Методическое пособие Курск-2014 (075) Печатается по решению ббк 745Я73 редакционно-издательского



страница1/10
Дата10.02.2016
Размер1,97 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Н.Б. Дрёмова, А.И.Конопля


Инновационные технологии в учебном процессе медицинского университета
Методическое пособие

Курск-2014




УДК 378.147(075) Печатается по решению

ББК 745Я73 редакционно-издательского

Д73 совета и Центрального методического совета ГБОУ ВПО КГМУ

Минздрава России


Дрёмова Н.Б., Конопля А.И. Инновационные технологии в учебном процессе медицинского университета: методическое пособие. – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ,2014.-130 с.

Настоящее методическое пособие подготовлено в помощь преподавателям вуза

при освоении инновационных образовательных технологий и разработке методического обеспечения новых методов. В пособии представлен опыт методического обеспечения других вузов России (список литературы) и разработки авторов КГМУ.

Настоящее пособие предназначено для преподавателей вуза, аспирантов, слушателей ФПК, студентов факультетов, в учебный план которых входит дисциплина «Педагогика».


Авторы:

Дрёмова Нина Борисовна –академик РАЕН, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор фармацевтических наук, профессор,

зав. кафедрой педагогики КГМУ.



Конопля Александр Иванович – академик РАЕН и Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биологической химии КГМУ, проректор по учебной работе КГМУ.
Рецензенты:

Гонеев А.Д. – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Курского государственного университета.

Ильина И.В. – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой непрерывного профессионального образования, декан факультета повышения квалификации Курского государственного университета.

ISBN ББК 745Я73
© Коллектив авторов, КГМУ, 2014

© ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России 2014
Содержание


4

5

6



11

16

16



19

27

29



31

35

39



44

44

46



46

47

48



48

50

57



58

58

60



61

61

62



70

70

71



72

73

75



78
82

88

95



97


Стр.

Введение……………………………………………………………………………………

Список сокращений…………………………………………………………………………

1. Глобальные тенденции развития мировой системы образования…………………….

2. Стратегии инновационного развития высшего образования в России………………

3. Инновации в образовательном процессе ВПО………………………………………

3.1. Инновации: определение…………………………………………………………

3.2. Виды инноваций: классификации, законы, типы………………………………

3.3.Традиционное и инновационное обучение………………………………………

3.4. Инновационные модели обучения………………………………………………

4. Инновационные образовательные технологии: классификация……………………

5. Особенности активных и интерактивных методов обучения………………………

6. Контекстное обучение……………………………………………………......................

7. Проблемное обучение…………………………………………………………………...

7.1. Методы проблемного обучения…………………………………………………....

7.2. Технологии группового решения проблемных задач…………………………….

7.2.1. Групповая (учебная) дискуссия……………………………………………..

7.2.2. Круглый стол…………………………………………………………………

7.2.3. Метод эвристических вопросов……………………………………………

7.2.4. Метод «мозгового штурма»…………………………………………………

7.2.5. Метод проектов……………………………………………………………



8. Деловые (учебные, ролевые) игры……………………………………………………

9. Ситуационный метод: анализ конкретной ситуации………………………………

9.1. Метод анализа ситуаций: цели, технологии…………………………………….

9.2. Виды ситуаций……………………………………………………………………

9.3. Традиционный анализ конкретных ситуаций………………………………….

9.4. Метод СУ или СЗ…………………………………………………………………

9.5. Метод ситуационного обучения/ анализа……………………………………….

9.6. Метод «инцидента»………………………………………………………………

9.7. Метод анализа критических инцидентов………………………………………

9.8. Метод проигрывания ролей……………………………………………………

9.9. Игровое проектирование……………………………………………………

9.10. Тренинг……………………………………………………………………….

9.11. Технологии обратной связи на игровых занятиях…………………………



10. Роль преподавателя в реализации инновационных технологий………………

11. Инновационные образовательные технологии в учебном процессе

дисциплины «педагогика»……………………………………………………………



12. Литература…………………………………………………………………………

13. Глоссарий………………………………………………………………………….

14. Приложения. Примеры инновационных образовательных технологий………

Введение

Среди основных стратегических направлений высшего профессионального образования (ВПО) приоритеты отдаются освоению новых образовательных технологий, позволяющих повысить качество учебного процесса и рост научно – инновационного потенциала вуза.

Организация учебного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения должна обеспечить внедрение современных активных и интерактивных методов обучения, которые формируют перечень инновационных образовательных технологий.

В связи с этим перед профессорско – преподавательским составом каждой кафедры стоят задачи подготовки методического обеспечения новых методов обучения для внедрении их в учебный процесс, которые затем должны быть включены в учебно – методические комплексы дисциплины.

Настоящее методическое пособие подготовлено для использования в учебно – методической деятельности кафедр вуза для оказания помощи преподавателям в освоении инновационных педагогических технологий.

В списке литературы приведены публикации в журналах и педагогическая литература, на основе которых подготовлено настоящее методическое пособие. Кроме того, представлен опыт кафедры педагогики в подготовке таких материалов. Настоящее методическое пособие является продолжением методического пособия, подготовленного авторами ранее по активным методам обучения (Дрёмова Н.Б., Конопля А.И. Активные методы обучения в учебном процессе вуза. Учебно – мет. пос.-Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2012.-100с.)



Подготовленные пособия могут быть использованы и для учебного процесса подготовки аспирантов по педагогике, слушателей ФПК дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», а также для студентов, в учебном процессе которых есть дисциплина «педагогика»
Список сокращений

АМО – активные методы обучения

ВПО – высшее профессиональное образование

ВУЗ – высшее учебное заведение

ДИ – деловые игры

ДО – дополнительное образование

ДПО – дополнительное профессиональное образование

ИП – игровое проектирование

КС – круглый стол

НИРС – научно-исследовательская работа студентов

ООД – ориентировочная основа действий

ООП – основная образовательная программа

ОУ – образовательные услуги

ППС – профессорско-преподавательский состав

СЗ – ситуационная задача

СУ – ситуационное упражнение

ТАКС – традиционный анализ конкретных ситуаций

УМК – учебно-методический комплекс


  1. Г
    Интерес возникает из интересных предметов и знаний. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес.

    И.Ф Гербарт

    (1776—1841 немецкий философ, психолог и педагог)
    лобальные тенденции развития мировой системы образования


В развитии мировой системы образования в конце ХХ – начале ХХI веков выделяют определенные глобальные тенденции, в частности:

  • стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

  • обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

  • значительное влияние социально – экономических факторов на получение образования (культурно – образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения , проявления шовинизма и расизма);

  • увеличение спектра учебно – организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

  • разрастание рынка образовательных услуг;

  • расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

  • в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

  • образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах;

  • постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

  • отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

  • поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей – инвалидов

Помимо вышеперечисленных тенденций, отмечают ещё важные, такие как:

Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологи, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально - ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Наряду с вышеозначенными моментами, в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.

Специалисты считают, что в числе основных современных тенденций в развитии образования в последние десятилетия можно выделить и ряд следующих направлений:



  1. прежде всего - это глобализация образования как сферы общественных отношений и рынка образовательных услуг;

  2. повышение требований работодателей и потребителей образовательных услуг к качеству образования и профессиональной компетентности молодого специалиста;

  3. широкое внедрение в образовательную сферу информационных и коммуникационных технологий;

  4. появление новых форм освоения и передачи знаний от модификации традиционных до инновационных прогрессивных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологии и методики нового поколения основаны на идеях непрерывного, опережающего открытого образования, на комплексном применении информационных технологий, образовательных ресурсов Интернета и программ дистанционного обучения, электронных учебно-методических комплексов, на внедрении интерактивных методов в образовательную и воспитательную деятельность.

Актуальной проблемой современного высшего профессионального образования (ВПО) является не только обеспечение молодых специалистов необходимыми для их деятельности знаниями, но главное « подтверждение их в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовать».



Компетентность (от лат. competens — соответствующий) это:

1) знания, опыт в той или иной области; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами.

Вузовские педагоги приходят к выводу, что, применяя только традиционные образовательные технологии, невозможно выработать базовые компетентности по одной учебной дисциплине, не говоря уже о метакомпетентностях студента, позволяющих выработать у него психологическую готовность применять умения и навыки на практике.

Метакомпетенции (meta – competences) – некоторая надстройка над типичными знаниями и умениями, выражающаяся в самообразовании, самоорганизации, саморазвитии, которая позволяет выпускнику вуза преодолевать неуверенность, делать правильные выводы из критических замечаний коллег, т.е. действовать успешно в различных ситуациях.

Под обучением (учением) – понимаются определенные систематические усилия обучающихся, направленные на усвоение ими необходимых знаний и навыков, путем лекций, семинаров, инструктирования, консультирования, практических и интерактивных упражнений, задач, кейсов и деловых игр.

Исследователи в сфере образования отмечают, что в настоящее время термин «обучение» постепенно заменяется термином «учение» (learning), суть которого состоит в том , что специалист должен добывать знания самостоятельно, собственными усилиями в процессе изучения и через практическую деятельность. Учение рассматривается как средство саморазвития путем личной активности.

Приобретение знаний (компетентностей) – это процесс получения знаний или развития навыков в какой-либо области путем самостоятельного изучения , накопления опыта или обучения с помощью преподавателя, т.е. бесконечный процесс развития личности.

Развитие - это интегрированный и активный подход к совершенствованию обучаемого, связанный с его профессиональной деятельностью, знаниями, ценностями и поведением, через использование широкого спектра интенсивных игровых технологий для высвобождения скрытых возможностей.

Для обучения и развития используются такие стратегии и методы, которые призваны помочь каждому конкретному человеку реализовать свой потенциал.



2.Стратегии инновационного развития высшего образования в России

Образование в российском обществе призвано удовлетворять как потребности личности в получении знаний, умений и навыков, так и отдельных регионов и в целом страны в подготовке квалифицированных кадров.

Правительством России утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Она разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно – технической политике».

В разделе V. «Формирование компетенций инновационной деятельности» приведены основные положения, касающиеся образования.

Так, основной задачей инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности, в частности :

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремлению к новому;

- способность к критическому мышлению;

-способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде.

Согласно данной стратегии инновационного развития РФ, предполагается модернизация системы общего и профессионального образования, в рамках которой должен будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем; создания нового знания, направленного на их решение, поиск и обработку информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности.

Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально – экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха.

Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания, методов и технологий обучения (преподавания), должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

В соответствии со стратегиями инновационного развития ВПО, к условиям инновационного развития современного вуза относят:

- умение выполнять высшим образовательным учреждением обязательства по подготовке специалистов, востребованных на рынке труда;

- всестороннее развитие потенциала вуза;

- наличие достаточной внутренней нормативной базы;

- наличие и функционирование образовательных программ вузовской системы мониторинга и контроля;

- наличие инструментария оценки эффективности образовательных программ, научно-исследовательских проектов и инновационной деятельности вуза;

- учет региональных особенностей и инновационной политики региона;

- высокий уровень качества менеджмента образования.

Для реализации вышеуказанных условий сформулированы принципы

осуществления инновационной политики вуза, в том числе:

- непрерывное развитие инновационного потенциала организации, необходимого для реализации инноваций;

- комплексное осуществление инноваций в вузе, что обеспечивает получение синергетического эффекта;

- создание структурного подразделения, отвечающего за формирование и реализацию инновационной стратегии в вузе;

- максимальное использование интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов для реализации инновационной политики;

- материальное, моральное и социальное стимулирование инновационной активности.

Таким образом, современный период состояния высшей школы характеризуется реформированием общей системы образования с приоритетным развитием инновационной деятельности. Преобразования должны затрагивать все стороны работы вуза: и систему управления, и учебный процесс, и научную деятельность и систему воспитания. Конечной целью является значительное повышение качества образования, получаемого молодым специалистом в вузе, обусловленное модернизацией образовательных технологий, обновлением содержания учебных дисциплин и методического обеспечения учебного процесса. Особое внимание уделяется развитию научных педагогических исследований, позволяющих оценить эффективность внедрения инновационных методов обучения и предложить кафедрам методики новых или усовершенствованных учебных технологий.

Инновационный характер ВПО предполагает постоянное развитие и внедрение в образовательную деятельность продуктовых, организационных и технологических инноваций.

Опираясь на вышесказанное, специалисты выделяют следующие инновационные стратегии роста вуза (направления), представленные на рис1.

Инновационные стратегии роста вуза(направления)

Предоставление широкого спектра образовательных продуктов и услуг

Сегментация рынка образовательных услуг и потенциальных потребителей ОУ

Совершенствование образовательного процесса, создание педагогических и методических школ

Активизация научных исследований, научных школ
autoshape 7 autoshape 8 autoshape 9 autoshape 10 autoshape 11 autoshape 12

Рис.1.Инновационные стратегии роста вуза (направления)

Совершенствование высшего медицинского образования и его модернизация на современном этапе развития общества осуществляются с внедрением в учебный процесс новых видов педагогических и информационных технологий и методик контроля знаний, оригинальных методических приемов, позволяющих готовить специалистов не только профессионально грамотных, но и, самое главное, способных самостоятельно принимать управленческие решения, направленные на улучшение деятельности и развитие инновационных процессов.

Важной задачей системы образования становится ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, а также готовность к работе в высококонкурентной среде.

Для уточнения значимости инноваций для образования обратимся к цели современного образования, зафиксированной в последних регламентирующих учебный процесс в вузах документах (ФГОС 3-го поколения).

Цель образования - подготовка многогранной личности, востребованной на рынке труда, развитие у нее способности к самоизменению, заинтересованности в знаниях, которые позволят обрести современный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни. Поставленные перед образованием задачи требуют его обновления.

В связи с этим для развития инновационной деятельности вуз должен разрабатывать следующие стратегические задачи:

- разработка передовых технологий и образовательных программ;

- выполнение крупных проектов и программ ДПО;

- управление портфелем разработки и продвижения новых образовательных услуг и продуктов;

- предложение уникальных образовательных продуктов;

- постоянное развитие дополнительных услуг вуза ;

- расширение возможностей применения новых образовательных продуктов (услуг) и технологий.



3.Инновации в образовательном процессе ВПО

3.1. Инновации: определение

В аналитических исследованиях терминов, касающихся инноваций, отмечается появление его достаточно давно, но в научных исследованиях впервые понятие «innovation» как новшество, нововведение, упоминается в 19 веке в период научно-технической революции. Вместе с тем экономисты считают приоритетом применение его Й. Шумпетером в 40-х годах ХХ века.

В конце ХХ века инновации понимались уже как экономическое и социальное понятие, т.к. даже в случае новаций технико-технологических, все равно происходят изменения в ценностях жизни и потребительских качествах товаров (Друкер П.,1992).

В начале ХХI в. «инновации» трактуются как создание новой ценности, новой выгоды. Однако единого подхода к определению термина с выделением каких-то критериев, по мнению исследователей, пока нет.

Из существующих понятий «инновация» для целей образования, на наш взгляд, можно выделить несколько , в частности:


  • «Новые уникальные продукты, процессы или услуги» (Мендел С.,

Эннис Д.).

  • «Создание товаров и предоставление услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные» (Дойль П.).

В итоге терминологического анализа (Баев Л.А., Литке М.Г.) предлагают следующее определение термина.


Впервые понятие «инновация» вошло в педагогический лексикон в конце XIXвека. Инновационная проблематика исследовалась в трудах многих ученых педагогов, культурологов, психологов, социологов и др. Большинство сошлись во мнении, что инновация означает введение чего-то нового в уже существующее. И если инноватика как новое направление педагогической науки возникло недавно, то сами нововведения в образовании в виде педагогических открытий, изобретений, усовершенствований и т.п. существовали практически всегда. Нововведения в области образования осуществляются под влиянием многих факторов, но главным является личность педагога.

В педагогике понятие «новое» не всегда полностью соотносится с понятием «передовое», «прогрессивное», «современное». Дело в том, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного. Вера в человека, умение общаться и сотрудничать, диалог и другие далеко не новые положения получают новое звучание в самых новейших педагогических системах и концепциях. Поэтому верна трактовка, что педагогическое новшество – это система или ее элемент, позволяющий решать поставленные задачи.

Первоначально осуществим терминологический анализ определения «инновации» применительно к образовательному процессу. В научной литературе имеются следующие определения:



Каталог: upload -> 2015
2015 -> Самостоятельная работа студентов: традиции и инновации Учебное пособие Курск 2014 (075. 8)
2015 -> Программа: «Обновление профессиональной деятельности»
2015 -> Конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»
2015 -> Программа Психология спорта Направление подготовки 44. 04. 02 психолого-педагогическое образование Кафедра психологии
2015 -> Методическая разработка практического занятия для преподавателя профессиональный модуль пм 01
2015 -> Разработка урока по дисциплине «Культура и психология профессионального общения»
2015 -> Семейное консультирование


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница