Методическое письмо о преподавании курса



Скачать 95.99 Kb.
Дата21.04.2016
Размер95.99 Kb.
Методическое письмо о преподавании курса “Основы информатики и вычислительной техники” в общеобразовательных учреждениях Иркутской области
Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий. Это нашло отражение в национальном докладе Российской Федерации “Политика в области образования и новые информационные технологии”и докладе “Информатика в российской средней школе” на II Международном конгрессе ЮНЕСКО.

Очевидность возрастания внимания к проблеме вытекает из запросов общества, когда компьютерная грамотность ставится, наряду с наличием специального образования, одним из условий приема на работу; при этом постоянно увеличивается количество часов по дисциплинам плана “Информатика”, “Информационные технологии” и т.п. в высших и средних специальных учебных заведениях.

Первоначальная трактовка школьной информатики, как информатики “математической”, расширяется Федеральным законом в российской школе на две информационные образовательные области: “Математика и информатика” и “Технология” (среди смежных областей “Естествознание”). Такая постановка вопроса вытекает из сложившегося определения информатики как науки и отрасли человеческой деятельности одновременно.

Информатика как учебная дисциплина изучается в основном в 10-11 классах, поэтому курс информатики на старшей ступени следует рассматривать как основной и формировать его содержание на базе утвержденного министерством “Обязательного минимума содержания образования по информатике”.

Областным советом по стандартизации общего образования ГлавУНО Иркутской области утвержден Временный региональный компонент государственного образовательного стандарта “Основы информатики и вычислительной техники” рассчитанный на 136 часов. Он включает минимум содержания основного курса информатики и является обязательным для всех общеобразовательных учреждений Иркутской области. В приложениях к стандарту содержатся варианты тематического планирования учебного материала с учетом технического оснащения учебных заведений.

Отдельно в пояснительной записке к Базисному учебному плану указано, что “позиция, обозначенная в предыдущем методическом письме Министерства “Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе” (от 29.05.95 № 115/28) относительно нескольких этапов изучения основ информатики в школе, остаётся в силе”.

При этом, если в регионе или конкретном образовательном учреждении есть возможность организации многоэтапного изучения основ информатики, то “школы, имеющие соответствующую материально-техническую базу, могут вводить в свой учебный план: пропедевтический курс (1-6 классы), основной курс (7-9 классы) и профильные курсы информатики (10-11 классы)”.

Такое изменение базисного учебного плана позволит более гибко планировать учебный процесс в выпускном классе средней школы. С другой стороны перенос части курса в базисную школу отвечает психологическим возрастным особенностям учащихся, позволяет провести более раннюю социальную адаптацию учащихся, обеспечивает принцип непрерывности образования в связи с требованиями средне-специальных учебных заведений.

Особенностью нового регионального Базисного учебного плана является введение в старших классах профильного обучения.

Министерство общего и профессионального образования РФ рекомендовало ряд программ профильных курсов информатики рассчитанных не менее чем на 34 часа, которые “служат средством дифференциации обучения этому предмету в старших классах в зависимости от способностей и интересов школьников, направленности их допрофессиональной подготовки”.

С учетом всего вышесказанного, можно вынести следующие предложения:

1. Рекомендовать учреждениям полного среднего образования области провести мероприятия по подготовке и повышению квалификации преподавательского состава и внесению соответствующих изменений в учебные планы.

2. В школах, не оборудованных компьютерной вычислительной техникой, рекомендовать в рамках учебного времени для уроков предмета “Основы информатики и вычислительной техники” проводить более углубленное изучение основ математической логики, алгоритмов решения задач: прикладной математики, экономики и организации производства.

3. В школах, оборудованных компьютерной техникой, развивать направления: пропедевтический курс информатики, курс “Информационная культура”, компьютерная поддержка преподавания учебных дисциплин, проведение интегрированных уроков и т.п. начиная с 1 класса, из расчета не более 0.5 часа в неделю для начальной школы и 1 часа для базовой школы за счет вариативной части базисного учебного плана с обязательным делением класса на подгруппы.



Примерное распределение тематики непрерывного цикла информатики с учетом инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана.

Классы

Часы




1-3

20-30 мин

Уроки соответствуют целям и задачам начальной школы.

Это уроки русского языка, математики, логики и пропедевтики информатики.



11

2 часа

Уроки посвящены информационным технологиям и ориентированы на специализацию учащихся.

В идеале, содержание обучения в общеобразовательном учреждении может включать: пропедевтический курс информатики и курс “Информационная культура” - 272 часа, базовый курс “Основы информатики и вычислительной техники” - 136 часов, профильный курс обучения “Компьютерные технологии” - 136 часов.

4. Рекомендовать введение профильных курсов информатики для определенных групп учащихся 10-11 классов естественно-научного профиля за счет часов отведенных в инвариантной части для начального профессионального обучения (цикл технологии) при наличии достаточного материально-технического и кадрового обеспечения.

Если для такого решения нет достаточных условий, то целесообразно проводить углубленное изучения курса в рамках предмета или факультатива “Информационные технологии” за счет вариативной части базисного учебного плана по 1 часу в неделю в 10-11 классах школ, оборудованных компьютерной техникой, совместимой с IBM PC AT-386 и более современной.

5. Школам, имеющим компьютерную технику типа “Корвет”, УКНЦ рекомендовать провести модернизацию кабинетов информатики на основе технологии, разработанной АО “ЛИНТЕХ” и одобренной Министерством образования РФ, позволяющей работать в операционной системе MS DOS с ее прикладными пакетами. В школах, имеющих компьютерные классы, рекомендуется вводить часы самоподготовки учащихся.

6. Для классов физико-математического профиля обучения рекомендуется следующее содержание образования:

9 класс

Задача данной учебной дисциплины: формирование интереса, вооружение школьников первоначальными навыками работы на ПК. В содержании курса должна раскрываться социальная значимость предмета ”информатика”, формироваться информационная культура.

Основные понятия курса:


  • Информация

  • Информационная культура

  • Программное обеспечение

Содержание курса:

  • Основные понятия: информатика, информация, программа, пользователь. Виды и единицы информации.

  • История развития ВТ. Классификация ВТ. Представление об ПК. Структура ПК. Основные характеристики ПК. Локальные и глобальные сети. Системы компьютерных телекоммуникаций.

  • Понятие и структура ПО. Базовое ПО. Операционные системы.

  • Назначение и типы ПО. ПО общего назначения. Система обработки текстов. Текстовый редактор. Электронный процессор. Использование табличных процессоров для решения задач профильных областей.

  • Компьютерная графика вчера и сегодня. Технические средства компьютерной графики.

  • Базы данных. Создание информационных систем выбранных предметных областей (законченных приложений), если позволяет техника и ПО.

10 класс

Школьник должен овладеть следующими основными понятиями:



  • Алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя

  • Способы записи алгоритмов

  • Структурный подход к алгоритмизации

  • Пошаговая детализация

  • Языки программирования, их классификация и сравнительная характеристика

  • Язык программирования…

  • Тестирование программ

Содержание курса:

  • Этапы решения задачи на ЭВМ.

  • Постановка задачи. Построение математической модели. Тестирование. Алгоритмизация: понятие алгоритма; его свойства и типы; способы записи алгоритмов; понятие и использование методов пошаговой детализации и структурного подхода при конструировании алгоритмов. Программирование: понятие программы, критерии эффективности программы и способы их выполнения. Отладка и редактирование программы. Получение результатов, их анализ и интерпретация.

  • Языки программирования: понятие и их классификация. Общая характеристика языка программирования. Алфавит языка программирования. Основные конструкции языка программирования: константы, переменные, операции, выражения, массивы.

  • Программирование линейных алгоритмов.

  • Программирование разветвляющихся алгоритмов.

  • Программирование циклических алгоритмов.

  • Работа с массивами.

  • Работа со строковыми величинами.

  • Подпрограммы.

  • Графические возможности языка программирования.

  • Музыкальные возможности языка программирования.

  • Понятие об объектно-ориентированном программировании.

11 класс

Цель курса: научить методу компьютерного моделирования и применения его в различных (выбранных) предметных областях.

Содержание курса:

  • Что такое информация? Информация, данные, сведения и знания в процессах коммуникаций. Формально-знаковый характер информации. Компьютер как средство представления и преобразования буквенных конструкций.

  • Отношение "объект - модель". Средства построения модели Понятие информационной модели. Роль информационного моделирования в основной технологической цепочке.

  • Проблема построения информационной модели. Понятийный аппарат информационного моделирования: элемент - свойство - отношение. Структурирование. Понятие "система". Графы как средство представления структуры информационной модели.

  • Основные этапы математического моделирования. Математическое моделирование детерминированных физических процессов. Моделирование стохастических систем. Случайные числа. Генерирование последовательности случайных чисел с заданным законом распределения.

7. Профильный курс для гуманитарных 11-х классов по содержанию образования должен быть сбалансирован по отношению к традиционной дихотомии "естественно - научное - гуманитарное" и только после этого его целесообразно включать в систему подготовки школьников гуманитарного профилей.

Умение использовать компьютер для решения задач основывается на глубоком понимании смысла звеньев основной технологической цепочки (объект - информационная модель - алгоритм - программа - результат - объект) и отношений между ними. При этом ключом к умению правильно и эффективно использовать компьютер является понимание метода информационного моделирования.



Цель курса: научить методу компьютерного моделирования и применения его в различных (выбранных) предметных областях.

В данном курсе должен быть осуществлен перенос акцента со средства (компьютер и его программное обеспечение) на цель (решение конкретных задач), т.е. технологическая цепочка "объект - информационная модель - алгоритм - программа - результат - объект" должна изучаться во всей ее полноте с акцентом на ведущем звене "объект - информационная модель".



Примерное содержание курса:

  • Что такое информация? Информация, данные, сведения и знания в процессах коммуникаций. Слово как единство своего смыслового и знакового аспектов. Формально-знаковый характер информации. Понятие "буква". Компьютер как средство представления и преобразования буквенных конструкций.

  • Отношение "объект - модель". Средства построения модели как языка и язык как средство моделирования. Языки искусства, соотнесение понятий "модель" и "образ", формальное - содержательное, шкала языков, формализация и интерпретация. Понятие информационной модели. Роль информационного моделирования в основной технологической цепочке.

  • Проблема построения информационной модели. Понятийный аппарат информационного моделирования: элемент - свойство - отношение. Структурирование. Понятие "система". Графы как средство представления структуры информационной модели.

  • Обзор автоматизированных систем, основанных на логико- лингвистических моделях (систем искусственного интеллекта).

  • Мышление и речь как объекты для формального моделирования. Элементы математической логики

  • Модели языка Н. Хомского: порождающие грамматики. Лингвистический анализ языков программирования. Принципы структурного анализа языка.



Предложения разработаны рабочей группой в составе: зав.кафедрой информатизации образования ИПКРО, кандидат технических наук, доцент Дурасов В.А.; старший методист Воронович Т.А.; зав.кафедрой информатики ИГПУ, кандидат физико-математических наук, доцент Кузнецова О.В.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница