Методология и психология инноваций в бизнес-сообществе



Скачать 329.18 Kb.
страница1/8
Дата25.04.2016
Размер329.18 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В.К.Лукашевич, М.В.Зубко, И.Е.Киселев

МЕТОДОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ

В БИЗНЕС-СООБЩЕСТВЕ

Конспект лекций

Минск 2015

Лукашевич В.К., Зубко М.В., Киселев И.Е.

Методология и психология инноваций в бизнес-сообществе. Конспект лекций. – Минск:БГЭУ, 2015.
Конспект лекций содержит системное изложение представлений о теоретико-методологических основаниях инновационных проектов в единстве когнитивных и конструктивных аспектов, сведения о психологических и социально-психологических ресурсах их разработки и реализации в современном бизнес-сообществе, описание доминирующих тенденций развития социально-психологических качеств человека, востребованных инновационной предпринимательской деятельностью.

Для студентов, магистрантов практико-ориентированной магистратуры, преподавателей учреждений высшего образования, практиков-менеджеров в сфере инновационного предпринимательства.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение


РАЗДЕЛ I. Методология инновационной деятельности в бизнес-сообществе

  1. Понятие методологии научного познания, её уровни и типы

    1. Научное и вненаучное познание

    2. Понятие и основные аспекты науки

1.3. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки

1.4. Уровни методологии науки

1.5. Понятие научного метода. Классификация методов науки

1.6. Когнитивная и конструктивная методология в науке

1.7. Специфика методологии социально-гуманитарных исследований

2 Инновационная деятельность как объект методологического анализа

2.1. Специфика инновационной деятельности как проявления творческой активности человека и социальных групп

2.2. Типология инноваций

2. 3. Понятийно-категориальный аппарат анализа инновационной деятельности

2.4. Взаимодействие традиций и инноваций в контексте комплексной характеристики инновационных преобразований

2.5 Динамика инновационного пространства как интегративное направление методологического анализа инновационной деятельности в бизнес-сообществе

3. Теоретические основы методологического анализа инновационной деятельности в бизнес-сообществе

3.1. Формы рефлексивного осмысления человеческой деятельности

3.2. Научно-теоретическая и квази-теоретическая рефлексия

3.3.Конструктивная методология – теоретическая основа инновационной деятельности


    1. Программно-целевой и кластерный подход в инновационной деятельности бизнес-сообщества

4. Инновационный проект субъекта бизнес-сообщества в методологическом осмыслении

4.1. Структура инновационного процесса в бизнес-сообществе

4.2. Социальный заказ на инновацию как выражение необходимости альтернативы существующему

4.3. Системное осмысление статуса альтернативы в инновационном проекте

4.4. Факторы генезиса инноваций в их системных взаимодействиях

4.5. Создание инновации как целостного образования, внедрение и мониторинг функционирования инноваций

4.6. Методологические проблемы выбора критериев оценки качества инновационных проектов в бизнес-сообществе и социуме

4.7. Социальная ответственность бизнес-сообщества за планируемые результаты и последствия инновационных преобразований

РАЗДЕЛ II. Психология инновационной деятельности в бизнес-сообществе

1. Предмет и проблемное поле социальной психологии инноваций

1.1 Предмет и основные направления социальной психологии инноваций

1.2 Социально-психологические факторы, стимулирующие инновационную деятельность

1.3 Инновационное поведение, структура и формы выражения

2. Бизнес-сообщество: структура, типология и тенденции развития.

2.1 Понятие бизнес-сообщества и его структура

2.2 Особенности взаимодействия бизнес-сообщества с другими социальными общностями

2.3 Трудности и социально-психологические барьеры в становлении белорусского бизнес-сообщества

Тема 3. Качества и компетенции работников, востребованные бизнес-сообществом и инновационной деятельностью

3.1 Инновационная восприимчивость и ее социально-психологический смысл

3.2. Основные группы работников, выделяемые по критерию инновационной восприимчивости

3.3. Мотивация инноваторов, ее основные виды и эффективность.

3.4. Основные черты инновационного мышления

3.5. Социокультурный и социально-психологический портрет инноватора

3.6. Личность предпринимателя-инноватора

4. Социально-психологические проблемы инновационного предпринимательства

4.1. Инновационное предпринимательство как ключевое направление инновационной деятельности

4.2.Угрозы, риски и психологические барьеры инновационной предпринимательской деятельности

4.3. Кадровый потенциал инновационной деятельности Республики Беларусь

4.4. Профессионально-мотивированное и вынужденное инновационное предпринимательство

4.5. Зарубежный и отечественный опыт инновационного предпринимательства: социально-психологические аспекты

5. Методы сбора и анализа социально-психологической информации по по инновационной деятельности бизнес-сообщества

5.1. Стратегия социально-психологического исследования проблем инновационной деятельности

5.2. Основные методы социально-психологических исследований инновационной деятельности в бизнес-сообществе

5.3. Особенности эксперимента в сфере инновационной деятельности бизнес-сообщества

5.4. Зарубежный и отечественный социально-психологический опыт работы по совершенствованию межгрупповых и организационных отношений в инновационных предпринимательских структурах

Литература



ВВЕДЕНИЕ

Инновационная деятельность мотивируется широким набором факторов. В зависимости от сферы её осуществления главным стимулом могут быть не только легко узнаваемые научно-обоснованные и практически значимые цели, но и стремление её участников поднять личный престиж или престиж представляемой ими системы управления, политики, идеологии и др. Аналогично разработка и режим использования нововведений определяются не только системой достоверных научных знаний, но и характером исходной ситуации в целом (в частности, инерцией существующих традиций, непосредственно коррелирующих с нововведениями), личным практическим опытом и прогностическими способностями организаторов и участников инновационных процессов, конкуренцией инновационных проектов и др. Тем не менее в идеале, к которому необходимо стремиться, инновационная деятельность должна быть основана на системе достоверного научного знания, отражающего специфику сферы инновационной деятельности и её взаимодействий с другими сферами реальности. Это знание представляет собой результат конкретных научных исследований, обслуживающих инновационную деятельность, что в целом квалифицируется как её научное обеспечение. Это главный путь повышения эффективности инновационной деятельности, не исключающей использование позитивного потенциала и других, личностных и социальных ресурсов: индивидуального практического опыта и прозорливости её организаторов, энтузиазма и терпимости к её издержкам участников тех социальных групп, интересы которых затрагивают нововведения и др.

Научные исследования, сопряженные с инновационной деятельностью, в идеале должны обеспечивать ее участников достоверными знаниями по широкому предметному диапазону: о свойствах и отношениях объектов (явлений, процессов) преобразуемой реальности в конкретной сфере человеческой деятельности, о характере ее связей и взаимодействий с другими сферами, о путях и средствах осуществления планируемых нововведений, о критериях и планируемой эффективности, о возможных нежелательных последствиях в данной сфере и других областях деятельности, о мерах по обеспечению секретности, безопасности, нейтрализации нечестных конкурентов и др. Использование большого массива разнохарактерных знаний связано с необходимостью осмысления предпосылок, средств и методов их получения, учета степени достоверности и систематизации в соответствии с целями, задачами, условиями инновационной деятельности и ее планируемыми результатами. Изучение способов ассимиляции такого рода сведений и путей их практической реализации – ключевое направление предлагаемого курса.

Совокупность отмеченных аспектов инновационной деятельности достаточно определенно проявляется в современном бизнес-сообществе, где наряду с рафинированными рационально-обоснованными методологическими принципами и установками существенное значение имеют личностные профессиональные, психологические и социально-психологические качества и отношения участников инновационных преобразований. На осмысление их системного взаимодействия ориентирован курс «Методология и психология инноваций в бизнес-сообществе».



Цель курса: выработать у магистрантов системное представление о теоретико-методологических основаниях инновационных проектов и психологических ресурсах их разработки и реализации в бизнес -сообществе.

Изучив данный курс, магистрант должен



Знать:

  • специфику инноваций как объекта методологического и социально-психологического анализа;

  • ключевые понятия когнитивной и конструктивной методологий, механизмы их взаимодействия в анализе инноваций в бизнес - сообществе;

  • пути использования психологических и социально-психологических ресурсов инновационной деятельности в современном бизнес -сообществе.

Уметь:

  • проводить методологический и социально-психологический анализ инновационных проектов, разрабатываемых в бизнес - сообществе;

  • использовать созданные современными исследованиями методологические концепции при разработке инновационных проектов;

  • определять доминирующие тенденции развития социально-психологических качеств человека, востребованных инновационной деятельностью в бизнес - сообществе.

Иметь навыки:

  • методологического и социально-психологического анализа инновационных проектов, разработанных в бизнес - сообществе;

  • экспертной оценки социально-психологического ресурса участников инновационных проектов, разрабатываемых и реализуемых в современном бизнес - сообществе.

Раздел I, фрагменты 2.1., 2.2., 2.3 раздела II написаны доктором философских наук, профессором В.К.Лукашевичем; фрагменты 2.3, 2.4., 2.5 – кандидатом философских наук, доцентом И.Е.Киселевым и кандидатом философских наук, доцентом М.В.Зубко.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИЗНЕС-СООБЩЕСТВЕ

  1. Понятие методологии научного познания, её уровни и типы

    1. Научное и вненаучное познание

Познавательные действия осуществляются человеком в разнообразных конкретных ситуациях и видах деятельности. Последние далеко не всегда непосредственно связаны с наукой.

Включенность познавательных действий в многообразные конкретные виды человеческой деятельности (производственную, художественную, конструктивную и др.) и их специфика в контексте этих видов послужили основанием для выделения их в особые типы познания. В числе таких типов называют практическое, мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное познание, научное и др. Классифицируя многообразие зафиксированных таким образом типов познания, их содержание дихотомически делят на вненаучное и научное познание.

Вненаучное познание — это совокупность познавательных действий, направленных на получение знаний, содержание которых определяется характером конечных целей конкретных видов человеческой деятельности. Это познавательные действия и процессы, происходящие в контексте производственной, военной, художественной деятельности и др., а также религиозного освоения мира. Без них эти виды деятельности невозможны или малопродуктивны (наиболее отчетливо это проявляется в практически-преобразующей деятельности).

Генетически исходной формой вненаучного познания является обыденное познание. Это форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в русле неспециализированных или, как правило, не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности (поддержание необходимого санитарно-гигиенического и эстетического состояния жилья, приготовление пищи, лечение и уход за больными в нетяжелой форме и др.). Иные формы вненаучного познания представляют собой познавательное освоение реальности, осуществляемое в рамках отчетливо специализированных видов человеческой деятельности (в осуществляемой на основе природных и традиционных технологий производственной деятельности, в искусстве, религии, нравственно-этической сфере и др.). Как уже упоминалось, их обычно называют практическим, художественным, религиозным познанием, т.е. в соответствии с названием включающего их конкретного вида человеческой деятельности.



Научное познание — это совокупность познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности, имеющих универсальный характер. В сравнении с видами вненаучного познания оно более автономно по отношению к другим видам человеческой деятельности, вплоть до наличия «незаинтересованного» познания.

Выделяют достаточно широкий набор характеристик вненаучного познания: нечеткая выделенность предмета и средств исследования, ситуативность, невысокая степень общности и прогностичности результата и др. Однако далеко не каждая из них приложима к любой из форм вненаучных познавательных действий. Например, мировоззренческие представления, выработанные в искусстве и особенно в религии, чаще всего достаточно общи, глобальны или носят космический характер. Нередко они сопряжены с детальной рефлексией над процессом их выработки, правда, не всегда строго выдержанной в понятийно-терминологическом отношении.

Наиболее устойчивые параметры вненаучных познавательных действий связаны с их инфраструктурными характеристиками, прежде всего с тем, что результаты и само осуществление этих действий не имеют самодовлеющего значения. Они всецело подчинены целям и задачам тех конкретных видов человеческой деятельности, в которые они включены в качестве необходимых составляющих. Целевая подчиненность вненаучных познавательных действий, их производный характер и «сервисное» функционирование — таковы их устойчивые инфраструктурные свойства. Из них наиболее значимое — целевая подчиненность.

Вненаучные познавательные действия настолько «присутствуют» и развиты в контексте конкретных видов человеческой деятельности, насколько, во-первых, развиты они сами; во-вторых, насколько тесным и устойчивым является их взаимодействие со сферой науки. Уникальным явлением в данном плане выступает предметно-практическая производственная деятельность, почти все современные технологии которой созданы на основе науки. Наименее отчетливо это взаимодействие выражено в искусстве, где в некоторых жанрах и течениях периодически воспроизводятся картины как полной несовместимости, так и идейного тождества научных и эстетических принципов. Постоянное внимание к науке со стороны религии, обусловленное в определенной мере и ее внутренними потребностями, отмечено во все эпохи. Эволюция отношения: от оппозиции и апологетики прямолинейной подчиненности науки религии до обоснования охранительских функций религии по отношению к науке.

Характеризуя научное познание, также указывают на его специфические признаки. В их числе: направленность на производство достоверного знания, четкая выделенность объекта и предмета исследования, использование специализированного инструментария (в том числе методов), обеспечивающего воспроизводимость и контролируемость познавательных действий, обоснованность и системность изложения полученного знания, прогностичность, специфический язык.

Исходными являются интенциональные особенности, т.е. характер направленности осуществляемых познавательных действий. В идеале научное познание направлено исключительно на производство и теоретическую систематизацию достоверного знания о природной, социальной и духовной реальности. Нередко вне четких представлений о возможных сферах его вненаучного применения. Это общая целевая интенция (направленность) конкретизируется при выборе объекта и предмета исследования. В качестве объекта исследования выбирается достаточно четко выделенный фрагмент реальности, а если внутреннее разнообразие однотипных фрагментов, выбранных в качестве объекта исследования велико, то на этапе объектогенеза осуществляются дополнительные действия интенционального характера. Из всей совокупности однотипных объектов по определенным критериям выбирается репрезентативный объект.

Интенциональная специфика научного познания проявляется также на этапе предметогенеза, поскольку в предстоящих исследованиях предполагается изучать не все известные характеристики объекта, а лишь их определенную совокупность. Она по определенному набору причин интересует людей и составляет предмет научного исследования — целостную совокупность устойчивых, взаимосвязанных характеристик объекта, интересующих исследователя.

В реальной научной работе ее направленность определяет также характер исследуемой проблемы, представляющей собой вопрос или целостный комплекс вопросов, посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта (предмета) и определяется направление дальнейших исследований. Подчеркивая интенционально-регулирующее значение предмета и проблемы, говорят: «Нет беспредметного и беспроблемного исследования». Предметность научного познания наиболее четко контрастирует на фоне синкретичности (мозаичности, полипредметности) большинства познавательных процессов, осуществляемых в русле обыденного познания или в рамках специализированных видов человеческой деятельности. Некоторое исключение составляют познавательные действия, включенные в предметно-практическую производственную деятельность, где они сопряжены с четко фиксированными свойствами объектов, а полученные в результате их осуществления знания составляют когнитивную основу производственных технологий.

Интенциональные особенности познавательных процессов в науке в свою очередь определяют специфику ряда компонентов научного познания и в первую очередь его инструментария.

Использование исследовательского инструментария науки должно обеспечивать успешное решение поставленных проблем и тем самым приращение предметного знания об исследуемых объектах. Это достижимо при условии соответствия исследовательского инструментария характеру объекта и предмета исследования, а также характеру изучаемой проблемы. Обеспечить это соответствие — наиболее сложная задача (степень трудности которой далеко не всегда адекватно оценивалась), поскольку исследовательский инструментарий необходимо адаптировать к недостаточно изученным (или вовсе неизвестным) свойствам и отношениям познаваемого объекта.

Претенциозный, постоянно развивающийся инструментарий научного исследования связан с необходимостью непрерывного осмысления действий по его созданию («расширенному воспроизводству») и эффективному применению. Этим обусловлено наличие в сфере научного познания особого рода деятельности, направленной на выработку знаний о средствах ее регуляции и рефлексивного осмысления, т.е. средствах, обеспечивающих воспроизводимость и контролируемость познавательных действий, организованных в научной форме, а также обоснованность и достоверность полученных знаний.

Резюмируя сказанное о специфике научного познания, следует особо выделить его интенциональные особенности. Во-первых, направленность на получение достоверных (объективных, истинных) знаний как сведений о природной, социальной и духовной реальности, свободных от деформаций, привносимых личными эмоциональными предпочтениями, действием общепринятых представлений и др. Во-вторых, направленность на получение достоверных знаний о четко выделенных фрагментах исследуемой реальности и их характеристиках. Другие особенности научного познания (наличие особого инструментария и языка, деятельность по их созданию и рефлексивному осмыслению) производны от первых, хотя в содержательном плане они сопряжены с наиболее трудоемкой и утонченной работой. От ее результатов зависит эффективность научного познания, понимаемая как его способность обеспечить достоверное знание об интересующих человека характеристиках природной, социальной и духовной реальности.

Тем не менее, представления о специфике научного познания будут неполными, если отвлечься от вопроса о том, чем в свою очередь обусловлены его интенциональные особенности. Общая интенция на получение достоверных знаний, на первый взгляд, не нуждается в обосновании и пояснении. Однако исторические исследования науки показывают, что она далеко не всегда была в науке исходной и доминирующей, во всяком случае в конкретные исторические эпохи понималась различно. Дать удовлетворительный ответ на этот вопрос и на вопрос о том, почему в проблемном поле науки оказались именно данные, исследуемые в конкретный период времени характеристики природной, социальной и духовной реальности, можно на основе представления о науке как социокультурном феномене, т.е. рассмотрев науку в единстве ее внутренней структуры и связей с другими сферами жизнедеятельности общества, в котором она существует.
1.2. Понятие и основные аспекты науки

Наука, как и любой другой элемент культуры, имеет свой специфический способ существования в социуме, определяемый его состоянием. Зарождающаяся наука древности мало похожа на средневековую науку и тем более на науку нового и новейшего времени даже в такой области как математика. Поэтому выработка ее адекватного понятия, на первый взгляд, кажущаяся делом несложным, заняла продолжительный период новейшего времени, т.е. даже того времени, когда важнейшие характеристики науки проявлялись достаточно интенсивно.



Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности. В данном, получившем наиболее широкое хождение, определении отражены две важнейшие характеристики науки — наука как специфический вид познавательной деятельности и как ее результат. Однако ими не исчерпывается многогранное содержание науки. «Наука, — отмечал основоположник науковедения Дж. Бернал, — может рассматриваться как институт, как метод, как накопление традиций, знаний, как важный фактор поддержания и развития производства, как один из наиболее сильных факторов, формирующих убеждения и отношения к миру и человеку»1. Отмеченные Дж. Берналом характеристики науки называют ее признаками, параметрами, измерениями, ипостасями, однако наиболее широко для выражения их смысла используется предложенный им самим термин «аспект». В соответствии с этим в настоящее время в философских дисциплинах и науковедении закрепилось наиболее общее представление о науке как социокультурном явлении, специфика которого выражается указанием на его основные аспекты:

  1. наука как система знаний,

  2. наука как специфическая деятельность,

  3. наука как социальный институт,

  4. наука как производительная сила,

  5. наука как форма общественного сознания.

Исторически первым аспектом науки, привлекшим к себе пристальное внимание философов и самих ученых, была ее характеристика как системы знаний. Главной причиной этого был социальный статус науки практически исключительно как явления духовной культуры, ценность и своеобразие которого зависели от уровня оригинальности и содержательного богатства знаний. Как духовный потенциал материального производства и тем более производительная сила наука не принималась во внимание. Об этом свидетельствует, например, отсутствие социального спроса на оригинальные научно-технические проекты (летательных аппаратов, подводной лодки и др.) в античной науке.

Отсутствие опытного экспериментально-математического естествознания с его развитой операциональной компонентой, а также устойчивой социальной ниши и социальной организации самих ученых были причинами недостаточно интенсивного осмысления других аспектов науки, прежде всего деятельстного (наука как специфическая деятельность).



Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Тема Предмет, задачи и методы психологии семьи Психология семьи
edoc -> Парадигмальное пространство современной философии. Учебное-методическое пособие
edoc -> Конспект лекций общая часть тема Понятие, предмет и система международного частного права
edoc -> Тема Ключевые категории в управлении персоналом организации Вопросы темы: Понятия «человеческие ресурсы»
edoc -> И. В. Радина эумк по дисциплине «методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»
edoc -> Методические рекомендации по написанию курсовых работ и рефератов
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «психология поведения человека в экстремальных ситуациях»
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»
edoc -> Конспект лекций тема «итория развития «конфликтологии»» Вопросы для обсуждения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница