Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» Под



Pdf просмотр
страница1/228
Дата04.04.2019
Размер7,07 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   228



ПСИХОЛОГО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО
И
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
С
приложением альбома
«Наглядный материал для обследования детей»
Под редакцией
Е
.
А
.
СТРЕБЕЛЕВОЙ
2-
е

издание
,
переработанное

и

дополненное
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
2005


УДК 376(072)
ББК 74.3
П86
Федеральная целевая программа «Культура России!?
(подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)
Авторы:
Е. А. Стребелева,
доктор пед. наук, профессор,
Г. А. Мишина, канд. пед. наук,
Ю. А.
Разенкова,
канд. пед. наук,
А. Н. Орлова,
канд. псих, наук,
Н. Д.
Шматко,
канд. пед. наук.
Рецензент:
С. Д. Забрамная,
канд. пед. наук, профессор.
Психолого
- педагогическая диагностика развития
П86
детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.
А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой.

2- е изд., перераб. и доп.

М. : Просвещение, 2004.

164 с. +
Прил. (268. с. ил.).

18ВМ 5
-09-012040-4.
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого
- медико
- педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам до
- школьных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Первое издание вышло в 1998 г. без приложения.
УДК 376(072)
ББК 74.3
©
Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А.
и др., 1998 © Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети Рос
- сии» Минобразования России
© Издательство «Просвещение», 2005,
с изменениями
© Художественное оформление.
«ЗМН Издательство «Просвещение», 2005
Все права защищены
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка
— пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов (Л. С. Выготский, 1935; А. Р. Лурия, 1976; А. А.
Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная, 1981, 1995, 1998; Э. И.
Леонгард, 1972; В. И. Лубовский, 1989 и др.).
Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л. С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которые определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что особенно ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно
Исходными позициями для психолого
- педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста явились положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а в дошкольном
— игровая, в недрах,
которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.
При подходе к отбору методик для психолого
- педагогического обследования учитывался тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения обще
-
3

ственного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития).
Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.
При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений)
признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально
- диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
Предлагаемые методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2

3 лет и дошкольного возраста 3

7 лет и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.
Разносторонность диагностирования познавательного развития детей 2

7 лет позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия.
Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, вос
- питывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.
Данная работа основана на многолетнем опыте иссле
- довательской и практической деятельности психолого
- медико
- педагогического консультирования детей раннего и дошкольного возраста в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   228


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница