Мифопоэтические оппозиции в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»



Скачать 149.21 Kb.
Дата27.05.2016
Размер149.21 Kb.
Мифопоэтические оппозиции в пьесе

А.Н.Островского «Снегурочка»

А.В. Семенова
Многие ученые, в том числе Ю.М.Лотман, В.В.Иванов, В.Н.Топоров, А.В. Юдин, Клод Леви-Стросс, полагали, что мышление первобытных или древних людей было мифологическим. Чтобы воспринять мир, древним людям необходимо было разложить его на составляющие в своем сознании и противопоставить эти составляющие друг другу, что делало картину мира четкой и понятной. Мифы и фольклор отражают мифологическое сознание древних людей.

Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» основана на фольклорном материале. В произведении ясно отражены особенности сознания и мировосприятия древних славян, что проявляется в наличии мифопоэтических оппозиций в «Снегурочке».



Цель настоящей работы:

Выявление мифопоэтических оппозиций в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» и их всесторонняя характеристика.



Задачи исследования:

а) общая характеристика восточнославянской мифологии и определение места в ней мифологических оппозиций;

б) сравнение традиционных мифологических персонажей с образами героев пьесы Островского; выявление сходств и различий;

в) сопоставление сюжетов русской народной сказки «Снегурочка» и пьесы Островского; выявление сходств и различий; выделение общих для народной сказки и пьесы мифологических оппозиций;

г) выявление и описание мифопоэтических оппозиций в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»;

д) классификация мифопоэтических оппозиций в «Снегурочке»;

е) определение основных функций мифопоэтических оппозиций в исследуемой пьесе Островского.

Образы мифологических персонажей в фольклорной традиции и их интерпретация А.Н.Островским в «Снегурочке»

Многие герои весенней сказки Островского соотносятся с традиционными персонажами восточнославянской мифологии. Других героев пьесы таковыми назвать нельзя, однако они носят своеобразные имена, вызывающие определенные ассоциации в сознании читателей или зрителей. Создавая свое произведение, Островский использовал образы традиционных фольклорных персонажей, но по-своему трактовал их. В отличие от фольклорных персонажей, которые были носителями конкретных, устойчивых черт и функций, герои пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» наделены индивидуальными характерами. Оппозиции, членами которых являются эти персонажи, становятся не только функциональными и гендерными, но и характерными.



Сопоставление русской народной сказки о снегурочке и весенней сказки А.Н.Островского

Весенняя сказка Александра Николаевича Островского «Снегурочка» занимает особое место как в творчестве писателя, так и в русской драматургии вообще. Сказка – один из жанров устного народного творчества, она имеет свою особую структуру, свои законы (см. «Морфология сказки» В.Я. Проппа [4]). Островский на основе известного сюжета русской народной сказки создал совершенно новое, оригинальное произведение, сохранив в нем фольклорные традиции.

Существует как минимум 4 варианта народной сказки о Снегурочке. Для исследования мы выбрали наиболее простой и часто встречающийся сюжет: бездетные старики зимой вылепили из снега девочку, она ожила, стала их помощницей и приемной внучкой. Летом снегурочка пошла с подругами в лес на гуляние, прыгнула через костер и растаяла (Афанасьев А.Н. Русские народные сказки [7]). Вероятно, именно этот вариант трансформирован и развит в пьесе. Из другого варианта сказки Островский заимствовал лесных зверей, помогающих снегурочке.

Как отмечалось ранее, Островский, сохранив основные моменты фольклорного сюжета, трансформировал его, создав новое произведение, во многом расходящееся с народной сказкой. Во-первых, в пьесе гораздо больше персонажей, чем в сказке. Во-вторых, герои пьесы наделены характерами, автор пытается показать их психологию, что совершенно не характерно для фольклора. В-третьих, в пьесе присутствует любовный конфликт, участники которого противопоставлены друг другу по нескольким признакам. В-четвертых, в произведении Островского описано государственное образование, а не просто деревня. В-пятых, в пьесе гибнет не только Снегурочка, но и Мизгирь, и гибель героев более трагична, чем смерть девочки в народной сказке.

Итак, сделаем выводы. В народной сказке и в пьесе Островского «Снегурочка» совпадают две оппозиции, традиционные для восточнославянского фольклора: основополагающая оппозиция тепло – холод (Снегурочка – солнце) и противопоставление свой – чужой мир, представленное оппозицией дом – лес. Все остальные оппозиции в весенней сказке А.Н.Островского являются результатом изменения, дополнения и усложнения сюжета русской народной сказки.

Мифо-поэтические оппозиции

А.Н. Островский был достаточно хорошо знаком с русским устным народным творчеством. Совершая путешествие по Северной Руси, родине своих предков, Островский посетил несколько деревень, наблюдал жизнь, быт, традиции русских крестьян, интересовался фольклором. Вероятно, многое драматург почерпнул из трудов Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и «Русские народные сказки» [7, 26], которые были ему хорошо знакомы. Существует мнение, что одним из источников «Снегурочки» мог послужить роман П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» [16], содержащий художественную обработку мифа о древнеславянском боге Яриле. Так или иначе, очевидно, что Островский уверенно ориентировался в исходном материале: он знал сказку о тающей в пламени костра девочке-снегурочке, русские народные традиции, праздничные обряды и песни, а также мифо-поэтические оппозиции, характерные для русского фольклора.



I.Оппозиции.

Фундаментальной оппозицией в пьесе «Снегурочка» является противопоставление тепла и холода. Эта оппозиция бинарная и многоуровневая. Она выражена в сказке по-разному и многократно, имеет несколько подуровней. Именно на этой оппозиции базируется основной конфликт пьесы. Попытаемся выделить основные подуровни оппозиции:

1) Тепло – это источник жизни. С наступлением теплого времени года оживает природа, дары которой в свою очередь являются источником жизни людей. Холод же губит жизнь, усыпляет природу, отнимает источники пропитания, способен убивать. Таким образом, оппозиция жизнь – смерть восходит к оппозиции тепло – холод. В «Снегурочке» животворное тепло противопоставлено мертвящему холоду.

2) Оппозиция зима-весна очевидным образом соотносится с теплом - холодом и жизнью – смертью. Так уже самой природой устроено, что холодному времени года противостоит теплое. Разделение года на два основных сезона издревле определяло образ жизни русских крестьян. В холодное время отдых, подготовка к грядущей страде, череда зимних праздников, в теплое время – основные работы, запасы на зиму, летние праздники. Мы не зря обращаем внимание на праздники. В весенней сказке островского смена сезонов отражена в обрядах и песнях, сопровождающих народные гуляния. Автор отразил в пьесе традиции Масленицы и Семика, то есть проводы зимы, встреча весны и лета. Это символично в произведении: холод уступает место теплу, жизнь сменяет смерть, пробуждается любовь…

3) В литературе часто встречается определение человеческого сердца как холодного или горячего. Человек с холодным сердцем – это существо бесчувственное, равнодушное, не способное к сильным эмоциям, а значит обделенное даром любви. Любовь свойственна людям с горячим сердцем. Такой человек наделен склонностью испытывать гамму ярких эмоций по отношению к окружающим, он иначе воспринимает мир и людей, нежели человек с холодным сердцем. Оппозиция любовь – равнодушие ярко проявлена в «Снегурочке». Всех героев пьесы можно разделить на способных и неспособных любить. Ко вторым относятся Снегурочка и Мороз, к первым – все остальные. Снегурочка и Мороз – порождения холодной зимы, остальным же милы теплые весна и лето. Между героями возникает непонимание и неприятие, развивается конфликт.

4) Разделение героев по признаку любовь – холодность влечет за собой ряд гендерных оппозиций:

а) На первых же страницах произведения мы встречаем два мифических персонажа – Весну и деда Мороза. Они являются олицетворениями холодного и теплого времени года. Весна несет с собой тепло и любовь, Морозу же и то и другое чуждо. Однако противоречие в оппозиции Мороз – Весна не самое острое. Будучи мужчиной и женщиной, они находят общий язык. Мороз откликается на легкомысленное кокетство Весны, и результатом их непрочного союза является дочь Снегурочка.

б) Снегурочка – существо с холодным сердцем. Ей незнакома любовь. Попав в мир людей, она сталкивается с теми, кто способен испытывать пылкие чувства. Оппозиция Снегурочка – Лель создает один из основных конфликтов в пьесе. Лель – пылкий юноша, любвеобильный, воспитанный Солнцем. Он постоянно жаждет любви и ласки. Снегурочка не может подарить их ему, хотя Лель ей очень нравится. Такая ситуация порождает конфликт Снегурочки и Леля и внутренний конфликт Снегурочки. И все-таки противоречие в этой оппозиции не достигает максимальной точки. Сердце Леля не разбито холодностью девушки, симпатия Снегурочки к юноше обусловлена его пригожестью и талантом.

в) Оппозиция Снегурочка – Купава не гендерная, но напряжение здесь нарастает. Пылкая, целиком отдающаяся любви Купава – полная противоположность холодной, сдержанной, скромной Снегурочки. Отличие девушек друг от друга приводит к возникновению двух любовных треугольников: Снегурочка – Купава – Мизгирь, Снегурочка – Купава – Лель. Ситуация очень конфликтная, из нее два выхода: гармоничный союз Купавы и Леля, гибель Снегурочки и Мизгиря. И то и другое реализовано в произведении.

г) Максимального накала противоречие достигает в гендерной оппозиции Снегурочка – Мизгирь. Девушка – воплощение холодности, в Мизгире кипят страсти. Ситуация усугубляется тем, что Снегурочка не просто равнодушна к Мизгирю, он ей неприятен, его напор и внезапные сильные чувства пугают ее. Желание Мизгиря обладать Снегурочкой сталкивается с ее нежеланием принадлежать. Страсть героя противопоказана холодному сердцу Снегурочки. Девушка и Мизгирь несовместимы настолько, что по волшебству возникающее ответное чувство Снегурочки приводит ее к смерти. Это наиболее негармоничное разрешение конфликта.

Все рассмотренные выше оппозиции являются реализациями основополагающей оппозиции тепло – холод.

Оппозиция Снегурочка – Мизгирь требует дополнительного внимания. Она проявляет себя как разновидность противостояния тепла и холода, но не исчерпывается этим. Здесь есть еще один уровень. Когда снегурочка, надев венок из волшебных цветов, обретает способность любить, на короткое время она перестает быть противоположностью Мизгиря по признаку любовь – холодность. Зато возникает другое противоречие: любовь самоотверженная – любовь эгоистичная. Мизгирь изначально заботится лишь о своих чувствах и об удовлетворении своих желаний. Полюбив Снегурочку, он навязывает себя ей, позже прибегает к применению силы. Настойчивость и безоглядность Мизгиря приводит к разладу Снегурочки с Купавой и Лелем. Снегурочка умеет жертвовать своим благополучием ради других. Подчиняясь приемным родителям, она против воли прогоняет Леля. Поняв важность умения любить, девушка готова пожертвовать жизнью за единый миг любви. Собственно, так она и поступает. Снегурочка знает, что лучи солнца растопят ее, но покоряется воле Мизгиря и идет с ним на поляну встречать Ярилу. А что же Мизгирь? Он хочет добиться прощения царя и доказать, что сдержал свое слово, покорил Снегурочку. Мизгирь упоен успехом, он не внимает ни страху, ни просьбам невесты и ведет ее прямо к погибели. В иной ситуации любовь жертвенная и любовь эгоистичная вполне могли бы сосуществовать и даже дополнять друг друга, но Островский распорядился иначе. Он столкнул два вида одного чувства и довел дело до трагической развязки.

Одной из наиболее важных оппозиций в весенней сказке Островского является противопоставление Снегурочка – Ярило. Ярило – бог солнца, плодородия, умирающей и воскресающей жизни. Его пора - лето. Ярило довольно жесток, требователен и мстителен. Культ этого божества подразумевал жертвоприношения, иногда кровавые. Все это отражено в рассматриваемой пьесе. С самого начала из речи Мороза мы узнаем о гневе Ярилы и его намерении убить Снегурочку. Позже о крайнем недовольстве бога солнца говорит царь Берендей. Причину дурной погоды, холодного, короткого лета он усматривает в охлаждении человеческих сердец, умалении любви. Что же так сердит бога солнца? Ярило отвечает прежде всего за плодородие, за продолжение жизни. А в мире людей наблюдается неприглядная картина. Любовь, закономерным следствием которой являются брак и рождение детей, сдает свои позиции в человеческих сердцах. Имеют место измены, взаимное охлаждение мужей и жен, равнодушие юношей и девушек друг к другу. Всему этому во многом поспособствовало рождение Снегурочки, а потом и ее появление в слободе и посаде берендеев. Снегурочка – порождение Мороза, она увеличивает собой стан сил Зимы и холода. К тому же Весна ради дочери потворствует злоупотреблениям Мороза. Разумеется, Ярило не может не гневаться. А раздражение свое жестокий бог вымещает на людях. Есть еще одно непримиримое противоречие между Ярилой и дочерью Весны и Мороза. Снегурочка – воплощенное целомудрие, которое абсолютно несовместимо с чувственной любовью, браком и рождением детей. Она существо, изначально противное Яриле, поэтому бог стремится ее погубить. Конфликт Ярилы и Снегурочки – это аллегория вступления в брак. Жених должен лишить невесту целомудрия, чтобы обрести возможность породить новую жизнь. Гнев Ярилы на снегурочку усиливает еще и то, что появление новой красавицы в слободе перессорило юношей с их невестами, то есть привнесло еще больше раздоров и холодности в отношении людей, расстроило не один брак. Конфликт непримирим, выходом из него является лишь устранение одного из участников. Бог силен и бессмертен, гибнет Снегурочка.

Весьма любопытна в пьесе Островского оппозиция свой – чужой мир. Это противопоставление наиболее характерно для фольклорных жанров, особенно для сказок. В весенней сказке оно выражено противопоставлением лес – дом, иначе лес – слобода и посад берендеев. Свой мир или дом – это мир людей, в котором не могут действовать потусторонние силы. Представителям иномирья сюда закрыт путь. Чужой мир или лес – опасное для людей пространство. Здесь обитают духи, боги, магические существа. Одни из них дружественны, другие нейтральны, третьи враждебны по отношению к людям. В «Снегурочке» свой мир представлен слободой, посадом и всеми берендеями. К чужому миру относятся лес, Мороз, Весна, Леший и другие обитатели чащи, Ярило. Бог солнца близок людям, они поклоняются ему. Тем не менее ярило чужд человеческому миру. Не просто так праздник в его честь устраивается на поляне посреди леса, а не в слободе или посаде. Особое положение между своим и чужим миром занимает Снегурочка. Она родилась и выросла в лесу, но может жить и среди людей. Впрочем, появление Снегурочки в своем мире вызывает в нем разлад. Мир людей отторгает представительницу иномирья. Оппозиция не нарушается.

Еще одна традиционная фольклорная оппозиция в «Снегурочке» - это свадьба – похороны. Свадебный и похоронный обряд были во многом схожи. Невеста отчасти сродни покойнику, она переходит из одного состояния в другое. В «Снегурочке» свадьба и похороны сведены максимально близко. Праздник в честь Ярилы должен увенчаться вступлением в брачный союз многих юношей и девушек. Но этот же момент в пьесе ознаменовывается гибелью Снегурочки и мизгиря. Более того, смерть Снегурочки является необходимой для благополучного свершения свадебного обряд. Непостижимым образом похороны Снегурочки и Мизгиря, нарушавших гармонию этого мира, вплетаются в языческий венчальный обряд перед лицом Ярилы. Такое тесное соседство смерти и свадьбы в пьесе можно объяснить особенностью культа бога солнца. Ярило – божество продолжающих друг друга жизни и смерти.

Анализируя оппозиции в пьесе «Снегурочка», следует остановиться на противопоставлении предки – потомки. Предки выступают как хранители и защитники старины, потомки – представители нового времени, носители изменившихся нравов. Иначе эту оппозицию можно представить как старина – современность. В сказке Островского предками допустимо назвать царя Берендея и отца Купавы Мураша. О них мы слышим рассказы о том, как жилось раньше. Мураш говорит о честности и верности слову прежних берендеев. Царь придерживается мнения, что во времена его молодости люди больше любили друг друга и все в мире было хорошо и правильно. Потомки в пьесе – вся молодежь. Окружающую действительность им не с чем сравнивать, и они воспринимают все как должное. Происходит неизбежное столкновение нравов. Поведение Мизгиря, Елены Прекрасной, юношей и девушек не нравится мудрому царю, а Берендей наделен властью и пытается изменить ситуацию. Впрочем, особого сопротивления ему никто не оказывает. Молодежь проникается духом праздника в честь Ярилы, настроением любви и весны. Торжествует справедливость.

Таковы основные оппозиции в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка».

II. Классификация оппозиций.

Оппозиции в весенней сказке можно разделить на две группы:

1)Противопоставления, характерные преимущественно для фольклорных жанров.

2)оппозиции, прочно обосновавшиеся в художественной литературе.

Разумеется, такая классификация весьма условна. Большинство оппозиций в «Снегурочке» так или иначе соприкасаются с фольклором. Однако некоторые из них имеют явную мифологическую окраску. К таким противопоставлениям относятся все гендерные оппозиции, участниками которых выступают сказочные существа, а именно Весна – Мороз, Снегурочка – Ярило. Этой же группе принадлежит противопоставление свой – чужой мир. Данная оппозиция крайне редко выходит за пределы фольклорных жанров. Исключение составляют произведения писателей-романтиков, рыцарские и фантастические романы, в которых обязательно присутствует другой мир. Впрочем, такие произведения чаще всего базируются на фольклоре и близки к мифам, сказкам, быличкам, легендам, преданиям. Еще одна фольклорная оппозиция – это свадьба – похороны. Исконные свадебные и похоронные обряды очень долго сохранялись в крестьянской среде, но в дворянском, а позже и в современном обществе им не нашлось места. Вследствие этого обряды, их сходство и оппозиция свадьба – похороны в литературе почти не отражены. Рассматриваемое противопоставление осталось принадлежностью фольклорных жанров.

Ко второй группе оппозиций из пьесы «Снегурочка» относятся противопоставления, чья принадлежность к мифологии оказалась непрочной. Речь идет о противопоставлениях, перекочевавших из фольклорных жанров в художественную литературу. Например, оппозиция тепло – холод в ее гендерных и характерных выражениях стала вполне традиционной для многих литературных жанров. Пожалуй, нагляднее всего она проявляется в сентиментальных романах и повестях (например, «Чувствительный и холодный» Н.М. Карамзина). В основе таких оппозиций лежит противопоставление любовь – равнодушие, восходящее к теплу – холоду. Таким образом, оппозиции Снегурочка – Лель, Снегурочка – Купава, Снегурочка – Мизгирь, любовь – безразличие можно назвать в большей степени поэтическими, нежели мифологическими. К данной группе следует отнести и оппозицию предки – потомки. Конфликт отцов и детей, старого и нового поколений, устаревших и современных убеждений и нравов многократно обыгран поэтами и писателями (например, «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Различие между предками и потомками – неизбежное и естественное явление в человеческом обществе. Это связано с постоянным развитием науки, культуры, религии и, как следствие, самих людей. Каждое новое поколение в чем-то опережает предшествующее, возникает несовпадение убеждений, часто приводящее к конфликтам. Наверное, так было всегда, поэтому оппозиция предки – потомки характерна и для древних фольклорных жанров, и для современной литературы.



III. Функции оппозиций.

Как отмечалось ранее, пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» основана на оппозициях. Такое построение произведения не может быть случайным. Каждая оппозиция должна выполнять ту или иную функцию. Попытаемся определить, для достижения каких целей служат противопоставления в весенней сказке.

А.Н.Островский, назвав свою пьесу сказкой, обязал себя следовать определенным традициям фольклорного жанра. Участниками многих оппозиций в пьесе являются мифические и сказочные существа: Снегурочка, Мороз, Весна, Леший, Ярило. Согласно сказкам, мифам и народным поверьям, они противостояли и друг другу, и людям. Оппозиции с участием иномирных существ мифологизируют пьесу Островского, превращают ее в сказку. Этой же цели служит противопоставление свой – чужой мир, иначе дом – лес. Данная оппозиция является отличительной чертой фольклорных жанров, ее наличие в произведении Островского позволяет отождествить пьесу со сказкой. Оппозиция свадьба – похороны тоже сближает пьесу с фольклором.

Сюжет «Снегурочки» Островского лишь очень отдаленно напоминает сюжет русской народной сказки о девочке, слепленной стариком из снега и растаявшей в пламени костра. Автор пьесы по-новому взглянул на фольклорный сюжет, трансформировал его, создал неомиф (см. Доманский Ю.В. Словообразующая роль архитипических значений в литературном тексте [17]). Одним из средств выполнения этой задачи стали оппозиции. Ведущая роль в весенней сказке отведена любовному конфликту и его участникам, чего нет в народной сказке. В основе этого конфликта – характеры героев, их способность или неспособность любить, теплота или холод в их сердцах. Сталкивая Снегурочку с Лелем, Купавой и Мизгирем, Островский создает совершенно новый сюжет сказки.

В народной сказке конфликт Снегурочки и Ярилы не обозначен, однако и там снежная девочка боится тепла и солнечных лучей, прячется от них, грустит с приходом лета. Островский в своей пьесе использует этот мотив, развивает его. В сказках всегда доминирует действие, а сложность и глубина конфликта, мотивы героев остаются без внимания. Островский же пытается показать все аспекты конфликта. Для этого он вводит оппозицию Снегурочка – Ярило и усложняет сюжет. Анализируя это противопоставление, мы понимаем всю сложность противостояния тепла и холода, Лета и Зимы в славянской мифологии.

Определяя функции оппозиций в весенней сказке, необходимо помнить, что участницей большинства противопоставлений является Снегурочка. Это девушка-существо оксюморонное, так как приходится дочерью Весне и Морозу, которые противостоят друг другу. Снегурочка холодна, но умеет ценить дружбу, талант. У девушки ледяное сердце, однако она хочет любить и получает такую возможность. Дочь Весны и Мороза никому не желает зла, но причиняет множество неприятностей окружающим ее людям. Снегурочка – порождение чужого мира, и все-таки она вполне способна жить среди берендеев. Все в Снегурочке противоречиво и одновременно гармонично слито воедино. Возникает впечатление, что в образе главной героини воплощена двойственность культуры и верований русского народа. Для русской мифологии характерно сочетание несочетаемого, например: брачные союзы враждебных друг другу существ, возможность человека посещать иной мир, взаимодействовать с его представителями и возвращаться обратно. Противоречивы даже функции богов: Ярило несет и жизнь, и смерть; Велес покровительствует и купцам, и ворам. Сами языческие божества принимают то мужской, то женский род. Яркий пример амбивалентности русской народной культуры – феномен двоеверия, гармоничное сочетание языческих верований, обрядов и праздников с христианскими. Вероятно, Островский использовал оппозиции, чтобы отобразить в пьесе противоречивый дух русского народа.

Наконец, рассмотрим главную функцию оппозиций в весенней сказке. Противопоставление подразумевает столкновение, столкновение ведет к конфликту, наличие конфликта является главным условием развития сюжета. Нельзя забывать, что «Снегурочка» - это пьеса. Здесь преобладает действие, и конфликт должен быть ярко выраженным и максимально острым. Все это в полной мере обеспечивается построением пьесы на оппозициях. Использование различных противопоставлений дало автору возможность создать не только основной конфликт, но и несколько второстепенных конфликтов, углубляющих главный и усложняющих сюжет.
Заключение
Итак, нам удалось справиться с поставленной задачей. Мы выделили и рассмотрели основные оппозиции в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка», классифицировали их и попытались определить их функции в произведении. Некоторые оппозиции в весенней сказке имеют несколько значений и выполняют не одну функцию. Можно сделать вывод, что оппозиции в рассматриваемом произведении сплетаются в сложную систему, компоненты которой дополняют, поясняют, усложняют и углубляют значения друг друга. Использование оппозиций помогло автору создать выразительную картину нравов и верований русского народа в дохристианскую эпоху. Кроме того, именно оппозиции определяют двойственный характер самой пьесы: «Снегурочка» - это реалистичное изображение народной жизни в фантастической форме. На одних оппозициях базируется правдоподобие произведения, на других – его сказочность. Позволим себе заключить, что без мифо-поэтических оппозиций не было бы и пьесы «Снегурочка», во всяком случае, такой, какой она известна нам.

Опираясь на фольклорный материал, А.Н. Островский создал произведение, в котором ярко отражены традиции, обряды, песни, верования и мировоззрение древних славян. Поскольку «Снегурочка» - художественное произведение, автор позволил себе по-своему интерпретировать некоторые мифические персонажи. Островский создал новые, еще более красочные образы и постарался максимально полно раскрыть их. Герои Островского оказались очень запоминающимися и стали ассоциироваться в сознании читателей с мифологическими персонажами, вытесняя традиционные представления о них. Образы, созданные Островским в весенней сказке, оказали значительное влияние на дальнейшее использование сюжета сказки о Снегурочке другими писателями.

Можно сделать вывод, что пьеса «Снегурочка» стала одним из образцов для создания новых мифологизированных произведений.

Использованная литература

1. Леви-Стросс Клод. Структурная антропология. Москва, 2005.

2. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. Москва, 1974.

3. Островский А.Н. Снегурочка: пьеса. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Л.М.Лотман. Ленинград, 1989.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Ленинград, 1928.

5. Толковый словарь / под ред. Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Москва, 2005.

6. Энциклопедия Мифология/ под ред. Мелетинского Е.М. Москва, 2003.

7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Москва, 2004.

8. Словарь славянской мифологии / под ред. Е.Грушко и Ю.Медведева. Нижний Новгород, 1995.

9. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. Москва, 2007.

10. Толковый словарь живого великорусского языка / под ред. В.И.Даля. Москва, 1995.

11. Большой толковый словарь / под ред. Ушакова Д.Н. Москва, 1989.

12. Энциклопедия Мифы народов мира / под ред. Токарева С.А. Москва, 1992.

13. Холодов Е.Г. Язык драмы. Москва, 1978.

14. Топоров В.И. первобытные представления о мире. Москва, 1984.

15. Словарь культуры ХХ века/ под ред. Руднева В. Москва, 1998.

16. Мельников-Печерский. В лесах. Москва, 1998.

17. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь, 2001.

18. Лотман Ю.М. Феномен культуры. Таллин, 1992.

19. Бакулина А.В. Бинарность как основная черта методологии Клода Лева-Стросса. Киров, 2010.

20. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Москва, 1994.

21. Елкина М.В. Сказочный сюжет «Снегурочка» в интерпретации русских писателей. Омск, 2009.

22. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Москва, 1999.

23. Леви-Стросс К. Мифологики: Сырое и приготовление. Москва, 2006.

24. Леви-Стросс К. Мифологики: От меда к пеплу. Москва, 2007.

25. Леви-Стросс К. Мифологики: Происхождение застольных обычаев. Москва, 2007.



26. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869.
Каталог: media -> publications -> article
article -> Маргарита Валерьевна Донцова
article -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
article -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
article -> Манипуляция и ее функции
article -> О социокультурных основаниях типов рациональности
article -> Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа л. С. Выготского а. Р. Лурии
article -> Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Одинцовского филиала ноу впо мпси донцова Маргарита Валерьевна
article -> Программа конференц-зал Палеонтологического института ран 25 января 2010 г
article -> Предмет, которого нет в школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница