Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки) 13. 00. 02- теория и методика обучения и воспитания



Скачать 359.76 Kb.
Дата10.02.2016
Размер359.76 Kb.
На правах рукописи

Балан Оксана Владимировна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАУЧНОМУ ДИСКУРСУ

БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЗАЦИИ

(« ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ)

13. 00. 02- Теория и методика обучения и воспитания

(иностранные языки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2013

Работа выполнена на кафедре теории и практики межкультурной коммуникации Московского государственного гуманитарного университета

им. М. А. Шолохова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

кафедры теории и практики

межкультурной коммуникации

ФГБОУ ВПО «Московский

государственный гуманитарный

институт им. М. А. Шолохова »

Тарасюк Наталья Александровна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кафедры французской филологии

ФГБОУ ВПО «Курский государ-

ственный университет»

Гвоздева Анна Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры теории и практики английского

языка ФГБОУ ВПО «Липецкий государ-

ственный педагогический университет»

Бойко Вера Павловна



Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный

университет»


Защита состоится 21 мая 2013 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.07 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» по адресу: 109391, Россия, г. Москва, ул. Рязанский проспект, д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» по адресу: 109391, Россия, г. Москва, ул. Рязанский проспект, д.9

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» http://www.mggu-sh.ru и сайте ВАК РФ http://www.vak2.ed.gov.ru


«___» ____________ 2013 г.
Автореферат разослан «19» апреля 2013 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук, профессор А. С. Калякин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования особую актуальность приобретает компетентностный подход в подготовке выпускников (Н. И. Алмазова; А. В. Хуторской; И. А. Зимняя; В. И. Байденко, В. А. Болотов). Данный факт требует учета профессиональной специфики в процессе подготовки педагогических кадров в сфере иноязычного образования («языковое образование» иностранные языки), а также учета их нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных целей подготовки будущего магистра педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) является осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение которой не возможно без владения научным педагогическим дискурсом. Важнейшим условием осуществления научно-педагогической деятельности является владение научным дискурсом как средством решения научно-исследовательских и образовательных задач.

Владение научным дискурсом позволяет значительно повысить конкурентную способность кадров в сфере иноязычного образования в условиях постоянно развивающихся международных контактов среди представителей научного педагогического сообщества.

Однако практика преподавания свидетельствует о необходимости разработки методики, направленной на овладение различными аспектами и образовательными возможностями научного дискурса будущих магистров педагогического образования. Существующая система подготовки магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) не предусматривает обучение научному дискурсу, что значительно снижает конкурентоспособность кадров в условиях внедрения инновационных процессов в сфере иноязычного образования.

Указанный факт и стал причиной разработки методики обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) на основе диалогизации.

Степень разработанности проблемы. Разрабатывая теоретическую модель процесса обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации, мы обратились к работам по проблемам, связанным с содержанием понятия «дискурс» (Н. Д. Арутюнова, Ю. Н. Караулов, В. И. Карасик и др.); по проблемам педагогического общения (А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Е. Галицких и др.); профессионально-ориентированного обучения в рамках компетентностного подхода (Н. В. Языкова, Л. К. Скальная, Н. Н. Лобанов, А. К. Маркова, К. И. Саломатов, С. Ф. Шатилова, Е. Н. Соловова, Т. А. Дмитренко и др.); работам, посвященным коммуникативному аспекту обучения (Е. И. Пассов, И. А. Зимняя и др.); работам, связанным с психологическими и лингвистическими особенностями межличностного диалогического общения (Н. С. Суслова, Е. Ю. Чеботарев, А. С. Агапова, В. В. Бузаров, А. М. Антипова, М. О. Фаенова и др.) и методикой обучения межличностному диалогическому общению (Г. В. Рогова, Е. И. Пассов, И. Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, Т. К. Сазонова и др.).

Процесс обучения научному дискурсу магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) не стал в настоящее время предметом детального специального исследования, хотя и существуют отдельные разработки в области методики преподавания иностранных языков. К таким исследованиям можно отнести: (Д. В. Макарова «Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса», 2008; Ю. В. Щербинина «Гармонизация педагогического дискурса», 2010; Л. Н. Горобец «Формирование риторической компетенции студентов – не филологов в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе», 2008; Т. В. Ежова «Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя», 2009 и др.).

Анализ научных исследований и практики профессионального педагогического образования на языковых факультетах педагогических вузов выявил ряд противоречий, обусловливающих актуальность нашего исследования:

- между требованиями, предъявляемыми к личности и профессиональной деятельности магистров педагогического образования, осуществляющих реализацию научного педагогического дискурса и фактическим уровнем его владения;

- между объективной необходимостью овладения научным педагогическим дискурсом будущими магистрами педагогического образования и недостаточной разработанностью научно-педагогических и методических основ обеспечения данного процесса в методике преподавания иностранного языка;

- между необходимостью совершенствовать научно-педагогический процесс на занятиях по иностранному языку и недостаточной разработанностью практической технологии для реализации этой задачи.

Соответственно, можно считать проблему обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) нерешенной, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования: «Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки)».

С учетом необходимости разрешения названных противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические и технологические основы обучения научному педагогическому дискурсу в образовательном процессе педагогического вуза на языковом факультете? Цель исследования состоит в решении данной проблемы.



Объектом исследования является процесс профессионального иноязычного образования будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

Предметом исследования является методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки).

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

1) конкретизировать содержание понятия "научный дискурс" применительно к подготовке будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

2) разработать модель обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации (цель, принципы, подходы, алгоритм, средства, условия обучения, критерии, показатели и уровни эффективности овладения научным педагогическим дискурсом будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

3) разработать алгоритм обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

4) выявить педагогические условия обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что процесс обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) будет эффективным, если:

- определены основные черты, структура и содержание научного педагогического дискурса, учет которых необходим для организации процесса обучения;

- разработана модель обучения адекватная процессу овладения педагогическим дискурсом будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

- разработан алгоритм обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование»: иностранные языки), включающий следующие этапы: 1) теоретический, предполагающий ознакомление магистрантов с теоретическими основами обучения иностранным языкам с помощью инновационных технологий; 2) подготовительный, предусматривающий выполнение подготовительных упражнений, направленных на обучение предварительному отбору и систематизации фактов для последующей аргументации и изучение логико-коммуникативной и семантической структуры научного педагогического диалогического дискурса; 3) репродуктивно-тренировочный, предусматривающий выполнение условно-речевых упражнений, направленных на развитие у магистрантов умений строить научный педагогический дискурс на уровне микро- и макро диалога и 4) продуктивно-творческий, включающий речевые упражнения, обеспечивающие практику в речевом общении.

- выявлены, охарактеризованы и экспериментально проверены условия эффективности процесса обучения научному педагогическому дискурсу.

Методологической основой диссертационного исследования послужили исследования, базирующиеся на психологической теории деятельности и теории общения (Т. Я. Гальперин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. С. Волков); на положениях компетентностной модели образования (Л. К. Скальная, А. К. Маркова, С. Ф. Шатилова, Н. И. Алмазова, И. А. Зимняя, Е. Н. Соловова, А. В. Хуторской); на положениях коммуникативной методики (Е. И. Пассов, И. Л. Бим, Р. П. Мильруд), на основах интегративного и рефлексивного подходов в обучении иностранному языку (Л. В. Ишакова, В. Н. Максимова, Е. Н. Соловова, Л. Б. Соколова, Л. М. Ильязова).

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по методике преподавания иностранных языков (И. Л. Бим, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, Г. В. Рогова, А. Н. Щукин, Р. П. Мильруд, Е. Н. Соловова); исследования педагогических, лингвистических и психологических проблем общения (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. Галицких, А. С. Агапова, В. В. Бузаров, А. М. Антипова, М. О. Фаенова, A. Doff, J. Harmer, J. Scrinver, M. J. Wallace и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в данном исследовании применяется комплекс эмпирических, теоретических и статистических методов исследования: теоретический анализ, обобщение, моделирование, наблюдение, анкетирование, эксперимент, а также метод математической статистики.

Опытная база исследования. Опытная работа по апробации методики обучения научному педагогическому дискурсу проводилась на факультете иностранных языков ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет", а также в Государственном институте развития и образования города Тирасполь.

В опытной работе приняли участие 117 магистрантов I и II года обучения и 130 учителей английского языка средних общеобразовательных учреждений, которые проходили курсы повышения квалификации. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап исследования (2008 – 2009 гг.) - определение теоретических и методологических основ исследования проблемы обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации.

Были определены и обоснованы основные параметры исследования: объект, предмет, гипотеза, методика, понятийно-категориальный аппарат, была разработана методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки); определены и обоснованы критерии, показатели и уровни эффективности овладения научным педагогическим дискурсом будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки).



Второй этап (2009 - 2012 гг.) - проверка эффективности методики обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки).

Третий этап (2013г.) - анализ результатов опытного обучения, обобщение и уточнение основных выводов, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

- конкретизировано понятие «научный дискурс» применительно к реализации научно-исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки), который отражает особенности взаимодействия представителей сферы методики преподавания иностранных языков в процессе решения научно-педагогических и методических проблем;

- разработана модель обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации, отражающая основные виды деятельности магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

- предложен алгоритм обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) и этапы его реализации (теоретический, подготовительный, репродуктивно-тренировочный и продуктивно-творческий) на основе диалогизации.

- выявлены педагогические условия обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации влияющие на формирование положительной мотивации к научно-педагогической деятельности в области обучения иностранным языкам, поэтапное использование комплекса упражнений, направленных на обучение научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации, использование проблемных задач характерных для сферы методики преподавания иностранных языков.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- обоснованы теоретические положения, на которых основывается процесс обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки);

- уточнено понятие «научный дискурс» применительно к будущим магистрам педагогического образования («языковое образование» иностранные языки);

- изложены компоненты методической системы обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки), представляющей собой совокупность структурных компонентов и состоящей из четырех блоков: теоретического, подготовительного, репродуктивно-тренировочного и продуктивно-творческого;

- проведена модернизация методов обучения научному педагогическому дискурсу на основе применения диалогизации.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- предложено подробное описание методики обучения дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки);

- разработана система заданий, направленных на обучение научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки);

- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность методики обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки);

- представлены методические рекомендации, которые получили реализацию в пособии «Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки)»;

- результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий, авторских программ и курсов для обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации.



Достоверность научных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается анализом современных исследований в области теории и практики преподавания иностранного языка; обоснованностью теоретических позиций, опытной проверкой методики обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования; внедрением результатов исследования в практику; опорой на инновационные достижения методики преподавания иностранных языков, педагогики, психологии, количественными и качественными показателями оценки выполнения заданий магистрантами в ходе опытного обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научный педагогический дискурс применительно к научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) рассматривается как связный текст, отражающий взаимодействие представителей сферы методики преподавания иностранных языков в процессе решения профессиональных научно-методических проблем.

Характерными чертами научного педагогического дискурса является диалогичность, научная и социокультурная направленность, логичность, связность и целостность. Содержательной основой научного педагогического дискурса является номенклатура научных проблем, характерных для типичных сфер деятельности магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

Научный педагогический дискурс функционирует в двух видах: личностный дискурс, отражающий особенности межличностного взаимодействия представителей научно-педагогической сферы в неофициальной ситуации общения и институциональный дискурс, представляющий собой деловое обсуждение научно-педагогических проблем представителей сферы методики преподавания иностранных языков.

Ведущими стратегиями научного педагогического дискурса являются:

- компенсационно-координирующие, направленные на установление и поддержания контакта в ходе продуцирования диалогического научного педагогического дискурса;

- организационно-риторические, направленные на логическое структурирование дискурса, включающие в себя формирование умений оперирования организационными стратегиями при порождении текста как коммуникативной единицы;

- контрадикторные, направленные на опровержение точки зрения оппонента и отстаивание только собственной научной позиции.

2. Методическая модель обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки) представляет собой совокупность компонентов, состоящих из четырех блоков:

- целевого (цель: сформировать способность к изучению и решению научных проблем в сфере методики преподавания иностранных языков на основе реализации компенсационно-координирующей, организационно-риторической и контрадикторной стратегии);

- теоретического (принципы: интегративности, проблемности, новизны, профессиональной направленности, коммуникативной направленности, ситуативной организации учебного процесса, речемыслительной активности и сознательности; подходы: коммуникативный, проблемно-деятельностный, интегративный, компетентностный);

- технологического (средства обучения: аудиовизуальные, телекоммуникационные, специальный комплекс упражнений для обучения научному педагогическому дискурсу; формы организации занятий: индивидуальная, парная, групповая; алгоритм и педагогические условия.

- оценочно-результативного (уровни: низкий, средний, высокий, которые определяются следующими критериями и показателями: 1. адекватность использования языковых средств для решения задач научного педагогического дискурса (адекватность использования методической терминологии; адекватность использования грамматических структур для выражения коммуникативной функции научного педагогического дискурса; адекватность использования интонационной модели для выражения коммуникативной функции научного педагогического дискурса); 2. владение стратегиями научного педагогического дискурса (компенсационно-координационными - установление и поддерживание контакта в ходе продуцирования диалогического научного педагогического дискурса; организационно-риторическими - логическое структурирование дискурса и умение оперировать организационными стратегиями при порождении текста как коммуникативной единицы; контрадикторными - опровержение точки зрения оппонента и отстаивание собственной научной позиции); 3. адекватность использования методических средств для создания индивидуального продукта - диалогического научного педагогического дискурса (информационные умения - сбор информации для проектирования и продуцирования научного педагогического диалогического дискурса; аналитико-исследовательские умения - анализ собственной деятельности, деятельности других представителей педагогического сообщества; продуктивно-проектировочные - проектирование конечного продукта - диалогического научного педагогического дискурса; результат: формирование профессиональной компетенции в педагогической, культурно-просветительской, иноязычной речевой и научно-исследовательской деятельности).

3. Алгоритм обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования осуществлялось по следующим этапам: 1) теоретический этап (включающий в себя лекционные занятия, в процессе которых осуществляется ознакомление магистрантов с теоретическими основами обучения иностранным языкам на основе использования инновационных технологий); 2) подготовительный этап (предусматривающий выполнение подготовительных упражнений, направленных на обучение предварительному отбору и систематизации фактов для последующей аргументации, а также подготовительные упражнения, готовящие к обсуждению, цель которых - ознакомить магистрантов с логико-коммуникативной и семантической структурой научного дискурса, изучение механизма побуждения к общению и реплицирования, стилистических, эмоциональных особенностей сверхфразовых единств; нахождение правильного подтекста; определение особенностей ситуаций, совершенствование лексических, грамматических и интонационных навыков на уровне, фраз и сверхфразовых единств; 3) репродуктивно-тренировочный этап (предусматривающий выполнение условно-речевых упражнений, направленных на развитие у магистрантов умений строить научно педагогический дискурс на уровне микро- и макро диалога); 4) продуктивно-творческий этап (предусматривающий выполнение речевых упражнений, основным мотивом выполнения которых является естественная потребность в коммуникации, их цель - обеспечить практику в речевом общении; совершенствование речевых умений при воспроизведении каких-либо отношений между партнёрами научно-педагогического дискурса, направленного на самостоятельное решение учебно-методических задач).



4. Выявлены педагогические условия необходимые для реализации методики обучения научному педагогическому дискурсу: формирование положительной мотивации к научно-педагогической деятельности в области обучения иностранных языков; поэтапное использование комплекса упражнений, направленных на обучение научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации; использование проблемных задач в сфере методики преподавания иностранных языков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе факультета иностранных языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Курский государственный университет" и Государственного института развития и образования города Тирасполь.

Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях, три из которых представлены в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Основные положения и результаты исследования были изложены автором в выступлениях на городских и международных научно-практических конференциях: "Барьеры речи в устной коммуникации и пути их преодоления" (Рыбница, 2009), "Проблемы восприятия устных речевых актов диалогической речи" (Рыбница, 2010), "Формирование речевого умения побуждения к устному диалогическому общения" (Кишинев, 2010), "Особенности обучения иноязычной диалогической речи на коммуникативной основе студентов языковых специальностей" (Саратов, 2011), "Формирование профессиональной компетенции студентов - будущих учителей иностранного языка в области обучения устному диалогическому общению" (Москва, 2011).

Результаты исследования также докладывались на методических семинарах кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» в 2012 году по теме: «Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки»), а также на кафедре теории и практики межкультурной коммуникации 2011-2013 учебных годах по теме: «Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации» («языковое образование» иностранные языки)».

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации:

Во введении определена актуальность темы исследования, определены его объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, указаны методы и этапы проведения исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации достоверности результатов исследования, представлена структура диссертационной работы.

В первой главе «Теоретический аспект обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) определены сущность и содержание понятия "научный дискурс" применительно к магистрам педагогического образования, детально представлена характеристика данного феномена, а также факторы определяющие успешность его овладения, описана методическая модель обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации (цель, принципы, подходы, средства обучения, формы организации работы, педагогические условия, методика обучения, критерии и показатели, уровни эффективности).

Во второй главе «Практические аспекты обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки)» подробно описан алгоритм обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации и комплекс упражнений, направленных на обучение диалогическому научному педагогическому дискурсу, представлен ход и результаты опытного обучения, направленного на проверку эффективности разработанной методики обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы.

Библиографический список включает наименования 181 источника на русском и 19 источников на английском языках.

В приложении представлены результаты опытной работы и учебно-методическое обеспечение, которое было использовано в ходе проведения опытного обучения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава "Теоретический аспект обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) предусматривает рассмотрение первой задачи исследования, которая заключается во всестороннем рассмотрении сущности и содержания понятия научный педагогический дискурс применительно к подготовке будущего магистра педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

Понятие педагогический дискурс представляется достаточно сложным и много аспектным явлением и требует рассмотрение различных сторон данного феномена.

За полтора десятилетия «дискурс» стал одним из наиболее актуальных терминов, однако в методике преподавания иностранных языков и лингвистике нет единства в толковании значения этого термина. Не смотря на данный факт, многие ученые едины во мнении, что дискурс готовит к естественному общению и формирует подлинные коммуникативные умения.

Проблемой рассмотрения понятия дискурс занимаются следующие ученые: Ю. С. Степанов, В. З. Демьянков, Н. Д. Арутюнова, Ю. Н. Караулов, Дж. Поттер, Т. ван Дейк и др. Проблемой рассмотрения научного дискурса занимались: К. Ф. Седов, А. П. Огурцов, Н. Л. Моргун и др. Педагогический дискурс рассматривается в работах: Д. В. Макаровой, Ю. В. Щербина, л. Н. Горобец и др.

Представляется значимой для данного исследования точка зрения Н. Д. Арутюновой, которая считает, что дискурс (от франц. discours - речь) – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; текст, отражающий целенаправленное, социальное действие, сопровождающее взаимодействие людей.

Применительно к процессам подготовки магистров педагогического образования научный педагогический дискурс рассматривается как связный текст, отражающий взаимодействие представителей сферы методики преподавания иностранных языков в процессе решения профессиональных научно-методических проблем. Дискурс всегда динамичен, что проявляется в постоянном изменении коммуникативной ситуации в условиях решения научной методической проблемы. Дискурс характеризуется диалогичностью, социальной ориентированностью, профессиональной направленностью и лексико-грамматической связностью.

В исследовании представляется многоаспектная характеристика научному педагогическому дискурсу как важнейшей составляющей методической подготовки магистра педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

Научный дискурс представителей педагогического сообщества сферы методики преподавания иностранных языков - это многофункциональное образование, отражающее различные аспекты научно-педагогической деятельности с различными социальными партнерами в сфере иноязычного педагогического образования.

Анализ продуктов научного педагогического дискурса показал, что предметом обсуждения представителей научно-педагогической деятельности являются проблемы, связанные методами, приемами, средствами, информационными технологиями и др., способствующими повышению эффективности образовательного процесса в целом, и в частности в сфере методики преподавания иностранных языков.

В зависимости от отношений между представителями научной сферы выделяют институциональный и личностный дискурс. В зависимости от формы проявления языка - устный и письменный дискурс, а от способа общения - массовый и индивидуальный. В данном исследовании представляет интерес институциональный устный научный диалогический дискурс в сфере иноязычного образования, который реализовывается в социально-фиксированной (педагогической) среде, в общественных институтах, характеризуется ограниченностью использования языковых и речевых средств, фраз и выражений, ограниченных нормами научно-исследовательской сферы методики преподавания иностранных языков. Научный педагогический дискурс характеризуется статусным равноправием представителей научно-педагогического сообщества.

Главными стратегиями научного педагогического дискурса являются: компенсационно-координирующие, организационно-риторические и контрадикторные. Маркерами стратегий являются лексико-грамматические, синтаксические единицы, речевые клише, профессионально-направленная терминология сферы обучения иностранным языкам, которые способствуют адекватной реализации точности сообщения в конкретной педагогической ситуации общения.

Формами реализации научного педагогического дискурса могут быть речь педагогов, научно-педагогические конференции, семинары, дискуссии, дебаты, телемосты, онлайн конференции, обсуждения и т. д.

В научном педагогическом дискурсе представителей сферы методики преподавания иностранных языков можно выделить: познавательный (творческий) диалог, включающий неофициальную и официальную разновидности и научный спор.

Творческий диалог отличается деловым стилем обсуждения проблем в сфере методики преподавания иностранных языков в ходе совместной педагогической деятельности научного коллектива. В творческом диалоге представители сферы образования стремятся к выработке единого мнения и принятии общего оптимального решения научно-методической проблемы.

Научный спор возникает тогда, когда участники коммуникации стремятся не к выработке общего мнения, а к верификации собственной точки зрения на научно-методическую проблему.

Содержательной основой обучения научному педагогическому дискурсу является научно-методический текст, цель которого передача актуальной научно-педагогической или методической информации.

Изучение лингвистических и психологических особенностей диалогической речи и анализ научных исследований позволил сделать вывод, что методика обучения научному дискурсу должна осуществляться на основе диалогизации и в условиях моделирования естественных актов коммуникации, с опорой на типичные ситуации педагогического общения, которые характерны для сферы научно-исследовательской деятельности в области иноязычного педагогического образования.

В рамках решения второй задачи была обоснована и разработана модель обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки), которая представляет собой следующие блоки: целевой (цель), теоретический (подходы, принципы), технологический (средства обучения, формы организации занятий, педагогические условия) и оценочно-результативный.



Рис. 1 Методическая модель обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) на основе диалогизации

Целевой блок:

Цель: обучение научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование»: иностранные языки) на основе диалогизации



Теоретический блок:

Подходы: интегративный, коммуникативный, проблемно-деятельностный, компетентностный




Принципы: интегративности, проблемности, новизны, профессиональной направленности, коммуникативной направленности, ситуативной организации учебного процесса, речемыслительной активности, сознательно



Технологический блок:

Средства обучения: аудиовизуальные, телекоммуникационные, специальный комплекс упражнений для обучения научному педагогическому дискурсу



Формы организации занятий: индивидуальная, парная, групповая



Педагогические условия: формирование положительной мотивации к научно-педагогической деятельности в области обучения иностранных языков, поэтапное использование комплекса упражнений, направленных на обучение научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации, использование проблемных задач в сфере методики преподавания иностранных языков



Оценочно-результативный блок:

Критерии: адекватность использования языковых средств для решения задач научного педагогического дискурса, владение стратегиями научного педагогического дискурса, адекватность использования методических средств для создания индивидуального продукта диалогического научного педагогического дискурса

Результат обучения: формирование профессиональной компетенции в педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и иноязычной речевой деятельности.

Рассматривая вопрос о методических принципах, лежащих в основе разработанной методической модели обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки), была определена специфика следующих основополагающих принципов: интегративности (Л. В. Ишакова, В. Н. Максимова), проблемности (А. В. Хуторской, И. Я. Лернер), новизны (Е. И. Пассов), профессиональной направленности (В. А. Сластенин), коммуникативной направленности (Г. В. Рогова, Е. И. Пассов), ситуативной организации учебного процесса (Е. И. Пассов, М. Л. Вайсбург), речемыслительной активности (Т. А. Шамова), сознательности (Е. И. Пассов).

В качестве критериев и показателей проверки эффективности методики обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) выступили следующие: 1. адекватность использования языковых средств для решения задач научного педагогического дискурса (адекватность использования методической терминологии; адекватность использования грамматических структур для выражения коммуникативной функции научного педагогического дискурса; адекватность использования интонационной модели для выражения коммуникативной функции научного педагогического дискурса); 2. владение стратегиями научного педагогического дискурса (компенсационно-координационный - установление и поддерживание контакта в ходе продуцирования диалогического научного педагогического дискурса; организационно-риторический - логическое структурирование дискурса, включающий в себя формирование умений оперирования организационными стратегиями при порождении текста как коммуникативной единицы; контрадикторный - опровержение точки зрения оппонента и отстаивание только собственной научной позиции); 3. адекватность использования методических средств для создания индивидуального продукта диалогического научного педагогического дискурса (информационные умения - сбор информации для проектирования и продуцирования научного педагогического диалогического дискурса; аналитико-исследовательские умения - анализ собственной деятельности, деятельности других представителей педагогического сообщества; продуктивно-проектировочные - проектирование конечного продукта - диалогического научного педагогического дискурса.

Данные критерии определяют уровень сформированности профессиональной компетенции в педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской и иноязычной речевой деятельности будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки): высокий, низкий и средний.

В рамках решения третьей задачи исследования во второй главе «Практические аспекты обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки)» был разработан алгоритм обучения научному диалогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации, предусматривающий реализацию комплекса упражнений проблемного характера, проектирование проблемных научно-педагогических ситуаций общения, направленных на овладение всеми составляющими научного дискурса.

Комплексность разработанной методики обучения заключается в ее направленности на овладение всеми составляющими научного педагогического дискурса, связанные с его функционированием на основе профессионально-ориентированных (педагогических и методических) диалогических и монологических текстов научно-исследовательской направленности, а также профессионально-ориентированных ситуативных заданий.

Алгоритм обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки) реализовывалось по четырем этапам: теоретическому, подготовительному, репродуктивно-тренировочному и продуктивно-творческому.



В рамках решения четвертой задачи исследования представлен ход опытной работы, в которой приняли участие 117 магистрантов I и II года обучения факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет" и 130 учителей английского языка средних общеобразовательных учреждений, которые проходили курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении развития образования.

На констатирующем и формирующем этапах опытной работы была использована совокупность методик и процедур, определяющих исходный и итоговый уровень владения научным педагогическим диалогическим дискурсом.

Эффективность владения научным педагогическим дискурсом была проверена и скорректирована в рамках выше представленных этапов опытного обучения.

Для достижения цели исследования была разработана методика обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование иностранные языки).

В процессе проведения опытной работы использовались следующие средства обучения: комплекс упражнений, направленный на формирование умений проектирования научного педагогического диалогического дискурса, коммуникационно-информационные технологии, аудиовизуальные средства.

В процессе формирования навыков проектирования научного педагогического диалогического дискурса и развитие аналитико-исследовательских умений использовался фрагмент видео урока, отражающего одну из проблем, связанных с методикой обучения иностранным языкам. Фрагмент видео урока способствовал развитию речемыслительной активности обучаемых и в качестве аудиовизуальной педагогической ситуации стимулировал магистрантов к речевому диалогическому научному общению и проектированию конечного продукта – научного педагогического диалогического дискурса.



Оценка эффективности разработанной модели обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации будущих магистров педагогического образования осуществлялось на основе следующих критериев, представленных в таблице 1.

Процентное количество студентов, имеющих высокий уровень

владения научным педагогическим диалогическим дискурсом

Критерии

Показатели

Уровни

Констатирующий этап

Формирующий этап

адекватность использования языковых средств для решения задач научного педагогического дискурса

адекватность использования методической терминологии;

высокий

53%

60%

низкий

20%

0%

средний

27%

40%

адекватность использования грамматических структур для выражения коммуникативной функции научного педагогического дискурса;


высокий

89%

95%

низкий

1%

0%

средний

10%

5%

адекватность использования интонационной модели для выражения коммуникативной функции научного педагогического дискурса.

высокий

80%

95%

низкий

5%

0%

средний

15%

25%

владение стратегиями научного педагогического дискурса

компенсационно-координационный;

высокий

19%

50%

низкий

69%

20%

средний

12%

30%

организационно-риторический;

высокий

19%

50%

низкий

69%

20%

средний

12%

30%

контрадикторный.

высокий

15%

25%

низкий

20%

5%

средний

65%

70%

адекватность использования методических средств для создания индивидуального продукта диалогического научного педагогического дискурса

информационные умения;

высокий

90%

97%

низкий

1%

0%

средний

9%

3%

аналитико-исследовательские умения;

высокий

87%

95%

низкий

1%

0%

средний

3%

5%

продуктивно-проектировочные

высокий

12%

80%

низкий

72%

10%

средний

16%

10%


Уровни владения научным педагогическим диалогическим дискурсом на итоговом этапе

Уровни

Предэкспериментальный этап

Итоговый этап

низкий

29%

6%

средний

23%

22%

высокий

52%

72%

Процентное количество магистрантов, имеющих высокий уровень владения научным педагогическим диалогическим дискурсом



Уровни владения научным педагогическим диалогическим дискурсом на итоговом этапе



низкий средний высокий

В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

1) конкретизировано содержание понятия «научный дискурс» применительно к подготовке будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) и определена номенклатура стратегий типичных для научного педагогического дискурса будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки);

2) разработана модель обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации (цель, принципы, подходы, алгоритм, средства, условия обучения, критерии, показатели и уровни эффективности овладения научным педагогическим дискурсом, учитывающая основные виды деятельности будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки);

3) разработан алгоритм обучения научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации адекватный реальному процессу научно-исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки).

4) выявлены педагогические условия обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки), а именно:

- формирование положительной мотивации к научно-педагогической деятельности в области обучения иностранным языкам;

- поэтапное использование комплекса упражнений, направленных на обучение научному педагогическому дискурсу на основе диалогизации;

- использование проблемных задач в сфере методики преподавания иностранных языков.

Выше изложенное подтверждает факт разработки научно обоснованной и проверенной опытным путем методики обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки) на основе диалогизации, что и явилось целью данного диссертационного исследования.

Данная работа затрагивает лишь некоторые аспекты обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» иностранные языки). Перспективность настоящего исследования заключается:

- в использовании информационно-коммуникационных технологий; - в дальнейшей разработке методики обучения научному дискурсу представителей юридической, медицинской, экономической научно-исследовательской деятельности;

- в дальнейшей разработке методики обучения научному дискурсу представителей юридической, медицинской, экономической научно-исследовательской деятельности.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 3,6. п. л.:

- в ведущих рецензируемых журналах и изданиях,



рекомендованных ВАК РФ:

1. Балан О. В. Проблемы профессионально-ориентированного обучения студентов педагогических вузов в области обучения иноязычному диалогическому общению // Преподаватель 21 век. 2012. № 1. С. 212-216.

(0, 3 п. л.).

2. Балан О. В. Формирование профессионально-направленных умений в процессе обучения диалогической форме общения // Наука и Школа. 2012. № 3. С. 48-52. (0, 3 п. л.).

3. Балан О. В. Методика обучения научному педагогическому дискурсу будущих магистров педагогического образования («языковое образование» профиль: иностранные языки) на основе технологии диалогизации // Преподаватель 21 век. 2013. № С. (0, 3 п. л.)

- в других изданиях:

1. Балан О. В. Тарасюк Н. А. Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование»: иностранные языки): Учебное пособие. – Курск, 2007. – 58 с. (1,7 п. л.)

2. Балан О. В. Барьеры речи в процессе устной коммуникации и пути их устранения // IV Международная научно-просветительская конференция «Рыбница православная»: сб. материалов IV международной научно-просветительской конференции. 19 ноября, 2009 г. – Рыбница, 2009. – С. 297-300 (0, 25 п. л.).

3. Балан О. В. Проблемы восприятия устных речевых актов диалогической речи // Культурно-языковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию Института языка и литературы (Тирасполь, 2010 г.) / под. ред. В. А. Панкрушев и др. – Тирасполь: изд-во Приднестровского ун-та, 2010 – С. 174-176 (0,25 п. л.).

4. Балан О. В. Особенности обучения студентов языковых специальностей иноязычной диалогической речи на коммуникативной основе // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов III Международной онлайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (Саратов, 16 – 18 февраля 2011 г.) / под ред. С. П. Хижняк и др. – Саратов: Пед. Институт Саратовского гос. Ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2011 – С. 241-244 (0,06 п. л.).

5. Балан О. В. Формирование профессиональной компетенции студентов - будущих учителей иностранного языка в области обучения устному диалогическому общению // Сб. материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской работы на факультете иностранных языков Московского педагогического гос. ун-та/под. ред.

М. Я. Блох и др. Москва: национальный книжный центр, 2011.- С.16-18 (0,25 п. л.).

6. Балан О. В. The developing of spurring speaking skills as a way of the influence on the speaker // APLE Teaching English: between Research and Practice. Cishinau: CEP USM, 2010. – 11-13 (0, 25 п. л.).






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница