Методическое пособие Родителям о детях



Скачать 195.5 Kb.
страница1/3
Дата21.04.2016
Размер195.5 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3
Методическое пособие
Родителям о детях
Составитель: Г.П.Звездина

Предлагаемые методические материалы могут использоваться педагогами – психологами образовательных учреждений в просветительской работе с родителями с целью профилактики нарушений детско – родительских отношений и повышения психолого – педагогической грамотности родителей.

Целью предлагаемого пособия является повышение психолого-педагогической культуры родителей, оказание практической помощи родителям по реализации функции семейного воспитания.

Данное методическое пособие адресовано педагогам-психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с родителями.



Введение
Изменения, произошедшие в современном мире, трансформировали социокультурную ситуацию развития подрастающего поколения. Социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия современного подрастающего поколения, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К таким особенностям относятся:

- увеличение скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта;

- стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира;

- многоканальная социализация, смещение ценностных ориентаций;

- углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др.

В сложившихся условиях изменяется роль семьи и других социальных институтов. Образовательные институты смещают акцент с обучения на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Становится актуальной проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирование социокультурной идентичности.



Целенаправленные действия субъектов образовательного процесса ориентированы на развитие у обучающихся и воспитанников базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

Возрастающая роль семьи находит отражение в реализации Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Ступени реализации Концепции отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:



  1. Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

  2. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

  3. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

  4. Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Одними из важных условий реализации образовательной программы являются:

  • участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и  условий ее реализации;

  • обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

Особенности работы педагога-психолога с родителями
На современном этапе развития общества существует явный дефицит психологичес­ких знаний, недостаточно развита психологическая культура населения, предпо­лагающая интерес к другому человеку, уважение особеннос­тей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, особенно это проявляется в условиях многоканальной социализации личности ребенка.

Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому только при наличии единого стиля требований семьи и школы можно рассчитывать на успех. 


   Каким вырастет ребенок - во многом зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития. 

Родителям, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, владеть технологиями взаимодействия с ребенком. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье.  В свою очередь, повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального развития детей.

Перед практическим психологом образования стоит очень важная задача - повы­шать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

С целью повышения психолого – педагогической грамотности родителей перед педагогом-психологом стоит проблема организация системной работы с родителями.

Для организации работы с родителями, необходимо учитывать функции взаимодействия семьи и образовательного учреждения:
1. Информационная. 

2. Воспитательно – развивающая. 

3. Формирующая. 

4. Охранно – оздоровительная. 

5. Контролирующая. 

6. Бытовая. 

Практическая работа педагогов-психологов с родителями детей в образовательном учреждении может реализоваться через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: 

- психолого-педагогическое просвещение;

- психологическое консультирование;

- психолого-педагогический анализ семьи (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности); 

- формирование активной педагогической позиции родителей, через совместные действия; 

Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. 


Условия оптимального сотрудничества семьи и образовательного учреждения

1. Единство требований к учащимся. 

2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка). 

3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации). 

4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция). 
5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка. 
6. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. 

7. Различные формы сотрудничества с родителями. 


Дифференцированный подход в работе с родителями

Дифференцированный подход является одним из методов индивидуализации работы с родителями. Можно предложить один из вариантов дифференцированного подхода, основанного на типологии семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. 



Выделяют следующие типы семей: 

1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются. 

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога. 
3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 
4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна

5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. 

Свою работу с родителями психологи и педагоги могут строить на методике контактного взаимодействия. 


Методика контактного взаимодействия психолога и педагога с родителями

1. Поиск контактов (процесс первого общения). 

2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы). 

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество). 


4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.). 
5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка). 

6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников). 


Методы изучения семей 

1. Наблюдение. 

2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, социального педагога и т.д.) 

3. Индивидуальные беседы. 

4. Тестирование. 

5. Анкетирование. 

6. Диагностика. 

7. Деловые игры. 

8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье. 
На основании полученных данных можно заполнить социальный паспорт семьи. 

Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы. Важным условием является инициирование активности родителей и возможность ими самостоятельного выбора формы совместной деятельности.



Формы работы с родителями

1. Встречи за «круглым столом». 


2. Родительские собрания. 
3. Индивидуальные встречи «разговор по душам». 
4. Встречи с администрацией 
5. День открытых дверей. 
6. Класс-концерты 
7. Письменный телефон доверия. 
8. Совместные праздники. 
9. Семейные конкурсы. 
При работе с родителями важно использовать дифференцированный подход и запрос родителей на помощь и форму взаимодействия. Это позволит психологу оказать адресную помощь родителям, а педагогу составить конкретный план работы с семьей. 
 

Возрастно-психологические особенности школьников
1.Психические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация обучения в школе ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

 В школе происходит стандартизация условии жизни ребенка. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

Школьный возраст открывается критическим, или переломным, периодом, который определяется как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.

Ребенка 7-ми лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостачочная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Самой существенной чертой кризиса семи лет принято называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживании, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть особые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормативный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются у ребенка, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящие. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.

Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Начинается новый период с новыми обязанностями, с систематической деятельностью учения. Изменилась жизненная позиция ребенка, которая вносит перемены в характер его отношений с окружающими. Новые обстоятельства жизни маленького школьника делаются основой для таких переживаний, которых у него раньше не было.

Важной предпосылкой развития младшего школьника как субъекта общения является появление у него наряду с деловым общением новой внеситуативно-личностной формы общения. По исследованиям М.И. Лисиной эта форма начинает развиваться с 6-летнего возраста. Предмет подобного общения - человек. Ребенок расспрашивает взрослого о его чувствах и эмоциональных состояниях, а также пытается рассказать ему о своих отношениях со сверстниками, требуя от взрослого эмоционального отклика, сопереживания своим межличностным проблемам.
2. Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии ребенка, находящийся между дет­ством и ранней юностью.
Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным?

Основное социальное и психологическое содержание подросткового возраста – переход от детства к взрослости.


Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет. Данный возрастной период можно разделить на младший (от 11 до 13-14 лет) и старший (от 13-14 до 16 лет) подростковый возраст.

Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны раз­вития.

У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опе­режают их и т. п. Например, девочки во многих отношени­ях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и пси­хическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.



Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками.

Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.

Особенности двигательной сферы: снижение двигательной активности.
Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях; развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления; активное развитие монологической, эгоцентрической и письменной речи; совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти; пик развития воображения.

Особенности развития личностной сферы:

  • расширение самосознания: поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»;

  • появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи;

  • развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию;

  • повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого;

  • эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность действий;

  • развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении; обострение черт характера (акцентуации);

  • наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.

Особенности развития социальной сферы: вызывающее поведение в общественных местах; межличностные отношения строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью, она отходит на второй план; появление различных увлечений, которые затягивают подростка, где он себя реализует; личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными; появляется референтная (значимая) группа; возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.


Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис. Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса становятся противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое повзрослевшего ребенка. Причины такого противоречия кроятся в появлении чувства взрослости, в психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации. В результате кризис подросткового возраста выливается в следующие признаки и проявления: агрессивность в общении со взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка.


Каталог: activity -> psychology -> normative base -> index.php -> %D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
activity -> «О проблемах формирования на территории Иркутской области системы постинтернатного сопровождения выпускников детских учреждений»
activity -> Современные стратегии работы с учебным текстом
activity -> Конкурс «Лучший воспитатель дошкольного учреждения»
activity -> Дёмкина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы мбоу «Урдомская сош» п. Урдома Ленского района Архангельской области
activity -> Законы Ману», «Артхашастра»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница