Методические указания по оформлению курсовой работы предназначены для студентов всех форм обучения и профессорско



Скачать 140.67 Kb.
Дата24.04.2016
Размер140.67 Kb.
ТипМетодические указания




Настоящие методические указания по оформлению курсовой работы предназначены для студентов всех форм обучения и профессорско-преподавательского состава МОФ МФЮА.
Методические указания определяют порядок разработки заданий, планирования структуры, объема и содержания курсовой работы. Сроки ее подготовки, представления к защите и организации зашиты, а также соответствующего контроля и помощи студентам на всех этапах работы над темой. (При необходимости общие методические указания могут быть дополнены и утверждены на кафедрах.)

В методических рекомендациях по написанию курсовой работы освещаются следующие положения:

1. Общие положения

2. Организация и планирование курсовой работы. Подбор литературы

3. Составление и обсуждение плана курсовой работы с научным руководителем

4. Написание курсовой работы.



  • Структура и содержание курсовой работы.

  • Оформление курсовой работы (по стандарту учебно-методического управления МФЮА)

5. Подготовка к защите и защита курсовой работы

6. Критерии оценки курсовой работы




1. Общие положения

Курсовая работа является квалификационным учебно-научным трудом студента, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы.

В курсовой работе должны быть четко сформулированы:



  • проблема и исследовательские вопросы;

  • обоснована их актуальность, степень изученности, состояние исследованности;

При исследовании вопросов темы курсовой работы используются методологические знания, выполняется на основе знакомства с теоретическими и практическими подходами к анализируемым проблемам. Курсовая работа должна содержать содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейшего изучения актуальных вопросов темы.

В завершенном виде курсовая работа представляет целостное, однородное исследование.

Следует учесть, что выбор темы курсовой работы осуществляется свободно, включая и право студента на свою тематику с подробным обоснованием необходимости ее разработки. Однако при этом учитываются возможности научного руководства со стороны преподавателей кафедр и связь с ключевой проблематикой.
2. Организация и планирование курсовой работы
Темы курсовых работ разрабатываются ППС кафедры в соответствии с учебной программой, с научно-исследовательской проблемой кафедры и научным интересом каждого преподавателя.

На заседаниях кафедр утверждаются темы курсовых работ и научные руководители. Изменение тем курсовых работ возможно только через процедуру решения кафедры.

Научный руководитель курсовой работы студента назначается приказом ректора университета.

Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:

- Выбор темы и беседа с руководителем, утверждение ее кафедрой;

- Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана;


Выбор темы работы.

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Тематика курсовых работ предлагается кафедрой. Она носит примерный характер. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. Выбор темы работы должен основываться на первичном изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успешного написания работы.

Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться к консультациям преподавателя, который направит поиск студента в нужное русло, но в то же время они не заменят работы студента на стадии выбора темы.

Неплохо, если студент, заинтересовавшись еще на первом курсе какой- либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет последовательно изучаться всесторонне. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой для выпускной квалификационной работы, а иногда и кандидатской диссертации.


3. Составление и обсуждение плана курсовой работы с научным руководителем
На основе предварительного ознакомления с литературой и подобранным материалом, который может быть, использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-четырех параграфов и заключения.

При составлении плана следует, прежде всего, наметить основные проблемы, определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут, в окончательно отработанном варианте плана не рассматриваться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.

Любая тема может быть раскрыта по–разному. Но именно план курсовой работы отражает ее основные направления. План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.

При составлении плана не должно быть шаблона. И все же обычно первый параграф курсовой работы освещает теорию вопроса; в последующих параграфах излагается основной вопрос темы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы.


4. Написание курсовой работы.
Порядок написания курсовой работы включает следующие этапы:

  • Выбор темы, сбор материала, поиск литературы, составление рабочего плана;

  • Подготовка первого варианта;

  • Сдача первого варианта курсовой работы научному руководителю;

  • Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление в деканат, где должен быть приложен отзыв научного руководителя.

Написание курсовой работой не должно откладываться на последние дни. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку



Порядок подготовки работы обычно включает следующие основные этапы.


  1. Составление примерного плана. В процессе написания работы план может корректироваться.

  2. Подбор литературы в соответствии с целями, отраженными в плане. При этом одинаково важно как прислушиваться к советам научного руководителя, так и проявлять должную самостоятельность. Не существует единственного источника, в котором студент мог бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме. Появление новых публикаций - непрерывный процесс, за которым следует научиться постоянно следить.

Подбор литературы является ответственным этапом написания любой научной работы, требующим определенных усилий. В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, периодические информационные издания. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах. Большой объем полезной информации можно найти на сайтах в сети Интернет. Данный этап завершается составлением библиографии - списка публикаций по выбранной теме, с которыми надлежит ознакомиться.

3. Изучение подобранной литературы. Работу на этом этапе целесообразно сопровождать записями, в той или иной форме фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, изучением статистического и фактологического материала с соответствующими пометками, составлением кратких аннотаций просмотренных источников. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужным повторное обращение к одному и тому же источнику информации.

4. Написание текстового варианта работы. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли. Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов.

Здесь необходимо помнить ряд важных моментов.

Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы.

Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.

Объем, структура и содержание работы

Общий объем курсовой работы должен составлять примерно 1 п.л. (40 тыс. символов с пробелами) или 24 страницы, набранных на компьютере 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом между строк.

Правильно оформленная работа должна включать в себя:


  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение.

  4. Основную часть.

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы

  7. Приложение (я).


Титульный лист и план выполняются на двух первых листах работы по определенной форме.
Во введении отражаются следующие основные моменты:

  • общая формулировка темы;

  • теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;

  • степень разработанности проблемы;

  • конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой;

  • объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы;

  • использованные в работе источники информации.

Введение должно быть кратким (1-3 страницы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил.

Основная часть состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь - на пункты. Название какой-то главы не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название какого-то параграфа дублировать название главы.

Не следует перегружать план работы. В курсовой работе реально рассмотреть две, максимум - три главы.



В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Список используемых источников оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях.

Приложение. Этот элемент структуры работы не является обязательным. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.


Оформление курсовой работы
Все структурные элементы курсовой работы брошюруются (сшиваются) в следующей последовательности:

  • Титульный лист (образец)

  • Задание кафедры на работу (образец)

  • Отзыв научного руководителя (бланк)

  • Перечень принятых сокращений (при необходимости) (образец)

  • Оглавление (образец)

  • Текст работы (включая введение, главы и заключение)

  • Перечень принятых терминов (при необходимости) (образец)

  • Список используемых источников (образец)

  • Приложения (при необходимости)



Основные требования к оформлению текста работы

Работа выполняется на компьютере. Предпочтительным является использование стандартов, заложенных в редакторе типа Word. Распечатка делается на белом стандартном листе бумаги формата А4 210х297 мм. Ниже приведены основные требования к оформлению стандартного печатного текста.

Требования к оформлению текста, подготовленного с использованием компьютерного набора:


  1. Установка полей: верхнее - 2 см, нижнее - 2.5 см, левое - 2 см, правое - 2 см.

  2. Интервал между строк - полуторный.

  3. Шрифт- 14, Times New Roman

  4. Страницы нумеруют в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются, но считаются.

  5. Каждый абзац печатается с красной строки.

  6. В случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что:

  • единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;

  • нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис 4.1. Рис 5.2 и т. п.);

  • в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком "-" либо писать "нет", "нет данных".

  1. Для редактирования математических формул рекомендуется использовать соответствующие приложения компьютерных программ. Каждая формула нумеруется арабскими цифрами. Принципы нумерации аналогичны нумерации таблиц. Номер указывается рядом с формулой в круглых скобках. В тексте должно быть четко указано, что обозначает каждый используемый символ.

  2. Наименования всех структурных элементов, кроме титульного листа и основной части, служат заголовками структурных элементов пояснительной записки (отчета).

Основная часть текстового документа, как правило, разбивается на два, три или более разделов, которым присваиваются порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Заголовки структурных элементов и разделов выполняются жирным шрифтом, прописными буквами, без переносов с выравниванием по центру. Каждый структурный элемент и раздел следует начинать с новой страницы. Разделы основной части могут быть разделены на подразделы, т.е., в свою очередь, на пункты и, при необходимости, на подпункты. Подразделы имеют нумерацию в пределах раздела (общий номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела разделенных точкой, например, 1.1, 1.2 и т. д.), пункты – в пределах подраздела (1.1.1,1.1.2 и т.д.), подпункты — в пределах пункта (1.1.11, 1.1.2 и т.д. ). Подразделы, пункты и подпункты имеют собственные заголовки (при этом последний уровень рубрикации заголовка может не иметь). Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзационного отступа и печатать строчными буквами, не подчеркивая, без точки в конце.

9. Заголовки по возможности следует делать краткими. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками (без точки в конце заголовка). Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту. Например заголовки подразделов можно выполнять жирным шрифтом, пунктов - жирным курсивом, подпунктов – курсивом. Подчеркивание в заголовках и тексте не рекомендуется. Заголовки следует отделять от основного текста дополнительным пробелом сверху и снизу.

10. Нумерация страниц - сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не выводится. Страницы документа проставляются арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце (допускается проставление номера страниц по центру, без точек и черточек до и после цифр
Правила оформления ссылок и примечаний

Ссылки и сноски содержат различные дополнения, пояснения к тексту, а также указания на источник, из которого заимствована цитата или фактологический материал. Для связи ссылки с текстом служат знаки сносок. Их ставят в тексте у того места, где нужно сослаться на какой-либо источник или дать пояснение, а также перед самой ссылкой. Знаками сносок служат арабские цифры.

Ссылки нумеруются по порядку в пределах каждой страницы. Допускается сквозная нумерация всех ссылок главы. Тогда в конце главы пишется заголовок "Примечания" и следует текст всех ссылок. При использовании компьютерного набора используется меню "Вставка", затем - "Сноска"".

Оформление списка использованной литературы

1.Нумерация всей использованной литературы сплошная - от первого до последнего источника.

2.Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем, алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:


  • литература на русском языке

  • литература на языках народов, пользующихся кириллицей

  • литература на языках народов, пользующихся латиницей

3.Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами.

  • Фамилия автора или фамилии авторов с прописной буквы.

  • Основное заглавие. Подзаголовочные данные.

  • Сведения об издании. - Напр.: 2-е изд., доп.

  • Место издания: Издательство или издающая организация. Дата издания. - В отечественных изданиях приняты сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Ленинград - Л. В иностранных изданиях сокращаются: London - L., Paris - Р., New York -N.Y. Остальные города приводятся полностью. Объем (в страницах текста издания).

Каждая область описания отделяется от последующей специальным разделительным знаком "точка, тирс" (. - ). После названия города перед названием издательства ставится знак (:). Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведении, статьи, названия законов. Выступления на конференциях и т.п. Если использованный материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная в журнале), то имеет место аналитическое описание, т.е. после специального знака "две косые черты" (//) приводится библиографическое описание данного издания с указанием места материала в издании. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а при описании статьи из сборника место издания указывается, а издательство опускается Описание, литературы на иностранных языках выполняется, но тем же правилам.
Ниже даны примеры библиографического описания:

1.Книга.

Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. —СПб: Питер, 2001-544 с.

История экономических учений/ Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учеб. пособие. - М: Инфра-М, 2000 - 784 с.
2. Статья из журнала.

Григорьев Л. Трансформация иностранного капитала: 10 лет спустя // Вопросы экономики.—2001.-№6.-С. 15-35.


3. Статья из сборника.

Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики //Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. T.I. Под ред. В.М.Гальперина - СПб.: Экономическая школа. 1999. С.78-117



4. Материал из статистического ежегодника

Основные сводные национальные счета // Российский статистический ежегодник. 1994. - М., 1994.- С. 232-263



5. Нормативные документы

О естественных монополиях: Закон Российской Федерации // Сборник Федеральных конституционных законов и федеральных законов – Издание Государственной Думы, 1995. - Вып. 12. - С. 145-158


5. Подготовка к защите и защита курсовой работы
После завершения окончательного варианта работы студент сдает готовую курсовую работу в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем. Научный руководитель готовит свое заключение.

При подготовке к защите автор должен иметь копию текста работы, поскольку ее первый экземпляр сдан в деканат.

Защита происходит в следующем порядке: студент кратко (в течение 5 мин.) излагает основное содержание своей работы, ее цели, задачи, результаты. После выступления студенту могут быть заданы вопросы, на которые он обязан дать ответ. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.

Научный руководитель студента должен дать краткий анализ курсовой работы студента.

На основании прослушанной защиты решается вопрос об оценке курсовой работы и доводится до сведения студента.
Основные критерии оценки курсовой работы вытекают из предъявляемых к ней требований. Такими критериями являются следующие:

1) Глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах.

2) Самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме.

3) Использование новейшего фактологического и статистического материала.

4) Полнота решения всех тех задач, которые автор сам поставил себе в работе.

5) Грамотность, логичность в изложении материала

6) Качество оформления.

Затем выступает оппонент (кто-то из членов кафедры, читавший курсовую работу) и предлагает кафедре оценку работы.




6. Критерии оценки курсовой работы
Курсовая работа должна быть написана в сроки, установленные учебным планом.

Каждая курсовая работа с учетом ее содержания оценивается по четырехбальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Работу, которую преподаватель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве замечаний. Несвоевременное предоставление курсовой работы в деканат приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдавшим без уважительной причины в срок курсовую работу, ставится неудовлетворительная оценка. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Каталог: studentu -> files
files -> Заместитель руководителя
studentu -> Программа государственного экзамена по дисциплине
studentu -> Методические рекомендации по выполнению дипломной работы по специальности 080505 «Управление персоналом»
studentu -> Программа профессиональной переподготовки по направлению «Практическая перинатальная психология и психотерапия»
studentu -> 3. Тесты и основные требования к ним. Понятия валидности, надежности, стандартизации, нормирования, адаптации
studentu -> И. В. Сликишина теория и методика обучения информатике
studentu -> Длительность диспансерного наблюдения в детской поликлинике за детьми с артериальной гипертонией составляет
studentu -> Экзаменационные вопросы Понятия управленческого решения и государственного решения. Их отличия. Органы государственного управления


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница