Методика работы над словарным запасом (2 часа)



Скачать 140.46 Kb.
Дата22.02.2016
Размер140.46 Kb.
ТипУчебники
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Составитель: Мананкова Л.Б.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Практическое занятие № 1.
Тема: Методика работы над словарным запасом (2 часа).

План:

1.Направления работы по развитию речи.

2.Работа со словом в период обучения грамоте.

3.Словарная работа на уроках чтения и русского языка.

4.Выбор приёмов объяснения и места в уроке для словарной работы.

5.Приёмы работы над изобразительными средствами языка.

6.Проектирование фрагментов уроков.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Для чего нужна словарная работа?

2.Когда и как проводится словарная работа?

3.Каковы основные направления словарной работы?



Задания для самостоятельной работы:

1.Поиск объектов для словарной работы в букварях, учебниках русского языка и чтения.

2.Подбор приёмов для проведения словарной работы.

Основная литература:


  1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  2. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  4. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

  5. Учебники (буквари, учебники русского языка и чтения).

Дополнительная литература:

  1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М. – Воронеж, 1996.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Бакулина Г.А. и др. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2006.


Практическое занятие № 2

Тема: Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся (2 часа).

План:

1.Представления о предложении в период обучения грамоте.

2.Виды упражнений над словосочетанием и предложением.

3.Поиск в учебниках русского языка заданий и упражнений, связанных со словосочетанием и предложением.

4. Проектирование фрагментов уроков.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какие первоначальные представления о предложении формируются в период обучения грамоте? Как?

2.Какова роль синтаксических сведений в системе развития речи школьников?

Задания для самостоятельной работы:

Проектирование фрагментов уроков, связанных со словосочетанием и предложением, для разных классов.



Основная литература:

1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

2. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

4. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

5. Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах.— М., 1981.



Дополнительная литература:

  1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М. – Воронеж, 1996.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.— М., 1985.

  4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.— М., 1984.


Практическое занятие № 3

Тема: Работа над связной речью (2 часа).

План:

1.Единицы связной речи.

2.Текстовые умения, которые формируются в начальной школе.

3.Виды упражнений в связной речи.

4.Типы текста, их характеристика и сравнение.

5.Поиск в разных учебниках (букварях, учебниках русского языка и чтения) возможностей для развития связной речи.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1.С какими единицами связной речи и как знакомятся младшие школьники?

2.Какими текстовыми умениями должны овладеть ученики начальных классов?

Задания для самостоятельной работы:

Проектирование фрагментов уроков, способствующих развитию связной речи.



Основная литература:

  1. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  3. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

  4. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  5. Речь. Речь. Речь/ Под ред. Т. А. Ладыженской.—М., 1990.

  6. Учебники и методические материалы к ним.

Дополнительная литература:

  1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М. – Воронеж, 1996.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.— М., 1985.

  4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.— М., 1984.

  5. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. – Ростов-на-Дону, 2003.

  6. Уроки развития связной речи в начальной школе. Щёголева Г.С. – СПб, 1996.

Практическое занятие № 4.

Тема: Методика работы над изложением (2 часа).

План:

1.Изучение, анализ и отбор методической литературы по теме.

2.Выбор и оценка текстов для изложений с точки зрения требований к ним.

3.Планирование подготовительной работы к написанию изложения (беседы по содержанию, лексической и орфографической подготовки).

4.Составление конспекта урока.
Проведение и анализ урока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Чему служит и способствует работа над изложением?

2.Какая пропедевтическая работа к изложению может проводиться в период обучения грамоте?

3.Какие текстовые умения формируются в ходе работы над изложением?



Задания для самостоятельной работы:

1.Подбор текстов для изложений в каждом классе, обоснование выбора (доказать соответствие требованиям).

2.Проектирование урока работы над изложением во 2 классе.

Основная литература:


  1. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  3. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

  4. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  5. Андрюхова Л.Л.. Уроки развития речи в начальной школе. - Ростов-на-Дону, 2003.

  6. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. – Ростов-на-Дону, 2003.

  7. Уроки развития связной речи в начальной школе. Щёголева Г.С. – СПб, 1996.

  8. Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку. 2-4 классы. – Минск, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М. – Воронеж, 1996.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.— М., 1985.

  4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.— М., 1984.


Практическое занятие № 5.

Тема: Методика работы над сочинением (2 часа).

2 час – проведение урока в школе и его анализ.

План:

1.Классификация сочинений.

2.Методика работы над сочинениями разных видов.

3.Методика подготовки к сочинениям разных видов.

4.Методика написания и анализа сочинений.

5.Сочинения по картине (виды, варианты подготовки).



Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Чему способствует работа над сочинением в начальных классах?

2.Какая пропедевтическая работа к написанию сочинений проводится в период обучения грамоте?

3.В чём принципиальное отличие подготовительной работы к написанию сочинений в традиционной программе и в системе развивающего обучения Л.В Занкова? Чем оно обосновано?



Задания для самостоятельной работы:

1.Подбор названий сочинений на тему «Весна».

2.Проектирование подготовительной работы к написанию сочинения на тему «Весна».

Основная литература:


  1. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  3. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

  4. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  5. Рябцева С. Л. Диалог за партой.— М., 1989.

  6. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула, Москва, 2002.

  7. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. – Ростов-на-Дону, 2003.

Дополнительная литература:

  1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М. – Воронеж, 1996.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.— М., 1985.

  4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.— М., 1984.



Практическое занятие № 6.

Тема: Работа над ошибками в изложениях и сочинениях (2 часа).

План:

1.Проверка изложений и сочинений. Критерии оценки ученических работ.

2.Планирование работы по предупреждению ошибок в изложении (на примере конкретного текста).

3. Изучение детских работ (изложений, сочинений), группировка ошибок, планирование работы над ошибками.

4.Проектирование урока работы над ошибками.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как зависит работа по предупреждению и исправлению ошибок от вида ошибок?

2.Как обучать младших школьников самопроверке? Для чего?

Задания для самостоятельной работы:

1. Планирование работы по предупреждению ошибок к изложению (на примере самостоятельно выбранного текста).

2.Группировка предложенных ошибок (составление картотеки) и проектирование работы по их предупреждению и исправлению.

3.Проверка и анализ детских изложений и сочинений. Составление классификатора ошибок.



Основная литература:

  1. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  2. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  4. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.


Дополнительная литература:

  1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М. – Воронеж, 1996.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.— М., 1985.


Практическое занятие № 7.

Тема: Культура речи и основы риторики (2 часа).

План:

1.Понятие «культура речи».

2.Характеристики основных качеств речи.

3.Задачи работы над речевой культурой детей.

4. Совершенствование культуры детской речи (обучение формулированию мыслей).

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Что включает понятие «культура речи»?

2.Каковы основные качества речи и их характеристики?
Задания для самостоятельной работы:

Поиск типов упражнений, дающих представление о способах организации работы по культуре речи ( в учебниках русского языка и пособиях М.С,Соловейчик).



Основная литература:

  1. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  3. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

  4. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  5. Учебники русского языка.

Дополнительная литература:

  1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М. – Воронеж, 1996.

  2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988.

  3. Формановская Н. И. Вы сказали «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении.— М., 1987.


Практическое занятие № 8.

Тема: Методика организации детского словесного творчества (2 часа).

План:

1. Методика работы с загадками.

2. План работы над сочинением загадок.

3.Методика работы над созданием копилки поэтических образов.

4.Проектирование фрагментов работы по организации детского словесного творчества (сочинений четверостиший на тему, скороговорок, загадок…).

2 час – апробирование проектов по организации детского словесного творчества в школе.1 час – проектирование урока (нетрадиционная форма обучения: урок – праздник, урок – сказка…) по организации детского словесного творчества.

2 час – проведение урока в школе, анализ.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Для чего привлекаются нетрадиционные формы обучения?

2. Какие требования предъявляются к подобным мероприятиям?

3. Чему способствует организация детского словесного творчества?

4.Какие формы организации творческих работ школьников известны современной системе образования?

Задания для самостоятельной работы:

Составление конспекта урока нетрадиционного типа.



Сочинение загадок, подготовка к конкурсу загадок.
Основная литература:

  1. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  3. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

  4. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  5. Шукейло В.А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальных классах. – СПб, 1994 – 45 с.


Дополнительная литература:


  1. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.— М.: Просвещение, 198 – 280 с.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:

  1. Нелина Г.А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Николаев: ОИППО, 2011 - 76 с.

  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка. М.: Просвещение, 2009 – 109 с.

  3. Чуракова Р.Г., Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига, 2012 – 112 с.

  4. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1999.

  5. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007 – 464 с.

  6. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. Соловейчик М.С. –М., 1993.


Дополнительная литература:

  1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьни­ков русскому языку.— М., 1978.

  2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой.—М., 1977.

  3. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.— М., 1984.

  4. Андрюхова Л.Л.. Уроки развития речи в начальной школе. - Ростов-на-Дону, 2003.

  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  6. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку.— М., 1983.

  7. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула, Москва, 2002.

  8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.— М., 1961.


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).


        1. Значение и задачи работы над развитием речи учащихся.

        2. Научные основы совершенствования речевой деятельности учащихся.

        3. Требования к полноценному навыку речи.

        4. Работа над навыками речи на уроках по другим учебным дисциплинам и во внеклассное время.

        5. Культура речи учителя и её значение.

        6. Методика работы над словарным запасом.

        7. Методика работы над синтаксической стороной речи.

        8. Задачи работы над изложением.

        9. Виды изложений и методика их проведения.

        10. Структура урока изложения.

        11. Особенности урока работы над первым письменным изложением.

        12. Анализ и оценка ученических изложений.

        13. Значение и задачи работы над сочинением.

        14. Виды сочинений и методика их проведения.

        15. Структура урока сочинения.

        16. Особенности урока работы над первым письменным сочинением.

        17. Особенности урока работы над первым письменным изложением.

        18. Особенности урока работы над первым письменным сочинением.

        19. Виды речевых ошибок.

        20. Методика работы над исправлением речевых ошибок.

        21. Цель и задачи современной риторики.

        22. Линии работы в детской риторике.

        23. Формы организации творческих работ учащихся.

        24. Жанры письменных работ учащихся.

        25. Сочинение загадок.


Примерная тематика рефератов.


  1. Из истории методики развития речи младших школьников.

  2. Методическая система развития речи Ф.И Буслаева.

  3. Методическая система развития речи В.И.Водовозова и В.П.Шереметевского.

  4. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках грамматики и орфографии при изучении темы «Имя существительное» /»Имя прилагательное», «Местоимение» или других тем/.

  5. Сочинения по картине в начальных классах.

  6. Сочинения-сказки в начальной школе.

  7. Сочинения-загадки в начальных классах.

  8. Сочинения на основе музыкальных произведений в начальной школе.

  9. Использование краеведческого материала в процессе написания сочинений различных типов.

  10. Использование языковой наглядности для развития речи младших школьников.


Примерная тематика курсовых работ.


          1. Из истории методики развития речи младших школьников.

          2. Методическая система развития речи Ф.И Буслаева.

          3. Методическая система развития речи К.Д.Ушинского.

          4. Методическая система развития речи В.И.Водовозова и В.П.Шереметевского.

          5. Формирование умений связной речи в начальных классах.

          6. Речевые ошибки и недочёты младших школьников.

          7. Методика работы над лексико-стилистическими ошибками учащихся начальных классов.

          8. Методика работы над морфолого-стилистическими ошибками учащихся начальных классов.

          9. Методика работы над синтаксико-стилистическими ошибками учащихся начальных классов.

          10. Методика работы над фонетико-стилистическими ошибками учащихся начальных классов.

          11. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках грамматики и орфографии при изучении темы «Имя существительное» /»Имя прилагательное», «Местоимение» или других тем/.

          12. Методика проведения подробного изложения в начальных классах.

          13. Методика обучения сжатому изложению в начальных классах.

          14. Методика проведения изложений творческого характера в начальной школе.

          15. Языковой анализ текстов изложений в начальных классах.

          16. Сочинения по личным наблюдениям в начальной школе.

          17. Сочинения по картине в начальных классах.

          18. Сочинения-сказки в начальной школе.

          19. Сочинения-загадки в начальных классах.

          20. Сочинения на основе музыкальных произведений в начальной школе.

          21. Использование краеведческого материала в процессе написания сочинений различных типов.

          22. Использование языковой наглядности для развития речи младших школьников.

          23. Преемственность в работе по развитию речи между детским садом и первым классом школы.

          24. Методика развития речи младших школьников в условиях местного диалекта.

          25. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе работы по развитию речи.

Каталог: files -> kafosp -> metodica -> %D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82
%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «педагогика: педагогические технологии»
metodica -> Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата 44. 03. 01 «Педагогическое образование»
metodica -> Методические рекомендации по изучению дисциплины
metodica -> Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста»
metodica -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 1 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников
metodica -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 1 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников
metodica -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 2 Теория обучения и воспитания образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата
metodica -> Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» Профиль: «Дошкольное образование. Музыка»
%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82 -> Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница