«Методологические подходы в эстетической стоматологии»



страница1/4
Дата21.05.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

ЧАСТЬ I

Практическое занятие № 1

Тема:

«Методологические подходы в эстетической стоматологии».

Цель:

- изучить методики реставрации в эстетической стоматологии.

-сформировать представление об особенностях работы врача-стоматолога как реставратора.



Метод проведения:

групповое занятие.

Место проведения:

учебная аудитория, клинический кабинет, кабинет мануальных навыков, лаборатория.

Обеспечение:

техническое оснащение: мультимедийное оборудование, стоматологические установки, стоматологические инструменты, стоматологические материалы;

учебные пособия: фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

средства контроля: контрольные вопросы, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля, домашние задания.

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом студента. Определение методологического подхода к эстетической стоматологии. Понятие эстетического моделирования.

3. Практическая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материала для эстетического моделирования (скульптурный пластилин).

4. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, правил поведения и экипировки внешнего вида.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам.

6. Тестовый контроль знаний.

7. Задание на следующее занятие.



Аннотация

Бурное развитие современных реставрационных технологий на стоматологическом рынке, широкое внедрение превосходных пломбировочных масс в лечебный процесс требуют от докторов готовности работать по всем правилам искусства "lege artis".

Воспроизведение естественных форм — это скорее искусство, чем наука. Чтобы удачно создать какую-либо композицию, исполнителю необходимы творческое вдохновение, внутреннее желание и стремление достичь результатов высочайшего качества. Однако одних эмоций недостаточно. Необходимы знания, умение воспользоваться научными подходами процесса моделирования, что значительно облегчает работу реставратора.

Восстановление отсутствующих тканей — это целый технологический процесс, множественные этапы которого необходимо выполнять последовательно, поднимаясь по ступеням мастерства от "простого к сложному", постоянно работая и критически анализируя результаты своих изделий.

1. Тренировка, развитие наблюдательности и зрительной памяти являются важными этапами становления творческого потенциала.

Начинающие реставраторы должны развивать в себе чувство формы, наблюдая предмет с разных точек, развивать зрительную память, чтобы воспроизвести отсутствующие ткани в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, контурами, фактурами, цветами. На зрительную память мы опираемся постоянно, выполняя работу как непосредственно в полости рта, так и на модели, потому что невозможно одновременно смотреть и на оригинал и на восполняемый дефект. При этом необходимо максимально учитывать характеристики исходного изображения.

Для тренировки зрительной памяти и наблюдательности можно также воспользоваться воспроизведением изучаемых предметов на бумаге в виде рисунков, графических объектов. Несмотря на плоскостное изображение (двухмерность пространства) у начинающих исполнителей постепенно формируется видение пропорций, соразмерность частей, детализация предметов по поверхности и т.д.

2. Приобретение и совершенствование мануальных навыков в работе с различными подручными материалами. В реставрации стоматологи обычно используют широкий спектр композитов. Каждый материал обладает своими особыми качественными характеристиками. В зависимости от поставленной цели, возможностей как пациента, так и реставратора, условий работы и других особенностей производства осуществляется подбор пломбировочного материала.

Однако, на начальных этапах совершенствования мануальных навыков в области моделирования (вне полости рта) мы рекомендуем воспользоваться наиболее распространенным материалом — пластилином. Он достаточно мягок и пластичен, позволяет выполнять работу в любом размере, удобен для моделирования в домашних условиях. Воспроизведение формы можно осуществлять непосредственно руками, а также через инструменты, воссоздавая микрорельеф поверхности.

В более тонких конструкциях применяется воск. Моделирование данным материалом позволяет достичь более четкой дифференциации поверхности, воспроизведения мелких деталей. Однако для его использования необходимы специальные навыки.

Художественная глина, гипс, мыло, дерево, сплавы металлов также могут являться материалами для моделирования с целью познания формы, объема создаваемых объектов.

Для реставрации зубов необходимо иметь также набор инструментов. Работа через инструменты приводит к развитию аподактильной чувствительности. У исполнителя формируется ощущение степени давления на материал, улавливается консистенция, податливость, пластичность, гибкость используемого материала. Это чувство развивается постепенно. Наступает момент, когда ваша рука автоматически начинает воссоздавать тонкие линии, рельеф и направленность которых дополняют общую композицию и придают уникальность созданной вами модели.

При работе в полости рта чаще всего применяются наборы гладилок и штопферов различной формы с тефлоновым или циркониевым покрытием. Определенные поверхности используемых инструментов формируют соответствующие углы, грани, придавая индивидуальность создаваемой конструкции. Эти инструменты можно приобрести в специальных стоматологических магазинах, но некоторые профессионалы предпочитают их делать самостоятельно по своему желанию и потребностям.

3. Проведение анализа общей конструкции модели, определение основных пропорций целого и частей.

При выполнении моделирования исполнитель должен обладать хорошо развитым пространственным воображением. Вначале необходимо ознакомиться с целью реставрации, ее объемом и назначением. Затем мысленно представить и, если это необходимо, рассчитать пространственную форму каждой реставрируемой детали, ее размеры и пропорциональные соотношения отдельных элементов. Трудности возникают при несоблюдении пропорций. Чувство пропорций позволяет сопоставлять размеры всех частей моделируемого предмета по отношению друг к другу и к целому. Масштаб задается заранее. При реставрации мысленно производится нанесение осей, определяется соотношение размеров между крайними точками модели по разным направлениям. Затем восстанавливается ее габаритное очертание, после чего намечаются размеры каждой ее отдельной части.

4. Уяснение характера поверхности модели, определение микрорельефа, подчеркивание и воспроизведение индивидуальных особенностей форм объекта.

Благодаря моделированию микрорельефа постепенно воссоздается внешняя форма и объем восстанавливаемого объекта. При этом также необходимо правильно взаиморасположить его отдельные части, учитывая индивидуальные особенности создаваемых структур.

Ценность работы измеряется точностью наблюдения, умением увидеть суть изображаемого. На данном этапе разрешается "проблема заполнения плоскости". Прежде всего следует найти место для главного звена или предмета. Главный объект должен остаться доминантой, а части гармонично соотноситься между собой. Тонкие элементы столь же значимы и способны заполнить пространство и удержать форму. Необходимо научиться охватывать сразу несколько предметов и располагать их в определенном положении по отношению друг к другу.

Реставрация требует от стоматолога не только безусловного блеска его технического мастерства, но и своеобразной творческой вдохновленности, чувства композиции, цвета, особо развитого художественного воображения. Стремление достичь гармонии при исполнении восстановительных работ вдохновляет многих профессионалов. Гармония — (греч.) — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.

Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.


Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы формирования творческого потенциала врача-стоматолога.

2.Опишите важность зрительной памяти для врача-стоматолога?

3. Назовите материалы для моделирования зубов.

4. Как можно тренировать зрительную память?

5. Каким образом можно совершенствовать мануальные навыки в области моделирования (вне полости рта)?


ситуационные задачи

1. Назовите материалы для моделирования зубов?



Материал

Да

Нет

1. Воск







2. Гипс







3. Металл







4. Пластилин






2. Что означает выражение "lege artis", характеризующее профессионала в области стоматологии?



Значение

Да

Нет

1. Красиво







2. Артистично







3. Прекрасно







4.По всем правилам искусства







5.Профессионально







3. Почему пластилин является одним из основных материалов для моделирования зубов студентами?

Причина

Да

Нет

1. Он мягок и пластичен.







2. Имеет неприятный запах и цвет.







3. Позволяет выполнять работу в любом размере.







4. Невозможно работать без инструментов.







5. Можно работать как руками, так и с инструментами






4. Выберите правильное определение:



Определение

Верно

Неверно

1. Работа через инструменты приводит к развитию аподактильной чувствительности.







2. Работа через инструменты не приводит к развитию аподактильной чувствительности.







3. Работа без инструментов приводит к развитию аподактильной чувствительности.






5. Что должны развивать начинающие реставраторы:



Качества

Да

Нет

1. Чувство формы







2. Мануальные навыки







3. Зрительная память







4. Все перечисленное








Тестовый контроль знаний

1. Какие инструменты необходимы для моделирования зубов?

а) гладилки;

б) штопферы;

в) инструменты с тефлоновым или циркониевым покрытием;

г) зонд.


2. При выполнении моделирования врач должен обладать хорошо развитым пространственным воображением, которое включает в себя:

а) ознакомление с целью реставрации, ее объемом и назначением;

б) мысленное представление пространственной формы, ее пропорций;

в) отсутствие знаний в области стоматологии.

3. Что включает в себя "проблема заполнения плоскости"?

а) моделирование микрорельефа поверхности зуба;

б) необходимо научиться охватывать сразу несколько предметов и располагать их в определенном положении по отношению друг к другу.

4. Назовите распространенные материалы для моделирования зубов?

а) пластмасса;

б) мыло;


в) гипс;

г) жевательная резинка.

5. Что означает «аподактильная чувствительность»:

а) определение равносильно зрительной памяти;

б) формирование ощущения степени давления на материал, улавливается консистенция, податливость, пластичность, гибкость используемого материала.
Домашнее задание

а) выписать основные этапы формирования творческого потенциала врача-стоматолога;

б) нарисовать инструменты для моделирования зубов.
Литература

Основная:

1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 766 с.

2. Методические разработки кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА.

Дополнительная:

1. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.5-10.

2. Вязьмитина А.В., Усевич Т.Л. Материаловедение в стоматологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2002. - 350 с.

Практическое занятие № 2

Тема:

«Клинико-морфологическая характеристика зубочелюстной системы и художественная реставрация зубов (часть 1)».

Цель:

- изучить методики реставрации в эстетической стоматологии.

-сформировать представление об особенностях работы врача-стоматолога как реставратора.



Метод проведения:

групповое занятие.

Место проведения:

учебная аудитория, клинический кабинет, кабинет мануальных навыков, лаборатория.

Обеспечение:

техническое оснащение: мультимедийное оборудование, стоматологические установки, стоматологические инструменты, стоматологические материалы;

учебные пособия: фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

средства контроля: контрольные вопросы, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля, домашние задания.

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом студента. Определение методологического подхода к эстетической стоматологии. Понятие эстетического моделирования.

3. Практическая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материала для эстетического моделирования (скульптурный пластилин).

4. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, правил поведения и экипировки внешнего вида.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам.

6. Тестовый контроль знаний.

7. Задание на следующее занятие.


Аннотация

Объективная оценка морфологического состояния зубочелюстной системы пациентов является необходимым звеном в системе комплексного клинического обследования при исполнении реставрационных работ.

Общаясь с пациентами, уже при первичном обследовании стоматолог должен обратить внимание на его конституциональные особенности: тип лица, развитость жевательно-мышечного аппарата, объем и выразительность улыбки, очертание губ, положение углов рта и т.д. Реставратор должен оценить соразмерность отдельных черт лица по отношению к размерным характеристикам зубов. Очень часто объемные поверхности зубов с хорошо очерченными гранями удачно дополняют открытую улыбку, большой разрез глаз, крупный лоб, греческий профиль и т.д., при этом просматривается соразмерная гармония между определенными пропорциями лица. И наоборот, не всегда удачно сочетаются крупные зубы, имеющие квадратные контуры, с достаточно мелкими чертами лица, его грациозными формами.

Еще в 1907 г. Вильяме, исследуя черепа людей и обобщив свои наблюдения, выделил три типа зубов. Типичные признаки их чаще всего проявляются в области передней группы зубов.

К первому типу относятся зубы, имеющие квадратное очертание, при этом отмечается параллельность линий, образующих контактные поверхности на протяжении почти всей высоты коронки, вплоть до режущего края.

Ко второму типу относятся зубы, имеющие коническую форму или форму треугольника. Линии, образующие контактные поверхности резко конвергируют, при этом наблюдается вогнутость на медиальной и незначительная выпуклость на дистальной поверхности.



К третьему типу относятся зубы, внешние контуры которых имеют овальную форму. Контактные поверхности двояковыпуклы, а все поверхности более закруглены и изящны.



Известно о существовании определенной зависимости между формой зубов и типом лица.

Выделяют три типа лица: квадратное, коническое и овальное. Очертания лица характеризуются наклоном линий щек между скуловой костью и углом челюсти. При параллельности линий щек говорят о квадратном лице, при их сужении книзу — о продолговатом (коническом) лице, если же линии щек расходятся книзу, то лицо называют овальным.

В природе отмечается своеобразная гармония между формой зубов и типом лица. Людям с квадратным типом лица соответствуют зубы первого типа. Для конического типа лица характерны зубы второго типа, у которых контактные поверхности имеют направление, противоположное линиям щек лица. При овальной форме лица чаще всего пациенты имеют зубы, характерные для третьего типа.

Объективной морфологической оценке должны быть подвергнуты коронки отдельных зубов, а также весь зубной ряд в целом. Каждый зуб должен быть оценен с точки зрения его размера, формы, цвета коронки, степени разрушенности твердых тканей.

В норме зубы соответствуют средним размерам их групповой принадлежности.

Осмотр зубных рядов начинают с верхнего правого третьего моляра, осматривая каждый зуб со всех сторон, затем переходят на нижний зубной ряд слева направо, заканчивая нижним правым третьим моляром. Соответственно этому принципу осмотра создана международная двузначная система, которой мы будем пользоваться в дальнейшем. В ней каждый зуб обозначается двумя цифрами: первая — номер квадранта, вторая — порядковый номер зуба в квадранте.

постоянные зубы



18 17 16 15 14 13 12 11

2122 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41

31 32 33 34 35 36 37 38

временные зубы

55 54 53 52 51

6162 63 64 65

85 84 83 82 81

71 72 73 74 75

Для создания правильной конфигурации зубов, зубного ряда врачам-реставраторам необходимы подробные сведения о морфологических параметрах коронок зубов, знания их формы, одонтоглифики и других особенностях строения. Неправильное моделирование формы зуба приводит к нарушению его функции, в результате чего меняется функция как зубного ряда, так и всей зубочелюстной системы в целом.

В настоящее время расширяются возможности и подходы к моделированию твердых тканей зубов. Объем мероприятий уже не ограничивается восстановлением какого-либо одного зуба как функциональной единицы, а при необходимости (истирание эмали, травмы, наличие трем, диастем) возмещаются целые группы зубов. Именно здесь необходимы знания о высоте, мезиодистальных, вестибулолингвальных размерах коронок зубов, их интегральных показателей (модуль, индекс, массивность).

Для объективной морфологической оценки состояния коронок зубов врачу-реставратору необходимо пользоваться одонтометрией. Существует несколько методик проведения одонтометрических измерений. Если объем предстоящих реставрационных работ незначительный, то можно произвести измерения непосредственно в полости рта при приеме пациента в стоматологическом кресле.



Если реставрации подвергается группа зубов и отсутствует информация о морфологических параметрах зубочелюстной системы, то более правильным, на наш взгляд, считается снятие анатомических слепков, изготовление диагностических моделей с применением супергипса и проведение замеров на моделях. Морфометрия зубов производится с применением штангенциркуля с заостренными ножками (точность измерения до 0,1 мм).

При исполнении реставрационных работ коронку зуба характеризуют наиболее информативные одонтометрические показатели, такие как высота коронки (Н cor), мезиодистальный размер коронки (MD cor), вестибулолингвальный размер коронки (VL cor).
МОРФОМЕТРИЯ ВЫСОТЫ КОРОНОК ЗУБОВ

Высотой коронок в группе резцов как верхних, так и нижней челюстей является расстояние от средней точки режущего края до маргинального уровня десны по вертикальной линии на вестибулярной поверхности.

Высотой коронок как верхних, так и нижних клыков является расстояние от вершины рвущего бугра до маргинального уровня десны по вестибулярной поверхности.

Высотой коронок группы премоляров является расстояние от вершины щечного бугра до маргинального уровня десны по вестибулярной поверхности.

Высотой коронок в области моляров является расстояние от наиболее глубокорасположенной точки в фиссуре между передним и задним щечными буграми до маргинального уровня десны по вестибулярной поверхности.
МЕЗИОДИСТАЛЬНЫЙ РАЗМЕР КОРОНОК ЗУБОВ

В основе измерения данной величины лежит принцип горизонтального определения мезиодистального параметра коронки зуба. Наибольший диаметр находится в окклюзионной или средней трети высоты коронки по точкам, наиболее отдаленным друг от друга.

Для группы верхних резцов выступающие точки медиального и дистального краев коронки располагаются близко к режущему краю. Однако при овоидной форме резцов эти точки располагаются по горизонтальной линии на уровне средней трети ее высоты. Измерения проводят по вестибулярной поверхности.

Более сложным является определение мезиодистального параметра группы клыков. Известно, что клыки имеют достаточно многогранную форму, где углы коронки располагаются на разных уровнях, особенно это касается верхнего клыка. В связи с этим при измерении мезиодистального параметра ножки одонтометра устанавливаются в наиболее выступающие углы коронки, параллельно выступающей оси зуба.

В группе премоляров, как верхних, так и нижних, наибольший мезиодистальный размер располагается в области углов коронки по вестибулярной поверхности.

В группе моляров все измерения проводятся при вертикальном положении одонтометра в окклюзионной трети коронки.

Мезиодистальные параметры моляров верхней и нижней челюстей определяются по контактным (апроксимальным) точкам в нормальном положении зуба, в оклюзионной трети коронки, являясь как бы наибольшей продольной величиной.
ВЕСТИБУЛОЛИНГВАЛЬНЫЙ РАЗМЕР КОРОНОК ЗУБОВ

При измерении вестибулолингвального размера коронок фронтальной группы зубов (резцы, клыки), а также премоляров верхней и нижней челюстей одонтометр устанавливается в вертикальное положение, с охватом наиболее выступающих точек вестибулярной и лингвальной поверхностей.

При измерении вестибулолингвального размера коронок верхних моляров положение одонтометра вертикальное, захвачены наиболее выступающие поверхности в области переднего щечного и переднего небного бугров.

На нижних молярах измерение вестибулолингвальных диаметров производится дважды: между наиболее выступающими точками переднего щечного и переднего язычного бугров, а также между наиболее выступающими точками заднего щечного и заднего язычного бугров. Наибольший по величине показатель является вестибулолингвальным параметром коронки.

Описанные выше морфологические параметры, такие, как высота коронки, ее мезиодистальный и вестибулолингвальный размеры, являются определяющими величинами, истинными. Они применяются также для расчета интегральных характеристик размеров зубов. Такие показатели как модуль, массивность, индекс коронки имеют важное значение при исполнении реставрационных работ. Эти размеры также необходимо учитывать, особенно при сложном моделировании в области боковых групп зубов, так как данные величины характеризуют площадь, объемы, конфигурации коронок.

Известно, что форма зуба содержит в себе достаточное количество информации. В норме форма коронки соответствует групповой принадлежности. Эмаль гладкая, без трещин и других деформаций. Опытный одонтолог, оценивая конфигурацию твердых тканей коронок, может предположить состояние здоровья пациента в период развития и формирования молочных и постоянных зубов. Такие заболевания, как гипоплазия, флюороз, гиперплазия зубов, нарушают структуру эмали, при этом изменяется форма коронок.

Аномалии формы возникают в связи с рядом врожденных хронических заболеваний (зубы Гетчинсона, резцы Фурнье, моляры Пфлюгера), а также при сочетанных нарушениях амелогенеза, дентиногенеза (синдром Стентона-Капдепона). Аномалия формы определяется также в связи с редукцией жевательного аппарата в результате филогенетического развития. При отклонении в развитии зубных зачатков в период эмбрио-, гистогенеза отмечается макродентия зубов.

Часто форма зубов отражает и общее состояние резистентности организма, наличие заболеваний внутренних органов, активность течения кариозного процесса, текстурные особенности эмали, дентина, устойчивость твердых тканей к истиранию.

Врачу-реставратору при проведении осмотра необходимо также обратить внимание на рельеф поверхностей зубов (одонтоглифику). Наш глаз со временем начинает распознавать более мелкие детали, как бы разграничивая единую поверхность на подповерхности, отмечая при этом разнообразное множество гребней, бугорков, впадин, отверстий, борозд и т.д. Каждая из морфологических единиц имеет свои очертания, свою направленность, продольные и поперечные оси.

При проведении осмотра необходимо также обращать внимание на степень дифференциации поверхности, на выраженность определенных морфологических зон элементов, характерных именно для данного зуба, либо отдельно взятой его поверхности.

Своеобразные конституциональные особенности зубов, микрорельеф поверхностей несут в себе много тайн и загадок.
Контрольные вопросы

1. Назовите типы зубов по Вильяме.

2.Назовите зубную формулу для молочного и постоянного прикусов.

3. Назовите материалы для моделирования зубов.

4. Какие показатели зубов необходимо знать для правильного моделирования?

5.Как проводится морфометрия высоты коронок различных групп зубов?


ситуационные задачи

1. С помощью какого инструмента проводится морфометрия высоты коронок зубов?



Инструмент

Да

Нет

1. Зонд







2. Штангенциркуль с заостренными ножками







3. Шпатель







4. Микрометр







2. Как определяется мезиодистальный размер коронок зубов?

Методика определения

Да

Нет

1. В основе измерения данной величины лежит принцип вертикального определения мезиодистального параметра коронки зуба.







2. В основе измерения данной величины лежит принцип горизонтального определения мезиодистального параметра коронки зуба.







3. В основе измерения данной величины лежит принцип диагонального определения мезиодистального параметра коронки зуба.






3. Как определяется вестибулолингвальный размер коронок зубов?



Методика определения

Да

Нет

1. При измерении вестибулолингвального размера коронок зубов одонтометр устанавливается в горизонтальное положение, с охватом наиболее выступающих точек вестибулярной и лингвальной поверхностей.







2. При измерении вестибулолингвального размера коронок зубов одонтометр устанавливается в вертикальное положение, с охватом наиболее выступающих точек вестибулярной и лингвальной поверхностей.







3. При измерении вестибулолингвального размера коронок зубов одонтометр устанавливается в вертикальное положение, с охватом наименее выступающих точек вестибулярной и лингвальной поверхностей.






4. Выберите правильное определение:



Определение

верно

неверно

1. Гипоплазия, флюороз, гиперплазия зубов, нарушают структуру эмали, при этом изменяется форма коронок.







2. Гипоплазия, флюороз, гиперплазия зубов, нарушают структуру эмали, при этом не изменяется форма коронок.







3. Гипоплазия, флюороз, гиперплазия зубов, не нарушают структуру эмали, но при этом изменяется форма коронок.






5. Что такое одонтоглифика?



Определение

Да

Нет

1. Размер зуба







2.Рельеф поверхностей зуба







3. Форма зуба







4. Все перечисленное







Каталог: userfiles -> depts
depts -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине "Медицина катастроф"
depts -> Рабочая учебная программа разработана в соответствии с
depts -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
depts -> Рабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Экономика
depts -> Тема «История развития психологии»
depts -> Рабочая учебная программа по дисциплине «психология и педагогика» Направление подготовки
depts -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
depts -> Рабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
depts -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница