Методики и технологии работы с девиантными подростками



Скачать 418.62 Kb.
страница1/19
Дата05.06.2018
Размер418.62 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:

Методика работы педагога

с девиантными подростками

Выполнил:

учитель трудового обучения



СКОШ 8 вида

Лысенко В.А.
г. Майкоп

2007 г.
Содержание
Введение 3

Глава Ι. Виды отклоняющегося поведения 7

1.1. Понятие и сущность девиантного поведения 7

1.2. Классификация основных видов и форм девиантного

поведения 11

1.3. Механизм формирования девиантного поведения

подростков 14

1.4. Социальная функция девиантного поведения подростков 16

Глава ΙΙ. Психологический анализ смысло-

образующих факторов девиантного

поведения подростков 24

2.1. Факторы, влияющие на становление психики подростка 25

2.2. Построение программы коррекционно-воспитательной

работы с девиантными подростками 27

2.3. Принципы построения коррекционных программ 31

Заключение 33

Введение
Вопросы воспитания и формирования личности в детском возрасте остаются одной из главных задач современного общества. Влияние окружающей среды особенно значимо для подросткового возраста. Именно в этот период происходит прижизненное формирование характерологических свойств личности, развиваются познавательные способности, формируются потребности и ценностные ориентации личности, мотивация поведения. Данный возрастной этап не проходит без кризиса психического развития, который характеризует уровень адаптации подрастающего человека в обществе. Приобретение положительного и отрицательного в развитии личности целиком зависит от окружающего влияния.

Нарушения в поведении детей и подростков, их социальная дезадаптация являются актуальной проблемой и имеют четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально – нравственных норм поведения ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом.

В то же время вопросы, связанные с девиантностью (асоциальностью) поведения у подростков, становятся в последнее время особенно злободневными. Проблема роста детской преступности, приобщение к алкоголю и наркотикам, изменения в сфере социальных интересов и потребностей представляет собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в нашем обществе и требуют своего безотлагательного решения.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

Подростковый, отроческий возраст (11 – 13, 14 – 15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба.

Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств – чувство взрослости – представляет собой, главным образом, новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14 – 16 годам). Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную – с 16 лет.

Личность «трудного» подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе, ПТУ, и на производстве. С другой стороны, на личность «трудного» подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».



Актуальность рассматриваемого вопроса определяется теоретическими и практическими запросами родителей, педагогов, психологов, органов правопорядка. Реализация программ воспитания, обучения и формирования личности подростка немыслима без учета биологических и социально-психологических факторов в развитии подростка, психологического анализа тенденций первоначального проявления тех или иных аномалий личности в онтогенезе, а также психологического изучения лиц с устойчивыми проявлениями привычек интоксикационного генеза (курение, употребление алкоголя, нарко - и токсикоманящих веществ), разработки комплекса воспитательно-психологических, психопрофилактических мероприятий по их преодолению.

Определяя проблему и актуальность темы исследования, определяем цели данной работы, которые заключаются в определении роли влияния различных факторов в формировании девиантного поведения у подростков, также психологической квалификации проблем, наблюдаемых при этом, в определении их содержания, динамики и механизмов возникновения и возможностей профилактики и коррекции.

В последние годы стало особенно очевидным, что решающую роль в случаях отклоняющегося, девиантного поведения у подростков играет неправильное воспитание.

Исходя из вышесказанного, определяем предмет исследования:

Им является социальная ситуация развития молодого человека в условиях жизни современного общества, психологические механизмы эффективного преодоления девиантного поведения на основе формирования новых смысловых установок и ориентаций личности.

Исходя из цели и предмета исследования, можно сформулировать гипотезу:

Формирование девиантного поведения у подростков обусловлено влиянием социальных факторов, а также характером преморбидно сформированных индивидуально-типологических свойств.

Отклонения поведения от норм в подростковом возрасте специфичны и отличаются неоднородностью степени их выраженности.

При выполнении настоящего исследования, были поставлены следующие задачи:


  1. Теоретическое обоснование психологического подхода к анализу формирования девиантного поведения в подростковом возрасте в современном обществе.

  1. Изучение смыслообразующих факторов девиантного поведения у подростков.

  1. Исследование некоторых особенностей в формировании положительных смысловых установок личности и преодоление отклоняющегося поведения у подростков.

Методы, используемые в данной работе, заключаются в исследовании специальной литературы, опросах специалистов, наблюдениях, беседах, в проведении экспериментов с подростками девиантного поведения, а также с их родителями.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что делинквентное поведение подростков остается одной из важнейших проблем подростковой педагогики и психологии. В последние годы стало особенно очевидным, что решающую роль в случаях девиантного поведения подростков играет неправильное воспитание. Поэтому в нашем исследовании особый акцент был сделан на видах неправильного воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать в создании программы для практического и в коррекционной прикладного использования ее социальными педагогами и практическими психологами работе с данной категорией подростков.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница