Методическое пособие для родителей слабослышащих детей. Чита 2009 г



Дата20.04.2016
Размер2.28 Mb.
ТипМетодическое пособие

Э.Е.Тарасова




Методическое пособие для родителей слабослышащих детей.




Чита 2009 г.


Содержание

Особенности развития речи слабослышащих детей 3

Воспитание слабослышащих детей в семье 6

Значение игры в развитии слабослышащего ребёнка 7

Принципы игры со слабослышащим ребёнком 7

Условия, при которых игра приносит радость ребенку и родителям 8

Как найти время для игр с детьми, если его нет? 8

Послесловие 9

Литература 9

Приложение. Игры 11
«Глухота - прежде всего потеря значительной части информации и

связанное с этим одиночество. От нашего с вами отношения к

глухим... в значительной мере зависит устранение дефицита информации и трагедии одиночества. Никогда не забывайте этого!»

В. Крайний

Особенности развития речи слабослышащих детей

Слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих не могут в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает их возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом непостоянные звуковые комплексы.

В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений. Большие затруднения испытывают такие дети и при чтении. Недостаточное овладение звуковым составом слова мешает им понимать в тексте даже знакомые слова.

Речь длится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь - мысленная речь человека, обращенная к самому себе. Она не произносится и не пишется. Внешняя речь - это речь, обращенная к другим. Она может быть диалогической и монологической, устной и письменной. Устная и письменная речь - это две взаимосвязанные формы общения людей друг с другом с помощью языка.

Устная речь воспринимается на слух, а письменная - зрительно. Каждая из них имеет свои особенности. Следует различать не только устную и письменную речь, а также специфическую для неслышащих и слабослышащих детей дактильную разновидность словесной речи.

Каждый вид словесной речи предполагает определенные способы ее восприятия и воспроизведения.

Письменная и дактильная речь воспринимается зрительно. Эти виды словесной речи наиболее доступны детям. Однако в целях более полного преодоления последствий дефекта слабослышащие дети должны овладеть не только письменным и дактильным видами речи, но и устным словом, поскольку оно является наиболее употребительным средством общения. Овладение устной речью - необходимое условие всестороннего развития слабослышащего ребенка. Это главная задача всего учебно-воспитательного процесса. Словесная речь расширяет познавательные возможности слабослышащего ребенка, обеспечивает постепенный его переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирования всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих.

Словесная речь — это по преимуществу речь ситуативная, складывающаяся часто под влиянием условий внеязыкового порядка: окружающей обстановки, тематики, особенностей собеседника, в частности особенности восприятия речи говорящего и др. Слабослышащий ребенок располагает ограниченным запасом слов при недостаточном овладении грамматическим строем языка. Он мобилизует все свои речевые возможности для того, чтобы выразить просьбу, желание, вопрос. Если он не знает слова полностью, то произносит обрывки слов, которые также понятны окружающим.

Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение самостоятельной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют его к использованию нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его словами или жестами, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и

полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах.

Специалисты заметили, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, сидящих перед телевизором 3-4 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы. Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее?

Оказалось, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается особенно слабослышащими детьми как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь!

Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставания в развитии речи необходимы, по крайней мере, два условия: включенность речи в активную деятельность ребенка и живое непосредственное общение.

Воспитание слабослышащих детей в семье

Задачи и содержание семейного воспитания слабослышащих детей зависят от возраста. Несмотря на индивидуальные различия детей у родителей есть общие задачи воспитания: охрана и укрепления здоровья; предупреждение заболеваний и вторичных отклонений здоровья; работа по развитию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка; развитие его умственных способностей, памяти, мышления и речи; воспитание активности и создание условий для развития его творческих способностей.

Формирование и развитие словесной речи ребенка, а также формирование коммуникативных умений необходимо начинать с самого раннего возраста. Поэтому так велика роль родителей в этом процессе. Они создают разнообразные ситуации, позволяющие расширить словарный запас и развить разговорную речь ребенка, закреплять понятия, совершенствовать произносительные и слуховые навыки. Такая работа становится необходимым условием семейного воспитания ребенка с проблемами слуха.

В общении и различных видах совместной деятельности родители общении со слышащими (родителями, сверстниками, окружающими). В этих целях важно использовать и совместно проведенное время досуга.

Семейное воспитание ребенка с нарушением слуха должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциальные возможности ребенка. Такое воспитание предотвращает социальную изоляцию ребенка, обеспечивает его средствами коммуникации и помогает его интеграции в общество.

Родители должны знать, что необходимыми условиями для полноценного развития ребенка с проблемами слуха являются, прежде всего, речевая среда, окружение говорящих людей и вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность с взрослыми и сверстниками.

Вам придётся потратить немало сил- и душевных, и физических, и материальных на воспитание и обучение своего плохо слышащего малыша.

Но всё это для того, чтобы он стал настоящим человеком, полноценной развитой личностью. Дома Вы должны помогать малышу, заниматься под руководством специалистов- сурдопедагогов школы. Необходимо уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры.


Значение игры в развитии слабослышащего ребёнка

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития, не слышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений.
Принципы игры со слабослышащим ребёнком
Быстрая речь — неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, не позволяйте ребёнку говорить быстро. Всегда рассказывайте ему о том, что видите. Помните, что, если для Вас все окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, ручей бежит, птица летит, что делает в воде рыба. От Вас зависит, будет ли развитым Ваш ребёнок.

Жесты дополняют нашу речь. Но если Ваш ребёнок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Условия, при которых игра приносит радость ребенку и родителям

Нельзя заниматься с ребенком, если у Вас плохое настроение, малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают высокую эффективность игры.

Важно заниматься последовательно, от простого к более сложному. Не перегружайте условия игры и не затягивайте её, если видите, что интерес к ней угас.

Не забудьте создать положительный настрой во время игры.

Как найти время для игр с детьми, если его нет?

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, лучше всего "играть с детьми на кухне".

Можно играть на прогулке, а также по дороге в школу, в поезде, на природе: "Что я видел?", "Какой он?", "Доскажи словечко", "Упрямые слова". Так можно сделать в семье традиционной игру "Новое словечко", целью которой является расширение словаря ребенка. В выходной день родители "дарят" ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение.

Таким образом, родители, стараясь найти разные формы к речевому развитию детей, совместно с сурдопедагогом и педагогами школы шаг за шагом преодолевают сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

Послесловие

На первых этапах можно использовать карточки, которые родители напишут сами. По мере освоения речевого материала постепенно нужно от них отказываться, но брать с собой еще некоторое время необходимо: вдруг ваш ребенок что-то подзабыл, а вы можете ему помочь. Можно использовать и дактильную азбуку.

После освоения одного вида игры можно родителям и детям меняться местами. Дети будут спрашивать у родителей и с удовольствием оценивать их ответ. Давайте ребенку посильные задания. Предоставляйте ему возможность выигрывать. Придумывайте маленькие призы за победу. Радуйтесь всей семьей малейшим успехам Вашего любимого чада.
Уважаемые родители! Цените и наслаждайтесь каждой минутой, проведенной в обществе с вашим ребенком.
Литература:

  1. «Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе» Под ред. Ж. М. Глозман.- М.: В. Секачев,2006.

  2. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Швайко Г.С..- М.: Айрис - пресс, 2008.

  3. «Игры из ничего» Ленок Я. Я. «Дефектология» №4 1998.

  4. «Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов» Малышко А.А. «Дефектология»;№6 2000.

  5. «Содержание и организация работы по развитию речи вне класса в школе для глухих детей» Колтуненко И. В., «Дефектология» №4 1978.

  6. http://schoolkmv.ru/html/russian/parents/remendations.html

  7. http://works.tarefer.ru/64/l00107/index.html

  8. http://www.ogogorod.ru/club/recommend_articles/detail.php?ID=994

  9. http://www.ourkids.ru

  1. Бачина О. Б., Самородова Л. Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи».- М: ТЦ Сфера,2009. (Библиотека журнала «Логопед»).

  2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Учебное пособие для вузов. - М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 12.Красильникова О. А. «Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроке литературного чтения».- СПб.: КАРО,2005.

13. Кулганов А. Г. , Верещагина Н. В. «Консультирование в работе детского практического психолога».- СПб.: «Детство- Прогресс», 2008.

14. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя».- М.: Мозаика- Синтез,2006.

15.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для вузов\ Под ред. Селиверстова В. И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

16. Поварова И. А. «Коррекция заикания в играх и тренингах».- СПб.: Питер, 2004.

17. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя- дефектолога \Е. Г. Речицкая.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.

18.Селевко Г. К., Селевко А. Г. «Социально- воспитательные технологии».- М.: Народное образование, 2002.

19.Спок Б. «Разговор с матерью».- М. Изд. Политической литературы. 1990.

20.Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

Приложение:

Игры на ознакомление с окружающим миром и формирование словаря
1. Кто как двигается?

Взрослый называет животного (зверей, птиц, насекомых, рыб в зависимости от осведомленности ребенка). Ребенок должен сказать, как он передвигается (плавает, летает, бегает, ползает, прыгает, скачет). На начальном этапе можно предложить карточки с глаголами. В последствии можно увеличивать темп. Как вариант можно называть глаголы, а ребенок - животных.

Рыба – плавает

Птица - летает

2. Что делают из...?

Взрослый называет или показывает карточки со словами растений или материалов. Ребенок говорит, что из них можно сделать. И наоборот. Можно соревноваться, кто из членов семьи назовет больше вариантов (лучше говорить по одному слову по очереди). Как вариант ведущий может называть предметы, а играющие - материал.

Дерево - шкаф

Камень — дом

3. Где папа (мама, сестра, брат, кошка, птица и т. д.)?

Выбирается объект и определяется его расположение (около, возле, перед, позади, слева, справа, между).

Папа на диване

Кошка на дереве

Мама возле папы

4. Составь из двух слов одно:

Название предметов:

Муха и летит

Молоко и возит

Мясо и рубит

Сам и варит

Название животных:

Нос и рог

Вертит шеей

Муравей и ест

Землю и роет

Название профессий:

Олень и водит

Вода и лазит

Канат и ходит

Погодные явления:

Снег и падает

Лист и падает

Лед и ходит

5. Составление сложных прилагательных из простых прилагательных и существительных:

Играющим предлагается пара слов, из которой нужно составить одно. Слова можно дать на карточке. Первое время необходима помощь в составлении. Можно заучивать новые слова наизусть. Длинный и уши

Длинный и шея Длинный и ноги Горбатый и нос Легкий и крылья

6. Почему мы их так называем?

Ребенка очень удивит и обрадует, что некоторые слова имеют такое простое объяснение, и он быстро их запомнит.

Черника - черная

Босоножки - босые ноги

Кукушка – кукует

Погремушка - гремит

Жук - жужжит
Игры для формирования звуковой культуры речи

  1. Назови первый звук в слове.
    Называют и отгадывают все по очереди.
    Автобус




  1. Назови последний звук в слове.
    Называют и отгадывают все по очереди.
    Автобус

  1. Цепочка слов.

Автобус - усы

4. Найди место звука в слове.

Играющие определяют местонахождение звука: вначале, в середине, в конце слова.

5. Кто больше придумает слов, которые начинаются на букву...?

Играющие называют по очереди придуманные слова. Следите внимательно, чтобы ребенок правильно услышал слова и не, повторял уже названные.

6. Кто больше слов назовет со звуком... на определенную тему.
Предметы одежды, в названиях которых есть звук С.
Названия цветов со звуком
Л.

7. Хлопни столько раз (положи столько же камешков и т. д.), сколько слогов в слове.

Игры на развитие слухоречевой памяти

1. Запомни слова и повтори их.

Каждому участнику игры дается карточка с набором слов.

Для ребенка сначала карточка с 2- 3 - мя знакомыми, часто употребляемыми словами. Затем можно постепенно увеличивать количество слов и их сложность.

2. Запомни пары .

На карточках даются пары слов (можно написать их на песке или на асфальте). Необходимо запомнить их. Затем назвать второе слово в каждой паре. Сначала в карточке одна пара слов, затем их количество можно постепенно увеличивать. Внимательно следите, чтобы ребенку не было очень трудно, и он не потерял интерес к игре.

Облако - дождь Облако - ...

Платье - пуговица Платье -

Небо - звезда Небо - ...

Рука - кольцо Рука - ...

Река - лодка Река - ...

Ягода - компот Ягода - ...

Глаза - очки Глаза - ...
Игры на развитие мышления
1. Закончи предложение

Играющим по очереди говорится начало предложения. Нужно закончить его

его.

Сахар сладкий, а лимон

Снег холодный, а огонь...

Дом выше дерева, а куст...

Мама старше дочки, а дочка (относительно мамы)

Заяц бегает быстрее черепахи, а черепаха... (относительно зайца).

Лес дальше луга, а луг... (относительно леса)

Подушка мягче камня, а камень... (относительно подушки)

2. Подумай, кто кем будет.

Предлагаются названия, нужно определить последующий этап в развитии или преобразовании. Играют все по очереди.


Яйцо -... (цыпленок) Теленок -... (корова) Девочка -... (женщина)



Желудь - ...(дуб)

Икринка - ... (рыба)

Гусеница - ... (бабочка)

Мука- ...(хлеб)

Семечко - ... (цветок)

Ткань - ... (рубашка)

3. Что лишнее?

Из трех слов нужно выбрать лишнее. Слова знакомые. Играют все по очереди. Тему можно выбрать любую.

Елка, береза, сосна

Сковородка, чашка, кастрюля

Стол, полка, стул

Коза, свинья, корова

Пруд, река, озеро

Люстра, ночник, свеча

4. Найди противоположное.

Играют по очереди. Кто отвечал, тот и придумывает новое слово.

Холодно - ...(жарко)

Острый -...(тупой)

Добрый - ... (злой)

Мягкий - ...(твердый)

5. Назови слово во множественном числе.

Ведущий или все по очереди называют слова в единственном числе. Нужно назвать эти же слова во множественном числе.

Плот - плоты

Крот - кроты

Рука - руки

Учитель - учителя

6. Назови слово в единственном числе.
Игра с обратным заданием.

Яблоки - яблоко

Банан - бананы

Стол – столы
7. Назови в женском роде.

Ведущий говорит слова в мужском роде. Нужно назвать соответствующее слово в женском роде.

Повар - повариха

Портной - портниха

Купец купчиха

8. Назови в мужском роде.

Ведущий говорит слова в женском роде. Нужно назвать соответствующее слово в мужском роде.

Учительница - учитель

Ученица – ученик
9. Поставь глагол в первое лицо.

Ведущий называет глаголы в неопределенной форме. Нужно их изменить в соответствующее слово в первом лице.

Читать - читаю

Летать - летаю

Писать - пишу

Говорить - говорю.

10.Поставь глагол в 2-е (3- е) лицо.

Задание как в 9-ой игре, но слова ставятся во 2- е (3 - е) лицо.

11.Поставь глагол в множественное число.

Ведущий или по очереди называют глаголы в единственном числе. Нужно поставить глагол в соответствующее, множественное число.

Иду - идем

Пою - поем

Танцую – танцуем
Речевые игры для старшеклассников

Это игры предназначены для старшеклассников или детей накопивших уже достаточный словарный запас и связную развернутую речь.

1. Продолжи предложение.

В эту игру можно играть по дороге, в очереди, в поезде и т. д. Это игра и одновременно тест на эмоциональное состояние вашего ребенка, возможность заглянуть в его внутренний мир и узнать, что его волнует на данный момент. Каждый раз ответ будет разным. Дайте ребенку тоже возможность узнать ваши мысли и состояние.

Я рад, что...

Я доволен, что...

Я счастлив, что...

Я уверен, что...

Я думаю, что...

Я знаю, что...

Я понимаю, что...

Не грустно, что...

Мне трудно, потому что...

Мне интересно, потому что...

Хорошо, что...

Плохо, что...

Жаль, что...

Казалось, что...

Оказалось, что...

Слышно, как...

Я видел своими глазами, как...
2. Снежный ком.

Ведущий предлагает слово. Играющие по очереди добавляют по одному слову в полученное новое предложение. Все играющие стараются произнести новое предложение на одном выдохе. Побеждает тот, кто произносит последнюю вариацию.

Ветер.

Дует ветер.

Дует холодный ветер.

Дует холодный порывистый ветер.

Дует холодный порывистый северный ветер.

Сегодня дует холодный порывистый северный ветер.

Весь день сегодня дует холодный порывистый северный ветер.

3. Оптимисты и скептики.

Играть можно вдвоем. Можно увеличить количество играющих. Ведущий предлагает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, последующий игрок опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень».

А: Хорошо, что дома есть телевизор - можно смотреть.

В: Хорошо, да не очень, глаза могут заболеть.

или

А: Хорошо, что чайник большой - на всех хватит.

В: Хорошо, да не очень - долго закипает.

или

А: Плохо, что мороженое холодное - горло заболит.

В: Плохо, да не очень - зато как вкусно!
4. Не очень.

Используя опорное словосочетание «НЕ ОЧЕНЬ», придумать рассказ-рассуждение. Играть можно по цепочке. Выигрывает тот, кто сказал последнее суждение.

По улице шел мужчина. Это хорошо!



  • Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

  • Плохо, да не очень - грязь-то лечебная. Он свои больные колени вылечил. Это хорошо!

Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал как негр. Это плохо! И т. д.

5. Рассказываем знакомую сказку, используя прием инверсии (перестановки).

Расскажите любую очень знакомую ребенку сказку. Например «Колобок» или «Снегурочку». Ведущий начинает. Дальше все по очереди добавляют свои рассуждения, придерживаясь сюжетной линии.

Жили- были дед да баба. Это хорошо.



  • Хорошо, да не очень: у них не было детей. Это плохо!

  • Плохо, да не очень. Они дочку из снега вылепили. Это хорошо!

  • Хорошо, да не очень: ей у печки было жарко. Это плохо! И т. д.

6. Ступеньки.

Участникам игры необходимо сказать как можно больше слов на определенную букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

Я

Як

Яма

Язык

Ягода

Яблоко

Ящерица и т. д.

7. Пирамида.

Игроки должны написать и произнести по очереди слова с одинаковыми буквами в начале и в конце слова. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего, что бы получилась «пирамида». Начинать надо с 3- х или 4- х буквенных слов.

Арфа

Астра

Азбука

Алгебра

Антилопа

Анаграмма
8. Цепочка.

Игроки должны составить цепочку слов. Каждое слово как отдельное звено цепочки: последние две буквы предыдущего слова должны служить началом другого слова.

Собака- кабан- антилопа- панда и т. д.

9. Тут и сказочке конец.

Играющим необходимо восстановить обратный ход повествования сказки: сочинить сказку наоборот, то есть с конца.

  • Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

  • А Лиса его «ам» и съела.

  • Сел Колобок Лисе на язычок и запел: «Я от Бабушки ушел...»

  • «Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок».


10. Перевертыши.

Ведущий называет слово. Играющие должны мысленно представить, как читается это слово с конца, и произнести полученный вариант.

Слово-оволс
Конец-цепок
Собака- акабос

11 .Разорванный диалог.

Играющие вместе называют начальные слова шести реплик диалога (можно использовать текст какого-нибудь литературного произведения). Слова должны быть общими. Необходимо восстановить диалог, то есть продолжить реплики.

  • Здравствуй... (девочка)

  • Здравствуй... (Дедушка Мороз)

  • Ты почему ...(сидишь тут одна)

  • А я ... (жду батюшку)

  • Так ведь... (мороз же)

  • Ничего... (как — нибудь потерплю)

12. Ассоциации.

Ведущий называет слово. Играющие должны к каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации назвать дополняющее слово.

Возможны варианты:

Игрок отвечает, называя первое пришедшее в голову слово


ассоциацию (глагол, существительное, прилагательное).

Шкаф - комната, скрипучий, упал

Выбор словесных ассоциаций ограничен: необходимо назвать только нарицательные существительные.



Шкаф – платье

Выбор словесных ассоциаций ограничен: необходимо назвать только прилагательное.



Шкаф - старый

Выбор словесных ассоциаций ограничен: необходимо назвать только глаголы.



Шкаф – скрипит





Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница