Министерство экономического Министерство



Скачать 232.79 Kb.
Дата25.04.2016
Размер232.79 Kb.
ТипПояснительная записка

Министерство экономического Министерство


развития и торговли образования

Российской Федерации Российской Федерации


Государственный университет-
Высшая школа экономики

Программа дисциплины


"Социология Интернета"

(второй уровень высшего профессионального образования)



Автор программы: старший преподаватель, к.с.н. Д.О. Стребков

strebkov@nm.ru





Рекомендована УМС

Секция "социологии"

Председатель Н.Е. Покровский


Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_________________

“___” __________ 2003 г.



__________________

“___” __________ 2003 г.



Утверждено УС факультета


________________
Ученый секретарь Г.В. Иванченко
________________ “___” __________ 2003 г.

Москва, 2003 г.




  1. Пояснительная записка


Аннотация

Развитие новых коммуникационных технологий, в частности Интернета, кардинально меняет все традиционные представления об обществе и общественных связях. Процессы информатизации охватывают самые разные социальные группы. Происходят изменения в политической (различные политические организации получают большие возможности для донесения публике своих позиций и инициатив), экономической (перераспределяются доходы и финансовые потоки), правовой (изменяются традиционные нормы поведения и законы), профессиональной (возникают новые профессии) сферах. Основная цель данного курса – познакомить студентов с важнейшими теоретическими концепциями и практическими исследованиями в области социологии Интернета.


Учебная задача курса

В результате изучения курса студенты должны:



  • знать теоретические модели и концепции Интернета, разработанные в различных социальных дисциплинах (экономика, социология, маркетинг, психология);

  • иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально-экономических процессах в этой области в России и за рубежом;

  • уметь разрабатывать и реализовывать программу эмпирического исследования по данной теме;

  • обладать навыками использования эмпирических данных.


Требования к студентам

Изучение курса «Социология Интернета» предполагает знакомство студентов с такими учебными дисциплинами, как «Общая социология», «Социальная стратификация», «Экономическая социология», «Социология труда и занятости», «Социальная и экономическая статистика», «Методы анализа социологических данных», «Информатика», «Политология» и др.


Базовый учебник по данной дисциплине отсутствует, поэтому приходится опираться, прежде всего, на исследовательские работы российских и зарубежных авторов – публикации в научных журналах и монографии. При этом для удобства студентов библиографические описания всех обязательных источников литературы и значительной части дополнительных источников содержат электронные адреса, по которым они доступны в сети Интернет в виде полнотекстовых документов.
Форма итогового контроля – дифференцированный зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



  • Работа на практических занятиях (посещаемость, доклады, обсуждения)

  • Выполнение домашних заданий (4 задания по 300-400 слов)

  • Письменная аудиторная контрольная работа (40 мин.)

  • Домашнее эссе (2,5-3 тыс. слов)




  1. Тематический расчет часов




№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего часов

Лекции

Сем. занят.

Всего

1

Информационное общество: основные теоретические концепции

2

2

4

2

6

2

Прошлое и будущее Интернета

2



2

2

4

3

Киберпространство как особая социальная, психологическая и культурная среда

4

2

6

2

8

4

Социально-психологические аспекты поведения индивида в киберпространстве

2

2

4

2

6

5

Взаимодействия индивидов в киберпространстве

4

2

6

2

8

6

Интернет как средство массовой коммуникации

2

2

4

2

6

7

Новая экономика – экономика, основанная на знаниях

2

2

4

2

6

8

Трудовые отношения в условиях новой экономики

2

2

4

2

6

9

«Виртуальная» экономика и финансовое поведение в Интернете

2

2

4

2

6

10

Интернет как исследовательский инструмент

2



2

2

4

13

Эссе










18

18




Всего

24

16

40

38

78




  1. Содержание программы



Тема 1. Информационное общество: основные теоретические концепции


Информатизация как компонент социальной реальности. Связь технологических, культурных, социальных и институциональных изменений в современном обществе. Различные определения современного западного общества и его характеристики (постиндустриальное общество, общество постмодерна, сетевое общество, глобальное общество, информационное общество). Концепция постиндустриального общества Д. Белла. Основные черты постиндустриального общества, отличие его от доиндустриального и индустриального. Основные проблемы, порождаемые глобализацией. Критика теорий постиндустриального общества.

Основная литература:

Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000. С. 3 30 (Введение и Лекция первая) [online] URL: .

Karvonen E. Are we living in the Information Society or in the Knowledge Society? A deeper look at the concepts of Information and Knowledge // Informational societies: Understanding the third industrial revolution / Ed. by E. Karvonen. Tampere: Tampere University Press, 2001. P. 48 68. [online] URL: .

Webster F. Global challenges and national answers // Informational societies: Understanding the third industrial revolution / Ed. by E. Karvonen. Tampere University Press, 2001. P. 259 278. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Webster F. Theories of information society. London: Routledge, 1995. 257 p.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 1 59 (Введение).

Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы // Мир России. 2003. №1. С. 101 108. [online] URL: .

Гидденс Э. Социальные изменения в современном мире // Э. Гидденс Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 483 610.

Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 70 100. [online] URL: .

Иноземцев В. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 3 64.

Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 491 513 (Заключение. Осмысливая наш мир).

Малинкин А.Н. Социология знания и современное «общество знания» // Социологический журнал. 2002. №2. С. 36 57. [online] URL: .

Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. №2. С. 31 35. [online] URL: .

Тема 2. Прошлое и будущее Интернета


Интернет – всемирная паутина – киберпространство – виртуальная реальность: определение основных понятий и их происхождение. Формирование особого научного дискурса вокруг концепции виртуальной реальности и его основные источники (научная фантастика, киберпанк, компьютерные компании и военные ведомства). Основные функции Интернета в современном обществе.

Развитие Интернета в России и за рубежом: история возникновения, динамика числа подключенных пользователей. Распространение Интернета среди различных социальных групп. Структура пользователей. Основные тенденции последних лет и их последствия. Рост аудитории Интернета в России. Изменение портрета Интернет-аудитории в России. Основные тенденции развития Сети, прогноз на будущее.



Основная литература:

Barlow J.P. A declaration of the independence of cyberspace. [online] URL: <http://www.eff.org/pub/Publications/John_Perry_Barlow/barlow_0296.declaration>.

Chesher Ch. Colonizing Virtual Reality: Construction of the Discourse of Virtual Reality, 1984 1992 // Cultronix. 1994. Vol. 1. No. 1. [online] URL: .

Tough P. What are we doing on-line? // Harper's Magazine. 1995. Vol. 291, No. 1743. P. 35 46. [online] (ProQuest).

Дополнительная литература:

Bray T. Measuring the Web // WWW Journal. 1997. No. 3. [online] URL: .

Dodge M., Kitchin R. Mapping cyberspace. London, New York: Routledge, 2001. (Chapter 1. Introducing cyberspace. P. 1 31).

Kling R. The Culture of Cyberspace: The Internet for Sociologists // Contemporary Sociology. 1997. Vol. 26, No. 4. P. 434 444. [online] (ProQuest).

Rule J.B. Silver bullets or land rushes? Sociologies of cyberspace // Contemporary Sociology. 1999. Vol. 28, No. 6. P. 661 664. [online] (ProQuest).

Wiemker M. Cyberpunks: A sociological analysis with special interest in the description of their online activities // Cybersociology Magazine. 1 December, 1998. No. 4. [online] URL: .

Дацюк С. Парадоксальная интенция свободы в Internet. 1997, 9 февраля. [online] URL: .

Интернет в России. Выпуск 4. М.: Фонд «Общественное мнение». 2003, 12 сентября. [online] URL: .



Ослон А.А. Интернет в России / Россия в Интернете. М.: Фонд «Общественное мнение», 2001. [online] URL: .

Перфильев Ю. Территориальная организация российского интернет-пространства // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002. [online] URL: .

Тарасов С. Куда идёт компьютерный мир? // Мир Internet. 2001. №6 7. С. 40-43. [online] URL: .

Тема 3. Киберпространство как особая социальная, психологическая и культурная среда


Трансформация традиционной системы ценностей. Появление новых социальных институтов. Особенности новой Интернет-культуры. Основные социально-психологические черты киберпространства (Дж. Сулер). Интерактивность. Постоянные трансформации пространства. Ограниченность сенсорных ощущений. Анонимность и невидимость. Децентрализация. Необходимость специфических знаний и навыков. Уникальная система поиска информации. Гибкость пространства. Возможность одновременной коммуникации больших групп. Растяжение и сжатие времени в процессе коммуникации. Письменная речь, возможность фиксации и сохранения текста «разговора». Гипертекст и мультимедиа – новые формы подачи информации. Новые виды стрессов.

Основная литература:

DiMaggio P. et al. Social implications of the Internet // Annual Review of Sociology. Vol. 27. Palo Alto: Annual Review Co., 2001. P. 307-336. [online] (ProQuest).

Suler J. The basic psychological features of cyberspace // J. Suler The Psychology of Cyberspace. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Escobar A. Welcome to Cyberia: Notes on the anthropology of cyberculture // Current Anthropology. 1994. Vol. 35. No. 3. P. 211 231. [online] (Jstor).

Manovich L. The aesthetics of virtual worlds: Report from Los Angeles. 1995. [online] URL: .

Mitchell W.J. City of bits: space, place and the Infobahn. Cambridge: The MIT Press, 1996. (Chapter 2. Electronic agoras. P. 6 24).

Suler J. The final showdown between in-person and cyberspace relationships // J. Suler The Psychology of Cyberspace. 1997. [online] URL: .

Tapscott D. Growing up digital: The rise of the Net generation. New York, San Francisco et al.: McGraw Hill, 1998. (Chapter 4. The culture of interaction. P. 55 84) Abstract: .

Turoff M. Virtuality // Association for Computing Machinery. Communications of the ACM. 1997. Vol. 40. No. 9. P. 38 43. [online] (ProQuest).

Белинская Е. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности. 1999, 24 июня. [online] URL: .

Емелин В. Глобальная сеть и киберкультура. [online] URL: .

Петрова Н. Виртуальная реальность как новый метод арт-терапии, или расставание с собой. 1998.[online] URL: .

Печенкин В.В. Информационные технологии в социальной структуре общества. Саратов: Изд–во Сарат. ун-та, 2001. Глава 2 (С. 54 111).

Тема 4. Социально-психологические аспекты поведения индивида в киберпространстве


Мотивация пользователей Интернета. Классификация мотивов (деловой, познавательный, коммуникативный, самоутверждения, рекреации и т.д.).

Виртуальные образы, создаваемые людьми при общении в Интернете. Особые социальные роли – аватары, новые имена (ники). Основные подходы к выбору ника. Различные стратегии самопрезентации личности – различные типы аватаров.

Социальное неравенство среди пользователей Интернета: новые основания для стратификационного деления. Социальная структура виртуальной реальности, её особенности. Хакеры как новая социальная группа, их типология и мотивация деятельности.

Зависимость от Интернета (Интернет-аддикция), её основные индикаторы. Особенности Интернета, способствующие распространению и усугублению зависимости от Сети. Проблемы, которые создает Интернет-зависимость для самого пользователя и окружающих его людей.



Основная литература:

Turkle Sh. Constructions and reconstructions of Self in virtual reality: Playing in the MUDs // Electronic Culture: Technology and Visual Representation / Ed. by Timothy Druckrey. Aperture Foundation, 1996. [online] URL: .

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000. С. 55 76. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Ben-Ze’ev A. Privacy, emotional closeness, and openness in cyberspace // Computers in Human Behavior. 2003. Vol. 19. P. 451 467. [online] (ScienceDirect). URL: .

Suler J. Identity management in cyberspace // J. Suler The Psychology of Cyberspace. 2000. [online] URL: .

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000. С. 11 39. [online] URL: .

Бондаренко С.В. По обе стороны цифрового барьера // Мир Internet. 2001. №8. [online] URL: .

Войскунский А. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002. [online] URL: .

Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000. С. 100 131.

Дрожжинов В., Штрик А. Проблема цифрового расслоения общества // PC Week. 2000. №43. [online] URL: .

Смыслова О.В. Анализ представлений о мотивации хакеров // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Конференция на портале «Аудиториум». Секция 5. 2001. [online] URL: .

Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Internet. 2000. №2. [online] URL: .

Тема 5. Взаимодействия индивидов в киберпространстве


Основные черты и особенности взаимодействия индивидов в киберпространстве. Различные каналы и возможности коммуникации (электронная почта, чаты, веб-конференции, форумы) и их специфика. Девиантное поведение. Переход от виртуального знакомства к реальному. Относительная безопасность сетевого общения. Виртуальные романы. Причины их возникновения. Основные типы. Реализация сексуальных желаний в сетевом общении. Позитивные и негативные последствия виртуальных романов.

Виртуальные сообщества как особое социальное явление. Основные направления изучения виртуальных сообществ. Различия между виртуальными и реальными сообществами (Г. Рейнгольд); сетевая организация ВС (Б. Уэллман); конфликты частных интересов и возможности создания и использования «общественных благ» (П. Коллок); социально-психологические исследования он-лайн коммуникации (М. Ли, Т. Постмес, Р. Спирс). Основные проблемы Интернет-сообществ. Основные роли в сетевых сообществах: гуру, модераторы, администраторы. Конфликты в сетевом общении. Этика и культура взаимоотношений. Сетевой этикет или «нетикет» (netiquette).



Основная литература:

Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the Electronic Frontier. Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Co., 1993. Introduction. [online] URL: .

Suler J. E-mail communication and relationships // J. Suler The Psychology of Cyberspace. 1998. [online] URL: .

Kollock P., Smith M. Managing the virtual commons: Cooperation and conflict in computer communities // Computer-Mediated Communication: Linguistic, Social, and Cross-Cultural Perspectives / Ed. by S. Herring. Amsterdam: John Benjamins, 1996. Pp. 109-128. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Dibbell J. A rape in cyberspace // Composing cyberspace: Identity, community and knowledge in the electronic age / Ed. by R. Holeton. Stanford, 1998. P. 83 98. [online] URL: .

Donath J.S. Identity and deception in the virtual community // Communities in cyberspace / Ed. by P. Kollock, M.A. Smith. L. & N. Y.: Routledge, 1999. P. 29 59. [online] URL: .

Ferris Sh.P., Roper Sh. Same and mixed-gender intimacy in a virtual environment. Communication Quarterly. 2002. Vol. 50. No. 1. P. QR47 55. [online] (ProQuest).

Garton L., Haythornthwaite C., Wellman B. Studying online social networks // JCMC. 1997. Vol. 3. No. 1. [online] URL: .

Hamman R. Introduction to virtual communities research and сybersociology // Cybersociology Magazine. 1997. No. 2. [online] URL: .

Kollock P. The economies of online cooperation: Gifts and public goods in cyberspace // Communities in cyberspace / Ed. by P. Kollock, M.A. Smith. L. & N. Y.: Routledge, 1999. P. 220 239. [online] URL: .

Turkle Sh. Virtuality and Its Discontents: Searching for community in cyberspace // The American Prospect. 1996, December 1. Vol. 7. No. 24. [online] URL: .

Бахмин А.В. Сотрудничество и конфликт в виртуальном сообществе // Социологический журнал.1997. № 1/2. С. 65-92.

Тема 6. Интернет как средство массовой коммуникации


Гипертекст как новая форма коммуникации в обществе. Развитие теории гипертекста (В. Буш, Д. Энгельбарт, Т. Нельсон). Примеры литературных произведений, написанных с использованием гипертекста. Гипертекст как основа Всемирной паутины (WWW).

Особенности Интернета как средства массовой коммуникации. Основные преимущества и недостатки глобальной сети по сравнению с традиционными СМИ. Основные требования к информации, для того чтобы ее можно было рассматривать как публикацию: «Сохраняемость» информационных сообщений, их неизменность и наличие постоянного web-адреса.

Понятие аудитории Интернета. Распространение «традиционных» моделей коммуникации на Интернет. Традиционные СМИ в киберпространстве: он-лайн версии. Интерактивность новых информационных каналов.

Интернет как образовательный ресурс. Интернет-образование. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Интернет-литература, виртуальные библиотеки.



Основная литература:

Купер И.Р. Гипертекст как форма коммуникации // Социологический журнал. № 1/2. 2000. С. 37-59. [online] URL: .

Morris M. The Internet as Mass Medium // JCMC. 1995. Vol. 1. No. 4. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Giles M.W. From Gutenberg to Gigabytes: Scholarly communication in the age of cyberspace // The Journal of Politics. 1996. Vol. 58. No. 3. P. 613 626. [online] (Jstor).

Mason B., Dicks B. Going beyond the code // Social Science Computer Review. 2001. Vol. 19. No. 4. P. 445 457. [online] (ProQuest).

Nielsen J. Multimedia and hypertext: The Internet and beyond. San Francisco: Morgan Kaufmann, 1995. [online] URL: .

O’Donnel J.J. Avatars of the world: From papyrus to cyberspace. Cambridge, London: Harvard University Press, 1998. 210 p.

Андреев А. Литература без бумаги // Мир Internet. 1999. №1. [online] URL: .

Горный Е., Вигурский К. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002. [online] URL: .

Дацюк С. Сетевые издания. 1998, 11 июля. [online] URL: .

Зефирова В.Л., Челноков В.М. История гипертекста. [online] URL: .

Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000. С. 314 332.

Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20.05.1998 // Интернет. 1999. N 6 7. [online] URL: .

Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы [online] URL: .

Тема 7. Новая экономика – экономика, основанная на знаниях


«Новый экономический порядок». Отличие информации и знаний от природных, трудовых и технических ресурсов (Т. Стюарт, Т. Сакайя, Н. Штер). Переход современных западных обществ от традиционной индустриальной экономики к «новой экономике». Ее основные черты. Наиболее яркие примеры.

Исследования «новой экономики» и новых сфер занятости. Структура «новой экономики». Концепция трех полюсов, вокруг которых концентрируется занятость «новой экономики». Экономические особенности (Дж.Б. ДеЛонг, М. Фрамкин): исчезновение трех основ прежней рыночной системы.

Переход от массовости к уникальности (кастомизация). Обострение символической конкурентной борьбы. Виртуализация качества товаров и услуг. Изменение роли рекламы в современном обществе.

Основная литература:

Kelly K. New rules for the new economy // Wired Magazine. 1997. September. Issue 5.09 [online] URL: .

Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 373 400. [online] URL1: ; URL2: .

Дополнительная литература:

Barbrook R. The high-tech gift economy // Cybersociology Magazine. 1 April, 1999. No. 5. [online] URL: .

Economides N. The impact of the Internet on financial markets // Journal of Financial Transformation. 2001. Vol. 1. No. 1. P. 8 13, [online] URL: .

Tapscott D. Growing up digital: The rise of the Net generation. New York, San Francisco et al.: McGraw Hill, 1998. (Chapter 9. N-Gen as consumers and Chapter 10. N-Gen at work. P. 185 234) Abstract: .

Барлоу Дж.П. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети / Пер. с англ. В. Литвинова // Русский Журнал. 1999, 26 марта. [online] URL: .

Кузьминов Я. и др. Россия: формирование институтов новой экономики. К 4 й международной научной конференции «Модернизация экономики России: социальный аспект». М.: ГУ ВШЭ, 2003.

Курицкий А.Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. Раздел 1.3 (С. 22 34).

Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб.: Питер, 2000. [online] URL: .

Паринов С.И. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве. 1999, 21 февраля. [online] URL: .

Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 340 371.


Тема 8. Трудовые отношения в условиях новой экономики


Реорганизация рабочей силы, появление новых уровней ее объединения, новых стандартов качества и стабильности занятости. Распространение «проектно-ориентированной» занятости. Развитие «глобальной рабочей силы» и установление общих стандартов коммуникации.

Интернет как рабочее место и как средство заработка: новые профессии и специальности. Выделение «новой занятости», как трудового аспекта «новой экономики» (Д. Ньюмарк, Д. Рид). Понятие занятости в Интернете (или Интернет-занятости). Основные примеры Интернет-занятости: их специфика, распространенность и темпы роста в современной России. Интернет как средство облегчения работы. Электронная подпись и перспективы изменения условий документооборота благодаря новым информационным технологиям. Телеработа. Преимущества и недостатки для работников и работодателей. Сферы распространения телеработы.

Возможности Интернета как средства поиска работы. Виртуальные кадровые агентства. Форумы и чаты как источник неформальной информации для работников и работодателей. Активный и пассивный способ поиска работы. Вакансии наиболее широко представленные в Интернете. Эффективность поиска работы через Интернет: результаты социологических опросов.

Основная литература:

Neumark D., Reed D. Employment relationships in the new economy. National Bureau of Economic Research. Working paper 8910. April 2002. [online] URL: .

Freeman R.B. The labour market in the information economy // Oxford review of economic policy. 2002. Vol. 18. No. 3. P. 288 305. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Adam A., Green E. Gender, agency, location and the new information society // Cyberspace divide: Equality, agency and policy in the information society / Ed. by B.D. Loader. L., New York: Routledge, 1998. P. 83 97.

Gabel J.T.A., Mansfield N.R. The information revolution and its impact on the employment relationship: An analysis of the cyberspace workplace // American Business Law Journal. 2003. Vol. 40. No. 2. [online] (ProQuest).

Wellman B., et al. Computer networks as social networks: Collaborative work, telework, and virtual community // Annual Review of Sociology. Vol.20. Palo Alto: Annual Review Co., 1996. P. 213-238. [online] (ProQuest).

Головкин А. Телеработа, взгляд на рубеже XXI века // Мир Internet. 2001. №4. С. 40-42. [online] URL: .

Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению // Экономическая социология. Т. 3. №5. С. 93 110. [online] URL: .

Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 199 268 (Глава 4. Трансформация труда и занятости: сетевые работники, безработные и работники с гибким рабочим днем).

Шмелькова Е. Телеработа для всех // Мир Internet. 2001. №9. [online] URL: .

Тема 9. «Виртуальная» экономика и финансовое поведение в Интернете


Потребительское и сберегательное поведение в Интернете. Интернет как новая среда для оказания и распространения финансовых и потребительских услуг. Виртуальные магазины. Новые деньги. Новые услуги. Игровой сегмент Интернета. Business-to-business как особый сектор Интернет-коммерции. Мотивация людей, совершающих покупки или использующих финансовые услуги в сети Интернет. Преимущества и недостатки торговли и совершения финансовых операций в Интернете по сравнению с традиционными формами.

Реклама и маркетинг в Интернете. Основные разновидности рекламы. Терминология, используемая при анализе эффективности Интернет-рекламы. Особенности восприятия Интернет-рекламы. Проблемы с использование рекламы в Интернете. Основные нарушения законодательства.



Правовое регулирование виртуальной реальности. Информационное и авторское право, интеллектуальная собственность. Значение авторского права в современной культуре. Ограничение распространения информации. Защита электронной информации. Защита торговых марок. Преступления в сфере информационных технологий. Интернет-преступления и другие «серые» формы деятельности в Интернете. Незаконный доступ к закрытой информации. Распространение запрещенных материалов. Мошенничество.

Основная литература:

Odlyzko A. The bumpy road of electronic commerce // WebNet 96 – World Conf. Web Soc. Proc. / Ed. by H. Maurer. AACE, 1996. P. 378-389. [online] URL: .

Цыганков В., Богумирский Б. Электронная коммерция в России: настоящее и будущее // Мир Internet. 2000. №6 7. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Elliott S. Real or Virtual? You call it: Digital sleight of hand can put ads almost anywhere // The New York Times. 1999, October 1. [online] URL: .

Mitchell W.J. City of bits: space, place and the Infobahn. Cambridge: The MIT Press, 1996. (Chapter 4. Recombinant architecture. P. 46 105).

Бек С., Лейтенеггер Ж. М. Электронный бизнес с точки зрения клиента: от Web-попрыгунчика до верного виртуального заказчика // Принцип электронного бизнеса / IBM Consulting Group. М.: Открытые системы, 2001. С. 87 101.

Бокарев Т.А. Энциклопедия интернет-рекламы. М.: ПРОМО-РУ, 2000. [online] URL: .

Новак Т., Хоффман Д. Новые метрики для новых СМИ: к разработке стандартов измерения Web-аудиторий // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000. С. 192 249.

Паринов С. Обзор социально-экономических приложений Интернет-технологий (примеры экономической деятельности в Интернете). [online] URL: .

Степанов Д. 11 важнейших этапов проведения PR-кампаний в Интернете // Мир Internet. 1999. №12. [online] URL: .

Эггенбергер К. Аквариум, тамагочи, расстроенный священник и электронный бизнес, или Уменьшающийся период полураспада // Принцип электронного бизнеса / IBM Consulting Group. М.: Открытые системы, 2001. С. 21 34.

Тема 10. Интернет как исследовательский инструмент


Социологические опросы в Интернете. Преимущества, дополнительные возможности: широта охвата, достижимость, доступность, экономичность, быстрота, анонимность и т.д. Недостатки и ограничения Интернет-опросов. Поиск и отбор респондентов. Три разновидности выборок для online-опросов: неограниченная (случайная, неконтролируемая), отобранная (отсеянная), и специально завербованная (Дж. Уотт). Создание и принципы работы Интенет-панели. Этика исследований в киберпространстве.

Семь наиболее распространенных технологий проведения online-исследований (Т. Филиппова). Рассылка анкет по электронной почте. Размещение текстовых анкет в Группах новостей (newgroups). Интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards). Web-страницы. Стандартный Web-опросник. Самозагружающийся опросник загружается. Online фокус-группы.



Информационные ресурсы Всемирной Сети. Основные типы электронных ресурсов. Специализированные порталы. Электронные журналы. Сайты научных и исследовательских организаций. Проблема поиска научной информации.

Основная литература:

Coomber R. Using the Internet for survey research // Sociological Research Online. 1997. Vol. 2, No. 2. [online] URL: .

Schaefer D.R., Dillman D.A. Development of a standard e-mail methodology: Results of an experiment // Public Opinion Quarterly. 1998. Vol. 63. No. 3. P. 378 397. [online] (ProQuest, Jstor). Draft: .

Филиппова Т.В. Интерактивная коммуникация в эмпирической социологии (Опыт социологического анализа Интернет-опросов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: РГГУ, 2000. [online] URL: .

Дополнительная литература:

Cavanagh A. Behaviour in public?: Ethics in online ethnograph // Cybersociology Magazine. 1999, 6 August. No. 6. [online] URL: .

Dillman D.A. Presidential address: Navigating the rapids of change: Some observations on survey methodology in the early twenty-first century // Public Opinion Quarterly. 2002. Vol. 66. No. 3. P. 473 494. [online] (ProQuest). Draft: .

Watt J.H. Using the Internet for quantitative survey research // Quirk's Marketing Research Review. 1997, July. [online] URL: .

Арефьев П.Г. Интеграция российского академического сообщества в глобальные коммуникации // Социологический журнал. 2001. №2. [online] URL: .

Батыгин Г.С. Социология Интернет: Наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. 2001. №1. С. 176-187. [online] URL: .

Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // СОЦИС. 2001. №9. С. 115-121. [online] URL: .

Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. №2. С. 39-48. [online] URL: .

  1. Тематика письменных работ




  1. Концепция постиндустриального общества Д. Белла

  2. Концепция сетевого общества М. Кастельса

  3. Сходства и различия концепций постиндустриального и информационного общества

  4. Знания и информация как особый ресурс в современном обществе

  5. Основные подходы к определению виртуальной реальности

  6. Социально-психологические черты киберпространства

  7. Мотивация пользователей Интернета

  8. Стратегии самопрезентации личности в Интернете

  9. Социальное неравенство среди пользователей Интернета: новые основания для стратификационного деления.

  10. Сетевые сообщества: коммуникации в виртуальном пространстве

  11. Образование и функционирование виртуальных сообществ

  12. Этика взаимоотношений в киберпространстве

  13. Основные особенности Интернет-культуры

  14. Интернет как средство массовой коммуникации.

  15. Финансовое поведение в Интернете: виртуальные магазины, банки, страховые компании

  16. Интернет как рабочее место и как средство заработка: новые профессии и новые возможности

  17. Возможности Интернета как средства поиска работы

  18. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения

  19. Сравнительный анализ различных методов online-исследований.

  20. Этика исследований в киберпространстве

  21. Аудитория российского Интернета: структура и динамика




Каталог: data -> 254
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
254 -> Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции М. Староверова
254 -> Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница