Методология – систематизация теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа. Методология педагогической науки



Скачать 50,25 Kb.
Дата28.04.2016
Размер50,25 Kb.
Тема № 1.6 «Методология педагогики»

1.Понятие «методология», «методология педагогики».

2.Методологические подходы в педагогике.

3. Методы педагогических исследований.

4. Этапы научно-педагогического исследования.

Методология – систематизация теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.

Методология педагогической науки – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Уровни в структуре методологического знания:


  1. Философский: на основании его составляют общие принципы сознания, мировоззренческие подходы.

  2. Общенаучный: в его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.

  3. Конкретно-научный: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной сфере.

  4. Технологический: методика и техника исследования.

Функции: методология указывает как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.

Методологический принципспособ достижения цели на основе учета объективных закономерностей и связей.

При проведении научно-педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:



  1. Исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений, т.е. всесторонний учет факторов, условий, которые порождают педагогическое явление.

  2. Обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов.

  3. Изучать явления в их развитии.

  4. Изучать явления в их связи и взаимодействии с другими явлениями.

  5. Достоверность.

  6. Доказательность (обоснованность).

  7. Альтернативность (возможность выделить разные точки зрения).

  8. Не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым.


Основные методологические подходы в педагогике:

  1. Системный подход.

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

  1. Личностный подход признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

  1. Деятельностный подход.

Деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).

Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её¸ организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

  1. Полисубъектный (диалогический) подход.

Сущность человека богаче, чем его деятельность.

Личность – продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведёшься...").

Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

  1. Культорологический подход.

Основание: аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.

Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

  1. Этнопедагогический подход.

Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе.

Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

  1. Антропологический подход.

Обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
Методы педагогических исследований зависят от:

  • Характера активности.

  • Одномоментные – длительные.

  • Места проведения (школьные, лабораторные).

  • От задач (описание психических особенностей учащегося):

  • Неэкспериментальные (описание особенностей).

  • Диагностические (измерение психических свойств).

  • Экспериментальные (объяснение психолого-педагогических свойств).

  • Формирующие (выявление возможностей).

Методы педагогических исследований:

  1. Теоретические (основаны на эксперименте):

  1. Эмпирические (основаны на опыте человека):

  • методы сбора и накопления данных (анкетирование, тестирование);

  • методы контроля и измерения (шкалирование, срез, тест);

  • методы обработки данных (математический, статистический);

  • методы оценивания (педагогический консилиум, самооценка);

  • методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, масштабное внедрение).

Теоретические методы позволяют:

  • Уточнить, расширить и систематизировать научные знания.

  • Объяснить и предсказать явления.

  • Повысить надежность полученных результатов.

  • Перейти от абстрактного к конкретному знанию.

  • Установить взаимоотношения между различными понятиями, выделить наиболее существенные и второсортные.


Этапы научно-педагогического исследования:

  1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточной целей исследования и соотнесенных с целями задач.

  2. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.

  3. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.

  4. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.

  5. Организация и проведение преобразующего эксперимента.

  6. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

  7. Выработка практических рекомендаций.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница