание, сочувствие. Зависимость этикета от речевой ситуации.

Игровые ситуации «Приветствие», «Прощание», «Подарок», «Передача чувств» и т.п.


1







7.

Бытовое общение.

Моделирование ситуаций, просмотр и анализ роликов.

1







8.

Культура телефонного общения.

Составление диалогов, анализ ситуаций. Взаимооценивание.

1







9.

Условия эффективности разговора.

Составление памятки.

1







10.

Литературный язык – образец для подражания

Анализ текстов, где даны различные ситуации общения. Составление резюме после анализа.

1







11.

Особенности звучащей речи.

Анализ аудиозаписей, сделанных учащимися в различных ситуациях.

1







12.

Спор, дискуссия, полемика.

Выработка критериев поведения.

1







13-14

Культура ведения спора.

Моделирование ситуации спора. Упражнения «Не от своего лица», «Взгляд со стороны».

2







15.

Требования к устному выступлению.

Подготовка и анализ выступлений. Разработка памятки.

1







16-17.

Конкурс на лучшего оратора.

Публичное выступление «Я хочу (не хочу) чтобы изобрели технологию чтения мыслей людей» с последующей дискуссией двух групп имеющих противоположные мнения по данному вопросу.

двух групп имеющих противоположные мнения по данному вопросу.



Взаимооценивание.

мыслей людей» с последующей дискуссией двух групп, имеющих противоположные мнения по данному вопросу.



Взаимооценивание.


2







18.

Как относиться к сквернословию.

Дискуссия, презентации по теме.

1







19-20.

Культура общения в интернете.

Анализ комментариев в социальных сетях, анкетирование. Дискуссия. Исследовательские работы.

2







21-22.

Зачётная работа и её анализ.

Устные и письменные ответы на вопросы.

2







Модуль 3.

Культура делового общения (13 часов)

24.


Знание

видов делового общения, видов деловых бумаг, правил проведения деловых переговоров и деловых телефонных разговоров.
Умение

грамотно вести телефонный разговор,
соблюдать требования делового этикета.
Способность

умело пользоваться богатствами русского литературного языка как основы культурной речи,
осуществлять самостоятельно поиск информации, опираясь на рекомендации учителя, самостоятельно оформлять деловые бумаги.



Служебная этика и служебный этикет.

Деловая игра.

1







25.

Виды делового общения. Особенности делового общения: партнёрские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и усло­вий эффективного слушания. Невербальные средства общения.

Моделирование ситуаций.

Упражнение «Умение вести разговор», Игра «Кадровый вопрос». Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»



1







26.

Деловой стиль письменной речи. Оформление деловых бумаг. Заявление, справка, резюме, автобиография, анкета, доверенность, объяснительная записка, аннотация и др.

Анализ и оформление деловых бумаг. Взаимооценивание.

1







27.

28-29

30


31-32

33-34
35

Современное деловое письмо. Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-напоминание, гарантийное письмо, письмо-подтверждение, сопроводительное письмо). Деловая и коммерческая корреспон­денция (письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация).Основные требования к языку деловых бумаг и документов:

точность, языковой стандарт, использование корректирующих знаков при редактировании.



Правила общения во время интервью, переговоров, обслуживания клиента. Переговоры - форма коллективного делового общения. Структура переговоров.

Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров.

Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Шесть правил Р.Фишера и У. Юри.

Национальные стили ведения переговоров.




Деловой телефонный разговор. Деловой разговор как особая разновидность устной речи. Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы.

Взаимоотношения с коллегами по работе.

Тестирование по теме и его анализ.
Итоговый урок

Составление делового письма.

Деловая игра.

Примеры игровых ситуаций:

    Вы пришли по объявлению в газету устраиваться на работу рекламным агентом.

Вы закончили школу гувернеров и пришли к хозяйке дома с рекомендательным письмом.

  Вы пришли к руководителю курсов английского языка с просьбой о зачислении, а занятия в группе начались уже две недели назад.

Составление плана и проведение делового совещания на интересующие учащихся темы («Организация выпускного вечера в школе», «Организация досуга молодежи в районе, городе», «Организация профилактических мероприятий по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией» и др. За каждую использованную этикетную форму (+1 балл). За каждый использованный профессиональный термин (+1 балл)

За каждый использованный синоним (+2 балла). За За использование речевой тактики (+3 балла).

За использование сравнительного оборота (+3 балла).

За четкость мотивации при общении (+3 балла).
Диалоги. Моделирование ситуации. «Секретарь на телефоне»

Практическая проба «Имеджмейкер» (разработка рекомендаций для ситуаций).

Тембр, тон голоса, темп, пауза как невербальные элементы вербальной коммуникации. Умение слушать. Обратная связь.


Тренинг. Портрет идеального и нежелательного коллеги по работе. Упражнения «Самопрезентация», «Искажение информации в цепочке передающих»; экспресс-диагностика понимания эмоций «Смайлики». Тестирование: «Уровень конфликтности личности»; 
тест К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»;
работа в группах по анализу причин различных видов конфликтов (ситуации «Однажды я поругался с …»). Мозговой штурм по вопросу «Как поделить премию в коллективе».

Тестирование.
Анкетирование


1

2

1

2

2
1







Межпредметные связи

Курс «Культура общения» тесно связан с предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с русским языком, так как учащиеся опираются на базовые знания по русскому языку. Вполне уместным будет взаимодействие с другими языками, которые изучают учащиеся, так как можно провести параллель, сравнить, выполнить задание на двух-трёх языках. На уроках по изучению языков (русского, румынского, английского и др.) учителя затрагивают вопросы риторики, ораторского искусства. Данный курс также предполагает обращение к этим разделам лингвистики.

В качестве примера для изучения того или иного коммуникативного действия, безусловно, будут привлекаться примеры из художественной литературы, то есть осуществляться связь с литературой.

Хотя в лицее не изучается психология, учащиеся будут обращаться и к этой науке, так как зачастую именно знание психологии позволяет установить эффективное общение между людьми.

Кроме того, знания и навыки, приобретённые на уроках по культуре общения, помогут учащимся скорректировать своё общение с преподавателями и сверстниками.

Данный курс тесно связан с информатикой, так как предполагает широкое применение знаний и умений, полученных учащимися на уроках информатики.



Дидактические стратегии и стратегии оценивания

В результате изучения курса «Культура общения» учащийся



будет знать

- значение теоретическиех понятий: «культура», «общение», «виды общения», «этика», «речевой этикет», «вербальное и невербальное общение»,

«спор», «дискуссия», «полемика»

- правила культурного ведения спора и общения в Интернете, требования к устному выступлению, правила делового общения ;



будет уметь

- использовать формулы вежливого общения в поседневном и деловом общении, эффективно выстраивать письменное и устное деловое

и повседневное общение, конструктивно общаться с коллегами;

- публично выступать с сообщениями, докладами и т.п. в различной обстановке в соответствии с требованиями к устному выступлению;



будет способен

- к личностному росту, самосовершенствованию в сфере взаимоотношений с людьми;

- участвовать в создании индивидуальных, парных, коллективных проектов;

- эффективно взаимодействовать в команде.


Курс «Культура общения» предназначен для формирования и развития навыков эффективного общения учащихся в их настоящей и последующей

жизни, поэтому он должен быть интересным и полезным для них. Такие активные виды деятельности учащихся, как, например, деловые игры

«Переговоры», «Интервью», тренинги «Диалоги», «Оратор», мозговые штурмы, дискуссии, интерактивные тесты и т.п. вводятся в повседневную

практику уроков.

Важное место занимает самостоятельная работа учащихся с электронными образовательными ресурсами, а также возможность углубить

знания, получаемые в процессе совместной деятельности, при подготовке рефератов, творческих и исследовательских работ, темы которых

подбираются индивидуально, с учётом способностей и склонностью учащихся.

Атмосфера на уроках должна быть максимально позитивной, доброжелательной, доверительной.

Необходимо оценивать не столько знания учащихся, сколько их желание учиться культуре общения. Словесное оценивание, оценивание работы

в группе или индивидуально выполненной работы должно стимулировать и мотивировать учеников, тем более что отметка по данному предмету

не выставляется в документ о среднем образовании.

Библиография
1.Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.-М.,1978.
2.Анн Л. Психологический тренинг с подростками. С-Пб., “Питер”, 2004. 
3.Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи//М., 1988.

4.Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.,1983.

5.Горелов И.Н., Житников М.В., Зюзько Л.А., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся – М.; Просвещение, 1991.

6. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М., Гардарики, 2004. 
7.Иванов Д.А., Иванова Л.Ф., Загвоздкин В.К., Каспржак А.Г. и др. Компетентностный подход как новое качество образования. М., 2001. 

8.Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.,1989.
9.Компетентностный подход как новое качество образования. М., Институт новых технологий. 2003.

10.Львова С.И. Речевой этикет.- М., 1995.
11.Новиков Л.А. Искусство слова//М., 1991г.

12.Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения (учебное пособие) – Санкт-Петербург, 2003.


13.Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

14.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. М., 2004. 


15.Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи//М., 1996.

16.Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете – М.: Издательство «Московская правда», 1991

17. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения//М., 1989.

18.Яковлева Е.А. Этика и этикет.- М., 1996.
19.Янг П. Эффективные методики влияния. – М.: Эксмо, 2007.


Приложения



Список тем исследовательских работ

«Штампы в речи современных школьников»


«Ассоциативный словарик современного школьника: Попытка составления и осмысления»
«Читая Солженицына: К вопросу о выборе слова в художественном тексте»
«Ораторское мастерство А.Н.Толстого»
«Народная мудрость об эффективном общении»
 Список тем творческих работ
«Роль мимики, жестов и телодвижений в речевом общении»
«Давайте говорить друг другу комплименты…» (Правила эффективных комплиментов)
«Душа компании!»
«Прочь, слова-паразиты!»
«Знание языков – ключ к жизненному и профессиональному успеху»
 Список тем рефератов
«Азбука воспитанного человека. Как мы приветствуем друг друга»

«У меня зазвонил телефон…» (Правила телефонного этикета)


«Подготовка к выступлению: Опыт знаменитых ораторов»
Д.С.Лихачёв о подготовке к выступлениям.
ТЕСТ «КУЛЬТУРА ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕНИЯ»
Цель. Тест поможет не только оценить себя как собеседника, но и вспомнить основные правила ведения телефонного разговора.
Как работать? Если вы всегда соблюдаете данное правило, запишите себе 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов. Затем подсчитайте количество баллов.
1.Я набираю номер телефона только тогда, когда твёрдо уверен в его правильности.
2.Я тщательно готовлюсь к деловому телефонному разговору, добиваясь максимальной краткости.
3.Перед особо ответственным телефонным разговором делаю нужные записи.
4.Если предстоит долгий разговор, спрашиваю собеседника, располагает ли он достаточным временем.
5.Добившись соединения по телефону, называю себя.
6.Если я «не туда попал», извиняюсь, а не вешаю молча трубку.
7.На ошибочный звонок вежливо отвечаю «Вы ошиблись номером» и кладу трубку.
8.Выполняя ответственную работу, выключаю телефон.
9.Даже если чем-то раздосадован, «держу себя в руках» во время разговора.
10.Во время продолжительного монолога собеседника по телефону время от времени подтверждаю своё внимание краткими репликами.
11.Завершая разговор, благодарю собеседника и желаю ему успеха.
12.Если позвонивший спрашивает того, кто отсутствует в данный момент, спрашиваю, что ему передать и оставляю записку на столе.
13. Если телефон звонит во время беседы, прошу перезвонить позже.
14.В присутствии других людей стараюсь говорить по телефону вполголоса.
15.Если собеседника плохо слышно, прошу говорить громче или перезвонить.
Ключ к тесту
1. 23 балла и более – вы вполне владеете культурой телефонного общения.
2. От 28 до 22 баллов – в целом вы владеете искусством телефонного разговора, но ещё есть резервы для совершенствования.
3. Менее 18 баллов – нужно вспомнить правила ведения телефонного разговора!


ПАМЯТКА ПОЛЕМИСТА.
Помните, что каждый имеет такое же право высказать своё мнение, как и вы.
Относитесь с уважением к своему оппоненту.
Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведётся полемика.
Умейте чётко определить свою позицию.
Правильно пользуйтесь понятиями. В случае затруднений обращайтесь к справочным пособиям.
Слушайте своего оппонента. Не перебивайте его.
Не горячитесь, говорите спокойно.

СЛОВАРИК ПОЛЕМИСТА.



Аргументация – способ рассуждения, обеспечивающий убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-то.

«Атака вопросами» - полемический приём, состоящий в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом оппоненту, заставляя его всё время отвечать на вопросы.
«Возвратный удар» - полемический приём, состоящий в том, что какое-либо непродуманное и недружелюбное выступление, заявление, реплика обращаются против самого автора.
Опровержение – доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса.
«Подмена тезиса» - логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяется другим и этот новый тезис начинают оправдывать или опровергать.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница