ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»
О.Ю. Ягнова, Н.С. Королева
Уроки разума
Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников
Методическое пособие для учителей
Казань
2007
Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в рамках проекта Казанского педагогического колледжа «Теоретическое обоснование, разработка и апробирование методики организации антинаркотической работы среди учащихся начальной школы»
Руководитель проекта - Ягнова О.Ю., ведущий преподаватель ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»
Соруководитель проекта - Королева Н.С., ведущий преподаватель ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»
Участники проекта: Гильфанова А.А., заведующая педагогической практикой ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»,
Новоселова Т. В., педагог-организатор школы №168 г. Казани
Казакова Е.Е., Тихонова Н.А., Ганиева Э.М., Маркунина Н.П., Чекова А.К., Чефранова Е.В., Васильева А.Д, Саляхутдинова М.И., Гарипова А.Х, Федотова М.А., Яшкина А.К., Абрамова М.С., Елизарова А.Г., члены волонтерской группы студентов ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж».
Рецензенты: Залялова А.Г., директор ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»,
Талманова Т.М., заместитель директора по научной работе ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж», кандидат педагогических наук,
Мельникова Р.Ф., заведующая отделением ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж».
Ягнова О.Ю., Королева Н.С.
Уроки разума. Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников. Методическое пособие для учителей. – Казань: ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж», 2007.
В данном пособии представлена программа профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни в начальной школе. Предлагаются подробные методические рекомендации, которые помогут учителям младших классов организовать занятия с детьми.
Для учителей начальных классов, методистов, педагогов-организаторов.
Предисловие
В настоящем методическом пособии представлена программа профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума».
В программе реализуется современное направление позитивной профилактики, направленной на развитие внутренних ресурсов личности, формирование у ребенка психологической и нравственной устойчивости к отрицательным влияниям среды. Содержание занятий охватывает различные стороны жизни детей: общение с окружающими людьми, интересы и увлечения, жизненные цели, обращение к собственному внутреннему миру. Предложенные разнообразные методические приемы позволяют максимально активизировать всех участников программы, и, таким образом, повысить ее эффективность.
Программа может использоваться в общеобразовательных школах, гимназиях, коррекционных школах, детских домах, на базе учреждений дополнительного образования.
Занятия могут быть интегрированы с содержанием базовых учебных предметов – «Окружающий мир», «Обществознание», «ОБЖ», проводиться в форме внеклассной работы – классных часов, работы клубов, объединений, коллективной творческой деятельности.
Формы и сроки реализации программы определяются учителем с учётом особенностей целевой группы, важности той или иной темы для учащихся, их интереса к проблеме.
Программа «Уроки разума» апробирована в начальных классах школы №49,62 г. Казани. Занятия проводились членами волонтерского отряда студентов Казанского педагогического колледжа под руководством преподавателей, имеющих опыт работы в области профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни у школьников и студентов.
Казанский педагогический колледж выражает благодарность директору школы № 49 Бромбергу А.Ш., заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы № 49 Сибгатуллиной З.З., заместителю директора по начальным классам школы № 49 Чуевой О.Н., учителям начальных классов школы № 49 Блохиной И.А., Ахметзяновой А.И., Дорофеевой И.Н., директору школы № 62 Руденко Т.М., заместителю директора по начальным классам школы № 62 Габдрахимовой Т.Н., учителям начальных классов школы № 62 Павловой Е.А., Модиной Л.В., Борисовой И.Н., Семеновой Т.Н. за помощь в апробации проекта.
Стратегия
психолого-педагогической профилактики наркомании
Профилактика зависимости от наркотиков ставит перед собой цель усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления психоактивных веществ, и уменьшить факторы риска развития зависимости от них.
Одним из факторов, увеличивающих вероятность приобщения к наркотикам, является негативное влияние социальных условий окружающей среды. К таковым относятся: доступность ПАВ, широко распространенная в нашей стране субкультура «бытового употребления» алкоголя, массированная реклама алкогольной и табачной продукции. Значительное влияние на детей также оказывают неблагоприятные микросоциальные условия в семье, школе, группе сверстников.
Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит, дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит этим отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда ребенок идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять ПАВ.
Склонность личности к употреблению наркотических веществ может быть обусловлена ее индивидуально-психологическими особенностями: эмоционально-волевым дисбалансом, низким уровнем внутреннего контроля, отсутствием установок на общественную деятельность, ограниченностью интересов, недостаточной способностью к прогнозированию последствий своих действий. При более подробном рассмотрении этих факторов становится ясно, что все они вполне могут быть скорректированы психолого-педагогическими методами и средствами.
Формирование в детском и подростковом возрасте внутреннего барьера к отрицательным влияниям среды может стать надежным защитным фактором, препятствующим злоупотреблению наркотическими веществами. К компонентам барьера относятся: воспитанность, адаптация к социальному окружению, сформированность ценностных ориентаций, осознанность мотивационно-потребностной сферы.
«Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» определяет стратегию первичной профилактики, направленную на:
-
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
-
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков.
Организация и проведение целевых программ, направленных на профилактику употребления ПАВ, является необходимостью сегодняшнего дня и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе в школе.
Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркоманий. А именно, она может направленно влиять на развитие личности ребенка, осуществлять ее коррекцию в процессе обучения, систематически формировать навыки здорового образа жизни у школьников и контролировать их усвоение. Школа находится в тесном контакте с семьей учащегося, что позволяет постоянно контролировать ситуацию. А так же тесно сотрудничает со специалистами по профилактике. Влияние школы усиливается тем обстоятельством, что она участвует в жизни детей как раз в то время, когда школьники принимают решение о том, употреблять ли им наркотики и близкие к ним по действию вещества: алкоголь, табак.
Следовательно, на образовательное учреждение возлагается задача воспитания психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Теоретическое обоснование ранней профилактики наркотизации
в младшем школьном возрасте
Необходимость ранней профилактики употребления психоактивных веществ в начальных классах обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» потребителей наркотиков. В детско-подростковой популяции отмечается сдвиг показателей злоупотребления ПАВ в младшие возрастные группы. По данным исследований основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами в Москве и Санкт-Петербурге приходится на 11-14 лет (40%). В Татарстане средний возраст первой пробы существенно выше. Первый опыт употребления наркотиков в Казани получили в 12-14 лет только 10% опрошенных. Во-вторых, сложившаяся превентивная практика в образовательной среде в основном направлена на подростковый возраст и молодежь, то есть на возраст, когда в эпицентре профилактических действий находится проблема, а не ее предупреждение.
Уже у 5-6-летнего ребенка есть первые представления об алкоголе, никотине, наркотиках. Они видят, как курят и выпивают родители, наблюдают подобные сцены на экране телевизора. Сделать выбор сложно даже для взрослых людей, а для ребенка еще труднее. Поэтому очень важно задолго до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ.
Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте должна быть направлена в первую очередь на формирование у детей ценностного отношения к здоровью, воспитание культуры здоровья. Только осознание значимости здоровья и здорового образа жизни позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с наркотическими веществами. Информирование об опасности наркотизации без осознания человеком личностной ценности здоровья оказывается бесполезным.
Важное значение в профилактической работе имеет содействие школьнику в его социальной адаптации. Это направление реализуется в усвоении ребенком социально-ценных поведенческих норм; развитии навыков общения, самопознания, умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. В числе общих навыков необходимо обучение детей способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих, умению сказать «нет», умению выявлять и избегать опасных ситуаций.
На поведение человека в отношении вредных привычек влияют психологические установки, формирующиеся в том возрасте, когда дети начинают оценивать и регулировать свое поведение, общаться с друзьями, преодолевать первые трудности. Если в этот период ребенок не научится строить свои отношения с окружающим миром, впоследствии ему будет сложно находить общий язык со сверстниками и взрослыми. И это может стать причиной приобщения ребенка к ПАВ.
Одним из ведущих элементов, регулирующих поведение и деятельность человека, является самосознание. Самосознание лежит в основе формирования самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности. Процесс познания детьми самих себя имеет свои трудности, которые приходится преодолевать, создавая дополнительные условия. Эти условия заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективизации психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, их проявление, помочь ребенку посмотреть на себя со стороны глазами других. Кроме того, необходимо научить ребенка анализировать свои психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.
Известно, для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо уметь принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за них, прислушиваться к самому себе, дать возможность проявляться своей индивидуальности.
В процессе самопознания ребенок усваивает и использует: образ самого себя, отношение к себе и оценку себя другим людьми, особенно близкими (родителями, учителями, сверстниками), способы регуляции поведения, ценности, уровень ожиданий и притязаний.
Я-образ - это представление человека о самом себе, на основе которого строится система внутренних и внешних взаимодействий личности. «Какой я есть, и каким я хотел бы быть». Я-образ включает в себя когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты. Когнитивный - это образ своих качеств, внешности, способностей, знаний, умений, навыков. Эмоциональный - самоуважение, самопринятие, уверенность в себе, ценностные ориентации. Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать признание, уважение, самостоятельность и свободу чувств, действий.
Лицам, склонным к зависимому поведению свойственна слабость эмоциональной и оценочно-волевой сфер. Тогда как область знаний, умений, навыков находится в более благополучном состоянии. Это не случайно, так как их развитие является основной целью нашего образования.
Становление Я-образа происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому, мы считаем необходимым, направить усилия на развитие волевых качеств личности ребенка, таких как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость; формирование умения правильно оценивать свои эмоции, управлять ими с помощью волевых усилий.
Большое значение придается постановке уверенности. Уверенность в себе младшего школьника формируется на основе позитивного личного опыта, реальных успехов, обуславливает его способность свободно и открыто выражать свои чувства, самостоятельно выдвигать собственные цели, активно добиваясь их осуществления в деятельности, а также в общении и взаимодействии со своим социальным окружением. Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Неуверенные люди испытывают трудности в принятии самостоятельных решений.
Формирование целостного и гармоничного Я-образа определяет устойчивость личности к отрицательным влияниям среды, способствует осознанному, ответственному выбору здорового образа жизни как альтернативы употреблению психоактивных веществ.
Проект по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни «Уроки разума»
Цель проекта по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума» - повышение личностных ресурсов младших школьников, лежащих в основе психологической устойчивости к употреблению ПАВ.
Под ресурсами мы понимаем определенные качества личности, знания и умения человека, позволяющие ему адекватно реагировать на требования среды. К ним относятся соответствующая возрасту позитивная самооценка; способность эффективно общаться, мыслить, понимать и управлять своими эмоциями; умение понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих, нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом.
Профилактика, основанная на развитии индивидуальных ресурсов, будет не только эффективной, но и универсальной. Реализация проекта даст возможность ребенку осуществлять разумный выбор не только в ситуациях, связанных с предложением наркотика, и в построении своей жизненной стратегии в целом. Развитые индивидуальные ресурсы личности - это путь к успешности и здоровью.
Задачи проекта:
-
формирование у детей ценностного отношения к здоровью, как к необходимому условию достижения успеха;
-
расширение знаний о здоровом образе жизни;
-
расширение представления об опасности употребления ПАВ для здоровья человека;
-
развитие умения анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий;
-
формирование умения оценивать свое настроение, владеть эмоциями;
-
формирование представления о чертах характера, побуждение развивать сильные стороны своего характера;
-
развитие навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми;
-
обучение способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;
-
развитие у детей сферы интересов и увлечений, как альтернативы наркотикам;
Содержание занятий по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни в начальных классах «Уроки разума» соответствуют принципам организации профилактической работы, сформулированным М.М Безруких:
-
принцип возрастного соответствия - содержание, формы и методы работы должны соответствовать психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
-
принцип опережающих воздействий - формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним;
-
принцип комплексности – необходимо формировать у детей представление об опасности любых форм использования одурманивающих веществ, убедить в том, что нет безвредных форм наркотизации.
-
принцип альтернативности – задача ранней профилактики не столько предотвратить реальное приобщение к одурманивающим веществам, сколько сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие ему эффективную социальную адаптацию, показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
-
принцип «запретной» информации - необходимость полностью исключить сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам, например рассказ о каких-либо «привлекательных» свойствах одурманивающих веществ или о способах их применения.
Программа по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума» включает три направления:
-
формирование культуры здоровья и здорового образа жизни,
-
формирование способности к самопознанию и позитивного отношения к себе,
-
формирование навыков адаптивного поведения, которое проявляется в умении взаимодействовать с окружающими людьми, прогнозировать последствия своих действий, делать правильный выбор.
Цели и содержание программы определили выбор методов обучения.
При сообщении новых знаний, обсуждении самостоятельных и домашних работ, подведении итогов занятия применяется метод беседы. Этот метод целесообразен потому, что школьники уже имеют некоторые сведения и знания по предлагаемой теме, он позволяет связать новый материал с личным опытом ребенка.
Для изложения материала, в котором преобладают факты, используется метод рассказа, который в этом случае несет обучающую функцию. Например, так подается информация о влиянии наркотических веществ на организм человека. Рассказы на этические темы («Туча» Н. Мишина, «Три товарища», Синие листья» В.Осеевой, «Честное слово» Л. Пантелеева) несут развивающие, воспитывающие, побудительные функции.
Методы организации взаимодействия учащихся способствуют накоплению у школьников социального опыта общения, освоению совместных способов организации деятельности. При выполнении заданий «Праздничный стол», «Спорт», «Пять качеств настоящего друга» используется метод временной работы в группах.
Ведущим методом обучения младшего школьника здоровьесберегающему поведению является игра. Проигрывая реальные жизненные ситуации в процессе игр-тренингов, дети усваивают определенный алгоритм поведения. А когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор. Кроме того, в игровой ситуации происходит развитие коммуникативных качеств, воспитание чувства доверия, взаимопомощи.
На занятиях представлены ролевые игры - «Знакомство», «Диалог с товарищем». Игры по правилам - «Отгадай, у кого игрушка», «Узнай меня». Игры-активаторы – «Море волнуется».
Задания на усвоение и проверку («Часы», «Закончи предложение», «Ладошки») предлагаются детям в занимательной форме, способствующей поддержанию интереса к изучаемой теме.
На занятиях значительное место отводится играм и заданиям, в которых дети могут получить представление о собственных способностях и возможностях, достоинствах и недостатках, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость («Кто сегодня молодец», «Здравствуй», «Кто умеет хорошо»).
Включение в содержание русских пословиц и поговорок, актуальных для сознания большинства людей, дает школьникам прекрасную возможность обратиться к вековому жизненному опыту русского народа, сделать его своим достоянием.
Каждое занятие должно оставлять в душе ребенка только положительные ощущения. Создание ситуации интереса, игры, установление атмосферы дружелюбия, помогающая открыть школьникам то, что есть в них особенного, индивидуального, ощутить себя как личность - важнейшее условие достижения успеха в поставленных задачах.
Количество заданий, предлагаемых на каждом занятии, отличается своей избыточностью. Их выполнение в полном объеме в рамках традиционного урока часто не представляется возможным. Учитель, организуя занятия с детьми, имеет право творчески подойти к выбору заданий с учетом интересов учащихся.
Одним из средств обучения является рабочая тетрадь, выполняющая несколько функций: психологическую (проектирование эмоциональных состояний ребенка, осознание скрытых форм поведения, творческое самовыражение), эстетическую и развивающую (раскрытие потенциала ребенка), функцию обратной связи. Рабочие тетради помогают разнообразить виды работ на занятиях, оптимизировать процесс выполнения заданий.
Содержание занятий «Уроки разума» разработано на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного», авторы М.М. Безруких А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова,; программы курса занятий «Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков», авторы А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева; программы «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», автор О.В.Хухлаева; программы «Педагогика здоровья», под ред. В.Н. Касаткина.
Анализ результативности программы
по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни
у детей младшего школьного возраста «Уроки разума»
Апробация программы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума» проводилась в третьих и четвертых классах общеобразовательных школ № 49, 62 г. Казани. Проверка результативности программы осуществлялась в ходе опытно-экспериментальных исследований. Для этого в базовых школах были организованы контрольные и экспериментальные группы. Общее количество испытуемых - 189 человек, из них 97 человек составляют экспериментальную, 92 – контрольную группу. Цель исследования - выявление условий для формирования качеств личности, лежащих в основе устойчивости к негативным влияниям среды.
Методики исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Методики исследования основных показателей самосознания детей младшего школьного возраста
№ п/п
|
Название методики
|
Автор
|
Цель исследования
|
1
|
Особенности развития самооценки ребенка
|
Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн
|
Определение самооценки ребенка
|
2
|
Треугольник
|
О.А.Белобрыкина
|
Выявление уровня социальной защищенности ребенка
|
3
|
Почтовые конверты
|
О.А.Белобрыкина
|
Выявление ощущения конформности – самоценности ребенка
|
4
|
Изучение особенностей реагирования в проблемной ситуации
|
О.А.Белобрыкина
|
Выявление специфики реакций ребенка на проблемную ситуацию
|
5
|
Волшебная палочка
|
Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина
|
Выявление мотивационно-потребностных предпочтений и типологии доминирующих желаний ребенка
|
6
|
Проективный тест
|
контент-анализ
|
Выявление значимых качеств личности ребенка
|
Эксперимент состоял из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента стояла задача определения у детей младшего школьного возраста уровня развития качеств, имеющих значение для формирования устойчивости личности к отрицательным влияниям среды. А именно: выявление уровня социальной защищенности ребенка, ощущения конформности-самоценности, специфики реакций на проблемную ситуацию, мотивационно-потребностных предпочтений и типологии доминирующих желаний, значимых качеств личности.
На формирующем этапе в экспериментальных классах проводились занятия по программе профилактики наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума».
На контрольном этапе эксперимента с целью определения произошедших изменений, испытуемые выполняли те же задания, что и на первом этапе.
Полученные результаты показывают, что в данной возрастной группе имеются необходимые внутренние и внешние условия для формирования качеств личности, лежащих в основе устойчивости к негативным влияниям среды. Так, например, показатели самооценки в группах соответствует нормам, где высокую позицию занимают характеристики интеллектуального и социального образа «Я». Ощущение защищенности испытывают подавляющее большинство испытуемых - 72,5%. Значимыми взрослыми для детей 10-11 лет являются, прежде всего, родители и учитель.
Желания у детей созидательные и коммуникативные, имеют четкую направленность на преобразование и развитие, на личные и на социальные цели, на удовлетворение нужд и потребностей как собственных, так и других людей, на установление взаимоотношений и помощь другим людям.
Контрольный этап эксперимента показал позитивные изменения в экспериментальной группе учащихся. А именно, снижение конформизма и увеличение ощущения самоценности на 13%. Это свидетельствует о том, что проведенные занятия способствовали формированию важного качества, лежащего в основе самоценности личности – уверенности в себе. Если в начале эксперимента у детей было недостаточно развитое чувство уверенности в себе, в собственных силах и способности к поиску конкретных способов разрешения жизненных затруднений, то на контрольном этапе эксперимента проявились более высокие способности ребенка к конструктивному разрешению проблемной ситуации.
В результате проведенных занятий изменилась значимость качеств личности, таких как дружелюбие, трудолюбие, уверенность целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, воля. Большее значение приобрели целеустремленность, уверенность, самостоятельность, дисциплинированность, воля. Осознание ребенком важности и значимости данных качеств является побудительным мотивом для самовоспитания.
Возрастных различий между детьми третьих и четвертых классов замечено не было, поэтому считаем, что разработанный комплекс занятий может быть использован и в той и другой возрастной группе
Поделитесь с Вашими друзьями: |