Методика обучения и воспитания географии



Скачать 109.5 Kb.
Дата01.06.2016
Размер109.5 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебно-методической работе _____________ Е. Г. Елина

"____" __________________2011 г.



Рабочая программа дисциплины

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ГЕОГРАФИИ

Направление подготовки



050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки



География

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Заочная

Саратов,


2011 год

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания географии» являются совершенствование и повышение уровня преподавания географии с учетом общей географической культуры, совершенствование географическое мышления, выработка у студентов понимания научных и методологических основ географии, оценивание реформирования школьного образования в стране и за рубежом, развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавра
Дисциплина читается на 3 и 4 курсах (5, 6, 7 семестрах) и входит в базовую часть профессионального цикла. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке бакалавров. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: научные основы школьных курсов географических дисциплин, географическая культура, современные средства оценивания результатов обучения, методология и методика научно-педагогического исследования, современные учебники географии, ролевые игры в географии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания географии»

ОПК – 1. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК – 2. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ПК – 1. Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК – 2. Готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

ПК – 4. Способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • концепции содержания географического образования; его структуру;

  • цели школьной географии, ее вклад в формирование личности школьника, в воспитании географической культуры;

  • альтернативные программы и учебники;

  • типы уроков географии и их особенности;

  • технологии обучения;

  • типологию проверки знаний;

  • требования к материальной базе обучения (кабинет, экологическая тропа, краеведческий уголок или музей).



Уметь:

  • планировать уроки, темы курсов и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личности школьника;

  • оценивать эффективность обучения, развивать познавательный интерес;

  • использовать прикладные методы исследования (полевые, сравнительные, эмпирические);

  • применять инновационные технологии (развивающие, интерактивные методы и приемы обучения);

  • владеть методом портфолио (подбор, анализ информации по теоретическим и практическим проблемам, рефлексия собственной работы);

  • применять организационные формы обучения (беседа, лекция, семинар, практикум, экскурсия, практическая работа);

  • создавать образ территории.


Владеть:

  • навыками работы со специализированной литературой;

  • методологией географических исследований;

  • знаниями для решения исследовательских и прикладных задач.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).


п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Лабораторные

Практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Общие вопросы методики преподавания географии

5




2







34

Устный контроль

Всего:







2







34

Зачет

2.

Цели, содержание, структура базового географического образования

6




2







6

Устный контроль

3.

Психологические основы обучения географии

6







2




10

Устный контроль

4.

Технология обучения географии

6







4




8




Всего:







2

6




24

Зачет

5.

Формы организации обучения географии

7




2







20




6.

Содержание, методика преподавания физической географии

7




2







20




7.

Методика обучения курса «География России»

7







4




24




8.

Методика обучения экономической и социальной географии мира

7







4




23




Всего







4

8




87

Экзамен

Итого:







8

14




145





4. Содержание дисциплины

Общие вопросы методики преподавания географии.

Предмет и задачи методики преподавания географии. Место курса в системе подготовки учителя географии. Теоретические и практические аспекты. Связь методики обучения географии с другими науками. Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии. Вклад в развитие методики Яна Амоса Коменского, К. Д. Ушинского.


Цели, содержание, структура базового географического образования.
Цели обучения географии. Задачи географического образования. Место географии в учебных планах общеобразовательных учреждений. Краткая характеристика традиционного содержания и структура школьной географии. Новые концепции содержания географического образования. Разнообразие программ, учебников.
Психологические основы обучения географии.
Новые подходы к организации обучения географии. Концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Связь между обучением и развитием. Возрастные особенности. Дифференцированный подход к отбору содержания тема. Мотивация учебной деятельности школьников.
Технология обучения географии.
Состав и структура системы географических знаний, представлений, понятий, умений, навыков. Средства обучения. Работа с учебником. Работа с картой. Методы обучения географии. Классификация методов. Методы обучения по источникам знаний. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности. Проблемный метод. Коллективный способ обучения.
Формы организации обучения географии.
Урок географии. Структура урока. Типы уроков по дидактической цели. Уроки формирования знаний и умений. Уроки проверки, контроля. Обобщающие уроки. Формы проведения урока: лекции, зачет, уроки игры, конференции, практикум. Требования к современному уроку. Внеурочные формы урока. Анализ урока (цель, задачи, содержания, методы, формы проведения). Планирование. Внеклассная работа. Виды, формы и методы организации внеклассной работы.
Содержание, методика преподавания физической географии.
Цели, задачи, построение, структура содержания. Система понятий, умений и навыков по физической географии. Методические приемы выработки у школьников понятий о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природного комплекса. Методика обучения географии материков. Образовательные, воспитательные, развивающие цели, задачи. Структура, содержание, ведущие понятия. Средства и методы обучения. Методика формирования общих понятий, закономерностей. Экологический принцип. Страноведческая направленность курса.
Методика обучения курса «География России».
Образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Комплексный подход к изучению курса. Средства и методы преподавания курса. Работа с понятийным аппаратом. Основы методики и средства обучения географии. Саратовской области.
Методика обучения экономической и социальной географии мира.
Цели курса. Структура и содержание. Основные идеи построения курса. Типологические и региональные подходы. Особенности организации процесса обучения - лекции, дискуссии, конференции.

Перечень лабораторных работ

Лабораторная работа №1 «Психологические основы развивающего обучения географии» - 2 часа

Цель занятия: закрепить знания студентов о сущности психологических и дидактических основ обучения географии.

Пособия для занятия: учебники «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география мира».

План занятия:

  1. Преподаватель предлагает студентам проанализировать хронологию развития и становления теории развивающего обучения.

  2. На основе текста школьного учебника 9 класса «Экономическая и социальная география России» определить единство содержательной и процессуальной сторон обучения (методический аппарат, анализ и конструирование учебного материала).

  3. Преподаватель вместе со студентами определяют и анализируют элементы дидактической теории обучения географии, определяют способы мотивационной деятельности учителя и личностные мотивы учащегося при обучении географии на примере учебников под редакцией В.Я. Рома и В.П. Дронова по географии России, а также по учебнику В.П. Максаковского для 10 класса.


Лабораторная работа № 2 «Технология обучения географии» - 4 часа

Цели занятия: закрепить знания студентов о сущности технологии обучения, научить применять модульные, игровые технологии, технологии проектной деятельности, программированного обучения в зависимости от целей, содержания обучения и подготовленности учащихся.

Пособия для занятия: школьные программы, учебники и атласы для разных классов.

План занятия:

  1. Преподаватель предлагает студентам учебный материал (из учебника 8 класса). Студенты, исходя из целей обучения, содержания учебного материала должны отобрать и обосновать методы и приемы обучения модульной технологии.

  2. Преподаватель предлагает студентам учебный материал (из учебника 9 класса). Студенты, исходя из целей обучения, содержания учебного материала должны отобрать и обосновать методы и приемы обучения игровой технологии.

  3. Преподаватель предлагает студентам определенный учебный материал (из учебника 10 класса). Студенты, исходя из целей обучения, содержания учебного материала должны отобрать и обосновать методы и приемы обучения проектной деятельности школьников.

  4. Преподаватель предлагает студентам учебный материал (из учебника 9 класса). Студенты, исходя из целей обучения, содержания учебного материала и уровня подготовленности учащихся, должны отобрать и обосновать методы и приемы программированного обучения.


Лабораторная работа № 3 «Методика обучения курса «География России» - 4 часа

Цель занятия: закрепить знания студентов об особенностях методологии и методов обучения курса ««География России».

Пособия для занятия: учебники «Физическая географии России», «Экономическая и социальная география России».

План занятия: при изучении данной темы выполните следующие задания:

1.Составьте план соответствующей главы (учебник под редакцией И.И. Бариновой, с.10 ).



Инструкция. Прочитайте параграф целиком; разделите текст на части по смыслу; придумайте к ним заголовки. Выписав их в тетрадь, получите план. Не забудьте его назвать.

2.Проанализируйте способы картографирования, использованные при составлении карты рельефа страны; нанесите на контурную карту страны формы рельефа и полезные ископаемые.



Инструкция. Ознакомьтесь с условными знаками цветной карты на форзаце учебника. Запомните, каким образом обозначен рельеф и полезные ископаемые. Как можно назвать способ, примененный автором учебника? Каково значение данной карты, помещенной в учебном материале?

Примените рассмотренные способы картографирования при составлении карты-схемы. Не забудьте назвать ее, обвести границу государства, подписать формы рельефа и полезные ископаемые, оформить условные знаки.



  1. Изучите тему: «Население России» по учебнику В.Я. Рома и выполните следующие задания:

  2. Изучите исторические особенности заселения и освоения территории России (параграф 4).

  3. Обратите внимание на параграф «Численность и естественный прирост населения». Проанализируйте приведенные в тексте таблицы, диаграммы.

  4. Прочитайте параграф 8 и ответьте письменно на 2 и 3 вопросы для самопроверки.

  5. Из параграфа 8 выпишите основные определения, показанные жирным шрифтом.

Инструкция. При анализе текста обратите внимание на картосхемы, таблицы, выделите ключевые слова, которые несут смысловую нагрузку, запишите их в тетрадь. Они помогут вам усвоить содержание и логику изложения учебного материала. Конкретизируйте содержание темы «Городское и сельское расселение. Расселение населения» материалами таблиц и картосхем.
Лабораторная работа № 4 «Методика обучения экономической и социальной географии мира» - 4 часа

Цель занятия: закрепить знания студентов об особенностях методологии и методов обучения курса «Методика обучения экономической и социальной географии мира».

Пособия для занятия: учебники «Экономическая и социальная география мира», школьный географический атлас мира.

План занятия: при изучении темы «Политическая карта мира» выполните следующие задания:

1.Составьте план соответствующей главы (учебник под редакцией Ю.Н. Гладкого, с.84 ).



Инструкция. Прочитайте параграф целиком; разделите текст на части по смыслу; придумайте к ним заголовки. Выписав их в тетрадь, получите план. Не забудьте его назвать.

2.Проанализируйте способы картографирования, использованные при составлении политической кары мира; нанесите на контурную карту мира страны различного типа; обозначьте семерку крупных держав.



Инструкция. Ознакомьтесь с условными знаками карты в школьном атласе. Запомните, каким образом обозначены государственные границы.

Как можно назвать способ, примененный для выделения на карте отдельных стран? Каково значение данной карты, при изучении данной темы?

Примените рассмотренные способы картографирования при составлении карты-схемы. Не забудьте назвать ее, оформить условные знаки, обвести границы, закрасить территории, подписать названия или обозначить цифрами страны большой семерки.

3.Опираясь на материал газет, журналов, радио и телевизионных передач, назовите и найдите на карте современные очаги конфликтов и военной нестабильности.



Инструкция. При изучении данной темы, выпишите в тетрадь страны, где происходят основные очаги конфликтов.

  1. Изучите материал: Обобщение знаний по теме: «Политическая карта мира» (приглашение к дискуссии), предварительно повторив учебный материал параграфов 19, 20, 21, 22.

Инструкция. Повторите типологию стран мира, государственный строй стран, международные организации. Выпишите в тетрадь на основании учебника определения понятий: «новые индустриальные страны», «развивающиеся страны», «республика», «монархия», «унитарное государство», «федеративное государство», «конфедерация», «геополитика».
5. Образовательные технологии

При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы)

При проведении семинарских занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. Доклады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях.

При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты или устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением.


Темы курсовых работ:

  1. Развитие школьной географии и методики ее обучения в дореволюционной России

  2. Преподавание географии в советской школе

  3. Новые концепции школьного географического образования

  4. Проблема стандартизации географического образования

  5. Географические представления и методика их формирования

  6. Средства обучения географии, их классификация и функции в учебном процессе

  7. Методы обучения в географии

  8. Технология проблемного обучения

  9. Характеристика учебников географии

  10. Типовые планы и использование их на уроках географии

  11. Лекционно-семинарская система в школьной географии

  12. Использование компьютерных технологий на уроках географии

  13. Методы и формы проверки знаний и умений учащихся по географии

  14. Тестовая проверка знаний учащихся по географии

  15. Деловые игры в обучении географии

  16. Самостоятельные работы учащихся по географии и методика их проведения

  17. Технология проектной деятельности школьников в обучении географии

  18. Учебные экскурсии и методика проведения

  19. Предпрофильное обучение. Элективные курсы

  20. Методика изучения своего края в школьном курсе географии


Рекомендуемая литература:

  1. Д.П.Финаров Методика обучения географии в школе. – М.:АСТ Астрель, 2007. – 382 с.

  2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: Кн. 1: Общая характеристика мира. - М. : Дрофа, 2006. - 495 с.

  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: Кн. 2: Региональная характеристика мира. - М. : Дрофа, 2007. - 480 с.

  4. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие / под ред. И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - 509 с.

  5. Методика обучения географии в школе. Под. ред. Л.М. Панчешниковой. М. Просвещение. 1996.

  6. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005.

  7. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980.

  8. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география (вопросы теории и методологии): монография. Пермь.ПГУ. 2007

  9. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004

  10. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006


Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания географии»

  1. Понятие Стандарт географического образования

  2. Понятие «Научные основы школьных курсов географических дисциплин»

  3. Структура стандарта школьного образования

  4. Виды школьных программ

  5. Линейно-ступенчатое построение программ

  6. Система понятий в школьных курсах географии

  7. Принцип научного обучения географии

  8. Преемственность между курсами физической и социально-экономической географии

  9. Современный этап перестройки школьного образования

  10. Страноведческий принцип обучения в школьной географии

  11. Внутрипредметные связи географии

  12. Межпредметные связи географии

  13. Учебники географии 6 класса

  14. Учебники географии 7 класса

  15. Учебники географии 8 класса

  16. Учебники географии 9 класса

  17. Учебники географии 10 класса

  18. УМК по географии

  19. Справочный материал по географии

20. Дидактический материал по географии
Перечень тем контрольных работ

  1. Современный этап развития методической науки

  2. Психолого-педагогические основы обучения географии

  3. Виды научно-исследовательской работы в учебном процессе

  4. Средства обучения географии

  5. Практическая и прикладная направленность обучения географии

  6. Технология обучения географии в общеобразовательной школе

  7. Средства обучения географии

  8. Учебники географии

  9. Проблемное обучение

  10. Модульная технология обучения

  11. Компьютерная технология обучения

  12. Метод портфолио и его применения на уроках географии

  13. Применение игровых технологий на уроках географии

  14. Проектная деятельность на уроках географии

  15. Уровни усвоения знаний и развитие самостоятельной деятельности учащихся

  16. Государственный образовательный стандарт общего образования по географии

  17. Новые средства обучения географии


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Д.П.Финаров Методика обучения географии в школе. – М.:АСТ Астрель, 2007. – 382 с.

  2. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие/под ред. И. В. Душиной. - М. : Дрофа, 2007. - 509 с.

б) дополнительная литература:

1. Методика обучения географии в школе. Под. ред. Л.М. Панчешниковой. М. Просвещение. 1996.

2. Панчешникова Л.М. и др. Методика обучения географии в средней школе. М. Просвещение 1983, 1987.

3. Никонова М.А. и др. Методика преподавания региональной географии в школе. М. АСТ, Астрель. 2003

4. Дронов В.П. и др. Методическое пособие по курсу география России. М. Просвещение. 1993

5. Герасимова Т.П. и др. Методическое пособие по физической географии. М. Просвещение 2001.

6. Грюнберг Т.Ю. Картографические понятия в школьной географии. М.Просвещение. 2009.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийные презентации, электронные банки данных по научно-методическому обеспечению деятельности.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю География.


Автор:

Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии географического факультета СГУ


Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии

от ___________года, протокол № _________________.

Подписи:

Зав. кафедрой экономической географии,

к.г.н., доцент А. М. Демин



Декан географического факультета,

д.г.н., профессор В.З.Макаров
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины
programs -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
programs -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Логопедия Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница