Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по курсу «Теория трансформационных процессов»



Скачать 29.58 Kb.
Дата20.04.2016
Размер29.58 Kb.
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по курсу «Теория трансформационных процессов»

Переходное состояние экономики – процесс в принципе объективный. В соответствии с общеэкономическим законом соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил исчерпание потенциала определенного этапа в развитии производительных сил неизбежно требует смены адекватной ему системы экономических отношений. Еще во второй половине Х1Х в. сложилось направление экономической науки, занимающееся изучением закономерностей экономических трансформаций и получившее название транзитологии.

С конца 80-х годов объектом внимания транзитологов стали постсоциалистические страны, переживающие особую экономическую трансформацию – плановой экономики в рыночную. Специфика данного процесса состоит в том, что он предполагает коренное преобразование основы экономического базиса – господствующей формы собственности. Предстоит переход от плановой, административно-командной экономики, базировавшейся на государственной форме собственности, к экономике рыночной, базирующейся на многообразии форм собственности. Процесс этот довольно сложный и противоречивый, ибо в мировой хозяйственной практике он осуществляется впервые.

80е – 90-е годы ХХ в. показали, что командно-административная экономическая система себя исчерпала. Социально-экономический кризис большинства социалистических стран поставил перед экономической наукой сложные проблемы не только по анализу и обобщению причин кризиса, но и, что еще более важно, по поиску путей выхода из него. Само собой разумеется, что углубленное изучение проблем национальной экономики, появившихся в ходе трансформационного процесса, должно занять важное место в подготовке экономических кадров, которым предстоит на практике реализовать создание принципиально новой экономики.

Теория переходной экономики является составной частью экономической теории в широком понимании этого понятия, она логически связаны с такими курсами, как «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Экономическая история».

Предмет курса – система экономических отношений, складывающаяся в переходной экономике.



Цель изучения дисциплины – исследование закономерностей процесса экономической трансформации и специфики белорусской модели перехода к рынку.

Задачи курса:

- исследование причин исторической ограниченности командно-административной экономической системы и необходимости ее трансформации;

- выявление сущности экономической трансформации и ее основных моделей;

- изучение основных направлений рыночных преобразований;

- исследование причин макроэкономической несбалансированности переходной экономии и необходимости ее реструктуризации;

- анализ состояния и проблем кредитно-денежной и бюджетно-налоговой систем переходной экономики;

- исследование роли и основных функций государства в переходной экономике;

- анализ некоторых итогов системных реформ в национальных трансформационных экономиках.

Изучение особенностей форм и методов формирования рыночных отношений в различных странах позволит критически их осмыслить с целью возможного применения в отечественной хозяйственной практике.

Для студентов 2010 и последующих годов набора:

всего часов по дисциплине – 164, из них всего часов аудиторных – 68, в том числе 38 часов – лекции, 30 часов – семинарские занятия.

Рекомендуемая форма контроля – экзамен.


Для студентов 2013 и последующих годов набора:

всего часов по дисциплине – 112, из них всего часов аудиторных – 54, в том числе 38 часов – лекции, 16 часов – семинарские занятия.

Рекомендуемая форма контроля – зачет.

В методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по курсу «Теория трансформационных процессов» входят:
1. Планы семинарских занятий для студентов дневной и заочной форм обучения

2. Вопросы к экзаменам



3. Рабочая программа по курсу «Экономика информации»
Соответствующие материалы размещены на сайте кафедры экономической теории
bseu.by/ket
Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Тема Предмет, задачи и методы психологии семьи Психология семьи
edoc -> Парадигмальное пространство современной философии. Учебное-методическое пособие
edoc -> Конспект лекций общая часть тема Понятие, предмет и система международного частного права
edoc -> Тема Ключевые категории в управлении персоналом организации Вопросы темы: Понятия «человеческие ресурсы»
edoc -> И. В. Радина эумк по дисциплине «методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»
edoc -> Методические рекомендации по написанию курсовых работ и рефератов
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «психология поведения человека в экстремальных ситуациях»
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»
edoc -> Конспект лекций тема «итория развития «конфликтологии»» Вопросы для обсуждения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница