Методические указания по изучению раздела Следует обратить внимание на то, что стандарт гост р исо 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования»



Скачать 116.84 Kb.
Дата19.04.2016
Размер116.84 Kb.
ТипМетодические указания
Раздел 3

Системный и процессный подходы к менеджменту качества. Основные методы измерения и оценки качества
Методические указания по изучению раздела
1. Следует обратить внимание на то, что стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования» направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества.

«Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии» - ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования».

Принцип системного подхода к менеджменту тесно связан с принципом процессного подхода и с представлением системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов.

Любую систему можно представить как совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии, причем, как известно, система в целом будет обладать свойствами, отличными от свойств отдельных элементов, составляющих ее. Подход, позволяющий правильно вычленить все элементы (и процессы) системы, определить связи между ними, оценить степень их взаимодействия, найти оптимальный алгоритм управления всей системой в целом и пр., и называется системным подходом. Применение системного подхода к менеджменту – это осуществление в организации деятельности, направленной:

• на структурирование системы путем установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей организации;

• создание такой системы, при которой заданные цели достигаются наиболее эффективным путем;

• понимание взаимозависимости процессов в системе;

• установление целей и определение того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе для достижения поставленных целей;

• непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания;

• принятие решений о действии на основе фактической информации о возможностях и ресурсах.



2. В 7-м разделе стандарта ISO 9001:2008 рассмотрены требования ко всем процессам жизненного цикла продукции, включая получение заказа, анализ требований потребителя, проектирование и разработку, закупки сырья и комплектующих, производство и обслуживание готовой продукции у потребителя, управление устройствами для мониторинга и измерений.

Процессы жизненного цикла продукции относят к основным процессам, т.к. при их выполнении происходит увеличение стоимости продукции. Каждая организация планирует и разрабатывает процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции, с целью удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон.

Планирование процессов жизненного цикла продукции проводится с учетом бизнес-целей организации, изменяющихся требований к продукции, ресурсными возможностями и согласуется с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества. В процессе планирования устанавливаются требования к документированию и к записям, необходимым для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям потребителей.

3. Особое внимание следует уделять процессам, связанным с потребителями. Заключая контракт на выполнение работ (оказание услуг), каждая организация должна четко определять требования к продукции, предъявляемые заказчиком и проводить внутренний анализ этих требований с точки зрения возможности их выполнения, поддерживать связь с потребителями для оценки их удовлетворенности продукцией. Для снижения рисков возникновения конфликтов необходимо установить порядок и содержание деятельности руководства организации и его структурных подразделений в период, предшествующий подписанию контракта с заказчиком, в процессе выполнения контракта, а также в случае внесения заказчиком изменений в требования к продукции.

После определения требований к продукции и согласования их с потребителями начинается процесс проектирования и разработки продукции.

Организация должна планировать процесс проектирования, определять входные и выходные данные этого процесса, осуществлять анализ и проверку проекта, управлять изменениями в проекте. План разработки продукции должен содержать стадии и этапы проектирования, ответственность за каждый этап проектирования и календарные сроки выполнения каждого этапа.

Закупками называют все то, что организация приобретает у сторонних юридических или физических лиц. Это и материалы, и оборудование, и информация, и консультационные услуги, и услуги субподрядных организаций, и т.д. Вне зависимости от того, о чем идет речь, приобретении, например, материалов или консультационных услуг, при описании процесса управления закупками должно иметь место описание всех функций управления.

Для обеспечения заданного качества выпускаемой продукции организация должна установить требования к закупаемой продукции (или услуге), чтобы в процессе закупки была возможность оценить соответствие закупленной продукции (услуги) этим требованиям. Организация должна оценивать и выбирать поставщиков закупаемой продукции на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с установленными требованиями. Требования к закупкам должны быть установлены до того, как организация начнет взаимодействовать с тем или иным поставщиком относительно закупки.

Каждая организация планирует свои производственные процессы и обеспечивает выполнение этих процессов в управляемых условиях. Производственные процессы должны выполняться в соответствии с установленными способами производства и технологической последовательностью.

Управляемые условия выполнения процессов обеспечиваются:



  • разработкой стандартов организации, рабочих и методологических инструкций, технологических карт, регламентирующих основные процедуры производства продукции;

  • планированием подготовки и использования производственного оборудования, его ремонта и наладки;

  • планированием и контролем обеспеченности производственных процессов персоналом соответствующей квалификации;

  • контролем параметров процесса и характеристик продукции во время производства;

  • контролем соблюдения технологической дисциплины;

  • анализом отклонений и пр.

Организация должна иметь определенные критерии для анализа и утверждения процессов, четкие требования к записям контроля процессов, перечень нормативных и регламентирующих выполнение работ документов и др.

Большое значение для обеспечения качества продукции имеют процессы мониторинга и измерений продукции. Требования к этим процессам и соответствующему оборудованию установлены в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001–2008, а также в национальной и международной системах обеспечения единства измерений (СОЕИ). Основой национальных СОЕИ в странах СНГ являются законы этих стран «Об обеспечении единства измерений».

Организация должна иметь методики проверки продукции и утверждения процессов и определенные в методиках контрольные и измерительные приборы, необходимые для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

4. Процессы измерения, анализа и улучшения. В данном, завершающем разделе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 рассмотрены назначение и требования к измерениям, анализу и улучшению в системе менеджмента качества, а также требования к управлению несоответствующей продукцией. Данные процессы особенно важны для обеспечения эффективности системы менеджмента качества, так как снабжают руководство организации информацией для управления системой, налагают на него обязанность постоянного улучшения системы. Главной целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают в себя:


  1. анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;

  2. установление целей улучшения;

  3. поиск возможных решений для достижения целей;

  4. оценивание и выбор решений;

  5. выполнение выбранных решений;

  6. измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для определения того, достигнуты ли цели;

  7. оформление изменений.

Обратная связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами, аудиты и анализ системы менеджмента качества могут также использоваться для определения возможностей улучшения.

Внутренний аудит (проверка) – это систематический (проводимый через определенные промежутки времени) и независимый анализ, который выполняется силами организации (или от ее имени), чтобы определить соответствие результатов деятельности в области качества (продукции, услуг, процессов, системы менеджмента качества в целом) установленным требованиям.

Организация должна применять подходящие методы мониторинга измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 каждая организация должна определить для себя наиболее экономичный способ устранения несоответствий, уметь систематизировать и анализировать причины их возникновения.

Организация должна разработать порядок планирования и реализации корректирующих действий, направленных на устранение причин несоответствий.

В качестве источников информации для осуществления корректирующих действий могут быть использованы: жалобы потребителей и результаты оценки их удовлетворенности; отчеты о несоответствиях; выходные данные из анализа со стороны руководства и анализа данных; соответствующие записи о функционировании системы менеджмента качества; данные о квалификации, подготовке и опыте сотрудников организации; результаты мониторинга и измерения процессов и продукции; результаты аудита и самооценки системы качества.

Результаты выполнения корректирующих действий должны содержать оценку эффективности осуществленных действий.

Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий, для предупреждения их появления.



Предупреждающие действия направлены на устранение причин потенциальных несоответствий, решение перспективных проблем развития организации и улучшение качества выпускаемой продукции (услуг).

5. Квалиметрия объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством.

В настоящее время разработаны многочисленные инструменты измерения (контроля) качества. Это многообразие принято делить на следующие три больших класса: простые методы, новые инструменты и новейшие инструменты.

К простым методам относятся следующие инструменты: контрольный листок, гистограмма, причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы), диаграмма Парето, диаграмма разброса (рассеивания) и контрольные карты процессов.

Простые методы получили наибольшее распространение ввиду их простоты и доступности. В своей совокупности эти методы образуют эффективную систему методов контроля и анализа качества. С их помощью может решаться до 95 % всех проблем, находящихся в поле зрения производственников. Применение этих инструментов в производственных условиях позволяет реализовать важный принцип функционирования СМК в соответствии с МС ISO серии 9000 версии 2008 года – «принятие решений, основанное на фактах».

Новые инструменты управления качеством содержат следующие методы: мозговая атака, диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма (таблица качества), стрелочная диаграмма, поточная диаграмма, матрица приоритетов.

К новейшим инструментам управления качеством относят бенчмаркинг, систему "Ноль дефектов", систему "Точно в срок" и др.



Список источников и литературы

Источники:

    1. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 «Руководство по документированию системы менеджмента качества»

    2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования»

    3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»

    4. ГОСТ Р 50779.11-2000 Статистическое управление качеством

    5. ГОСТ Р 50779.42 – 99 (ИСО 8258 – 91) Статистические методы. Контрольные карты Шухарта.

Обязательная литература:

  1. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под редакцией М.М.Кане. – СПб: Питер, 2009. – с.204-216, с.296-366.

  2. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009 – с.215-266.

  3. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебн. по специальности «Менеджмент организации»/ Москва: «Омега-Л», 2008. – с.279-290.

Дополнительная литература:

  1. Рекомендации: Методика менеджмента процессов в системе качества (Р 50 – 601 – 46 – 2004). – М.: ВНИИС, 2004. – 37 с.

  2. Горленко О.А., Мирошников В.В. Создание систем менеджмента качества в организации: Монография. – М.: Машиностроение-1, 2002. – с.15-67.

  3. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. – М.: ЭКСМО, 2009. – (Качественный менеджмент) – с.217-259.

Словарь:

  • Системный подход



  • Процессный подход




  • Внутренний аудит



  • Несоответствующая продукция




  • Корректирующие и предупреждающие действия

Вопросник

Контрольные вопросы:

  1. Как реализован процессный подходы в модели системы менеджмента качества?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какова содержательная сущность процедуры управления несоответствующей продукцией?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как в системе менеджмента качества реализуются процедуры корректирующих действий по устранению причин несоответствий и предупреждающих действий по устранению потенциальных причин несоответствий?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что такое квалиметрия, и какими инструментами измерения и оценки качества она пользуется?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каковы социально-психологические особенности внедрения изменений при реализации СМК в организации?



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочный тест:

  1. Несоответствующая требованиям продукция может быть выделена:

  • только в результате окончательной комплексной проверки продукции перед отправкой заказчику;

  • по жалобам потребителей, проверивших продукцию в эксплуатации;

  • при проведении проверки в любой контрольной точке.




  1. Несоответствие – это:

  • невыполнение требования;

  • дефект продукции;

  • нарушение в процессах СМК.



  1. Корректирующие действия – это:

  • действия, направленные на устранение обнаруженных в продукции дефектов;

  • действия, предпринятые для устранения причин обнаруженных несоответствий;

  • действия, направленные на получение разрешения на отступление от исходных установленных требований.




  1. Внутренние проверки СМК выполняются с целью установления того, что:

  • система соответствует требованиям настоящего стандарта;

  • внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии;

  • система готова к инспекционным проверкам.


Замечания преподавателя:

________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка
Каталог: binary
binary -> Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения
binary -> В. П. Каширин Ч. I и III; В. А. Сластенин Ч. II
binary -> Гендерная идентичность у женщин, страдающих бесплодием, в программе экстракорпорального оплодотворения
binary -> Базовые ценности населения южно-африканской республики в условиях глобальных трансформаций
binary -> «Основы преподавания экономических дисциплин»
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Темы курсовых и дипломных работ Гавриш Надежда Вадимовна Темы курсовых
binary -> Структурная модернизация системы управления предприятиями электроэнергетики россии 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница