Методика разработки учебно-методического комплекса дисциплины инженерная графика



Скачать 79.96 Kb.
Дата21.04.2016
Размер79.96 Kb.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ДИСЦИПЛИНЫ ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА



Наумова Е.В.

Плотникова Г.А.

ГОБУ СПО ВО "ВАТ имени В.П. Чкалова"

Vatk2001@mail.ru

Развитие сети Интернет, высокий уровень компьютерной техники– все это открывает возможности для создания информационно-обучающей среды -комплекса современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми программными, методическими и техническими средствами. Одной из главных задач повышения уровня образования, а также одним из средств формирования информационно-обучающей среды является создание электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам средствами мультимедиа в образовательном процессе.

Важной составляющей в образовании является заинтересованность учащегося в изучаемой специальности. Для того чтобы удовлетворять заинтересованность, нужно полноценно отдавать знания по конкретным дисциплинам. При желании учащегося осваивать незнакомую дисциплину самостоятельно, как в случае дистанционной формы обучения, он будет сомневаться какой конкретно материал лучше всего подойдет, так как в современном мире существует перегруженность информацией в связи с быстрым развитием информационных технологий. Решить эту задачу можно путем создания учебно-методических комплексов по дисциплинам и профессиональным модулям.

Учебно-методический комплекс дисциплины – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану. Он должен удовлетворять требованиям дидактического и методологического характера: научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, обеспечению сознательности и активности учащихся в процессе обучения и т.п.

Цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. Основные задачи, решаемые учебно-методическими комплексами дисциплины:


  • распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов

  • определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе;

  • отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры, связанных с данной учебной дисциплиной;

  • реализация междисциплинарных логических связей, согласование содержания изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;

  • рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий, планирование и организация самостоятельной работы;

  • формирование библиографического списка;

УМК должен разрабатываться преподавателем, ведущим данный предмет. Содержание программы должно опираться на современные знания. Оно может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых стандартами образования для конкретной специальности. УМК состоит из пяти частей:

• нормативная,

• теоретическая,

• практическая,

• методическая,

• комплект контрольно измерительных материалов.



Нормативная часть: аннотация, рабочая учебная программа (дисциплины, модуля), программа учебной дисциплины;

Теоретическая часть: учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций;

Практическая часть: практикумы, учебные справочники, наглядно-иллюстративные материалы; планы практических занятий, планы семинарских занятий, планы лабораторных занятий, планы практикумов;

Методическая часть: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов, методические указания к выполнению практических работ.



Комплект контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, экзаменационные билеты с примером для базовой версии УМК, практические задания к экзамену/зачету с примерами заданий для базовой версии УМК, полный комплект тестов текущего контроля с образцом для базовой версии УМК, полный комплект тестов промежуточной аттестации с образцом для базовой версии УМК, контрольные работы с демоверсией теста для базовой версии УМК, банк тестовых заданий для самоконтроля, методики решения и ответы к тестовым заданиям;

УМК целесообразно применять в сложившейся ситуации в системе образования, так как имеют место проблемы такие как:

• индивидуальный подход,

• отсутствие мотивации.

• перегруженность информацией,

• актуальность информации,

Одним из наиболее широких направлений внедрения информационных технологий в среднем профессиональном образовании является применение программных комплексов.

Политика Воронежского авиационного техникума имени В.П. Чкалова в области повышения качества образования направлена на эффективное решение экономических и технологических проблем авиационной отрасли путем подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами. В техникуме осваиваются новые производственно-технологические решения, применяется современное оборудование, методы организации учебного и воспитательного процесса. Усовершенствование практических навыков и приобретенных компетенций студентов в соответствии с требованиями времени проявляется в активном использовании программных комплексов.

В ВАТ имени В.П. Чкалова при подготовке студентов применяются следующие программные комплексы: для разработки проектно-конструкторской документации активно используются системы автоматизированного проектирования лицензионные программные продукты SolidWorks, КОМПАС – 3D V14, Вертикаль 2013, ГеММа 9.5, NX. САПР применяются на всех технических специальностях, 151901 «Технология машиностроения», 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 160108 «Производство летательных аппаратов» при изучении специальных дисциплин таких как «Компьютерная графика», «Инженерная графика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и др. Офисные программы, пакеты прикладных программ общего назначения и изучаются всеми студентами в курсе «Информатика» на первом курсе, на втором курсе больше внимания уделяется непосредственно информационным технологиям и способам их применения для решения профессиональных задач. Курсовое и дипломное проектирование, защита дипломных работ студентов технических специальностей проходят с использованием компьютерной графики.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Инженерная графика» составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС) по специальностям 151901 «Технология машиностроения», 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 160108 «Производство летательных аппаратов» и рабочей программы дисциплины «Инженерная графика». Так как в требованиях к знаниям и умениям по дисциплине включены требования по ручной и машинной графике, УМК ориентирован и на занятия в кабинете инженерной графики, так и в лаборатории "Информационных технологий в профессиональной деятельности". Электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Инженерная графика» используется как при проведении аудиторных занятий, так и для организации самостоятельной работы студентов и включает следующие учебно-методические материалы:


  • выписка из ФГОС по специальностям 151901 «Технология машиностроения», 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 160108 «Производство Летательных аппаратов»

  • рабочая программа дисциплины «Инженерная графика»;

  • варианты заданий для выполнения контрольной работы и методические рекомендации по ее выполнению для студентов заочного отделения;

  • комплект лекций,

  • задания для выполнения графических работы (с примерами выполнения). Демонстрационные примеры, имеющиеся в электронном учебно-методическом комплексе, позволяют студенту выполнять графические работы максимально самостоятельно, почти не обращаясь за помощью к преподавателю, что обеспечивает уверенность студентов в своих силах и высокий уровень самостоятельности в целом;

  • вопросы к экзамену, критерии оценки и материалы для самоконтроля. Чтобы студент мог выяснить глубину усвоения учебного материала, изучение каждой темы дисциплины заканчивается контрольным тестированием.

Комплекс содержит не только учебные, но и множество вспомогательных материалов, к которым относятся: глоссарий, библиотека Интернет-ресурсов, большой список рекомендуемой литературы с ссылками для скачивания. Электронный учебно-методический комплекс предоставляется студентам на внешнем носителе и может свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины, входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, постоянно обновляется и пополняется новыми материалами (например, тестовые задания в программе My Test; рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной работы; а также наглядные материалы).

Овладение компьютерной графикой выводит студентов на более высокий уровень качества при выполнении и оформлении технических чертежей и технической документации к ним. Это формирует высокую степень прикладного использования полученных умений и навыков непосредственно на производстве. Электронное тестирование эффективно используется для диагностики компетенции студентов, определяет уровень остаточных знаний. Студенты техникума участвуют в республиканских, региональных, российских заочных и очных конкурсах, конференциях, которые организуются и проводятся через глобальную сеть. Стоит отметить, что успешное использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе техникума зависит и от знаний и умений педагога, т.е. от соответствующей готовности преподавателей. И это не менее важный аспект в формировании информационной образовательной среды учебного учреждения. Использование средств информатизации оказывает положительное влияние на результативность труда педагогов, а также на эффективность обучения учащихся. Преподаватели создают электронные учебники, разрабатываются электронные методические пособия по дисциплинам, которые в дальнейшем используются в процессе обучения, выполняя как обучающую, так и контролирующую диагностическую функцию. Активное внедрение прикладного программного обеспечения в учебный процесс делает обучение студентов более интересным, повышает мотивацию студентов, делает шире круг компетенций. Все эти факторы являются показателями качества предоставляемых образовательных услуг в ГОБУ СПО ВО ВАТ имени В.П. Чкалова, что способствует достижению стратегических целей техникума.

В Федеральном законе от 28.02.2012 N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" отражены требования к ИКТ компетентности выпускников и условиям реализации образовательного процесса. Включение в учебный процесс разнородных источников информации имеет значение не только для студентов, но и для преподавателей. Принципиально важным при этом становится одновременное повышение информационной культуры как студентов, так и педагогов. Модернизация системы начального и среднего профессионального образования должна создать условия для подготовки подрастающего поколения к профессиональной деятельности в современном информационно-технологическом обществе.

Список литературы



  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, 192 с.

  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256 с

  3. Солдаткин, В.И. Сборник научных работ. Том 1 / В.И. Солдаткин, А.Н. Немцев, С.Н. Немцев, В.А. Беленко, Т.В. Беленко, С.Ю. Боруха, Ю.М. Кузнецов, В.В. Серебровский, А.П. Толстобров, А.В. Дьяченко; - Белгород:БелГУ,2010.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница