Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы



Скачать 310.15 Kb.
Дата22.02.2016
Размер310.15 Kb.
ТипМетодические указания
МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра криминалистики и судебных экспертиз


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


КОНФЛИКТОЛОГИЯ
021100 Юриспруденция

Составители рабочей программы:

Доцент _______________ Сараева Ф.К.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 10 от 27.04.2011


ИЖЕВСК


2011 г.
Перечень документов, входящих в УМКД:


  1. Рабочая программа.

  2. Литература.

3. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями.

3.1. Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы.

4. Вопросы к зачету.

5. Основное оборудование по дисциплине



1. Принципы построения курса «Конфликтология»
Курс входит в число общепрофессиональных дисциплин

Курс адресован студентам 2-го курса обучения на базе среднего профессионального образования ИПСУБ УдГУ, по специальности «Юриспруденция», очной формы обучения.
Курс готовит студентов к овладению системы знаний о конфликтах и умению моделировать развитие конфликтной ситуации, применять на практике методы и приемы профилактики, управления и разрешения конфликтов.
Основная цель курса -систематизация междисциплинарных конфликтологических представлений студентов, целостный анализ вопросов сущно­сти и содержания конфликтов, причин их возникновения в различных социальных сферах, обоснование путей и условий их предупреждения и конструк­тивного разрешения в профессиональной деятельности современного юриста, руководителя .

Ядро курса представляет собой (составляют) помимо лекционного материала и практические занятия, где основное внимание уделяется активным формам обучения, предполагающим участие каждого студента.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать: сущность и проблемы современной науки конфликтологии; уметь использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений конфликтологии, Предмет изучается на осно­ве и в тесной связи с учебными дисциплинами, раскрывающими конфликтологиче­ские аспекты в правовой и управленческой сферах, построен на знании основ психологии, юридической психологии, социологии и юридических дисциплин.
Программа курса построена в виде последовательного изложения теоретического материала, закрепляемого на практических занятиях.

В курсе выделено несколько блоков, связанных со спецификой предмета, которые включают в себя :

1) Введение в предмет. Теоретически основы и методы конфликтологии.

2) Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
3) Внутриличностные конфликты.
4) Технология предупреждения и управления конфликтами.

Курс имеет практическую часть в виде: семинарских занятий, самодиагностики, деловая игра, ситуативно-ролевая игра, тестирование, обсуждение конфликтных ситуаций.


Технология обучения ориентирована на сочетание теорети­ческих занятий с закреплением пройденного материала и отра­ботки навыков его практического использования на практиче­ских занятиях.

Оценка знаний и умений студентов проводится в виде опроса на зачете и по результатам практических занятий.
Ядро курса представляет собой (составляют) как лекционную форму обучения, так и практические занятия, на которых основное внимание уделяется активным формам обучения, предполагающих самостоятельную работу каждого студента.
Программа курса построена в виде последовательного изложения теоретического материала, закрепляемого на практических занятиях.

Цели курса

После изучения теоретического материала курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен:



Иметь представление:

• о науке Конфликтологи и ее связи с другими дисциплинами;

• о природе конфликта;

• о теориях социальных конфликтов и их систематизация.

• о теориях внутриличностных конфликтов и их систематизация;

• о институте Медиации.



Должен знать:

• классификацию и виды конфликтов;

• причины конфликтов и пути их преодоления;

• закономерности конфликтного и неконфликтного поведения;

• возможности управления нестандартной ситуацией и оказания позитивного влияния на окружающих.

Должен уметь:

• распознавать модели поведения, закономерно приводящие партнеров по общению к эскалации противоборства;

• прогнозировать развитие конфликтной ситуации;

• предупреждать появление нежелательных конфликтов;

• выбирать наиболее эффективную тактику поведения в нестандартной ситуации.

Должен владеть опытом (обладать навыком):

• управления эмоциональными переживаниями;

• поведения в стрессовой ситуации;

• позитивного влияния на партнеров;

• успешного ведения переговоров , используя различные приемы;

• профилактики , управления и разрешения конфликтных ситуаций.



Структура курса

1


2

3
4


Учебно-тематический план

Распределение часов по темам курса и видам занятий


для студентов очной формы обучения




Тема

Лекции

Практич.

занятий

Самостоятельная работа

1.

Сущность и содержание науки конфликтологии. История развития науки конфликтологии

4

2

2

2.

Механизм возникновения конфликта, его динамика и структура. Типология конфликтов

4

--

2

3.

Социальные конфликты

4

--

2

4.

Конфликты в организации и в сфере управления. Диагностика конфликта

2

2




5.

Переговоры в конфликтных ситуациях

2

--

2

6.

Социально-трудовые конфликты

--

2




7.

Межличностные конфликты. Конфликтные личности

4

--

2

8.

Насилие в конфликтах

--

2

2

9.

Гендерные конфликты

2

--

2

10.

Поведение личности в конфликте. Технология управления конфликтом

2

6




11.

Внутриличностные конфликты. Суицидальное поведение

4

--

4

12.

Медиация: история возникновения, основные принципы и методы

2

--

2




Всего часов

30

14

20



Содержание курса лекционных занятий.

Лекция 1. Наука конфликтология: история возникновения и развития, предмет, задачи, методы. Связь конфликтологии с другими науками. (4часа)

Общее понятие конфликта. О конфликте - древние философы ( Хилон, Перианд,Гераклит). Интерес к разработке общей концепции конфликта в социологии к концу 1950-х гг. Развитие конфликтологии в США и Европе в конце Х1Хв. Активизация психологических исследований поведения людей в конфликтах и их прикладное значение в конце Х1Хв. Конфликтология в России. Этапы развития конфликтологии в России. Конфликтология в настоящее время как самостоятельная научная дисциплина. Объект и предмет науки конфликтологии. Задачи конфликтологии - познавательно-теорети­ческие и утилитарно-практические. Основные вопросы конфликтологии, комплекс понятий и проблем. Комплексный характер конфликтологии, связь с другими науками. Задачи курса конфликтологии для студентов юридического факультета в вузе.


Лекция 2. Механизм возникновения конфликта, ее динамика и структура.

Типология конфликтов. (4часа)

Теории механизмов возникновения конфликтов. Формулы конфликта. Понятия: конфликтогены, кон­фликтная ситуация, инцидент. Динамика конфликта, ее основные формы. Энергетика конфликта, причины и стимулы. Объективные и субъективные факторы в конфликте. Баланс сил в конфликте: понятие, характеристика. Процесс развития конфликта. Представление о стадиях конфликта различных ученых (Е.Е. Ведров, А.И. Китов, А.Д. Сергодеев, Р. Рамель и др.) Стадии конфликта: предконфликтная, инцидент, эскалация, кульминация, завершение Постконфликтная ситуация, ее характеристика и особенности. Основные фазы развития конфликта и их связь с его стадиями. Структурные элементы конфликта. Рабочие инструменты конфликтолога- практика, понятия «цена конфликта» и «цена выхода из конфликта». Типология и классификация конфликтов.


Лекция 3. Социальные конфликты. (4 часа)

Понятие конфликтов в обществе. Нормативное регулирование конфликтов. Общество и природа. Социальный конфликт: его субъекты, предмет, управление. Экономический конфликт: субъекты, предмет, управление. Споры о справедливости. Трудовой конфликт: субъекты, предмет и управление. Политический конфликт: субъекты, предмет, управление. Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты): субъекты, предмет, управление.


Лекция 4. Конфликты в организации и в сфере управления». (2 часа)

Понятие «организация», внешняя и внутренняя среда организации. Конфликт в организации и его субъекты. Классификация и анализ конфликта по составу сторон (межличностные, межгрупповые, группа—личность). Источники конфликта в организации и в сфере управления. Структурные конфликты. Инновационные конфликты. Позиционные конфликты. Конфликты справедливости. Конфликт ресурсов. Динамические конфликты. Профилактика и управление конфликтами в организации и в сфере управления. Способы разрешения конфликтов данной категории.



Лекция 5. Переговоры в конфликтных ситуациях. Нейтрализация манипулятивных приемов и уловок.(2 часа)

Переговоры в конфликтных ситуациях. Переговорные стили: жесткий , мягкий , торговый, сотрудничества. Сущность и условия применения конкретного стиля переговоров, методы и приемы ведения переговоров в различных стилях. Способы нейтрализации нежелательных приемов, уловок и противодействие им. Методы улаживания инцидента. Феномен толпы. Приемы ведения переговоров в ситуациях острого конфликта.



Лекция 6. Межличностные конфликты. Конфликтные личности. (4 часа)

Понятие межличностного конфликта и его особенности. Содержательный и психологический аспекты межличностного конфликта. Причины межличностных конфликтов. Основные причинные факторы межличностных конфликтов: информационные, поведенческие, отноше­ний, ценностные и структурные; их характеристика. Классификация межличностных конфликтов: по сфе­рам существования, по своему эффекту и функциональным послед­ствиям, по критерию реальности. Конфликтные личности. Конфликты на предварительном следствии, анализ типичных следственных ситуаций конфликта. Конфликты в организованной преступной группировке (ОПГ).Криминальный анализ внутренних (вертикальных , горизонтальных) и внешних конфликтов в ОПГ(заказчик- исполнитель, и т.п.). Семейные конфликты. Формы насилия над личностью (физическое, психическое, сексуальное).

Профилактика и управление межличностными конфликтами.
Лекция 7. Гендерные конфликты. Гендерные установки в ситуациях конфликта. (2 часа)

Понятие «гендер». Гендерная социализация. Гендерная идентичность. Гендерные стереотипы. Гендерные нормы. Социальные, гендерные роли и соответствующие им установки. Гендерные конфликты, их субъекты, предмет, причины и источники. Гендерный аспект речевого поведения в конфликте. Способы профилактики и разрешения гендерных конфликтов.


Лекция 8. Поведение личности в конфликте. Технология управления конфликтом. (2 часа)

Поведение личности с точки зрения конфликтологии. Основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Пять основных стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации, их характеристика и анализ тактики поведения; избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество. М. Винер и К. Рей о продуктивном взаи­модействии между людьми и факторах способствующих успешному сотрудничеству. Факторы, связанные с окружающим миром. Факторы, относящиеся к членам сотрудничества. Факторы, связанные с процессом и структурой сотрудничества. Факторы коммуникации. Факторы цели. Факторы ресурсы. Технологии рационального поведения в конфликте. Приемы и правила управления эмоциями в процессе разрешения конфликта.


Лекция 9. Внутриличностные конфликты. (4 часа)

Понятие внутриличностного конфликта, его особенности и специфика. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Постфрейдистские концепции внутриличностных конфликтов: А.Адлер, К. Юнг, Э.Фромм . Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону. Ролевые конфликты. Уровень притязаний. Когнитивный диссонанс. Внутриличностный конфликт и защитные механизмы при его возникновении. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.


Лекция 10. Медиация: история возникновения, основные принципы и методы. Стадии медиации. (2 часа).

Понятие медиации. Искусство медиации, история возникновения медиации и профессиональ­ных конфликтологов-медиаторов. Особенности и различия между разрешением конфлик­тов в суде и их разрешение с помощью медиации. Основные методы и принципы медиации (добровольности, равноправия сторон и нейтральности медиатора, конфиденциальности). Функции медиатора. Стадии медиации. Типичные проблемы, возникающие в процессе работы медиатора и способы их разрешения. Работа медиатора по разрешению конфликта в организации. Медиация в межгрупповых конфликтах.



2. Список литературы


Основная литература.

1. Конфликтология/ Под.ред. О.В. Аллахвердова. СПб.: Лань, 2001.

2. Конфликтология/ Под.ред А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов., М., ЮНИТИ, 2004.

3. Конфликтология / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.., Академ. Проект, Трикста, 2005.

4. Конфликтология/ Под. ред. А.В. Дмитриев., М. Гардарики, 2000.

5. Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева, Ижевск, УдГУ, 2006.

6. Конфликтология /Под.ред. А.Я. Кибанов. М., ИНФРА-М, 2006.
Дополнительная литература:

1. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. СПб., Изд-во Михайлова В.А., 2000.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

3. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М., ЭКМОС, 2000.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.

5. Залысин И. Ю. Насилие как средство власти. / В кн. В контексте конфликтологии. М.,1997.

6. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга, 1993.

7. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов-на-Дону 1998 г.

8. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996.

9. История философии в кратком изложении. М.:Мысль,1991.

10. Конфликтология. /Под.ред Е.М. Бабосов., Мн., Тетра Системс, 2000

11. Конфликтология организаций /Под. ред А.Г. Большаков., М., Пресс, 2001

12. Конфликтология[Электронный ресурс] / Под. ред И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров. M., Термика, 2003.

13. Конфликтология. Социальные конфликты / Под. ред. Т.Н. Кильмашкина. М., ЮНИТИ, 2004.

14. Леонов Н.И. Конфликтология. М.,Воронеж: МПСИ; НПО МОДЭК, 2002.

15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М., 1994.

16. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч., М.: политиздат, 1991.

17. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.,1995

18. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов на Дону: Феникс, 1997.

19. Сысоенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.

20. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. Брест, 1992.

3. Планы семинарских (практических) занятий.

Тема 1. Социально-исторические предпосылки, предшествовавшие возникновению конфликтологии. Современные проблемы развития конфликтологии (2 часа)

1.Теоретические и социально- исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

2.В чем суть междисциплинарного подхода к изучению конфликтов?

3.Методы и методологии конфликтологии.

4. Современные проблемы развития конфликтологии.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ 2004

2. АнгщповА. Я., ШипиловА. И. Конфликтология. - М 2000.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000

4. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. —1998 г.

5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов-на-Дону 1998 г.

6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.

7. История философии в кратком изложении. — М.:Мысль,1991.

8. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.:Лань, 1999.

9.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева ,Ижевск, УдГУ, 2006.

10.Конфликтология. /Под.ред. А.Я. Кибанов. М.,ИНФРА-М, 2006.

11.Конфликтология. Социальные кофликты / Под .ред. Т.Н. Кильмашкина . М., ЮНИТИ, 2004.



3.1.Методические указания по самостоятельной работе студентам

Студентам рекомендуется ознакомиться заранее (1-2- недели) с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов, правоведов, конфликтологов.

При составлении конспекта не нужно конспектировать все подряд, следует выделять самое главное, познавательное, необходимое для подготовки к занятию; не рекомендуется конспектировать то, что непонятно, если во время изучения материала и конспектирования возникают вопросы или замечаниях, желательно их записывать. Качественно выполненный конспект позволит неоднократно его использовать, продумать и проанализировать материал заново, выстроить собственное представление о предмете, найти интересующие проблемы, понять и усвоить их, подготовиться к зачету. Не стоит увлекаться ксерокопирования статей, книг, чужих конспектов. Не следует забывать, что память и работа бывают только своими, соответственно и знания тоже.

Кроме конспектирования, желательно, готовясь к занятиям, ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, журналах, посвященных изучаемой теме, а также воспользоваться Интернетом. В ходе практических занятий, высказывая свои суждения, задавая вопросы, студент не только демонстрирует свою подготовленность к занятию, но и лучше понимает и запоминает материал.

Практические занятия в форме ролевой, деловой игры требуют более тщательной подготовки. За две недели студенты получают установку на проведение игры. Им сообщается тема и цель занятия, а также тема и цель игровой ситуации, указываются литература, нормативно-правовые акты для подготовки к занятию.

Студенты должны ознакомиться с рекомендуемой литературой и нормативно-правовыми актами, изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры, подготовить вопросы и свои предложения если таковые возникли.

Для закрепления знаний, навыков и осуществления текущего контроля преподаватель может включить в практические занятия экспресс опросы и решение ситуативных задач по конфликтологии. Для успешного их решения студентам рекомендуется накануне просмотреть теоретический лекционный материал, поскольку задачи даются именно по данной тематике.

Вопросы для самоконтроля.


  1. Что является объектом и предметом науки Конфликтологии?

  2. В чем причина активного изучения такого явления как конфликт учеными в конце Х1Х века ?

  3. Как и в чем проявляется комплексный характер науки Конфликтологии?

  4. Основные этапы развития конфликтологии в России?

  5. В чем состоит методологическая особенность конфликтологии?

  6. Методы и приемы исследования в конфликтологии?

  7. Как решаются утилитарно-практические задачи науки Конфликтологии в современной России ?

  8. Какими знаниями , умениями и навыками вооружает будущего юриста конфликтология?

Тема 2. Диагностика конфликта (решение задач по выявлению структурных элементов конфликта; «КФГ», «КФС», «И» . 2 часа.)

Примерная задача

Студенческая группа 3-го курса по результатам учебы была призна­на лучшей группой института и приказом ректора награждена премией. Через пару дней после этого ректор института застал четырех студентов этой группы курящими на лестничной площадке. Курение в стенах учеб­ного заведения запрещалось. Ректор приказом вынес всем четырем ку­рильщикам выговор за нарушение дисциплины. Когда пришел срок по­лучения премии, оказалось, что этих четырех студентов (кстати, круг­лых отличников) в списке премированных нет. Четверка возмутилась. Группа поддержала своих обиженных товарищей и решила отправить к декану делегацию с просьбой выдать им премию. Декан сказал, что он не может удовлетворить их просьбу. Делегация направилась к ректору. Ректор делегацию принял, но удовлетворить просьбу отказался. Через некоторое время на предпраздничном институтском вечере студенты в капустнике разыграли скетч, в котором декан и ректор были представ­лены в смешном виде. Вскоре после этого староста группы Семенов был снят. Вмененное ему в вину нарушение было незначитель­ным, и студенты решили, что он снят в связи со всей этой историей. Их попытки добиться, чтобы Семенова оставили старостой, ни к чему не привели. Конфликт налицо. Проанализируйте эту ситуацию.


Контрольные вопросы

1. Дайте определение конфликта.

2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

4. Изобразите графически структуру конфликта.

5. Дайте определения следующих структурных элементов конфликта: стороны конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон.

6. Классифицируйте данный конфликт.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ 2004

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000

3. Конфликтология/Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 2000 .

4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учебное пособие. — Ростов на Дону: Феникс, 1997.
Рекомендации при подготовке к занятию.

1. Необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой.

2. Просмотреть теоретический лекционный материал по темам: Типология конфликтов. Динамика и структура конфликта.

3. Закрепить знания о формулах возникновения конфликтов (формулы .А,.Б, В ).



Тема 3. Социально-трудовые конфликты (2 часа)

1. Социально-трудовые конфликтные взаимоотношения в общнос­ти: факторы конфликтности и согласия.

2. Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия в обще­стве.

3. Способы урегулирования социально-трудовых конфликтов.


Рекомендуемая литература:

1.Андреенкова Н. В., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в Рос­сии в период перехода к рыночной экономике. // Социологические исследова­ния, 1993. - № 8.

2. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга, 1993.

3. Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова . М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

4.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева ,Ижевск, УдГУ, 2006.

5..Конфликтология. /Под.ред. А.Я. Кибанов. М.,ИНФРА-М, 2006.

6.Конфликтология. Социальные кофликты / Под .ред. Т.Н. Кильмашкина . М., ЮНИТИ, 2004.
Вопросы для самоконтроля.
1.Что такое социально- трудовой конфликт?

2. Кто является субъектами в социально-трудовых конфликтах?

3. Как проявляются факторы конфликтности в социально-трудовых конфликтах?

4.Сформулируйте основные методы и приемы управления в социально-трудовых конфликтах?

5.Основные средства правовое обеспечение конфликтного взаимодействия в обще­стве?

6. Неюридические способы урегулирования социально-трудовых конфликтов?


Тема 4. Насилие в конфликтах (2 часа)

1. Природа человеческой агрессивности.

2. Насилие как средство доминирования и господства. Насилие как средство защиты.

3. Механизмы ограничения применения насилия в конфликтах.



Рекомендуемая литература:

1.Залысин И. Ю. Насилие как средство власти. / В кн. В контексте конфликтологии. М.,1997.

2.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М., 1994.

3.Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова . М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

4.Конфликтология ./ Под.ред. А.В. Дмитриев . М.,,Гардарики, 2000.

5.Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. -М.,1995.


Вопросы для самоконтроля.
1.Основные теории проявления и природы человеческой агрессии?

2.Формы насилия над личностью?

3. Как и в чем проявляется психическое насилие?

4. Что такое насилие как средство защиты, какие факторы являются его источником?

5. Механизмы ограничения человеческой агрессивности?
Тема 5. Технология управления конфликтом (2 часа)


  1. Прогнозирование и предупреждение конфликтов.

  2. Неюридические методы разрешения и урегулирования конфликтов.

  3. Юридические способы завершения конфликтов.


Рекомендуемая литература:

1.Антонов А. И. Жизненность семьи. — М., 1990.

2.Антонов А. Н., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. — М,, 1990.

3.Дружинин В. Н. Психология семьи. — М., 1996.

4.Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи.

// Социологичес­кие исследования, 1995. — № 10.

5.Конфликтология организаций ./Под. ред А.Г. Большаков., М.., Пресс, 2001

6.Сысоенко В. А. Супружеские конфликты. — М., 1989.

7.Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. — Брест, 1992.
Вопросы для самоконтроля.


  1. Управление конфликтом это… ?

  2. Что значит прогнозирование конфликта?

  3. Какие методы и приемы используются в ходе предупреждения конфликта?

  4. Методы управления конфликтом в зависимости это стадии его развития?

  5. Особенности неюридических методов разрешения и урегулирования конфликтов?

  6. Каковы юридические способы завершения конфликтов и их последствия для сторон?


Тема 6. Деловая игра. Анализ действий участников игры. (4 часа)

Примерная тема деловой игры:

«Обсуждение состояния преступности несовершеннолетних на межведомственном совещании городской прокуратуры»


Цели игры:

развитие:

творческих и аналитических способностей студентов,

умения прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций;

совершенствование:

умения выбирать эффективную тактику поведения в конфликтной ситуации ,

навыков предупреждать возникновение конфликта;



закрепление:

навыков позитивного влияния на партнеров и управления собственными эмоциями.


Состав участников деловой игры

1. Прокурор района - ведущий межведомственное сове­щание.

2. Старший помощник прокурора района по надзору за ис­полнением законов несовершеннолетних - доклад­чик.

3. Начальник милиции общественной безопасности РОВД - выступающий.

4. Руководитель подразделения по профилактике правона­рушений несовершеннолетних РОВД - выступающий.

5. Два-три оперативных работника прокуратуры — высту­пающие.

6. Глава районной администрации — выступающий.

7. Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — выступающий.

8. Представитель отдела образования — выступающий.

9. Два-три директора школы (училища, колледжа) — вы­ступающие.

10. Шесть экспертов, наблюдающих за деловой игрой и оценивающих ее.

Состав участников деловой игры может изменяться в за­висимости от количества студентов в учебной группе. Воз­можно объединение двух учебных групп.


Источники для подготовки студентов к деловой игре:

Нормативные правовые акты:

1. Закон РСФСР от 18.04.1991 г. «О милиции». С по­следующими изменениями и дополнениями //ВСНД. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗРФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 49. Ст. 5905;

2000. № 31. Ст. 3204; № 46. Ст. 4537.

2. Федеральный Закон от 17.01.1992 г., № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Феде­рального закона от 17.11.1995 г., № 168-ФЗ). С последую­щими изменениями и дополнениями //СЗРФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. №7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст.140; 332. Ст. 3341.

3. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г., № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального за­кона от 13.01.1996 г., № 12-ФЗ). С последующими измене­ниями и дополнениями //СЗРФ. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; № 33. Ст. 3348.

Рекомендуемая литература:

1.Конфликтология ./ Под.ред. О.В. Аллахвердова.. СПб.: Лань, 2001.

2.Конфликтология ./ Под.ред А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ., М.,ЮНИТИ, 2004.

3. Конфликтология . /Под.ред Е.М. Бабосов .,Мн.., Тетра Системс, 2000

4..Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова . М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

5.Конфликтология ./ Под.ред. А.В. Дмитриев . М.,,Гардарики, 2000.

6.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева ,Ижевск, УдГУ, 2006.

7.Конфликтология. /Под.ред. А.Я. Кибанов. М.,ИНФРА-М, 2006.

8.Конфликтология. Социальные кофликты / Под .ред. Т.Н. Кильмашкина . М., ЮНИТИ, 2004.

Рекомендации при подготовке к занятию.

1.Необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой и нормативно-правовыми актами, изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры, подготовить вопросы и свои предложения если таковые возникли.

2. Во время занятия экспертами и преподавателем оценивается:

-активность и творчество студентов;

- знание основных конфликтогенов и умение управлять своим поведением;

- умение предупреждать появление конфликтов;

- владение навыками эффективной тактики поведения в конфликтной ситуации в ходе ведения совещания;

- наличие навыков управления собственными эмоциями;

- навыки позитивного влияния на партнеров и умение правильно строить отношения в коллективе.


Текущий контроль проводится в письменной форме в виде экспресс опроса, тестирования на семинарских занятиях по предыдущей теоретической теме, решения кроссвордов.
Контрольные задания для промежуточной аттестации.

Первая аттестация.



I. вариант.

1. Предмет и объект науки Конфликтологии. метод, задачи.

2. Развитие конфликтологии в США и Европе в конце Х1Хв.

3. Анализ и типология конфликта.

4. Экономические конфликты.

II. вариант

1. Методология и методы науки Конфликтологии .

2.. Этапы развития конфликтологии в России.

3. Динамика конфликта

4. Политические конфликты.

III. вариант

1. Задачи науки Конфликтологии в современной России

2. Древние философы о конфликте.

3 Теории механизмов возникновения конфликта.

4. Трудовые конфликты
Вторая аттестация

I. вариант

1. Гендерные конфликты.

2. Конфликты в организациях и в сфере управления

3. Переговоры в конфликтных ситуациях.

4. Решение задачи.

Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?



II.вариант

1. Межличностные конфликты.

2. Поведение личности в конфликте.

3. Медиация: Стадии медиации

4. Решение задачи.

Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить , но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?


III.вариант

1. Внутриличностный конфликт.

2. Технология управления конфликтами

3. Нормативное регулирование конфликтов

4. Решение задачи.

Вы приняли на работу молодого способного юриста ,который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?



Контроль знаний осуществляется в виде опроса на зачете и по результатам практических занятий.
4. Вопросы к зачету по курсу конфликтологии.


  1. Конфликтология как наука, предмет, объект, метод, задачи.

  2. Возникновение и развитие конфликтологии.

  3. Конфликтология в России.

  4. Конфликтология в системе наук.

  5. Анализ и типология конфликта.

  6. Теории механизмов возникновения конфликта.

  7. Динамика конфликта.

  8. Структурные элементы конфликта.

  9. Технология управления конфликтами.

  10. Конфликты в обществе.

  11. Экономические конфликты.

  12. Социальные конфликты.

  13. Трудовые конфликты.

  14. Политические конфликты.

  15. Конфликты в духовой сфере.

  16. Феномен толпы.

  17. Гендерные конфликты.

  18. Конфликты в организациях и в сфере управления.

  19. Межличностные конфликты.

  20. Внутриличностный конфликт.

  21. Семейные конфликты.

  22. Поведение личности в конфликте.

  23. Способы выхода из конфликтов.

  24. Переговоры в конфликтных ситуациях.

  25. Медиация: история возникновения, основные принципы и методы. Стадии медиации.

  26. Нормативное регулирование конфликтов.

5. ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ





п/п


Наименование оборудования

Кол-во

Примечание

(сведения о наличии,



необходимости обновления, приобретения)



Не предусмотрено







Каталог: download -> kafedra krim -> 2011 -> 021100
download -> Старший воспитатель
021100 -> Методические указания по самостоятельной работе студентов. Вопросы к зачету, тематика курсовых работ, тестовые задания
kafedra krim -> Учебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология для направления 030500 «юриспруденция»
kafedra krim -> Рабочая программа дисциплины (модуля) «Конфликтология» Направление подготовки 030900 Юриспруденция Профиль подготовки
kafedra krim -> Учебно-методический комплекс по дисциплине психология деятельности выявления раскрытия преступлений для направления 030500 «юриспруденция»
kafedra krim -> Учебно-методический комплекс по дисциплине юридическая психология для направления 030500 «юриспруденция»
kafedra krim -> Учебно-методический комплекс по дисциплине психология деятельности выявления раскрытия преступлений для направления 030500 «юриспруденция»
kafedra krim -> Учебно-методический комплекс по дисциплине компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030500 «юриспруденция»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница