Методические указания по проведению промежуточного и текущего контроля по дисциплине «История мировых цивилизаций»



Скачать 127.06 Kb.
Дата17.04.2016
Размер127.06 Kb.
ТипМетодические указания
Методические указания по проведению промежуточного и текущего контроля по дисциплине «История мировых цивилизаций»

  1. Предусматривается подготовка реферата с письменным оформлением и использованием его материалов на практических занятиях в виде докладов и сообщений.

Предложенная тематика рефератов является примерной. Вы можете предложить тему реферата, не вошедшую в перечень тем, согласовав свой выбор с преподавателем.

Выбрав тему реферата, следует:

1) ознакомиться с кругом вопросов, относящихся к избранной теме:

• просмотреть лекционный материал,

• проанализировать заново литературу, рекомендованную к соответствующей теме учебной программой по дисциплине.

2) расширить круг литературных источников по теме реферата, используя фонды библиотек и ресурсы Интернета. Наряду с учебной и монографической литературой необходимо использовать статьи, опубликованные в научной периодике, прежде всего в исторических журналах ( «Новая и новейшая история», «Вопросы истории» и др.).

Необходимо изучить подобранную литературу и методом конспектирования отобрать необходимый для подготовки реферата материал. При составлении плана реферата необходимо исходить из того, что он должен включать:

• введение,

• основную часть,

• заключение.

• список использованной литературы,

• приложение (необязательная часть реферата).

План реферата определяет круг вопросов, которые должны быть затронуты в избранной теме, и основное содержание реферата. Он позволяет автору получить общую ориентацию в материале темы, обеспечивает его правильный отбор и логику изложения. Хорошо продуманный план, каждый пункт которого обеспечен строго отобранным материалом, – важнейшая предпосылка успешного написания реферата. Основную часть реферата необходимо разбить на вопросы, которые должны иметь свое лаконичное и четкое название. Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы в теоретическом и практическом аспектах, формулируется цель и определяются задачи реферата. В основной части должны найти отражение все существенные положения работы. Изложение материала не должно носить описательный характер. Необходим анализ с соответствующими выводами. Обязательным является приведение ссылок на источники по правилам библиографического описания использованных публикаций (при буквальном цитировании текста, в случае использования суждений, положений выводов и материалов из используемых работ) с указанием страниц. Достоинством реферата является анализ различных точек зрения по дискуссионным вопросам, аргументация разделяемой или своей позиции. Заключение реферата содержит четко сформулированные выводы, к которым пришел референт в результате изучения выбранной темы, а также вопросы, оставшиеся нерешенными и нуждающиеся в дальнейшей разработке.

В библиографическом описании источника указываются: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и год издания, количество страниц. Если статья опубликована в журнале (газете), даётся название журнала (газеты), год выпуска, номер журнала (газеты), страницы.

Представляемый преподавателю реферат должен быть набран на компьютере шрифтом 14, через 1,5 интервала на одной стороне бумаги стандартного формата А 4. Страницы текста должны быть обязательно пронумерованы. Нумерация работы является сквозной и начинается со страницы 3 (первая и вторая страница – это титульный лист и план работы, которые не нумеруются). Номер страницы проставляется вверху в середине или справа.

Средний объем реферата 15 - 20 страниц с его увеличением по рекомендации преподавателя.

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения.

Таким образом, последовательность самостоятельной работы при подготовке реферата следующая:

1. Посоветуйтесь с преподавателем и выберите тему реферата.

2. Составьте библиографию по выбранной теме.

3. Проработайте отобранную литературу. Составьте по ней записи в виде конспекта.

4. Используя отобранные материалы, напишите реферат с учетом всех требований.

Реферат должен обладать следующими характеристиками:

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

- полнота использования литературы по проблеме;

- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения;

- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы.



Рекомендуемые темы рефератов

  1. Понятие цивилизации. Варианты классификации мировых цивилизаций, их хронологические рамки.

  2. Цивилизационная концепция П. Сорокина

  3. Культурно-историческая концепция О. Шпенглера.

  4. Теория «осевого времени» К. Ясперса.

5. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

5. Концепция школы Анналов и теория цивилизаций Ф. Броделя.

6. Цивилизации Древнего Востока.

7. Греческое общество в эпоху Великой колонизации. Становление полиса.

8. Становление и развитие классических форм государственного устройства античной цивилизации. Полис и цивитас.

9. Этрусская проблема.

10.Эллинизм как цивилизационное явление.

11 .Римская республика (V-I вв. до н.э.).

12.Римская империя в период расцвета.

13.Кризис и гибель античной цивилизации.

14. Античная наука и техника.

15.Зрелище как специфический феномен римской цивилизации.

16.Роль античного наследия в становлении и развитии европейской цивилизации.

17.Роль христианства в становлении и развитии европейской средневековой цивилизации.

18.Возникновение христианства.

19.Первые европейские университеты и средневековая система образования.

20.Феодализм как социальная система.

21.Общественная жизнь в средние века: замок, монастырь, город, дворец, сельская община.

22. Духовная жизнь Средневековья в личностях.

23.История папства (по отдельным периодам).

24.Крестовые походы.

25.Карл Великий.

26.Монархи Европы. Судьбы династий.

27.Великие географические открытия и их последствия.

28.Географические открытия ХVI-XVII вв. и расширение европейской колонизации (путешествия X. Колумба, Д. Кабота, А. Веспучи, В. да Гама, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка).

29.Византийская цивилизация (по периодам: Ранняя Византия, Византийская цивилизация в УП-Х1 вв., Феодальная Византия. XII-XV вв.).

30.Византия и Русь. Проблема цивилизационного воздействия Византии на становлении и развитие древнерусской цивилизации.

31.Средневековые цивилизации Востока (исламская цивилизация, средневековая индийская цивилизация, конфуцианская китайская цивилизация).

32.Особенности ранних буржуазных революций, их социальная база, итоги и историческое значение.

33.Буржуазная революция в Нидерландах. Ее итоги и историческое значение.

34.Английская буржуазная революция. Ее итоги и историческое значение.

35.Духовное развитие европейского общества в период ранней модернизации: от Возрождения к Реформации.

36.Роль конфессионального фактора в ранних буржуазных революциях (Нидерланды, Англия).

37.Кромвель и Великая английская революция.

38.Великая английская революция в портретах ее деятелей.

39.Реформация как комплексное социокультурное явление в истории европейского общества.

40. Доктрина основных реформационных учений (лютеранство,

кальвинизм, цвинглианство).

41 .Римско-католическая церковь в период реформации.

42.Великая научная революция XVI-XVII вв., ее роль в переходе к

Новому времени.

43.Абсолютизм как социально-политическая система.

44.Ришелье.

45.Просвещенный абсолютизм в Европе.

46.Тридцатилетняя война и Вестфальский мир. Итоги и историческое значение.

47. Международные конфликты в ХУ1-ХУП вв. Их роль в становлении системы международных отношений Нового времени.

48.Научные открытия и технические изобретения в XVIII веке.

49.Промышленный переворот.

50.Колониальная экспансия в XVIII веке.

51.Французское Просвещение. Особенности и основные этапы развития.

52.Великая Французская революция. Основные этапы и итоги.

53.Образование и крушение империи Наполеона Бонапарта.

54.Американская буржуазная революция. Образование США в ходе войны за независимость.

55.Человек XVIII столетия.

56.Развитие естественнонаучной мысли и достижения научно-технического прогресса в эпоху Просвещения.

57.Буржуазные революции 30 - 40-х гг. XIX века и их роль в утверждении политико-правовой системы индустриального общества.

58.Эволюция международных отношений в первой половине XIX в.: от Венской системы к Крымской войне.

59.Дипломаты Венского конгресса (Талейран, Меттерних).

60.Объединение Германии и образование Германской империи.

61.Бисмарк.

62.Объединение Италии.

63.Гражданская война в США.

64.Консерватизм в XIX в.

65.Либерализм в XIX в.

66.Марксизм в XIX в.

67. Анархизм в XIX в.

68.Первая мировая война как глобальный конфликт мировой цивилизации.

69.Великая Российская революция и раскол мира на две системы. 70.Тоталитаризм как феномен XX века.

71 .Проблемы войны и мира в 20-е годы XX века.

72.Фашизм в Европе.

73.Третий рейх: идеология и политическая практика национал-социализма.

74.Государственно-правовая структура Третьего рейха. Роль нацистской партии, СС, вермахта.

75. Между народные отношения в 30-е годы XX в. Мир на пороге войны.

76.«Новый курс» Ф. Рузвельта.

77.Вторая Мировая война как возможность цивилизационной катастрофы.

78. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира.

79.«Холодная война»: от Берлинского до Карибского кризиса.

80.«Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры, кризис модели развития в 70-е гг. и неоконсервативная революция 80-х гг. XX века.

81.Кризис реального социализма и распад мировой системы социализма.

82.Основные этапы европейской интеграции и ее итоги.

83.Движение неприсоединения: история возникновения, этапы развития, современное состояние.

84.Антикоммунистические революции в Восточной Европе в конце XX века.

85.Послевоенный этап НТР: ускорение научно-технического развития и его последствия.

86. Глобальные проблемы современного этапа мирового цивилизационного развития.





  1. При промежуточном и текущем контроле применяются тесты. Пример теста при аттестации по 2-й к.т.

Тест 2. История мировых цивилизаций

Вариант первый



1.Аллод это:

А. в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность

Б. земельное владение, которое сеньор жаловал вассалу в пожизненное владение на условиях несения службы

В. земельное владение или фиксированный доход, пожалованные сеньором своему вассалу в наследственное владение на условиях несения службы



2. Одна из мировых религий, возникшая в Аравии в VIIв., называется:

А.буддизм; Б.христианство; В.ислам; Г.иудаизм



3. Первый крестовый поход начался в:

А. 1054г.; Б.1096г.; В. 1204г.; Г. 1270г.



4. Генеральные штаты – это сословно-представительное учреждение в:

А. России; Б.Франции; В.Швеции; Г. Испании



5.Христианская церковь разделилась на католическую и православную в:

А. 756г.; Б. 800г.; В. 1054г.; Г.1439г.



6. Первыми европейскими державами, создавшими колониальные империи были:

А. Нидерланды и Англия

Б. Испания и Португалия

В. Франция и Англия



7. В каком году Христофор Колумб открыл Америку?

А.1486; Б. 1492; В. 1498



8. Кто из путешественников доказал шарообразность Земли?

А.Васко да Гама; Б.Джон Кабот; В.Америго Веспуччи; Г.Христофор Колумб; Д. Фернан Магеллан;



9. Приведите в соответствие названия сословных групп и их предназначение в средневековом обществе:

А. Крестьянство 1.»Те. кто молиться»

Б. Духовенство 2. «Те. кто воюет»

В. Феодалы 3. «Те, кто трудиться»



10. Государство, в котором началось движение Реформации:

А. Англия; Б.Германия; В. Испания; Г.Франция



11. Реформация в Европе это:

А. общественное движение, направленное против католической церкви;

Б. обращение государством церковной земельной собственности в государственную;

В. реформирование католической церкви



12. Что было создано в 1540г. для борьбы с Реформацией?

А. «непобедимая армада»; Б. Католическая лига; В. Орден иезуитов



13.Хронологические рамки Тридцатилетней войны:

А. 1610 – 1640

Б. 1618 – 1648;

В. 1598 – 1628



14.Модернизация это:

А. иное название реформации;



Б. процесс перехода от традиционного общества к индустриальному;

В. один из стилей искусства наряду с барокко, классицизмом и т.п.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница