Методическое пособие для специалистов «помогающего» профиля (психологов, социальных работников, педагогов, медицинских сестер) Составители



страница1/3
Дата07.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3
«Чрезвычайные ситуации: что происходит, как ведут себя люди, чем помочь и что ожидать»
Методическое пособие для специалистов «помогающего» профиля (психологов, социальных работников, педагогов, медицинских сестер)

Составители:

Молчанова Елена Сергеевна, Ассоциированный профессор Американского Университета в Центральной Азии, к.м.н. (Психиатрия),
Тен Владимир Илларионович, Доцент Кыргызско – Российского Славянского Университета, к.м.н. (Медицинская психология).

Содержание


Предисловие 4 стр.

Введение 6 стр.

ЧАСТЬ I: Что произошло и происходит? 8 стр.

Чрезвычайные ситуации 9 стр.

Что такое психическая травма? 11 стр.

ЧАСТЬ II: Кто и что? (Какие реакции наблюдаются у населения

во время и после чрезвычайной ситуации?) 16 стр.

Острая реакция на стресс 16 стр.

Рекомендации по оказанию неотложной кризисной помощи 17 стр.

Посттравматическое стрессовое расстройство 19 стр.

Переживание горя 21 стр.

Возможные социальные последствия ЧС 25 стр.

ЧАСТЬ III: Что делать? 26 стр.

Оказание первой психологической помощи 26 стр.

Техники экстренной психологической помощи 29 стр.

Помощь ребенку в перенесении утраты 39 стр.

Рекомендации, которые следует соблюдать родителям,

когда семья переживает последствия ЧС 42 стр.


ЧАСТЬ IV: Показания для неотложной госпитализации 46 стр.
ЧАСТЬ V: Кто поможет психологу и психиатру? 48 стр.

Программа Американского агентства по международному

сотрудничеству (USAID) по улучшению оказания медицинской помощи внутренне перемещенным лицам в Оше

Исполнитель: Офис CitiHope в Кыргызстане

Начало: 1 июля 2010

Завершение: 31 декабря 2010

Продолжительность: 6 месяцев

Контакты: Гульмира Сыдыкова, Директор Офиса CitiHope в

Кыргызстане,

Бишкек, ул. Московская, 141/7, тел: (+996) (312) 621505,

тел/факс: (+996) (312) 628376,

e-mail: goulmiras@citihope.org

Марат Бозгунчиев, Координатор программы по

здравоохранению,

тел: (+996) (312) 621505, тел/факс: (+996) (312) 628376,

e-mail: maratbozgunchiev@citihope.org
ПРЕДИСЛОВИЕ

CitiHope International намерен оказать содействие и поддержку в улучшении предоставления медицинской помощи для внутренне перемешенных лиц (ВПЛ) в Оше в течение 6 месяцев (180 дней).

Деятельность CitiHope International в рамках Программы USAID «По улучшению оказания медицинской помощи внутренне перемещенным лицам в г. Ош» будет сфокусирована на следующих основных компонентах:


  • улучшение доступа к медицинским услугам, включающее содействие по достижению непрерывного и устойчивого предоставления базовых медицинских услуг для всех пациентов пострадавших в результате волнений, включая оказание медицинской помощи пациентам с инфекционными и хроническими заболеваниями;

  • усиление санитарно-гигиенического контроля, включая предоставление необходимых технических средств, для предотвращения вспышек инфекционных заболеваний среди ВПЛ;

  • оказание психологического консультирования, включая обучение психологов и психиатров, и последующее выполнение психологического консультирования, а также оказание психиатрической помощи для ВПЛ с выявленными психическими расстройствами;

  • охрана репродуктивного здоровья, включая обеспечение бесперебойного предоставления услуг для женщин репродуктивного возраста, выявление беременных женщин и оказание содействия в постановке на антенатальный учет, а также выполнение мер по охране здоровья детей.


Задача 3. Оказание психологического консультирования, включая обучение психологов и психиатров, и последующее выполнение психологического консультирования, а также оказание психиатрической помощи для ВПЛ с выявленными психическими расстройствами.
По предварительно проведенной исследовательской работе определены 4 фокусных района проекта: м/н «Черемушки», м/н «Амир Темур», м/н Фуркат, ул. Навои, в которых выявлены около 36 000 внутренне перемещенных лиц, из них 12600 нуждаются в психологической поддержке.

CitiHope International в партнерстве с ОФ «Мастер радости» окажет следующие услуги:

• Проведет обучение психологов и психиатров по организации психологической и психиатрической помощи в кризисных ситуациях.

• Проведет работу среди переселенцев по выявлению лиц, нуждающихся в психологической и психиатрической помощи.

• Проведет индивидуальное психологическое консультирование нуждающимся ВПЛ.

• Проведет групповое психологическое консультирование нуждающимся ВПЛ.

• Организует группы взаимопомощи ВПЛ.

• Проведет психотерапевтическую работу для нуждающихся ВПЛ.

• Проведет консультацию психиатра нуждающимся ВПЛ.

• Проведет при необходимости амбулаторное лечение и наблюдение психически больных.

• Проведет выявление пострадавших с посттравматическими стрессовыми расстройствами.

• Окажет психологическую и психиатрическую помощь пострадавшим с посттравматическими стрессовыми расстройствами.

• Перенаправит в ООЦПЗ психически больных для госпитализации.
Введение 
    Трагические события на юге Кыргызской Республики потрясли всех.  Повторение в более жестких масштабах аналогичного межэтнического конфликта 1990 года на этот раз произошло на фоне отсутствия контроля со стороны центральной  власти. Хаос и вакханалия взаимной мести, царившей на протяжении первых нескольких дней, останутся неизлечимой раной на долгие годы.

    Как только установилось мнимое затишье, руководством общественного здравоохранения  были предприняты попытки оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Немаловажная роль при этом отводилась службе психического здоровья.

    С первых дней по распоряжению Министерства Здравоохранения в Республиканском Центре психического здоровья начали формироваться группы специалистов - добровольцев. Как это бывает в экстремальных условиях, не обошлось без серьезных проблем. Если организационные сложности в целом были решаемы, то профессионально - методический аспект оказался самым слабым  звеном. Стало ясно, что:


  1. В Республике в целом отсутствует целенаправленная до - и постдипломная подготовка специалистов в  области психического здоровья для работы в кризисных ситуациях масштаба социальных катастроф. Лишь недавно в учебную программу студентов медицинских ВУЗов введен специальный предмет «Медицина чрезвычайных ситуаций».

  2. Нет опыта работы в условиях межэтнических конфликтов, когда национальность специалиста может явиться решающим фактором, обусловливающим полную несостоятельность попыток установления контакта с пострадавшим мирным населением.

    Настоящее методическое руководство имеет, прежде всего, практическую направленность, и составлено с учетом опыта местных специалистов (психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов, педагогов, социальных работников) непосредственно работавших с первых дней в зоне социального конфликта.

    Основной целью была попытка организации срочной психологической помощи, опираясь на уже имеющиеся в регионе кадровые ресурсы. Схема тренинга, послужившего базой для написания данного документа, была направлена на выработку конкретных алгоритмов поведения специалиста при непосредственной работе с пострадавшими. При этом учитывались региональные, культурные и этнические аспекты. Неоценимая помощь при составлении руководства была оказана психиатрами, педагогами, медицинским персоналом и психологами Ошской области, которые сами стали свидетелями трагических событий.

    Пособие предназначено для широкого круга специалистов, работающих в гуманитарных организациях.

ЧАСТЬ I: ЧТО ПРОИЗОШЛО И ПРОИСХОДИТ?
Определение чрезвычайных ситуаций, травматического стресса, групп пострадавших, факторов, усиливающих тяжесть реакции и групп риска.

В широком смысле чрезвычайную ситуацию можно определить как совокупность сложившихся к данному моменту негативных факторов, создающих определенную обстановку, в которой происходит существенное отклонение от нормального процесса.


К чрезвычайным ситуациям (ЧС), по определению ВОЗ, относят события, которые выходят за рамки обычного житейского опыта индивида или коллективного опыта окружающей его микросоциальной среды и с психологической точки зрения могут вызвать стресс у каждого, вне зависимости от его прежнего опыта или социального положения.
Последствия чрезвычайных экстремальных ситуаций у людей различны по проявлениям и степени тяжести, что во многом объясняется их состоянием до травмы. Повседневная жизнь человека полна событий, вызывающих состояние нервно - психического напряжения и, требующих адаптации к ним.
1.1. Дистресс – неспецифические реакции организма на критические ситуации, сопровождающиеся грубыми нарушениями адаптации вплоть до ее истощения, нарушением способности человека контролировать свое поведение.

Типы дистрессов:


  • дистресс поражения – характерна необратимость поражения, невозможность отыграться;

  • дистресс утраты возникает при невосполнимости утраты;

  • дистресс смерти развивается в ситуации ожидания неизбежного негативного исхода.


Критерии квалификации ЧС:
1. Число людей пострадавших при ЧС.

2. Число людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности.

3. Размер материального ущерба.

4. Границы зон распространения поражающих факторов.



1. 2. Виды Чрезвычайных ситуаций
1. Локальная

1. Число людей пострадавших при ЧС - не более 10

2. Число людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности - не более 100

3. Размер материального ущерба – не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

4. Границы зон распространения поражающих факторов ЧС – не выходит за территорию объекта.
2. Местная

1. Число людей пострадавших при ЧС - не более 100

2. Число людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности - не более 300

3. Размер материального ущерба – не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

4. Границы зон распространения поражающих факторов ЧС – не выходит за

территорию населенного пункта.


3. Территориальная

1. Число людей пострадавших при ЧС - не более 500

2. Число людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности - не более 500

3. Размер материального ущерба – не более 0.5 млн. минимальных размеров оплаты труда.


4. Региональная

1. Число людей пострадавших при ЧС - не более 500

2. Число людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности - не более 1000

3. Размер материального ущерба – не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.


5. Государственная

1. Число людей пострадавших при ЧС - свыше 500

2. Число людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности – свыше 1000

3. Размер материального ущерба – свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

4. Границы зон распространения поражающих факторов ЧС – выходят за территорию области.
6.Трансграничная

Поражающие факторы выходят за пределы республики, либо произошла за рубежом и затрагивает территорию республики.



Виды ЧС
1. ЧС не приводит к ощутимым потерям (имеет место реальная угроза физической целостности личности и ее близких, например, ДТП). В этих случаях угроза гибели исчезает по окончании ЧС и вероятность ее повторения ничтожно мала;

2. ЧС не приносит ощутимых потерь, но имеется угроза ее повторения (повторные землетрясения).

3. ЧС возникла, но она не разрешилась и может продолжаться неопределенное время – так называемый континуальный стресс.

4. ЧС, во время которой индивид остался жив, но погиб близкий человек и/или возник значительный материальный ущерб и социальное положение личности остается неопределенным.



1. 3. Что такое психическая травма?
Психическая травма возникает под воздействием на человека дистрессоров, несущих ему самому и/или его окружению угрозу здоровью, жизни, значимым ценностям, угрозу нарушения телесных и душевных границ.
Травмы:

  • события, связанные с военными действиями или переворотами;

  • гражданские травматические стрессы:

- стихийные природные бедствия (землетрясения, наводнения и пр.);

- техногенные катастрофы (пожары, кораблекрушения, транспортные аварии, промышленные взрывы и пр.);

- неожиданные потрясения в связи с утратой (арест, смерть близкого человека);

- заболевание, несущее угрозу жизни.


Кто травмирован?

  • первая группа – непосредственно пострадавшие;

  • вторая группа – родственники и друзья пострадавших;

  • третья группа – профессионалы, оказывающие необходимую помощь на месте событий (пожарники, врачи, спасатели);

  • четвертая – свидетели событий и те, кто вовлечен в оказание помощи пострадавшим, но не на непосредственном месте события (учителя, врачи, помогающие организации, приезжающие на место и работающие месяцами);

  • викарные группы – не являющиеся непосредственными участниками или свидетелями событий, но сопереживающие и сочувствующие пострадавшим и вторичным жертвам.



Что усиливает тяжесть последствий пережитого?
Перемены, приводящие к дезориентации, что, в свою очередь, усиливает чувство неопределенности и горя:

  • Изменение смысла повседневного существования (затрагиваются все составляющие бытия).

  • Перемена места жительства.

  • Разрушения привычных границ (стен, заборов).

  • Невозможность исполнять привычные ритуалы.

  • Изменения и/или потеря социальных связей.

  • Ухудшение способности справляться с повседневными обязанностями.

  • Перемена привычных социальных ролей.


Предикторы тяжести реакций:

  • детский и поздний возраст;

  • низкий социоэкономический статус;

  • неспособность контролировать последствия ситуации;

  • зависимость от других;

  • состояние физического здоровья.



1. 4. Какие ЧС относятся к социальным?
Социальные ЧСэто обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально - бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и многое другое.

Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально - политических и военных конфликтах.
ЧС социального характера классифицируются по следующим признакам:

 по причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями и пр.), и преднамеренные, спровоцированные действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т. п.);

 по продолжительности действия – кратковременные (террористический акт, покушение, бандитский налет и т. д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т. п.);

 по скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (политические и военные конфликты) и умеренные, плавно распространяющиеся (предпосылки социальной революции или войны);

 по масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т. д.), и региональные, национальные, глобальные, распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т. д.);

 по возможности предотвращения – неизбежные (как правило, стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально - политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и пр.).


Важнейшей причиной возникновения ЧС социального происхождения является действие факторов риска. В их основе лежит накопление и последующее высвобождение негативной социальной энергии (социально - экономических, политических, межнациональных, межконфессиональных и иных противоречий, их перерастание в кризисные ситуации, носящие чрезвычайный характер).

 

Выделяют четыре стадии действия факторов риска:

1. Накопление факторов риска, которое происходит в самом источнике риска. Это одна из важнейших стадий развития ЧС социального характера. Она может длиться мгновения, сутки, недели, месяцы, годы, а иногда и десятилетия. К ней относятся противоречия в обществе, ведущие к социально - политическим конфликтам. В качестве примеров можно привести накопление предпосылок социальных потрясений в России в начале и в конце XX в., военные приготовления и т. д.

2. Инициирование чрезвычайного события, т. е. своего рода толчок, его пусковой механизм. На этой стадии факторы риска достигают состояния, когда в силу различных причин уже невозможно сдерживать их внешние проявления. Например, объективные предпосылки (кризис экономики, инфляция, коррупция, преступность) и объективные факторы (социально - психологическое состояние общества) могут достичь такого состояния, при котором социальный взрыв оказывается неизбежным. В этом случае любой повод (отсутствие продуктов в магазинах или некорректное поведение сотрудников силовых структур во время стихийных акций протеста) способен привести к социальному взрыву.

3. Процесс самого чрезвычайного события. На этой стадии происходит воздействие высвободившихся социальных факторов риска на людей и общественные структуры. Продолжительность этого процесса, его последствия, особенно в начальный период, трудно предсказуемы, что объясняется сложностью и противоречивостью ситуации, а также не всегда правильной оценкой обстановки.

4. Стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, т. е. локализации ЧС, до ликвидации ее последствий.


В мировой практике общепринята и хронологическая последовательность фаз ЧС, которая может быть применима и к ЧС социального происхождения: угроза, предупреждение, воздействие, оценка обстановки, проведение спасательных работ, оказание помощи, восстановление.
Географическое разделение территории, подвергшейся воздействию чрезвычайного события:

• зона удара – место, в котором находятся жертвы ЧС;

• зона «фильтрации», расположенная вокруг зоны удара, где в первую очередь становится известно о происшедших событиях и откуда сразу же поступает помощь без какого-либо формального оповещения;

• зона оказания общественной помощи – в ней сосредоточены силы и средства для оказания полномасштабной помощи.



Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что социальные ЧС определяются условиями жизни людей. Чем они хуже, тем выше уровень социального недовольства и тем сложнее его сдержать. При неблагоприятном развитии событий отдельные мелкие волны открытого недовольства соединяются, набирают разрушительную силу, охватывая все новые территории. Нестабильность жизни рождает недовольство ею и, как следствие, протест, который выливается в действия, разрушающие и без того уже нарушенную инфраструктуру жизнеобеспечения. Это, в свою очередь, рождает новый взрыв протеста и новые разрушительные действия. Тем самым процесс разрушения приобретает лавинообразный характер.

Сам по себе этот процесс может остановиться только тогда, когда все будет уничтожено. Поэтому для его локализации необходимы совместные активные действия всех здоровых сил общества. Однако в условиях дестабилизации, вызванной ЧС социального характера, их не так уж и много. Это связано с тем, что для отдельного человека подобное положение чревато резким снижением уровня жизни, социальной незащищенностью, разрушением ранее действовавших социальных стереотипов и духовных ценностей, психологическими стрессами. Человек становится, с одной стороны, угнетен, с другой – агрессивен, в силу чего совершает поступки, на которые в условиях стабильной жизни никогда бы не решился. Растет число самоубийств и актов насилия. Цена жизни стремительно падает.

В этих случаях неизбежно катастрофически быстро деградирует социальная сфера, от которой во многом зависит продолжительность жизни каждого человека и населения страны в целом. Люди заболевают и умирают от болезней, которых в нормальных условиях, при здоровом образе жизни, стабильно работающей медицине и жестко контролируемых санитарных нормах, можно избежать. Под влиянием социальных катаклизмов набирает силу криминал. Рядовой человек оказывается перед прямой угрозой насилия со стороны либо преступников, либо протестующих масс, либо действующих все более жестко силовых структур.


ЧАСТЬ II: КТО И ЧТО? (КАКИЕ РЕАКЦИИ НАБЛЮДАЮТСЯ У НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ?)
Что такое аффективно - шоковые реакции, расстройства адаптации и посттравматические стрессовые расстройства. Какие социальные последствия может вызвать чрезвычайная ситуация
2.1. Острая реакция на стресс (ОРС)  F 43.0.

    Реакция психически здоровой личности (в прошлом нет упоминаний относительно выраженных психопатологических расстройств) в ответ на исключительный по своей интенсивности стресс с реальной угрозой физической и психической целостности индивида.



    Июньские события в Оше полностью отвечают данным критериям.

    Однако, с точки зрения психологической помощи в условиям массовых беспорядков ее оказание было невозможным как в силу отсутствия развитой системы ургентной психосоциальной помощи в регионе, так и в связи с масштабами происходящих событий.

    

Диагностические критерии:



  • Четкая временная связь со стрессовым воздействием (психопатологические расстройства появляются практически непосредственно в период или сразу после стресса)

  • Вариативная нестойкая психопатологическая картина (состояние оглушенности, депрессия, тревога, возможен сензитивный персекуторный бред, гнев, отчаяние, двигательная ажитация с дезорганизацией поведения.

  • Кратковременность нарушений: в случае прекращения стрессового воздействия симптомы регрессируют в течение нескольких часов, если стресс продолжает оставаться актуальным, симптомы могут сохраняться до 48 - 72 часов.

    Таким образом, ОРС является преходящим расстройством, симптомы регрессируют обычно в течение нескольких часов. Через трое суток симптоматика практически исчезает. Поэтому в формате данного семинара - тренинга данная нозологическая категория неактуальна. 

    Е Lasogga, В. Gasch (1997) разработали следующие рекомендации по оказанию неотложной кризисной помощи.


2. 2. Правила для сотрудников спасательных служб:
    1. Дайте знать пострадавшему, что вы уже рядом и что предпринимаются меры по спасению.

    2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов.

    3. Осторожно устанавливайте телесный контакт: возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу.

    4. Говорите спокойно, не скрывая сострадания; выслушивайте внимательно и терпеливо, без упреков; спросите, чем вы можете помочь.  

   

2. 3. Правила для психологов:
    1. Прежде чем приступать к помощи, определите, кто из пострадавших, в чем нуждается. Уделите этому 30 секунд при одном пострадавшем, около пяти минут - при нескольких пострадавших. Будьте готовы к среднему уровню возбуждения у пострадавшего (это нормально).

    2. Узнайте имена, нуждающихся в помощи. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

    3. Займите положение на том же уровне, что пострадавший, возьмите его за руку или похлопайте по плечу. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной, не обвиняйте его.

    4. Расскажите пострадавшему, какая помощь будет ему оказана. Сразу скажите ему, что вы ожидаете от своей помощи и как скоро можно ожидать успеха. Расскажите о своей квалификации и опыте, чтобы пострадавший убедился в вашей компетентности.

    5. Дайте пострадавшему посильное поручение, чтобы он мог убедиться в способности самоконтроля.

    6. Дайте пострадавшему высказаться. Будьте внимательны к его чувствам и мыслям, пересказывайте позитивное.

    7. При расставании найдите себе замену и проинструктируйте этого человека о том, что нужно делать с пострадавшим.

    8. Привлеките людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания ему помощи. Инструктируйте их и давайте простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

    9. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

    10. Снимайте возникшее у вас в процессе работы напряжение с помощью релаксации и профессиональной супервизии.


 

2. 4. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) F 43.1 

    Данная форма стрессорной реакции рассматривается как отставленный или затяжной ответ на исключительные по своей силе стрессовые ситуации. Последняя характеризуется реальной угрозой для жизни человека, относительной пролонгацией (социальные катаклизмы, насильственная смерть близких или наблюдение за насильственной смертью других, жертвы пыток, терроризм и т.п. преступления).

    

Диагностические критерии:



  • Участие или непосредственное свидетельство в катастрофических стрессовых событиях с реальной угрозой для жизни самого индивида и его близких.

  • Отставленный характер расстройств. Обычно  вслед за травмой следует латентный период длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев (но редко более 6 месяцев).  В это время индивид продолжает функционировать в повседневном режиме, возможно, появляются признаки церебрастении и эмоциональной притупленности. Поведение напоминает автоматизированное.

  • После латентного периода типичными являются эпизоды повторного переживания ситуации травмы в форме навязчивых воспоминаний или кошмарных сновидений, хроническое чувство оцепенелости и эмоциональной притупленности, изменение поведенческого рисунка повседневного функционирования (ангедония, социальная отгороженность, пациент старается избегать всего, что может напоминать о ситуации травмы), возможны агрессивные вспышки, депрессивный фон настроения, зачастую с суицидальными идеациями. Почти постоянным психопатологическим компонентом является тревожность.  В качестве компенсации или разрядки возможна адаптация девиантных форм поведения (употребление алкоголя или наркотических средств).

  • Обычно наблюдается состояние повышенной вегетативной возбудимости с нарушениями суточных биоритмов, повышенная сензитивность.

  • Симптоматика носит волнообразный характер, в большинстве случаев отмечается выздоровление. Если симптомы сохраняются на протяжении, по меньшей мере, на протяжении двух лет, можно говорить о трансформации в хроническое изменение личности после перенесенных катастроф (F 62.0). И в этом случае изменение форм реагирования и поведенческие особенности приобретают стойкий личностный характер.

    А. Л. Пушкарев с соавт. (2000) выделяют в посттравматической психотерапии три этапа:
    1) установление доверительного безопасного контакта, дающего право на «получение доступа» к тщательно охраняемому травматическому материалу;

    2) терапия, центрированная на психотравме, с исследованием травматического материала, работа с избеганием, отрешенностью и отчужденностью;

    3) стадия, помогающая человеку отделиться от травмы и воссоединиться с семьей, друзьями, обществом.  

    В сложившейся в регионе ситуации  лица с ПТСР будут представлять собой наиболее вероятный контингент для психиатрического и психотерапевтического вмешательства. 

       


2. 5. Переживание горя (по Andrew Clark, 2004).

Горе — это цена любви. Это “цена приверженности”. Так Colin Murray Parkes озаглавил вступительную главу своей книги “Тяжелая утрата: исследования горя в жизни взрослых”, которая содержит полезные идеи (Bereavement: Studies of Grief in Adult Life, Parkes, 1986). Поскольку близкие отношения (не обязательно любовные) с проявлениями привязанности представляют собой почти универсальный человеческий опыт, переживание горя после утраты таких длительных отношений становится естественной частью существования человека. Реакция горя — одно из наиболее сильных и мучительных переживаний человека.

Какова же роль, если она вообще есть, специалистов, контактирующих с людьми, которые испытывают эти крайне мучительные, но естественные переживания? Какие признаки указывают на то, что переживание тяжелой утраты отклоняется от естественного течения, и что именно могут предложить психиатры при таких обстоятельствах? Чтобы рассмотреть эти вопросы, вначале необходимо обратиться к сведениям, известным на сегодняшний день о естественном течении реакции горя.

Анатомия естественной реакции горя
Стадии нормальной реакции горя

Стадия I. Шок и протест — оцепенение, неверие и острая дисфория.

Стадия II. Поглощенность — острая тоска, поиск и гнев.

Стадия III. Дезорганизация — чувство отчаяния и принятие утраты.

Стадия IV. Разрешение.

Естественное течение реакции горя, по-видимому, позволяет пережившему тяжелую утрату человеку со временем восстановить или вновь обрести какой-то аспект утраченного человека.
Типы патологической реакции горя
Подавляемая реакция горя. Отсутствие ожидаемых симптомов горя во всех стадиях.

Запаздывающая реакция горя. Отсутствие (избегание) тягостных симптомов в течение двух недель после утраты.

Хроническая реакция горя. Постоянные выраженные симптомы горя в течение шести месяцев после утраты.

Рис. 1 Факторы, подавляющие естественную реакцию горя


Хроническая реакция горя

Хроническая реакция горя — это постоянный поиск чего-то того, что невозможно найти внутри себя. Процесс восстановления также может осложняться чувством ненависти или страха по отношению к умершему человеку.



2. 6. Признаки поведения детей, переживших тяжелый травматический стресс

Список 1: Признаки поведения детей (6-10 лет), переживших тяжелый травматический стресс



  • изоляция,

  • агрессивность,

  • протестные реакции,

  • изменение аппетита и веса,

  • слезы или крик по малейшему поводу,

  • отказ ходить в школу,

  • резкое изменение поведения (послушный прежде мальчик становится неуправляемым),

  • открытое выражение негодования по отношению к «чужим»,

  • невнимательность,

  • снижение успеваемости,

  • пассивность,

  • ночные кошмары и другие нарушения сна,

  • отсутствие доверия к значимым прежде взрослым,

  • «прилипчивое» поведение,

  • физическое недомогание («болит живот»),

  • проявление симптомов тех расстройств, которых уже давно не отмечалось (например, энурез). 

Список 2: Признаки поведения подростков, переживших тяжелый травматический стресс:

  • резкое снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу;

  • упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;

  • частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные способы выражения гнева;

  • стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;

  • постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;

  • гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное намного более младшему возрасту, в течение длительного периода;

  • множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание);

  • употребление алкоголя или наркотиков;

  • воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение.

 

Если в семье кто-то умер, то также отмечается:

  • избегание разговоров и даже упоминаний о потере или о смерти;

  • чрезмерная имитация умершего, появление устойчивых симптомов его заболевания;

  • повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;

  • потеря интереса к окружающему и способности справляться с повседневными проблемами и делами.


2. 7. Возможные социальные последствия ЧС:
1. Общее снижение реального уровня жизни населения в сочетании с усилением социальной дифференциации и связанных с ней негативных явлений и процессов. В этой связи вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций особенно велика именно в местах, где социальная напряженность из-за резкой дифференциации доходов населения наиболее высока.
2. Критическое положение отдельных социальных и профессиональных групп, которые прежде находились в относительно привилегированном положении. Потеряв прежний социальный статус, они становятся фактором социально-политической напряженности и при определенных негативных условиях объектом рекрутирования экстремистских сил.
3. Специфика безработицы, которая в основном охватывает молодежь. При неразвитости системы социальной поддержки, переобучения и переквалификации населения региона, а также профориентации молодежи можно ожидать дальнейший рост преступности, усиление социальной напряженности, способной перерасти в ЧС социальной направленности.
4.  Наличие сравнительно доступного оружия, а также материальных и финансовых средств для поддержки криминальных и экстремистских группировок. В определенной мере этому способствуют социально - психологическое настроение больших групп населения региона, недовольных результатами проводимых реформ, уровень и характер активности имеющих экстремистскую направленность оппозиционных организаций и другие негативные факторы современной действительности.

ЧАСТЬ III: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Что такое первая психологическая помощь, как помочь ребенку, пережившему потерю, что надо знать родителям, если в семье случилось несчастье.
3. 1. Оказание первой психологической помощи.

Что такое первая психологическая помощь?

Первая психологическая помощь включает доклиническое, гуманное, поддерживающее реагирование на переживания пострадавшего. Такой подход очень отличается от психологического опроса тем, что он не обязательно включает обсуждение события, которое привело к подобному состоянию психического расстройства. Психологические опросы являются популярной, но спорной методикой (которая в лучшем случае неэффективна) и поэтому не должна применяться. Все сотрудники гуманитарных организаций, и особенно работники сектора здравоохранения, должны быть в состоянии обеспечить самую основную первую психологическую помощь.


Как оказывать первую психологическую помощь?

(Источник: Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Изд-во Эксмо, 2005)

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:
• безотлагательность

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.


приближенность к месту событий

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».


ожидание, что нормальное состояние восстановится

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.


единство и простота психологического воздействия

Единство психологического воздействия подразумевает, что, либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована. Простота психологического воздействия – необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.


В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.
Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно - психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно - психических нарушений.
Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и, как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут - при нескольких пострадавших.

3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.


Каталог: images -> biblioteka
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
biblioteka -> Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах
biblioteka -> Варламов О. О. Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного синтеза интеллектуальных систем. Миварное информационное пространство
biblioteka -> И. И. Мамайчук помощь психолога детям с аутизмом
biblioteka -> Аннотированный список диссертаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница