Методическое пособие «В мире профессий»



страница1/6
Дата21.04.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование город Муравленко

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЁНОК»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«В мире профессий»

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЗРОСЛЫХ










2009г.
Методическое пособие «В мире профессий»

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых
Авторский коллектив: творческая группа педагогов по реализации программы развития МДОУ ДС «Олененок» до 2010 года:

Чубенко Наталья Юрьевна, заведующий, 1 категория

Черкова Н.Н., заместитель заведующего, 1 категория

Чегринец Татьяна Сергеевна, заместитель заведующего, 1 категория

Неренц Айгуль Ренатовна, заместитель заведующего, 1 категория

Аникина Татьяна Николаевна, воспитатель, 1 категория

Антонова Людмила Ивановна, воспитатель, 1 категория

Бариева Эльвира Фагнавиевна, воспитатель, 1 категория

Берестова Светлана Викторовна, учитель-логопед, 1 категория

Гайнуллина Елена Юрьевна, воспитатель, 2 категория

Гуляева Татьяна Александровна, педагог-психолог, 1 категория

Данилко Елена Михайловна, музыкальный руководитель, 1 категория

Загретдинова Рита Сайфулловна, воспитатель, 1 категория

Конобеевская Валентина Дмитриевна, воспитатель, 1 категория

Митриева Светлана Степановна, воспитатель, 2 категория

Осипенко Анна Яковлевна, воспитатель, 1 категория

Радостева Анна Ивановна, воспитатель, 2 категория

Суходольная Светлана Ивановна, воспитатель, 2 категория

Файзулина Эльмира Равильевна, музыкальный руководитель, 1 категория

Содержание


№ п/п

Содержание

Страница

1.

Введение

3

2.

Проблемный анализ

3

3.

Авторская идея

4

4.

Основное содержание пособия

4

5.

Результаты

5

6.

Методические рекомендации

8

7.

Мониторинг

9

8.

Конспекты занятий

Занятия по познавательному развитию

  • «Эти разные профессии»

  • «Знакомство с профессией строителя»

  • «Профессия - президент»

  • «Знакомство с профессией портного»

  • «Беседа о труде библиотекаря»

  • «Знакомство с трудом агронома»

Занятия по изобразительной деятельности

    • «Знакомство с профессией художника»

Логопедические занятия

    • «Много профессий хороших и важных »

Занятия по развитию речи

    • «Писатель и поэт»

Занятия по математике

    • «Знакомство с профессией швеи, закройщика»

Праздники и развлечения

    • «Весеннее путешествие» праздник, посвященный 8 марта

    • Праздник, посвященный Дню города и Дню нефтяника

10

10

10



13

15

18



22

25

29



29

32

32



37

37

40



40

43

43


51

9.

Рекомендуемая литература

55

10.

Приложение

Приложение 1. Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»

Приложение 2. Профориетационный опросник Е. И. Климова

Приложение 3. Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)

57

57
59


61


Основное содержание:

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста.

Задачи:


  • знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием мира профессий в обществе;

  • расширять общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей;

  • формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий;

  • способствовать ранней «предпрофессиональной ориентации» детей старшего дошкольного возраста.

Предпрофильное развитие детей в нашем детском саду осуществляется по трем направлениям:

  1. Ознакомление с миром профессий,

  2. Труд и самообслуживание,

  3. Самостоятельная практикоориентированная деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность у детей представлений о мире профессий.

  2. Сформированность ранних профориентационных склонностей.

  3. Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность:

В данном пособии представлен опыт работы по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых на специально организованных занятиях в соответствии с базовой образовательной программой «Из детства – в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой. Объем знаний, их интел­лектуализация и научная направ­ленность реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а за счет введения межпредметных тем, что способствует раз­витию познавательного ин­тереса детей, созданию условий для расшире­ния и углубления их знаний, уме­ний и опыта.

Результативность:

Использование методического пособия позволило качественно изменить уровень представлений детей о профессиональной деятельности взрослых (опросник Л.В. Куцаковой «Ознакомление с трудом взрослых»): количество детей, имеющих знания о трудовой деятельности увеличились с 10% до 36%, количество детей отвечающих с помощью наводящих вопросов увеличилось с 37% до 72%. Больше половины детей не владели информацией, нам удалось снизить этот показатель с 53% до 12% :



Высокий уровень

Усвоение детьми знаний за период с 2007 – 2009г.г.

По сравнению со стартовой диагностикой, уровень знаний детей увеличился за 1 год на 32%, за 2 – на 41%, т.е. почти вдвое. На сегодняшний день лишь 12% детей имеют слабые знания о профессиональной деятельности взрослых. Это связано с проблемами состояния здоровья детей, недостаточным уровнем потенциальных возможностей, пассивностью родителей в воспитании детей.

Очень важным является для нас раннее выявление интересов и склонностей ребенка (опросник Е. Климова). Для этого мы выбрали тест, составленный по принципу дифференциально-диагностического опросника профессора Е. Климова. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник 5-7 летнего возраста.

В целом результаты стабильны, кроме типа «человек»-«техника»: возросший интерес к деятельности слесарей, токарей, крановщиков и др. обусловлен тем, что велась целенаправленная работа с детьми в этом направлении, открытием автоклуба и введением курса «конструирование».




2008год:

2009 год:





2009 2009


10 детей (8%) не смогли выразить явное предпочтение тому или иному типу профессий. Их выбор деятельности носит случайный, стихийный характер. Причина заключается в том, что у детей недостаточно знаний о тех или иных профессиях, недостаточно сформирована социальная и коммуникативная компетентности. В перспективе мы планируем создать такую систему дополнительного образования, где состав кружков будет сменный, по выбору детей, чтобы каждый ребенок в течение учебного года попробовал свои силы в различных видах деятельности. Вместе с тем из диаграммы видно, что нам за 2 года реализации проекта удалось снизить количество таких детей на 14%.

Важным показателем усвоения знаний о профессиональной деятельности взрослых является их перенос детьми в самостоятельную игровую деятельность:

На 17% выросло количество детей, использующих знаний о трудовой деятельности взрослых в игровой деятельности.

Методические рекомендации

Пособие поможет воспитателям, специалистам дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых.

Конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений разработаны для детей 5-7 лет воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия, развлечения проводятся в течение учебного года. Содержание представленных конспектов сценариев, занятий по развитию речи, познавательному и математическому развитию, изобразительной и музыкальной деятельности содержат достаточный объем информации, необходимый для качественного усвоения знаний об окружающем, о профессиях взрослых детьми старшего дошкольного возраста, раннему выявлению и развитию предпрофессиональных интересов, склонностей дошкольников.

В занятия включены дидактические игры на закрепление знаний детей о профессиях взрослых, подобраны стихи современных авторов, песенный репертуар о людях труда, включены авторские стихи о людях труда нашего нефтяного города, авторские разработки игр из опыта работы педагогов детского сада.

В методическую разработку вошли 25 конспектов занятий, развлечений, на которых дети знакомятся более чем с сорока профессиями, орудиями труда, трудовыми процессами, продуктами труда, взаимосвязью в работе людей разных профессий. Тематика занятий дополняется и расширяется в течение года.

По итогам проведения занятий предлагается провести диагностические тесты-задания Куцаковой Л.В., Климовой Е.И. (смотреть Приложение 1,2) на определение уровня усвоения знаний о профессиональной деятельности взрослых. Данные диагностические методики с большей вероятностью позволяют увидеть уровень знаний детей и наметить с ними даль­нейшую работу по формированию знаний об окружающем, о труде взрослых.




Мониторинг

Показатели

Методики

Периодичность

Осведомленность о труде взрослых

Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»



2 раза в год сентябрь

апрель


Ранние профориентационные склонности

Профориетационный опросник

Е. И. Климова



1 раза в год

сентябрь




Игровая деятельность (игры профессионально -ориентированного характера)

Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)



2 раза в год

Сентябрь


апрель


1. Занятия по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Эти разные профессии»

Загретдинова Р.С., воспитатель

Программное содержание:

  • закрепить и расширить представления детей о профессиональной деятельности взрослых;

  • ввести понятие «профессиональные праздники» как показатель уважения к людям разных профессий;

  • формировать уважение к труду взрослых и бережное отношение к вещам; воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование и демонстрационный материал: альбом «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», дидактическая игра «Кем быть?», предметные картинки с изображением предметов-помощников людей разных профессий.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить:

Ничто никогда не выходило само:

Не приходило само

К нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом

Не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать все это обязаны сами -



Своей головой и своими руками.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (о разных профессиях)

Воспитатель: Люди, каких профессий производят то, о чем говориться в этом стихотворении? (почтальон, хлебороб, портной и др.)

Воспитатель: Представьте себе, что мы утром вышли из дома. А кто построил ваш дом? (Строители).

Воспитатель: Кто придумал и начертил дом на бумаге? (Архитектор).

Воспитатель: Итак, вы на улице. Кто во дворе наводит порядок? (Дворник).

Воспитатель: Некоторые из вас живут близко, они идут в детский сад пешком, а некоторые добираются до детского сада на автобусе. Вы сели в автобус, чтобы доехать до детского сада. Кто везет вас? (Водитель).

Воспитатель: Кто встречает вас в детском саду? (Воспитатель, врач, няня).

Воспитатель: Родители прощаются с вами и торопятся на свою работу. А кем работают ваши родители? (Ответы детей).

Воспитатель: В детском саду еще много взрослых, которые делают все для того, чтобы вас вкусно накормить, чтобы ваши постели и полотенца всегда были чистыми, чтобы вы были здоровы, чтобы умели красиво петь и танцевать. Кто это? (Повар, медсестра, работники прачечной, музыкальный руководитель).

Воспитатель: Где еще работают врачи? (в больнице). Что делает врач? (лечит людей). Какие предметы-помощники использует врач в своей работе? (шпатель, стетоскоп, весы, ростомер, шприц).

Воспитатель: Среди врачей много разных специалистов. Например, есть врачи детские -педиатры. Кого они лечат? (детей). А есть врачи для взрослых, их называют терапевты. Если у человека заболели уши, он обращается к лор-врачу. Если глаза … к окулисту, если зубы …к стоматологу, оперативное лечение проводят … хирурги и т.д.

Воспитатель: Вечером родители забирают вас из детского сада, и вы заходите в магазин. А там кто работает? (продавец). Какие предметы-помощники использует продавец в своей работе? (весы, прилавок, холодильник, витрина). Всем ли продавцам нужны весы? (Предположения детей)

Воспитатель: А если продавец работает в мебельном магазине или продает игрушки или машины, нужны весы? Вот видите, продавцы работают в разных магазинах, все они продают товары, но в зависимости от товара, продавцам нужны разные предметы-помощники, разные знания и умения.

Воспитатель: Вы вышли из магазина. Вдруг по улице промчалась большая красная машина с сиреной. Что это за машина? (пожарная). Чем занимаются люди, которые сидят в пожарной машине? (спасают от пожара, тушат огонь). Какие предметы-помощники есть у пожарных?

Воспитатель: Наступил вечер. Пришли домой воспитатель и продавец, врач и пожарный, водитель и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал … писатель, кто-то позвонил другу, а кто-то пошел в театр. Кто работает в театре? (актер). Кто ставит спектакли? (режиссер). Кто шьет костюмы актерам? (костюмер).

Воспитатель: А кому надо сказать спасибо, за то, что всех этих людей научил читать, писать, считать, думать? (учитель).

Воспитатель: Вот сколько профессий мы вспомнили, но профессий много, их тысячи и с каждым днем их становиться все больше. Многие профессии собраны вами в альбоме «Все работы хороши». Как вы думаете, какая профессия самая важная? (Предположения детей).

Воспитатель: Представьте себе, что не стало воспитателей. Что бы тогда произошло? Если вдруг не станет поваров? Пожарных?

Воспитатель: Мы пришли с вами к выводу, что все профессии необходимы людям, все приносят огромную пользу, все направлены на заботу о человеке. Главное - уважать людей всех профессий, ценить огромный труд, который они выполняют.

В нашей стране с благодарностью относятся к труду людей, отмечают различные профессиональные праздники. Какие вы знаете профессиональные праздники? (ответы детей).В эти торжественные дни люди получают поздравления, награды, благодарность за свой труд, улыбки и цветы. В течение года мы будем обозначать в календаре, какие профессиональные праздники отмечаются в России, и будем подробно знакомиться с этими профессиями.



Воспитатель: каждый из вас уже сегодня мечтает, кем же стать в будущем. Кем вы хотите стать, когда вырастите, мы узнаем, поиграв в игру «Кем быть?»

Дидактическая игра «Кем быть?»

Из предложенных вариантов картинок-профессий, дети выбирают иллюстрацию понравившейся им профессии и рассказывают, какую они выбрали профессию и почему.



Воспитатель: Хорошие у вас мечты. И я думаю, ваши мечты осуществятся.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Тема: «Знакомство с профессией строителя»

из опыта проведения традиции «Встречи с и интересными людьми»

Митриева С.С., воспитатель

Программное содержание:

  • формировать у детей представления о труде взрослых;

  • познакомить детей с профессией «строитель», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами – помощниками строителя;

  • развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности;

  • воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Материалы и оборудование: картинки с изображением строительства, атрибуты строителя, машины: подъемный кран, бетономешалка и др.

Предварительная работа: экскурсия на стройку, беседы о труде строителя, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Беседа с детьми о том, какие достопримечательности есть в городе,

в каких домах они живут.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком городе вы живете? Какие дома есть в городе? (деревянные, кирпичные, панельные).

Воспитатель: А вы знаете, что не всегда люди жили в домах, таких как мы с вами. Поначалу древний человек искал себе укрытие, где придётся, он находил хорошее, защищенное место и считал его «домом», самыми первыми домами были пещеры и сооружения на деревьях. Наши предки сгибали ветки в некое подо­бие каркаса, сплетали или связывали их, а затем делали крышу из пучков тра­вы, наложенных друг на друга. В таком домике человек был защищен от солнца, дождя и диких животных. Но для холодного климата такой домик был непод­ходящим жилищем, поэтому следующим шагом в строительстве домов ста­ли пещеры, вырытые в склоне хол­ма (демонстрационный материал). Затем он стал улучшать своё жилище разнообразными способа­ми. Постепенно люди стали строить крохот­ные деревянные доми­ки, наполовину врос­шие в землю. Строи­ли они их рядом друг с другом и обносили высокими стенами от врагов. Такие деревян­ные домики называ­лись избами. Строили их из деревьев, кото­рые срубали в лесу, делали в них специальные углубления, чтобы одно бревно вставлялось в дру­гое (так же, как вы сейчас собираете пластмассовый конструктор). Щели между брёвнами затыкали мхом, что­бы не дул ветер. Но деревянные дома часто горе­ли, и поэтому строители начали стро­ить жилища из камня (демонстрационный материал).

Воспитатель: Ребята, а кто строит дома, здания? (Ответы детей).

Воспитатель: Строитель – очень нужная и интересная профессия. Сегодня к нам пришел в гости настоящий строитель, сейчас мы с ним познакомимся, и он расскажет о своей профессии.

Заходит строитель. Дети с воспитателем встречают гостя. Он представляется и начинает свой рассказ.

Строитель: Дети я работаю строителем, строю красивые дома, здания. Когда я был мальчиком, очень любил играть со строительным материалом, любил фантазировать. Придумывать интересные постройки. Когда окончил школу, поступил в строительный институт. Там меня научили, как правильно строить дома.

В стройке нам помогают современные машины: подъемные краны, бетономешалки, самосвалы и др. Поэтому строительство – это коллективный труд. Нужно дружно сообща всем работать. Нужны каменщики, монтажники, плотники, крановщики, сварщики, маляры – все они строители.



Воспитатель: Ребята, а чтобы запомнить, чем пользуется строитель, давайте поиграем в игру «Кому что нужно?» (нужно отобрать предметы-помощники, необходимые для строителя, врача, продавца).

Воспитатель: Что нам нужно для строительства, мы выбрали, а теперь поиграем в игру «Строители»: из деревянных частей конструктора строим несколько зданий.

Строитель: Молодцы, ребята, мне было очень приятно с вами общаться и рассказать о такой важной и нужной профессии как строитель.

Строитель Е. Кнушевицкая

Вы, ребята, знать хотите,

Что же делает строитель?

А ведь вы немножко сами

Все на стройке побывали:

Вы совочками, руками

Дом песочный создавали.

А ещё в лесу шалаш

Вы плели из гибких веток.

А конструктор «Лего» ваш —

Стройплощадочка для деток.

Можно дом большой собрать

И построить небоскрёбы

(А высокие особо,

Если друга в помощь взять!)

А ещё вы сколотили

Вместе с папою скворечник.

Вы строителями были

(Только птичьими, конечно!)

Был строителем уж точно

Поросёночек Нуф-Нуф:

Дом его, высокий, прочный,

Ветер не сломал, подув!

Быть строителем почётно.

Дом, квартира всем нужны!

Раньше, нынче, ежегодно

Много строек у страны.



Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
Тема «Профессия - президент»

Аникина Т.Н., воспитатель

Программное содержание.

  • формировать у детей элементарные представления об особенностях работы президента (место работы, какие задачи решает в государстве президент);

  • развивать интерес к современным профессиям, понимание важности этих профессий в жизни страны, государства;

  • воспитывать патриотические чувства: чувство гордости, уважения к главному человеку в стране.

Оборудование и демонстрационный материал. Иллюстрация из книги «Малышам о Родине» Л.Б. Дерягина моя Родина Россия. Санкт – Петербург 2007г. (царь, султан, король, президент).

Фотографии президентов: Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев. Магнитофон. Аудиозапись песни «Богатырская сила» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой). Иллюстрации города Москва (Кремль, Большой театр, вокзалы и т.д.)



Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с различными профессиями. О ком мы сегодня поговорим, вы сейчас сами догадаетесь.

Наступает Новый год –

Вот торжественный момент:

С Новым годом весь народ

Поздравляет… (Президент)!

Воспитатель: Кто такой Президент, чем занимается он, в чём заключается его работа – вот об этом мы сегодня и поговорим. Послушайте такую историю. Однажды вечером Наташа и Илюша вместе с мамой играли в настольную игру «Лото». Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. Диктор на экране произносил очень серьёзные и непонятные слова: «В государственной Думе проходит обсуждение законопроекта, представленного Президентом…»


  • «Мама, а кто такой Президент?» - спросила Наташа.

  • Ребята, скажите, а вы знаете кто такой Президент?

  • В детском саду есть заведующая, в школе – директор, у папы и мамы на работе – начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах – это король, в других – королева, в третьих - к примеру, султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент.

Игровое задание «Кто есть кто?».

Посмотрите на картинки и скажите, где изображены король, царь, султан, президент. Почему вы так думаете?



Показ иллюстрации из книги «Малышам о Родине»

Л.Б. Дерягина «Моя Родина Россия.

Воспитатель: В переводе с латинского языка президент – это «сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий». Президент – это самый главный человек в стране, он стоит во главе нашей страны и руководит ею. Он, как и депутаты, избирается один раз в четыре года по результатам всеобщего голосования.

Воспитатель: Кто из вас ходил вместе с мамой и папой на выборы?

Воспитатель: Скажите, кто на данный момент является президентом России? (Ответы детей.) Показ фотографии с пояснением.

Воспитатель: В данное время нашей страной правит всего лишь третий президент. 18 лет назад в России был избран первый президент России Б.Н. Ельцин. (Показ фотографии).

Затем правил, вам уже знакомый В.В. Путин (показ фотографии).



Воспитатель: А сейчас правит…? Помогите мне. (Д.А. Медведев).

Воспитатель: Как я уже говорила, избирается президент на четыре года. За эти четыре года президент должен постараться сделать много хорошего и полезного для страны: обновить и улучшить законы, облегчить жизнь пенсионерам и инвалидам, а также очень бедным людям, сделать обучение школьникам и студентам более доступным, наладить отношения не только с соседними странами, но и с другими странами мира.

Воспитатель: Как вы думаете, легка ли работа президента?

Физкультминутка «Богатырская сила»

(сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

Чтобы сил на все хватило, чтоб здоровье не шалило,

Дружно, дружно по порядку быстро сделаем зарядку.

1,2,3,4,5 – начинаем приседать.

Быстро, быстро по дорожке зашагали наши ножки,

Побежали, побежали и ни сколько не устали!

Отдохнула детвора, снова к знаниям пора!



Воспитатель: У президента очень сложная работа, он почти всегда занят: ведь наша страна огромная и в ней постоянно что-то происходит, а он должен всё обо всём знать, быть в курсе всего происходящего. Большую часть времени он проводит на работе.

Воспитатель: Где находится рабочий кабинет президента? (В Кремле).

Воспитатель: В каком городе живёт и работает президент? (В столице России – городе Москва).

Воспитатель: Среди находящихся здесь иллюстраций найдите здание Кремля. У президента, как и у любого простого человека, не всегда всё получается, он тоже делает ошибки, но потом старается их исправить, поскольку он один в ответе за весь свой много миллионный народ, который его избрал. Поэтому, что бы ни случилось, люди надеются, что президент оправдает их ожидания, ведь недаром они отдали за него на выборах свой голос.

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили? В чём заключается работа президента? Президентом в нашей стране может стать каждый, кто хорошо учится, честно трудится и любит свою страну. Может быть, когда вы подрастёте, кто-нибудь из вас станет президентом.

Президент Е. Кнушевицкая

Президент по-русски значит –

Руководитель, председатель.

Руководить страной назначил,

Его, ребята, избиратель.

В Кремле московском президент России

Указов должен много издавать,

Вести переговоры непростые,

Законы для народа утверждать.

Работать президенту много надо.

Страны огромней нет на белом свете,

И от Находки до Калининграда

Наш президент за всё в ответе.

В Америке и многих разных странах

Власть президентская живёт веками.

В России говорить об этом рано,

Восемнадцать лет пока решаем сами.

Кого назначить главным человеком.

Придёт ещё и ваш, ребята, час.

И президентом в двадцать первом веке,

Возможно, станет кто-нибудь из вас!

Вы станете большими и пойдёте

На выборы с решением вопроса,

Кого вы президентом изберёте,

Ну, а пока доверьте это взрослым.



Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

Тема: «Знакомство с профессией портного»

Антонова Л.И., воспитатель

Программное содержание:

  • расширять представление детей о профессии портного;

  • обогащать и расширять представления об окружающем мире;

  • закреплять знания о других профессиях.

Оборудование и демонстрационный материал: буквы для дидактической игры «Назови профессию»; предметные карточки с изображением инструментов и предметов для игры «Чем работать»; изобразительный ряд.

Предварительная работа: Экскурсия в ателье детского сада; экскурсия в городское ателье; чтение стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»; изготовление памятной медали.

Словарь: портной, швея, выкройка, фасон, мерка.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях мама Тимура – Алина Владимировна. Она пришла рассказать вам о своей профессии. Какая у нее профессия, вы узнаете, отгадав загадку.

Тимур: Моей маме для работы нужна ткань, нитки, швейная машинка, ножницы, утюг? Какая профессия у моей мамы? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята знают много профессий, и могут о них рассказать.

Дидактическая игра «Назови профессию»

Воспитатель показывает детям буквы, они называют профессии, начинающиеся на эти буквы. Кратко рассказывают, чем занимается человек данной профессии.

А – актер- актер снимается в фильмах, играет в театре в спектаклях.

Б – библиотекарь - работает в библиотеке, выдает читателям книги на дом.

В – воспитатель - работает в детском саду, воспитывает детей.

В – водитель – управляет машиной, перевозит различные грузы.

В – врач – лечит людей.

Д – дирижер – управляет игрой оркестра, хора.

К – клоун – артист цирка.

К – кинолог – воспитывает, дрессирует собак.

П – парикмахер – работает в парикмахерской, стрижет, делает прически.

П – плотник – работает с деревом.

П – повар – готовит блюда для еды.

П – портной – шьет одежду.



Алина Владимировна: Моя профессия – портной. Я шью для людей костюмы, платья, разную одежду для детей и взрослых, зимнюю и летнюю. Прежде чем сделать заказ, клиенты смотрят журнал мод, выбирают подходящий фасон. Затем выбирают ткань. С заказчика надо снять мерки и записать в специальный блокнот. По этим меркам, с помощью лекала делается выкройка. И только потом можно приступать к шитью. К ткани так же необходимо подобрать нитки. Без портного не обойтись. Врачу халат нужен? Нужен! Актеру - костюм? А как же! Клоуну – смешной наряд? Военному – форма? Маме – фартук кухонный?

Рассказ сопровождается показом изобразительного ряда (лекала, журнал мод, выкройка, костюмы актера, клоуна, военного).
Стихотворение «Портной» С.А.Васильева

Жил портной один умелый,

Знал прекрасно свое дело!

Ткани выбирал для нас-

Хлопок, ситец и атлас.

А потом снимал он мерку,

Делал выкройку, примерку,

Белой ниткой ткань метал,

На машинке все сшивал.

И на праздник у ребят

Новый был всегда наряд.



Воспитатель: Что такое профессия? (дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей).

Воспитатель: Как вы думаете, полезна ли профессия- портной для людей?

Дети вручают гостье памятную медаль, благодарят за встречу.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
Тема: «Знакомство с профессией фермера»

Осипенко А.Я., воспитатель

Программное содержание:

  • познакомить детей с профессией фермера, профессиональными действиями, предметами-помощниками в труде;

  • учить комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг о жизни фермеров;

  • воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду фермера.

Оборудование и демонстрационный материал: дидактический материал из пособия «Профессии», набор игрушек на тему «Ферма» (корова, лошадь, свинья и т.д.), 2 игрушечных грузовика и бидоны с молоком.

Предварительная работа: просмотр фильма, чтение литературы о ферме, и людях на ней работающих.

Словарь: фермер, доярка, теплица, удобрение, стойло.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда мы с вами не задумывались, откуда же берутся эти продукты? Все эти продукты нам доставляет фермер. Фермер — это человек, который выращивает фрукты, овощи, различные растения, разводит коров, овец, коз, лошадей и т. д. Трудится фермер на спе­циальной огороженной территории с несколькими строениями, которая назы­вается фермой. В загонах и стойлах живут животные. Есть также строения, где в зимний период растут фрукты и овощи.

Воспитатель: Как вы думаете, что еще выращивают и производят для нас фермеры? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это большинство продуктов, которые ваши родители покупают в магазине. Из зёрен злаковых растений, которые выращивают фермеры, пекут свежий хлеб, румяные булочки, пече­нье, кексы, делают торты и другие хлебные изделия. Мясом нас тоже обеспе­чивают фермеры, которые разводят коров и других животных, эти животные дают нам молоко, а из молока изготавливают множество полезных для нашего организма продуктов: йогурты, творог, кефир, сыр, простоквашу. Получается, что именно фермеры кормят нас.

Воспитатель: С древних времён люди начинали выращивать растения для питания и приучать животных для получения молока, яиц, мяса, шкур, шерсти. Со временем они научились выводить новые сорта домашних растений и породы животных, которые были намного лучше диких. Сейчас работу фермера облегчает техника, в которой он должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать зем­лю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками и т.д. Именно они помогают фермерам в их нелёгком, но таком важном и нужном труде. На многих фермах машины-автоматы кормят и поят животных. Фермер должен многое уметь и знать: как правильно посадить семена фруктов и овощей, как ухаживать за их ростками и какими удобрениями пользоваться, чтобы они выросли во вкусные и питательные пло­ды, как ухаживать за домашними животны­ми. А каких домашних животных знаете вы? (Ответы детей)

Но главное в этой профессии ребята то, что больше всего на свете фермер должен любить землю. Без этого он не добьётся хороших результатов. (Демонстрация иллюстраций)



Фермер Е. Кнушевицкая

У этого фермера

Сто поросят

И двести крикливых гусей.

Гуси галдят

И толпою спешат

До пруда дойти поскорей.

А вот поросята

Лежат возле мам

И бойко сосут молоко.

Так много коротеньких

Хвостиков там,

Что их сосчитать нелегко.

У фермера с ними

Хлопот полон рот,

Весь день он на ферме своей.

Но любит он очень,

Хотя устаёт,

Родных поросят и гусей.



Воспитатель: Как вы думаете, а люди, каких профессий еще работают на ферме? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что на ферме работают доярки. Скажите, а какие предметы-помощники ей необходимы, назовите их (Демонстрация иллюстраций).

Воспитатель: Давайте посмотрим на конечный результат труда, изготовленного из молока (сыр, творог, сметана). Все эти продукты изготовлены на молочных заводах. А как они поступают на завод? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте и мы с вами перевезём молоко – поиграем в игру «Кто быстрее довезёт молоко?». (дети по очереди перевозят машину «с бидоном молока», кто первый и не расплескал «молоко» (воду) – тот победил).

Воспитатель: Фермером может быть только человек, который любит природу. Он должен быть внимательным, терпеливым, заботливым и очень ответственным. А каким еще должен быть фермер? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?
Тема: «Беседа о труде библиотекаря»

Осипенко А.Я., воспитатель

Программное содержание:

  • расширять знания детей о труде библиотекаря;

  • познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки;

  • воспитывать аккуратность в обращении с книгами.

Оборудование и демонстрационный материал: иллюстрации, книги, читательские билеты.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, рассказов.

Словарь: читательский билет, читальный зал, хранилище, абонемент.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы видели, когда ходили на экскурсию в библиотеку? (книги, библиотекаря, стеллажи.

  • Где хранятся книги? (на полках, на стеллажах).

Воспитатель: Кто помогает выбрать нам интересующую нас книгу? (библиотекарь).

Библиотекарь Е. Кнушевицкая

Библиотекарь утром встал

И на работу побежал.

Он нужен всем, и потому

Нельзя опаздывать ему.

Весь день спешит к нему народ,

И этот говорит и тот:

«Прошу Вас очень, помогите:

Без книги дело не идёт».



Им он стремится услужить –

Всем вкусам может угодить.

Огромная библиотека

Здесь для любого человека.

Найдёт ту книжку он умело,

Что завершить поможет дело.

И ни девчонкам, ни мальчишкам

Не обойтись без книг подчас.

Спасибо всем на свете книжкам

За то, что выручают нас!



Воспитатель: К нам в гости пришла Ольга Васильевна. Она работает в детской библиотеке – библиотекарем. Библиотекарь — очень нужная профессия: без этих людей мы сразу бы потерялись в огромном мире книг. Ольга Васильевна расскажет нам о своей профессии.

Ольга Васильевна: Библиотекари помогают выбрать интересующую вас книгу, знакомят с новинками, советуют, выдают специальный документ — читательский билет, по которому вы можете получать книги. Для того чтобы стать хорошим библиотекарем, нужно много читать, иначе ты не сможешь посоветовать другим, какую книгу выбрать. Библиотекарь, должен быть очень аккуратным и обладать хорошей памятью: ведь ему нужно чётко знать, где в хранилище лежат книги на ту или иную тему. А аккуратным он должен быть потому, что книги требуют бережного к себе отношения. После того как читатель сдал прочитанное издание, библиотекарь должен поставить его на прежнее место, чтобы не спутать все книги. Кроме того, он составляет списки из недобросовестных читате­лей: например, некоторые люди могут взять книгу и, не сдать её обратно в библиотеку в указанный срок или вовсе не вернуть, а могут вернуть уже испорченную книгу, порвав или загрязнив страницы при небрежном обращении. После этого библиотекарь может не выдать им какие-нибудь осо­бенно дорогие книги, сократить срок их использования или вообще забрать у таких «плохих» читателей читательский билет, таким образом, запретив им пользоваться библиотекой. В библиотеках хранится очень много самых разных книжек: детские рас­сказы и сказки, многотомные энциклопедии, разнообразные справочники, словари, серьёз­ные научные книги, всевозмож­ные учебники, стихи, детектив­ные и фантастические романы, написанные как русскими, так и зарубежными писателями всех веков, и много-много других изданий. Люди приходят в библио­теку, чтобы взять интересную книгу и прочитать её. Несмотря на то, что, конечно же, у всех у нас есть дома различные кни­ги, такого разнообразия, как в библиотеке, нет ни у кого. Книги в современных больших библиотеках хранятся в специальных поме­щениях, которые называются «книжные хранилища». Каждая книга или журнал имеют собственный номер, состоящий из букв и цифр (как номер у автомобиля). Этот номер называется шифром. Все шифр занесены в компьютер. Посмотрит библиотекарь шифр и узнает, на какой полке и в каком месте лежит нужная книга.

Ольга Васильевна предлагает детям прийти вместе с родителями и записаться в библиотеку. Напоминает детям о поведении читателей в библиотеке.

Воспитатель: Спасибо, Ольга Васильевна вам за рассказ о профессии библиотекаря, а мы с ребятами ещё раз придем к вам в гости, в библиотеку.

Библиотекарь М. Соловьева

Хочешь почитать ты книгу –

И её находят мигом

Для тебя в библиотеке.

Книжек о железном веке,

О животных здесь не счесть.

А ещё здесь книжки есть

Всех писателей, поэтов,

Авторов со всей планеты!

Книжек новых и старинных

Множество в шеренгах длинных

Тут на полках стеллажей.

Есть и зал для малышей.

Может мама брать детишкам

Полюбившуюся книжку!

Как же в книгах разобраться,

Если есть вопросы?

Нам библиотекарь, братцы,

Скажет, где тут Носов,

Где Чуковский, скажет тоже,

А чтоб был порядок,

Нашу карточку положит

В формуляр, так надо!

Опытный библиотекарь

Он для книг еще и лекарь.

Если порваны страницы —

Их библиотекарь склеит.

В новенькую превратиться

Книжка старая сумеет!

Наш библиотекарь много

Очень книжек прочитал.

Лермонтов, Тургенев, Гоголь

Всех он понял и узнал!

С каждой книгой он знаком,

И теперь ему легко

В книжном мире этом

Нам помочь советом!

Библиотекарь утром встал

И на работу побежал.

Он нужен всем, и потому

Нельзя опаздывать ему.

Весь день спешит к нему народ,

И этот говорит, и тот:

«Прошу вас очень, помогите:

Без книги дело не идёт».

Им он стремится услужить –

Всем вкусам может угодить

Огромная библиотека.

Здесь для любого человека

Найдёт ту книжку он умело,

Что завершить поможет дело.

И ни девчонкам, ни мальчишкам

Не обойтись без книг подчас.

Спасибо всем на свете книжкам

За то, что выручают нас!




Воспитатель: Ребята что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?
Тема: «Знакомство с профессией агронома»

Конобеевская В.Д., воспитатель

Программное содержание:

  • расширять кругозор детей, знаниями о профессиях работников сельского хозяйства (агроном, доярка, ветврач);

  • расширять знания о процессе создания хлеба;

  • формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.

Оборудование и демонстрационный материал: дидактический материал из пособия «Профессии» (агроном), набор игрушек, машины.

Предварительная работа: чтение литературы о труде агронома, колхозника, рассматривание иллюстраций в художественной литературе, беседы о прочитанном.

Словарь: агроном, плуг, борона, удобрение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить? (без воздуха, пищи, воды).

Воспитатель: Некоторые продукты питания люди добывают в лесу или в море. Но уже в незапамятные времена люди не просто охотились на животных и собирали полезные растения, а научились специально разводить некоторые из них. Называется такое занятие – сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Главное, что нужно, чтобы работать на земле – это любить землю и всё, что на ней растёт. Ну и, конечно, нетрудно догадаться, что в наши дни работникам сельского хозяйства помогают машины. Тракторы, сеялки, комбайны, поливочные машины. Поэтому без инженеров в сельском хозяйстве не обойтись, так же как и без учёных.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одной из главных профессий на селе – агрономом. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы. Он регулирует поступление воды в почву в связи с периодом развития растений следит за сроками проведения работ (в зависимости от вида культур.). Он также проводит расчёты потребности в удобрениях на основе химических анализов почвы, планирует их приобретения для хозяйства, определяет дозы и сроки, способы внесения удобрения в почву.

Воспитатель: Под руководством агронома ведётся размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведётся подготовка их к посеву (очистка, обеззараживание, сортировка). Им определяются способы и глубины посевов, норма высева семян. Он осуществляет контроль за качеством всех посевных работ. Агроном определяет сроки и очерёдность уборки урожая. В период хранения ведёт наблюдение за состоянием зерна, регулирует температурный режим. Во время проведения всех видов работ. Агроному приходиться рекомендовать применение тех или иных орудий, сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов. Поэтому агроном должен знать всю основную сельскохозяйственную технику. Он занимается изучением различных болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, внедрением новых способов борьбы с ними.

Воспитатель: Не простое это дело – хороший урожай получить. О нём надо думать уже зимой: снег на полях задерживать, семена к посеву заранее подготовить. Весной агроном ходит в поле каждый день, проверяет почву. Хорошо ли прогрелась земля? Не пересохла ли? Время для сева нужно очень точно выбрать. Не даром в народе говорят, что весенний день целый год кормит!

И летом у агронома много забот. Во время нужно организовать борьбу с сорняками. Управившись с сорняками, следи, когда урожай поспеет. Поспел урожай, - агроном вызывает машины для его уборки.



(Показать иллюстрации, какие машины).

Убрали урожай, опустели поля. И снова у агронома забота – готовиться к следующей весне.



Руки человека Яков Дягутите

Склонила тяжёлую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню,

Как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану,

И к людям приду».



Воспитатель: После того, как убрали урожай, его нужно переработать! Вы, наверное, помогали дома запасать на зиму овощи и фрукты. Знаете что такое варенье. Знаете, что такое соленья и маринады. Но всё равно дома не приготовишь столько полезных вещей из продуктов сельского хозяйства. Для этого есть много заводов и фабрик, где трудятся рабочие и инженеры. Делают сахар, муку, сгущённое молоко, сыр. И еще много всяких вкусных и полезных вещей из продуктов сельского хозяйства.

Воспитатель: Скажите ребята, с какой профессией вы сегодня познакомились? (агроном).

Воспитатель: В чём заключается работа агронома? (отбирать сильные зерна, решать, когда их сеять, когда собирать урожай, готовить поля для посевов)

Воспитатель: Почему так важен его труд? (чтобы был богатый урожай, чтобы у людей были продукты).

Воспитатель: Что для вас было самым интересным? (Ответы детей).
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница