Методика обучения учащихся через интернет



страница1/4
Дата22.02.2016
Размер0,86 Mb.
#10905
  1   2   3   4
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Организация обучения школьников на профильном уровне с использованием Интернет нацелена на предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности для школьников изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины на профильном уровне.

Понимание качества образования на современном этапе обусловлено следующими социокультурными факторами, оказывающими наибольшее воздействие:

- информатизация жизни общества,

- становление открытого общества, развитие информационной образовательной среды;

- становление гражданского общества, что повышает меру свободы и ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности;

- становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность, способность принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора;

- профессионализация в течение всей жизни, которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Интернет-школа должна формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержа­ние учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий. «Специфической потребностью и мотивом учебной деятельнос­ти человека является овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней. Предметным содержанием учебной деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (науч­ного, художественного, нравственного, правового). В основе созда­ния людьми всех форм теоретического сознания лежит диалекти­ческое (разумное) мышление. В этом смысле можно сказать, что со­держанием учебной деятельности выступает овладение основами диалектического мышления, которое дети должны активно приме­нять при усвоении научных понятий, художественных образов, нрав­ственных ценностей и правовых норм» (В.В. Давыдов).

Личностный смысл формируется именно в процессе конкретной деятельности. Для этого деятельность ученика должна быть соответствую­щим образом организована сетевым преподавателем. Проявляется личностный смысл для учащегося тогда, когда представленная проблемная ситуация затра­гивают интересы не только чисто прагматическим своим характером, но подчас творческим или интеллектуальным характером. Тогда у учащегося возни­кает устойчивый мотив разобраться в той или иной проблеме, при­чем чаще всего проблема предполагает использование знаний не одного предмета, а различных. И это касается не только «интеллек­туалов», т. е. продвинутых учеников, а практически всех, ибо труд­но остаться в стороне от обсуждения, рассмотрения социально зна­чимой интересной проблемы. Опыт показывает, что если проблемная ситуация предполагает серьезную совместную работу группы учащихся, то взаимовлияние чрезвычайно велико, и «вызов» для каж­дого ученика (смогу — не смогу) является существенной мотивацией. Соответственно это комплексная задача, и речь должна идти о создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала каждого человека. То есть личностно-ориентированная парадигма образования предусматрива­ет создание условий, включая деятельность учителя, для самореа­лизации, самоактуализации учащихся

В условиях непрерывного образования меняются роли учителя и учащегося, прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более при­нимает форму самообразования. Содержательная и процессуаль­ная стороны обучения находятся в единстве и влияют друг на друга. Объем и структура содержания образования должны со­ответствовать закономерностям и принципам Интернет-обучения, усло­виям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения выступает как принцип педагогической деятельности; нужны специальные уси­лия педагогов, чтобы его обеспечить.

Роль сетевого преподавателя как организатора процесса Интернет-обучения отличается от позиции учителя традиционной школы. Можно обозначить некоторые принципы педагогической деятельности учителя в системе Интернет-обучения:

- опора на самостоятельность учащегося в обучении, перерастающем в учение;

- создание условий для проявления активности, творчества и ответственности учащегося в обучении;

- формирование мотивации к непрерывному учению.

Сущностной чертой педагогической деятельности является ее ориентация на образование учащихся, которая базируется на организации познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах как деятельности самообразовательной; системной диагностике личностных качеств ученика и поддержке его личностного роста; использовании возможностей информационной образовательной среды.

Значимым фактором для достижения качественных результатов является уровень организация педагогического процесса сетевым преподавателем.

В Интернет-обучении важно знать каждого, его особенности: интроверт ваш ученик или экстраверт, мыслит ли он больше логично, рационально или очень эмоционален, опирается больше на чувства, эмоции, следовательно, стоит организовать ситуацию для активного участия в дискуссиях, интроверту – индивидуальное письменное задание, в котором он проявится больше. Во время анкетирования, общения по почте, в чатах, на форуме, беседе с педагогом-куратором, лично знающим ученика.

Интернет-обучение предоставляет ученику возможность личностного роста, развития, раскрытия его потенциальных возможностей. Сетевой преподаватель создает условия заинтересованного познавательного процесса на основе личностных особенностей учащихся, выявляемых в процессе общения, анкетирования, переписки по электронной почте, собеседования с педагогом-куратором, родителями. Создание комфортных условий заключается прежде всего в отборе соответствующего содержания по предмету, расширения его информационного поля за счет межпредметной интеграции с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей старшеклассника, зоны его ближайшего развития. Предметное содержание при этом приобретает практикоориентированный характер и обеспечивает не только умение решать практические задачи, связанные с предметным содержанием, но и способствует становлению информационной, коммуникативной компетентностей школьников, например через решение ситуационных задач, участия в проектной деятельности, дискуссиях.

Основные принципы Интернет-обучения сводятся к следующему:



  • учение (познавательная деятельность) — активный процесс, в котором ученик использует свой опыт, свои знания для осмысле­ния нового знания;

  • старшеклассники учатся учиться в процессе учения: процесс познания включает как осмысление отдельного явления, так одновременно и явлений.

  • основой создания нового знания являются интеллектуальные действия.

  • учение предусматривает коммуникацию: язык, которым мы пользуемся, оказывает непосредственное влияние на процесс по­знания

  • учение — социальная активность. Наша познавательная дея­тельность, развитие непосредственно связаны с нашим окружени­ем: учителями, с одноклассниками, семьей, а также случайными знако­мыми. Признание этого факта приводит к выводу, что общение в процессе учения значительно более эффективно, чем попытки ин­дивидуализировать этот процесс, свести его к общению отдельного ученика с учебником, источником информации;

  • деятельность учения всегда контекстна в том смысле, что эту де­ятельность нельзя вырвать из контекста всей нашей жизни.

  • познавательная деятельность требует времени. Это не одномо­ментный акт. Участникам образовательного процесса необходимо возвращаться к одним и тем же идеям, мыслям, понятиям, по-иному их рассматривать, размышлять над ними;

  • мотивация — ключевое слово для деятельности познания. Имеется в виду не только тот факт, что мотивация помогает про­цессу познания, но она предполагает понимание цели познания (за­чем мне это надо), способов достижения цели.

Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. Очень важно в обучении на расстоянии, когда участники общаются только дистанционно, создать для каждого ситуацию успеха, поддержать его в трудном новом процессе Интернет-обучения. Объективно школьники показывают лучшие результаты в условиях высоких ожиданий, поддерживаемых устойчивой системой взаимоотношений сетевой преподаватель – учащийся – педагог-куратор, а также при наличии у учащихся интереса к предмету и вовлеченности в предмет.

Основные цели профильного обучения в Концепции обозначены следующим образом:



  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования 1.

Информатизация профильного образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и Интернет-технологий. Вторая – в повышении качества подготовки выпускников школы, с новым типом мышления, нацеленных на постоянное самообразование, готовых постоянно совершенствовать и развивать свой потенциал.

Интернет-обучение как основа непреррывного образования нацелено на овладение школьниками навыками самостоятельной учебной работы, на формирование у учащихся ключевых компетентностей.

Схематически возможно представить алгоритмы и уровни развития компетентностей для профильного уровня.

Аспекты компетентностей


  • Целеполагание и планирование,

  • идентификация проблем,

  • использование технологий деятельности,

  • оценка продукта и результата своей деятельности,

  • оценка деятельности и достижений.

Компетентность разрешения проблем

1.Целеполагание и планирование

Учащийся ставит задачи, решение которых необходимо для достижения цели

 Выбирает адекватный способ разрешения проблемы из предложенных и ставит цель  Выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с критериями и ставит цель
2.Идентификация проблем

Анализирует ситуацию в соответствии с заданными критериями  Самостоятельно задает критерии и проводит анализ реальной ситуации, если известна желаемая ситуация

 Определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации
3.Использование технологий деятельности

Корректно воспроизводит технологию по инструкции  Отбирает технологию из числа известных для решения задачи и составляет план деятельности  Применяет технологию с учетом изменения параметров объекта и составляет план деятельности


4.Оценка продукта и результата деятельности

Оценивает продукт по эталону  Оценивает продукт на основе заданных критериев

 Дает сравнительную оценку двум и более продуктам на основе заданных критериев
5. Оценка деятельности и достижений

Осуществляет текущий контроль своей деятельности  Планирует текущий контроль своей деятельности


Информационная компетентность, ее аспекты и этапы формирования.
Этапы формирования информационной компетентности учащихся на профильном уровне схематически можно обозначить следующим образом (дается обобщенное описание, при выполнении определенного задания могут быть задействованы не все этапы):
Этап 1. Поиск источников информации в соответствии с поставленными учебными задачами

Учащийся выделяет из имеющейся избыточной информации необходимую для решения задачи  cамостоятельно находит источник информации по заданному вопросу  указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи


Этап 2. Извлечение и первичная обработка информации

Учащийся извлекает информацию по заданной тематике из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры  извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры, получает дополнительную информацию в диалоге, задавая вопросы  извлекает информацию и систематизирует ее в самостоятельно определенной структуре, при необходимости консультируясь с сетевым преподавателем или с участниками мини-группы.


Этап 3. Обработка информации и принятие решения на ее основе.

Учащийся выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определенный вывод  делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям, делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях  делает обобщение на основе подобранных соответствующих данных


Этап 4.Предъявление информации.

Учащийся представляет информацию, полученную в одной форме, в другом формате  представляет информацию в заданном жанре в форме презентации, веб-страницы, веб-сайта, текста со ссылками, письменного продукта  готовит комментарий, сопровождающий презентацию, итоговую творческую работу.


Коммуникативная компетентность, ее аспекты и этапы формирования:
Этап 1.Устная коммуникация (возможно в режиме голосового чата, Интернет-телефонии)

Монолог / «Выступление» на форуме

Учащийся представляет свою точку зрения в виде доклада, презентации, «выступления» на форуме с использованием наглядности и невербальных средств коммуникации  самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от роли, жанра и целей.
Этап 2. Диалог /Полилог

Учащийся начинает и заканчивает диалог (полилог) на форуме или в чате, ICQ в соответствии с нормами сетевого этикета  отвечает на вопросы и задает вопросы в рамках заданной темы обсуждения, дискуссии, ролевой игры и т.п. в соответствии с его целью и форматом  высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение участников в рамках обсуждаемой тематики


Этап 3.Восприятие и комментарии содержания дискуссии / темы обсуждения

Учащийся воспринимает основное содержание фактической информации в диалоге, дискуссии, организуемой на форумах, телеконференции  воспринимает требуемое содержание фактической информации (имена, время, место действия), определяет основные факты и события, их последовательность  полностью воспринимает содержание фактической/оценочной информации, определяя основную тему сообщения, предположения, аргументы, доказательства, выводы


Этап 4.Письменная коммуникация

Учащийся оформляет свою мысль в форме реферата, эссе, резюме заметки, критической статьи (необходимы прописанные рекомендации)  оформляет свою мысль в соответствующей форме письменной коммуникации сложной структуры (анализ проделанной работы, отзыв, портфолио достижений, рефлексия)  представляет результаты обработки информации в виде гипертекста со ссылками на другие ресурсы (возможные варианты: wiki-продукта, веб-страницы).


Этап 5. Продуктивная групповая коммуникация

Учащиеся участвуют в групповом обсуждении, высказываясь по заданной, предложенной самими тематике в процессе проектной деятельности 



договариваются о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью подводят итоги обсуждения по всем вопросам группового обсуждения, фиксируют особые мнения.
Этап 6. Продуктивная групповая коммуникация

Сетевой преподаватель при групповом обсуждении задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других  при групповом обсуждении аргументировано отвергает идеи  во время группового обсуждения: убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею.

Существуют конкретные конструктивные пути учета индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференциации обучения с использованием Интернет-технологий. Так, например, при проведении практических работ в школе обучаемым предлагаются индивидуальные задания различной степени трудности. Преподавателем заранее подготавливается набор заданий, учитывающий уровни индивидуальных особенностей школьников. При таком подходе налицо типичная уровневая дифференциация учащихся.

В настоящее время при профильном обучении в школах необходимо применять и специальную индивидуальную методику обучения, направленную на конкретного обучаемого и зависящую от направления его профильной подготовки.

Дифференциация и индивидуализация обучения предполагает особый подход к наиболее подготовленным ученикам, которые нуждаются в совете и поддержке преподавателя по развитию способностей, в дополнительных заданиях и индивидуальных консультациях. Не следует забывать, что характерной особенностью профильного обучения является то, что преподавателю необходимо одновременно работать как с учащимися, у которых необходимо поддерживать постоянный интерес к предмету, так и с учащимися, познания которых могут в ряде отдельных вопросов превосходить познания преподавателя. Для таких учащихся необходимо разрабатывать индивидуальные задания, организовывать вокруг них малые подвижные группы, а также для них возможно составление индивидуальных программ обучения с более полным привлечением Интернет-технологий и иных средств информатизации профильного образования.

Специфика Интернет-обучения, основывающаяся на телекоммуникационных технологиях, Интернет-ресурсах и услугах, влияет на спосо­бы отбора и структуризации содержания, способы реализации тех или иных методов и организационных форм обучения, что ока­зывает заметное воздействие на функционирование всей системы. Ученик отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипо­тезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. В центре познания находится про­блема, которая требует работы мысли для ее решения. Познаватель­ная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль сетевого преподавателя заключается в том, чтобы помогать учащим­ся, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открыти­ям, новым взглядам на изучаемое явление, предмет. При этом учи­тель и ученик являются соучастниками этого процесса в активном диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету становится отправной точкой развития. Ученик, благодаря используемым способам познавательной деятельности, открывает для себя новое знание.

Первое, с чего должен начать урок сетевой преподаватель, это привлечь внима­ние учащихся, заинтересовать их темой изучения в широком контек­сте, сформулировать тему изучения как проблему. Урок в Интернет-обучении означает педагогический этап, необходимый для решения одной задачи (или небольшого числа взаимосвязанных задач), а не фиксированный период времени в учебном расписании. Сетевой учитель может активно использовать для этого возможности цифровых образовательных ресурсов, а также видео­клипы, слайды и пр. Вопросы и задания, ссылки на предыдущие материалы курса помогают понять, что им известно из предлагаемой темы и как они это понимают. После этого сетевой преподаватель предлагает информацию или какие-то конкретные данные, которые не соответствуют высказан­ным ими идеям. Учащиеся могут начинать поиск необходимой для разрешения информации в группах сотрудничества, для того чтобы на следующем этапе сфор­мулировать свои гипотезы и доказательства. Роль сетевого преподавателя и педагога-куратора во время работы групп — помогать отдельным учащимся наводящими вопросами. По окончании обсуждения в группах учащиеся делятся своими выводами и приходят, наконец, к консенсусу. Каждая группа может оформить свою точку зрения письменно. Новая информация, новый материал предлагается ученикам в общих чертах, системно, как целостная концепция, теория, без детализации, без «разжевывания». Учащиеся в процессе активного диалога, стимулируемого учителем, пытаются уяснить некоторые положения (сократовские беседы), детали, неясности. Диалог строится на проблемной основе, связанной с ре­альными жизненными ситуациями, знакомыми учени­кам. На основании анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои раз­мышления, находя новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. Активная познаватель­ная деятельность каждого отдельного ученика и всех вместе лежит в основе такого подхода. Каждый ученик имеет воз­можность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением других участников полилога, с мнением учителя или автором концепции. Он должен сформулировать свои аргумен­ты.

Схематично можно представить это следующим образом.

Сетевой урок


  • Представлен план урока

  • Основной материал:

  • - текстовая информация

  • - графическая информация

  • - мультимедиаобъекты

  • Дополнительный материал:

  • - справочные материалы

  • - глоссарий,

  • - аудиоматериал,

  • - видеоматериал

Реализация учебного процесса:

  • Общие рекомендации по изучению Интернет-урока

  • Ключевой вопрос: создание проблемной ситуации

  • Работа с учебными материалами Интернет-урока

  • Теоретический материал: обеспечение требований федерального образовательного стандарта

  • Ссылки на глоссарий


Педагогические технологии Интернет-обучения школьников

Под педагогическими технологиями понимается целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей2. Педагогические технологии отражают взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения, то есть организацию познавательной деятельности учащихся. Современные средства обучения, так или иначе, связаны с информационно-коммуникационными технологиями. Поэтому одной из актуальных проблем для современного учителя является проблема использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательной системе, а, следовательно, и совершенствование организационных форм и методов обучения.

Концепция современной системы обучения основана на гуманистической педагогике и психологии. Обучение в гуманистической педагогике ориентировано на каждого конкретного ученика с учётом его индивидуальных возможностей и способностей. Отношения учителя и ученика строятся на основе уважительного сотрудничества. Главная задача учителя – раскрыть потенциал каждого ученика и помочь его развитию.

Особенностями взаимодействия участников учебного процесса в Интернет-обучении являются совместные виды деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем в интерактивном режиме в форуме, чате, видеоконференции. В Интернет-обучении используются такие методы совместной творческой деятельности, как метод проектов, проблемные ролевые игры, кейс-метод, разнообразные формы контроля, как автоматизированные, так и открытые виды контроля. Это специфичный учебный процесс, который строится в соответствии с логикой познавательной деятельности, но реализуется, как и любой другой, средствами Интернет-технологий, видеоконференций и другими интерактивными средствами.

В учебном процессе любой системы обучения используются определённые педагогические технологии. Интернет-обучение как компонент системы непрерывного образования предполагает использование таких педагогических технологий, которые успешно используются как в системе очного, так и в системе дистанционного обучения с учётом специфики каждой формы.

Согласно гуманистической педагогике современными педагогическими технологиями принято считать:



  • обучение в сотрудничестве;

  • дискуссии;

  • ролевые и деловые игры;

  • ситуационный анализ;

  • метод проектов;

  • «портфель ученика»

В дидактике разработан личностно-ориентированный подход, который, по определению К. Роджерса, отражает следующие принципы гуманистической педагогики:

  • Человек находится в центре постоянно меняющегося мира.

  • Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания.

  • Человек стремится к самопознанию и самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию, которое происходит на основе его взаимодействия со средой, с другими людьми.

Учебный курс с использованием Интернета для профильной школы отличается от аналогичного курса в очном обучении, так как он имеет особую структуру и предусматривает особую организацию учебного процесса. Это может быть чисто сетевой курс или интегрированный (очно-дистанционный). Данный курс содержит все необходимые компоненты для полноценного обучения школьников: общие сведения о курсе, документацию курса, информационно-справочные материалы, личные веб-странички школьников и необходимые коммуникационные технологии, позволяющие осуществлять взаимодействие всех участникам учебного процесса. Использование современных педагогических технологий позволяет преподавателям Интернет-курса сделать процесс обучения более интересным и качественным.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница