Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 (075. 8) Ббк 87а7 М20



страница1/8
Дата14.02.2016
Размер1.23 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения


Г.И.Малых, В.Е.Осипов


История и философия науки и техники

Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения

Иркутск 2008

УДК 1(075.8)

ББК 87а7


М20

Рецензенты: доктор философских наук, профессор ИГУ Н.С.Коноплёв;

доктор философских наук, профессор ИрГУПС А.Е.Кащаев

Составители: Малых Г.И. - кандидат философских наук, доцент, руководитель учебно-методической секции по философии;

Осипов В.Е. - доктор философских наук, профессор, научный руководитель аспирантов

Методическое пособие предназначено для аспирантов и студентов всех специальностей и форм обучения. В нем разъясняются важные узловые вопросы философии науки и техники, научно-технического прогресса, дана краткая история развития науки и техники, раскрыты закономерности и основные этапы развития науки и техники. Приводится примерная программа общенаучной дисциплины "История и философия науки", контрольные вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература.

Иркутский государственный университет путей сообщения, 2008

Оглавление

Введение 5

1. История и философия науки:


1.1 Понятие науки 7

1.2 Основные этапы исторического развития науки 8

1.3 Основные закономерности развития науки 10

1.4 Научные революции 13

1.5 Научная картина мира 15

1.6 Методология науки 16

1.7 Наука и история науки 19

2. История и философия отдельных областей научного знания:


2.1 Математика 23

2.2 Механика 29

2.3 Физика 32

2.4 Химия 35

2.5 Биология 39

2.6 Геология 41

2.7 Астрономия 44

2.8 Синергетика 47

2.9 Логика (и логическая культура мышления ученых) 49
3. История и философия техники:
3.1 История взаимосвязи науки и техники 54

3.2 Определение техники. Основные этапы развития техники 57

3.3 Техника и технология. Естественное и искусственное в технике и технологии 60

3.4 Научно-технический прогресс и научно-техническая (технологическая) революция 62

3.5 Возникновение и развитие технических наук. Специфика технического знания 64

3.6 Междисциплинарные связи технических наук с другими отраслями научно технического знания 67

3.7 Инженерное мышление и научно-техническое творчество 69

3.8 Философско-методологические проблемы развития техники 72

3.9 Философия техники 75

Примерная программа общенаучной дисциплины "История и философия науки" 78

Контрольные вопросы для самопроверки 88

Рекомендуемая литература 90

Введение
Философия включает в себя ряд частей или разделов, к числу которых относятся онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, философская антропология и др. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ также является одним из разделов философского знания. Она развивалась параллельно с историческим развитием научных и технических достижений человечества. В наши дни особая актуальность этого раздела определяется резким возрастанием социальной роли и значения научно-технического прогресса.

Роль и значение науки и техники сегодня столь велики, что выходят далеко за пределы научно-технической сферы. Поэтому было бы неверным считать философию науки и техники всего лишь одним из разделов философского знания, существующим наряду с другими. Наука и техника оказывают прямое или косвенное воздействие на все сферы жизни общества. Следовательно, философия науки и техники задает определенный угол рассмотрения огромного множества философских проблем современности. Анализ особенностей современной науки и основанной на ней техники становится одним из ключей к пониманию всего современного общества и отдельных его сторон. Именно об этом говорил К.Ясперс: "Техника стала главной темой в попытках понять положение, в котором мы находимся".

Непосредственным ПРЕДМЕТОМ философии науки и техники являются наука и техника, рассматриваемые с особой философической точки зрения; при этом НАУКА понимается как совокупность специализированных знаний, прежде всего теоретического характера, а также как особый социальный институт и одна из важнейших частей культуры; под ТЕХНИКОЙ же подразумевается целенаправленное преобразование природных тел и процессов в средства и инструменты человеческой деятельности, методы конструктивной деятельности и использование этих методов для создания искусственных объектов.

В современном мире наука и техника существует в тесной взаимосвязи, составляя целостную систему. Поэтому следует подчеркнуть что именно система "наука-техника" является непосредственным предметом рассмотрения философии науки и техники как особой части (или раздела) философского знания.

Данное учебное пособие должно оказать практическую помощь аспирантам и соискателям осмыслить проблемы истории и философии науки и техники, исходя из изложенных выше важнейших проблем современной цивилизации. Это поможет также с сознанием дела подготовиться к успешной сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине "История и философия науки".

Учебное пособие предназначено также и студентам, изучающий общий курс "философия". В действующей учебной программе по философии имеется специальный раздел "Философия науки и техники". Студентам, желающим углубить свои знания, рекомендуется принять самое активное участие в работе предметного кружка "Философские проблемы науки и техники" при кафедре "Философия и социальные науки".

1. История и философия науки
1.1 Понятие науки

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, социально организованных и обоснованных знаний о мире. Она воздействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но также и в качестве особого объекта.

Буквальное значение слова "наука" - знание. Поэтому иногда науку и определяют как систему знаний, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

Но далеко не всякое знание может рассматриваться как научное. Не относится к науке так называемый обыденный, или житейский опыт - знание, полученное на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущее дальше простого описания фактов и процессов, выявления чисто внешних сторон. Научное знание в подлинном смысле слова начинается только тогда, когда за совокупностью фактов, осознается закономерность - всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Возникновение и развитие науки обусловлено, в конечном счете, потребностями материального производства, потребностями развития общества. Однако, в свою очередь, наука оказывает существенное влияние на развитие производства, открывая новые, ранее неизвестные свойства природы, новые материалы, новые методы их обработки, новые источники энергии, делая возможным появление совершенно немыслимых ранее сфер производства и потребления (радиоэлектроника, синтетическая химия, генная инженерия, ядерная энергетика и т.д.). Она превращается в непосредственную производительную силу, т.е. современное производство невозможно без внедрения научных методов и дальнейший его рост требует развития всех отраслей науки, проведения теоретических исследований.

В силу этого, наука является сферой исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний об окружающей действительности и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальные и лабораторные оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

1.2 Основные этапы исторического развития науки.


Первый этап - это преднаука, т.е. зарождение элементов науки (начиная с Древности и до рубежа XVI - XVII веков). Это самый длительный этап, который характерен в основном для Древности. Его можно назвать натурфилософским, или наивно-диалектическим. Он зародился в странах Древнего Востока (Китай, Индия, Египет и др.) и получил наиболее полное выражение в Древней Греции, а также в Древнем Риме. В этот период зачатки наук стихийно использовались в практике, технике, производстве.

Второй этап - это классическая наука (начиная с XVII века и до конца XIX века). Здесь господствовала классическая механика, классическая физика, классическое естествознание. Работы Галилея, Ньютона и других ученых стали сознательно использоваться в технике, практике, производстве. Неслучайно в это время в Европе происходят сначала первая научная, а затем и техническая революции. Началась математизация естествознания, появился термин "точная механика". Механика занимала ведущее место среди других наук. Формировалась механистическая картина мира.

Третий этап - неклассическая наука (начало XX века - до 70х - 80х годов). На основе революционных открытий в области естествознания появилась качественно новая механика - квантовая механика. В 1905 году была создана А. Эйнштейном специальная теория относительности, в 1916 году была создана общая теория относительности. Начала бурно развиваться физика элементарных частиц.

Квантовая теория и теория относительности заложили фундамент современного естествознания, современной науки.

Четвертый этап - постнеклассическая наука (последние десятилетия ХХ века и по настоящее время). Начинает развиваться новое научное направление - СИНЕРГЕТИКА. Синергетика - это теория самоорганизации в природе и обществе, теория самоорганизующихся открытых диссипативных систем. Формируется новая научная парадигма - НЕЛИНЕЙНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ. Это новое видение и понимание мира, мира как становящегося и развивающегося. Синергетика - наука XXI века.

Примечание: более детальная история развития науки будет рассматриваться в лекционном курсе для аспирантов "История и философия науки"

1.3 Основные закономерности развития науки.
Будучи детерминирована, в конечном счете, общественной практикой и ее потребностями, наука вместе с тем развивается по своим собственным закономерностям и внутренней логикой своего развития.

Обычно важнейшими закономерностями развития науки считаются следующие:


1) Преемственность в развитии научных знаний. Данная закономерность выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях.
2) Относительная самостоятельность науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении определенных ступеней развития самого процесса познания действительности, который совершается в порядке последовательного перехода от явлений к сущности и от менее глубокой сущности ко все более глубокой.
3) Единство эволюции и революций как закономерность науки. Постепенность развития науки при относительно спокойном (эволюционном) развитии сменяется бурной (революционной) ломкой теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений (картины мира). Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции.
4) Дифференциация и интеграция научного знания. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.
5) Ускоренное развитие науки. Констатация экспоненциального развития закона развития науки (т.е. ускорения его темпов) и есть одна из общих закономерностей ее развития. Данная закономерность проявляется в увеличении общего числа научных работников, научных учреждений и организаций, публикаций, выполняемых научных работ и решаемых проблем, материальных затрат на науки или (и) доходов от нее и т.п.

Одним из критериев ускорения темпов развития науки является сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от одного научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделялось десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами и даже месяцами.


6) Закономерность превращения науки в непосредственную или всеобщую производительную силу как внедрение научных новшеств в производство - одна из ключевых проблем, конкретизирующих сущность превращения науки в непосредственную производительную силу в условиях возникновения НТР. Внедрение увязывает в единый узел науку, технику, производительные силы, генезис научных идей, начиная с открытий в сфере фундаментальных исследований и завершая массовым распространением достижений НТР в сфере материального и духовного производства.
7) Широкое внедрение математизации и компьютеризации в научных исследованиях. Современная наука характеризуется проникновением математики в различные области знания (естествознания и обществознания). Быстрому процессу математизации наук способствует развитие электронно-вычислительной техники. Успехи информатики и математической логики говорят о том, что формализация приносить огромные практические результаты. В настоящее время одним из основных инструментов математизации научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Его сущность и главное преимущество состоит в замене исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем ее изучении (экспериментированию с нею) на ЭВМ с помощью вычислительно - логических алгоритмов.
8) Теоретизация и диалектизация науки. Наука (особенно современная) развивается по пути синтеза абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и конкретно-содержательной сторон познания. Вторая из названных сторон выражается, в частности, терминами "теоретизация" и "диалектизация".

Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит, и времени). Причем именно во все науки, а не только в так называемые "исторические науки".

Серьезное обоснование диалектические принципы развития, всеобщей связи, противоречия, детерминизма и многие другие получили благодаря открытию клетки и закона сохранения и превращения энергии (30 - 40 годы XIX века), а в последствии (с конца XIX - начала XX веков) - благодаря созданию квантовой механики и теории относительности, и в современный период развития науки - благодаря самоорганизации целостных развивающихся систем.

Сегодня многие мыслящие представители частных (конкретных) наук все более четко осознают, что "процесс диалектизации уже давно пошел" и продолжает расширяться и углубляться - хочется это кому-то или не хочется, нравится кому-то диалектика или нет.

1.4 Научные революции
Развитие науки не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем нас мире. Начиная с XVI века в развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - более или менее точно фиксируемый период быстрого и существенного продвижения в познании объекта в отдельной науке или нескольких связанных друг с другом наук, вызванный появлением новых материальных или интеллектуальных средств исследования, формированием новых методов, новым пониманием предмета исследования, интенсификацией исследовательской работы. Научные революции - неотъемлемый компонент и фактор научно-технического прогресса.

Являясь закономерным следствием разрешения внутренних противоречий теории или противоречий, возникающих между ней и новыми опытными данными, научная революция открывает невиданные ранее возможности и перспективы в движении знания, обусловливает появление новых способов постановки и решения исследовательских задач, новых фундаментальных направлений.

Период новейшей революции, например, в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее воздействие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90х годов XIX века началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.

Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:

- с открытием электромагнитных волн Г.Герцем (1888);

- с открытием светового давления П.Н.Лебедевым (1899);

- созданием теории относительности А.Эйнштейном (1905);

- с изобретением радио А.С.Поповым (1895);

- с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г.Менделя (1858-1863)

- создание Н.Бор (1913-1921) на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородоподобного атома, которые позволили решить противоречия между классической физикой и вновь полученными экспериментальными данными и разработка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д.И.Менделеева.

Второй этап новейшей революции в естествознании начался в середине 20х годов XX века в связи:

- с возникновением квантовой механики;

- с сочетанием ее с теорией относительности;

- с образованием общей квантово-релятивистской концепции.

Началом третьего этапа новейшей революции в естествознании явилось:

-первое овладение атомной энергии в результате открытия деления атомного ядра немецкими физиками О.Ганом и Ф.Штрассманом в 1938 году, за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 году;

- последующие исследования (1940-1947), с которыми связано зарождение ЭВМ и новой науки - кибернетики.

Полное развитие этот этап получил в середине ХХ века. Его отличительной особенностью является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:

- химия (особенно микрохимия, химия полимеров);

- биология (особенно генетика, молекулярная биология);

- кибернетика;

- космонавтика и другие.

В современной философии науки понятие "научная революция" широко используется для объяснения механизма трансформации и смены ведущих представителей в науке, в частности Т.Куном. Для него научная революция - это период развития науки, во время которого старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой.

1.5 Научная картина мира
Научная картина мира (НКМ) - целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. Мировоззренческой и методологической базой НКМ является материалистическая диалектика.

Различают общенаучную картину мира, которая выступает как форма систематизации знаний, вырабатываемых в естествознании и социальных науках; естественнонаучную (картина природы) и научную картину социально-исторической действительности (картина общества); специальные картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая, и др.). В развитии физики, например, выделяют смену трех физических картин - механическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую, находящуюся в становлении. Общая картина мира возникает в результате синтеза философии и обобщений различных наук.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласований и организации в новую целостность, т.е. в систему. Ядром НКМ являются элементы философско-мировозренческого характера. НКМ является опосредствующим звеном между наукой, теорией, философией и культурой.

Категория "научная картина мира" может быть соотнесена с другими категориями философии науки - "парадигмой" (Кун), "Исследовательской программой" (Лакатос, Фейерабенд), стилем научного мышления. НКМ является одним из базовых компонентов этих логико-методологических образований.

1.6 Методология науки
Понятие МЕТОД (от греческого слова "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать МЕТОДОЛОГИЕЙ. Методология дословно означает "учение о методах" (ибо происходит от двух греческих слов: "методос" - метод и "логос" - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - это область науки, изучающая общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к различным классам научных задач. Общеметодологические принципы научного исследования заложены в диалектическом и историческом материализме. На их основе и строится марксистская методология науки. Ее объектом является процесс научного исследования в его целостности, т.е. вся научно-познавательная деятельность в органическом единстве ее составляющих частей.

Методология как самостоятельная философская дисциплина появилась лишь в ХХ столетии. Философско-методологический анализ науки может быть направлен на исследование как науки в целом, так и отдельных дисциплин, но даже если они строятся в основном на материале физики и математики, на их примере рассматриваются общенаучные закономерности. С точки зрения философской методологии анализируется общие принципы познания и категориальная структура науки в целом. При этом философская методология является разделом философского знания и использует специфические для философии методы. Она осуществляет критический анализ существующего научного знания и дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки.

Кроме того, в последние десятилетия появился целый ряд общенаучных методологических концепций типа кибернетической методологии и системного подхода, которые тесно связаны с философско-методологическим анализом науки, но не являются, строго говоря, частью философского исследования.

Конкретно-научная методология предусматривает использование совокупности методов, принципов исследования и процедур, применяемых в какой-либо специальной научной дисциплине ил сфере проектирования. Существуют, например, методология биологического, физического, научно-технического исследований и методология проектирования, например, сложных технических систем, организационного или инженерного проектирования конкретного типа устройств.

Объектом методологического анализа могут стать и отдельные методы, понятия и проблемы научного и технического знания. Именно анализ конкретно-научного материала позволяет соотнести методологию научного познания с самим научным исследованием. Конкретно-научная методология непосредственно соотносится с методикой и техникой исследования и проектирования. Сущность методологического анализа в данном случае заключается в организации методической и теоретической базы той или иной наукой или инженерной дисциплины.


Каталог: web-edu -> sites -> files
files -> Курс лекций по экономике Тема Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории, ее взаимосвязи с другими экономическими науками
files -> Вопросы к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»
files -> Программа учебной дисциплины по дисциплине Иностранный язык (профессиональный) направление подготовки: 080100 экономика
files -> Курс лекций по истории и философии науки, который читают преподаватели кафедры «Философия и социальные науки»
files -> Рабочая программа производственной практики 3,4 курс Направление подготовки 090900. 62 «Информационная безопасность»
files -> Вопросы к кандидатскому экзамену по направлению подготовки 38. 06. 01


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница