МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
На правах рукописи
Аникеенко Анастасия Владимировна
МЕТОДИКА РЕАЛИАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ДИССЕРТАЦИЯ
Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания
(иностранный язык)
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель -
доктор педагогических наук,
профессор Н.А. Тарасюк
Москва 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………..……
|
3
|
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры...................................................................
|
19
| -
Сущность и содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание» применительно к процессу обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения средств художественной культуры……................................................
|
19
| -
Возможности использования средств художественной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку ……………………
|
33
| -
Модель нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры ………………………………
|
43
|
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ……………………………………………….
|
66
|
Глава II. Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры…..
|
73
|
2.1. Учебно-методическое обеспечение нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры ………………………………………………………………….
|
73
|
2.2. Условия реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры ………………………………….
|
91
|
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры……………………
|
103
|
Выводы по главе II……………………………………………………...…
|
131
|
Заключение…….………………………………………………………….
|
137
|
Библиографический список…………………………………………….
|
147
|
Приложения ……………………………………………………………...
|
158
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из сфер современного иноязычного образования является обучение иноязычному общению младших школьников. Данный процесс неразрывно связан с реализацией воспитательного потенциала дисциплины Иностранный язык в начальной школе, важнейшей составляющей которого является нравственно-эстетическое воспитание.
В современных условиях, нравственно-эстетическое воспитание, как составляющее иноязычного образования младших школьников, направлено на воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина, с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Иноязычное образование младших школьников в широком смысле данного понятия, предполагает освоение системы нравственных и эстетических ценностей, через процесс овладения иностранным языком, обладающий огромным духовным и нравственно-эстетическим потенциалом.
Исследования, посвященные нравственному и эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста на занятиях по иностранному языку, являются важнейшим направлением современного иноязычного образования. Реализация задач данного направления воспитания, эффективно осуществляется на основе интеграции дисциплины Иностранный язык с такими дисциплинами, как: Изобразительное искусство, Музыка, Литература. Указанные дисциплины, содержат в себе огромный арсенал средств художественной культуры, которые призваны служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Интеграция иностранного языка с дисциплинами, включающими в себя нравственно-эстетический потенциал средств художественной культуры, способствует формированию нравственных качеств и овладению ценностями родной, иностранной и мировой культуры. Достижение указанной цели, требует разработки специального методического обеспечения, направленного на многоаспектную реализацию нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры.
На сегодняшний день в теории и практике иноязычного образования младших школьников имеет место противоречие между социальным заказом на реализацию нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в ходе обучения иноязычному общению и необходимостью разработки теоретических и технологических основ данного процесса, а также противоречие между необходимостью решения задач нравственно-эстетического воспитания на занятиях по иностранному языку и отсутствием должного содержания и направленности современной системы иноязычного образования младших школьников на решение задач данного вида воспитания. Указанные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что уже существует определенная научная база, позволяющая провести всесторонний анализ проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения иноязычному общению средствами художественной культуре и предложить соответствующие решения. Всестороннему анализу указанной проблемы и решению задач диссертационного исследования способствовали:
- работы, отражающие различные аспекты раннего и начального иноязычного образования (Н.А. Горлова, В.Н. Карташова, Н.А. Бонк, Н.М. Королева, В.П. Кузовлев и др.);
- исследования, касающиеся закономерностей реализации взаимодействия обучающихся в процессе иноязычного общения (И.А. Зимняя, А.А. Миролюбов, Е.Н, Соловова, К. Роджерс, А.В. Щепилова и др.);
- труды, посвященные рассмотрению нравственных основ воспитания в целом (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и в иноязычном образовании в частности (И.Л. Бим, Е.А. Давыдова, В.П. Кузовлев, С.Г. Тер-Минасова, Е.И. Пассов);
- работы, раскрывающие специфику использования различных средств художественной культуры в образовательном процессе (М.М. Бухман, Н.Н. Гаврюшенко, Л.А. Закс, О.А. Титова, М.Т. Усова, Р.Н. Шафеев);
- публикации, отражающие положения развивающего обучения, значимые для образования в целом и иноязычного образования в частности (П.Л. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.С. Талызина и др.);
- труды, освещающие проблемы нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к культуре (В.А. Рыбин, И.С. Сушкова, Е.П. Шевченко).
Обобщение опыта современных методистов свидетельствует о том, что эстетическое развитие и нравственное развитие младших школьников неразрывны, и должны являться неотъемлемой частью иноязычного образования, воплощающих в себе лучшие образцы мировой и национальной культуры. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов, должна быть направлена на эмоциональный отклик детей, на доступные их пониманию явления культуры и социальной жизни, в условиях глобализации различных языков и культур.
С учетом указанных фактов, был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: «Каковы теоретические и технологические аспекты нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения младших школьников средствами художественной культуры?». Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования – процесс иноязычного образования младших школьников средствами художественной культуры на основе интеграции дисциплин Иностранный язык, Изобразительное искусство, Музыка и Литература.
Предмет исследования – нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры в процессе обучения иноязычному общению.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, решаются следующие задачи:
1. На основе системного анализа методической, педагогической, психологической, философской, культурологической литературы, выявить сущность и содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание средствами художественной культуры» применительно к процессу обучения иноязычному общению младших школьников;
2. Разработать содержание и направленность нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры;
3. Разработать методическую модель нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения средств художественной культуры;
4. Разработать этапы алгоритма реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения средств художественной культуры (мотивационный, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный, творческий, оценочный) и соответствующую данным этапам систему заданий;
5. Разработать психолого-педагогические условия реализации нравственно-эстетического воспитания при обучении иноязычному общению младших школьников на основе применения средств художественной культуры.
Гипотеза исследования – процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников в ходе обучения иноязычному общению будет значительно интенсифицирован, если использовать такую модель образования, при которой:
- содержание процесса нравственно-эстетического воспитания построено на изучение произведений изобразительного искусства, литературы, музыки, отражающих нравственно-эстетические ценности (Добро, Истина, Красота) и формирующих личностные качества (честность, отзывчивость, ответственность, чувство прекрасного);
- реализуются следующие подходы: аксиологический, системно-целостный, культурологический, компетентностный, интегративный, коммуникативный; реализуются принципы: принцип ценностной направленности, принцип соизучения языка и культуры на базе полилога культур, принцип эстетической направленности, принцип интегративности, принцип коммуникативности; применяется алгоритм, включающий в себя следующие этапы: мотивационный, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный, творческий, оценочный;
- применяется система заданий, направленных на реализацию процесса нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры: задания на осознание нравственно-эстетических ценностей; задания и дифференциацию нравственно-эстетических ценностей; аналитико-продуктивные задания, предусматривающие сравнительно-сопоставительный анализ средств художественной культуры, отражающих ценности различных национальных культур; продуктивно-проектировочные задания, требующие от учащихся способности представлять ценности родной культуры и других национальных культур; продуктивно-творческие задания с элементами подготовленного и неподготовленного ролевого общения;
- учитываются следующие психолого-педагогические условия реализации процесса нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников: создание специальной образовательной среды, направленной на интериоризацию системы национальных и мировых ценностей, в процессе овладения средствами художественной культуры в иноязычном образовании; ориентация процесса иноязычного образования на решение задач нравственно-эстетического воспитания; реализация поэтапной системы заданий и др. построенной на применении алгоритма нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры и др.
Методологические предпосылки исследования составляют положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого, а также важнейшие философские положения о человеке, как субъекте деятельности и общения, о коммуникативных процессах в современном мире и функциях образования в их осуществлении; психолого-педагогические положения о нравственном воспитания, как процессе субъектного и творческого воспроизводства нравственности во всех видах социальной деятельности.
В качестве специальной методологии исследования были избраны компетентностный подход (Н.И. Алмазова, А.М. Окопова, И.А. Зимняя, И.И. Холеева, Д.И. Фельдштейн); коммуникативный подход (И.Л. Бим, Е.И. Пасов, W.M. Rivers); аксиологический подход (М. С. Каган, О.В. Коновалова); культурологический подход (В.С.Библер и др.); гуманистический подход (Е.В. Бондаревская, В.А. Петровский).
Теоретическим фундаментом исследования выступают:
- труды, посвященные содержанию иноязычного образования (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, А.А. Миролюбов, Г.В. Рогова, А.В. Щепилова);
- положения теории личности, деятельности и общения, в частности, идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн), положения об освоении деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков), ее субъекте (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), индивидуальности и ее развитии (Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик);
- работы, посвященные специфике реализации иноязычного образования на начальной ступени (О. В. Афанасьева, М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Н.А. Горлова, В.Н. Карташова, М.Л. Макклоски, Н.А. Тарасюк, В.Н. Шацких и др.);
- культурологические концепции образования (В.С. Библер, В.П. Зинченко и др.);
- исследования, посвященные эстетической культуре (Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Д.С. Лихачев).
Особое место в исследовании занимают работы, посвященные рассмотрению нравственных основ воспитания (Р. Вейсс, О.В. Крючкова, Л.И. Рувинский, Х. Штольц, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной, научно-практической и методической литературы в различных сферах гуманитарных знаний; наблюдение; изучение и обобщение передового педагогического опыта; проведение бесед с учащимися детьми, педагогами, родителями; изучение и сравнительный анализ детских творческих работ; педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились МБОУ Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка, Хомутовского района, Курской области; Детский образовательный центр «Эрудит» г.Курска.
Исследование проводилось в несколько этапов:
I. 2012–2013 гг. – знакомство с теоретической литературой по проблеме исследования; разработка общей концепции исследования, определение проблемного поля, основной идеи и направленности исследования, установление ориентиров разработки его теоретической и методологической базы.
II. 2013–2014 гг. – расширение рамок исследования, углубленный сравнительно-сопоставительный анализ проблемы; обоснование методики обучения иноязычному общению младших школьников в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры; разработка учебно-методического обеспечения на основе интеграции дисциплин Иностранный язык, Изобразительное искусство, Музыка, Литература, направленного на формирование нравственно-эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности в процессе иноязычного образования апробация предложенного методического обеспечения в ходе опытно-экспериментальной работы.
III. 2014 г. – обобщение, систематизация, описание полученных результатов опытно-экспериментальной работы; оформление теоретических и практических результатов исследования.
Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна, заключаются в следующем:
- в конкретизации сущности и содержания понятия «нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры» применительно к процессу обучения иноязычному общению на основе интеграции дисциплин Иностранный язык, Изобразительное искусство, Музыка, Литература;
- в разработке содержания обучения и направленности нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры;
- в обосновании и разработке методическая модели реализации процесса нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры;
- в определении этапов алгоритма, положенного в основу указанной модели (мотивационный, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный, творческий, оценочный);
- в разработке система заданий, направленных на реализацию процесса нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры;
- в выявлении и обосновании психолого-педагогические условия реализации процесса нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении содержания и направленности нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры; разработке критериев и показателей оценки эффективности нравственно-эстетической воспитания младших школьников, в процессе обучения иноязычному общению средствами художественной культуры.
Практическая значимость состоит в следующем:
- разработано учебно-методическое обеспечение, необходимое для реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку на основе интеграции дисциплин Изобразительное искусство, Музыка, Литература;
- разработан цикл занятий, направленный на реализацию нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку на основе интеграции дисциплин Изобразительное искусство, Музыка, Литература, который был апробирован в МБОУ Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка Хомутовского района Курской области, Детский образовательный центр «Эрудит» г. Курска;
- представлены рекомендации по реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку, на основе интеграции дисциплин Изобразительное искусство, Музыка, Литература, которые могут применяться в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка.
Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных идей и положений исследуемой темы и непосредственном осуществлении опытно-экспериментальной и аналитической работы.
Достоверность и обоснованность научных результатов, обеспечивается надежностью теоретических позиций, опытной проверкой теоретических положений, внедрением результатов исследования в практику, опорой на современные достижения теории и методики обучения и воспитания, педагогики, психологии, методами количественной и качественной обработки полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нравственно-эстетическое воспитание является важнейшей составляющей иноязычного образования младших школьников и направлено на развитие в учащихся высокой духовности (на формирование системы духовных, нравственных и эстетических ценностей), представлений, личностных качеств, патриотических чувств юных граждан, способных проявить их в созидательном процессе в интересах своей Родины. Указанный вид воспитания направлен на формирование нравственной позиции через овладение такими нравственно-эстетическими ценностями как добро, истина, красота.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность нравственно-эстетического воспитания, является неразрывная связь иноязычного общения с общим контекстом национальной мировой культуры, отражающего основные национальные и мировые ценности, которые представлены в средствах художественной культуры. Средства художественной культуры, как часть духовной культуры человечества, включающая в себя художественное, музыкальное, литературное наследие различных культур, является неотъемлемой частью иноязычного образования младших школьников, и должны быть направлены на реализацию воспитательных задач в процессе обучения иноязычному общению.
2. Содержанием процесса нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников, являются произведения изобразительного искусства, литературы, музыки, отражающие нравственно-эстетические ценности (Добро, Истина, Красота) и формирующий личностные качества (честность, отзывчивость, ответственность, чувство прекрасного). Процесс нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников строится на основе изучения следующих тем: «Прекрасное вокруг нас», «Великие люди искусства моей страны и мира», «Красота спасет мир: шедевры мировой живописи», «Природа в произведениях культуры», «Что значит быть добрым?», «Красота в общении», «Красота человеческих отношений: любовь и дружба».
3. Методическая модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры, включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, подходы, принципы, содержание, алгоритм, условия, критерии и показатели эффективности, результат.
Эффективное решение задач нравственно-эстетического воспитания младших школьников, осуществляется в процессе обучения иноязычному общению на основе интеграции дисциплины Иностранный язык, с такими дисциплинами, как Изобразительное искусство, Музыка, Литература. В процессе обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения средств художественной культуры, происходит воздействие педагога на нравственно-эстетическую и эмоционально-мотивационную сферы личности, интериоризация учащимися гуманистических ценностей, представленных в иноязычном образовании, что ведет к достижению приоритетной цели - воспитания нравственного человека (Homo Morales).
Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры являются: аксиологический, системно-целостный, культурологический, компетентностный, интегративный, коммуникативный. Приоритетными принципами реализации предлагаемой методической модели, являются: принцип ценностной направленности, принцип соизучения языка и культуры на базе полилога культур, принцип эстетической направленности, принцип интегративности, принцип коммуникативности, и др.
Учебно-методическое обеспечение нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры, построено на интеграции дисциплин Изобразительное искусство, Музыка, Литература и включает в себя следующую систему заданий:
- задания на осознание нравственно-эстетических ценностей, представленных в средствах художественной культуры на иностранном языке;
- задания и дифференциацию нравственно-эстетических ценностей, представленных в средствах художественной культуры на иностранном языке;
- аналитико-продуктивные задания, предусматривающие сравнительно-сопоставительный анализ средств художественной культуры, отражающих ценности различных национальных культур;
- продуктивно-проектировочные задания, требующие от учащихся способности представлять ценности родной культуры и других национальных культур, отраженных в средствах художественной культуры;
- продуктивно-творческие задания с элементами подготовленного и неподготовленного ролевого общения.
Средства художественной культуры являются основой для организации общения на иностранном языке с целью решения проблемных нравственно-эстетических ситуаций, которые требуют от учащихся выражения своей нравственной позиции. Через общение на иностранном языке, происходит овладение моделями нравственно-эстетического воспитания.
4. Процесс нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников основывается на алгоритме, включающим в себя следующие этапы.
Мотивационный этап направлен на создание необходимой мотивационно-стимулирующей среды в процессе обучения иноязычному общению младших школьников на основе ознакомления со средствами художественной культуры.
Информационный этап должен быть направлен на снятие трудностей общения, построенного на восприятии средств художественной культуры в процессе его использования на уроках иностранного языка с целью нравственно эстетического воспитания младших школьников.
Аналитический этап связан с анализом нравственно-эстетических проблем, отраженных в произведении художественной культуры.
Этап актуализации, предусматривает вовлечение учащихся в совместную деятельность по овладению нравственно-эстетическими ценностями в процессе иноязычного общения, которые нашли отражение в произведениях художественной культуры.
Продуктивный этап предполагает интериоризацию младшими школьниками нравственно-эстетических ценностей, предложенные средствами художественной культуры.
Творческий этап наиболее полно реализует интегративные связи различных видов художественной культуры (изобразительной, музыкальной, литературной, театральной, предметной), в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку. Результатом реализации данных интегративных связей на этом этапе является художественный творческий продукт, который обязательно сопровождается высказыванием на иностранном языке.
Оценочный этап представляет собой оценку учащимися на иностранном языке творческих продуктов, созданных ими в результате изучения средств художественной культуры.
Основными критериями и показателями эффективности модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры являются: ценностный критерий (развитие ценностных ориентаций; мотивация к изучению иностранного языка); аналитический критерий (умение анализировать проблемные нравственно-эстетические ситуации; умение анализировать и соотносить поступки героев в произведениях художественной культуры со своими поступками); операционно-деятельностный критерий (умение использовать лингвистические средства в ходе обсуждения нравственно-эстетических ситуаций, представленных в произведениях художественной культуры; умение использовать социокультурные знания в ходе обсуждения нравственно-эстетических ситуаций).
5. Процесс нравственно-эстетического воспитания в ходе обучения иноязычному общению младших школьников будет более эффективным, если при реализации предлагаемой методики учитываются следующие психолого-педагогические условия:
- создание специальной образовательной среды, направленной на интериоризацию системы национальных и мировых ценностей, в процессе овладения средствами художественной культуры в иноязычном образовании;
- ориентация процесса иноязычного образования на решение задач нравственно-эстетического воспитания (формирование нравственно-эстетических представлений, ценностей, качеств личности);
- реализация поэтапной системы заданий, построенной на применении алгоритма нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры в ходе обучения иноязычному общению;
- проекция функций искусства на средства художественной культуры в процессе обучения иноязычному общению;
- обеспечение субъектно-субъектного взаимодействия в условиях благоприятной психологической атмосферы, при решении нравственно-эстетических проблем в процессе работы со средствами художественной культуры;
- развитие способности к целостному восприятию средств художественной культуры и обеспечение эмоциональной отзывчивости на средство художественной культуры, в процессе обучения иноязычному общению.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования, определены цель, объект и предмет, изложены гипотеза и задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов, представлена структура работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры», даны характеристики нравственно-эстетического воспитания, как важнейшей составляющей иноязычного образования младших школьников; раскрыто содержание нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку; описана модель нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, алгоритм, условия, критерии и показатели эффективности и реализации модели, результат).
Во второй главе «Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры», представлено учебно-методическое обеспечение нравственно-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения иноязычному общению средствами художественной культуры; описаны алгоритм и условия реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры; представлены этапы опытно-экспериментальной проверки модели нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры в начальной школе.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие решение поставленных задач, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.
В приложении представлено учебно-методическое обеспечение «Использование средств художественной культуры в процессе обучения иностранному языку младших школьников, а также материалы, отражающие ход и проведение опытно-экспериментальной работы».
Поделитесь с Вашими друзьями: |