«методический центр развития социального обслуживания» предупреждение жестокого обращения с детьми в семье



Скачать 160.08 Kb.
страница1/4
Дата20.04.2016
Размер160.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Методические рекомендации

Составители:
Л.А. Бездольная, психолог отдела
социально-психологического сопровождения
работников учреждений социального обслуживания
БУ ХМАО – Югры «Методический центр развития
социального обслуживания

Сургут


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Методический центр развития социального обслуживания»

2012

ББК 65.272

П 71

Под общей редакцией

А. В. Бодак, к.п.н., доцента, директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

И. А. Медведевой, заместителя директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».
Авторы-составители:

Л. Х. Раимбакиева, заведующий лабораторией технологий межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

Н. А. Разнадежина, начальник отдела социально-психологического сопровождения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

Г. Х. Батынова, методист лаборатории технологий межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

Е. М. Василькина, психолог отдела социально-психологического сопровождения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».

П 71


Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье : методические рекомендации / авт.-сост. : Л. Х. Раимбакиева, Н. А. Разнадежина,
Г. Х. Батынова, Е. М. Василькина. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. – 62 с.
Методические рекомендации раскрывают виды и формы, признаки и последствия жестокого обращения с детьми в семье, а также этапы профилактики жестокого обращения.

Представленный материал имеет практическое значение и предназначен для специалистов учреждений, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

ББК 62.272
©Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2012

© Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Методический центр развития социального обслуживания», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………


4

ГЛАВА I.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ…………...


5

1.1.

Сущность понятия «жестокое обращение с детьми»……………

5

1.2.

Виды и формы жестокого обращения с детьми и их последствия………………………………………………………....


7

1.3.

Факторы, способствующие жестокому обращению с ребенком...


22

ГЛАВА II.

СИСТЕМА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ…………...



25


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...


38


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………


40


ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни – экономической, политической, социальной и психологической. Данные преобразования привели к множеству негативных последствий: резкому расслоению населения по уровню материального благосостояния, падению уровня жизни большей части населения и неуверенности людей в завтрашнем дне; утрате основных общественно значимых ценностей, в том числе и семейных; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, – будь то родители или лица, их заменяющие.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных форм жестокого обращения родителей с детьми ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с последствиями жестокого обращения, но и главным образом, на их предупреждение, то есть устранение причин и условий, способствующих внутрисемейному насилию.
ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ:

ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
1.1. Сущность понятия «жестокое обращение с детьми»
Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

К сожалению, единого определения понятия «жестокое обращение» не существует. Первой причиной отсутствия общепринятого обобщенного определения является то, что определение понятия «жестокое обращение» должно содержаться в национальных законодательствах страны и учитывать этнические, культурные, исторические, религиозные, социальные особенности страны.

Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения.

Доктор медицинских наук, профессор Т. Я. Сафонова предлагает следующее определение жестокого обращения: «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [9].

Согласно данному определению жесткое обращение должно включать три обязательных элемента:


  • описание деяния (действия и бездействие);

  • описание последствий деяния;

  • круг лиц, деяния которых рассматриваются как жестокое обращение.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии семьи и детства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, магистр психологического консультирования Флоридского Атлантического университета (США) Н. О. Зиновьева ограничивает жестокое обращение только действиями, наносящими ребенку психическую травму [3]. Но такой узкий подход встречается довольно редко.

Кандидат медицинских наук Е. И. Цымбал жестокое обращение трактует, как «любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [13].

Вероятно, самым кратким, но в то же время и очень точным на сегодняшний день определением жесткого обращения с детьми является определение Д. Гила – «действия, препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала» [2].

Автор данного определения исходит из того, что одним из основных последствий жестокого обращения с ребенком считается «неспособность к процветанию», то есть к дальнейшему полноценному развитию, так как большинство жертв семейной жестокости имеют серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их неполноценными членами общества.

Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником. О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями и др.). Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, должен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда указанные лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Жестокое обращение родителей с детьми формирует личностей малообразованных, социально дезадаптированных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Важным социальным последствием жестокого обращения является воспроизводство самой жестокости. Поэтому раннее выявление фактов жестокого обращения с детьми в семье – это значимый этап профилактики девиантного поведения подростков.

1.2. Виды и формы жестокого обращения с детьми и их последствия
Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).


  1. Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

Выделяют следующие формы физического насилия:

  • избиение;

  • пощечины, подзатыльники, шлепки;

  • порка;

  • нанесение травм, ожогов;

  • вырывание волос;

  • фиксация в неудобной позе;

  • укусы;

  • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);

  • преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);

  • грубое нарушение режима дня;

  • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);

  • сильное встряхивание грудных детей.

Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:



  • неоднократность обращения родителей за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);

  • несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы (например, двухлетний ребенок вряд ли может сломать ногу, упав с дерева, поскольку не способен на него забраться), наличие множественных повреждений противоречит объяснению их однократным падением;

  • характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, (нельзя объяснить естественными причинами наличие подкожных гематом («синяков») у грудного ребенка или специфических ожогов, возникающих от сигарет, у детей более старшего возраста);

  • выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения, например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;

  • немотивированное промедление родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства (например, кровотечение, остановленное с помощью жгута) или повреждения должны были вызывать у ребенка сильную боль (например, перелом или трещина в кости);

  • неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;

  • наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойливость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);

  • предъявление родителями к ребенку требований, которые не соответствуют его физическим или интеллектуальным возможностям либо уровню развития (нельзя требовать от двухлетнего ребенка понимания необходимости быстро поесть, потому что его мать опаздывает на работу, капризы маленького ребенка не должны рассматриваться родителями как сознательное стремление досадить им).

Каждый из указанных выше признаков, взятый по отдельности, не позволяет с достаточно высокой вероятностью предполагать насильственный характер полученной ребенком травмы. Однако совокупность из нескольких признаков дает все основания предположить физическое насилие.

К сожалению, далеко не всегда у специалистов имеется возможность осмотра ребенка для выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Значительно чаще выявить детей, подвергшихся физическому насилию, позволяют имеющиеся у них психологические и поведенческие нарушения.

К особенностям поведения детей младшего возраста (до 3-х лет), подвергшимся физическому насилию, относятся:


  • малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

  • боязнь родителей или взрослых;

  • постоянная настороженность;

  • плаксивость, капризность;

  • печальный внешний вид, редкое проявление радости;

  • агрессивность.

Дети дошкольного возраста проявляют:

  • пассивность, смирение с происходящим;

  • чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;

  • псевдовзрослое поведение;

  • агрессивность;

  • жестокость по отношению к животным;

  • лживость и воровство.

Детям младшего школьного возраста присуще:

  • стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

  • нежелание возвращаться домой после школы;

  • замкнутость, отсутствие друзей;

  • плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;

  • агрессивность;

  • воровство;

  • уходы из дома.

Подросткам характерны:

  • бродяжничество;

  • делинквентное поведение;

  • употребление алкоголя или наркотиков;

  • депрессия, суицидальные попытки.

Физическое насилие над ребенком ведет к самым разнообразным последствиям, наносит непоправимый ущерб здоровью ребенка. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 12 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

  1. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Существуют следующие формы психического насилия:



  • отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

  • терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

  • игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы;

  • изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

  • развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими собственными детьми.

Наиболее высок риск психического насилия над ребенком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжелым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребенка необходимо зарабатывать тяжелым повседневным трудом. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых, это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объеме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений. Они рассчитывают на безусловную и преданную любовь этих детей, но при этом не имеют родительских навыков, не умеют находить выход из сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе воспитания. Сталкиваясь с непослушанием ребенка, отставанием его в психическом развитии и проблемами в поведении, коррекция которых требует значительных усилий, не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребенка, не оправдавшего их необоснованных надежд.

Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые проявятся в дальнейшем в подростковом возрасте. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:



  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

  • агрессивность;

  • импульсивность, недостаточная способность к контролю собственного поведения;

  • низкая самооценка и повышенная тревожность;

  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;

  • трудности в общении со сверстниками.

В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы получения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Чувства и поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение может вызывать определенные чувства, но эти же чувства могут вызвать то же самое поведение, в результате чего возникает замкнутый круг, движение по которому ведет к нарастанию поведенческих и эмоциональных расстройств, углублению социальной дезадаптации ребенка. Важную роль в становлении этого порочного круга играет убеждение ребенка в собственной вине, в том, что причиной насилия было его неправильное поведение.



  1. Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Сексуальное насилие в отношении детей может быть однократным, повторяющимся и длительным, происходящим в течение нескольких месяцев или лет. Столь же многообразным могут быть и формы действий сексуального характера, в которые был вовлечен ребенок.

По характеру действий выделяются насильственные и ненасильственные формы сексуального насилия, контактные и неконтактные (табл. 1).



Таблица1.

Формы сексуального насилия


Контактные формы сексуального насилия

Неконтактные формы сексуального насилия

  • половой акт;

  • телесный контакт с половыми органами ребенка;

  • введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;

  • мастурбация




  • демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;

  • демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;

  • совершение полового акта в присутствии ребенка;

  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;

  • принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;

  • игры сексуального характера;

  • изготовление порнографических изображений ребенка;

  • подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;

  • разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка

В зависимости от отношений между жертвой и насильником различают следующие формы сексуального насилия:

  • внутрисемейное насилие – сексуальные посягательства со стороны ближайших кровных родственников (родителей, братьев, сестер); лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей); лиц, выполняющих функции родителей (сожителей, отчима, мачехи); близких родственников (дядей, тетей, бабушек, дедушек, двоюродных братьев или сестер), с которыми ребенок вместе проживает или часто общается. Все эти взрослые авторитетны для ребенка, он привязан к ним и находится в жесткой зависимости от них;

  • внесемейное насилие включает злоупотребление со стороны взрослых, хорошо известных ребенку. Например, друзей семьи, соседей, дальних родственников или педагогов. Поскольку эти лица известны ребенку, он доверяет им и не воспринимает их как возможный источник опасности;

  • уличное насилие – сексуальные посягательства со стороны незнакомых лиц или случайных знакомых. Эту форму насилия отличает внезапность нападения, использование физической силы или угроз для подавления сопротивления ребенка.

  • институциональное насилие включает сексуальные посягательства, являющиеся проявлениями «дедовщины», когда сексуальное насилие используется для демонстрации власти и контроля, построения иерархических отношений в коллективе. Эта форма сексуальных посягательств характерна для закрытых детских коллективов.

Объектом сексуального посягательства могут быть дети любого возраста, начиная с первых месяцев жизни. Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку вызывает тяжелые, сохраняющиеся длительное время психические и поведенческие нарушения. Последствия сексуального насилия усугубляются тем, что оно часто сочетается с физическим и психическим насилием.

Психологические последствия сексуального насилия разделяют на ближайшие и отдаленные. Ближайшие психологические последствия сексуального злоупотребления проявляются:



  • эмоциональными расстройствами (сниженное настроение, тревога);

  • когнитивными расстройствами (навязчивые воспоминания о случившемся);

  • поведенческими расстройствами (нанесение самоповреждений) и вегетативными (нарушение сна и аппетита).

К когнитивным нарушениям относятся нередко возникающие у детей, переживших сексуальное насилие, трудности сосредоточения, повышенную утомляемость следствием которых у школьников становится снижение успеваемости.

Поведенческие нарушения у детей в значительной мере зависят от возраста ребенка. Так, у детей 3–5 лет они проявляются капризностью и плаксивостью, у детей 6–9 лет – недоверием к взрослым. У детей старше 10 лет – нарушением взаимоотношений со сверстниками, отсутствием друзей, поскольку в этом возрасте подростки понимают сексуальный характер совершенных с ними действий и считают себя испорченными, вследствие чего не могут установить дружеские отношения со сверстниками. Среди ближайших психологических последствий наиболее распространенными являются эмоциональные нарушения: переживания гнева и злости.

Ребенок, особенно маленький, не всегда осознает эти чувства, однако они отчетливо проявляются в следующих нарушениях поведения:


  • немотивированные конфликты со сверстниками;

  • агрессивное антиобщественное поведение, вандализм;

  • «аутоагрессия» – нанесение самоповреждений, употребление психоактивных веществ, суицидальные действия;

  • обвинение родителя-ненасильника в предательстве, отвержение родителя.

Отдаленные психологические последствия сексуального злоупотребления развиваются через несколько лет и могут сохраняться как в подростковом, так и в зрелом возрасте.

К отдаленным психологическим последствиям сексуального насилия относятся:



  • нарушения сексуального поведения;

  • трудности при воспитании детей;

  • психические расстройства;

  • асоциальное поведение.

Поведенческие признаки, характерные для детей, подвергшихся сексуальному насилию, представлены в таблице 2.

Таблица 2.



Поведенческие признаки, характерные для детей,

подвергшихся сексуальному насилию


Возраст ребенка

Поведенческие признаки

Дошкольники


  • сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры;

  • открытая мастурбация, введение посторонних предметов в половые органы;

  • нарушения сна и аппетита;

  • отказ общаться или оставаться наедине с определенным взрослым;

  • регресс в психическом развитии;

  • немотивированная агрессия

Младшие школьники


  • сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры со сверстниками или прямое вовлечение их в действия сексуального характера;

  • немотивированная тревога или сниженное настроение;

  • снижение успеваемости;

  • отказ или нежелание возвращаться домой из школы;

  • рисунки откровенно сексуального содержания

Подростки

  • ранее начало половой жизни со сверстниками или лицами старшего возраста;

  • сексуальное насилие в отношении сверстников или детей младшего возраста;

  • использование одежды, полностью закрывающей тело, отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, пляж или другие места, где необходимо снимать верхнюю одежду;

  • злоупотребление психоактивными веществами, занятие проституцией

Сексуальное насилие вызывает значительные психологические нарушения, которые требуют оказания ребенку специализированной помощи. Длительность этапа восстановления после пережитой травмы определяется выраженностью психологических и поведенческих нарушений, доступностью квалифицированной психологической помощи и наличием поддержки со стороны ближайшего окружения.



  1. Пренебрежение нуждами – это постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

В отечественной педагогической, психологической и криминологической литературе широко используется понятие «социально-педагогическая запущенность», сходное с пренебрежением основными потребностями ребенка, хотя последнее, несомненно, является более широким.

Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:



  • оставление ребенка без присмотра;

  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

  • непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

  • несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;

  • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;

  • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;

  • несоответствие одежды ребенка погодным условиям;

  • непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;

  • неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;

  • опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.;

  • отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества. Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб. Отсутствие ярко выраженных внешних проявлений, как, например, в случаях физического или сексуального насилия, приводит к позднему выявлению случаев пренебрежения основными потребностями ребенка. От других видов жестокого обращения с ребенком пренебрежение его основными потребностями отличается тем, что охватывает не только умышленные (сознательные, целенаправленные) действия или бездействие родителей, но и неисполнение ими своих обязанностей вследствие отсутствия возможности заботиться о ребенке.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Пренебрежение основными потребностями ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые без труда могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие.

В раннем возрасте пренебрежение основными потребностями ребенка проявляется в замедленном, не соответствующем возрастным нормам, психическом и физическом развитии, отсутствии гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Выраженность отставания в психическом развитии может быть столь значительной, что ее бывает трудно отличить от умственной отсталости. Однако при помещении в благоприятную семейную обстановку (усыновление, передача в патронатную семью) эти дети чрезвычайно быстро достигают возрастных нормативов психического и физического развития. Одним из наиболее демонстративных признаков пренебрежения основными потребностями таких детей следует считать задержку речевого развития при отсутствии органической патологии головного мозга.

В дошкольном возрасте на первый план выступают признаки отставания в психофизическом развитии (маленький рост, низкая масса тела, ограниченность знаний об окружающем мире) в сочетании с эмоциональными нарушениями (высокий уровень тревоги, сниженная самооценка) и расстройствами поведения. Недостаток любви и внимания со стороны родителей не может быть компенсирован полноценным или даже избыточным удовлетворением материальных потребностей ребенка. Ребенок, которому занимающиеся бизнесом родители не уделяют должного внимания или которому они наняли квалифицированную, но равнодушную няню, будет отставать в психическом развитии, несмотря на обилие игрушек, дорогую одежду и полноценное питание.

В школьном возрасте отсутствие или недостаток внимания со стороны родителей приводит к так называемой социально-педагогической запущенности: низкой успеваемости, пропускам занятий без уважительных причин, нарушениям взаимоотношений с одноклассниками и учителями, агрессивности и правонарушающему поведению. Таким детям трудно усваивать учебный материал из-за ограниченных представлений об окружающем мире, несформированности учебных навыков, отсутствии помощи со стороны родителей, частых пропусков занятий по болезни. Среди одноклассников дети, родители которых пренебрегают их потребностями, зачастую не пользуются популярностью из-за неопрятного внешнего вида, плохой одежды, отсутствия предметов, играющих важную роль в жизни подростков (мобильный телефон, компьютер или игровая приставка). Такой ребенок оказывается ненужным не только в семье, но и в школе, что нарушает его социализацию и создает высокий риск формирования девиантного поведения.

Таким образом, любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких видов насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, повлекших жестокое обращение с ребенком. Учет специалистами учреждений социального обслуживания факторов, способствующих жестокому обращению и пренебрежению нуждами и интересами детей, позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.


1.3. Факторы, способствующие жестокому обращению

с ребенком
Основные факторы риска применения различных видов жестокого обращения по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:

  1. Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом:

  • семьи с низким материальным уровнем жизни. Для данной категории семей характерна систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.;

  • многодетные семьи. В рассматриваемом случае имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей не очень высок). В подобной ситуации важное значение играет степень осознанности многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители, как правило, оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь;

  • неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака негативно сказывается на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним;

  • семьи, в которых воспитываются усыновленные дети. В подобном случае учитываются мотивы установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие.

  1. Факторы риска, связанные со здоровьем родителей:

  • алкоголизм одного или обоих родителей. Дети в указанных семьях, как правило, подвержены не только физическому, но и психическому насилию. Сам образ жизни родителей является фактором насилия для детей, но несмотря на это, часто существует эмоциональная привязанность ребенка к таким родителям;

  • умственная отсталость родителей откладывают отпечаток на личность ребенка. В США даже существует модель выведения ребенка из такой семьи, но каждый подобный случай рассматривается отдельно;

  • душевные заболевания родителей. Шизофрения, депрессивные заболевания – нарушение эмоциональности, при котором человек не может нормально эмоционально контактировать с окружающими, в том числе с ребенком. Психиатрический диагноз неравноценен лишению родительских прав, однако такие родители нуждаются в особой психологической и социальной поддержке.

  1. Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:

  • раздражительность, агрессивность, сниженный уровень самоконтроля, стремление к доминированию;

  • повышенный уровень раздражительности;

  • неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;

  • нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку;

  • несоответствие физических (включая пол), интеллектуальных возможностей и способностей ребенка ожиданиям родителей;

  • преувеличение ценности физических наказаний. Для некоторых родителей подобный стиль обращения с детьми укладывается в представления о правильном воспитании;

  • собственный детский опыт, связанный с насилием. Родители, пережившие в детстве физическое либо эмоциональное насилие, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.

Значимым фактором жестокого обращения с ребенком является переживаемый родителем стресс. Стресс, фрустрация становится предпосылкой к агрессии взрослого, по отношению к ребенку, и является одной из причин применения физических наказаний. Исследования показывают, что фрустрация часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка, чаще кроме высокого уровня стресса этому способствуют определенные личностные особенности взрослого, перечисленные выше.

  1. Факторы риска, связанные с особенностями ребенка. Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания:

  • гиперкинетический синдром, чрезмерная подвижность, сниженная способностью к концентрации внимания. Родители применяют физическое наказание в качестве «успокоения» ребенка. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами, физическое насилие усугубляет проблему;

  • нелюбимый или «нежеланный» ребенок. Например, ребенок, родившийся в результате изнасилования, случайных нежелательных связей;

  • физические и психические отклонения ребенка. Дети с физическими и умственными аномалиями чаще оказываются объектами жестокого обращения.

При наличии указанных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому специалистам, работающим с детьми, очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются указанные факторы риска, то есть имеется почва для жестокого обращения с ребенком. Следует также помнить, что жестокое обращение с ребенком является сложным социально-психологическим феноменом, обусловленным совокупностью причин, поэтому наличие нескольких факторов риска дает основание с достаточно высокой вероятностью предполагать, что ребенок в данной семье может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей.


Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница