«методический центр развития социального обслуживания» предупреждение жестокого обращения с детьми в семье



страница1/3
Дата21.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯэмблема1логотип центра

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Методические рекомендации

Составители:
Л.А. Бездольная, психолог отдела
социально-психологического сопровождения
работников учреждений социального обслуживания
БУ ХМАО – Югры «Методический центр развития
социального обслуживания

Сургут


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Методический центр развития социального обслуживания»

2012

ББК 65.272

П 71

Под общей редакцией

А. В. Бодак, к.п.н., доцента, директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

И. А. Медведевой, заместителя директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».
Авторы-составители:

Л. Х. Раимбакиева, заведующий лабораторией технологий межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

Н. А. Разнадежина, начальник отдела социально-психологического сопровождения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

Г. Х. Батынова, методист лаборатории технологий межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»;

Е. М. Василькина, психолог отдела социально-психологического сопровождения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания».

П 71


Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье : методические рекомендации / авт.-сост. : Л. Х. Раимбакиева, Н. А. Разнадежина,
Г. Х. Батынова, Е. М. Василькина. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. – 62 с.
Методические рекомендации раскрывают виды и формы, признаки и последствия жестокого обращения с детьми в семье, а также этапы профилактики жестокого обращения.

Представленный материал имеет практическое значение и предназначен для специалистов учреждений, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

ББК 62.272
©Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2012

© Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Методический центр развития социального обслуживания», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………


4

ГЛАВА I.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ…………...

5

1.1.

Сущность понятия «жестокое обращение с детьми»……………

5

1.2.

Виды и формы жестокого обращения с детьми и их последствия………………………………………………………....

7

1.3.

Факторы, способствующие жестокому обращению с ребенком...


22

ГЛАВА II.

СИСТЕМА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ…………...


25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...

38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

40


ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни – экономической, политической, социальной и психологической. Данные преобразования привели к множеству негативных последствий: резкому расслоению населения по уровню материального благосостояния, падению уровня жизни большей части населения и неуверенности людей в завтрашнем дне; утрате основных общественно значимых ценностей, в том числе и семейных; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, – будь то родители или лица, их заменяющие.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных форм жестокого обращения родителей с детьми ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с последствиями жестокого обращения, но и главным образом, на их предупреждение, то есть устранение причин и условий, способствующих внутрисемейному насилию.
ГЛАВА I. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ:

ВИДЫ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
1.1. Сущность понятия «жестокое обращение с детьми»
Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения.

Согласно данному определению жесткое обращение должно включать три обязательных элемента:


  • описание деяния (действия и бездействие);

  • описание последствий деяния;

  • круг лиц, деяния которых рассматриваются как жестокое обращение.

Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником. О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями и др.). Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, должен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда указанные лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Жестокое обращение родителей с детьми формирует личностей малообразованных, социально дезадаптированных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Важным социальным последствием жестокого обращения является воспроизводство самой жестокости. Поэтому раннее выявление фактов жестокого обращения с детьми в семье – это значимый этап профилактики девиантного поведения подростков.

1.2. Виды и формы жестокого обращения с детьми и их последствия
Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).

  1. Физическое насилие над ребенком Выделяют следующие формы физического насилия:

  • избиение;

  • пощечины, подзатыльники, шлепки;

  • порка;

  • нанесение травм, ожогов;

  • вырывание волос;

  • фиксация в неудобной позе;

  • укусы;

  • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);

  • преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);

  • грубое нарушение режима дня;

  • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);

  • сильное встряхивание грудных детей.

Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:



  • неоднократность обращения родителей за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);

  • несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы (например, двухлетний ребенок вряд ли может сломать ногу, упав с дерева, поскольку не способен на него забраться), наличие множественных повреждений противоречит объяснению их однократным падением;

  • характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, (нельзя объяснить естественными причинами наличие подкожных гематом («синяков») у грудного ребенка или специфических ожогов, возникающих от сигарет, у детей более старшего возраста);

  • выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения, например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;

  • немотивированное промедление родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства (например, кровотечение, остановленное с помощью жгута) или повреждения должны были вызывать у ребенка сильную боль (например, перелом или трещина в кости);

  • неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;

  • наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойливость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);

  • предъявление родителями к ребенку требований, которые не соответствуют его физическим или интеллектуальным возможностям либо уровню развития (нельзя требовать от двухлетнего ребенка понимания необходимости быстро поесть, потому что его мать опаздывает на работу, капризы маленького ребенка не должны рассматриваться родителями как сознательное стремление досадить им).

  1. Психическое (эмоциональное) насилие

  2. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Существуют следующие формы психического насилия:

  • отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

  • терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

  • игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы;

  • изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

  • развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

  1. Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

По характеру действий выделяются насильственные и ненасильственные формы сексуального насилия, контактные и неконтактные (табл. 1).


Таблица1.

Формы сексуального насилия


Контактные формы сексуального насилия

Неконтактные формы сексуального насилия




  • демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;

  • демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;

  • совершение полового акта в присутствии ребенка;

  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;

  • принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;

  • игры сексуального характера;

  • изготовление порнографических изображений ребенка;

  • подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;

  • разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка

В зависимости от отношений между жертвой и насильником различают следующие формы сексуального насилия:



  • внутрисемейное насилие – сексуальные посягательства со стороны ближайших кровных родственников (родителей, братьев, сестер); лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей); лиц, выполняющих функции родителей (сожителей, отчима, мачехи); близких родственников (дядей, тетей, бабушек, дедушек, двоюродных братьев или сестер), с которыми ребенок вместе проживает или часто общается. Все эти взрослые авторитетны для ребенка, он привязан к ним и находится в жесткой зависимости от них;

  • внесемейное насилие включает злоупотребление со стороны взрослых, хорошо известных ребенку. Например, друзей семьи, соседей, дальних родственников или педагогов. Поскольку эти лица известны ребенку, он доверяет им и не воспринимает их как возможный источник опасности;

  • уличное насилие – сексуальные посягательства со стороны незнакомых лиц или случайных знакомых. Эту форму насилия отличает внезапность нападения, использование физической силы или угроз для подавления сопротивления ребенка.

  • институциональное насилие включает сексуальные посягательства, являющиеся проявлениями «дедовщины», когда сексуальное насилие используется для демонстрации власти и контроля, построения иерархических отношений в коллективе. Эта форма сексуальных посягательств характерна для закрытых детских коллективов.

К отдаленным психологическим последствиям сексуального насилия относятся:

  • нарушения сексуального поведения;

  • трудности при воспитании детей;

  • психические расстройства;

  • асоциальное поведение.

Поведенческие признаки, характерные для детей, подвергшихся сексуальному насилию, представлены в таблице 2.

Таблица 2.



Поведенческие признаки, характерные для детей,

подвергшихся сексуальному насилию


Возраст ребенка

Поведенческие признаки

Дошкольники


  • сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры;

  • открытая мастурбация, введение посторонних предметов в половые органы;

  • нарушения сна и аппетита;

  • отказ общаться или оставаться наедине с определенным взрослым;

  • регресс в психическом развитии;

  • немотивированная агрессия

Младшие школьники


  • сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры со сверстниками или прямое вовлечение их в действия сексуального характера;

  • немотивированная тревога или сниженное настроение;

  • снижение успеваемости;

  • отказ или нежелание возвращаться домой из школы;

  • рисунки откровенно сексуального содержания

Подростки

  • ранее начало половой жизни со сверстниками или лицами старшего возраста;

  • сексуальное насилие в отношении сверстников или детей младшего возраста;

  • использование одежды, полностью закрывающей тело, отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, пляж или другие места, где необходимо снимать верхнюю одежду;

  • злоупотребление психоактивными веществами, занятие проституцией




  1. Пренебрежение нуждами

Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:

  • оставление ребенка без присмотра;

  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

  • непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

  • несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;

  • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;

  • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;

  • несоответствие одежды ребенка погодным условиям;

  • непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;

  • неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;

  • опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.;

  • отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.



1.3. Факторы, способствующие жестокому обращению

с ребенком
Основные факторы риска применения различных видов жестокого обращения по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:

  1. Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом:

  • семьи с низким материальным уровнем жизни. Для данной категории семей характерна систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.;

  • многодетные семьи. В рассматриваемом случае имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей не очень высок). В подобной ситуации важное значение играет степень осознанности многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители, как правило, оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь;

  • неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака негативно сказывается на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним;

  • семьи, в которых воспитываются усыновленные дети. В подобном случае учитываются мотивы установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие.

  1. Факторы риска, связанные со здоровьем родителей:

  • алкоголизм одного или обоих родителей. Дети в указанных семьях, как правило, подвержены не только физическому, но и психическому насилию. Сам образ жизни родителей является фактором насилия для детей, но несмотря на это, часто существует эмоциональная привязанность ребенка к таким родителям;

  • умственная отсталость родителей откладывают отпечаток на личность ребенка. В США даже существует модель выведения ребенка из такой семьи, но каждый подобный случай рассматривается отдельно;

  • душевные заболевания родителей. Шизофрения, депрессивные заболевания – нарушение эмоциональности, при котором человек не может нормально эмоционально контактировать с окружающими, в том числе с ребенком. Психиатрический диагноз неравноценен лишению родительских прав, однако такие родители нуждаются в особой психологической и социальной поддержке.

  1. Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:

  • раздражительность, агрессивность, сниженный уровень самоконтроля, стремление к доминированию;

  • повышенный уровень раздражительности;

  • неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;

  • нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку;

  • несоответствие физических (включая пол), интеллектуальных возможностей и способностей ребенка ожиданиям родителей;

  • преувеличение ценности физических наказаний. Для некоторых родителей подобный стиль обращения с детьми укладывается в представления о правильном воспитании;

  • собственный детский опыт, связанный с насилием. Родители, пережившие в детстве физическое либо эмоциональное насилие, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.

  1. Факторы риска, связанные с особенностями ребенка. Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания:

  • гиперкинетический синдром, чрезмерная подвижность, сниженная способностью к концентрации внимания. Родители применяют физическое наказание в качестве «успокоения» ребенка. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами, физическое насилие усугубляет проблему;

  • нелюбимый или «нежеланный» ребенок. Например, ребенок, родившийся в результате изнасилования, случайных нежелательных связей;

  • физические и психические отклонения ребенка. Дети с физическими и умственными аномалиями чаще оказываются объектами жестокого обращения.

При наличии указанных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому специалистам, работающим с детьми, очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются указанные факторы риска, то есть имеется почва для жестокого обращения с ребенком. Следует также помнить, что жестокое обращение с ребенком является сложным социально-психологическим феноменом, обусловленным совокупностью причин, поэтому наличие нескольких факторов риска дает основание с достаточно высокой вероятностью предполагать, что ребенок в данной семье может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница