Методическое пособие Саморазрушающее (аддиктивное) поведение детей и подростков



страница1/5
Дата10.02.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4   5
Информационно-методическое пособие

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Саморазрушающее (аддиктивное) поведение детей и подростков

 

 



 

 

 



 

Понятие «аддиктивного поведения». Факторы риска.

 

Алкоголизм.

 

Наркомания.

 

Токсикомания.

 

Другие зависимости.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 В ходе реформ в современной России материальные потребности у определенных людей резко возросли, а социальные и духовные сократились, вся структура общества разрушилась. Экономические отношения перестали контролироваться нормами культуры и нравственности. Собственность стала самоцелью. Самым доходным видом бизнеса стали деструктивные развлечения, которые ведут к вымиранию нации.

 Среди многих проблем России одно из важнейших мест заняли проблемы аддиктивного поведения современной молодежи. Наркомания, алкоголизм, токсикомания и другие отрицательные явления стали угрожать здоровью населения всей страны. Данные явления начали  распространяться на территории России угрожающими темпами. В решении данных проблем появилась необходимость системной работы, ориентированной на использование всего арсенала профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер.

Профилактическая работа – это не скоротечная кампания, а важный элемент социальной политики государства, с вовлечением в нее, наряду с государственными органами, общественных, религиозных организаций, средств массовой информации.

 

1.     Понятие «аддиктивное поведение». Факторы риска

 

Аддиктивное поведение детей и подростков – это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Аддиктивное поведение относится к групповому «социализированному» типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы «риска формирований состояний зависимости», непатологические и патологические формы аддиктивного поведения.

            Профилактика зависимости от наркотических средств представляет собой стратегию, направленную на снижение факторов риска в «группах риска формирования зависимости».

Аддиктивное поведение (от англ.addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение  и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры  в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, т.е. химическая аддикция, а также нехимическая аддикция – компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

Зависимость, по определению ВОЗ (1965), есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемой повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую.

Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психических дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

2. Алкоголизм

Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Пьянство – это чрезмерное употребление алкоголя не обязательно в рамках хронического алкоголизма.

По определению ВОЗ, алкоголики – это «интенсивные пьяницы, зависимость которых от алкоголя достигает такой степени, что возникают явные психические нарушения или конфликты в физическом и психическом здоровье, в их межличностных отношениях и хозяйственных функциях, или они являются продромом такого развития и поэтому нуждаются в лечении».

Алкоголизм сам по себе – расстройство не психическое, но при алкоголизме могут возникнуть психозы, причиной которых служит как хроническое отравление самим алкоголем, так и вызванные им нарушения метаболизма, в особенности функций печени. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов.  На последней стадии развивается деменция (Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., 1995).   Алкогольное опьянение проявляется психическими, неврологическими и соматическими нарушениями.  У непьющих простое опьянение встречается наиболее часто. Эффект действия алкоголя не всегда однозначен и меняется в зависимости от возраста и «стажа»  пьющего, общего состояния организма, особенностей конституции и нервной системы, от дозы алкоголя, от скорости его всасывания в кровь и от чувствительности к нему организма.  Обильная, особо богатая жиром и крахмалом (картофель) пища замедляет процесс всасывания. Натощак и в присутствии углекислоты (шампанское, газированная вода, напитки) всасывание ускоряется.  Чувствительность повышается при утомлении, голодании, недосыпании, охлаждении или перегревании.



Психическая зависимость – патологическое стремление к опьянению, преследующее цель устранить чувство дискомфорта (достичь реакции, устранить тревогу, неуверенность, повысить активность, обострить воображение, общение).

Чаще психическая зависимость проявляется:

- у незрелой личности, склонной искать защиту, поддержку, неспособной принимать состоятельно обдуманные и рациональные решения, имеющей повышенную внушаемость и пр.)

-  при наличие конституциональных, органических особенностей личности (черепно-родовая травма, акцентуации характера и пр.)

-  при специфическом характере выполняемой деятельности (нервные перегрузки, служебные и творческие неудачи, неудовлетворенность личной жизнью, отсутствие условий реализации жизненно важных целей, социально-экономическая невостребованность приводит к личной несостоятельности и пр.)

            Общая схема такова: возникает возбуждение, подъем, вызванный в основном борьбой организма с поступившим ядом, а затем возможно расслабление, угнетение, сон. Психические процессы также изменяют свою продуктивность под влиянием алкоголя.  Исследования показали: увеличение дозы алкоголя способствует единообразным изменениям интеллектуально-мнестических процессов, наблюдаются изменения моторики, рассогласуются движения, появляется речевая расторможенность.

            Выделяют типичную (простое опьянение) и атипичную картину опьянения. Простое опьянение имеет три степени.

            Легкая степень опьянения напоминает гипоманиакальное состояние и проявляется повышенным настроением, чувством недовольства, комфорта, желанием общаться. Люди становятся говорливыми, речь громкая, быстрая, мимика утрированная, жесты размашистые, движения порывистые, но точные. Внимание отвлекается, память ухудшается. Отмечается тахикардия, повышается аппетит, расторможенность сексуального влечения. Через 2-4 часа наступает вялость, сонливость. Период опьянения вспоминается хорошо.

            Средняя степень. Здесь наблюдаются выраженные неврологические нарушения: речь делается смазанной (зизартрия), походка – шаткой, с покачиваниями, почерк резко меняется. Нередко возникает тошнота, рвота (при развитии алкоголизма это исчезает). Настроение неустойчивое: эйфория чередуется с раздражительностью, озлобленностью, склонностью к скандалам и агрессии. Внимание переключается с трудом, ориентировка сохранена. Возбуждение сменяется глубоким сном, за которым следуют разбитость, вялость, головная боль. Некоторые события в состоянии опьянения помнятся смутно.

            Тяжелая степень характеризуется угнетением сознания – от оглушения до сопора и комы.  Стоять человек не может, лицо амимично, возможна рвота, нередко недержание мочи, кала, тело становится холодным. Малопонятное бормотание с отдельными эмоциональными выкриками переходит в беспробудный сон – сопор, во время которого даже нашатырный спирт не вызывает никаких ответных реакций. В коматозном состоянии исчезает зрачковая реакция, дыхание затрудняется. Воспоминания не сохраняются.

            Атипичная картина развивается при некоторых видах психопатии (расстройство личности), после перенесенных черепно-мозговых травм, мозговых инфекций, нейроинтоксикаций, психических заболеваний, при некоторых хронических соматических заболеваниях. Атипичному опьянению способствуют: бессонница, эмоциональный стресс, сочетание алкоголя с другими токсическими или лекарственными средствами. Выделяют дисфорическое опьянение, депрессивное, сомнолепное, истерическое, гебефреническое.

            Дисфорическое опьянение встречается при эпилептоидной психопатии и акцентуациях характера эпилептоидного типа, после черепно-мозговой травмы, при эпилепсии и изменениях личности. Вместо эйфории возникает дисфория – злобно-мрачное настроение с желанием «разрядиться» на окружающих. Они пристают к другим, задирают их, наносят побои, иногда жестокие, в драке звереют, ломают, бьют.  В одиночестве могут наносить самоповреждения, порезы.

            Депрессивное опьянение характерно для тех, кто вообще склонен к депрессиям (циклоидные и сенситивные личности), или для перенесших тяжелые психические травмы, употребляющих алкоголь, чтобы «забыться». Жалобные причитания и плач сопровождаются высказываниями о мрачной безысходности, самоупреками, самобичеванием или обвинениями других в несправедливости. У больных в состоянии легкого опьянения иногда бывает только мрачный вид, они молчаливы, переживания таят в себе. В эти моменты они могут совершать неожиданные для окружающих суицидальные действия.

            Сомнолепное опьянение встречается  у  астеничных ослабленных субъектов при быстром всасывании алкоголя, а также при сочетании его с транквилизаторами или клофелином. Эйфория мимолетна или отсутствует, вегетативные нарушения не выражены. После употребления алкоголя быстро наступает сон. Его глубина и продолжительность зависят от степени опьянения.

            Истерическое опьянение  встречается при истерической психопатологии и акцентуации характера. Проявляется бурной экспрессией, патетическими интонациями, выразительными жестами, позами, утрированной мимикой. Пьяный перед окружающими разыгрывает спектакль, изображая несчастного и страдающего или выдающуюся личность, никем не понятую и т.д. Опьянение может завершиться истерическим припадком.

            Гебефреническое  - с нелепым хохотом, кривлянием, импульсивными поступками, встречается довольно редко.

            Патологическое опьянение.

            Сумеречное патологическое опьянение проявляется отрешенным видом больных, которые куда-то стремятся, от кого-то убегают, проявляют агрессию – жесткую и бессмысленную. Движения хорошо координированы, сохраняются навыки, поэтому окружающие оценивают их как опьяневших, а не пьяных. Совместная деятельность невозможна, все поступки совершаются в одиночку, действуют молча и злобно. Лицо бледное, зрачки расширены. Все завершается крепким сном, амнезия полная. Реже- отрывочные воспоминания, которые впоследствии забываются. Чаще всего встречается при эпилепсии и черепно-мозговых травмах.

            Параноидное опьянение – отличается внезапным, как озарение, бредовым толкованием происходящего (иллюзии, галлюцинации). Страхи, бред изменяют сознание. Выпадают из памяти целые эпизоды, зрительные образы отличаются особой яркостью.

            Каким бы ни было алкогольное опьянение, оно еще непосредственно прямо не говорит о наличии у выпившего хронического алкоголизма. Важнейшие признаки этого заболевания следует искать в промежутках между приемами спиртного. Осевым критерием алкоголизма (и не только) является наличие так  называемой «психической зависимости».

            Алкоголизм обычно развивается после нескольких лет пьянства (злокачественные формы даже за год-два). Однако некоторые лица могут пьянствовать многие годы без развития алкоголизма. 

 

Алкоголизм у детей и подростков

            В последнее десятилетие особую тревогу вызывает «омоложение» алкоголизма, которое обуславливается, в первую очередь, кризисными социально-экономическими изменениями в стране. Рассмотрим психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма.

            Большинство семей детей алкоголиков находится за чертой бедности. Государство, по существу, полностью отказалось от существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании.  Средства массовой информации до определенного времени соревновались в рекламе крепких спиртных напитков, в настоящее время продолжается реклама на пиво. Наблюдается увеличение криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, преступность несовершеннолетних…

            В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решающий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим фактором в этом процессе  являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравления, перенесенные в первые годы жизни, неблагоприятные воздействия окружающей среды, криминальная, аморальная, неполная семьи, акцентуации характера, умственная отсталость и пограничные формы умственной отсталости. Как показали результаты опросов среди подростков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких молодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и неприятие их взглядов и принципов. Очень часто общение с родителями вызывает у подростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине злоупотребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными к совершению правонарушений.

            Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возраста, в частности потребность к группированию со сверстниками из потребности идентификации с ними. Употребление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Употребление алкоголя – это важная часть роли взрослых, которую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуальный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто употребление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть общественные запреты.  Как показали исследования, злоупотребляющие алкоголем испытывали чувство неудовлетворенности собой, отличались безответственностью, незрелостью представлений о жизни, замкнутостью, ненадежностью, эгоистичностью, недоверчивостью и неприятием норм и правил (Райс Ф., 2000).

            Не все молодые люди, иногда позволяющие себе крепко выпить, становятся потенциальными алкоголиками. Проблемная ситуация возникает тогда, когда молодой человек начинает выпивать в основном по психологическим причинам, а не просто за компанию или по поводу какого-либо события. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существование серьезных личностных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений, реже участвуют во внеклассных мероприятиях, чаще не ночуют дома. Очень не многие из них пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в их поведении видна психологическая неуравновешенность, которая заставляет выражать  протест или искать убежища от проблем с помощью спиртного.

            Эти и другие обстоятельства составляют важнейшие предпосылки подросткового и юношеского алкоголизма, способствующие более раннему усвоению алкогольных традиций, установок, на фоне которых формируются все психические процессы и личность в целом.

            Б.С.Братусь, анализируя динамику психического развития детей, злоупотребляющих спиртным, обратил внимание, что дошкольный период не вызывает особых опасений у воспитателей: дети подвижны, охотно общаются со сверстниками, их ведущая деятельность соответствует возрасту. Однако иногда отмечается повышенная возбудимость или истощаемость, несколько изменен и характер их игр: в них больше присутствуют мотивы наказания, элементы жестокости, что, прежде всего, можно отнести за счет влияния микросреды. Вследствие семейного неблагополучия эти дети попадают в группу социально и педагогически запущенных, и их подготовка к школе оказывается не достаточной по сравнению с нормой: они менее приспособлены к учебе и школьным требованиям поведения. Их основные отличия от нормы обычно сводится к тому, что они более утомляемы, более нетерпеливы, возбудимы и раздражительны, не способны к длительному сосредоточению внимания, к длительным психическим нагрузкам. Оказывается, им трудно учится, уже к младшему подростковому возрасту у них появляются трудности в поведении, они становятся нарушителями спокойствия в классе, больше, чем другие, тянутся к уличным компаниям, имеют склонность рано приобщаться к алкоголю.

            По мере усложнения школьной программы таким детям становится все труднее усваивать школьную программу. Их умственная работоспособность ограничивается 15-25 минутами, вторая половина урока проходит мимо их внимания. Они становятся невнимательными, отвлекаются, отвечают невпопад. Все это вызывает осуждение, раздражение учителей, насмешки со стороны сверстников и стойкое негативное отношение к ним. Такому ребенку не под силу бывает самостоятельно справиться с выполнением домашнего задания без дополнительной помощи взрослых. В неблагополучной семье подобная помощь, как правило, отсутствует. Отсюда раздражение, недовольство родителей и обвинения ребенка в лени, тупости, глупости, нередки различные наказания – от лишения каких-либо благ до физического наказания.

            В результате важнейшие потребности ребенка этого возраста, тесно связанные с его учебной деятельностью (потребность в одобрении взрослых, окружающих, родителей, сверстников, потребность в самоуважении и пр.), начинают ущемляться, фрустрироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт.

            Выходы из этого положения могут быть различными и, к сожалению, далеко не всегда благополучными: иногда такой ребенок становиться на время забитым, подобострастным, тихим; иногда, напротив, стремиться компенсировать недостатки учебы бравадой, дерзостью, выходками на уроке; иногда – ролью постоянного шута в классе; иногда, если позволяют физические силы, - драками и т.п. В исследовании Е.Н.Голублевой, проведенной под руководством Б.С.Братуся, было показано, что уже в раннем детстве и младшем школьном возрасте на операциональном уровне воспринимаются и усваиваются будущими «трудными» детьми разнообразные асоциальные формы поведения, например «выяснение отношений» как обязательная драка и т.п.

            Наблюдения показывают, что именно с подросткового возраста эти дети начинают злоупотреблять алкоголем. Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отягощенного психического развития выбирает в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Как правило, им выбирается не алкоголь, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпровождения является выпивка. Это компания, группа, которую в литературе называют по-разному – уличной, дворовой, асоциальной и т.п. Эти группы могут быть однородными по возрасту или разнородными, с двумя-тремя старшими заводилами. Чем же привлекают эти группы, почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка (часто неосознанным желаниям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т.п.), выбирают именно алкоголь?

            Главным здесь является то, что в уличной микросреде подростки, если ни в каком другом месте не находят реального поля для самоутверждения, могут обрести наконец высокий социальный и личностный статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать в школе, ни в своей семье, ни в какой – либо социально приемлемой внешкольной деятельности. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения (Кон И.С., 1989). Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживается ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т.п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Потребление спиртных напитков, в свою очередь, требует денег, которые у подростков, только начинающих самостоятельную жизнь, либо очень мало, что толкает группу на первые выраженные асоциальные, криминальные поступки. Алкогольные эксцессы подростков (несовершеннолетних) – это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Алкоголизм среди детей и подростков изначально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра.

            С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие микросреде ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговора, порицания, административное воздействие), либо их «пуганием» последствиями алкоголизма, пагубными перспективами связи с «другой компанией». Подобные меры, будучи негативными, не могли оградить подростка от уличной компании. Эти меры не сочетались с психологически обоснованными запросами подростка социально приемлемого стиля жизни и таких форм деятельности, в которых они могли бы быть успешными и удовлетворяли их эмоциональные чувства и социальные ожидания. Его потребности в личном эмпатийном общении, ощущении собственной значимости, защищенности, силы удовлетворялись только в этой девиантной группе. Уличная компания, пусть в извращенной форме, но давала им все необходимое. В подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии окружающих взрослых лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компании, отрезая подростку или, во всяком случае, крайне затрудняя путь возвращения к благополучному детству.

            Внешние черты личности подростка, для которого затруднен возврат в благополучную среду, достаточно подробно описаны клиницистами. Они отмечают, что больным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заостренность характерологических черт, депрессивные реакции, нарушение социальной адаптации, узость интересов, асоциальные тенденции, циничность, эмоциональная холодность, утрата привязанности к семье и т.п. Для целей криминологического исследования следует особо отметить такие черты подростков –алкоголиков, как подозрительность, недоверчивость, повышенная мнительность, необоснованная ревность, готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становиться ведущим мотивом поведения. Все перечисленные качества действительно приводят к усилению репрессивных мер по отношению к подростку или полному дистанцированию и изоляции его от общества, тем самым провоцируя бродяжничество или раннюю криминализацию.

 

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница