Методическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия»



Скачать 482.29 Kb.
страница1/16
Дата22.02.2016
Размер482.29 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию города Барнаула


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» «Валеологический центр»

Алтайская государственная педагогическая академия

Методическое пособие

по итогам городского конкурса

«Здоровое поколение третьего тысячелетия»

Барнаул - 2012

Печатается по решению


Комитета по образованию города Барнаула в рамках выполнения городской целевой программы «Комплексные меры по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и противодействию незаконному обороту наркотиков в г. Барнауле на 2010-2014гг.»

Методическое пособие по итогам городского конкурса методических разработок «Здоровое поколение третьего тысячелетия» / Под ред. А.В.Артемова. – Барнаул, 2012. – 275 с.


Главный редактор:

Артемов Александр Владимирович, председатель комитета по образованию города Барнаула

Рецензент:

Холодкова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент Алтайской государственной педагогической академии

Составители:

Васильева Надежда Геннадьевна, главный специалист комитета по образованию города Барнаула, Мельничук Инна Васильевна, директор МБОУ ДОД ДОО(П)Ц «Валеологический центр» г. Барнаула; Юшкова Наталья Александровна, заведующая валеолого-педагогическим отделом МБОУ ДОД ДОО(П)Ц «Валеологический центр» г. Барнаула, Мельничук Сергей Иванович, учитель-валеолог МБОУ ДОД ДОО(П)Ц «Валеологический центр» г. Барнаула.


В пособии освещен опыт работы педагогов школ, дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования г. Барнаула по организации и проведению уроков в общеобразовательной школе, содействующих сохранению здоровья и воспитанию здорового образа жизни учащихся через преподаваемые предметы. Приводятся примеры внеклассных мероприятий, несущих учащимся знания, необходимые для укрепления здоровья.

Предисловие.

Неудовлетворительное состояние здоровья подрастающего поколения – это результат не только социально–экономических, экологических и медицинских факторов, но и отрицательного воздействия превалирующих в практике школ здоровьезатратных образовательных технологий. Стремление ряда педагогов к совершенствованию школьного обучения, созданию благоприятных условий для развития и формирования здоровья учащихся пока не стало приоритетным в массовой школе, хотя и в Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, и в Национальной доктрине образования Российской Федерации обучению и развитию здорового человека уделяется наибольшее внимание. Следует отметить, что и в принятой еще в 1990 году Всемирной организацией здравоохранения программе по охране здоровья человека, ведущая роль отводится общеобразовательной школе. Тем не менее, массовая школа еще не готова к реализации социального заказа по сохранению, укреплению и формированию здоровья, хотя многие педагогические коллективы ставят перед собой подобную цель и ведут поиск новых форм и методов работы.

В последние годы появились различные здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальных проблем современного образования – охрану и формирование здоровья учащихся. О некоторых из них рассказывает профессор Н.К. Смирнов в книге «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» (2003). Актуальные вопросы охраны физического здоровья учащихся в процессе обучения и организации школьной валеологической службы рассматриваются в книге С.В. Попова «Валеология в школе и дома» (1997).

В ряде регионов страны внедряется рекомендованная Минобразованием России междисциплинарная программа "Здоровье" для средних школ, обеспеченная серией учебно-методических разработок и пособий для учителей (под редакцией В.Н. Касаткина и Л.А. Щеплягиной), в т. ч. по курсам истории, естествознания, биологии, математики.

Содержательные материалы по интеграции валеологических знаний в общеобразовательные предметы представлены в методическом пособии «Здоровью надо учить!», изданном в 2000 году под редакцией профессора Н.П. Абаскаловой, обобщающем опыт работы новосибирских педагогов. Можно вполне согласиться с мнением авторов этого пособия о необходимости рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным. Как справедливо отмечает Н.П. Абаскалова, не учащиеся должны адаптироваться к системе образования, а программы и методы обучения и воспитания должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья.

Мы также глубоко убеждены, что формировать у ребенка ценностное отношение к собственному здоровью, давать необходимые знания для его осмысленного сохранения и укрепления, воспитывать стремление к здоровому образу жизни можно через все школьные предметы, используя базовый учебный материал и дополняя его необходимыми валеологическими сведениями. Это особенно актуально в современных условиях, когда из-за перегруженности школьной программы специальные уроки валеологии почти нигде не проводятся. Поэтому важно, чтобы формирование у школьников мотивации к сохранению и укреплению здоровья, здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек, приобретение валеологических знаний происходило постоянно на протяжении всего периода обучения в школе. Да и кто, как не специалисты в области биологии, химии, физики, истории, литературы, глубоко знающие свой предмет, лучше донесут до учащихся интересные и полезные научные данные, исторические и литературные факты, имеющие отношение к проблеме сохранения индивидуального здоровья человека и здоровья нации в целом.

Есть масса любопытнейших научных и исторических фактов, имеющих отношение к здоровью, знание которых не только расширит и углубит кругозор учащихся, но и повысит их интерес к изучаемому предмету. Наиболее широкие возможности формирования культуры здоровья у школьников имеют учителя биологии, поскольку большинство разделов этого предмета так или иначе связаны с проблемой здоровья. Но и педагоги других специальностей могут внести свой вклад в валеологическое воспитание учащихся, предлагая им данные из своих областей знания. Это и сведения о воздействии (полезном и вредном) на организм человека физических процессов и явлений, вмешательстве в обменные и физиологические процессы различных химических веществ и реакций, влиянии их на окружающую природу, экологию, генетическую наследственность. Это и теоретические знания по предупреждению негативных последствий этого влияния, и практические умения, навыки безопасной работы с механическими, электрическими и другими приборами, химическими реактивами. Учитель истории может привести примеры физического совершенствования и закаливания организма, использовавшиеся в древней Греции, Спарте, Руси. На известных исторических фактах эпидемий чумы, оспы, холеры показать профилактическую роль своевременных прививок и соблюдения санитарно-гигиенических норм. Учитель литературы может акцентировать внимание учащихся на факторах здорового и нездорового образа жизни на примерах из литературных произведений («Мойдодыр» у К. Чуковского и «Обломов» у И. Гончарова), жизни великих писателей, поэтов (купание в проруби А.С. Пушкина). Подобные примеры можно продолжать бесконечно, а это говорит об огромных потенциальных возможностях воспитания культуры здоровья у школьников через базовые учебные предметы.

Могут возразить, что такая подача материала увеличит и без того большой объем информации, вызвать перегрузку учащихся, наконец, увести его от основной темы урока. Думаю, эти опасения не имеют серьезных оснований. И здесь, конечно, все зависит от учителя, его знаний, педагогического мастерства и, главное, понимания важности и неотложности проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения, желания участвовать в этом процессе. Мы убеждены, что при методически правильном подходе, четкой формулировке целей и задач урока, использовании средств и методов профилактики и минимизации утомления, своевременном снятии психологического напряжения, некоторое увеличение объема информации приведет к возрастанию уровня знаний без потери здоровья учащихся.



На наш взгляд, для успешного воспитания культуры здоровья школьников через предмет учитель должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего, он должен очень хорошо знать свой предмет и не только в пределах учебной программы, а постоянно углубляя и расширяя багаж знаний, накапливая факты и сведения, имеющие отношение к проблемам здоровья. Он должен овладеть методикой грамотного использования этих сведений в процессе преподавания своего предмета, умением преломлять тему урока так, чтобы на примере конкретных фактов обратить внимание и интерес учащихся к вопросам сохранения своего и общественного здоровья. Наконец, каждый учитель должен владеть современными здоровьесохраняющими технологиями, знать способы и средства профилактики утомления учащихся на уроке, уметь проводить физкультпаузы, физкультминутки и прочие мероприятия, способствующие сохранению работоспособности и здоровья школьников и формированию у них мотивации к здоровому образу жизни. Подготовка учителей к такой деятельности не должна ограничиваться процессом их обучения в педагогических вузах или системе повышения квалификации преподавателей, она должна использовать практический опыт наиболее квалифицированных педагогов, серьезно занимающихся этой проблемой.

Настоящее пособие подготовлено с целью познакомить педагогов и руководителей образования с положительным опытом оздоровительной работы, реализуемой в школах и дошкольных образовательных учреждениях города Барнаула, и творчески использовать его в своей деятельности. Предлагая свои разработки для практического использования, авторы и составители пособия надеются на конструктивный обмен мнениями по проблемам сохранения здоровья школьников и дальнейшей совместной работы в этом направлении.


Г.А.Калачев



доктор медицинских наук, профессор

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - «Детский сад № 209 «Росток»

Автор: Баева Лариса Владимировна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе. Высшая квалификационная категория.
Модель

информационно-образовательного пространства

взаимодействия с семьями воспитанников,

отвечающей стратегии ЗОЖ.


Компонент

Цель

Содержание деятельности

Информационно-ознакомительный



1. Познакомить родителей со здоровьесберегающей деятельностью ДОУ;

2. Выработать единый стиль воспитания здорового образа жизни ребенка в семье и в образовательном учреждении;

3. Создать устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения среди родителей.



1. Собеседование с родителями при приеме ребенка в детский сад.

2. Выступление с презентацией ДОУ на общем собрании (с использованием мультимедиа);

3. Выступление в СМИ о здоровьесберегающей деятельности ДОУ;

4. Выпуск рекламных буклетов «Хорошо у нас в саду!»;

5. Заключение согласительных документов с родителями на проведение оздоровительной работы с детьми;

6. Презентация визитной карточки среди родителей каждой группы.

Аналитический


1.Определение социального заказа среди родителей в оказании оздоровительных услуг;

2. Выявление валеологической компетентности родителей с целью проектирования здоровьесберегающего пространства.

1. Анкетирование, опросники, тестирование среди родителей;

2. «Валеологическая копилка»;

3. Заполнение журналов здоровья по результатам комплексной диагностики воспитанников;

4. Анализ листов здоровья «Что полезного я сделал для своего здоровья в течение дня» (старший дошкольный возраст).


Просветительный



1. Обеспечить оптимальный уровень здоровья всех субъектов образовательного пространства путем освоения различных видов здоровьесберегающих технологий;

2. Активизировать и обогатить практические умения и навыки родителей в оздоравливании детей, поддерживая их уверенность в собственных педагогических возможностях;

3. Выявлять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания в оздоравливании.



1. Оформление информационной рубрики для родителей «ОКНО»

(очень короткие новости);

2. Передвижная библиотечка методической литературы «Все о здоровье»;

3. Оформление валеологических вестников и календарей здоровья;

4. Информационно-практические консультации и тематические собрания (с привлечением специалистов ДОУ);

5. Семинары практикумы;

6. Мастер-классы по освоению оздоровительных технологий;

7. Индивидуальные беседы;

8. Оформление положительного опыта семейного воспитания на электронных носителях (флэш картах, дисках);

9. Создание индивидуальных портфолио семей с положительным опытом работы по оздоравливанию;

Практический



1. Реализация права родителей участвовать в деятельности детского сада;

2. Создание открытого информационно-образовательного пространства взаимодействия;

3. Вовлечение родителей в интересную и содержательную деятельность образовательного учреждения.


1. Организация совместных проектов (оздоровительных);

2. Ежегодное проведение Фестиваля здоровья;

3. Акции, конкурсы;

4. Организация тематических дней «Я сам творю свое здоровье»;

5. Организация валеологических праздников, развлечений (с участием семейного театра здоровья), соревнований, викторин;





Модель здоровьесберегающего проекта

«У нас в гостях Неболит
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный.
Основная цель: Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к ценностям ЗОЖ, используя медико-профилактические технологии.
Участники: дети (старшего возраста), родители, инструктор по ЛФК, воспитатель ИЗО, мед. работник, воспитатели.
Содержание деятельности:


Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

1. Организация тематического дня «У нас в гостях Неболит!»:

- игровая мотивация «Неболит прислал письмо»;

- интервью-опрос от Неболита «Как я укрепляю свое здоровье...»;

- Оздоровительное занятие «Путешествие в профилакторий Неболита»;

- Коррекционно-развивающее занятие по ЛФК «Каждый с детских лет одет в крепкий мышечный корсет»;

- Динамический час после сна: «Советы от Неболита»

2. Исследовательская деятельность в валеологической лаборатории «Изучи себя сам!»;

3. Рисунки здоровья: оформление правил «Что полезно и вредно для осанки»;

4. Самостоятельная деятельность в центре здоровья: картотека (в рисунках) упражнения для укрепления осанки.


1. Участие в тематическом дне «У нас в гостях Неболит!»;

2. Участие в оформлении выставки нетрадиционного оборудования для проведения профилактических мероприятий (осанки, плоскостопия);

3. Лекторий «Дифференцированное меню для детей с различной патологией» (привлечение врача-диетолога)

- Дегустация блюд из кисло-молочной продукции.




1. Мастер-класс от инструктора по ЛФК: «Профилактика осанки и плоскостопия»,

2. Разработка памятки для родителей «Закаливание в четыре сезона года»;

3. Выставка нетрадиционного оборудования.

4. Выпуск валеологического вестника по результатам проведения проекта «У нас в гостях Неболит!».





Модель здоровьесберегающего проекта

«Физкульт-Ура!»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.
Основная цель: Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к ценностям ЗОЖ с использованием современных физкультурно-оздоровительных технологий.
Участники: дети (старшего возраста), родители, инструктор по физической культуре, воспитатель по хореографии, воспитатели.
Содержание деятельности:

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

1. Организация тематического дня «Физкульт-Ура!»:

- игровая двигательная разминка с элементами ритмической гимнастики;

- занятие по ритмопластике (с элементами креативной гимнастики) «В стране веселых движений»;

- встреча с интересными людьми: «У нас в гостях тренер по спортивной гимнастике»;

- сюжетно-ролевая игра «Магазин спортивных товаров»;

- развлечение в бассейне «Путешествие на чудо-остров» (двигательные игры и упражнения на воде);

2.Оформление книжек-малышек с элементами словотворчества «Сказки о спортивных атрибутах»;

3. Рассматривание альбомов, телепередач о современных видах спорта;

4. Оформление стенда «Мои спортивные рекорды и достижения».


1. Практико-ориентированный семинар «Современные подходы в педагогике оздоравливания»;

2. Видеотренинг: «Современные физкультурно-оздоровительные технологии»;

3. Организация выставки рисунков: «Физкульт- привет от всей семьи!»;

4. Поездка-экскурсия в спортивно-оздоровительный комплекс «Победа»;

5. Конкурс семейных газет «Спортивные традиции моей семьи».


1. Мастер-класс от инструктора по физической культуре:

«Движение и здоровье»;

2. Презентация модели физкультурно-оздоровительной работы в каждой возрастной группе.

3. Оформление выставки новинок методической литературы по рассматриваемой теме.






Модель здоровьесберегающего проекта

«Путешествие веселых витаминчиков!»
Тип проекта: информационно-игровой, краткосрочный.
Основная цель: Совершенствование условий для оздоравливания детей в весенний период.
Участники: дети (среднего возраста), родители, музыкальный руководитель, воспитатель по хореографии, воспитатели, мед. работники.
Содержание деятельности:


Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

1. Организация тематического дня: «Путешествие веселых витаминчиков»

- игровая ситуация: звуковое письмо от витаминчиков;

- познавательное занятие «Чудо дерево»;

- поисково-познавательная деятельность в уголке природы «Витаминная грядка»;

-занятие по рисованию «Где живут витамины»;

- представление театра-здоровья: «Овощные посиделки».

2. Игра-интервью: «Оздоровительный эффект овощей»;

3. Совместное оформление альбома из рисунков и иллюстраций «Удивительные овощи»;

4. Сюжетно-ролевая игра:

« Кафе здорового питания»



1. Лекторий для родителей «Рациональное питание детей в весенний период»

- дегустация витаминных напитков, морсов;

2.Конкурс семейных газет «Витамин шоу на нашей кухне!».

3. Привлечение родителей к изготовлению декораций, шапочек к театрализованному представлению.




1. Урок кулинарии от Доктора природы (практическое занятие по приготовлению полезных блюд из зелени);

2. Оформление кулинарной книги «Смак» (рецептов блюд и салатов из весенней зелени от родителей).





Анкета для педагога
Уважаемый коллега! С целью эффективной организации недели профессионального мастерства педагогов в форме Фестиваля здоровья просим объективно ответить на следующие вопросы, оценив свои собственные ресурсные возможности (подчеркнув выбранный вариант или предложив свой):
1. Ф.И.О. педагога _______________________________________________


  1. В чем видите свое участие в Фестивале:

- участие в открытых мероприятиях;

- заседания инициативной группы по разработке документов к проведению Фестиваля здоровья (Положения, программы Фестиваля, проведение анкетирования и т.д.);

- участие в выставке авторских и творческих работ по проблеме приобщения взрослых и детей к культуре здоровья;

- участие в жюри конкурса по определению победителей (в заявленных номинациях);

- информационно-методическое обеспечение конкурса ( оформление газеты по результатам конкурса, фоторепортаж в течение конкурсных мероприятий, оформление фотогаллереи мероприятий Фестиваля на сайте ДОУ).

- Ваш вариант участия:_________________________________________




  1. Кто, на Ваш взгляд, объективно способен оценить итоги проведения Фестиваля здоровья:

- специалисты отдела образования;

- родители;

- администрация ДОУ;

- методист по научной работе (к.п.н. доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО);

- специалисты ДОУ;

- ваши предложения по составу жюри_____________________________

4. Ваши предложения и пожелания по организации и проведению Фестиваля здоровья:____________________________________________
Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы помогут увидеть положительные и отрицательные стороны работы ДОУ по вопросам формирования здоровья детей.





  1. Получаете ли Вы от воспитателя достаточно полную информацию о сохранении и укреплении здоровья детей в условиях детского сада?

Да Нет

  1. Удается ли Вам периодически обсуждать с воспитателями текущие проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем детей?

Да Нет

3. Обсуждаете ли Вы с воспитателями мероприятия по оздоравливанию Вашего ребенка в домашних условиях?

Да Нет

4. Видите ли Вы в воспитателе профессионала по вопросам формирования и укрепления здоровья дошкольников?



Да Нет

5. Достаточно ли специалисты ДОУ оказывают Вам необходимую теоретическую и практическую поддержку в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей?

Да Нет

6. Готовы ли Вы поделиться положительным семейным опытом по оздоравливанию Вашего ребенка?

Да Нет

7. Какие спортивные секции Вы бы хотели организовать на базе ДОУ (на платной основе)?



Да Нет

8. Какие, на Ваш взгляд, мероприятия наиболее эффективны в обогащении знаний по проблеме здоровья?

- Организация Фестиваля здоровья;

- Тематические встречи с привлечением специалистов;

- Мастер-классы по оздоравливанию;

- Клубные объединения;

- Организация тематических дней «Я сам творю свое здоровье»

- Акции здоровья, валеологические конкурсы, проекты;

- Ваш вариант_____________________________________________

9. Видите ли Вы реальные изменения в уровне здоровья Вашего ребенка после осуществления системы физкультурно-оздоровительной, медико- профилактической и валеологической работы ДОУ?

Да Нет

10. Ваши пожелания и предложения по улучшению качества работы по данному направлению:____________________________________



Положение

о проведении недели профессионального мастерства педагогов в форме Фестиваля здоровья.


Каталог: methodic
methodic -> Российская медицинская академия последипломного образования
methodic -> Собраться вместе это начало. Работать вместе – это прогресс
methodic -> Проектный метод в личностно-ориентированном образовании как средство развития профессиональных возможностей студента
methodic -> Школа родительства
methodic -> Примерные формулировки целей урока I. Развивающие
methodic -> Программа элективного учебного курса для 11 класса
methodic -> Формирование профессиональных компетенций у студентов специальности Туризм
methodic -> Методические рекомендации по подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница