Методические указания по подготовке к выполнению контрольных работ и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по специальности 030301. 65 «Психология» инаправлению 030300. 62 «Психология»



Скачать 337.51 Kb.
Дата27.04.2016
Размер337.51 Kb.
ТипМетодические указания


НОУ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ




ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Методические указания по подготовке к выполнению контрольных работ и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по специальности 030301.65 «Психология»

и направлению 030300.62 «Психология»

Красноярск, 2010

Пособие подготовлено Колковой С.М., к.пс.н., доцентом кафедры психологии.
История психологии: методические указания к выполнению контрольных работ и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по специальности 030301.65 «Психология» и направлению 030300.62 «Психология» / С.М.Колкова. – Красноярск: СИБУП, 2010. - 28 стр.

Методические указания содержат программу дисциплины и тематику контрольных работ, выполняемых студентами заочной формы обучения в рамках самостоятельного освоения курса. Также представлены тестовые задания для проверки усвоения материала и вопросы к итоговому контролю.


Пособие одобрено на заседании кафедры психологии и утверждено Научно-методическим советом факультета психологии.

Печатается по решению Научно-методического Совета института от ______________ протокол №____

 Колкова С.М.


 Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2010г.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Повышающиеся требования практики к науке вообще и к психологии в частности, порождают потребность обращения к ее прошлому для того, чтобы более адекватно оценить возможности психологической науки на современном этапе и в будущем.

Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. Процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний и составляет основу предмета истории психологии.

Заслуживает специального внимания выполняемая историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития.

История психологии имеет большое значение и для развития самой психологической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.

Очевидно образовательное и воспитательное значение истории психологии. Изучение ее не только знакомит человека с прошлым и тем самым расширяет его общий и профессиональный кругозор. Знание истории психологии способствует формированию у студентов общего взгляда на мир и отношение к нему.

История психологии имеет определенное значение в учебном и дидактическом отношении, потому что различные подходы историко-психологического анализа могут выступать как способы композиции и развертки логической структуры данного учебного предмета, помогающие привести и выстроить знания по психологии, получаемые в процессе обучения, в единую, логически стройную систему.

Изучение дисциплины опосредуют такие формы работы как лекционные обзоры, семинарские и практические занятия. На лекциях освещаются основное содержание тем. Семинары включают разные формы работы направленные на более глубокое изучение материала, его отработку и предполагают обсуждение основных тем с использование дополнительных источников литературы, подготовку докладов и организацию обсуждения изложенного материала, анализ статей.

При этом часть занятий проходит в форме практической работы. Практические занятия предполагают активное участие, рассмотренный здесь материал определяет содержание других заданий по этим темам, которые составляет основу самостоятельной работы.

Выполнение этих заданий является необходимым условием для допуска к итоговому контролю. Также обязательной работой является написание и защита реферата, его объем – 10-15 листов, реферат должен содержать два раздела (1 – общий обзор, 2 – анализ особенностей изучения вопроса, основные проблемы). На защите необходимо организовать его обсуждение, излагаемый материал должен быть представлен как проблема (в форме дискуссии или обсуждения ключевых вопросов). Темы рефератов представлены в разделе III данного пособия.

По окончанию изучения блоков общих тем проводятся проверочные тесты.

Итоговый контроль предполагает тестирование по всем изученным темам. Дополнительно для подготовки в разделе IV предложены контрольные вопросы, они отражают основные тематические блоки, представленные в контрольном тесте.



Требования к уровню освоения программы и единицы содержания итогового тестирования:

Студент должен:



иметь представление об истории психологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах;

знать основные этапы развития психологических знаний; знать и понимать те основные идеи философов и концепции философских школ, которые относятся сейчас к предметному полю психологии;

уметь различать психологические взгляды философов и мыслителей от общефилософских воззрений; самостоятельно соотносить идеи различных школ и направлений между собой, синтезируя их в единую систему психологического знания.
Цель и задачи курса

Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о донаучной и научной психологии, а также об особенностях историко-психологического исследования.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

информационного плана:

- формирование у студентов представлений о генезе изучения человека, истории возникновения и развития основных психологических школ и категорий. Поэтому курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, однако он в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии;

- формирование знаний об особенностях истории психологии как науки;

- развитие и закрепление системного понимания историко-психологического процесса, знаний о его конкретных этапах, относящихся к донаучному и научному периодам развития психологии.



систематизируюшего и проблемного плана:

- развитие у студентов способности применять знания из других научных областей (прежде всего, философии) для более полного понимания истории психологии;

- проблематизация студентов (в аспектах, касающихся того, можно ли философские знания трактовать как психологические, нужно ли вообще изучение донаучной психологии и т.д.);

- создать мотивацию к изучению первоисточников;

- пробудить и укрепить интерес к историко-психологическому знанию.

2) СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

История психологии ее предмет и задачи. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания. Периодизация истории психологических знаний. Методы и источники истории психологии, ее значение и место в системе современной психологии.


1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Тема 1. Психологическая мысль в странах Древнего Востока

Обусловленность психологической мысли в странах Древнего Востока особенностями их общественного развития, уровнем производственной деятельности и культуры.



Тема 2. Психологические учения античности

Учение о душе в античной философии. Идеалистическое учение Платона о душе. Учение Аристотеля о душе. Итоги развития и значение античной психологической мысли.



Тема 3. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения

Характеристика психологических воззрений в Средние века. Психологические проблемы познания в рамках схоластической философии. Возрождение естественнонаучного направления, науки и искусства в эпоху Возрождения.



Тема 4. Психологические идеи Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.

Критика Бэконом психологии Аристотеля и новое понимание души. Оценка Л.С. Выготским идей Бэкона об орудиях и средствах.


2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ.
Тема 1. Выделение сознания в качестве критерия психики

Выделение сознания в качестве атрибута духовной субстанции. Концепция человека в системе Декарта. Учение о теле и идея рефлекса в объяснении поведения. Решение психофизической проблемы.



Тема 2. Оформление эмпирической психологии сознания

Эпифеноменализм в учении Т. Гобса о сознании. Дж.Локк как основатель эмпирической психологии сознания. Психологические идеи Г. Лейбница.



Тема 3. Становление ассоциативной психологии

Развитие понятия об ассоциации идей в трудах Дж. Беркли и Д. Юма. Основание первой системы ассоциативной психологии Д. Гартли.



Тема 4. Становление эмпирического направления во французской психологии 18-го века

Развитие учения Дж. Локка о сознании в трудах. Постановка проблемы общественной обусловленности сознания человека. Естественно научный подход к сознанию.



Тема 5. Психологическая мысль в России в 18-м веке

Значение трудов М.В.Ломоносова для становления отечественной психологической мысли. Психологические идеи А.Н.Радищева.



Тема 6. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18 – первой половины 20 века

Идеи Канта о невозможности психологии как науки. Антропология Канта. Психологические идеи И. Фихте о деятельности. Идеи Ф. Шеддинга о развитии природы и сознания. Антропология и психология Г. Гегеля. Материалистический подход к пониманию психики в философии Л. Фейербаха.


3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине 19-го века

Психологическая концепция И.Гербарта. Идеи Гербарта о применении математики в психологии. Учение о сознании. Школа Гербарта. Теория «местных знаков» Р.Лотце.



Тема 2. Развитие ассоциативной психологии в 19-м веке

Общая характеристика этапов и направлений в развитии ассоцианизма в 19-м веке. Классический ассоцианизм Т.Брауна и Дж.Милли. Ментальная химия Дж.Ст.Милля. Кризис ассоцианизма в психологической концепции А.Бена. Эволюционный ассоцианизм Г.Спенсера.



Тема 3. Развитие психологических знаний в России в 19-м веке

Дискуссии о специфике собственно психологического и естественно научного подходов к изучению психологических явлений (А,И,Герцен, Н.Г.Чернышевский, П.Д.Юркевич, М.А.Антонович, К.Д.Кавелин). Формирование эмпирического направления (М.М.Троицкий). Развитие психологии в рамках философии и естествознания. Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии. Развитие психологических знаний в различных областях социальной практики – промышленности, военном деле, медицине и др. Учение о языке и мышлении А.А.Потебни.


4. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕНОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ
Тема 1. Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств в 19-м веке

Теория специфических энергий органов чувств И.Мюллера. Учение о рефлексе. Исследования в области зрения, слуха и осязания: факты и теории. Успехи в исследовании мозга и психофизиологическая проблема.



Тема 2. Возникновение психофизики и психометрии

Психофизика Г.Фехнера. Психометрия Ф.Дондерса. Их значение для становления экспериментальной психологии.



Тема 3. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии

Успехи в биологии. Возникновение генетических направлении в психологии. Пути развития сравнительной, детской и исторической психологии в конце 19 века.


5. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА
Тема 1. Первые программы психологии как самостоятельной науки

Становление экспериментальной психологии. Становление научной психологии в России.


Тема 2. Теоретическая борьба в психологии

Структурализм Э.Титченера. Психология акта Ф.Брентано и ее развитие в европейском функционализме. Психология У.Джемса. Американский функционализм. Основные направления развития психологии в России. Естественнонаучное направление (В.М.Бехтерев, В.А.Вагнер, Н.Н.Ланге, И.П.Павлов). Эмпирическая психология (Г.И.Челпанов). Философская психология (С.Л.Франк, Н.О.Лосский, Л.М.Лопатин).



Тема 2. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей

Экспериментальные исследования в области психологии. Возникновение дифференциальной психологии. Возникновение педологии.


6. ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-е – середина 30-х годов 20-го века)
Тема 1. Общая характеристика кризиса в психологии

Развитие психологических школ до периода открытого кризиса. Сущность и причины кризиса. Последствия кризиса.



Тема 2. Бихевиоризм как новое направление в психологии

Необихевиоризм и его варианты. Анализ решения проблемы объективности психологического исследования.



Тема 3. Гештальтпсихология

Основные направления исследований в области восприятия, мышления, личности. Оценка решения проблемы целостности в гештальтпсихологии.



Тема 4. Глубинная психология

Психоанализ З.Фрейда. Проблема бессознательного в психологии. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Юнга. Эго-психология. Неофрейдизм и его варианты. Концепция человека и личности в глубинной психологии.



Тема 5. Французская социологическая школа

Проблема общественно-исторической обусловленности человеческой психики во французской социологической школе. Концепция двух типов мышления Л.Леви-Брюля. Проблема социальной обусловленности психики в концепции П.Жане.



Тема 6. Описательная психология

Проблема предмета и метода психологии по В.Дильтею. Психология Э.Шпрангера.

7. ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Социальные условия в России после революции 1917 г. и их влияние на развитие психологии. Развитие прикладных направлений. Педология и психотехника, их судьба. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Становление деятельностного подхода. Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Учение о деятельности А.Н. Леонтьева.

Теория формирования высших психических действий и понятий П.Я. Гальперина. Психология установки Д.Н. Узнадзе.
8. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Возникновение новых отраслей психологии после второй мировой войны. Развитие междисциплинарных исследований. Состояние направлений периода открытого кризиса в области теории и практики. Генетическая психология Ж.Пиаже. Концепция психического развития А.Валлона. Межкультурные исследования. Проблема исторического развития психики в структурной антропологии К.Леви-Стросса.

Гуманистическая психология. Логотерапия В.Франкла. Когнитивная психология.



3) ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
1. История психологии как наука. Психологическая наука и ее предмет, теоретическое и эмпирическое знание, аспекты научной деятельности (когнитивный, социальный и личностный), задачи истории психологии.

2. Античная философия и психология. Воззрения философов Милетской школы, понимание природы души Гераклитом, естественнонауч­ные представления Ал­кмеона, психологические воззрения Эмпедокла, понятие о душе в учении Анаксагора, Гиппократ и его учение о темпераменте, философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита, философско-психологическая система Сократа - Платона, учение о душе Аристотеля; психологические взгляды стоиков, учение Эпикура о душе, психофизиология Галена.

3. Развитие психологии в Средневековый период. Психологические идеи в арабском мире (Ибн-Сина, Ибн-аль-Хайсам, Ибн-Рощд), неоплатонизм, томизм, материалистические тенденции в средневековой науке о душе.

4. Психология эпохи Нового времени. Эмпиризм Ф.Бэкона; философско-психологическая система Р.Декарта; понимание природы психического в учении Т. Гоббса; Б.Спиноза и его учение о психике; проблема бессознательного в трудах Т.В.Лейбница; Дж. Локк: два вида опыта.

5. Психологические идеи эпохи Просвещения. Д.Гартли: основание ассоциативной психологии; Дж. Беркли: чувственный опыт как источник знаний; Д.Юм: субъективные представления; Психологические взгляды французских просветителей (Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро); теория “естественного человека” Ж.-Ж.Руссо.

6. Зарождение психологии как науки. Естественнонаучные предпосылки возникновения психологической науки. “Личное уравнение” в астрономии. Влияние дарвинизма. Развитие физиологии и психология: И. Мюллер, П. Флоранс, П.Брока. Развитие психиатрии.

7. Экспериментальная психология. Э.Вебер и Г.Т.Фехнер: основы психофизики; Г.Л.Гельмгольц: основы психофизиологии; экспериментальная психология В.Вундта, Г.Эббингауз: изучение памяти и навыков.

8. Зоопсихология. Дифференциальная психология. Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии. Психика животных и человека; “закон экономии” К.Ллойд- Моргана. Теория тропизмов Ж. Леба. Проблема индивидуальных различий. Изучение наследственности Ф.Гальтоном. Развитие метода тестирования. А.Бине: диагностика умственного развития.

9. Психология развития. Предпосылки возникновения. С. Холл: возникновение педологии. Ассоцианизм в детской психологии (Дж. Селли), идея саморазвития Э.Клапареда; А.Гезелл: теория нормального детства. Культурное развитие ребенка (Дж.М. Болдуин), стадии психического развития (К.Бюлер). Этнопсихология детства М.Мид.

10. Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника. Психология народов, внушение и подражание. Социальный эволюционизм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм и учение о коллективных представлениях. Концепция ценностей В. Дильтея. Теория инстинктов социального поведения У. Макдаугалла. Возникновение и развитие психотехники.

11. “Новая психология”. Структурализм. Э.Титченер: предмет психологии, учение о сознании, элементы сознания. Интроспекция. Вюрцбургская школа. О.Кюльпе. Схема процесса мышления, категории и действия. Н.Ах, К. Бюлер, О.Зельц.

12. Функционализм. “Новая психология” Ф.Брентано, психические функции (К.Штумпф). В.Джеймс: принципы психологии, предмет и методы психологии, теория эмоций. “Чикагская школа” Дж. Дьюи.

13. Развитие психологии в России. Развитие наук в России во второй половине ХIХ века. Религиозно-философское направление в русской психологии. Русская экспериментальная психология и И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и его учение о сочетательных рефлексах, И.П. Павлов: учение об условных рефлексах. А.А. Ухтомский: учение о доминанте.

14. Предпосылки возникновения психоанализа. Психоанализ как научный и культурный феномен. Предпосылки возникновения психоанализа. Философские концепции бессознательного: Гартман, Шопенгауэр, Ницше. Месмер и возникновение школы “животного магнетизма”. Исследования в области гипноза. Эксперименты Шарко. Появление психоанализа.

15. Психоанализ З.Фрейда: основные понятия. Психика, психический аппарат, психическая деятельность. Способы психической деятельности. Первичные и вторичные психические процессы. Сознание, предсознание, бессознательное. Энергия либидо. Влечения и инстинкты. Структура инстинкта (источник, цель, импульс, объект). Напряжение и разрядка. Трансформации инстинкта: изменение на противоположность, переориентация, сублимация и вытеснение.

16. Структура личности по З.Фрейду. Ранние представления Фрейда о структуре личности. Позднее учение о структуре личности. Инстанции личности. Эго, супер-эго, ид. Психосексуальные стадии развития.

17. Тревога и защита. Понятие тревоги. Природа тревоги. Первичная и вторичная тревога. Реалистическая, невротическая и моральная тревога. Понятие психологической защиты. Виды защиты. Вытеснение. Проекция. Замещение. Рационализация. Интеллектуализация. Аффектация. Противодействие. Регрессия. Сублимация. Отрицание.

18. Психоанализ как метод исследования. Основные принципы психоаналитического исследования. Метод свободных ассоциаций. Основные правила метода свободных ассоциаций. Исследование ошибочных действий. Оговорки, очитки, описки, действия, совершаемые по ошибке. Исследование сновидений. Образование сновидения. Сны и работа сна. Охранительная функция сновидений. Механизмы сна. Сгущение, смещение, превращение, вторичная обработка. Толкование сновидений как совместная работа с клиентом.

19. Психоанализ как метод психотерапии. Норма и болезнь с точки зрения психоанализа. Психический конфликт. Психическая травма. Понятие о комплексе. Аналитическая ситуация. Перенос. Контрперенос. Сопротивление. Лечебный альянс. Негативная терапевтическая реакция. Отреагирование. Интерпретация. Инсайт.

20. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Структура психики по К.Юнгу. Индивидуация. Экстраверсия и интроверсия. Сознание. Личное бессознательное. Объективная психика. Сознание и бессознательное. Понятие сознания в аналитической психологии К.Г.Юнга. Структура сознания. Эктопсихика и эндопсихика. Функции сознания. Ощущение, мышление, чувства, интуиция. Память, эмоции и аффекты, субъективные компоненты сознательных действий, инвазии.

21. Психология коллективного бессознательного. Понятие комплекса. Ассоциативный эксперимент. Понятие архетипа. Персона, эго, тень, анима, анимус, забота, самость. Психологический рост. Движение от эго к самости. Раскрытие персоны. Встреча с тенью. Встреча с анимой (анимусом). Развитие самости.

22. Проблемы религии и культуры в психологии З. Фрейда и К. Г. Юнга. Психологические основания художественного творчества в теории З. Фрейда. Толкование причин художественного творчества К.Г. Юнгом. Возникновение религии и ее роль в жизни первобытного общества (З. Фрейд). Индивидуальная психология и религия.

23. Индивидуальная психология А.Адлера. Основные принципы индивидуальной психологии. Чувство неполноценности и компенсация. Комплекс неполноценности и его истоки. Стремление к превосходству. Стиль жизни. Стиль жизни и типы личности. Социальный интерес. Порядок рождения. Психология мужчины и женщины.

24. Неофрейдизм В.Райха. Телесно-ориентированный психоанализ. Понятия “оргонной энергии”, “мышечной брони”. Структура характера. Характер и “мышечная броня”. Характер и общество. Невротический характер и фашизм. Подавление сексуальности как средство формирования невротического характера и воспроизводства авторитарного общества. Концепция сексуальной революции.

25. Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности. Базовые потребности личности. Базальная агрессия и базальная тревога. Этиология невроза. Невротические потребности и ориентации. Базальный конфликт.

26. Неофрейдизм Э.Фромма. Вклад Э. Фромма в психоанализ. Представления о природе человека. Сущность человека как противоречие. Иметь или Быть. Развитие личности: биофилия, любовь к людям, свобода. Деформации личностного развития: некрофилия, нарциссизм, инцестуозные привязанности. Толкование сновидений. Психоанализ характера, типы характера.

27. Бихевиоризм. Методологические основания бихевиоризма. Эксперименты Э. Ли Торндайка. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Бихевиоризм Э.Ч. Толмена: концепция научения, латентное научение. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера: оперантное поведение, подкрепление и его эффективность. Подкрепление и наказание. Социально-когнитивное направление: А. Бандура (научение через наблюдение, виды подкрепления, самоэффективность). Дж. Роттер: прогноз человеческого поведения, локус контроля.

28. Гуманистическая психология. Предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии. Категория личности в гуманистической психологии: способ существования человека как личности, цели существования человека как личности, условия и средства достижения этих целей. Самоактуализация. Полноценно функционирующий человек. Недирективная терапия К. Роджерса: деформации психического развития личности, терапевтическая ситуация.

29. Гештальт-психология. Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии: работы И. Канта, Э. Маха, К. фон Эренфельса. Возникновение гештальт-психологии: эксперименты Вертхеймера, фи-феномен, константность восприятия. Принципы восприятия. Исследования интеллекта: опыты Келера, инсайт, творческое мышление людей. Изоморфизм. Теория поля: годологическое пространство, человек и его цели, понятия баланса и напряженности.

30. Генетическая психология Ж. Пиаже. Ж. Пиаже и его работа: цель и методы научной деятельности. Генетическая эпистемология и генетическая психология: генетическая эпистемология как прикладная генетическая психология. Психология формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка, стадиальность данного процесса. Критерии стадий. Понятия вертикального и горизонтального декаляжа. Структура научного знания, история развития научных понятий. Теория интеллекта: биологические основы интеллекта. Организация и адаптация. Ассимиляция и аккомодация.

31. Когнитивная психология. Предпосылки возникновения когнитивной психологии: работы Дж. Миллера, Дж. Брунера и У. Найссера. Основные положения когнитивной психологии. Основные понятия направления. Основные научные теории когнитивной психологии: теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

32. Российская психология в начале ХХ в. Состояние психологического знания в России в начале ХХ в. Основные направления российской психологии того времени. Экспериментальная психология: предпосылки возникновения, характерные черты. Эмпирическая психология: основные черты, методологические положения, метод исследований. Религиозно-философская психология: основания направления, ключевые идеи направления, основные черты душевной жизни.

33. Развитие отечественной психологии в 20-30-е гг. ХХ в. Введение. Психология и революция. Развитие психотехники. Основные черты советской психотехники. Советская педология. Педология и общественный заказ. Различные направления внутри педологии. Поведенчество. Рефлексология В.М. Бехтерева. Реактология К.Н. Корнилова. Психоанализ в России. Развитие психоаналитического движения. Психоанализ и марксизм. Разгром прикладной психологии в России в 30-е гг.

34. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Введение. Феномен Л.С. Выготского. Развитие психических функций в онтогенезе. Высшие и низшие психические функции. Психологические орудия. Знак и значение. Мышление и речь. Формирование понятий у детей. Научные и житейские понятия. Развитие и обучение. Зона ближайшего развития. Дефектология. Проблема личности. Активность личности. Стадиальность развития личности. Кризисы развития.

35. Московская школа в отечественной психологии. Разработка проблемы культурно-исторического развития. Исследования развития психики А.Р. Лурия. Психология развития: А.Н. Леонтьев. Источник и движущие силы психического развития ребенка. Интериоризация. Формирование мыслительных действий. Д.Б. Эльконин: основные положения теории развития личности. Структура сознания. Сознание и речь. Речь и мышление. Нейропсихология.

36. Ленинградская школа в отечественной психологии. Б.Г. Ананьев: системный подход к изучению личности. Индивидуальное развитие. Развитие личности. Гетерохронность развития. Сенсорно-перцептивная организация личности. Межанализаторные интермодальные сенсорные системы. Сензитивность и сензитивные периоды развития человека. Сенсибилизация. Личность и общение. Восприятие человека человеком. Факторы, влияющие на процессы восприятия другого человека. Проблема понимания человека человеком.

37. Сергей Леонидович Рубинштейн и его школа в отечественной психологии. Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Концепция субъекта и деятельности. Субъективное и объективное. Категории деятельности, субъекта и бытия. Принципы психологической науки: принцип деятельности. Деятельность и сознание. Сознание и психический процесс. Структура личности. Жизненный путь личности. Психический процесс и психическая деятельность. Мышление как процесс и деятельность. Человек и мир. Категории бытия – мира – объекта – материи. Категория субъекта в его отношениях к миру.

4) КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Предмет и методы истории психологии.

  2. Этапы развития психологии.

  3. Общая характеристика психологии в период античности.

  4. Первые психологические теории античности.

  5. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.

  6. Развитие европейской психологии в IV-XI веках.

  7. Общая характеристика психологии в Новое время.

  8. Первые теории Нового времени.

  9. Рационализм в психологии.

  10. Сенсуализм в психологии.

  11. Общая характеристика психологии в XVIII веке.

  12. Развитие французской психологии.

  13. Развитие немецкой психологии.

  14. Зарождение и развитие ассоциативной психологии.

  1. Общая характеристика ассоциативной психологии.

  1. Становление экспериментальной психологии.

  2. Становление и развитие новых психологических школ.

  3. Структурализм.

  4. Вюрцбургская школа.

  5. Функционализм.

  6. Французская психологическая школа.

  7. Описательная психология.

  8. Развитие отраслей психологии. Психология развития.

  9. Развитие отраслей психологии. Этническая психология.

  10. Развитие отраслей психологии. Социальная психология.

  11. Развитие отраслей психологии. Дифференциальная психология.

  12. Методологический кризис в психологии.

  13. Общая характеристика бихевиоризма.

  14. Возникновение и развитие необихевиоризма.

  15. Общая характеристика гештальтпсихологии.

  16. Общая характеристика глубинной психологии.

  17. Теория Фрейда.

  18. Аналитическая психология Юнга.

  19. Индивидуальная психология Адлера.

  20. Развитие психоанализа в 30-50-е годы.

  21. Общая характеристика гуманистической психологии.

  22. Теория Маслоу.

  23. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла.

  24. Генетическая психология.

  25. Общий обзор развития психологии в России.

  26. Зарождение российской психологии. Две тенденции в ее развитии.

  27. Психология на рубеже XIX-XX веков.

  28. Отечественная психология в 20-40-е годы XX века.

  29. Российская психология во второй половине XX века.


5) ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Основная литература по курсу

  1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. - Киев, 1997.

  2. Адлер, А. Понять природу человека / А.Адлер. - СПб, 1997.

  3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., 1996.

  4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания /Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 2001.

  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – М., 2000.

  6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М., 1982.

  7. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М., 1995.

  8. Брушлинский, А. Культурно-историческая теория мышления / А. Брушлинский. - М., 1968.

  9. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры/ Л.С. Выготский. - М., Воронеж, 1996.

  10. Гловер, Э. Фрейд или Юнг? /Э. Гловер. - СПб, 1999.

  11. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. Воронеж, 1994.

  12. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. / Ж.Пиаже. – М., 2001.

  13. Ждан, А.Н. История психологии: От античности к современности / А.Н. Ждан. – М., 1994.

  14. История зарубежной психологии. Тексты. - М., 1986.

  15. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х гг. ХХ в.): Тексты. / Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1992.

  16. История психологии. Хрестоматия. /Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  17. А.Н. Леонтьев и современная психология. /Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1983.

  18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев. - М., 1978.

  19. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов./ А.Р. Лурия - М., 1974.

  20. Лурия, А.Р. Речь и мышление. /А.Р. Лурия. - М., 1975.

  21. Мертенс, В. Ключевые понятия психоанализа./ В. Мартенс. - СПб, 2001.

  22. Петровский, А.В. Психология в России в ХХ в./ А.В. Петровский. – М.: Издательство УРАО, 2000.

  23. Петровский, А.В. История и теория психологии./ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.

  24. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды./ Ж.Пиаже. -- М., 1994.

  25. Психологическая наука в России в ХХ столетии: проблемы теории и истории. – М.: Институт психологии РАН, 1997.

  26. Пузырей, А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология./ А.А. Пузырей. - М., 1986.

  27. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа./ Ч. Райкрофт. - Спб, 1995.

  28. Райх, В. Психология масс и фашизм./ В. Райх. - СПб: Университетская книга, 1997.

  29. Райх, В. Сексуальная революция./ В. Райх. - СПб: Университетская книга, 1997.

  30. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ К. Роджерс. – М., 1994

  31. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений окружающего мира./ С.Л. Рубинштейн. – М., 1957.

  32. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии./ С.Л. Рубинштейн. – М., 1959.

  33. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)/ С.Л. Рубинштейн //Вопросы философии. – 1966. - №7.

  34. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи)/ С.Л. Рубинштейн //Вопросы философии. – 1969. - № 8.

  35. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир (отрывки из неопубликованной рукописи) / С.Л. Рубинштейн // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969.

  36. Самуэлс, Э. Юнг и постъюнгианцы./ Э. Самуэлс. - М., 1997.

  37. Сандлер, Дж. Пациент и психоаналитик./ Дж.Сандлер, К. Дэр, А.Холдер. – М., 1995.

  38. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: МГУ, 1984.

  39. Урсано, Р. Психодинамическая психотерапия./ Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар. – М., 1992.

  40. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже./ Дж. Флейвелл. - – М., 1970.

  41. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни./ Фрейд. - М., 1995.

  42. Фрейд, З. Психология бессознательного. / Фрейд. - М., 1990.

  43. Фрейд, З. Толкование сновидений./ З. Фрейд. – М., 1994.

  44. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности./ Э. Фромм. – М., 1994.

  45. Хьелл, Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер Пресс, 1997.

  46. Шульц Д. История современной психологии./ Д. Шульц, С.Э. Шульц. – СПб: Евразия. 1998.

  47. Юнг, К.Г. Архетип и символ./ К.Г. Юнг. - М., 1991.

  48. Юнг, К.Г. Тэвистокские лекции./ К.Г. Юнг. - М., 1998.

  49. К.Г.Юнг о современных мифах. - М., 1994.

  50. Якунин, В.А. История психологии./ В.А. Якунин. - СПб, 1998.

  51. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии./ М.Г. Ярошевский. - М.: РОУ, 1994.

  52. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в./ М.Г. Ярошевский. – М.: Academia. 1996.

  53. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии./ М.Г. Ярошевский. - М.: Междунар. пед. акад., 1995.

  54. Ярошевский, М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии./ М.Г. Ярошевский. - СПб, 1993.



Дополнительная литература

  1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды. В 2 томах./ Б.Г. Ананьев. - М., 1984.

  2. Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования./ Л.М. Веккер. - Л., 1964.

  3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии./ Л.С. Выготский. – М., 1995.

  4. Выготский, Л.С. Проблема речи и мышления в учении Пиаже /В кн. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.

  5. Выготский, Л.С. Психология искусства./ Л.С. Выготский. – Мн., 1998.

  6. Леонтьев, А.Н. Философия психологии./ А.Н. Леонтьев. – М., 1994.

  7. Ломов, Б.Ф. Психология исследования общения./ Б.Ф. Ломов. - М., 1985.

  8. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию./ А.Р. Лурия. - М., 1975..

  9. Лурия, А.Р. Язык и сознание./ А.Р. Лурия. - М., 1998.

  10. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. – Самара: БАХРАХ, 1999.

  11. Роджерс, К. К науке о личности./ К. Роджерс // История зарубежной психологии. Тексты. - М., 1986.

  12. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования./ С.Л. Рубинштейн. – М., 1958.

  13. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн. – М., 1973.

  14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1998.

  15. Рубинштейн, С.Л. Философия и психология / С.Л. Рубинштейн //Вопросы философии. – 1957. - №1.

  16. Рубинштейн, С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении / С.Л. Рубинштейн // Вопросы языкознания. – 1957. - №2.

  17. Степанов, С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.). / С.С. Степанов. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

  18. Фромм, Э. Бегство от свободы./ Э. Фромм. – М., 1990.

  19. Фромм, Э. Искусство любви./ Э. Фромм. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990.

  20. Фромм Э. Иметь или быть./ Э. Фромм. – М., 1990.

  21. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики развития человека/ Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. – 1968. - №1.

  22. Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже/ Ж.-К. Брангье //Психологический журнал. - №2. - 2000.


6) ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Задания представлены в 5 вариантах. Выбор варианта контрольного задания осуществляется по следующему принципу: последняя цифра в номере зачетной книжки соответствует определенному варианту работы – студенты, у которых номер зачетной книжки оканчивается на 1 или 2 выполняют ВАРИАНТ I, если номер оканчивается на 3 или 4, то – ВАРИАНТ II, если на 5 или 6, то – ВАРИАНТ III , если на 7 или 8, то – ВАРИАНТ IV, если на 9 или 0, то – ВАРИАНТ V.

Рекомендуемый общий объем контрольной работы – 8 - 10 страниц машинописного текста, выполненного листах формата А4, шрифтом 12 - 14 через полтора интервала.



Работа выполняется в течение семестра и сдается на кафедру психологии за две недели до начала сессии.
Вариант I.

  1. Заполните следующую таблицу, используя написанные ниже имена философов и названия философских направлений: Аристотель, Анаксагор, Эпикур, Гиппократ, стоики, Демокрит, Сократ, скептики, Платон, Гераклит, софисты.


Этапы развития античной философии


Этапы развития

Исследователь или направление

Область философских воззрений












  1. Письменно дайте определения следующим понятиям: анимизм, гилозоизм, панпсихизм, эйдолы, теория истечений, детерминизм, атараксия, катарсис, эллинизм, пантеизм, нус, логос, пневма, сакральность, схоластика, теория двух истин, волюнтаризм, номинализм, концептуализм, разум, рассудок, томизм.


Литература, рекомендуемая для работы над заданиями №№ 1 - 2:

  1. Ждан, А.Н. История психологии: От античности к современности./ А.Н. Ждан. – М., 1994.

  2. Якунин, В.А. История психологии./ В.А. Якунин. - СПб, 1998.

  3. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии./ М.Г. Ярошевский. - М.: РОУ, 1994.

  4. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в./ М.Г. Ярошевский. – М.: Academia. 1996.



Вариант II.

  1. Охарактеризуйте этапы развития ассоциативной философии, заполнив следующую таблицу.


Этапы развития ассоциативной философии


Этап

Хронологические рамки

Основные представители

Проблематика исследований
















  1. Письменно дайте определения следующим понятиям: дуализм, параллелизм, монизм, рефлекс, рефлексия, картезианство, дедукция, врожденные идеи, малые перцепции, апперцепция, монада, ассоцианизм, сенсуализм, рационализм, разумный эгоизм, порог ощущения, спонтанное действие, модель проб и ошибок, навык.


Литература, рекомендуемая для работы над заданиями №№ 1 - 2:

    1. Ждан, А.Н. История психологии: От античности к современности./ А.Н. Ждан. – М., 1994.

    2. Якунин, В.А. История психологии./ В.А. Якунин. - СПб, 1998.

    3. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии./ М.Г. Ярошевский. - М.: РОУ, 1994.

    4. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в./ М.Г. Ярошевский. – М.: Academia. 1996.


Вариант III.

  1. Охарактеризуйте основные психологические школы и направления, возникшие в конце 19-го – начале 20-го вв., заполнив следующую таблицу.


Психологические школы и направления в конце 19-го – начале 20-го вв.


Школы

Психологи

Предмет и задачи психологии

Методы исследования
















  1. Письменно дайте определения следующим понятиям: волюнтаризм, структурализм, функционализм, интроспекция, интенция, поток сознания, рекапитуляция, педология, евгеника, интерференция.


Литература, рекомендуемая для работы над заданиями №№ 1 - 2:

  1. Ждан, А.Н. История психологии: От античности к современности. / А.Н. Ждан. – М., 1994.

  2. История психологии. Хрестоматия. /Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  3. Петровский, А.В. Психология в России в ХХ в. / А.В. Петровский. – М.: Издательство УРАО, 2000.

  4. Петровский, А.В. История и теория психологии./ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

  5. Психологическая наука в России в ХХ столетии: проблемы теории и истории. – М.: Институт психологии РАН, 1997.

  6. Пузырей, А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология./ А.А. Пузырей. - М., 1986.

  7. Якунин, В.А. История психологии./ В.А. Якунин. - СПб, 1998.

  8. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии./ М.Г. Ярошевский. - М.: РОУ, 1994.

  9. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в./ М.Г. Ярошевский. – М.: Academia. 1996.


Вариант IV.

  1. Заполните в предложенной таблице взгляды З.Фрейда на психическое развитие.


Стадии психосексуального развития по З.Фрейду


Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Решаемые задачи и приобретаемый опыт
















  1. Письменно дайте определения следующим понятиям: позитивизм, тропизм, рефлекс, глубинная психология, бессознательное, катарсис, эдипов комплекс, трансфер, психологическая защита, свободные ассоциации, сопротивление, либидо, эрос, танатос, защитные механизмы, коллективное бессознательное, архетип, психологические типы.

Литература, рекомендуемая для работы над заданиями №№ 1 - 2:

  1. Ждан, А.Н. История психологии: От античности к современности./ А.Н. Ждан. – М., 1994.

  2. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни./ З. Фрейд. - М., 1995.

  3. Фрейд, З. Психология бессознательного./ З. Фрейд. - М., 1990.

  4. Фрейд, З. Толкование сновидений./ З. Фрейд. – М., 1994.

  5. Хьелл, Л. Теории личности./ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер Пресс, 1997.

  6. Шульц, Д. История современной психологии. Д. Шульц, С.Э. Шульц. – СПб: Евразия. 1998.

  7. Юнг, К.Г. Архетип и символ./ К.Г. Юнг. - М., 1991.

  8. Юнг, К.Г. Тэвистокские лекции./ К.Г. Юнг. - М., 1998.

  9. К.Г.Юнг о современных мифах. - М., 1994.

  10. Якунин, В.А. История психологии./ В.А. Якунин. - СПб, 1998.

  11. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии./ М.Г. Ярошевский. - М.: РОУ, 1994.

  12. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в./ М.Г. Ярошевский. – М.: Academia. 1996


Вариант V.

  1. Дайте характеристику этапам бихевиоризма, заполнив следующую таблицу:


Этапы развития бихевиоризма


Этап

Хронологические рамки

Представители

Научные исследования
















  1. Письменно дайте определения следующим понятиям: подкрепление, косвенное подкрепление, схема подкрепления, первичное и вторичное побуждение, оперантное поведение, латентное научение, вербальное поведение, самоэффективность, локус контроля, интернальность, экстернальность, неофрейдизм.


Литература, рекомендуемая для работы над заданиями №№ 1 - 2:

    1. Ждан, А.Н. История психологии: От античности к современности./ А.Н. Ждан. – М., 1994.

    2. Якунин, В.А. История психологии./ В.А. Якунин. - СПб, 1998.

    3. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии./ М.Г. Ярошевский. - М.: РОУ, 1994.

    4. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в./ М.Г. Ярошевский. – М.: Academia. 1996.


Критериями оценки качества выполненной контрольной работы выступают:

- полнота раскрытия задания и освещенность психологических сторон исторических явлений, к анализу которых обращены задания;

- степень самостоятельности в осмыслении материала истории психологии, которая может быть отражена в наличии собственной позиции по поводу психологического изучения исторического явления, в сравнительном анализе материала из нескольких источников литературы, в отсутствии «списывания» с учебной литературы;

- соответствие оформления работы принятым нормам – наличие ссылок в тексте работы на источники в списке литературы, которую студент проработал, выполняя контрольные задания; последовательность и логичность в изложении ответа на задание; отсутствие грубых грамматических ошибок.

Помимо указанных источников при выполнении контрольной работы рекомендуется использование как другой учебной литературы по истории психологии, так и материалов публикаций в журналах: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Прикладная психология», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология». Обязательно наличие ссылок в тексте на использованные при подготовке работы источники, в т.ч. со специализированных Интернет-сайтов.

7) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

История психологии – это одна из самых интересных, сложных и разнообразных по своему содержанию учебных дисциплин. Успешное ее усвоение подразумевает не только активное участие студентов в ходе лекционных и семинарских занятий, но и интенсивную самостоятельную деятельность.

Комфортная образовательная среда, позволяющая раскрыть потенциальные возможности студентов и реализовать задачи профессиональной подготовки к психологической деятельности, создается на семинарских занятиях. Семинарские занятия непосредственно примыкают к лекциям, являются их логическим продолжением, эта важная форма развития самостоятельной творческой работы студентов.

Содержание семинарских занятий распределяется по тематическому плану (модулям) содержания учебной дисциплины.

Семинарские занятия включают задания, способствующие развитию аргументированной позиции будущего педагога-психолога. Самое простое из них – беседа по заранее намеченным или возникающим в ходе беседы вопросам. Вместе с тем студенту предоставляется возможность выступать с более или менее развернутым сообщением. Такая работа позволяет овладевать логикой изложения, в пределах фиксированного времени раскрыть проблему, анализировать выступление своего сокурсника, делать дополнения.

Подготовку к каждому занятию студенту необходимо начинать с изучения предложенных документов и литературы, записей лекций. Рекомендованную литературу необходимо конспектировать. Конспект должен быть кратким, правильно отражать основные положения автора. При подготовке к занятию студент может использовать и другие виды записей: план, тезисы, рецензии, аннотации.

План – краткий, логически построенный перечень, вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нем нет конкретного изложения материала, но есть его структура, определяющая содержание. Чтобы научиться составлять план, надо научиться выделять из прочитанного главную мысль, устанавливать соотношения, связи между ними, четко и кратко формулировать их.

Тезисы – кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Если каждый пункт плана – это вопрос, то тезис представляет собой обобщенный, краткий на него ответ. Он выражает самую суть, но не раскрывает содержание.

Таким образом, семинарские занятия призваны углубить, расширить и детализировать знания, сообщаемые на лекции, проверить эффективность и качество их усвоения, вооружить студентов некоторой совокупностью умений и навыков, первоначальным опытом извлечения и приобретения новой научной информации.

Средством вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании, является самостоятельная работа.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001г. № 264, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения – закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки.

Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм познавательной деятельности по каждому модулю курса. Задания для самостоятельной работы классифицированы в соответствии с тематикой модулей предлагаемого курса.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время предусматривает: проработку лекционного материала, работу с научно-технической литературой при изучении разделов лекционного курса, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовку к практическим занятиям, решение задач, выданных на практических занятиях, подготовку к контрольным работам и т. д.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время предполагает выполнение самостоятельных работ, выполнение контрольных работ, составление схем, решение психологических задач, работу со справочной, методической и научной литературой, защиту выполненных работ, оперативный (текущий) опрос по отдельным темам изучаемой дисциплины, собеседование, тестирование и т.д.

Последовательное и регулярное выполнение предложенных заданий будет стимулировать творческое мышление студентов, способствовать успешному усвоению содержания данной учебной дисциплины, формированию навыков свободного оперирования психологическим материалом, развитию интереса к истории развития психологии.

Ответственный редактор: Титова Ольга Ивановна, к.пс.н., зав.кафедрой психологии

Подписано в печать Сдано в производство

Формат 60х84 1/16 Бумага типографская

Печать офсетная. Усл. печ. л.

Изд. № Тираж экз. Заказ №
_________________________________________________

Редакционно-издательский отдел СИБУП



660037, Красноярск, ул. Московская. 7а






Каталог: pub -> editor -> libr -> Metodichki%20new -> Krasnoyarsk -> SIBUP
pub -> Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
pub -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
SIBUP -> Методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Metodichki%20new -> Методические указания по выполнению Курсового проекта для студентов IV курса фб
Krasnoyarsk -> Методические указания Красноярск сфу 2010 (075) ббк 87 я73
Metodichki%20new -> Галкина М. Ю. Методы оптимальных решений (Лекции)
Metodichki%20new -> Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «основы менеджмента» для студентов специальности 06. 08. 00 всех форм обучения
libr -> Учебное пособие (под ред проф. А. Я. Кибанова)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница