МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Методическое пособие по дисциплине
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Для Заочного факультета (все специальности и направления подготовки)
Санкт-Петербург
2012
Одобрено и рекомендовано к изданию
Учебно-методическим советом Университета
Ш 87 (03)
Конфликтология: Программа и методические указания по изучению курса/ СПбГУГА. С.-Петербург, 2012.
Издаются в соответствии с программой курса «Конфликтология».
Содержат программу, тематический план, планы семинарских занятий, список литературы и вопросы к зачёту.
Предназначены для студентов всех факультетов.
Составитель: Л.Н. Таджибова, канд. соц. наук, доцент.
Рецензент: А.Г. Давыденкова, доктор философских наук, профессор.
© Университет гражданской авиации, 2012
-
Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «Конфликтология» являются:
-
дать представление о конфликтологии как науке, о существующих в мире научных и практических подходах по решению международных проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур;
-
показать роль специалиста по связям с общественностью в управлении кризисными ситуациями.
Для достижения поставленных целей в рамках дисциплины решаются следующие задачи:
-
научить студентов анализировать современные конфликты, понимать их природу;
-
критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;
-
уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;
-
уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур;
-
уметь применять полученные знания в практической работе по связям с общественностью.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы
Наименование
|
Всего часов
|
Семестры
|
2
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72
|
72
|
В т.ч.: аудиторные занятия, всего
|
46
|
46
|
из них: - лекции,
|
24
|
24
|
- практические занятия (ПЗ),
|
|
|
- семинары (С),
|
22
|
22
|
- лабораторные работы (ЛР),
|
|
|
- другие виды аудиторных занятий.
|
|
|
самостоятельная работа студента
|
26
|
26
|
Курсовой проект (работа) (количество)
|
|
|
Расчетно-графические работы (количество)
|
|
|
Контрольные работы (количество)
|
|
|
Реферат (количество)
|
|
|
Вид и количество промежуточного контроля (экзамен, зачет)
|
Зачет
|
зачет
|
3. Содержание дисциплины
3.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение в курс
Конфликтология, ее предмет и задачи. Сложности определения понятия "конфликт". История становления конфликтологии как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Мировая наука об урегулировании конфликтов и ведении переговоров. Основные научные направления; исследовательские и учебные центры США, Западной Европы, России.
Тема 2. Природа социального конфликта
Источники и причины возникновения конфликта. Границы конфликта. Позитивные и деструктивные функции конфликта. Предмет и объект конфликта. Участники конфликта: прямые, косвенные, посредники. Процесс и динамика конфликта. Стадии и фазы развития конфликта.
Тема 3. Типы конфликтов
Проблема типологии конфликтов. Возможные классификации конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт в малых социальных группах. Конфликт больших социальных групп. Политический конфликт. Международный конфликт. Онтологический конфликт.
Тема 4. Человеческий фактор в конфликте
Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической совместимости. Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов. Типы конфликтных личностей.
Тема 5. Поведение в конфликте
Типичное поведение в конфликтной ситуации. Тест К.Килмена. Односторонние и совместные действия сторон в конфликте. Характеристика основных стилей поведения: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Проблема идентичности и конфликт.
Тема 6. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях
Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. "Барьеры" коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.). Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы). Проблема выбора каналов коммуникации.
Тема 7. Эскалация и деэскалация конфликта
Основные закономерности эскалации конфликта. Модели эскалации конфликта: агрессивно-оборонительная модель, спиральная модель, модель структурных изменений. "Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Проблемы, связанные с урегулированием конфликта на его разных стадиях. Понятия "переговорного пространства", "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".
Тема 8. Урегулирование конфликтов
Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основных понятий - регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов. Соотношение науки и практики урегулирования конфликтов. Проблемы институционализации конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Основные формы регулирования и разрешения конфликтов. Понятия «третья сторона в урегулировании конфликта», “посредничество”, “оказание “добрых услуг”, “наблюдение за ходом переговоров”, “арбитраж”. Основные задачи и средства воздействия третьей стороны. Эволюция роли третьей стороны при урегулировании конфликтов. Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг. Требования, предъявляемые к посреднику. Многообразие видов посредничества. Принудительные меры со стороны посредника при урегулировании конфликтов.
Тема 9. Переговоры как средство урегулирования конфликтов
1. Переговоры как научная и практическая проблема. Основные этапы и тенденции в развитии исследований по переговорам. Структура и функции переговоров. Переговорные стратегии (торг, совместный с партнером процесс принятия решения). Тактические приемы на переговорах.
2. Стили ведения переговоров. Национальные стили ведения переговоров. Методологические подходы к их исследованию. Личностный стиль переговоров. Особые случаи в ведении переговоров: многосторонние переговоры, переговоры на высшем уровне. Переговоры в условиях неравенства сил.
Тема 10. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов
Условия предотвращения открытых форм конфликта. Предварительные сигналы о зарождении конфликта. Моделирование конфликтов. Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов.
3.2. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
Введение в курс
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
2
|
Природа социального конфликта
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
3
|
Типы конфликтов
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
4
|
Человеческий фактор в конфликте
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
5
|
Поведение в конфликте
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
6
|
Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
7
|
Эскалация и деэскалация конфликта
|
2
|
|
2
|
2
|
6
|
8
|
Урегулирование конфликтов
|
2
|
|
2
|
4
|
8
|
9
|
Переговоры как средство урегулирования конфликтов
|
4
|
|
2
|
4
|
10
|
10
|
Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов
|
4
|
|
4
|
4
|
12
|
|
Всего:
|
24
|
|
22
|
26
|
72
|
3.3. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен.
3.4. Практические занятия (семинары)
№
п/п
|
№
раздела
|
Тематика практических занятий
(семинаров)
|
Трудо-емкость
(часы)
|
1
|
|
Концепции конфликта
|
2
|
2
|
|
Сущность, структура конфликта
|
2
|
3
|
|
Характеристика типов конфликтов
|
2
|
4
|
|
Влияние фактора личности в конфликте
|
2
|
5
|
|
Стратегии конфликтного поведения
|
2
|
6
|
|
Коммуникативный аспект в конфликте
|
2
|
7
|
|
Динамика конфликта
|
2
|
8
|
|
Управление конфликтом
|
2
|
9
|
|
Стратегии переговорного процесса
|
2
|
10
|
|
Методы предотвращения конфликтов
|
4
|
3.5. Самостоятельная работа
№
п/п
|
№
раздела
|
Виды самостоятельной работы
|
Трудо-емкость
(часы)
|
1
|
|
Концепции конфликта
|
2
|
2
|
|
Сущность, структура конфликта
|
2
|
3
|
|
Характеристика типов конфликтов
|
2
|
4
|
|
Влияние фактора личности в конфликте
|
2
|
5
|
|
Стратегии конфликтного поведения
|
2
|
6
|
|
Коммуникативный аспект в конфликте
|
2
|
7
|
|
Динамика конфликта
|
2
|
8
|
|
Управление конфликтом
|
4
|
9
|
|
Стратегии переговорного процесса
|
4
|
10
|
|
Методы предотвращения конфликтов
|
4
|
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
-
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ. 2000.
-
Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС. 2000.
-
Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики. 2003.
-
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.:Аспект-пресс. 1996.
-
Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Мн.: Харвест. 1999.
-
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект-пресс. 1999.
-
Лилей Р. Как работать с трудными людьми. СПб.: Нева,2004.
-
Основы конфликтологии / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1997.
-
Рубин Дж., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. М.: ОЛМА-Пресс. 2001.
-
Юридическая конфликтология / Ред. В.Н. Кудрявцев. М., Институт государства и права, РАН, 1995.
б) дополнительная литература:
-
Аверьянов Л.Я. Социальная напряженность. // Социология: что она знает и может. М. 1993.
-
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. 1990.
-
Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М. 1993.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 1996.
-
Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М. 1996.
-
Дарендорф Р. Конфликт и свобода. // Реферативный журнал. М. 1974.
-
Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М. 1989.
-
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
-
Шатин Ю.В. Искусство переговоров. М., 2002.
-
Юри У. Преодолевая "нет". Или переговоры с "трудными" людьми. - М. 1993.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
Компьютерная база данных по конфликтам из книги Bloomfield, Lincoln & Moulton, Allen. Managing International Conflicts: From Theory To Policy.- N.Y.: St. Martin’s Press, 1997.
-
Ресурсы Internet
Образовательные технологии
В рамках изучения дисциплины предполагается использовать следующие образовательные технологии:
Л - традиционная лекция, ЛВ - лекция-визуализация, ЛПр - проблемная лекция, С – семинар, ПЗ – практическое задание, Т – тестовое задание, ДКР – домашняя контрольная работа.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В процессе преподавания дисциплины «конфликтология» для текущей аттестации студентов используются следующие формы:
- заслушивание и оценка докладов по вопросам тем семинарских занятий;
- проведение не менее 2-х аудиторных контрольных работ в форме тестовых заданий;
- проверка, при необходимости собеседование по содержанию контрольных работ.
По итогам освоения дисциплины проводится аттестация обучающихся в форме зачета.
6. Перечень тем к контрольным заданиям по дисциплине
"Конфликтология"
-
Конфликтология, ее предмет и задачи. Понятие "конфликт".
-
Представления о конфликтах в древнем мире, в средние века и в раннее новое время.
-
Изучение конфликтов в XIX в. Взгляды Гегеля и Маркса на природу конфликтов.
-
Теория социал-дарвинизма. Ее подход к изучению конфликтов.
-
Функциональная теория конфликта. Социология конфликта Г.Зиммеля.
-
Развитие конфликтологических теорий в 1950-70е гг.
-
Проблемы современного развития научных исследований по конфликтологии за рубежом и в России.
-
Причины возникновения конфликта.
-
Конструктивные и деструктивные функции конфликта.
-
Прямые и косвенные участники конфликта.
-
Предмет конфликта.
-
Различные подходы к типологии конфликтов.
-
Внутриличностный конфликт. Общая характеристика.
-
Межличностный конфликт. Общая характеристика.
-
Конфликт в малых социальных группах. Конфликт в организации. Общая характеристика.
-
Конфликт в больших социальных группах. Общая характеристика.
-
Политический конфликт. Общая характеристика.
-
Международный конфликт. Общая характеристика.
-
Типология международных конфликтов по их интенсивности.
-
Конфликты с нулевой и ненулевой суммой.
-
Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей.
-
Феномены восприятия в условиях конфликта. Их роль в конфликте и его урегулировании.
-
Феномены, связанные с принятием решения в кризисной ситуации.
-
Основные стили поведения в конфликте.
-
Соперничество (борьба за победу) как стиль поведения в конфликте. Основные тактики соперничества.
-
Эскалация конфликта. Основные закономерности. Модели эскалации конфликта.
-
"Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Переход к переговорам. Понятия переговорного пространства, "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".
-
Функции третьей стороны в конфликте. Основные задачи посредника.
-
Различные типы посредников.
-
Фактор нейтральности и беспристрастности посредника.
-
Консультативные и директивные роли посредника.
-
Подготовка к переговорам: проблемы и задачи.
-
Национальный стиль ведения переговоров. Описания американского, французского, российского и других стилей ведения переговоров.
-
Личностный стиль ведения переговоров.
-
Тактические приемы при ведении переговоров.
-
Специфика многосторонних переговоров.
-
Структура переговорного процесса.
-
Проблемы прогнозирования и предотвращения конфликтов.
-
Информационное противоборство в конфликте. "Психологическая война".
-
Методы и формы психологического воздействия на соперника в условиях конфликта.
-
Связи с общественностью в условиях конфликта.
-
Управление кризисными ситуациями как одна из функций специалиста по связям с общественностью.
-
Особенности медиапланирования в условиях конфликта.
-
Проблемы этики поведения специалиста по связям с общественностью в условиях конфликта.
-
Особенности конфликтов в современном мире
-
Особенности конфликтов в современной России и СНГ
Вопросы для аттестации (зачета) по итогам освоения дисциплины:
-
Объективная необходимость, задачи и смысл понятия "изучение конфликта"
-
Объект и предмет конфликтологии
-
Методы познания в конфликтологии
-
Функции конфликтологии
-
Природа человека и социальный конфликт.
-
Сущность конфликта. Противоречия, социальная напряженность
-
Конфликт и конфликтная ситуация
8.Типология и виды конфликтов
9 .Внутриличностный конфликт
10.Межличностный конфликт
11.Конфликт между личностью и группой
12.Межгрупповой конфликт
13.Основы социальной психологии
14.Эмоции, чувства личности и их влияние на конфликты
15.Воля личности и конфликтность
16.Потребности, мотивы и стимулы поведения и деятельности. Конфликты на основе потребностей
17.Направленность личности. Ценностные конфликты 18.Темперамент личности и конфликтность
19.Характер личности и его влияние на конфликты
20.Компетентность личности по отношению к конфликтам
21.Анализ конфликтной ситуации
22.Причины и повод конфликта
23 .Цели конфликтующих сторон
24.Принципы разрешения конфликтов
25.Роль руководителя (третейского судьи) в разрешении скрытых и открытых конфликтов
27.Модель конфликта как процесса
28. Формы протекания конфликтов
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Курс предполагает знакомство студентов с основными теоретическими концепциями, понятийным аппаратом и методами исследования, существующими в конфликтологии. На зачете студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных конфликтных ситуаций.
Методическое пособие составлено в соответствии с государственнымы образовательнымы стандартами высшего профессионального образования
Разработчик: Таджибова Лариса Низамиевна, кандидат социологических наук, доцент.
Поделитесь с Вашими друзьями: |