Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования



Скачать 334.5 Kb.
страница1/3
Дата12.02.2016
Размер334.5 Kb.
  1   2   3


Методическое сопровождение введения

федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования

(на примере МБОУ «СОШ №2» г.Сосногорска)


Исполнитель:

Зверева Ирина Геннадиевна



Научный руководитель:

Демина Э.М., доцент кафедры управления, экономики и права в образовании


ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. С 01 сентября 2011г. уже в штатном режиме осуществлен переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС НОО. С 01 сентября 2015г. запланирован обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.

Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно:

- кадровых;

- финансово-экономических;

- материально-технических;

- психолого-педагогических;

- информационно-методических.

Одним из основных условий для успешного перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, на наш взгляд, является кадровое обеспечение.

В образовательном учреждении должна быть сформулирована концепция повышения компетентности педагогов, реализация которой позволит им овладеть инструментами оценки и фиксации динамики индивидуальных метапредметных достижений учащихся (умения планировать свою деятельность, контролировать и оценивать себя, моделировать, работать в группе и пр.).

Необходимо организовать постоянное взаимодействие педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (начинающих реализацию ФГОС ООО) по планированию работы по формированию новой результативности образования в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).

В каждом общеобразовательном учреждении должна быть сформирована система научно-методической работы по сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, педагогов школы.

Таким образом, в условиях внедрения в образовательный процесс образовательного учреждения стандарта нового поколения обозначилось противоречие между необходимостью научно-методического сопровождения этого инновационного процесса и отсутствием опыта такой деятельности. Стремление найти пути решения указанного противоречия и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Актуальность исследования обусловлена необходимостью переструктуризации и перенацеливания системы методической работы школы, продиктованной обеспечением необходимых условий введения нового образовательного стандарта.

Целью настоящей работы является создание практико-ориентированной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательный процесс.

Практическая значимость работы видится в создании практико-ориентированной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении.




  1. Особенности перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года [15, с. 1].



Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается следующими документами:

  • национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [2];

  • планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы [3];

  • федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы [4];

  • постановлением Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» [5];

  • приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год» [11];

  • приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» [8];

  • приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [7];

  • приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [9];

  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6];

  • приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [10].

При введении ФГОС ООО в образовательное учреждение следует руководствоваться следующими документами федерального уровня:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [13].

  2. Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования [16, 17].

А также инструктивно-методическими письмами Департамента общего образования Министерства образования и науки России:

  • О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255) [15];

  • Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).

Для того чтобы обеспечить грамотный переход общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в первую очередь надо понять основные отличия стандартов второго поколения от ныне действующих.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

В своей статье Л.Л. Любимов (доктор экономических наук, профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой макроэкономического анализа НИУ ВШЭ) «Эффективный инструмент создания новой школы» писал: «Что на что меняем? Прежде всего, меняем «почти всеобуч» на деятельностную парадигму, т.е. вчерашний день на завтрашний. Меняем «их учат» на «они учатся». Меняем набивку памяти невостребуемой информацией… на развитие мышления, на повышение IQ. Меняем «запомнил» (и через день забыл) на «знаю и умею». Меняем «а мне все равно» на «хочу сказать, хочу почувствовать, хочу не согласиться». Меняем «Я» на «Я и Ты», на «Я и Мы», «Я и Они». Меняем «меня заставляют» на «мне лично нужно и интересно». Много чего меняем…» [30, с. 194].

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:



  • требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

  • требований к структуре основных образовательных программ (к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.) [13].

Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. Так же стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

В Стандарте 2004г., по которому продолжают учиться сейчас школьники 3-11 классов, детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования содержал нормы и требования, определяющие:



  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

  • уровень подготовки выпускников образовательных учреждений [14].

В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме);

  • метапредметным, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться);

  • предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [13, с. 4-5].

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования [13, с. 8-25].

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:


  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Системно-деятельностный подход ставит перед учителем следующие вопросы: «Каким образом включить ученика в образовательный процесс?» «Как помочь его самоопределению?». И ответ только один: «Только с помощью действия».

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов. Между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев [18], Б.Ф.Ломов [29] и др.), и деятельностным (его разрабатывали Л.С.Выготский [21], Л.В.Занков [25], А.Р.Лурия [26], Д.Б.Эльконин [33], В.В.Давыдов [23, 24] и многие др.).

Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели.


  • Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом; учитель не транслирует готовую информация, а организует деятельность ученика по работе с информацией на основе созданной им модели урока.

  • Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях); ученик не получает готовую информацию, а осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

  • Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие, она может совпадать с целью урока или не совпадать.

  • Основной результат: развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий; развитие «компетентности к обновлению компетенций» и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащегося.

  • Учебная деятельность на уроке построена с опорой на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы; на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций; на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач; на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

  • Учебное действие – действие по созданию образа (слово, рисунок, схема, план).

  • Оценочное действие – я умею! У меня получится!

  • Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю ... (формирование мировоззрения).

Таким образом, логика построения современного урока сводится к следующему: для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А результатом образования в контексте ФГОС ОО становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

И наконец, в Стандарте второго поколения, в отличие от Стандарта 2004г., определены «портреты» выпускника начальной и основной школы.


Таблица 1

«Портреты» выпускника начальной и основной школы

«Портрет» выпускника начальной школы [12, с. 6].

«Портрет» выпускника основной школы [13, с. 3-4].

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Итак, при переходе общеобразовательного учреждения на ФГОС ОО должны произойти серьезные изменения в образовательной системе школы на всех уровнях, а именно:



  • образовательные цели;

  • структура образовательного процесса (учебный план);

  • содержание образовательных программ;

  • технологии обучения и воспитания;

  • условия образовательного процесса;

  • организационные механизмы контроля за образовательным процессом и оценки его результатов.

Все заданные изменения определяются существующей нормативно-правовой базой, подкрепляются локальными актами учреждения и отражаются в основной образовательной программе, разработанной на ступень образования.
2. Понятие и содержание методического сопровождения процесса перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт
Введение ФГОС ОО в общеобразовательное учреждение является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов обеспечения и сопровождения введения ФГОС.

Основным требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательное учреждение должно стать основной площадкой проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: «сопровождать», «сопровождение», «научно-методическое сопровождение и обеспечение».

В толковом словаре С.И. Ожегова слово «сопровождать» - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а «сопровождение» - явление, действие вместе с чем-то [31].

Сопровождаемость характеристики некоего продукта, позволяющие минимизировать усилия по внесению в него изменений для устранения ошибок или для модификации в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей.

В ходе сопровождения в программу деятельности вносятся изменения с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности с целью повысить эффективность использования.

Следовательно, методическое сопровождение – это целостное системное взаимодействие методиста и педагога, направленное на оказание помощи в выборе наиболее оптимального пути решения профессиональной проблемы с опорой на свой профессиональный и жизненный опыт в условиях конкретного ОУ. Это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализации плана.

Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного учащегося зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя. Сегодня педагог должен быть готов принять инновации:



  • он не должен бояться различных изменений, в т.ч. и в учебных планах;

  • он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих учащихся;

  • он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться;

  • он должен быть готовым не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность.

Помочь соответствовать этим качествам в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО призвана методическая служба образовательного учреждения. Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе. Необходимо научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации. Помочь составить план решения профессиональной проблемы. Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е. организовать «методическое сопровождение».

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы школы.

Методическая работа в школе - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.

Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - это

1) создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» и, в конечном итоге, для успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;

2) создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Основной целью методической работы должно стать: создание необходимых условий для реализации ФГОС нового поколения в ОУ начальной школы; для введения ФГОС нового поколения в ОУ основной школы; обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Основные задачи методической работы.

1. Создать условия для:

- развития вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов образовательного учреждения);

- внедрения технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

- обеспечения в ОУ современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС.

2. Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательном учреждении.

3. Совершенствовать деятельность координационного Совета по введению ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Методическая работа школы в условиях введения новых образовательных стандартов выстраивается в соответствии со следующими принципами.



Каталог: upload -> docs -> Proekti -> Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> FGOS NO OOO -> iz opita rukovoditelya
iz opita rukovoditelya -> Взаимодействие школы с родителями как компонент социального партнёрства в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
FGOS NO OOO -> Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания
Proekti -> Российские и международные конференции
FGOS NO OOO -> Урок с позиции технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон
iz opita rukovoditelya -> Михеева Ольга Гансовна, директор мбоу «Степановская оош»
FGOS NO OOO -> Духовно-нравственное воспитание на уроках географии через использование новых умк издательского центра «Вентана-Граф»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница