Методическое пособие по дисциплине конфликтология для Заочного факультета



Скачать 150,46 Kb.
Дата22.02.2016
Размер150,46 Kb.
#11039
ТипМетодическое пособие
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»


Методическое пособие по дисциплине
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Для Заочного факультета (все специальности и направления подготовки)


Санкт-Петербург

2012

Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом Университета

Ш 87 (03)



Конфликтология: Программа и методические указания по изучению курса/ СПбГУГА. С.-Петербург, 2012.

Издаются в соответствии с программой курса «Конфликтология».


Содержат программу, тематический план, планы семинарских занятий, список литературы и вопросы к зачёту.
Предназначены для студентов всех факультетов.

Составитель: Л.Н. Таджибова, канд. соц. наук, доцент.

Рецензент: А.Г. Давыденкова, доктор философских наук, профессор.

© Университет гражданской авиации, 2012




  1. Цели и задачи дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Конфликтология» являются:



  • дать представление о конфликтологии как науке, о существующих в мире научных и практических подходах по решению международных проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур;

  • показать роль специалиста по связям с общественностью в управлении кризисными ситуациями. 

 Для достижения поставленных целей в рамках дисциплины решаются следующие задачи:

  • научить студентов анализировать современные конфликты, понимать их природу;

  • критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;

  • уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;

  • уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур;

  • уметь применять полученные знания в практической работе по связям с общественностью.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Наименование

Всего часов

Семестры

2

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

В т.ч.: аудиторные занятия, всего

46

46

из них: - лекции,

24

24

- практические занятия (ПЗ),







- семинары (С),

22

22

- лабораторные работы (ЛР),







- другие виды аудиторных занятий.







самостоятельная работа студента

26

26

Курсовой проект (работа) (количество)







Расчетно-графические работы (количество)







Контрольные работы (количество)







Реферат (количество)







Вид и количество промежуточного контроля (экзамен, зачет)

Зачет

зачет



3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение в курс

Конфликтология, ее предмет и задачи. Сложности определения понятия "конфликт". История становления конфликтологии как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Мировая наука об урегулировании конфликтов и ведении переговоров. Основные научные направления; исследовательские и учебные центры США, Западной Европы, России.

 

Тема 2. Природа социального конфликта

Источники и причины возникновения конфликта. Границы конфликта. Позитивные и деструктивные функции конфликта. Предмет и объект конфликта. Участники конфликта: прямые, косвенные, посредники. Процесс и динамика конфликта. Стадии и фазы развития конфликта.

 

Тема 3. Типы конфликтов

Проблема типологии конфликтов. Возможные классификации конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт в малых социальных группах. Конфликт больших социальных групп. Политический конфликт. Международный конфликт. Онтологический конфликт.

 

Тема 4. Человеческий фактор в конфликте

Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической совместимости. Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов. Типы конфликтных личностей.

 

Тема 5. Поведение в конфликте

Типичное поведение в конфликтной ситуации. Тест К.Килмена. Односторонние и совместные действия сторон в конфликте. Характеристика основных стилей поведения: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Проблема идентичности и конфликт.

 

Тема 6. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях

Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. "Барьеры" коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.). Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы). Проблема выбора каналов коммуникации.

 

Тема 7. Эскалация и деэскалация конфликта

Основные закономерности эскалации конфликта. Модели эскалации конфликта: агрессивно-оборонительная модель, спиральная модель, модель структурных изменений. "Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Проблемы, связанные с урегулированием конфликта на его разных стадиях. Понятия "переговорного пространства", "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".

 

Тема 8. Урегулирование конфликтов

Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основных понятий - регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов. Соотношение науки и практики урегулирования конфликтов. Проблемы институционализации конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Основные формы регулирования и разрешения конфликтов. Понятия «третья сторона в урегулировании конфликта», “посредничество”, “оказание “добрых услуг”, “наблюдение за ходом переговоров”, “арбитраж”. Основные задачи и средства воздействия третьей стороны. Эволюция роли третьей стороны при урегулировании конфликтов. Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг. Требования, предъявляемые к посреднику. Многообразие видов посредничества. Принудительные меры со стороны посредника при урегулировании конфликтов.

 

Тема 9. Переговоры как средство урегулирования конфликтов

1. Переговоры как научная и практическая проблема. Основные этапы и тенденции в развитии исследований по переговорам. Структура и функции переговоров. Переговорные стратегии (торг, совместный с партнером процесс принятия решения). Тактические приемы на переговорах.

2. Стили ведения переговоров. Национальные стили ведения переговоров. Методологические подходы к их исследованию. Личностный стиль переговоров. Особые случаи в ведении переговоров: многосторонние переговоры, переговоры на высшем уровне. Переговоры в условиях неравенства сил.

 

Тема 10. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов

Условия предотвращения открытых форм конфликта. Предварительные сигналы о зарождении конфликта. Моделирование конфликтов. Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов.

 

3.2. Разделы дисциплины и виды занятий




№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

СРС

Всего часов

1

Введение в курс

2




2

2

6

2

Природа социального конфликта

2




2

2

6

3

Типы конфликтов

2




2

2

6

4

Человеческий фактор в конфликте

2




2

2

6

5

Поведение в конфликте

2




2

2

6

6

Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях

2




2

2

6

7

Эскалация и деэскалация конфликта

2




2

2

6

8

Урегулирование конфликтов

2




2

4

8

9

Переговоры как средство урегулирования конфликтов

4




2

4

10

10

Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов

4




4

4

12




Всего:

24




22

26

72



3.3. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен.
3.4. Практические занятия (семинары)


п/п


раздела


Тематика практических занятий

(семинаров)



Трудо-емкость

(часы)


1




Концепции конфликта

2

2




Сущность, структура конфликта

2

3




Характеристика типов конфликтов

2

4




Влияние фактора личности в конфликте

2

5




Стратегии конфликтного поведения

2

6




Коммуникативный аспект в конфликте

2

7




Динамика конфликта

2

8




Управление конфликтом

2

9




Стратегии переговорного процесса

2

10




Методы предотвращения конфликтов

4



3.5. Самостоятельная работа


п/п


раздела

Виды самостоятельной работы


Трудо-емкость

(часы)


1




Концепции конфликта

2

2




Сущность, структура конфликта

2

3




Характеристика типов конфликтов

2

4




Влияние фактора личности в конфликте

2

5




Стратегии конфликтного поведения

2

6




Коммуникативный аспект в конфликте

2

7




Динамика конфликта

2

8




Управление конфликтом

4

9




Стратегии переговорного процесса

4

10




Методы предотвращения конфликтов

4



4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ. 2000.

  2. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС. 2000.

  3. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики. 2003.

  4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.:Аспект-пресс. 1996.

  5. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Мн.: Харвест. 1999.

  6. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект-пресс. 1999.

  7. Лилей Р. Как работать с трудными людьми. СПб.: Нева,2004.

  8. Основы конфликтологии / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1997.

  9. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. М.: ОЛМА-Пресс. 2001.

  10. Юридическая конфликтология / Ред. В.Н. Кудрявцев. М., Институт государства и права, РАН, 1995.

 б) дополнительная литература:



  1. Аверьянов Л.Я. Социальная напряженность. // Социология: что она знает и может. М. 1993.

  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. 1990.

  3. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М. 1993.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 1996.

  5. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М. 1996.

  6. Дарендорф Р. Конфликт и свобода. // Реферативный журнал. М. 1974.

  7. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М. 1989.

  8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

  9. Шатин Ю.В. Искусство переговоров. М., 2002.

  10. Юри У. Преодолевая "нет". Или переговоры с "трудными" людьми. - М. 1993.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Компьютерная база данных по конфликтам из книги Bloomfield, Lincoln & Moulton, Allen. Managing International Conflicts: From Theory To Policy.- N.Y.: St. Martin’s Press, 1997.

  2. Ресурсы Internet



Образовательные технологии
В рамках изучения дисциплины предполагается использовать следующие образовательные технологии:

Л - традиционная лекция, ЛВ - лекция-визуализация, ЛПр - проблемная лекция, С – семинар, ПЗ – практическое задание, Т – тестовое задание, ДКР – домашняя контрольная работа.


5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В процессе преподавания дисциплины «конфликтология» для текущей аттестации студентов используются следующие формы:

- заслушивание и оценка докладов по вопросам тем семинарских занятий;

- проведение не менее 2-х аудиторных контрольных работ в форме тестовых заданий;

- проверка, при необходимости собеседование по содержанию контрольных работ.



По итогам освоения дисциплины проводится аттестация обучающихся в форме зачета.
6. Перечень тем к контрольным заданиям по дисциплине

"Конфликтология"



  1. Конфликтология, ее предмет и задачи. Понятие "конфликт".

  2. Представления о конфликтах в древнем мире, в средние века и в раннее новое время.

  3. Изучение конфликтов в XIX в. Взгляды Гегеля и Маркса на природу конфликтов.

  4. Теория социал-дарвинизма. Ее подход к изучению конфликтов.

  5. Функциональная теория конфликта. Социология конфликта Г.Зиммеля.

  6. Развитие конфликтологических теорий в 1950-70е гг.

  7. Проблемы современного развития научных исследований по конфликтологии за рубежом и в России.

  8. Причины возникновения конфликта.

  9. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

  10. Прямые и косвенные участники конфликта.

  11. Предмет конфликта.

  12. Различные подходы к типологии конфликтов.

  13. Внутриличностный конфликт. Общая характеристика.

  14. Межличностный конфликт. Общая характеристика.

  15. Конфликт в малых социальных группах. Конфликт в организации. Общая характеристика.

  16. Конфликт в больших социальных группах. Общая характеристика.

  17. Политический конфликт. Общая характеристика.

  18. Международный конфликт. Общая характеристика.

  19. Типология международных конфликтов по их интенсивности.

  20. Конфликты с нулевой и ненулевой суммой.

  21. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей.

  22. Феномены восприятия в условиях конфликта. Их роль в конфликте и его урегулировании.

  23. Феномены, связанные с принятием решения в кризисной ситуации.

  24. Основные стили поведения в конфликте.

  25. Соперничество (борьба за победу) как стиль поведения в конфликте. Основные тактики соперничества.

  26. Эскалация конфликта. Основные закономерности. Модели эскалации конфликта.

  27. "Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Переход к переговорам. Понятия переговорного пространства, "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".

  28. Функции третьей стороны в конфликте. Основные задачи посредника.

  29. Различные типы посредников.

  30. Фактор нейтральности и беспристрастности посредника.

  31. Консультативные и директивные роли посредника.

  32. Подготовка к переговорам: проблемы и задачи.

  33. Национальный стиль ведения переговоров. Описания американского, французского, российского и других стилей ведения переговоров.

  34. Личностный стиль ведения переговоров.

  35. Тактические приемы при ведении переговоров.

  36. Специфика многосторонних переговоров.

  37. Структура переговорного процесса.

  38. Проблемы прогнозирования и предотвращения конфликтов.

  39. Информационное противоборство в конфликте. "Психологическая война".

  40. Методы и формы психологического воздействия на соперника в условиях конфликта.

  41. Связи с общественностью в условиях конфликта.

  42. Управление кризисными ситуациями как одна из функций специалиста по связям с общественностью.

  43. Особенности медиапланирования в условиях конфликта.

  44. Проблемы этики поведения специалиста по связям с общественностью в условиях конфликта.

  45. Особенности конфликтов в современном мире

  46. Особенности конфликтов в современной России и СНГ


Вопросы для аттестации (зачета) по итогам освоения дисциплины:

  1. Объективная необходимость, задачи и смысл понятия "изучение конфликта"

  2. Объект и предмет конфликтологии

  3. Методы познания в конфликтологии

  4. Функции конфликтологии

  5. Природа человека и социальный конфликт.

  6. Сущность конфликта. Противоречия, социальная напряженность

  7. Конфликт и конфликтная ситуация
    8.Типология и виды конфликтов

9 .Внутриличностный конфликт

10.Межличностный конфликт

11.Конфликт между личностью и группой

12.Межгрупповой конфликт

13.Основы социальной психологии

14.Эмоции, чувства личности и их влияние на конфликты

15.Воля личности и конфликтность

16.Потребности, мотивы и стимулы поведения и деятельности. Конфликты на основе потребностей

17.Направленность личности. Ценностные конфликты 18.Темперамент личности и конфликтность

19.Характер личности и его влияние на конфликты

20.Компетентность личности по отношению к конфликтам

21.Анализ конфликтной ситуации

22.Причины и повод конфликта

23 .Цели конфликтующих сторон

24.Принципы разрешения конфликтов

25.Роль руководителя (третейского судьи) в разрешении скрытых и открытых конфликтов

27.Модель конфликта как процесса

28. Формы протекания конфликтов


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

Курс предполагает знакомство студентов с основными теоретическими концепциями, понятийным аппаратом и методами исследования, существующими в конфликтологии. На зачете студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных конфликтных ситуаций.


Методическое пособие составлено в соответствии с государственнымы образовательнымы стандартами высшего профессионального образования

Разработчик: Таджибова Лариса Низамиевна, кандидат социологических наук, доцент.




Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 150,46 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница