Методическое пособие для педагогов внешкольного образования к программе подготовки «многоборье со служебными собаками»



страница1/10
Дата27.05.2016
Размер1.08 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ» г. ПЕРМИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ «МНОГОБОРЬЕ СО СЛУЖЕБНЫМИ СОБАКАМИ» ДЛЯ КЛУБА ЮНЫХ СОБАКОВОДОВ


РУДАШЕВСКИЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. ПЕРМЬ, 1998 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕМА № 1 - ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП) 3

Цели и задачи общей физической подготовки 3

Профилактика травматизма и заболеваемости 3

Упреждающее развитие основных групп мышц, работающих при беге и преодолении препятствий 3

Ветеринарный и медицинский контроль. Средства восстановления и релаксации. Плавание. Баня. Массаж. Витаминизация 4

Развитие общих качеств 4

Сила 4

Общая выносливость 5



Ловкость. Гибкость. Меткость. Координация движений. Прыгучесть 5

Подготовка организма к специальной тренировке 5

Особенности общей физической подготовки многоборцев с собаками 5

Кроссовая подготовка 6

Комплексы упражнений. Круговая тренировка. Одновременное развитие двух или нескольких качеств. Интервалы отдыха в комплексах упражнений. Изменение влияния комплекса упражнений в зависимости от комбинации продолжительности и интенсивности выполнения, а также интервалов отдыха между ними. 7

Построение учебно-тренировочного процесса по ОФП 7

Построение периода ОФП 7

Принцип постепенности 7

Адаптация организма. Прекращение влияния на организм упражнений, применявшихся несколько лет подряд 8

Домашние задания по ОФП. Задание по ОФП “на каникулы” 8

Проведение учебно-тренировочного занятия по ОФП 9

Игровые виды общей физической подготовки. Соревновательный метод проведения занятий по ОФП. Применение эстафет по ОФП 9

Упражнения ОФП. Упражнения для развития силы конкретных групп мышц. ОФП собаки 9

ТЕМА № 2 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП) МНОГОБОРЦА СО СЛУЖЕБНЫМИ СОБАКАМИ 10

Специальные качества, нужные многоборцу со служебными собаками. 10

Место СФП в годичном макроцикле подготовки 10

Специальная выносливость для преодоления кросса и полосы препятствий 10

Взаимовлияние специальной выносливости для преодоления кросса и полосы препятствий 10

Перечень основных специальных качеств, развиваемых с помощью средств СФП 11

Модель многоборца 12

“Идеальная” модель многоборца 12

Оптимальная модель для конкретного спортсмена 13

Индивидуальное планирование тренировки СФП, исходя из оптимальной модели 13

Энергообеспечение организма 15

Механизмы энергообеспечения 15

Виды механизмов энергообеспечения 15

Аэробный механизм энергообеспечения 15

Анаэробно-алактатный механизм энергообеспечения 16

Анаэробно-лактатный и гликолитический механизмы энергообеспечения 16

Методы и средства СФП. 17

Средства СФП 17

Методы СФП 17

Группы средств СФП 18

Анализ тренировочных результатов 20

ТЕМА № 3 - ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ 25

Содержание темы 25

Организация занятий в подготовительном периоде 25

Организация занятий в соревновательном периоде 26



ТЕМА № 4 - СТРЕЛЬБА 26

Стрельба в спокойном состоянии 26

Производство выстрела 26

Прицеливание 27

Стрельба с ходу 27

ТЕМА № 5 - КРОСС С СОБАКОЙ 28

ТЕМА № 6 - ПОДГОТОВКА СОБАКИ ПО ПРОГРАММЕ МНОГОБОРЬЯ 29

Хронологическая последовательность подготовки собак по программе многоборья 29

Начальная подготовка собак: первый этап 29

Общая дрессировка собаки. Управляемость. Навыки “ко мне”, “рядом”, “сидеть”, “лежать ” 29

Постановка игровой хватки, буксировки, преодоление упрощенных препятствий рядом со спортсменом 29

Начальная подготовка собак: второй этап 30

Преодоление стандартных препятствий рядом со спортсменом и упрощенных, на укороченной полосе - впереди него. 30

Укладка и посадка собаки на расстоянии 30

Игровая хватка на расстоянии. Приучение собаки к замахам во время игровой хватки. Преследование “ нарушителя ”. “ Лобовая атака ” на сокращенном расстоянии 30

Приучение собаки к переползанию. Переползание рядом со спортсменом. 31

Подготовка собак к соревнованиям по программе многоборья 31

Стандартная “ лобовая атака ”. “ Лобовая атака ” после короткого отрезка буксировки. “ Лобовая атака ” после стандартного кросса со сменой спецодежды, “ нарушителей”, мест проведения занятий, погодных условий. 31

Преодоление отрезков стандартной полосы препятствий впереди бегущего мимо препятствий спортсмена. Преодоление отрезков полосы препятствий совместно со спортсменом. Преодоление полной полосы препятствий. 32

Использование элементов ОКД, ЗКС и ИПО при подготовке собаки по программе многоборья. 32

Подготовка собак к выступлениям на крупных соревнованиях по многоборью 33

Преодоление полной (или до конца переползания) полосы препятствий в условиях, имитирующих соревновательные (выстрел, радиоинформация и т.п.). 33

Развитие скорости преодоления полосы и буксировки у собаки, используя либо инстинкт преследования, либо инстинкт лидирования. 33

Оптимизация скорости переползания. Надежность фиксаций на участках гранатометания, стрельбы и перед переползанием. 34

Рацион питания собаки во время выездных соревнований. 35

Подбор амуниции для выступления собаки. 35

Тестовый и соревновательный контроль. 35

Физическая подготовка собак к соревнованиям по многоборью 35

Профилактика травматизма 35

Профилактика травматизма и заболеваемости собак 35

ОФП собак 36

Общая физическая подготовка собаки к прыжкам, бегу, переползанию, буксировке, задержанию “нарушителя”. 36

СФП собак 36

Специальная физическая подготовка собаки к прыжкам, бегу, переползанию, буксировке, задержанию “нарушителя”. 36



ТЕМА № 7 - ОПТИМИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ 37

Принципы соревновательной подготовки 37

Важность соревновательной подготовки. Цели и задачи соревновательной подготовки. 37

Ритмичность соревновательного календаря. 37

Построение соревновательного календаря 38

Соревновательные микро- и мезо- циклы подготовки. Календарь тестов, соревновательных тестов и соревнований. Главные и “подводящие” соревнования 38



ТЕМА № 8 - ИНСТРУКТОРСКО-СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА 39

ТЕМА № 9 - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 40

Обеспечение безопасности при занятиях многоборьем со служебными собаками 40

Техника и меры безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований 40

Инструктаж по технике безопасности 40

Медицинский контроль 40

Основы личной гигиены и санитарии. Врачебный контроль и самоконтроль 40

Медицинский допуск к соревнованиям, продолжительность его действия, диспансеризация 41

Многоборье со служебными собаками 42

История вида спорта. 42

Правила соревнований. 42

Понятие о Положении о соревнованиях. Определение личного и командного первенства. 42

Спортивная классификация, разрядная сетка. Разрядные нормы и требования. 43

Судейские коллегии 43

Этика спортсмена-многоборца 43

Этика поведения и общения с судьями, соперниками, товарищами по команде, педагогами. 43

Недопущение грубого обращения с собакой. 43



ТЕМА № 10 - КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ПО МНОГОБОРЬЮ СО СЛУЖЕБНЫМИ СОБАКАМИ 44

Важность полноценного комплектования групп 44

Способы привлечения юношей и девушек к занятиям многоборьем со служебными собаками 44

Массовая реклама 44

Адресная реклама 44

Контакт с клубами собаководства; работа с картотеками или базами данных клубов собаководства. Пропаганда многоборья среди занимающихся другими видами спорта 44

Проведение организационных собраний, подбор наглядного и иллюстративного материала для организационных собраний 45

Отбор в группы по многоборью 46

Отбор по уровню мотивации к занятиям. Отбор собак. Переводы между разными видами групп внутри клуба юных собаководов. Необходимость набора “с запасом” в группу по многоборью. Родительские собрания. 46

ТЕМА № 11 - ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА 47

Планирование нагрузок 47

Периодизация учебно-тренировочного процесса 47

Подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Подразделение периодов на этапы. Цикличность. Тренировочные макроциклы, мезоциклы и микроциклы 47

Учебно-тренировочные нагрузки 50

Объем и интенсивность учебно-тренировочных нагрузок 50

Учет нагрузок 51

Планирование и анализ результатов 52

Планирование результатов 52

Цели и задачи сезона, периода, этапа (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование). Главные и промежуточные цели. Вспомогательные цели. 52

Анализ результатов 52

Анализ результатов, достигнутых за “отчетный” период. Корректировка планов по ходу сезона (“обратная связь”) 52



ТЕМА № 12 ПОСТАНОВКА ТЕХНИКИ 53

Принципы отработки техники у многоборцев со служебными собаками 53

Последовательность отработки техники 53

Расчленение техники выступления многоборцев с собаками на отдельные элементы. Разучивание отдельных элементов техники. 53

Отработка техники блоков элементов. Отработка техники крупных отрезков упражнений. Целостное выполнение упражнений без собак. Выполнение упражнений с собаками. 54

Сочетание работы над техникой с применением нагрузок 55

Работа над техникой в условиях полного восстановления. 55

Работа над техникой в условиях неполного восстановления (при закреплении навыка). Работа над техникой в состоянии сильного утомления (для спортсменов высокого класса). Работа над техникой в условиях искусственного стресса (для психологической устойчивости у спортсменов высокого класса). 55

Специальная техника в многоборье со служебными собаками 55

Техника упражнений многоборья и основных тренировочных средств 55

Техника гладкого бега. Техника спринта. Техника бега на средние дистанции. 55

Техника преодоления отдельных препятствий. Техника бега между препятствиями в начале дистанции и на финишном отрезке. 57

Техника стрельбы. 64

Применение технических средств и инвентаря в учебно-тренировочном процессе 64

Подбор амуниции и спортивной одежды для выступления, их подгонка. 64

Количественные методы анализа эффективности техники. 64

Специальные упражнения для корректировки техники (ограничители движений и т.п.). 65

Просмотр видеоматериалов выступлений и тренировок своих и других спортсменов, анализ кинограмм. Проведение практических семинаров по технике с учащимися. 65



ТЕМА № 13 - МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 65

Влияние психологической подготовки на эффективность соревновательной деятельности. 65

Проблемы психологической подготовки в предсоревновательном микроцикле. 65

Адаптация к соревнованиям. 65

Адаптация к месту, времени проведения соревнований, акклиматизация, смена часовых поясов. 66

Досуг в предсоревновательном микроцикле. Сон. Предсоревновательный сон. 66

Проблемы психологической подготовки непосредственно в день соревнований. 66

Просмотр выступлений других участников. 66

Возбуждение и торможение. Предстартовая лихорадка. Апатия. Функции “выводящего” тренера. 67

Методы и средства оптимизации психологической подготовки 67

Отработка модели поведения в предстартовый период. Восприятие собакой волнения спортсмена. 67

Аутогенная тренировка. Методы психологического контроля и самоконтроля. 68

Мотивация. Недостаточная мотивация. Излишняя мотивация. 68

Различные типы личности обучаемых и поведение педагога по отношению к ним. 70

Взаимоотношения «педагог - ученик» после окончания соревнований. 70

Общение со спортсменами после выступления. 70

Соотношение критических и успокаивающих замечаний при разборе соревнований в зависимости от типов личностей учащихся. Влияние на самооценку выступления. 71

Применение “двойной” оценки выступления. 71



ЛИТЕРАТУРА. 73

Каталог: arh
arh -> Естественные науки 6 Естественные науки в целом 6
arh -> Директор мобу сош №2 с. Архангельское Н. Ю. Тимакова
arh -> Упражнения по развитию речи на уроках в начальной школе. Работа над словом
arh -> Упражнения по развитию речи на уроках в начальной школе. Работа над словом
arh -> Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов по информатике с целью развития готовности к самообразованию в рамках концепции непрерывного образования
arh -> Эмпирические критерии формирования профессиональной идентичности студентов
arh -> Мы считаем нужным заострить внимание на ситуации педагогической практики студентов и выделить некоторые особенности формирования рефлексии в этот период
arh -> Концепция летней математической школы при барнаульском государственном педагогическом университете


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница