Методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»



Скачать 392,6 Kb.
Дата22.02.2016
Размер392,6 Kb.
#10105
ТипМетодические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»
«ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Утверждаю

Проректор по учебной работе
__________________________
«___»_____________2013 г.

Рабочая программа дисциплины

«Теория и практика деловых коммуникаций»
Направление подготовки

081100 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

(заочная)

Москва


2013
Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 081100

С о с т а в и т е л ь

кандидат политических наук, доцент

И.А. Бронников

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой

государственного управления и политических технологий,

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко




О б с у ж д е н а

на заседании кафедры

государственного управления и политических технологий

Протокол от 29 августа 2013г. № 1



О б с у ж д е н а и о д о б р е н а

на заседании методического совета Института

Государственного и муниципального управления

Протокол от 05 сентября 2013 г. № 1








ãИ.А. Бронников, 2013

ãФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2013





1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

Цель учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» - на основе научных подходов к изучению делового общения сформировать у учащихся представлений о коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности государственного служащего, выработать навыки и умения организации и проведения различных форм массовых коммуникаций и рекламных кампаний.

Основные задачи учебной дисциплины:

- дать учащимся научно обоснованное представление о деловой коммуникации как разновидности коммуникативной деятельности в процессе человеческого общения;

- вооружить обучающихся пониманием специфики организации и осуществления рекламных кампаний, их форм и разновидностей;

- развивать навыки коммуникативной практики при овладении различными формами деловой коммуникации на основе стимулирования творческого мышления в профессиональной сфере;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И МЕДИАПЛАНИРОВАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Теория и практика деловых коммуникаций» относится к вариативной части профессионального цикла ООП магистратуры (М.2) по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» и ориентирована на изучение и приобретение навыков планирования, принятия и исполнения управленческих государственных решений при подготовке магистров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общенаучного и профессионального цикла, таких как: «Основы государственного и муниципального управления», «Государствоведение», «Деловые коммуникации», «Теория управления», «Риторика», «Управление общественными отношениями», «Социология управления» и др.

Приобретенные в результате освоения указанных дисциплин знания и умения, состоящие в понимании закономерностей коммуникативного процесса в современном обществе, места и роли информации, и информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности обеспечивают фундаментальную подготовленность обучающихся для освоения дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций». Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Политическое управление», «Основы управления персоналам», «Политический PR», «Теория и практика массовой информации», «Организация и проведение рекламных и PR-кампаний», «Управление общественными отношениями».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):



Наименование компетенции

Код компетенции


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- стремлением работать на благо общества

ОК-1

-способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества

ОК-6


- способностью представить результаты своей работы для

других специалистов, отстаивать свои позиции в

профессиональной среде, находить компромиссные и

альтернативные решения



ОК-7


- Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы

ОК-9


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):


- владением знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах;


ПК-2


- обладать базовыми навыками медиапланирования;

ПК-8

- уметь определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции

ПК-16

- способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

ПК-20

- способностью применять информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязи и перспектив использования


ПК-26


- способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации


ПК-29


- умением общаться четко, сжато, убедительно, выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание


ПК-30


- способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию


ПК-31


- владением медиативными технологиями, умением организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур

ПК-37


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

- основы теории и практики деловых коммуникации, модели информационно-коммуникационной деятельности;

- концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

- сущность информационно-коммуникационных технологий;

- организации, занимающиеся медиаанализом и медиапланированием;

- сущность PR политических институтов в текущий период их деятельности.



Уметь

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных коммуникативных функций;

- анализировать коммуникативные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- организовать, провести рыночное наблюдение, опрос, анкетирование для целей медиапланирования деятельности своей организации.



Владеть

- навыками деловых коммуникаций;

- умением общаться четко, сжато, убедительно, выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание;

- навыками подготовки публичного выступления;

- методиками анализа, проектирования и осуществления межличностных, групповых и организационных коммуникаций.
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Теоретические основы деловых коммуникаций

Тема 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной сфере.

Понятие общения. Инструментальная и личностная направленность общения. Тип и виды общения. Уровни общения: ритуальный, деловой, интимно-личностный. Коммуникация, перцепция и интеракция как составные элементы процесса общения. Коммуникативный процесс и его элементы: источник, кодирование, сообщение, средства, каналы, шумы (барьеры), декодирование, получатель, обратная связь.. Деловая коммуникация и роль эффективного общения в профессиональной сфере. Характеристики делового общения: специфика, функции, основные задачи, содержание, стороны общения, манера и стили взаимодействия партнеров в деловой коммуникации.


Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте процесс общения как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности.

2. Охарактеризуйте виды общения.

3. Дайте определения понятиям «коммуникация», «деловая коммуникация», «коммуникационный процесс».

4. Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний.

5. Охарактеризуйте элементы коммуникативного процесса.
Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001, 496 с.

2. Романов А.А. Васильев Г. А. Массовые коммуникации: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011, 236 с.

3. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие. Спб.: Знание, ИВ ЭСАП, 2001, 496 с.

4. Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение: конспект лекций. М.; Приориздат, 2005, 144 с.

Дополнительная литература:

1. Викулов Л. Г. Основы теории коммуникации. Практикум. М.: МАСТ, М., 2008, 234 с.

2. Лейхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. СПб.: Питер, 2001.

3. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 295 с.

4. Административно – правленческий портал http://www.aup.ru

5. Простой бизнес Бизнес–сеть http://www.prostoy.ru

6. Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере. http://portal.gersen.ru/content/view/15/44

7. Маркетинг-рекламма-pr http://www.pro-piar.ru/


Тема 2. Коммуникативная составляющая процесса общения. Вербальные средства в деловой коммуникации.

Человеческая речь как источник информации. Функции речи в общении. Структура речевой коммуникации. Речевые средства общения. Характеристика разговорной речи. Речь как средства утверждения социального статуса. Факторы, обуславливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: коммуникативная компетентность, социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, этнокультурные особенности, коммуникативная установка. Стили письма и речи: официально-деловой, научный, публицистический, разговорная речь. Значение и акцент, правописание, грамматика и пунктуация в речевой коммуникации. Подтекст. Риторика как теория красноречия. Деловая риторика. Культура речи в деловом общении. KISS-принцип (держись краткости и простоты) в деловой коммуникации. Краткость и ясность изложения.


Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте роль речи и ее культуры в деловом общении.

2. Дайте представление о речевых видах деятельности и речевых средствах общения.

3. Охарактеризуйте стили речи.

4. Выделите принципы и правила организации речевой деятельности в деловом общении.

5. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации?

6. Определите основные черты официально-делового стиля.
Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001, 496 с.

2. Бландер Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Издаельство «Питер», 2000, 384с.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанов,. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2011, 424 с.

4. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект.- Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003, 92 с.

5. Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение: конспект лекций. М.; Приор-издат, 2005, 144 с.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. 3-е изд. М. 1999, 240 с.

Дополнительная литература:

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997. -156 с.

2. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение : учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. М.: Новое знание, 2003, 368 с.

3. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект.- Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003, 92 с.

4. Административно – управленческий портал http://www.aup.ru/

5. Простой бизнес Бизнес–сеть http://www.prostoy.ru/

6. Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере. http://portal.gersen.ru/content/view/15/44/
Тема 3. Невербальные средства в деловой коммуникации. Образные средства коммуникации.

Средства невербальной коммуникации. Кинесика и проксемика. Язык жестов в деловом общении. Функции невербальных сообщений. Внешние проявления эмоциональных состояний. Основные каналы невербальной коммуникации. Мимика и взгляд, поза, жестикуляция, зоны и дистанции в деловом общении. Организация пространственной среды в деловой коммуникации. Анализ поведения, интонаций, выражения лица, жестов, положения тела, походки. Физиологические симптомы лжи партнера. Визуальные средства в коммуникативном процессе. Преимущества и недостатки их использования в деловой коммуникации.


Контрольные вопросы:

1. Перечислите компоненты невербальной коммуникации.

2. Охарактеризуйте кинестетические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).

3. В чем специфика проксемической невербальной коммуникации?

4. Каково значение позы в деловом общении, о чем «говорят» сигналы тела?

5. Охарактеризуйте значение визуальных средств в деловом общении.
Основная литература:

1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанов,. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2011. 424 с.

2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2005. 495 с.

3. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Издаельство «Питер», 2000. 384с.

4. Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение: конспект лекций. – М.; Приор-издат, 2005- 144 с.

5. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. 3-е изд. М. 1999. 240 с.

6. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие. Спб.: Знание, ИВ ЭСАП, 2001. 496 с.

7. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2003.



Дополнительная литература:

1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997 – 176 с.

2. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации . – М.: Наука.1978. – 308 с.

3. Административно – управленческий портал http://www.aup.ru/

4. Простой бизнес Бизнес –сеть http://www.prostoy.ru/

5. Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере. http://portal.gersen.ru/content/view/15/44/


Тема 4. Психолого-коммуникативный фактор в деловом общении.

Персептивная сторона общения. Восприятие. Первое впечатление и точность интерпретации. Роль установки в восприятии. Общая характеристика стереотипов. Потребности и мотивы в деловом общении. Потребности в доверительном общении и поддержки. Репрезентативная система в деловой коммуникации. Виды сенсорных каналов. Психологические характеристики личности. Коммуникативные роли. Психологические аспекты убеждения. Убеждение в деловой коммуникации как процесс воздействия, его структура и организация. Этические аспекты убеждения. Манипуляция.


Контрольные вопросы:

1. Выделите основные отличия партнеров с экстравертированной и интровертированной установками.

2. Как проявляют себя в деловом общении мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы партнеров?

3. Что такое ведущая репрезентативная система?

4. Какие вербальные сигналы позволяют диагностировать ведущий сенсорный канал?

5. Как использовать знания психотипов в работе с сотрудниками, клиентами и партнерами?

6. Дайте представление о роли мотивации в процессе убеждения.

7. Какие психологические приемы влияния на партнера в ходе деловой беседы вы можете применять?
Основная литература:

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2005. 495 с.

2. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Издательство «Питер», 2000. 384с.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

4. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. — 295 с.

5. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Пер. с англ. М.: Персей, 1995.

6. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования. М.: Академия, 2007, 160 с.

Дополнительная литература:

1. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация.- М.:Из-во Института психологии, 2000.

2. Скаженник Е.Н. Учебное пособие. Таганрог: Из-во ТРТУ, 2006.

3. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шредер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса).- М: Инфра-М, 2006. 256 с.

4. Административно – управленческий портал http://www.aup.ru/

5. Простой бизнес Бизнес –сеть http://www.prostoy.ru/

6. Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере. http://portal.gersen.ru/content/view/15/44/
Раздел 2. Стратегические и тактические деловые коммуникации.

Тема 5. Медиамероприятия.

Структура медиамероприятий. Цели и задачи медиамероприятий. Характеристика и анализ исходных данных для медиамероприятий – товар, целевая аудитория. Источники информации для медиамероприятий. Медиамероприятия как бизнес- процесс.

Пресс-конференция. Брифинг. Пресс-тур. Круглый стол. Клубный вечер. Анализ каналов распространения информации, целевой аудитории, конкурентов, рекламной активности конкурентов и т.п. Использование результатов анализа при стратегических коммуникациях. Формулирование маркетинговых проблем, для решения которых требуется реклама и PR. Преобразование маркетинговых требований в медиа цели.
Контрольные вопросы:


  1. Охарактеризуйте сущность медиамероприятия.

  2. Что понимается под медиаанализом?

  3. Сформулируйте маркетинговые проблемы для решения которых используют рекламу и PR.

  4. Опишите схему преобразования маркетинговых требований и медиа цели.

  5. Что такое синтезированные пресс-мероприятия?


Основная литература:

  1. Чумиков А.Н. Кейсы и деловые игры по связям с общественностью: учебное пособие. М.: Кнорус, 2010. 152 с.

  2. Макеенко, М. И. Онлайновые медиа в США / М. И. Макеенко // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2004. № 5. С. 67 - 72.

  3. Новые горизонты "Экстра М Медиа" // Газетные технологии. 2002. № 9. С. 30-35.

  4. Ерошкина, Е. Волшебные свойства медиамаркетинга / Е. Ерошкина // журналист. - 2001. № 2. С. 44-45.

  5. Уэллс, Уильям Реклама : Принципы и практика: Пер. с англ. / Уильям Уэллс, Джон Бернет, Сара Мориарти. СПб.: Питер, 2001. 800 с.

  6. Чумиков А.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. М.: ИНФРА-М, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Терин, В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации / В.П. Терин // социологические исследования. 1997. № 11. С. 25-31.

  2. «Медиаисследования и медиапланирование», Щепилов К. «РИП-холдинг» 2004, 224с.

  3. «Медиапланирование на 100%», Назайкин А., «Альпина Бизнес букс» 2005, 302с.

  4. «Медиапланирование», Кочеткова А. «РИП-холдинг» 2003, 174 с.

  5. «Менеджер предприятия по рекламе и выставкам. Учебное пособие», Петелин В. «Ось-89» 2001, 208 с.

  6. «Креативные стратегии в рекламе», Джулер Б., Дрюниани Б. «Питер» 2003, 384с.

  7. «Занимательное медиапланирование», Балабанов А. «РИП-холдинг» 2000, 104с.

  8. «Рекламная деятельность: Планирование, технологии, организация», Гольман И. «Гелла-Принт» 2002, 400 с.


Тема 6. Медиаисследования и использование их результатов в медиапланировании.

Задачи исследования аудитории СМИ. Методы исследования аудитории различных СМИ. Различные концепции, применяемые при оценке аудитории. Рейтинговые исследования аудитории. Методы сбора информации при проведении исследований аудитории различных СМИ. Периодичность проведения исследований. Значение результатов медиаисследований для медиапланирования . Развитие исследований аудитории в России.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое репрезентативность, и как обходить ее подводные камни?

  2. Как измерять аудиторию ТВ?

  3. Что такое рейтинг эфирного медиасредства?

  4. OTS (Возможность увидеть)

  5. GRP (суммарный рейтинг)


Основная литература:

1. Макеенко, М.И. Онлайновые медиа в США / М. И. Макеенко // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2004. № 5. С. 67-72.

2. Новые горизонты "Экстра М Медиа" // Газетные технологии. 2002. № 9. С. 30-35.

3. Ерошкина, Е. Волшебные свойства медиамаркетинга / Е. Ерошкина // журналист. - 2001. № 2. С. 44-45.

4. Уэллс, Уильям Реклама : Принципы и практика: Пер. с англ. / Уильям Уэллс, Джон Бернет, Сара Мориарти. СПб.: Питер, 2001. 800 с.

5. Чумиков А.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. М.: ИНФРА-М, 2012.



Дополнительная литература:

1. Терин, В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации / В.П. Терин // социологические исследования. - 1997. - № 11. - С. 25-31.

2. «Медиаисследования и медиапланирование», Щепилов К. «РИП-холдинг» 2004, 224с.

3. «Медиапланирование на 100%», Назайкин А., «Альпина Бизнес букс» 2005, 302с.

4. «Медиапланирование», Кочеткова А. «РИП-холдинг» 2003, 174 с.

5. «Менеджер предприятия по рекламе и выставкам. Учебное пособие», Петелин В. «Ось-89» 2001, 208 с.

6. «Креативные стратегии в рекламе», Джулер Б., Дрюниани Б. «Питер» 2003, 384с.

7. «Занимательное медиапланирование», Балабанов А. «РИП-холдинг» 2000, 104с.

8. «Рекламная деятельность: Планирование, технологии, организация», Гольман И. «Гелла-Принт» 2002, 400 с.
Тема 7. Методы стимулирования критического и творческого мышления в деловом общении

Методы коммуникативно-управленческого влияния. Дискуссии, полемика, дебаты. Спор. Угрозы; Уговоры. Спор как метод коммуникативно – управленческого влияния, его цели и подходы. Принципы ведения спора. Критика и агрессия во время спора. Советы по эффективному разрешению споров. Критика в деловой коммуникации. Виды критики, Техника нейтрализация замечаний. Комплименты в деловом общении. Техника убеждения.


Контрольные вопросы:

1. Объясните место и значение критики в процессе профессиональной деятельности.

2. Раскройке сущность комплимента и его роль в деловом общении.

3. Выделите характеристики деструктивной и позитивной критики.

4. Дискуссия и спор: общее и особенное.

5. Правила построения деловой дискуссии.
Основная литература:

1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанов,. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2011. 424 с.

2. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Издаельство «Питер»,2000.-384с.

3. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2005. 495 с.

4. Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

Дополнительная литература:

1. Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

2. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. 3-е изд. М. 1999. 240 с.

3. Павлова Л. Г. Основы делового общения. Ростов/н Д.: Феникс , 2009. 320 с.

4. Простой бизнес Бизнес –сеть http://www.prostoy.ru/

5. Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере. http://portal.gersen.ru/content/view/15/44/


Тема 7. Публичное выступление.

Виды речи. Выбор темы. Определение целевой установки. Подбор материала. План речи. Подготовка речи – конспект. Внешний облик оратора. Голос, произношение, артикуляция, язык. Как завоевать и удержать внимание аудитории. Культура речи делового человека. Коммуникационные эффекты в процессе публичного выступления. Использование средств выразительности. Конструктивная критика. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Речевое поведение.


Контрольные вопросы:

1. Перечислите требования, предъявляемые к публичной речи.

2. Охарактеризуйте структуру речи.

3. Перечислите главные отличия устного выступления от письменного доклада.

4. Выделите особенности речевого поведения.

5. Дайте представления о риторики как науке о красноречии и деловой риторике.

6. Охарактеризуйте приемы привлечения внимания слушателей.

Основная литература:

1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанов,. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2011. 424 с.

2. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Издаельство «Питер», 2000. 384с.

3. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности - СПб.: Знание, 2005. 495 с.

4. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект.- Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003. 92 с.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997. 156 с.

6. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение : учеб. пособие О. А. Баева. 4-е изд. М.: Новое знание, 2003. 368 с.

7. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект.- Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003. 92 с.



Дополнительная литература:

1. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. – 3-е изд. М. 1999, 240 с.

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997, 176 с.

3. Миханская А.К. Основы риторики. М.1996.

4. Административно – управленческий портал http://www.aup.ru/

5. Простой бизнес Бизнес –сеть http://www.prostoy.ru/

6. Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере. http://portal.gersen.ru/content/view/15/44/
Тема 8. Информация в деловом общении.

Понятие информации. Деловая информация. Методы и приемы работы с информацией. Работа с анкетами. Составление резюме. Составление и работа с вопросниками. Деловые письма и прямая почта. Структура делового письма, стиль и содержание. Информационные технологии в деловой коммуникации. Презентации и требования к ним в бизнесе. Подготовка материала и коммуникатора. Вспомогательные аудио - визуальные средста. Стадии презентации. Ответы на вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие информации и ее роли в деловом общении.

2. Охарактеризуйте роль компьютерных технологий в деловой коммуникации.

3. Сформулируйте этические нормы пользования мобильным телефоном в деловом общении.

4. Дайте представление о структуре делового письма, его стиле и содержании.

5. Выделите особенности работы с инструкциями и отчетами.
Основная литература:

1. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Издаельство «Питер»,2000.- 384с.

2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2005. 495 с.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанов,. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2011. 424 с.

4. Паневчик В.В. Деловое письмо. Минск: Амалфея, 2000.

Дополнительная литература:

1. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. 3-е изд. М. 1999. 240 с.

2. Лейхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. СПб.: Питер, 2001

3. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. СПб.: Питер, 2005. 208 с.

4. Административно – управленческий портал http://www.aup.ru/

5. Простой бизнес Бизнес –сеть http://www.prostoy.ru/



6. Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере. http://portal.gersen.ru/content/view/15/44/
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МАГИСТРОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов.




Трудоемкость (час)




в том числе по видам учебных занятий

Раздел, тема программы учебной дисциплины


Всего


лекции

семинары,

практические

занятия

Индивид. занятия, КСР

Раздел 1. Теоретические основы деловых

коммуникаций


4

2







Тема 1. Общение как социально-психологический

механизм взаимодействия в профессиональной

сфере.

2

2








Тема 2. Коммуникативная составляющая процесса

общения. Вербальные средства в деловой

коммуникации.













Тема 3. Невербальные средства в деловой

коммуникации. Образные средства коммуникации.







2




Тема 4. Психолого-коммуникативный фактор в

деловом общении.













Раздел 2. Стратегические и тактические деловые коммуникации. Медиа-анализ.

8

4







Тема 5. Медиамероприятия.










2

Тема 6 Медиаисследования и использование их результатов в медиапланировании










2

Тема 7 Методы стимулирования критического и

творческого мышления в деловом общении

2

2







Тема 7. Публичное выступление


2

2







Тема 8. Информация в деловом общении.













Итого аудиторных часов

12

6

2

4

Внеаудиторная самостоятельная

работа бакалавров, магистров


60


Формы рубежного (итогового)

контроля знаний магистров

заочной формы обучения - зачет





Всего часов на освоение учебного

материала


72






6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МАГИСТРА В АУДИТОРИИ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы магистров. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

Для освоения учебного курса используются следующие формы проведения учебных занятий и заданий для самостоятельной работы магистров в аудитории под контролем преподавателя.

В процессе освоения дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1) практическая работа - решение коммуникативных задач на тему: «Публичное выступление»;

2) компьютерная презентация на тему: «Невербальные средства в деловой коммуникации. Образные средства коммуникации»;

3) практическая работа - решение коммуникативных задач на тему: «Деловая коммуникация её виды и формы»;

4) творческая работа (эссе);

5) контрольные работы;

6) тестирование;

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах, в сети Интернет и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам.

Важным видов самостоятельной работы магистров является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (до 10000 слов), посвященное какой-либо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения магистрами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.

При подготовке презентации важно раскрыть тему презентации. Оценивается умение студента логично выстроить текст и грамотно проиллюстрировать его.

Презентация должна содержать не менее 10 слайдов.

В каждом слайде должен быть текст и иллюстрация.

Обязательным является наличие графиков, схем, диаграмм.

Слайды должны быть прокомментированы.

Студент должен ответить на вопросы, возникающие в процессе презентации.



Решение коммуникативных задач. Тексты заданий подготовлены преподавателем. Магистры получают раздаточный материал. В аудитории обсуждают индивидуально и по группам, предложенные материалы, формулируют ответ. Сдают результаты в письменном виде или оценивается работа в аудитории. Учитываются умение и навыки студента при разрешении коммуникативной задачи. Коммуникативные задачи из учебного пособия: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности - СПб.: Знание, 2005. 495 с.

При оценивании результатов освоения дисциплины. В качестве оценочных средств используются:

  • общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

  • контрольные работы магистров,

  • интегрированное тестирование,

  • интервьюирование,

  • итоговое испытание.

Формой итогового контроля знаний магистров является устный зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения проблемных задач.
7. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ (КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ) ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Темы курсовых работ (объём 20-30 стр.)

1. Зависимость медиапланирования от рекламируемого продукта, характера целевой аудитории, бюджета и целей рекламной кампании.

2. Предварительный этап медиаплинирования.

3. Значение выбора оптимального способа распространения рекламы для успеха рекламной кампании.

4. Творческий подход к выбору традиционных и нетрадиционных средств доставки рекламного сообщения.

5. Директ-мейл как канал распространения рекламы.

6. Реклама в средствах массовой информации: проблема выбора.

7. Реклама в прессе, радио, телевидении: достоинства и недостатки.

8. Реклама в Интернете: достоинства и недостатки.

9. Наружная, транзитная реклама: достоинства и недостатки.

10. Виды печатных средств массовой информации и их характеристика как каналов распространения рекламы.

11. Характеристика телевидения как одного из наиболее эффективного средства распространения рекламы.

12. Динамика объемов рекламного рынка России.

13. Анализ поведения аудитории телевидения как основа оценки его эффективности как средства распространения рекламы.

14. Место рекламы на ТВ и ее эффективность: в программе, вне программы, в специальном блоке, очередность показа, соседство в рекламном блоке.

15. Продолжительность рекламы: предпочтительные размеры рекламного ролика.

16. Критерии выбора оптимального варианта рекламы в Интернете.

17. Два подхода к оплате рекламы на ТВ: оплата времени трансляции; оплата рейтингов.



18. Характеристика радио как средства распространения рекламы: достоинства и недостатки.
Темы контрольных работ по дисциплине «Теория и практика деловых коммуникаций»
Темы контрольной работы №1:

1. Способы социально-психологической интерпретации личных качеств партнера по его внешним характеристикам.

2. KISS-принцип, и его использование в бизнес коммуникации.

3. Сущностные особенности манипулятивных технологий делового общения.

4. Система репрезентативных каналов и их роль в деловом общении.
Темы контрольных работ №2

1. Переговоры в деловом общении.

2. Коммуникативные барьеры и методы их преодоления в деловой коммуникации.

3. Собеседование как вид деловой коммуникации: организация и проведение.

4. Роль вопросов в деловом общении.
Темы контрольной работы №3

1. Технологии эффективного слушания.

2. Публичное выступление: подготовка и организация.

3. Дискуссия в деловом общении.

4. Правила подготовки и проведения презентаций.
Темы творческих работ (эссе):

1. Коммуникативные типы партнеров в деловом общении.

2. Психологические характеристики личности и их влияние на построение эффективной коммуникации.

3. Манипуляции и их роль в деловом общении.

4. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений в деловой коммуникации.
Примеры тестовых заданий (ситуаций)

1. Сферами делового общения являются:

а) служебная

б) коммуникативная

в) культурная

г) личная

2. Характеристиками делового общения являются:

а) регламентирование

б) свобода действий

3. Основами делового общения являются:

а) партнерские отношения

б) взаимный интерес

в) личная выгода

4. Устными видами общения являются:

а) монолог

б) диалог

в) полилог

5. Целью переговоров может быть:

а) приятное времяпрепровождение

б) консенсус

в) выяснение отношений

г) навязывание условий

6. Качества, необходимые при деловом общении:

а) компетентность

б) тактичность

в) доброжелательность

г) конфликтность

7. Приемлемой формой группового обсуждения деловых вопросов является:

а) совещание

б) тренинг

в) деловая игра

г) банкет

8. Функциями делового общения являются:

а) инструментальная

б) поэтическая

в) интегративная

г) магическая

д) социального контроля

9. Условиями реализации деловой коммуникации являются:

а) информационное содержание

б) обязательность контактов всех участников

в) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия

г) выражение эмоционального состояния участников

10. Характеристики, соответствующие партнерскому подходу к переговорам:

а) совместный анализ проблем

б) приемы военной тактики

в) ориентация на стимулирование эффективного взаимопонимания

11. Наиболее приемлемые формы окончания выступления:

а) призыв к действию

б) постановка вопроса

в) перечисление исследователей обозначенной проблемы

г) цитирование
Тестирование производится письменно. Каждому обучающемуся выдается индивидуальный вариант тестового задания. Ответ фиксируется письменно путем указания обучающимся ответа на задание соответствующей формы теста.
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Охарактеризуйте процесс общения как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности.

2. Дайте определения понятиям «коммуникация», «массовая коммуникация», «коммуникационный процесс», «медиапланирование».

3. Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний.

4. Охарактеризуйте элементы коммуникативного процесса.

5. Охарактеризуйте роль речи и ее культуры в деловом общении.

6. Дайте представление о речевых видах деятельности и речевых средствах общения.

7. Охарактеризуйте стили речи.

8. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации?

9. Определите основные черты официально-делового стиля.

10. Перечислите компоненты невербальной коммуникации.

11. Охарактеризуйте кинестетические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).

12. Охарактеризуйте значение визуальных средств в деловом общении.

13. Раскройте смысл понятий «социальная роль», «речевое поведение», «социальный статус», «статусно - ролевое общение», «стереотипы ролевого поведения»

14. Выделите основные отличия партнеров с экстравертированной и интровертированной установками.

15. Как использовать знания психотипов в работе с сотрудниками, клиентами и партнерами?

16. Охарактеризуйте основные коммуникативные барьеры. Обозначьте их типы и пути их преодоления в деловом общении.

17. Какова роль обратной связи в деловой коммуникации?

18. Трудности эффективного слушания.

19. Перечислите формы делового общения и охарактеризуйте каждую их них.

20. Раскройте основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы.

21. Объясните место и значение критики в процессе профессиональной деятельности.

22. Телефонный звонок: особенности общения и правила организации.

23. Раскройке сущность комплимента и его роль в деловом общении.

24. Перечислите требования, предъявляемые к публичной речи.

25. Охарактеризуйте структуру речи.

26. Перечислите главные отличия устного выступления от письменного доклада.

27. Выделите особенности речевого поведения.

28. Охарактеризуйте приемы привлечения внимания слушателей.
8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности - СПб.: Знание, 2005. 495 с.

2. Павлова Л. Г. Основы делового общения. Ростов/н Д.: Феникс, 2009. 320 с.

3. Солякин А.В., Богатырева Н.А.Деловое общение: конспект лекций. М.; Приор-издат, 2005, 144 с.

4. Лейхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. СПб.: Питер, 2001.

5. Бороздина Г. В. Психология делового общения : учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 295 с.

6. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации.-СПб: Издаельство «Питер»,2000, 384с.

7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанов, 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2011. 424 с.

8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

9. Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

10. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. СПб.: Питер, 2005. 208 с.

11. Катернюк, А. В. Практическая реклама [Текст] : учеб. пособие : рек. УМО .— Ростов н/Д : Феникс, 2008. 429 с.

12. Шарков, Ф. И. Политический консалтинг : (специализация курса "Консалтинг в связях с общественностью" : учеб. пособие : допущено МО РФ . 4-е изд. М. : Дашков и К, 2008. 458 с.

б) дополнительная литература

1. Романов А.А. Васильев Г. А. Массовые коммуникации: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.- 236 с.

2. Викулов Л. Г. Основы теории коммуникации. Практикум. М.: МАСТ, М.,2008, 234 с.

3. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект.- Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003.- 92 с.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. – 3-е изд. М. 1999, 240 с.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997. 156 с.

6. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение : учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. М.: Новое знание, 2003. 368 с.

7. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект. Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2003. 92 с.

8. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. 3-е изд. – М.-1999.- 240 с.

9. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997, 176 с.

10. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука.1978. 308 с.

11. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Пер. с англ. М.: Персей, 1995.

12. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования. М.: Академия, 2007, 160 с.

13. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Из-во Института психологии, 2000.

14. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие: Таганрог: ТРТУ, 2005.

15. Лещёв С.В.Коммуникативное, следовательно, коммуникационное: монография. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 172 с.

16. Паневчик В.В. Деловое письмо._Минск: Амалфея, 2000

17. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шредер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) М.: Инфра-М, 2006. 256 с.

18. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994.

19. Честар Дж. Деловой этикет. М., 1997. 287 с.

20. Миханская А.К. Основы риторики. М.1996.

21. Терин, В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации / В.П. Терин // социологические исследования. 1997. № 11. С. 25-31.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Полнотекстовые зарубежные базы данных

Иностранные и отечественные газеты http://library.pressdisplay.com
EВSCO – универсальная база данных http://search.epnet.com
зарубежных полнотекстовых научных

журналов по всем областям знаний.
«Электронная библиотека диссертаций» http://diss.rsl.ru

Российской государственной библиотеки
«Интернет-библиотека СМИ «Public.ru» http://www.public.ru/
Электронно-библиотечная система http://book.ru
"BOOK.RU"
Словари:

Википедия (свободная энциклопедия)

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://slovari.yandex.ru

http://www.glossary.ru/index.htm

http://dic.academic.ru

http://www.politnauka.org/list-a.php
9. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Интеракция - организация взаимодействия между людьми. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие драг на друга, предполагающее взаимные изменения.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Коммуникация - процесс передачи информации эмоционального и интеллектуального содержания.

Деловая коммуникация – процесс взаимодействия деловых партнеров направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной. Это предметно-целевая деятельность.

Речь, речевая деятельность – вид коммуникативной деятельности человека; общение опосредствованное. Это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме.

Вербальная коммуникация - общение осуществляемое посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация – коммуникация, осуществляемая с помощью неязыковых средств передачи информации (жестов, мимики, поз, взгляда, походки, угла ориентации и дистанцирования по отношению к партнеру).

Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, таких как: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные, виды слушания и техники его использования; обратная связь: вопрос-ответ; формы и методы делового взаимодействия; психологические и коммуникативные типы партнеров; технологии и приемы влияния на людей; самопрезентация.

Коммуникативные барьеры - препятствия и преграды, возникающие в коммуникативных каналах при движении информации от одного делового партнера к другому.

Мозговой штурм - это интенсивная структурированная деятельность малой группы, направленная на генерацию возможно большого числа идей или предложений.

Манипуляция – ( в деловом общении) совокупность приемов психологического воздействия, ориентированных на скрытое внедрение в психику адресата мотивации, намерений и установок не совпадающих с его собственными намерениями и установками в заданный момент деловой ситуации, но отвечающий целям партнера-манипулятора.

Фасилитатор- специалист по организации процесса взаимодействия участников совещания

Эмпатия – аффективное понимание деловыми партнерами чувств и переживаний друг друга
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование технического средства Количество

Сервер Sun Fire X4150

Компьютеры:
Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 512 Mb, HDD 40 Gb
Проектор: Sharp PG – A20X LCD 2000 Ansi

Сканер EPSON PerfectionV30 2
Каталог: files -> pages -> files
pages -> Программа для подготовки к сдаче вступительного экзамена в магистратуру по специальности «6М051400 Связь с общественностью»
pages -> Программа курса «Художник без кисти»
pages -> Специальность 280202. 65 Инженерная защита окружающей среды Аннотация учебной дисциплины «Английский язык»
pages -> Специальность 08050265 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Аннотация учебной дисциплины
pages -> Программа практики направления 030300. 62 «психология»
pages -> Г гордость (первый звук, буква)
pages -> Анализ воспитательной работы классного руководителя 6 класса «А» бабак инны евгеньевны за 2013/2014 уч. Год

Скачать 392,6 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница