Методика обучения «элементам материаловедения»



Дата18.03.2018
Размер52 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ «ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

Задание

Прочитайте методические рекомендации. Заполните таблицу.






5 класс

6 класс

7 класс

Кол-во часов










Материалы










Теоретические сведения (способы)










Практические работы










Формы обучения










Методы обучения










Дидактические материалы










Общие сведения о волокнах и тканях. В V классе учащиеся приобретают знания о производстве волокон нитей и тканей, их видах - натуральных (растительного: животного и минерального происхождения) и химиче­ских (искусственные, синтетические). Учащиеся знако­мят с системами нитей в ткани - основой и утком, учат определять в ткани направление основных и уточных нитей, дается понятие о процессах крашения и отделки тканей.

На первом занятии учитель может показать красочно оформленное наглядное пособие с различными образца­ми тканей (пособие может быть выполнено на магнитной основе, можно использовать фланелеграф). В беседе со школьниками учитель выясняет такие вопросы: 1) Чем отличаются показанные ткани друг от друга? 2) Какие виды тканей из показанных учащиеся знают? 3) Какие ткани лучше использовать для изготовления фартука и почему?

Образцы тканей пронумерованы, учитель предлагает учащимся подойти к пособию, потрогать ткани (один срез у ткани прикреплен к пособию, другой свободен), советует на листочке бумаги записать номера «знако­мых» тканей и те образцы, из которых учащиеся хоте­ли бы сшить фартуки.

В ходе беседы учитель направляет ответы учащихся, добивается от них правильных выводов. Так, коллективно, учащиеся выясняют, что:

1. Ткани отличаются друг от друга по внешнему виду: расцветке, рисунку, виду переплетений нитей, фактуре. Они отличаются и по свойствам: одни мнутся, другие нет; одни ткани гладкие, а другие на ощупь шероховатые и т. д.

2. Основываясь на своем опыте работы по материа­ловедению, полученном в I-IV классах, учащиеся рас­познают хлопчатобумажные ткани. Многие правильно определяют шерстяные и шелковые ткани.

3. Большинство учащихся правильно указывают на хлопчатобумажные ткани как на наиболее приемлемые для изготовления фартуков. Учитель подводит школьников к пониманию свойств тканей: гигиенических (бы­стро сохнут после стирки, хорошо пропускают воздух, хорошо гладятся), физико-механических (прочные, труд­но поддаются истиранию).

В процессе лабораторно-практических работ у уча­щихся формируются умения и навыки по определению свойств основной и уточной нитей в ткани, распознава­нию их отличия, влияния их свойств на технологическую обработку изделия. Школьники учатся определять лицевую и изнаночную стороны тканей.

При выполнении лабораторно-практической работы «Изготовление образца ткани полотняного переплете­ния» учителю нужно творчески подойти к выбору вари­антов заданий. Это может быть образец ткани полотня­ного переплетения, выработанный на рамке, коврик, вытканный на маленьком ткацком станке, поясок из сутажа, закладка для книг из ниток «мулине» или «ирис». В любом случае надо использовать цвет мате­риала, давая ему смысловую нагрузку (например, основ­ная нить белого цвета, уточная - красного).

Работу можно организовать звеньями, бригадами. В ходе выполнения работы надо добиваться того чтобы учащиеся проявляли большую самостоятельность, поль­зовались инструкционными картами, образцами нагляд­ных пособий, карточками-заданиями.

На заключительном занятии по изучению элементов материаловедения в V классе учитель рас­сказывает о развитии текстильной промышленности, о профессии ткача.

В VI классе учащиеся подробно изучают характерис­тику хлопчатобумажных и льняных волокон и тканей из них. Они знакомятся с такими понятиями как длина, тонина, прочность, сминаемость, растяжимость, извитость, блеск и цвет волокон; учатся отличать ткани с однородными волокнами от тканей со смешанными волокнами; оформляют коллекцию в виде образцов тканей.

В целях эстетического воспитания и развития твор­ческих способностей учащихся следует обращать вни­мание учащихся на цветовое сочетание тканей в коллек­ции, сравнительную характеристику различных видов ткани. Учащиеся должны уже более четко определять расположение основных и уточных нитей в тканях, ха­рактер узора (геометрический, растительный и т. д.), назначение различных хлопчатобумажных и льняных тканей.

На изучение элементов материаловедения в V классе отводится всего четыре часа (два занятия), поэтому основное внимание должно быть обращено на формиро­вание отличительных особенностей хлопчатобумажных и льняных тканей, их основных гигиенических, технологи­ческих и эксплуатационных свойств.

Учителя чаще всего первое занятие в V классе начинают с сообщения познавательных сведений. Можно сначала рассказать о производстве льна в древней Руси, торговле «русским золотом» (как называли лен в Рос­сии), о современном производстве хлопчатобумажных и льняных тканей, их использовании в прикладном искус­стве и т. д. Показывают учащимся рисунки видов белье­вых изделий (ночных сорочек), платьев, блузок и юбок из таких тканей, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей. Рассказывают о правилах ухода за бельем из хлопчатобумажных и льняных тканей.

В VI классе учащиеся изучают свойства шерстяных и шелковых волокон и тканей из них. Задача учителя­ научить учащихся распознавать волокна по блеску, на ощупь, по обрыву нити, по характеру строения, по запаху горения.

В ходе занятий рекомендуется использовать коллек­ции «Шерсть» и «Шелк» с образцами волокон шерсти, шелка и тканей из них. Познавательные сведения о производстве шерсти и шелка в нашей стране можно рекомендовать учащимся почерпнуть самостоятельно, используя специально оформленные в кабинете стенд, плакат, информационные карточки-задания, в которых должны быть оформлены материалы различных по­становлений о развитии текстильной промышленности в области расширения и улучшения ассортимента тка­ней, о работе научно-исследовательских организаций в совершенствовании производства тканей и т. д., а также сведения о новейшем производственном оборудовании, организации производства.

В VI классе учащиеся изучают искусственные и синтетические ткани. Учитель рассказывает об истории развития промышленного производства этих тканей. Следует научить школьников отличать данные ткани от натуральных, добиваться усвоения их физико-механиче­ских свойств (прочность, сминаемость, драпируемость), гигиенических (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства), технологических свойств (осыпаемость, раздвижка нитей, усадочность, растяжи­мость).

Учитель рассказывает об использовании тканей из искусственных и синтетических волокон в производстве одежды и в промышленности, об уходе за одеждой из этих тканей.

В ходе выполнения лабораторно-практических работ школьники составляют сравнительные характеристики различных тканей (хлопчатобумажных и льняных, шел­ковых и шерстяных, искусственных и синтетических), выполняют коллекции из тканей разного ассортимента. В VI классе следует организовать экскурсию на ткац­кую фабрику, познакомить с технологическим процессом производства ткани, оборудованием и профессиями ткацкого производства или просмотр учебного фильма.

В VII классе обобщаются сведения по швейному материаловедению, приобретенные учащимися ранее. Школьникам предстоит применить все полученные зна­ния, умения и навыки при подборе ткани для выполне­ния более сложного по выполнению плечевого изделия. В этом случае работа, связанная с составлением кол­лекций тканей, различных по волокнистому составу и разного ассортимента, может быть направлена на фор­мирование художественного вкуса школьников. Школь­ники знакомятся с видами и классификацией одежды. Так, например, занятие можно провести, разделив класс на звенья и дав каждому звену тематику коллекцию «На работу», «На праздник», «В гостях», «Дома», «Вы­пускной вечер» и т. д. Учащиеся должны подобрать соответственно теме образцы тканей и выполнить коллекцию с помощью специально розданных шаблонов-­фигурок моделей одежды.

Детали оформления плечевых изделий, конструктив­ные и декоративные линии можно прорисовать фломастерами, карандашами.

Работа, связанная с составлением коллекции тканей, располагает большими эстетическими возможностями, так как требует от учащихся творческого подхода к решению вопросов композиции коллекции, решению цвета, формы. Повышению эффективности такой работы способствует связь трудового обучения с изобразитель­ным искусством. Кроме того, на данных занятиях уча­щихся знакомят с профессиями товароведа и продавца тканей.

В ходе лабораторно-практических работ, например по распознаванию тканей по волокнистому составу и назначению их, учащиеся должны овладеть и определен­ным теоретическим материалом. Этот материал может быть дан в самих лабораторных работах, преподнесен учителем в начале урока, взят из кинофильма, показанного перед выполнением задания, или же из кратких выступлений товарищей по классу.

Все больше в школах практикуют постановку ряда вопросов в лабораторных работах, ответы на которые учащиеся могут найти, только воспользовавшись спра­вочной, специальной литературой. Это способствует развитию у школьников самостоятельности, формированию умения работать со справочной литературой, раз­витию творческих способностей.

Особенно тщательно следует подходить к подбору вопросов, ответы на которые учащиеся должны брать из справочной литературы. Из класса в класс постанов­ка вопросов должна усложняться, количество их - ­увеличиваться.

При изучении свойств натуральных волокон учащи­еся работают с раздаточным материалом, лупами, пре­паровальными иглами, спичками. Следует обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности труда и пожарной безопасности.

Последовательное расширение и углубление теоре­тических сведений и практических умений и навыков учащихся при изучении свойств волокон и тканей поз­воляют учителю от класса к классу формировать у школьников общие понятия о свойствах тканей, их различиях в зависимости от волокнистого состава и использования их для изготовления швейных изделий.








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница