Милиотерапия как фактор повышения качества жизни получателей социальных услуг



Скачать 71.29 Kb.
страница1/3
Дата20.07.2018
Размер71.29 Kb.
  1   2   3


Милиотерапия как фактор повышения качества жизни получателей социальных услуг.

Волобуев В.В., директор ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат»

Мизельский В.Б., врач-психиатр ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат»
В условиях психоневрологического интерната особую роль в практике реабилитационной деятельности занимает милиотерапия. «Терапия средой» или милиотерапия (от франко-англ. milieu therapy – лечебное воздействие среды, лечение средой) – один из методов социотерапевтического воздействия. Под «средой» подразумеваются все средовые компоненты: физический, психологический и социальный компоненты. Определение «милиотерапия» трактуется в литературе по-разному.
В широком смысле – это сочетание самых различных мероприятий: географическое расположение интерната, его архитектура, внутренняя структура учреждения, комфортные условия и уют в отделениях и комнатах проживания (приближающего условия интерната к домашним), различные виды занятости и т.д. В психолого-педагогическом плане терапевтическое воздействие среды – это характер складывающихся и определенным образом направляемых взаимоотношений проживающего с окружающими его людьми: персоналом, другими проживающими учреждения, родственниками и близкими. [1]

Основной целью данного вида терапии является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы инвалидов к «самодеятельности», самообеспечению, отходу от иждивенческих настроений и гиперопеки. Для реализации милиотерапии необходима активизация среды, которая может включать в себя занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивно-оздоровительные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, посильную трудотерапию.

Следует отметить, что эффективность реабилитационного процесса также зависит от успешности организации проводимых мероприятий. Действия всех сотрудников должны быть скоординированы и направлены на одну цель. Оптимизация работы персонала и эффективность реабилитации получателей социальных услуг связаны между собой и оказывают одна на другую положительное воздействие. С одной стороны, обученный и подготовленный сотрудник наиболее правильно и плодотворно ведёт свою работу с проживающими в интернате, а с другой, динамика роста всех видов активности у них оказывает положительное влияние на возрастание у сотрудника чувства удовлетворенности от проводимой им работы.

«Терапия средой», в отношении получателей социальных услуг, проживающих в учреждении, выглядит как организация направленного образа жизни, целью которой является формирование у них санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, чтобы они чувствовали необходимость проявления личной, собственной активности, деятельности, вовлечение в общественно-полезную деятельность, активизация их интересов и потребностей.

Среди мероприятий социализирующего плана, которые входят в понятие «терапия средой», можно отметить две группы:


  • одну из них составляют мероприятия, организованные работниками интерната и не требующие какого-либо проявления активности получателей социальных услуг, а предполагающие их пассивную подчиняемость (концерты, кино, лекции, беседы, телевизионные передачи);

  • другая группа представлена мероприятиями, нацеленными на активное вовлечение проживающих в деятельность (участие в кружках, занятия ЛФК, АФК, благоустройство территории и т.д.).

Необходимо отметить, что лечение с помощью среды, имеет две главные тенденции:

  1. создать как можно больше положительных влияний, исходящих из среды, которые действовали бы на психику получателя социальных услуг;

  2. устранить или до минимума ограничить отрицательные влияния, нарушающие гармонические функции нервной системы.

С 2016 года в ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат» в практику реабилитации и адаптации получателей социальных услуг была внедрена милиотерапия или терапия средой. Интернат является социальным учреждением, предназначенным для постоянного пребывания инвалидов, в том числе инвалидов с детства, страдающих психическими заболеваниями, достигших 18 лет, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных и социальных услугах, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

В учреждении проживает 100 человек, из которых 64 человек – мужчины, 36 человек – женщины. Все получатели социальных услуг размещаются по отделениям и комнатам в зависимости от особенностей своего психического и физического состояния, степени нуждаемости в уходе, личных пожеланий.

По группам инвалидности получатели социальных услуг распределяются следующим образом: инвалиды 1 группы – 54 человек, инвалиды 2 группы – 46 человек.

В основном в интернате проживают люди с длительно протекающими хроническими психическими заболеваниями эндогенного и экзогенного характера. Самой многочисленной является группа больных шизофренией – 42 человек (42%). Второе место по численности, страдающие умственной отсталостью – 41 человек (41%), третье – с органическим поражением ЦНС – 17 человек (17%).

Контингент психоневрологического интерната представляет собой сообщество инвалидов с нарушениями психической деятельности, которая выражается либо в эмоционально-волевом дефекте, либо в выраженном снижении интеллекта вплоть до слабоумия, либо в умственной отсталости разной степени выраженности. Этим обстоятельством объясняется несформированность в потребности досуга, распад этой потребности вследствие длительного хронического психического заболевания. Вместе с тем, у части получателей социальных услуг с менее выраженными нарушениями психики имеется потребность в досуговой деятельности.

Психоневрологический интернат в отличие от психиатрической больницы имеет существенные особенности: стабильный состав проживающих, длительное пребывание в этом учреждении, преобладание лиц с выраженной умственной отсталостью, необходимость создания «домашней обстановки» в связи с многолетним пребыванием получателей социальных услуг в однообразных условиях и ограниченным выбором видов занятий и досуга.[2]

Получатели социальных услуг интерната с умственной отсталостью в виду нахождения в условиях интернатного учреждения ранее были подвержены отрицательному воздействию «больного окружения» и однообразной обстановки, способствующей развитию явлений госпитализма. Оно имеет следующие признаки: монотонный образ жизни; ограниченность связей с внешним миром; бедность впечатлений; скученность, недостаточность жизненного пространства; зависимость от персонала; ограниченные возможности занятости; регламентированность деятельности социального учреждения. Данная ситуация усугублялась еще и тем, что проживающие в интернате в силу особенностей своей психики не способны к активному побуждению, самостоятельным поступкам.

Накопленный сотрудниками интерната практический опыт показывает, что лица с умственной отсталостью, особенно молодые, обладают хорошим реабилитационным потенциалом и довольно перспективны в плане достижения максимального эффекта реабилитации.

Многолетнее воздействие данной средовой ситуации негативно сказывалось на жизнедеятельности получателей социальных услуг. У них появлялись черты, нивелирующие личностные особенности, характеризующиеся ограничением интересов и желаний, в результате чего проживающие становились похожими друг на друга по поведению и внешней экспрессии. На решение проблемы социальной адаптации и интеграции данного контингента интерната и направлена милиотерапия, в рамках которой сотрудниками интерната реализовывался комплекс мероприятий, нацеленный на активизацию деятельности проживающих, восстановление либо формирование их коммуникативной компетенции.

В комплекс «терапии средой», безусловно, входит и оформление всех помещений – комнат, холлов; разнообразие декоративных растений; благоустроенная территория учреждения; благоприятный психологический климат, который подразумевает бесконфликтные отношения проживающих между собой и с обслуживающим персоналом. Необходимо отметить, что в отделениях и комнатах создана комфортная атмосфера и уют. Оптимальный дизайн и архитектура помещений, организация бытового пространства как компоненты «терапии средой» способствуют тому, что человек чувствует наличие личной территории, личного пространства, как в комнате, так и вне ее, имеет возможность уединиться.[3]. Все это, безусловно, способствует повышению эффективности реабилитационных мероприятий. Кроме того, при размещении получателей социальных услуг в комнатах учитываются их психологическая совместимость и личные пожелания.

Важной особенностью метода милиотерапии является то, что получатели социальных услуг интерната включены в работу, которая отвечает их личным интересам. Стержнем «терапии средой» является конкретный проект (например, благоустройство территории, ремонт, оформление помещения и так далее). Особенно значимо, что демонстрация результатов всем остальным проживающим дает возможность участнику милиотерапии получить позитивный опыт – наглядное подтверждение силы собственной продуктивности, подтверждение того, что человек не изолирован от других людей и может с ними плодотворно сотрудничать.[4]

Отметим, что на сегодняшний день в процессе использования милиотерапии сформировались 3 наиболее востребованных получателями социальных услуг интерната тесно взаимосвязанных блока (направления) работы (таблица 1)

Таблица 1






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница