Мифы и реалии детской неврологии



Дата16.02.2016
Размер125 Kb.
МИФЫ И РЕАЛИИ ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ

Часть 1. Возможно ли усыновление малыша, здорового с неврологической точки зрения?
Дмитрий Сандаков, врач-педиатр, невролог

Ответ очевиден: да!

Неврология – загадочная дисциплина даже для врачей других специальностей. Это объясняется тем, что многие проблемы приходится решать почти интуитивно, по комплексу неврологических симптомов и рефлексов. Именно по их сочетанию часто можно определить не только состояние человека на данный момент, но и прогнозировать его самочувствие на несколько дней, месяцев и даже лет. Наибольшая сложность в принятии решений возникает из-за того, что нервная система представлена во всех органах и системах организма, и в той или иной степени принимает участие в любом патологическом процессе.

При осмотре двухлетнего малыша был выявлен спонтанный нистагм (самопроизвольное дрожание глаз). Это не беспокоило ни малыша, ни его родителей. Последующее обследование выявило доброкачественную опухоль мозга. Благодаря правильным и своевременным действиям этот ребенок живет полноценной жизнью и таких примеров много.

Главное в таких случаях ­ грамотно определиться с объемом и тяжестью проблем и смело приступать к их решению. Готов заранее уверить вас в их успешном решении. Мы привыкли у каждого малыша видеть в медицинской карте диагноз ПЭП (сейчас этот диагноз отменен, а вместо него ставится «перинатальное поражение ЦНС», но суть осталась та же). Главное не это - главное ­ наличие, тяжесть и количество синдромов (проявлений) перинатального поражения ЦНС. Количество синдромов достаточно большое. Приведу в пример наиболее часто встречаемые:



  • СМД ­ синдром мышечной дистонии (недостаточная регуляция мышечного тонуса при изменении положения тела или конечности); как правило, решается с помощью массажа, без применения лекарств;

  • СПНРВ – синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Выставляется при наличии комплекса неврологических симптомов. Часто сопутствует функциональной незрелости ЦНС и разрешается с возрастом (как правило, к 6-8 месяцам жизни);

  • СЗПМ и РР – синдром задержки психического, моторного и речевого развития. Диагноз непростой, прогноз всегда индивидуален. В особо тяжелом случае за этим диагнозом может скрываться ДЦП (детский церебральный паралич);

  • СДН или СДР – синдром двигательных нарушений или синдром двигательных расстройств. Диагноз достаточно сложный, огромное значение при лечении имеет вовремя проведенный грамотный массаж;

  • Судорожный синдром – очень сложный и опасный синдром, требует обязательной профессиональной помощи;

  • ГС или ГГС – гипертензионный синдром или гипертензионно-гидроцефальный синдром. Диагноз часто встречается в медицинской практике. В 99,9% случаев, диагноз ошибочен и не правомочен.

Также важно знать основные этапы психо-моторного развития ребенка:

  • В три месяца малыш должен держать уверенно голову, интересоваться игрушками, бить висящую игрушку открытой ладошкой, громко смеяться произносить звуки;

  • К пяти месяцам – переворачиваться, брать игрушки, перекладывать их из руки в руку, произносить большое количество звуков;

  • К восьми месяцам малыш должен сам садиться с прямой спинкой, вставать, ходить по кроватке, произносить слоги;

К году малыш овладевает самостоятельной ходьбой, говорит слова, активно играет со сверстниками.

Однажды мама приводит на прием дочку в возрасте одного года и трех месяцев и вполне серьезно произносит:

­ Доктор! Моя дочь плохо читает стихи!

Да, если бы все дети были такие, то я давно бы стал безработным…

Я знаю, каждый из вас хочет задать один вопрос: «На что я должен обратить внимание в первую очередь?» Постараюсь ответить на него:



  • Во-первых, есть очень простой способ, чтобы узнать или предположить, насколько малыш психически сохранный: следует посмотреть в глаза. Ребенок может смотреть на вас с интересом или опасливо наблюдать за вами, украдкой изучать. Иной раз он будет отводить глаза от прямого взгляда, но, в любом случае, во взгляде будет глубина и бесконечность, будет читаться мысль. А если вам не удастся увидеть глубины, глаза не выразительные, пустые, взгляд блуждающий не фиксируется ни на чем, то это повод для тревоги и обязательно стоит задуматься о психической полноценности малыша. Сходящееся косоглазие в большинстве случаев не является патологией ЦНС. Расходящееся косоглазие обязательно требует консультации окулиста, так как иногда за этим может скрываться слепота;

  • Во-вторых, постарайтесь как можно дольше понаблюдать за малышом. Обратите внимание на его спонтанную (самопроизвольную) двигательную активность, реакцию на окружающих и игрушки, позы, в которых малыш предпочитает находиться;

  • В-третьих, прислушайтесь к произносимым звукам, слогам или словам (в зависимости от возраста), так как предречевое или речевое развитие является наиважнейшим критерием психического формирования малыша. Помните, если малыш после трех месяцев не произносит звуки, то высока вероятность врожденной глухоты;

  • В-четвертых, обратите внимание на пропорциональность тела и правильное формирование конечностей, так как это может быть проявлением генетических отклонений.

Могу уверенно сказать, что большинство медицинских проблем мы создаем сами

Я постоянно наблюдаю большое количество малышей и уверяю вас, у абсолютного большинства из них, в той или иной степени встречаются проблемы. Главное то, как мы к ним будем относиться, ведь чаще всего при их решении не требуется применение лекарств, не спешите с этим. Часто лекарства имеют побочное действие, которое не обязательно проявится сразу. Не забывайте про главное и самое сильное лекарство – любовь. Только любовь, терпение, целеустремленность и вера в свои силы помогут вам преодолеть любые преграды.


Заключение

К сожалению, фраза: «все болезни от нервов» сегодня верна и актуальна.

В последние 10-15 лет детская неврология превратилась в одну из наиболее значимых дисциплин в педиатрии. Это связано не только с тем, что дети, не выдерживая ритма современной жизни, не усваивают огромный объем информации, но и с тем, что многие родители находятся во власти иллюзий как по отношению к достижениям медицины, так и по отношению к возможностям своих чад.

Требования современного мира таковы, что хочется успеть все, но мы забыли, что являемся частью природы и вместо того, чтобы оглядеться, одуматься, попытаться понять, почему наш малыш невнимателен на уроках и приносит тройки, почему у него плохой почерк и нарушена осанка, мы продолжаем загонять его в жесткие рамки взрослой жизни. Мы не успеваем ласкать своих детей, читать им книги, проверять уроки, гулять... Мы устаем сами и утомляем этим окружающих.

У нас нет времени любить собственных детей.

В некоторой части общества сформировалось ошибочное мнение, что за воспитание ребенка ответственны не столько родители, сколько определенные социальные институты, а роль семьи в этом процессе напрямую зависит от ее материального достатка. Когда мы говорим о своих чадах, то порой это выглядит как технико-экономическое обоснование вложения средств в малыша. Мы заменяем свое участие в жизни ребенка в подборе воспитателей, репетиторов, платных садиков и престижных школ. Даже зоопарк, детские театры и музеи малыши посещают без нас, а в поликлинику детей водят бабушки, дедушки и няни.

Проходит время, и мы ждем отдачи от вложенных средств. Ждем, что вырастет умный, любящий нас ребенок и когда наши ожидания не оправдываются бываем неприятно удивлены, даже поражены. Самая простая реакция в этих случаях обвинение в неблагодарности, в неуважении к мнению взрослых. Мы упрекаем ребенка в бессердечии, эгоизме, отказываем ему в покупке новых джинсов, не пускаем на дискотеку и т. д. В этом и заключается главная ошибка (а их было сделано предостаточно), мы отдаляем его от себя непродуманными действиями, теряя последний шанс спасти разрушающиеся отношения.

Наоборот, ваше спокойствие и уверенные, взвешенные действия будут залогом морального благополучия в семье.

Как бы ни ускорялась жизнь, это не должно касаться наших отношений с детьми. Несмотря на постоянный цейтнот, зайдите перед сном в детскую, поговорите с ребенком, расскажите о своих проблемах, искренне прислушиваясь к его мнению. Вы должны знать, чем живет ваш малыш, что его беспокоит, что радует. Это очень трудно, но необходимо: стать другом.
Часть 2. Как определить какие проблемы могут быть скрыты и какие, кажущиеся отсутствуют?
Когда вы вносите в дом сверток с проголодавшимся попискивающим существом, квартира наполняется удивительной атмосферой детства. Ваше сердце взволнованно бьется, комната, приготовленная для малыша еще пахнет свежим ремонтом… Как долго вы шли к этому!

Но как всякая роза прячет шипы, так и радость бывает окрашена тревогой: отчего плачет малыш, только ли из-за голода? Наличие некой скрытой болезни вызывает тревогу у будущих родителей. Ведь часто при усыновлении мы многого не знаем. Мы не знаем родителей малыша, их пристрастия и возможные вредные привычки, не знаем о вероятных осложнениях в родах и перенесенных заболеваниях. Конечно, ответы на многие вопросы кроются в этом неизвестном раннем периоде жизни малыша. Но настолько ли этот период для нас закрыт? Оказывается, нет. О некоторых вещах мы можем судить довольно точно. Наш малыш не упал с Луны, а значит, он прошел необходимые этапы физиологического формирования нервной и психической сфер, этапы физического развития. Зная их и проводя экстраполяцию (сравнительный перенос) на сегодняшнего малыша, можно предположить какие неудобства и проблемы пережил малыш в раннем возрасте. Я иногда (скорее ради шутки или доказательства своей правоты) по особенностям изношенной подошвы на обуви взрослого человека рассказывал о том, как протекали роды и как он развивался в первые два года жизни. И во многих случаях мой рассказ был точен.

Поверьте, мы можем приподнять завесу над неизвестным периодом жизни малыша.

Например, есть известные признаки остаточных проявлений перенесенного рахита. Но рахит проявляется не только в изменениях костно-суставного аппарата, но и характерными психическими и неврологическими проявлениями (зажатые кулачки, возбудимость, нарушения сна, потливость и т. д.). Наличие шрамов на теле может быть следствием травмы, хирургического или косметологического вмешательства. Грыжа пупочного кольца может являться признаком слабости приводящих (сгибателей) мышц, значит, мы можем предположить, что у малыша была задержка моторного развития. А задержкой моторного развития подчас можно объяснить умеренное отставание в психическом формировании. И таких примеров очень много. Пригласили проконсультировать девочку в возрасте 4,5 лет с жалобами на задержку в развитии речи. С неврологической точки зрения – все в норме. Пришлось длительно (около 1,5 часов) наблюдать. Девочка хорошо понимала речь, произносила простые слова, но самое главное, что обращало на себя внимание, это ее глаза – как два глубоких озера. Таких глаз у глупых детей не бывает. И вдруг меня осенило, ведь у девочки явные признаки азиатских корней: узкие глаза, круглое лицо, смуглая кожа, черные волосы. Я сопоставил это с тем, что девочка попала в Детский дом с Казанского вокзала полгода назад, и все встало на свои места: она просто попала в чужую языковую и культурную среду. И так как семья усыновителей по национальности были татары, мы договорились, что девочку будут одевать в национальную одежду (а не в джинсы), из комнаты временно уберут мебель и постелят ковер, матрац с кровати переложат на пол. а для занятий русским языком пригласят специалиста для иностранцев. Уже через месяц мы наблюдали ошеломляющий эффект. Итак, попробуем подвести первые итоги:

а) мы не знаем генетических родителей, но можем предположить их внешность и национальность;

б) некоторые перенесенные заболевания и оперативные вмешательства оставляют характерные следы. Иногда это может помочь нам определиться в степени физических нагрузок и диете.

в) поражения ЦНС и периферической нервной системы, как правило, имеют остаточные явления. Их можно и должно оценить, определить тяжесть и прогноз.

Вернемся к одной из самых частых жалоб родителей, связанных с «плохим» сном: просыпается, плачет, требует чего-то… Нам кажется, что нужно дать таблеточку, и все пройдет. А правильно ли это? Почему он так себя ведет? И не окажется ли наше лечение вредным?

Может быть, это покажется вам странным, но просыпаясь ночью, малыш ищет вас, проверяет и испытывает вас, экзаменует. Это тест на искренность ваших отношений. Нужно воспользоваться этим шансом, заглянуть в душу ребенка, а не в аптечку.

Да, нам неизвестно, что пришлось перенести малышу до нашего появления, неизвестны количество и глубина психических и физических травм, пережитых маленьким человечком. Поэтому первое, что мы предлагаем, это нашу любовь, и должны не уставая предлагать ее постоянно. (Разумеется, она не должна выражаться обилием сладостей и развлечений, хотя и это нужно). Любовь должна вызывать у малыша покой и уверенность, абсолютную уверенность, уверенность такого размера, что и планеты нашей должно быть мало. Следует помнить и знать, что абсолютное большинство новорожденных – здоровы. Лишь 13% детей появляются на свет с неврологической патологией той или иной степени сложности. Почти всегда она разрешается самостоятельно или с помощью врача к первому году жизни. В практике повседневно приходится сталкиваться с гипердиагностикой (неоправданно поставленный диагноз). Конечно, приятно лечить здорового ребенка с заведомо хорошим результатом. Намного сложнее взять на себя ответственность и сказать, что ребенок здоров.




Этапы психомоторного развития новорожденного

Итак, родился малыш (без патологии): он наделен врожденными рефлексами, цель которых обеспечить жизнеспособность в первые часы и сутки жизни. Думаю, что многие из вас не знают, что малыш с рождения умеет плавать, стоять, ходить, ползать, искать грудь, сосать, и хватать руками предметы. Умеет улыбаться приближающемуся лицу человека. В норме, к двум месяцам врожденные рефлексы должны угаснуть. Именно с этого момента начинает формироваться человек прямоходящий. Но быстро только сказка сказывается, а дело долго делается.

К трем месяцам малыш уверенно держит голову, может поворачиваться на бок, смеется в голос, бьет по игрушкам руками и следит за всем, что происходит вокруг. Ко всем идет на руки, произносит большое количество звуков, одним словом, если у него не болит животик, он сыт и не хочет спать, то такого ребенка каждый захочет считать своим.

Но мудрая поговорка предостерегает: «подрастают детки – подрастают бедки».

Не успели и глазом моргнуть, а нашему малышу уже восемь месяцев. Это, должен вам сказать, уже не тот малыш, которым все умилялись, это тиран и хищник. Самое ужасное то, что он ползает, встает и ходит с опорой, уничтожая все, до чего может дотянуться. Первые его жертвы ­ домашние животные, цветы и аппаратура.

Слышу как-то радостные вопли моей младшей дочки (ей тогда было восемь месяцев), в ту же секунду, чуть не сбив меня с ног, выскакивает кошка и скрывается в темной кухне. Захожу в комнату: в центре сидит довольная малышка, крепко держа в зажатых кулачках и в зубах клочья кошачьей шерсти. Несложно догадаться, для кого из членов нашей семьи охота была удачной.

Теперь наш малыш умеет говорить слоги: на-на-на, ба-ба-ба, да-да-да, стоя в кроватке, обязательно выбросит игрушку и будет кричать до тех пор, пока вы не вернете ее обратно. А потом совершенно спокойно повторит данное действо раз 20 - 30. И если вы думаете, что при этом он не получит под зад, то ошибетесь. Я думаю, что даже А. С. Макаренко одобрил бы ваши действия.

Пронеслась череда бессонных ночей, малышу исполнился год, и вы пригласили кучу друзей для задувания на маленьком тортике одной, и поэтому несчастной, свечечки. Настало кошмарное время. Только окружающие и рады малышевой неуверенной походке и тактично не замечают очередной шишки на его многострадальной голове. Он начал говорить: дай, мама, папа, на, продолжая демонстрировать неуважение к мебельным углам.

Однажды я сидел с гостями за праздничным столом. Вдруг стол приподнялся и с грохотом встал на место. При этом с него упало все, что могло упасть. По отчаянному реву, раздавшемуся из-под стола, стало ясно, что это мой сын всего-навсего выпрямился под столом, не рассчитав свой рост.

В большинстве случаев именно в этом возрасте ребенок попадает в семью.

Помните? Малыш прикинулся послушным, милым и добрым, сделал вид, что ему приятно кушать овсяную кашу и ходить за руку в любую сторону. А при словах «это не трогай», охотно начинал заниматься чем-то другим. Не правда ли, знакомая картина?

3-6 месяцев прошли, как один день. И этот, как оказалось теперь, «кошмарный» ребенок не спит по ночам, плачет целыми днями и, о ужас, не ест овсяную кашу! У усыновителей появляется четкое убеждение, что во всем виноваты они, что из-за их неправильных действий ребенок так изменился. Спешу успокоить вас: в других семьях еще хуже!

Братцы! Да это просто такой возраст, так и должно быть, так у всех. Расслабьтесь – это норма! Не надо лечить малыша. Помогите ему своей любовью, терпением и лаской. Хочу предупредить, что девочки этот период переживают заметно лучше мальчиков. И вообще, следует быть готовым к тому, что от мальчиков проблем больше. Это предопределено природой.

Я не устаю повторять одну фразу: «Милые родители! Помните! Все что вы делаете, вы делаете ПРАВИЛЬНО. Будьте всегда уверены в своих словах и действиях. И эта уверенность со временем передастся малышу.

Всегда следует придерживаться одного важного правила – все действия членов семьи должны быть содружественными. Если один из родителей случайно примерил ремень к попке малыша, то второй должен поддержать его (естественно, не физически). И ни в коем случае не кричать на супруга и не валиться на колени, спасая малыша от несправедливости.

Лучше потом, вечером, когда малыш уснет, произвести разбор полетов и высказать (а лучше обсудить) все, что наболело. Если в разговоре пригодится посуда, то бейте ее тихо. Не забывайте, малыш спит. А сон ребенка – это святое!

Итак, пока вы выясняли, у кого педагогический талант развит больше, вашему малышу исполнилось два года, и он только что ловко шлепнул лопаткой по голове соседского малыша. Затем с завидной точностью метнул горсть песка в прическу чьей-то мамаши. Настал момент истины, и вам предстоит сражение. Вы можете услышать разные, возможно и оскорбительные слова в свой адрес. Например: «наусыновляли тут всяких!» Не обижайтесь, постарайтесь ответить достойной шуткой. Например: «Какая милая шишка у вашего сыночка!» Или: «Ваша прическа стала неузнаваемо прекрасна!» Если после этих слов вас не простили, постарайтесь в ближайшие дни аккуратно обходить «добрую» мамашу.

Поздней весной выхожу из подъезда с женой к гуляющим детям. В ту же секунду с жутким ревом и вьющимся дымком из капюшона пробежал мальчик четырех лет из соседнего дома. Видя, что мой двухлетний сын стоит с лопаткой у догорающего костерка, я кинулся за угол дома догонять малыша. Успел потушить его почти вовремя (благо воды было предостаточно). Правда, куртка сгорела, были легкие ожоги шеи и немного обгорели волосы. Одним словом, обошлось. Родители ребенка были нам знакомы, поэтому проблем при беседе не было. Но куртку купить пришлось.

Как же определить – ребенок совершает проступки из-за наличия у него патологии нервной системы, или это просто случайная шалость? Ведь оценку этим действиям даем мы, взрослые, и она всегда субъективна.

Я считаю, что сделать вывод сразу очень трудно. Нужно разобраться в комплексе поведенческих реакций, желательно осуществить длительное наблюдение. Мало принять решение о приеме препаратов, важно определиться в его выборе и дозе.

Теперь постараюсь подытожить все вышесказанное:



Самые неожиданные поведенческие реакции малыша в возрасте от двух до четырех лет, в абсолютном большинстве случаев является нормой;

  • Не паникуйте, ваш малыш ничем не отличается от других;

  • Прежде чем идти к неврологу, подумайте, что вы хотите услышать в ответ на жалобы. Старайтесь ходить к одному врачу;

  • Если бы препараты были столь хороши, проблемных детей не существовало бы. Не ждите от лекарств чудес;

  • Самое главное лекарство – это время и ваша искренняя и честная любовь. Любовь, когда-то дала жизнь вашему малышу, и только она сделает его любящим ребенком.

______________________________________
Каталог: uploads -> school
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
school -> Детская психология для принимающих родителей
school -> Статья «Приемный внук»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница