МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Организация обучения школьников на профильном уровне с использованием Интернет нацелена на предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности для школьников изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины на профильном уровне.
Понимание качества образования на современном этапе обусловлено следующими социокультурными факторами, оказывающими наибольшее воздействие:
- информатизация жизни общества,
- становление открытого общества, развитие информационной образовательной среды;
- становление гражданского общества, что повышает меру свободы и ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности;
- становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность, способность принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора;
- профессионализация в течение всей жизни, которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни.
Интернет-школа должна формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий. «Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека является овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней. Предметным содержанием учебной деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (научного, художественного, нравственного, правового). В основе создания людьми всех форм теоретического сознания лежит диалектическое (разумное) мышление. В этом смысле можно сказать, что содержанием учебной деятельности выступает овладение основами диалектического мышления, которое дети должны активно применять при усвоении научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей и правовых норм» (В.В. Давыдов).
Личностный смысл формируется именно в процессе конкретной деятельности. Для этого деятельность ученика должна быть соответствующим образом организована сетевым преподавателем. Проявляется личностный смысл для учащегося тогда, когда представленная проблемная ситуация затрагивают интересы не только чисто прагматическим своим характером, но подчас творческим или интеллектуальным характером. Тогда у учащегося возникает устойчивый мотив разобраться в той или иной проблеме, причем чаще всего проблема предполагает использование знаний не одного предмета, а различных. И это касается не только «интеллектуалов», т. е. продвинутых учеников, а практически всех, ибо трудно остаться в стороне от обсуждения, рассмотрения социально значимой интересной проблемы. Опыт показывает, что если проблемная ситуация предполагает серьезную совместную работу группы учащихся, то взаимовлияние чрезвычайно велико, и «вызов» для каждого ученика (смогу — не смогу) является существенной мотивацией. Соответственно это комплексная задача, и речь должна идти о создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала каждого человека. То есть личностно-ориентированная парадигма образования предусматривает создание условий, включая деятельность учителя, для самореализации, самоактуализации учащихся
В условиях непрерывного образования меняются роли учителя и учащегося, прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны обучения находятся в единстве и влияют друг на друга. Объем и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам Интернет-обучения, условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения выступает как принцип педагогической деятельности; нужны специальные усилия педагогов, чтобы его обеспечить.
Роль сетевого преподавателя как организатора процесса Интернет-обучения отличается от позиции учителя традиционной школы. Можно обозначить некоторые принципы педагогической деятельности учителя в системе Интернет-обучения:
- опора на самостоятельность учащегося в обучении, перерастающем в учение;
- создание условий для проявления активности, творчества и ответственности учащегося в обучении;
- формирование мотивации к непрерывному учению.
Сущностной чертой педагогической деятельности является ее ориентация на образование учащихся, которая базируется на организации познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах как деятельности самообразовательной; системной диагностике личностных качеств ученика и поддержке его личностного роста; использовании возможностей информационной образовательной среды.
Значимым фактором для достижения качественных результатов является уровень организация педагогического процесса сетевым преподавателем.
В Интернет-обучении важно знать каждого, его особенности: интроверт ваш ученик или экстраверт, мыслит ли он больше логично, рационально или очень эмоционален, опирается больше на чувства, эмоции, следовательно, стоит организовать ситуацию для активного участия в дискуссиях, интроверту – индивидуальное письменное задание, в котором он проявится больше. Во время анкетирования, общения по почте, в чатах, на форуме, беседе с педагогом-куратором, лично знающим ученика.
Интернет-обучение предоставляет ученику возможность личностного роста, развития, раскрытия его потенциальных возможностей. Сетевой преподаватель создает условия заинтересованного познавательного процесса на основе личностных особенностей учащихся, выявляемых в процессе общения, анкетирования, переписки по электронной почте, собеседования с педагогом-куратором, родителями. Создание комфортных условий заключается прежде всего в отборе соответствующего содержания по предмету, расширения его информационного поля за счет межпредметной интеграции с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей старшеклассника, зоны его ближайшего развития. Предметное содержание при этом приобретает практикоориентированный характер и обеспечивает не только умение решать практические задачи, связанные с предметным содержанием, но и способствует становлению информационной, коммуникативной компетентностей школьников, например через решение ситуационных задач, участия в проектной деятельности, дискуссиях.
Основные принципы Интернет-обучения сводятся к следующему:
-
учение (познавательная деятельность) — активный процесс, в котором ученик использует свой опыт, свои знания для осмысления нового знания;
-
старшеклассники учатся учиться в процессе учения: процесс познания включает как осмысление отдельного явления, так одновременно и явлений.
-
основой создания нового знания являются интеллектуальные действия.
-
учение предусматривает коммуникацию: язык, которым мы пользуемся, оказывает непосредственное влияние на процесс познания
-
учение — социальная активность. Наша познавательная деятельность, развитие непосредственно связаны с нашим окружением: учителями, с одноклассниками, семьей, а также случайными знакомыми. Признание этого факта приводит к выводу, что общение в процессе учения значительно более эффективно, чем попытки индивидуализировать этот процесс, свести его к общению отдельного ученика с учебником, источником информации;
-
деятельность учения всегда контекстна в том смысле, что эту деятельность нельзя вырвать из контекста всей нашей жизни.
-
познавательная деятельность требует времени. Это не одномоментный акт. Участникам образовательного процесса необходимо возвращаться к одним и тем же идеям, мыслям, понятиям, по-иному их рассматривать, размышлять над ними;
-
мотивация — ключевое слово для деятельности познания. Имеется в виду не только тот факт, что мотивация помогает процессу познания, но она предполагает понимание цели познания (зачем мне это надо), способов достижения цели.
Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. Очень важно в обучении на расстоянии, когда участники общаются только дистанционно, создать для каждого ситуацию успеха, поддержать его в трудном новом процессе Интернет-обучения. Объективно школьники показывают лучшие результаты в условиях высоких ожиданий, поддерживаемых устойчивой системой взаимоотношений сетевой преподаватель – учащийся – педагог-куратор, а также при наличии у учащихся интереса к предмету и вовлеченности в предмет.
Основные цели профильного обучения в Концепции обозначены следующим образом:
-
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
-
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
-
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
-
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования 1.
Информатизация профильного образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и Интернет-технологий. Вторая – в повышении качества подготовки выпускников школы, с новым типом мышления, нацеленных на постоянное самообразование, готовых постоянно совершенствовать и развивать свой потенциал.
Интернет-обучение как основа непреррывного образования нацелено на овладение школьниками навыками самостоятельной учебной работы, на формирование у учащихся ключевых компетентностей.
Схематически возможно представить алгоритмы и уровни развития компетентностей для профильного уровня.
Аспекты компетентностей
-
Целеполагание и планирование,
-
идентификация проблем,
-
использование технологий деятельности,
-
оценка продукта и результата своей деятельности,
-
оценка деятельности и достижений.
Компетентность разрешения проблем
1.Целеполагание и планирование
Учащийся ставит задачи, решение которых необходимо для достижения цели
Выбирает адекватный способ разрешения проблемы из предложенных и ставит цель Выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с критериями и ставит цель
2.Идентификация проблем
Анализирует ситуацию в соответствии с заданными критериями Самостоятельно задает критерии и проводит анализ реальной ситуации, если известна желаемая ситуация
Определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации
3.Использование технологий деятельности
Корректно воспроизводит технологию по инструкции Отбирает технологию из числа известных для решения задачи и составляет план деятельности Применяет технологию с учетом изменения параметров объекта и составляет план деятельности
4.Оценка продукта и результата деятельности
Оценивает продукт по эталону Оценивает продукт на основе заданных критериев
Дает сравнительную оценку двум и более продуктам на основе заданных критериев
5. Оценка деятельности и достижений
Осуществляет текущий контроль своей деятельности Планирует текущий контроль своей деятельности
Информационная компетентность, ее аспекты и этапы формирования.
Этапы формирования информационной компетентности учащихся на профильном уровне схематически можно обозначить следующим образом (дается обобщенное описание, при выполнении определенного задания могут быть задействованы не все этапы):
Этап 1. Поиск источников информации в соответствии с поставленными учебными задачами
Учащийся выделяет из имеющейся избыточной информации необходимую для решения задачи cамостоятельно находит источник информации по заданному вопросу указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи
Этап 2. Извлечение и первичная обработка информации
Учащийся извлекает информацию по заданной тематике из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры, получает дополнительную информацию в диалоге, задавая вопросы извлекает информацию и систематизирует ее в самостоятельно определенной структуре, при необходимости консультируясь с сетевым преподавателем или с участниками мини-группы.
Этап 3. Обработка информации и принятие решения на ее основе.
Учащийся выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определенный вывод делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям, делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях делает обобщение на основе подобранных соответствующих данных
Этап 4.Предъявление информации.
Учащийся представляет информацию, полученную в одной форме, в другом формате представляет информацию в заданном жанре в форме презентации, веб-страницы, веб-сайта, текста со ссылками, письменного продукта готовит комментарий, сопровождающий презентацию, итоговую творческую работу.
Коммуникативная компетентность, ее аспекты и этапы формирования:
Этап 1.Устная коммуникация (возможно в режиме голосового чата, Интернет-телефонии)
Монолог / «Выступление» на форуме
Учащийся представляет свою точку зрения в виде доклада, презентации, «выступления» на форуме с использованием наглядности и невербальных средств коммуникации самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от роли, жанра и целей.
Этап 2. Диалог /Полилог
Учащийся начинает и заканчивает диалог (полилог) на форуме или в чате, ICQ в соответствии с нормами сетевого этикета отвечает на вопросы и задает вопросы в рамках заданной темы обсуждения, дискуссии, ролевой игры и т.п. в соответствии с его целью и форматом высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение участников в рамках обсуждаемой тематики
Этап 3.Восприятие и комментарии содержания дискуссии / темы обсуждения
Учащийся воспринимает основное содержание фактической информации в диалоге, дискуссии, организуемой на форумах, телеконференции воспринимает требуемое содержание фактической информации (имена, время, место действия), определяет основные факты и события, их последовательность полностью воспринимает содержание фактической/оценочной информации, определяя основную тему сообщения, предположения, аргументы, доказательства, выводы
Этап 4.Письменная коммуникация
Учащийся оформляет свою мысль в форме реферата, эссе, резюме заметки, критической статьи (необходимы прописанные рекомендации) оформляет свою мысль в соответствующей форме письменной коммуникации сложной структуры (анализ проделанной работы, отзыв, портфолио достижений, рефлексия) представляет результаты обработки информации в виде гипертекста со ссылками на другие ресурсы (возможные варианты: wiki-продукта, веб-страницы).
Этап 5. Продуктивная групповая коммуникация
Учащиеся участвуют в групповом обсуждении, высказываясь по заданной, предложенной самими тематике в процессе проектной деятельности
договариваются о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью подводят итоги обсуждения по всем вопросам группового обсуждения, фиксируют особые мнения.
Этап 6. Продуктивная групповая коммуникация
Сетевой преподаватель при групповом обсуждении задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других при групповом обсуждении аргументировано отвергает идеи во время группового обсуждения: убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею.
Существуют конкретные конструктивные пути учета индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференциации обучения с использованием Интернет-технологий. Так, например, при проведении практических работ в школе обучаемым предлагаются индивидуальные задания различной степени трудности. Преподавателем заранее подготавливается набор заданий, учитывающий уровни индивидуальных особенностей школьников. При таком подходе налицо типичная уровневая дифференциация учащихся.
В настоящее время при профильном обучении в школах необходимо применять и специальную индивидуальную методику обучения, направленную на конкретного обучаемого и зависящую от направления его профильной подготовки.
Дифференциация и индивидуализация обучения предполагает особый подход к наиболее подготовленным ученикам, которые нуждаются в совете и поддержке преподавателя по развитию способностей, в дополнительных заданиях и индивидуальных консультациях. Не следует забывать, что характерной особенностью профильного обучения является то, что преподавателю необходимо одновременно работать как с учащимися, у которых необходимо поддерживать постоянный интерес к предмету, так и с учащимися, познания которых могут в ряде отдельных вопросов превосходить познания преподавателя. Для таких учащихся необходимо разрабатывать индивидуальные задания, организовывать вокруг них малые подвижные группы, а также для них возможно составление индивидуальных программ обучения с более полным привлечением Интернет-технологий и иных средств информатизации профильного образования.
Специфика Интернет-обучения, основывающаяся на телекоммуникационных технологиях, Интернет-ресурсах и услугах, влияет на способы отбора и структуризации содержания, способы реализации тех или иных методов и организационных форм обучения, что оказывает заметное воздействие на функционирование всей системы. Ученик отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. В центре познания находится проблема, которая требует работы мысли для ее решения. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль сетевого преподавателя заключается в том, чтобы помогать учащимся, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открытиям, новым взглядам на изучаемое явление, предмет. При этом учитель и ученик являются соучастниками этого процесса в активном диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету становится отправной точкой развития. Ученик, благодаря используемым способам познавательной деятельности, открывает для себя новое знание.
Первое, с чего должен начать урок сетевой преподаватель, это привлечь внимание учащихся, заинтересовать их темой изучения в широком контексте, сформулировать тему изучения как проблему. Урок в Интернет-обучении означает педагогический этап, необходимый для решения одной задачи (или небольшого числа взаимосвязанных задач), а не фиксированный период времени в учебном расписании. Сетевой учитель может активно использовать для этого возможности цифровых образовательных ресурсов, а также видеоклипы, слайды и пр. Вопросы и задания, ссылки на предыдущие материалы курса помогают понять, что им известно из предлагаемой темы и как они это понимают. После этого сетевой преподаватель предлагает информацию или какие-то конкретные данные, которые не соответствуют высказанным ими идеям. Учащиеся могут начинать поиск необходимой для разрешения информации в группах сотрудничества, для того чтобы на следующем этапе сформулировать свои гипотезы и доказательства. Роль сетевого преподавателя и педагога-куратора во время работы групп — помогать отдельным учащимся наводящими вопросами. По окончании обсуждения в группах учащиеся делятся своими выводами и приходят, наконец, к консенсусу. Каждая группа может оформить свою точку зрения письменно. Новая информация, новый материал предлагается ученикам в общих чертах, системно, как целостная концепция, теория, без детализации, без «разжевывания». Учащиеся в процессе активного диалога, стимулируемого учителем, пытаются уяснить некоторые положения (сократовские беседы), детали, неясности. Диалог строится на проблемной основе, связанной с реальными жизненными ситуациями, знакомыми ученикам. На основании анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои размышления, находя новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. Активная познавательная деятельность каждого отдельного ученика и всех вместе лежит в основе такого подхода. Каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением других участников полилога, с мнением учителя или автором концепции. Он должен сформулировать свои аргументы.
Схематично можно представить это следующим образом.
Сетевой урок
-
Представлен план урока
-
Основной материал:
-
- текстовая информация
-
- графическая информация
-
- мультимедиаобъекты
-
Дополнительный материал:
-
- справочные материалы
-
- глоссарий,
-
- аудиоматериал,
-
- видеоматериал
Реализация учебного процесса:
-
Общие рекомендации по изучению Интернет-урока
-
Ключевой вопрос: создание проблемной ситуации
-
Работа с учебными материалами Интернет-урока
-
Теоретический материал: обеспечение требований федерального образовательного стандарта
-
Ссылки на глоссарий
Педагогические технологии Интернет-обучения школьников
Под педагогическими технологиями понимается целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей2. Педагогические технологии отражают взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения, то есть организацию познавательной деятельности учащихся. Современные средства обучения, так или иначе, связаны с информационно-коммуникационными технологиями. Поэтому одной из актуальных проблем для современного учителя является проблема использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательной системе, а, следовательно, и совершенствование организационных форм и методов обучения.
Концепция современной системы обучения основана на гуманистической педагогике и психологии. Обучение в гуманистической педагогике ориентировано на каждого конкретного ученика с учётом его индивидуальных возможностей и способностей. Отношения учителя и ученика строятся на основе уважительного сотрудничества. Главная задача учителя – раскрыть потенциал каждого ученика и помочь его развитию.
Особенностями взаимодействия участников учебного процесса в Интернет-обучении являются совместные виды деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем в интерактивном режиме в форуме, чате, видеоконференции. В Интернет-обучении используются такие методы совместной творческой деятельности, как метод проектов, проблемные ролевые игры, кейс-метод, разнообразные формы контроля, как автоматизированные, так и открытые виды контроля. Это специфичный учебный процесс, который строится в соответствии с логикой познавательной деятельности, но реализуется, как и любой другой, средствами Интернет-технологий, видеоконференций и другими интерактивными средствами.
В учебном процессе любой системы обучения используются определённые педагогические технологии. Интернет-обучение как компонент системы непрерывного образования предполагает использование таких педагогических технологий, которые успешно используются как в системе очного, так и в системе дистанционного обучения с учётом специфики каждой формы.
Согласно гуманистической педагогике современными педагогическими технологиями принято считать:
-
обучение в сотрудничестве;
-
дискуссии;
-
ролевые и деловые игры;
-
ситуационный анализ;
-
метод проектов;
-
«портфель ученика»
В дидактике разработан личностно-ориентированный подход, который, по определению К. Роджерса, отражает следующие принципы гуманистической педагогики:
-
Человек находится в центре постоянно меняющегося мира.
-
Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания.
-
Человек стремится к самопознанию и самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию, которое происходит на основе его взаимодействия со средой, с другими людьми.
Учебный курс с использованием Интернета для профильной школы отличается от аналогичного курса в очном обучении, так как он имеет особую структуру и предусматривает особую организацию учебного процесса. Это может быть чисто сетевой курс или интегрированный (очно-дистанционный). Данный курс содержит все необходимые компоненты для полноценного обучения школьников: общие сведения о курсе, документацию курса, информационно-справочные материалы, личные веб-странички школьников и необходимые коммуникационные технологии, позволяющие осуществлять взаимодействие всех участникам учебного процесса. Использование современных педагогических технологий позволяет преподавателям Интернет-курса сделать процесс обучения более интересным и качественным.
Поделитесь с Вашими друзьями: |