Методические указания по курсу для студентов специальности 021800 «Теоретическая и прикладная лингвистика»



Скачать 376.34 Kb.
страница1/2
Дата22.04.2016
Размер376.34 Kb.
  1   2


ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ
КАФЕДРА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Е.В. Харченко


ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Программа и методические указания

по курсу для студентов специальности

021800 «Теоретическая и прикладная лингвистика»


ЧЕЛЯБИНСК 2008

1. Введение

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Психолингвистика (psycholinguistics) – самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникла для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.


Цель курса: познакомить студентов с методологической, теоретической и экспериментальной базами психолингвистических исследований; с основными понятиями и сведениями о предмете и статусе психолингвистики, дать представление об основных проблемах, решаемых в рамках психолингвистики.
Основные задачи курса:

1. Дать представление об этапах становления зарубежной и отечественной психолингвистики.

2. Ознакомить студентов с объектной и предметной областями психолингвистики.

3. Познакомить с тенденциями развития современной психолингвистики.

4. Показать возможности использования теоретических посылок психолингвистики для решения практических задач.
Задачи студентов:


    • освоить базовые знания в процессе прослушивания лекций, обсуждения предварительных конспектов и коллективных дискуссиях на их основе;

    • изучить учебную, научную и научно-популярную литературу;

    • сделать аннотации и/ или законспектировать рекомендованные монографии, книги и статьи;

    • активно участвовать в практических и лабораторных занятиях, регулярно вести самостоятельную работу;

    • выполнить индивидуальный или коллективный учебный проект.


Отчётность:

    1. Участие в одном из проектов.

    2. Составление библиографии по теме исследования.

    3. Подготовка аннотаций/ конспектов монографий, книг, статей, необходимых для выполнения проекта.

    4. Выполнение письменных заданий и итоговой зачётной работы.

    5. Подготовка и выступление с докладами на практических занятиях по предложенным преподавателем темам.


Результатом изучения дисциплины является знание базовых теорий и современных направлений психолингвистики, владение терминологическим аппаратом и умение применить подходы и методы для решения практических задач в сфере своей профессиональной деятельности.

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования
Специальность

Теоретическая и прикладная лингвистика


Психолингвистика
Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы, речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи.

Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов.

Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания.

Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность.

Усвоение ребёнком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний.

Освоение ребёнком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций).

Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.

Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов).

Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки.

Овладение способами организации текста. Усвоение ребёнком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребёнка



2. Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Введение в курс. Предмет и объект психолингвистики

Психолингвистика как междисциплинарная наука. Объект и предмет психолингвистики, её статус в системе наук. Определение психолингвистики. Внешние и внутренние причины возникновения психолингвистики. Различные подходы к периодизации развития психолингвистики и классификация ее ведущих направлений. Развитие психолингвистических исследований. Влияние психолингвистических исследований на становление новой научной парадигмы в современной лингвистике. Разделы психолингвистики.


Тема 2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований

Развитие психолингвистических исследований. Современное состояние психолингвистики: основные тенденции развития и проблемы. Психолингвистика как экспериментальная наука. Метод и методология. Общие методы. Общенаучные методы. Наблюдение. Интроспекция. Описание. Эксперимент. Психофизиологические методики. Экспериментальные методы в психолингвистике. Свободный ассоциативный эксперимент. Метод семантического шкалирования. Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда. Метод семантического интеграла В.И.Батова и Ю.А.Сорокина. Вероятностное прогнозирование. Индексирование текста. Косвенные методики. Лингвистические эксперименты. Формирующий и обучающий эксперименты. Психологические и физиологические методы психолингвистического исследования. Исследования детской речи. Патология речи. Основные проблемы и основные направления исследования речи.


Тема 3. Теория динамической локализации высших психических функций и речи

Теория динамической локализации высших психических функций в речи. Локализационизм. Эквипотенционизм. Системная динамическая локализация. Современные принципы анализа высших психических функций. Нейропсихология. Функциональные системы, речевая функциональная система. Три функциональных блока в деятельности мозга (А.Р. Лурия). Основные проблемы нейропсихологии, связанные с речью. Понятие нормы и нарушений в общении. Виды речевых нарушений. Концепция А.Р. Лурии о соотношении мозга и психики. Проблема асимметрии больших полушарий головного мозга. Нарушения речи, связанные с поражением левого/ правого полушария. Методы исследования больных с нарушениями речи (Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутина и др.).

Социальные механизмы нарушений операциональных возможностей общения (Ж.М.Глозман).


Тема 4. Поведение как научное понятие

Поведение человека и его речевые формы. Три подхода к анализу человеческого поведения: 1 – от лингвистики – психолингвистические работы Ф.де Соссюра, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Л.В.Щербы; 2 – от психологии – теория поведения Дж. Уотса и Э.Толмена; 3 – от теории информации. Понятия код, сигнал, сообщение, кодирование, декодирование. Речевое поведение как реакция на определённый стимул (бихевиоризм). Трёхуровневая модель речевого поведения Ч.Осгуда. Поведение и коммуникация. К.Бюлер о сигнале, симптоме и символе, критика им бихевиоризма. Естественно-научный и гуманитарный подходы к анализу человеческого поведения. Точные и размытые понятия, преимущественная ориентация бихевиористской психолингвистики на принципы естественных наук. Гуманитарный аспект учения А.А.Ухтомского о доминанте как факторе поведения и его значимость для психолингвистики. Речевое поведение как сочетание языковой способности и языковой активности (Н.Хомский, Дж. Миллер).


Тема 5. Теория речевой деятельности (ТРД)

Общее понятие о деятельности. Речевая деятельность и психология речи. Общая характеристика теории деятельности и теории речевой деятельности. Общая характеристика ТРД. Язык как деятельность. Лингвистическая доктрина Л. В. Щербы. Общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева. Теория речевой деятельности А.А.Леонтьева. Отличие ТРД от психолингвистических школ Ч. Осгуда и Миллера–Хомского. Психологический и лингвистический аппараты теории речевой деятельности. Психологический аппарат теории речевой деятельности – общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева: потребность, мотив, действие, цель действия, операция, физические и социальные условия совершения действий, психологическое значение и психологический смысл. Лингвистический аппарат теории речевой деятельности – лингвистическая доктрина академика Л. В. Щербы.


Тема 6. Модели порождения речи. Модели восприятия речи

Порождение речевого высказывания. Три плана речевого мышления Л. С. Выготского. Внутренняя речь. Типы внутренней речи. Динамическая схема высказывания (А. Р. Лурия). Модель порождения речи (А. А. Леонтьев – Т. В. Ахутина). Общность знаний коммуникантов как предпосылка знакового общения. Смысловое восприятия речи. Определение смыслового восприятия. Физиологические центры речи. Неосознаваемость восприятия. Модульный характер восприятия речи. Вероятностное прогнозирование при восприятии. Механизм эквивалентных замен. Субъективность восприятия речи. Восприятие формы речи и понимание. Ситуативность речи и ее понимание. Уровни понимания речи. Значение и смысл. Зависимость смыслового восприятия речи от знаний коммуниканта о языке и мире. Производство речи – построение речевой цепи как процесс овнешнения мысли говорящего, не доступной для непосредственного восприятия. Синхронность процессов производства и восприятия устной речи. Знаковый и полимодальный характер речевой цепи. Биполярность производства речи. Модульный характер производства речи.


Тема 7. Онтогенез речевой деятельности

Периодизация освоения речи ребенком. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Освоение ребенком звукового строя речи. Объем понятия «усвоение языка». Родной язык, доминантный язык, второй язык. Теория врожденных знаний. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевых способностей. Период однословных высказываний. Протоязык. Эхолалия. Ориентация на слово (А.М.Шахнарович). Освоение ребенком гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций. Слого-слова и квази-слова. Онтогенез семантики. Роль общения в онтогенезе. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в онтогенезе. Орудийность языкового знака. Особенности овладения родным и вторым языком.


Тема 8. Язык и мышление

Речемыслительная деятельности (работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии). Речь и мыслительные процессы. Роль речи в процессах памяти. Уравнивание, уточнение и ассимиляция. Человеческая культура, социальное поведение и мышление. Язык как «символическое руководство к пониманию культуры». Психолингвистика о связи мышления и речи. И.М.Сеченов, Л.С.Выготский об элементах невербального мышления и неинтеллектуальной речи. Процесс творчества. Школа Ж.Пиаже о развитии познавательных процессов и речевом развитии. «Словесное опосредование». Язык как один из способов репрезентации. Действие, образ и язык. Влияние языка на интеллектуальное развитие. Гипотеза лингвистической относительности и детерминизма Б.Уорфа и Э.Сепира и межкультурные исследования. Формирование общности сознания коммуникантов. Оптимальная общность сознания коммуникантов – предпосылка для достижения взаимопонимания в знаковом общении. Присвоение единой этнической культуры – предпосылка для создания общности сознаний. Онтология формирования сознания – предметная деятельность и общение.


Тема 7. Языковое сознание

Языковое сознание как подход к анализу познавательных процессов при производстве и восприятии речи. Языковое сознание – образ мира, овнешненный языковыми знаками. Проблема соотношения сознания и его овнешнителей. Ассоциативный эксперимент и ассоциативные словари. Ассоциативный тезаурус. Речемыслительная деятельности (работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии). Речь и мыслительные процессы. Три способа репрезентации впечатлений: действие, образ и язык. Роль речи в процессах памяти. Уравнивание, уточнение и ассимиляция. Перкодирование как явление схематизации запоминаемого (Дж. Миллер). Образы сознания как совокупность перцептивных и концептуальных знаний личности. Интерсубъектная форма существования образов сознания. Языковое сознание как образы сознания, овнешняемые языковыми знаками. Языковое сознание и текст. Трудности описания сознания. Индивидуальное знание. Коллективное знание-переживание. Общее знание как часть коллективного знания-переживания. Слово как средство доступа к информационному тезаурусу. Внутренний контекст как основание для взаимопонимания в ходе общения и взаимодействия. Структура образа языкового сознания. Бытийный и рефлексивный слои сознания. Рекурсивность переходов смысл – значение: тело знака как овнешнение сознания. Типы значений. Составляющие языкового сознания. Сознание как инструмент познания мира и самого сознания (сознание и метасознание).



3. Планы практических занятий
Практическое занятие № 1. История психолингвистики. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований

1. История возникновения и развития психолингвистики. Основные теоретические источники психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к анализу языковых явлений.

2. Связь психолингвистики с другими науками. Междисциплинарность науки.

3. Основные разделы и актуальные направления современной психолингвистики. Теоретические проблемы современной психолингвистики.

4. Основные методы психолингвистических исследований. Эксперимент в психолингвистике.

5. История и виды ассоциативного эксперимента. Механизм ассоциирования. Различные подходы к классификации ассоциативных реакций. Ассоциативные словари и нормы.


Литература

  1. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2007. С. 8–33, 188–223.

  2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998

  3. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. – Харьков; М.: Изд. группа «РА – Каравелла», 2001. – 320с.

  4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999. С. 29–43.

  5. Красных В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. – М.: Гнозис, 2001. С. 8–31.

  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

  7. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416с.

  8. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2001.



Практическое занятие № 2. Нейропсихолингвистика


  1. Основные проблемы нейропсихологии, связанные с речью. Понятие нормы и нарушений в общении. Виды речевых нарушений.

  2. Концепция А.Р. Лурии о соотношении мозга и психики.

  3. Проблема асимметрии больших полушарий головного мозга.

  4. Нарушения речи, связанные с поражением левого/ правого полушария.

  5. Методы исследования больных с нарушениями речи (Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутина и др.).

  6. Социальные механизмы нарушений операциональных возможностей общения.


Литература:

  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М., 1975, 251 с.

  2. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

  3. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. – М, 2002.

  4. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М., 2002.

  5. Нейропсихология сегодня / Под. ред. Е.Д. Хомской. – М., 1995.

  6. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 176с.



Практическое занятие № 3. Значение слова. Ментальный лексикон


  1. Основные подходы и новые тенденции в трактовке значения слова.

  2. Различные подходы к трактовке лексикона. Дискуссионные вопросы.

  3. Лексикон как динамическая функциональная система. «Ядро» лексикона индивида.

  4. Проблемы функционирования слова как единицы лексикона человека.

  5. Общие вопросы теории. Моделирование процессов опознавания слов.

  6. Особенности идентификации производных слов, неоднозначных слов, словесных новообразований и фразеологизмов.

Литература:

1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

С. 97-202

2. Залевская А.А. Слово. Текст: Избранные труды. С. 31-186



Практическое занятие 4. Слово в языковом/речевом механизме человека


  1. Основные подходы к трактовке значения слова и новые тенденции.

  2. Различные подходы к трактовке лексикона. «Ядро» лексикона индивида.

  3. Проблемы функционирования слова как единицы лексикона человека.

  4. Ассоциативный подход, ассоциативно-вербальная сеть (по Ю.Н.Караулову).

  5. Языковая личность.


Литература:

  1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. С. 97-202

  2. Залевская А.А. Слово. Текст: Избранные труды. С. 31-186

  3. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – 390с.

  4. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. – М., 1995.

  5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 264с.

  6. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. С. 38-50



Практическое занятие 5. Виды знаний и особенности их функционирования. Процессы восприятия и понимания речи

1. Виды знаний. Основания для классификации знаний.

2. Особенности процессов функционирования знаний при овладении и пользовании языком.

3. Выводное знание и его функционирование.

4. Основные особенности восприятия и понимания речи.

5. Текст и его понимание: психолингвистический аспект.

6. Экспериментальные исследования понимания.
Литература:


  1. Воронцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 240с.

  2. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. С. 66–95, 267–289.

  3. Залевская А.А. Текст и его понимание. – Тверь, 2001.

  4. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. – М.: Гнозис, 2005. – 543с.

  5. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. С.122-142, 152-168.

  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.


Практическое занятие 6. Проблемы двуязычия в психолингвистике

1. Основные подходы к изучению особенностей овладения неродным языком.

2. Неродной язык как объект изучения.

3. Речевая деятельность как объект обучения неродному языку.

4. Стратегии овладения языком. Факторы, влияющие на выбор стратегии.

5. Стратегии преодоления коммуникативных затруднений при производстве речи

6. Слушание и смысловое восприятие речевого общения.

7. Анализ ошибок.

8. Основы личностно-деятельностного подхода к обучению.
Литература:

1.Залевская А.А. Введение в психолингвистику. С. 290-346.

2. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. – М.: Гнозис, 2005. – 543с. С. 31-233.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432с.

4. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. – М.: Рус. яз., 1989. – 219с.

5. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая школа, 1989. – 238 с.


Практическое занятие 7. Прикладные аспекты психолингвистических исследований

1. Язык и гендер: психолингвистический аспект.

2. Инженерная психолингвистика.

3. Психолингвистика в криминалистике и судебной психологии.

4. Психолингвистика речевого воздействия.

5. Речевая диагностика.

6. Патопсихолингвистика. Классификации форм речевой патологии. Виды фонационных расстройств.

7. Художественный текст как объект психолингвистического анализа.

8. Анализ текстов в политической деятельности.
Литература:


  1. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2003. С.169-217.

  2. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 120с.

  3. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: Монография. – М.: Генезис, 2006. – 320с.

  4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. С. 204-228

  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. С. 218-267

  6. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416с. С. 301–409.

  7. Сорокин Ю.А. Смысловое восприятие текста и библиопсихология// Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979. С. 234 – 287.

  8. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. - 252 с.

  9. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М.: Наука, 1990. – С. 3–14.

  10. Фомин А.Г. Психолингвистическая концепция моделирования гендерной языковой личности. – Кемерово: Кубассвузиздат, 2003. -236с.

  11. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. С. 142–181.



Практическое занятие 8. Этнопсихолингвистика и межкультурная коммуникация

1. Проблема соотношения языка и мышления: гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Языковая картина мира, образ мира.

2. Язык, культура и социализация личности.

3. Феномен лакунизации. Типы лакун: языковые и речевые лакуны. Субъектные, деятельностно-коммуникативные лакуны. Лакуны «культурного пространства». Ментальные, силлогистические, поведенческие, кинесические лакуны. Способы взаимоадаптации культур. Полные, частичные, компенсированные лакуны. Феномен лакунизации в исследовании проблем понимания в межкультурном диалоге.

4. Прецедентные феномены. Виды и система прецедентных феноменов.

5. Способы изучения и описания национально-культурной специфики в этнопсихолингвистике.

6. Особенности восприятия «чужой» культуры. Оппозиция «свой–чужой» как постоянный принцип культуры. Этническая стереотипизация. Этническая идентификация и самоидентификация. Основные тенденции восприятия «чужой» культуры. Проблема культурологической адаптации. Современные подходы к феномену «культурного шока».

7. Перевод как модель межкультурного общения. Типы соотношения культур в процессе переориентации текста на иноязычного реципиента.


Литература:

  1. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. – 284 с.

  2. Марковина И. Ю. Новая культура и способы адаптации к ней: современные подходы к проблеме «культурного шока» // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996.

  3. Лакуны в языке и речи: Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ю.А. Сорокина, проф. Г.В. Быковой. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 257 с.

  4. Ларина Т.В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах: Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 315с.

  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

  6. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. – М.: Наука, 1982.

Практическое занятие 9. Защита научно-исследовательских проектов

4. Основные понятия психолингвистики

Алалия – отсутствие речи вследствие нарушения ее развития или органического поражения.

Антропоцентрический – основанный на признании необходимости исходить при описании языковых структур из примата человека, его сознания и деятельности.

Ассоциативные поля – поля, исследуемые в рамках психолингвистики и психологии, для которых характерно объединение вокруг слова-стимула определенных групп слов-ассоциатов; последние, несмотря на их варьирующийся состав у разных информантов, обнаруживают значительную степень общности (однородности). Слова одного ассоциативного поля часто характеризуются семантической близостью.

Афазия – системное нарушение речи, являющееся нарушением уже сформировавшейся речи, вызванное поражением определенных зон коры головного мозга. Различается шесть видов афазий: эфферентная моторная, динамическая, афферентная моторная, акустико-гностическая сенсорная, акустико-мнемическая сенсорная, семантическая.

Бихевиоризм (в языкознании) – система взглядов на сущность и функции языка, восходящая к одному из направлений в психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды (непосредственных или опосредованных) и отрицание сознания как предмета психологического исследования.

Брадилалия – патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса.

Внутренняя речь (термин Л.С. Выготского) – внутренняя программа высказывания, не реализуемая в звучащей речи. По Л.С. Выготскому – один из этапов планирования речевого высказывания. Термин также используется для обозначения «внутреннего проговаривания» - артикуляторных движений, не сопровождаемых звуком и выполняющих функции планирования и контроля.

Восприятие речи – процесс переработки речевого сигнала, включающей первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляторного) образа услышанного сигнала.

Высказывание – единица речевого общения.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению: произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление – полностью отсутствуют у животных. Первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже как внутренний процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психические называется интериоризацией.

Гендер – различные значения, импликации, модели, которые общество приписывает естественному полу.

Генеративная лингвистика – одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Н.Хомского в 50-60-х гг. 20 в. и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определенного типа. Исходным и базовым для Г.Л. типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики, иногда сокращенно называемые трансформационными грамматиками или порождающими грамматиками.

Глубинная структура – в теории трансформационных порождающих грамматик способ представления (абстрактного описания устройства) предложения. Г.С. позволяет отразить смысловую близость ряда предложений, которые содержат одни и те же лексические единицы и отличаются друг от друга только некоторыми грамматическими значениями.

Гумбольдтианство – совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В.Гумбольдта, основателя общего языкознания и философии языка. Теоретико-методологическую базу этой программы составляет антропологический подход к языку, в соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

Дейксис – указание как значение или функция языковой единицы, выражаемое лексическими и грамматическими средствами. Д. служит для актуализации компонентов ситуации речи и компонентов денотативного содержания высказывания. Сфера Д. включает: указание на участников речевого акта (ролевой Д.) – говорящего и адресата, выражается различными видами местоимений; указание на предмет речи (местоимения 3-го лица); указание на степень отдаленности объекта высказывания (указательные местоимения и частицы «тот» - «этот», «вот» - «вон» и под.) и др.

Денотат – обозначаемый предмет.

Детская речь – особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8-9 лет) возраста. В психолингвистике Д.Р. рассматривается как речевая деятельность, которой свойственно употребление специфических средств для речевого общения. особенности языковых средств детской речи: детерминизм формы языковых знаков, большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения.

Дефекты речи расстройства речи. Различают дефекты речи, связанные с голосообразованием (алалия, дисфония, ринолалия), нарушением темпоритмической организации высказываний (заикание, брадилалия, тахилалия), нарушением звукопроизносительной организации (дизартрия, дислалия). К нарушениям слуха относится тугоухость. Среди наврушений письменной речи отмечают дислексию и дисграфию.

Диглоссия – одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, применяемых в разных функциональных сферах.

Дизартрия – расстройство артикуляции, нечленораздельная речь.

Дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв.

Дисграфия – нарушение способности правильно писать.

Дисфония (или афония) – отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шепотной речи.

Женский язык – условное название явления дифференциации единиц языка в зависимости от пола говорящего, избирательное употребление тех или иных единиц женщинами.

Жестов языки – коммуникативные системы, план выражения которых строится не на акустической, как в звуковых языках, а на кинетической (жестикуляторно-мимической) основе.

Заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической организации речи, обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в двух формах – заикание развития и реактивное заикание.

Имплицитный – неявно выраженный, косвенно следующий из сказанного эксплицитно.

Кинесика – совокупность кинем – значимых жестов, мимических и пантомимических движений, входящих в коммуникацию в качестве невербальных компонентов при непосредственном общении коммуникантов.

Коннотация – эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы. Языковые единицы, совпадающие по своему денотативному (предметно-понятийному) содержанию, могут различаться коннотациями (ср., например, денотативно синонимичные существительные лицо, физиономия, рожа, морда).

Креолизованные тексты (КТ) – это тексты, фактура которых состоит из двух негемогенных частей: вербальной (языковой/ речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). Примерами КТ могут служить кинотексты, тексты радиовещания и телевидения, средств наглядной агитации и пропаганды, плакатов (ориентированных на аудиторию – от узкопрофессиональной до широкой), рекламные тексты.

Лакуны – белые пятна в чужой соматологической карте, соизмеряемой со своей (Ю.А. Сорокин). Шире: отсутствие единицы в одном языке при ее наличии в другом.

Лексикон – лексический состав языка, структурированный набор лексем, а также устойчивых выражений, обладающих собственным лексическим значением (например, железная дорога). В психолингвистике – набор единиц, репрезентированных в индивидуальной языковой системе человека.

Лингвокультурология – дисциплина, изучающая проявление, отражение и фиксацию культуры в языке и дискурсе.

Модель – это конструирование объекта по существенным признакам.

Онтогенез языковой способности – это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребёнка, процесса поэтапно развивающегося; с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребёнка. И то, что действительно развивается в процессе развития детской речи – это не язык (в традиционном понимании или в понимании генеративной теории), а характер взаимодействия имеющихся в распоряжении ребёнка языковых средств и характера функционирования этих средств, то есть способ использования языка для целей познания и общения.

Речевая деятельность – специфическая форма человеческой деятельности, представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (И.А. Зимняя).

Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Поведение – особая форма деятельности, возникающая тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (С.Л.Рубинштейн).

Речь – своеобразный, специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей, чувств, волеизъявлений посредством языка (И.А.Зимняя).

Ринолалия (гнусавость) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Сознание – специфически человеческая форма отражения действительности и высший тип психики (А.Н. Леонтьев).

Социализация – процесс врастания ребенка в цивилизацию; основной процесс, в ходе которого ребенок присваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями; в процессе социализации индивид становится личностью, человеком говорящим, членом определенного национально-лингво-культурного сообщества.

Стереотип – это некое минимизированное и национально-детерминированное представление о предмете (стереотип-образ) или ситуации (стереотип-ситуация) (В.В. Красных).

Тахилалия – патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

Тугоухость – нарушение слуха. Даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке речи. Если же ребенок страдает значительной потерей слуха, его речь совсем не буде развиваться.

Этнопсихолингвистика – направление, которое рассматривает речевую деятельность в преломлении национально-культурной специфики и с учетом национально-культурной составляющей дискурса, а также исследует этнопсихолингвистическую детерминированность языкового сознания и коммуникации.

Языковая картина мира – мир в зеркале языка; вторичный, идеальный мир в языковой плоти; совокупность знаний о митре, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике (В.В. Красных).

Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определённой целевой направленностью (Ю.Н.Караулов).

Языковое сознание – совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств – слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей (Е.Ф. Тарасов).

5. Вопросы для самопроверки

  1. Причины возникновения психолингвистики. Определение психолингвистики. Объект и предмет психолингвистики, её статус в системе наук.

  2. История возникновения и развития психолингвистики. Основные теоретические источники психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к анализу языковых явлений.

  3. Различные подходы к периодизации развития психолингвистики и классификация ее ведущих направлений.

  4. Связь психолингвистики с другими науками. Междисциплинарность науки.

  5. Внешние и внутренние причины возникновения психолингвистики. Развитие психолингвистических исследований. Влияние психолингвистических исследований на становление новой научной парадигмы в современной лингвистике. Разделы психолингвистики.

  6. Современное состояние психолингвистики: основные тенденции развития и проблемы.

  7. Психолингвистика как экспериментальная наука. Метод и методология. Общие методы. Общенаучные методы. Наблюдение. Интроспекция. Описание. Эксперимент. Психофизиологические методики.

  8. Методы психолингвистических исследований.

  9. Основные экспериментальные методы исследования в современной психолингвистике.

  10. Исследования детской речи.

  11. Основные проблемы и основные направления исследования речи.

  12. История и виды ассоциативного эксперимента. Ассоциативный эксперимент в психологии и психолингвистике. Ассоциация как непроизвольная вероятностная связь между двумя содержаниями сознания. Механизм ассоциирования.

  13. Базовые характеристики вербальных ассоциаций. Подходы к классификации ассоциативных реакций.

  14. Ассоциативные словари и нормы. Основные направления исследования вербальных ассоциаций. Основные положения и направления психолингвистического исследования вербальных ассоциаций.

  15. Теория динамической локализации высших психических функций в речи. Современные принципы анализа высших психических функций.

  16. Основные проблемы нейропсихологии, связанные с речью. Понятие нормы и нарушений в общении. Виды речевых нарушений.

  17. Проблема асимметрии больших полушарий головного мозга.

  18. Нарушения речи, связанные с поражением левого/ правого полушария. Методы исследования больных с нарушениями речи (Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутина и др.).

  19. Социальные механизмы нарушений операциональных возможностей общения.

  20. Поведение человека и его речевые формы. Поведение и коммуникация.

  21. Теория речевой деятельности (ТРД). Отличие ТРД от психолингвистических школ Ч. Осгуда и Миллера–Хомского.

  22. Модели порождения речи.

  23. Модели восприятия речи.

  24. Онтогенез речевой деятельности. Периодизация освоения речи ребенком.

  25. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей.

  26. Освоение ребенком звукового строя речи. Объем понятия «усвоение языка».

  27. Родной язык, доминантный язык, второй язык. Теория врожденных знаний. Поэтапное формирование речевых способностей.

  28. Роль общения в онтогенезе. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в онтогенезе. Орудийность языкового знака. Особенности овладения родным и вторым языком.

  29. Язык и мышление. Речь и мыслительные процессы. Психолингвистика о связи мышления и речи.

  30. Языковое сознание как образы сознания, овнешняемые языковыми знаками. Проблема соотношения сознания и его овнешнителей.

  31. Основные подходы и новые тенденции в трактовке значения слова.

  32. Различные подходы к трактовке лексикона. Дискуссионные вопросы.

  33. Лексикон как динамическая функциональная система. «Ядро» лексикона индивида.

  34. Проблемы функционирования слова как единицы лексикона человека.

  35. Общие вопросы теории. Моделирование процессов опознавания слов.

  36. Особенности идентификации производных слов, неоднозначных слов, словесных новообразований и фразеологизмов.

  37. Основные подходы к трактовке значения слова и новые тенденции.

  38. Различные подходы к трактовке лексикона. «Ядро» лексикона индивида.

  39. Проблемы функционирования слова как единицы лексикона человека.

  40. Ассоциативный подход, ассоциативно-вербальная сеть (по Ю.Н.Караулову).

  41. Виды знаний. Основания для классификации знаний.

  42. Особенности процессов функционирования знаний при овладении и пользовании языком.

  43. Выводное знание и его функционирование.

  44. Основные особенности восприятия и понимания речи.

  45. Текст и его понимание: психолингвистический аспект.

  46. Экспериментальные исследования понимания.

  47. Основные подходы к изучению особенностей овладения неродным языком.

  48. Неродной язык как объект изучения.

  49. Речевая деятельность как объект обучения неродному языку.

  50. Стратегии овладения языком. Факторы, влияющие на выбор стратегии.

  51. Стратегии преодоления коммуникативных затруднений при производстве речи

  52. Слушание и смысловое восприятие речевого общения.

  53. Анализ ошибок.

  54. Основы личностно-деятельностного подхода к обучению.

  55. Язык и гендер: психолингвистический аспект.

  56. Инженерная психолингвистика.

  57. Психолингвистика в криминалистике и судебной психологии.

  58. Психолингвистика речевого воздействия.

  59. Речевая диагностика.

  60. Патопсихолингвистика. Классификации форм речевой патологии. Виды фонационных расстройств.

  61. Художественный текст как объект психолингвистического анализа.

  62. Анализ текстов в политической деятельности.

  63. Проблема соотношения языка и мышления: гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Языковая картина мира, образ мира.

  64. Язык, культура и социализация личности.

  65. Феномен лакунизации. Типы лакун: языковые и речевые лакуны. Субъектные, деятельностно-коммуникативные лакуны. Лакуны «культурного пространства». Ментальные, силлогистические, поведенческие, кинесические лакуны. Способы взаимоадаптации культур. Полные, частичные, компенсированные лакуны. Феномен лакунизации в исследовании проблем понимания в межкультурном диалоге.

  66. Прецедентные феномены. Виды и система прецедентных феноменов.

  67. Способы изучения и описания национально-культурной специфики в этнопсихолингвистике.

  68. Особенности восприятия «чужой» культуры. Оппозиция «свой–чужой» как постоянный принцип культуры. Этническая стереотипизация. Этническая идентификация и самоидентификация. Основные тенденции восприятия «чужой» культуры. Проблема культурологической адаптации. Современные подходы к феномену «культурного шока».

  69. Перевод как модель межкультурного общения. Типы соотношения культур в процессе переориентации текста на иноязычного реципиента.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплин

ЛИТЕРАТУРА
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница