Методика обучения монологической речи



Скачать 63.04 Kb.
Дата22.02.2016
Размер63.04 Kb.
Методика обучения монологической речи.
Большинство методистов (Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, Ш.А. Алхазишвили) считают, что монолог – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий.

Основной целью обучения монологической речи в средней школе является формирование умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Монолог является такой формой речи, которую выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить продуктивный и репродуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой стоит задача развития умений неподготовленной продуктивной речи учащихся.

Монологическая речь как вид иноязычной речевой деятельности обладает определенными психологическими и лингвистическими особенностями.

Психологическая характеристика монологической речи

определяется коммуникативной функцией этого вида речи и природой механизма ее порождения. Коммуникативная функция монологической речи состоит в связном непрерывном изложении мыслей одним лицом, обращенном к одному или нескольким лицам. В психологической литературе выделяют следующие коммуникативные функции монологической речи:

- информативная функция используется для сообщения новой информации в виде знаний о предметах, явлениях, описания событий, действий, состояний.

- функция воздействия используется для убеждения в правоте или несостоятельности мыслей, взглядов, убеждений; для побуждения или предотвращения действий, поступков.

- эмоционально-выразительная функция (ораторская речь, художественное чтение монологического текста) используется для того, чтобы произвести впечатление на слушателей.

Каждая из названных коммуникативных функций характеризуется своими языковыми средствами и психологическими стимулами (нейтральное сообщение информации или стремление убедить, воздействовать на слушателей).

Монологическая речь является подготовленной, то есть заранее продуманной, иногда и в письменной форме. Монологическая речь преимущественно контекстна, редко бывает ситуативной, может быть наглядной, если иллюстрируется зрительным рядом (картинки, слайды, схемы). В отличии от диалогической речи характеризуется непрерывностью, логичностью, последовательностью, законченностью.

В психологической литературе отмечается, что монологическая речь более сложная и трудная по сравнению с диалогической речью. Она требует от говорящего умений связно и последовательно излагать мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.

При овладении иностранным языком эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения своих мыслей..

Лингвистическая характеристика монологической речи.

С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется развернутостью предложений (в отличие от эллиптичности предложений диалогической речи), больше тяготеет к книжно-письменному языку, отличается усложненным синтаксисом.

В зависимости от коммуникативной цели высказывания в работах В.П. Скалкина выделяются следующие монологические высказывания:

- монолог – сообщение, который имеет хронологическую, фактологическую последовательность изложения;

- монолог-описание, который содержит характеристику лиц, событий, явлений; выделение их признаков, особенностей;

- монолог-повествование или рассказ, который характеризуется сюжетно-фабульной логической последовательностью изложения.

Все виды монологической речи предполагают владение умением связного высказывания мыслей, которое в лингвистическом плане проявляется через правильное употребление временных наречий, причинно-следственных элементов; слов, выражающих последовательность; через выбор соответствующего порядка слов, союзов, союзных слов.

В школе наибольшую актуальность имеют монолог-описание и монолог-сообщение учащихся о себе, своих интересах, школе, родном городе, своей семье, обо всем том, что может быть интересным для воображаемого или реального сверстника-носителя языка

Методический компонент обучения монологической речи.

При обучении монологической речи важно решение двух наиболее важных методических вопросов, а именно:

- определение единиц обучения монологическому высказыванию,

- определение характера упражнений, развивающих речевые монологические умения.

В качестве основных единиц обучения монологической речи выделят предложение, сверфразовое единство и связный микро- и макротекст.

Обучение монологической речи осуществляется без искусственного разграничения по типам высказывания и классам при использовании названных единиц обучения. И предложение, и сверхфразовое единство, и связный текст используются во всех классах. Сами монологические высказывания могут носить характер и сообщения, и описания, и рассказа.

В условиях изучения иностранного языка в средней школе в методической литературе указывается на разные уровни сформированности умений

монологической речи. В зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся при монологических высказываниях, выделяют:



  1. Уровень – уровень репродуктивной или подготовленной речи, который не предполагает речевого творчества учащихся, характеризуется отсутствием самостоятельности как в выборе языкового оформления (как сказать), так и в определении содержания (о чем говорить). Эти параметры обычно задаются учителем.

  2. Уровень – уровень репродуктивно- продуктивной или управляемой речи, который предполагает элементы творчества и самостоятельности в выборе и варьировании языкового оформления, использовании его в новых ситуациях, новой последовательности, новой композиционной структуре изложения. Возможно также и частичное изменение содержания высказывания.

  3. Уровень – уровень продуктивной или свободной (творческой) монологической речи, когда на основе своего языкового и речевого опыта учащиеся выражают свое отношение к фактам, событиям, поступкам, дают оценку, строят высказывания в соответствии со своим собственным замыслом.

Формирование сложного умения монологической речи должно происходить с помощью опор, которые являются средством управления высказыванием, толчком к размышлению. В зависимости от своего вида опоры могут управлять либо формой высказывания, либо его содержанием, а также одновременно и тем, и другим (комплексные опоры).

На первом, репродуктивном уровне опоры должны носить комплексный характер, то есть помогать учащимся и по содержанию, и по форме высказывания. Это может быть аудио- или печатный текст, который предполагается воспроизвести в той же логической последовательности, что и оригинал. Следует использовать образцовый текст с ясной структурой, состоящей из трех частей – вступления (зачина), основной части и заключения.

Схема работы с текстом-опорой

- знакомство учащихся с текстом (чтение текста, ответы на вопросы, составление плана, восстановление правильного порядка событий, краткий пересказ);

- передача содержания текста (от лица одного из персонажей);

- изменение ситуации.

Монологическое высказывание, построенное на тексте, будет иметь репродуктивный характер.

Опорой для монологического высказывания репродуктивного уровня может быть «структурный скелет», назначение которого – помочь учащимся запомнить и воспроизвести текст. «Структурный скелет» можно разместить на доске (экране, карточках). Например, показать учащимся картинку лошади и дать к ней следующий «структурный скелет»:

This is … It lives on… I like … very much.

It’s a domestic… It eats …

It’s …. It drinks…

Учитель рассказывает о лошади, указывая на картинку, просит одного- двух учеников повторить его рассказ, а потом не убирая «структурный скелет» и показывая картинки других домашних животных, просит учащихся рассказать о них.

Опорой для монологического высказывания второго уровня (репродуктивно-продуктивного) могут быть картинки: предметные, ситуативные, тематические; игрушки (поделки). На этом уровне возможна опора и на список ключевых слов, план разной степени развернутости. Если он составлен в виде вопросов, то полные ответы на них позволят учащимся построить монологическое высказывание на основе их лексики и грамматической структуры. План может быть представлен в виде одних вопросительных слов, указывающих на последовательность изложения, а именно:

Who? Where? When? How long? Why? …

Опорой может быть зачин и концовка высказывания. Например, при задании: «Расскажите о том, как вы провели прошлое воскресенье», начните с “Sunday is my day off”… и закончите словами “I was tired but very happy”.

Для высказываний на третьем (продуктивном) уровне необходимы стимулы, обеспечивающие учащимся достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию. В качестве таких стимулов могут выступать прослушанный или прочитанный текст, если нужно передать его основное содержание в нескольких предложениях, включающих и свое отношение к услышанному или прочитанному. Для высказываний такого уровня нужна большая творческая самостоятельная работа учащихся по выделению главного из того, что они услышали или прочитали; по отбору нужных языковых средств для передачи главного содержания. Выполняя такое задание самостоятельно в классе или дома, учащиеся могут составить свои опоры для монологического высказывания. Это могут быть ключевые слова, отдельные ключевые предложения, логико-смысловые схемы.

Стимулировать высказывания на продуктивном уровне можно с помощью создания композиций из картинок, статических средств наглядности, с помощью вербальных средств: «Опиши своего лучшего друга, чтобы мы догадались, кто это», «Расскажи о задуманном (спрятанном) предмете, чтобы мы догадались, что это», «Расскажи, где ты был в воскресение, не называя места, чтобы одноклассники догадались сами».

При обучении монологической речи, как и диалогической, можно выделить два этапа: 1) овладение основами монологического высказывания,

2) совершенствование монологических умений.

Соответственно и упражнения делятся на подготовительные и речевые.

На начальном этапе на первом месте стоит развитие умений монологических высказываний по картинкам или их серии после предварительной отработки языкового материала в диалогической речи. Это учебная монологическая речь, которая не имеет подлинной коммуникативной ценности, её цель – употребить усвоенный материал в самостоятельной речи с опорой на наглядно представленные предметы (лица, действия) или элементарные речевые ситуации. После усвоения лексики и грамматических структур по теме «Семья» по отдельным картинкам учащимся предлагается описать одну, на которой изображены все члены семьи. Описание даётся в заранее указанной последовательности. Затем следует описать свою собственную семью (квартиру, друга, школу). Изобразительная наглядность может сочетаться с другим видом опор – устным или письменным текстом.

Важно обращать внимание учащихся на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Наш класс большой. Наш класс чистый. является плохим, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Наш класс большой. В нашем классе четыре окна. является хорошим.

На этапе совершенствования монологических умений используются те же опоры – текст, наглядность, ситуация – но высказывания должны носить более коммуникативный характер: по поводу содержания увиденного или услышанного. Они должны включать элементы рассуждения и аргументации. Такие высказывания следует предварять составлением плана, выписыванием ключевых слов, заданиями на трансформацию исходного текста. Выделяют (1) частичную трансформацию языковых средств исходного текста, то есть пересказ близко к тексту образцу; (2) частичную трансформацию содержания текста образца, то есть пересказ своими словами, комментарии, интерпретация (Биография известного писателя трансформируется в биографию своего любимого). На этом этапе должна постоянно вестись работа в связи с читаемыми текстами: обсуждение главной идеи, поступков героев, изложение отдельных эпизодов и сцен.

Одну из важных опор для монологического высказывания представляет собой устная тема, поскольку обучение монологической речи в средней школе строится по тематическому принципу. Стандартная программа освоения устных тем включает следующие шаги:


  1. Устная подготовка к теме: предварительная проработка лексики и грамматики в диалогической речи.

  2. Устное введение темы в ситуациях (при прохождении темы «Семья» предварительно отрабатывается описание внешности, профессии, занятий по интересам и так далее).

  3. Отработка темы по образцам, представленным в учебнике в виде опорных текстов и заданий к ним.

  4. Перенос темы на личность учащихся и их жизненный опыт.

  5. Отработка темы в новых ситуациях и вариантах, с переносом на новые личности, в новые сюжеты и условия.

  6. Сочетание темы с ранее усвоенными (осуществление межтематической, а по возможности и межпредметной связи).

При осуществлении контроля за сформированностью умений монологической речи следует исходить из ее уровней.

На репродуктивном уровне контролируется языковая правильность воспроизведения текста образца, темп и эмоциональная окрашенность речи.

На репродуктивно-продуктивном уровне контролируется объём высказывания, языковая правильность, соотношение репродуктивного и продуктивного в речи учащегося.

На продуктивном уровне контролируется логика построения высказывания, его объём, самостоятельность в выборе языковых средств, , языковая правильность.



Конкретные параметры контроля по классам приводятся в действующей программе по иностранным языкам для общеобразовательной средней школы.
Каталог: DocLib3 -> %D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AB
DocLib3 -> Профориентационная работа в деятельности социального педагога
DocLib3 -> Методика работы социального педагога по организации свободного времени детей и подростков
DocLib3 -> «Формирование социально коммуникативных навыков у детей с зпр»
DocLib3 -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания г. Волжск
DocLib3 -> Способы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе выпускная квалификационная работа
DocLib3 -> Программа «Духовно нравственное развитие и воспитание личности гражданина России»
DocLib3 -> Закон об образовании
%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AB -> Механизмы психологической защиты
%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AB -> Перечень вопросов к зачету по дисциплине
%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AB -> Основы психологии Тема Понятие психики и сознания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница